Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика экономического развития города Шумерли, прогноз развития
Город Шумерля расположен на Восточно-Европейской равнине, в пределах Чувашского плато (100-167 м), расчлененного долиной р. Суры, в северо-восточной части Приволжской возвышенности у западной границы Чувашской Республики.
Население города Шумерля по состоянию на 1 января 2013 года составляет 30,9 тыс. человек.
Расположен в 110 км от столицы Чувашской Республики г. Чебоксары. Город имеет удобные транспортные связи. Через его территорию проходит железнодорожная магистраль "Москва - Арзамас - Казань", имеющая важнейшее значение для осуществления пассажирских и грузовых перевозок. Развита автодорожная сеть, связывающая г. Шумерлю со столицей Чувашии, а также с гг. Канашом, Алатырем и Ядрином, имеются понтонный мост в Нижегородскую область и водные пути по р. Суре.
Площадь территории города составляет 1378 га, в том числе зеленых насаждений 28 га. В пределах городской черты расположен городской парк культуры и отдыха площадью 17,1 га, который с 1981 года имеет статус особо охраняемой природной территории Чувашской Республики.
Экономика г. Шумерли является монопрофильной. Основную роль в ней играет машиностроительный комплекс, включающий производство транспортных средств и оборудования. В 2012 году 77,3% процента объема отгруженной продукции обрабатывающих производств приходилось на машиностроительный комплекс. Данная отрасль представлена градообразующими предприятиями - ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей".
Доля среднесписочной численности работающих на градообразующих предприятиях в общей численности экономически активного населения муниципального образования в 2012 году составила 24,4 процента, доля градообразующих предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства - 53,2 процента.
Таблица 1
Развитие
обрабатывающих производств в городе Шумерля за 2012 год
Показатели |
Отгружено продукции, выполнено работ и услуг собственными силами |
|
млн. рублей |
% |
|
Обрабатывающие производства |
5477,5 |
100,0 |
из них: |
|
|
производство пищевых продуктов, включая напитки |
1088,6 |
19,9 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
85,0 |
1,6 |
целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность |
7,5 |
0,1 |
производство транспортных средств и оборудования |
4235,1 |
77,3 |
прочие |
61,3 |
1,1 |
В 2012 году отгружено продукции, выполнено работ и оказано услуг собственными силами организаций обрабатывающих производств в действующих ценах на сумму 5,5 млрд. рублей, что составляет 130,8% к уровню 2011 года. Уменьшение объема отгруженной продукции допущено ОАО "Шукофа" и ООО "Молочное дело".
Высокие темпы роста объема отгруженной продукции обрабатывающих производств обеспечили ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей", ОАО "Комбинат автомобильных фургонов".
В г. Шумерле функционируют два предприятия, выпускающие однотипную продукцию специального назначения для силовых структур (кузова-фургоны военного и гражданского назначения), что приводит к снижению и ухудшению финансово-экономических показателей их работы. Позднее проведение тендеров на размещение государственных заказов, составляющих основную долю портфеля заказов предприятий, а также несвоевременность расчетов за поставленную продукцию приводят к нестабильной загрузке производственных мощностей и отвлечению большей части оборотных средств.
После конверсии 1990-х годов, резкого сокращения объема госзаказа численность работающих в ОАО "Комбинат автомобильных фургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей" сократилась более чем в 3 раза.
В 2012 году организациями обрабатывающих производств, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, сальдированный финансовый результат составил 426,6 млн. рублей, что в 5,98 раза больше, чем в 2011 году. 80% организаций обрабатывающих производств сработали прибыльно, ими получена прибыль в размере 626,2 млн. рублей.
Основная проблема города Шумерля - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности в городе от стабильности работы градообразующих предприятий.
Для того, чтобы преодолеть моноструктурность экономики города, уменьшить зависимость наполняемости местного бюджета от результатов деятельности градообразующих организаций, необходимо развитие новых и существующих производств.
