Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, прогноз ее развития
Подпрограмма "Формирование благоприятной инвестиционной среды в городе Шумерле" (далее - подпрограмма) разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, которой определены задачи по переходу экономики республики на инновационный путь развития, повышение уровня благосостояния населения, развитие инфраструктуры, Комплексным инвестиционным планом модернизации города Шумерли до 2020 года, целью которого является повышение качества жизни населения, создание полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации, обеспечение ухода от монопрофильности.
Необходимым условием реализации данных задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в экономике города остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи расширение потока инвестиций в экономику города является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия будут направлены на мобилизацию имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Инвестиции в промышленность будут направлены на техническое развитие производств и внедрение новых технологий - по кузовостроению, по пошиву кожгалантерейных изделий, производству новых пищевых изделий, модернизации и реконструкции действующих производств. Инвестиции в экономику города прогнозируются с учетом планового уровня инфляции, тенденций в развитии предприятий и их финансовых возможностей.
Все прогнозируемые инвестиционные преобразования в 2014 - 2020 годах будут соответствовать направлениям Комплексного инвестиционного плана модернизации города Шумерля на период до 2020 года. Общий объем финансирования мероприятий по реализации КИП составляет 11,5 млрд. руб. Немалое значение будет уделяться совершенствованию коммунальной инфраструктуры, транспортной системы, объектов придорожного сервиса и в целом архитектурного облика города.
В отраслевой структуре инвестиций сохранится доминирующее направление в обрабатывающие производства, жилищное строительство и коммунальное хозяйство. В качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2014 - 2020 годах будет практиковаться предоставление налоговых льгот в бюджеты в соответствии с действующим законодательством, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей, предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление муниципальных гарантий и бюджетных кредитов. В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направлены, прежде всего, на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт автомобильных дорог и решение проблем аварийного жилья.
Сегодня город Шумерля имеет необходимый экономический и бюджетный потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во все сферы деятельности, реализуются крупные инвестиционные проекты, происходят значительные преобразования в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. В рамках проведения целенаправленной инвестиционной политики, реализуются инвестиционные программы, включающие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка. В качестве инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности используются различные формы: предоставление государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты, субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ", льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики, заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики и другие.
В городе Шумерле в 2011 - 2013 годах инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возросли на 2,9% к уровню 2010 года, при 15,8% по Чувашской Республике.
За счет всех источников финансирования в 2012 году в основной капитал города вложено 514,5 млн. рублей инвестиций, или 71,8 процента к 2011 году. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение зданий и сооружений было направлено 131,2 млн. рублей (25,5 процента от общего объема инвестиций), жилищ - 214,5 млн. рублей (41,7 процента), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента - 164,1 млн. рублей (31,9 процента) и на возмещение прочих затрат - 4,7 млн. рублей (0,9 процента).
В январе - ноябре 2013 года в основной капитал города Шумерли за счет всех источников финансирования вложено 562,1 млн. рублей инвестиций, или 136,3% от уровня января - ноября 2012 года (в сопоставимых ценах). По оценке в 2013 году общий объем инвестиций в основной капитал составит около 763 млн. рублей или 139,9% от уровня 2012 года.
Активно развивается в городе банковский сектор. В перспективе роль таких инвестиционных ресурсов, как кредиты банков и заемные средства, будет возрастать. Вовлечение средств в инвестиционную деятельность города будет обеспечиваться за счет поиска эффективных производителей и активных инвесторов.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов на сегодняшний день в республике разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая инвестиционную деятельность региона, внедрены основные элементы Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт).
Внедрение Стандарта направлено на обеспечение регионов необходимым набором инструментов для повышения инвестиционной привлекательности, включая лучшие практики в области привлечения инвестиций и работы с инвесторами.
В 2015 году начато внедрение в Чувашской Республике стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений - от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижение административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности.
Современный этап развития экономики характеризуется тем, что идет процесс концентрации рынков, создания монопольных структур, усиливаются процессы поглощения организаций. В розничной торговле происходит вытеснение малых и средних магазинов межрегиональными и транснациональными торговыми сетями.
С 2016 года в городе ведется реализация мероприятий предусмотренных планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Чувашской Республике, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.11.2015 N 736-р.
В целях создания благоприятных условий для привлечения и эффективного использования инвестиционных ресурсов постановлением администрации города Шумерля от 18.08.2015 N 706 утвержден план мероприятий "дорожной карты" внедрения в городе Шумерле Чувашской Республики успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне на 2015 - 2020 годы. Названный план включает в себя 18 лучших практик включенных в Атлас муниципальных практик, подготовленный АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Ускорению административных и разрешительных процедур, а также снижению расходов инвесторов на инфраструктуру способствует также создание инвестиционных площадок "под ключ" (площадок, обеспеченных всей необходимой инженерной, коммуникационной, транспортной инфраструктурой), предусматривающих создание территорий опережающего развития (индустриального парка, агропромышленного парка, логистического парка, технопарка, офисно-делового парка, многофункционального парка). К ним относятся индустриальный парк города Шумерли.
Заключение концессионных соглашений при реализации инвестиционных проектов предприятий инфраструктурных отраслей является одним из механизмов ГЧП, который в настоящее время развивается в Чувашской Республике. Неоспоримым преимуществом концессионных соглашений является то, что государство только на время уступает свои права на пользование объектами концессионных соглашений. А несомненным плюсом при заключении концессионных соглашений является ощутимое снижение бюджетных средств государства на строительство, модернизацию, содержание и эксплуатацию объектов концессионного соглашения.
Кроме того, Указом Президента Чувашской Республики от 26 мая 2011 года N 40 создано ОАО "Корпорация развития Чувашской Республики", деятельность которого направлена на сопровождение инвестиционных проектов, обеспечивающее реализацию принципа "единого окна" - выполнение разрешительных и согласовательных процедур с минимально необходимым участием инвесторов от момента подачи инвестором декларации о намерении реализации инвестиционного проекта на территории Чувашской Республики до его реализации.
С точки зрения перспектив развития инвестиционного потенциала города имеется ряд проблем, к наиболее существенным из которых можно отнести:
отсутствие готовых инженерно обустроенных инвестиционных площадок для предложения инвестору для размещения производств;
административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, отсутствие в структурах местных администраций специалистов в сфере градостроительства);
дефицит гостиничного фонда экономкласса, недостаточно сформированная инфраструктура для развития рекреационного, спортивного, а также активных видов туризма, недостаточно высокий уровень туристского сервиса;
отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития;
недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса и несовершенство системы тарифного регулирования в условиях отсутствия прозрачности и стабильности развития инфраструктурного сектора.
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику города, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения республики.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Кроме того, для развития сетей инженерной инфраструктуры планируется привлечь представителей естественных монополий. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Настоящая подпрограмма позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику города и реализации перспективных инвестиционных проектов в секторах экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.