В 2012 году разработан и одобрен Кабинетом Министров Чувашской Республики Комплексный инвестиционный план модернизации города Шумерли до 2020 года. Комплексный План представляет собой согласованный по задачам, ресурсам и срокам исполнения комплекс производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, социального и культурного развития г. Шумерли. Комплексный план разработан в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Правительством Российской Федерации в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы.
Мероприятия по развитию города тесно увязаны с мероприятиями республиканских целевых программ Чувашской Республики в сферах инновационного развития промышленности, внедрения в экономику международных стандартов качества, повышения экологической безопасности, обеспечения населения качественной питьевой водой, развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике.
Город участвует в 10 республиканских и федеральных программах:
Основу экономического потенциала города Шумерли составляет машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования. Основные бюджетообразующие предприятия - ОАО "Шумерлинский комбинат автофургонов" и ОАО "Шумерлинский завод специализированных автомобилей". Для подготовки специализированных кадров в городе имеются соответствующие образовательные учреждения.
Главной целью развития города являются повышение качества жизни населения города и создание полифункциональной структуры его экономики посредством ее диверсификации за счет внедрения и использования инновационных технологий и создания новых видов производств.
Основными приоритетами являются создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, благоприятной среды жизнедеятельности населения, внедрение инноваций в технологические и организационные процессы.
Политика социально-экономического развития города направлена на непрерывное повышение качества жизни населения города через осуществление структурных преобразований в экономике, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности города на основе инновационного подхода. Результатом реализации принятой политики социально-экономического развития города и выполнения Комплексного инвестиционного план модернизации города Шумерли до 2020 года должно быть снижение зависимости от градообразующих предприятий, развитие инновационной экономики и достижение устойчивого, экономически эффективного, социально ориентированного, экологически сбалансированного развития.
Для повышения качества жизни населения и создания полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации и обеспечения ухода от монопрофильности предполагается решение следующих задач:
диверсификация рисков градообразующих предприятий за счет реструктуризации и модернизации существующих производственных мощностей, повышения рентабельности, финансовой устойчивости, внедрения инновационных, ресурсосберегающих технологий, снижения энергоемкости продукции и роста конкурентоспособности производства;
создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств, малого бизнеса путем создания индустриального парка;
развитие малого предпринимательства, являющегося важным фактором повышения качества жизни населения, создания рабочих мест, способствование развитию конкуренции;
формирование новых точек роста, развитие новых видов деятельности;
снижение социальной напряженности благодаря обеспечению максимальной занятости населения, созданию новых рабочих мест, содействию самозанятости, росту доходов населения и оказанию социальной поддержки малообеспеченным слоям населения;
комплексное развитие общественной инфраструктуры (транспортной, дорожной, инженерной, коммуникационной);
обеспечение прироста населения за счет создания благоприятных условий проживания, развития социальной сферы, инфраструктуры;
развитие новых форм оказания государственных и муниципальных услуг, повышение доступности и качества муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта и других социально значимых сферах.
Малое предпринимательство
Вклад малого предпринимательства в экономику города с каждым годом становится более весомым. Увеличивается доля среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля. Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, расширяется ее ассортимент, улучшается качество, повышается объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Субъекты малого предпринимательства обеспечивают в определенной доле наполняемость бюджета города. Сумма налогов, уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства в бюджет города, за 2012 год составила 25,5 млн. рублей против 22,9 млн. рублей в 2011 году, что на 11,4% больше соответствующего периода прошлого года.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства. Содействие развитию малого и среднего бизнеса официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики администрации города Шумерля.
Разработка Программы обусловлена актуальностью вопросов создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, устранения административных барьеров, финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу, а также необходимостью совершенствования механизмов реализации политики администрации города Шумерля в части поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития города Шумерля на долгосрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта реализации предшествующих программ.
По состоянию на 1 января 2013 г. в городе зарегистрировано 165 малых предприятий. За 2012 год было создано 6 малых предприятий. Показатель плотности малых предприятий на 1 тыс. жителей составил 5,37.
Общая численность занятых в малом предпринимательстве на 1 января 2013 г. составила 3679 человека, в том числе работающих на малых предприятиях - 2154 человек. Количество зарегистрированных предпринимателей на 1 января 2013 г. составило 1525 человек.
Объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами малых предприятий, за 2012 год составил 854,9 млн. рублей, прогноз на 2013 год - 980,5 млн. рублей.
Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Об этом свидетельствует сложившаяся отраслевая структура распределения малых предприятий в городе. В сфере торговли и общественного питания занято 35% предприятий. Промышленность является одним из секторов экономики, где малые предприятия играют важную роль, их количество составляет 20% от общего числа малых предприятий, строительством и ремонтом зданий и сооружений занято 19%, в прочих отраслях - 26%.
За последние два года сложившаяся отраслевая структура распределения малых и средних предприятий в городе практически не изменилась и свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания, строительстве и производстве.
Развитие малых предприятий в обрабатывающей отрасли, работающих на сырье бюджетообразующих предприятий, будет способствовать повышению доли обрабатывающих производств в общем объеме промышленного производства. Такие предприятия с большей вероятностью смогут работать не только на внутренний, но и внешний рынок и будут более эффективно заимствовать и внедрять инновации.
При благоприятных условиях развития экономики в 2013 году численность владельцев собственного бизнеса может увеличиться за счет регистрации в качестве предпринимателей лиц из числа бывших безработных, прошедших отбор бизнес-проектов и получивших государственную поддержку на реализацию этих проектов; при неблагоприятных условиях - численность уже действующих бизнесменов может снизиться, поскольку малое предпринимательство является тем сектором экономики, который наиболее быстро и оперативно реагирует на все изменения на рынке: изменение спроса, налоговой системы, влияние конкуренции и т.д.
Многие проблемы развития малого и среднего предпринимательства связаны с недостаточной информированностью хозяйствующих субъектов о формах господдержки, перспективных направлениях развития и отсутствием соответствующих деловых услуг. В связи с этим серьезной задачей остается система современного информационного обеспечения, в том числе с использованием Интернет-ресурсов и дистанционного консалтинга, решение которой позволит значительно улучшить условия и эффективность работы субъектов малого и среднего бизнеса. Основные усилия по решению этой задачи будут направлены на обеспечение доступа к правовой информации по направлениям: бухгалтерский учет и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, нормативно-справочная информация и доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг.
Анализ основных показателей экономики, образования, культуры подтверждает, что в городе Шумерля, как и в Чувашской Республике в целом, имеется основа для более активного развития предпринимательства в области народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции, несущей в себе народные традиции.
Народные художественные промыслы и ремесла представляют собой важную часть национального культурного достояния. Традиционными чувашскими народными промыслами являются национальная вышивка, ткачество. Развиты также резьба и роспись по дереву, лозоплетение, гончарное дело, изготовление изделий из бересты, лыка, изготовление национальных костюмов и национальных кукол, бисероплетение. В настоящее время народные промыслы - это скорее вопрос престижа республики, города, сохранения истории и традиций и, конечно, занятие для души.
Снижение платежеспособного спроса населения на изделия народных художественных промыслов, которые при их несомненной культурно-исторической значимости не относятся к товарам первой необходимости, привело к сокращению объемов производства, численности художников и мастеров народных художественных промыслов. Возникла опасность распада сложившихся творческих коллективов художников и мастеров народных художественных промыслов и утраты традиций народного искусства. Необходимость решения вышеуказанных проблем программными методами обусловлена спецификой поддержки народных художественных промыслов и ремесел, так как основной проблемой, препятствующей их развитию, является очень низкий уровень предпринимательской инициативы индивидуальных мастеров и ремесленников. С учетом изложенного государственная и муниципальная поддержка народных художественных промыслов прежде всего должна быть направлена на создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала мастеров и ремесленников города Шумерля по организации и ведению ими собственного бизнеса.
Важнейшими составляющими государственной политики в создании инфраструктуры в области народных художественных промыслов и ремесел являются обеспечение функционирования единой системы сведений о мастерах народных художественных промыслов и ремесленниках, производителях сувенирной продукции, осуществляющих свою деятельность на территории Чувашской Республики, и производимых ими изделиях и сувенирах, выявление новых направлений развития народных художественных промыслов и ремесел в Чувашской Республике, повышение качества изделий и конкурентоспособности отрасли, а также создание благоприятной среды для развития и реализации имеющегося потенциала производителей изделий народных художественных промыслов.
В настоящее время очень мало мастеров народных художественных промыслов и ремесел, работающих в качестве индивидуальных предпринимателей, что подтверждает необходимость оказания государственной поддержки развитию предпринимательской инициативы в данной сфере деятельности.
В рамках реализации мероприятий программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Шумерля в 2012 году муниципальную поддержку в виде грантов получили 5 субъектов малого и среднего предпринимательства на общую сумму - 1,2 млн. руб.
Включение мероприятий по развитию народных художественных промыслов и ремесел в Программу позволит организовать работу в данном направлении более комплексно.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики муниципалитета. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
Создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса будет способствовать увеличению к 2021 году: доли малых и средних предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг собственного производства до 19,5%, доли среднесписочной численности работающих (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе индивидуальных предпринимателей) в совокупной численности экономически активного населения города Шумерля до 27,0%, что позволит увеличить доходную часть бюджета города за счет увеличения налоговых поступлений, повысить занятость и уровень жизни населения за счет создания дополнительных рабочих мест.
Потребительский рынок и сфера услуг
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Шумерли.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется показателями социально-экономического развития города Шумерли.
С каждым годом в городе растет количество предприятий, оказывающих услуги торговли. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории города функционировало 221 предприятия розничной торговли. В течение 2012 года открылось 15 новых магазинов. Из общего количества предприятий розничной торговли 70 - по реализации продовольственной группы товаров, 141 - по реализации промышленной группы товаров, 10 - смешанные.
В соответствии с методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов установлены нормативы минимальной обеспеченности населения г. Шумерли площадью торговых объектов. Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по городу Шумерле в 2012 году составил 478 кв. метров на 1 тыс. человек, фактически по городу этот показатель - 620,0 кв. метров, в том числе по продаже продовольственных товаров - 149 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 224,4 кв. метров на 1 тыс. человек), непродовольственных - 338 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 376 кв. метров на 1 тыс. человек). Исходя из рассчитанных нормативов обеспеченности в г. Шумерле должно быть не менее 14721,5 кв. метра торговых площадей, по состоянию на 1 января 2011 г. общая торговая площадь по г. Шумерле составила 19094,7 кв. метра.
В настоящее время переведены на работу по методу самообслуживания 16 магазинов.
Количество объектов общественного питания на 1 января 2013 г. составило 22 единицу, из них в открытой сети - 11.
Всего в течение 2012 года в развитие и улучшение качества потребительских услуг вложено 15,9 млн. рублей собственных средств предпринимателей.
Состояние розничной торговли характеризовалось увеличением объема розничного товарооборота на 13,4% (с учетом всех каналов реализации), который за 2011 год составил 2645,9 млн. рублей. В системе услуг сегодня работает 97 предприятий. В городе хорошо развиты такие виды услуг, как парикмахерские, фотоуслуги, ремонт обуви. Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2012 году составил в действующих ценах 657,6 млн. рублей.
Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли.
Среднемесячная заработная плата работников организаций розничной торговли за 2012 год составила 13472,6 руб., что составляет 119,6% к 2011 году, среднемесячная заработная плата работников гостиниц и ресторанов - 10716,2 руб., что составляет 139,5% к 2011 году.
В городе представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до магазинов "шаговой доступности".
На сегодняшний день в городе функционируют 4 ярмарки, 7 торговых комплексов, планируется построить к 2016 году еще 3 торговых комплекса. Ежегодно проводится ярмарка "Дары осени" по реализации сельскохозяйственной продукции с размещением торговых площадок в разных районах города.
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли города. Вопрос о недопущении необоснованного завышения цен на продовольственные товары в 2012 г. рассмотрен на более чем 5 семинарах и совещаниях с руководителями организаций потребительского рынка.
В рамках реализации положений Указа Главы Чувашской Республики от 07.02.2012 N 19 "О мерах по совершенствованию защиты прав потребителей в Чувашской Республике" в 2012 г. в СМИ города размещено более 10 выступлений и публикаций, связанных с ситуацией на потребительском рынке, более 20 - в сети Интернет.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции.
Сложившийся в настоящее время в городе Шумерля рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в городе и Чувашской Республике в целом.
Реализация мероприятий подпрограммы в сфере потребительского рынка позволит решить обозначенные проблемы в сфере потребительского рынка и услуг.
В основе подпрограммы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения города Шумерли путем создания условий для обеспечения доступности и качества розничной торговли, оказываемых населению платных услуг, в том числе общественного питания и бытового обслуживания.
Годовой оборот розничной торговли (с учетом всех каналов реализации) к 2020 году увеличится по сравнению с 2012 годом в 1,4 раза на душу населения. Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по городу более 700 кв. метров на 1 тыс. жителей. Каждый район города должен быть в обязательном порядке обеспечен объектом торговли. В жилых массивах городов планируются формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности.
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг в первую очередь зависит от взаимодействия администрации города Шумерля и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Инвестиции
Стратегией социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, определены задачи по переходу экономики республики на инновационный путь развития, повышение уровня благосостояния населения, развитие инфраструктуры.
Целью реализации Комплексного инвестиционного плана модернизации города Шумерли до 2020 года, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июня 2012 года N 262 является повышение качества жизни населения, создание полифункциональной структуры экономики города посредством ее диверсификации, обеспечение ухода от монопрофильности.
Необходимым условием реализации названных целей и задач являются масштабные инвестиции в производства, в новые технологии, в обучение. Однако инвестиционные процессы в экономике города остаются недостаточно активными для ее структурной модернизации. Недостаток собственных долгосрочных денежных ресурсов, необходимых для запуска долгосрочных инвестиционных проектов, сдерживает модернизацию и диверсификацию экономики.
В этой связи расширение потока инвестиций в экономику города является определяющим условием успешной модернизации экономики.
В городе Шумерле в 2011 - 2013 годах инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования возросли на 2,9% к уровню 2010 года, при 15,8% по Чувашской Республике.
За счет всех источников финансирования в 2012 году в основной капитал города вложено 514,5 млн. рублей инвестиций, или 71,8 процента к 2011 году. На строительство, расширение, реконструкцию и техперевооружение зданий и сооружений было направлено 131,2 млн. рублей (25,5 процента от общего объема инвестиций), жилищ - 214,5 млн. рублей (41,7 процента), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств, инструмента - 164,1 млн. рублей (31,9 процента) и на возмещение прочих затрат - 4,7 млн. рублей (0,9 процента).
В январе - ноябре 2013 года в основной капитал города Шумерли за счет всех источников финансирования вложено 562,1 млн. рублей инвестиций, или 136,3% от уровня января - ноября 2012 года (в сопоставимых ценах). По оценке в 2013 году общий объем инвестиций в основной капитал составит около 763 млн. рублей или 139,9% от уровня 2012 года.
В соответствии со стратегическими направлениями в области инвестиционной деятельности усилия администрации города будут направлены на мобилизацию имеющихся и привлечение новых инвестиционных ресурсов в реальный сектор для обеспечения необходимых темпов экономического роста. Инвестиции в промышленность будут направлены на техническое развитие производств и внедрение новых технологий - по кузовостроению, по пошиву кожгалантерейных изделий, производству новых пищевых изделий, модернизации и реконструкции действующих производств. Инвестиции в экономику города прогнозируются с учетом планового уровня инфляции, тенденций в развитии предприятий и их финансовых возможностей.
Все прогнозируемые инвестиционные преобразования в 2014 - 2020 годах будут соответствовать направлениям Комплексного инвестиционного плана модернизации города Шумерля до 2020 года. Общий объем финансирования мероприятий по реализации КИП составляет 11,5 млрд. руб. Немалое значение будет уделяться совершенствованию коммунальной инфраструктуры, транспортной системы, объектов придорожного сервиса и в целом архитектурного облика города.
В отраслевой структуре инвестиций сохранится доминирующее направление в обрабатывающие производства, жилищное строительство и коммунальное хозяйство. В качестве государственной поддержки инвестиционной деятельности в 2014 - 2020 годах будет практиковаться предоставление налоговых льгот в бюджеты в соответствии с действующим законодательством, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей, предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, предоставление муниципальных гарантий и бюджетных кредитов. В рамках принятых приоритетов муниципальные инвестиции будут направлены, прежде всего, на развитие общественной инфраструктуры, в том числе на качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, ремонт автомобильных дорог и решение проблем аварийного жилья.
Активно развивается в городе банковский сектор. В перспективе роль таких инвестиционных ресурсов, как кредиты банков и заемные средства, будет возрастать. Вовлечение средств в инвестиционную деятельность города будет обеспечиваться за счет поиска эффективных производителей и активных инвесторов.
Сегодня город Шумерля имеет необходимый экономический и бюджетный потенциал для дальнейшего качественного развития экономики, внедряются новые технологии во все сферы деятельности, реализуются крупные инвестиционные проекты, происходят значительные преобразования в сфере здравоохранения, образования, культуры и спорта. В рамках проведения целенаправленной инвестиционной политики, реализуются инвестиционные программы, включающие инвестиционные проекты, которым оказывается государственная поддержка. В качестве инструмента государственной поддержки инвестиционной деятельности используются различные формы: предоставление государственных гарантий Чувашской Республики под коммерческие кредиты, субсидий на подготовку инвестиционных площадок "под ключ", льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики, заключение концессионных соглашений в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности города Шумерли Чувашской Республики и другие.
Однако, рассматривая развитие инвестиционного потенциала города на перспективу имеется ряд проблем, к наиболее существенным из которых можно отнести:
отсутствие готовых инженерно обустроенных инвестиционных площадок для предложения инвестору для размещения производств;
административные барьеры на пути реализации инвестиционных проектов (длительность процедур, предшествующих получению разрешения на строительство объектов, отсутствие в структурах местных администраций специалистов в сфере градостроительства);
дефицит гостиничного фонда экономкласса, недостаточно сформированная инфраструктура для развития рекреационного, спортивного, а также активных видов туризма, недостаточно высокий уровень туристского сервиса;
отсутствие долгосрочных производственных и инвестиционных программ развития организаций, что не позволяет своевременно привлекать средства крупных инвестиционных компаний и институтов развития;
недоступность долгосрочных инвестиционных кредитов для организаций коммунального комплекса и несовершенство системы тарифного регулирования в условиях отсутствия прозрачности и стабильности развития инфраструктурного сектора.
Недостаток инвестиционных ресурсов, поступающих в экономику города, в дальнейшем может привести к снижению темпов развития отдельных секторов экономики, качества предоставляемых населению услуг и в конечном счете уровня и качества жизни населения республики.
Устранение проблем возможно исключительно программно-целевым методом, так как для их решения будут привлечены органы всех уровней власти. Кроме того, для развития сетей инженерной инфраструктуры планируется привлечь представителей естественных монополий. Финансирование мероприятий именно в рамках подпрограммы позволит минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.
Настоящая программа позволит создать наиболее благоприятные условия для привлечения потенциальных инвесторов в экономику города и реализации перспективных инвестиционных проектов в секторах экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.