Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния потребительского рынка и сферы услуг, прогноз развития
Потребительский рынок - активно развивающаяся сфера экономики города Шумерля.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики города.
Состояние розничной торговли и сферы услуг в значительной мере определяется показателями социально-экономического развития города Шумерли.
С каждым годом в городе растет количество предприятий, оказывающих услуги торговли. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории города функционировало 221 предприятия розничной торговли. В течение 2012 года открылось 15 новых магазинов. Из общего количества предприятий розничной торговли 70 - по реализации продовольственной группы товаров, 141 - по реализации промышленной группы товаров, 10 - смешанные.
В соответствии с методикой расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов установлены нормативы минимальной обеспеченности населения г. Шумерли площадью торговых объектов. Суммарный норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по городу Шумерле в 2012 году составил 478 кв. метров на 1 тыс. человек, фактически по городу этот показатель - 620,0 кв. метров, в том числе по продаже продовольственных товаров - 149 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 224,4 кв. метров на 1 тыс. человек), непродовольственных - 338 кв. метров на 1 тыс. человек (по городу - 376 кв. метров на 1 тыс. человек). Исходя из рассчитанных нормативов обеспеченности в г. Шумерле должно быть не менее 14721,5 кв. метра торговых площадей, по состоянию на 1 января 2011 г. общая торговая площадь по г. Шумерле составила 19094,7 кв. метра.
В настоящее время переведены на работу по методу самообслуживания 16 магазинов.
Количество объектов общественного питания на 1 января 2013 г. составило 22 единицу, из них в открытой сети - 11.
Всего в течение 2012 года в развитие и улучшение качества потребительских услуг вложено 15,9 млн. рублей собственных средств предпринимателей.
Состояние розничной торговли характеризовалось увеличением объема розничного товарооборота на 13,4% (с учетом всех каналов реализации), который за 2011 год составил 2645,9 млн. рублей. В системе услуг сегодня работает 97 предприятий. В городе хорошо развиты такие виды услуг, как парикмахерские, фотоуслуги, ремонт обуви. Объем бытовых услуг, оказанных населению в 2012 году составил в действующих ценах 657,6 млн. рублей.
Таблица 1
Количество
предприятий потребительского рынка за 2004 - 2012 годы
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Розничная торговля (ед.) |
139 |
137 |
142 |
161 |
173 |
198 |
212 |
224 |
218 |
Общественное питание (ед.) |
27 |
28 |
23 |
25 |
30 |
33 |
33 |
21 |
23 |
Платные услуги населению (ед.) |
66 |
58 |
59 |
59 |
63 |
69 |
100 |
100 |
97 |
Таблица 2
Показатели
развития потребительского рынка за 2004 - 2012 годы
(млн. рублей)
Наименование показателя |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Розничный товарооборот |
789,0 |
882,4 |
1476,3 |
1996,4 |
2426,6 |
2573,8 |
2645,9 |
3001,2 |
3414,1 |
Общественное питание |
39,2 |
43,5 |
47,8 |
50,7 |
63,0 |
69,1 |
76,0 |
84,4 |
91,5 |
Объем платных услуг |
174,0 |
211,4 |
305,7 |
335,6 |
399,8 |
431,7 |
597,5 |
579,1 |
657,6 |
Высокие темпы роста показателей сферы потребительского рынка позволили обеспечить положительный финансовый результат организаций сферы оптовой и розничной торговли.
Среднемесячная заработная плата работников организаций розничной торговли за 2012 год составила 13472,6 руб., что составляет 119,6% к 2011 году, среднемесячная заработная плата работников гостиниц и ресторанов - 10716,2 руб., что составляет 139,5% к 2011 году.
В городе представлены практически все типы торгующих организаций - от крупных торговых комплексов до магазинов "шаговой доступности".
На сегодняшний день в городе функционируют 4 ярмарки, 7 торговых комплексов, планируется построить к 2016 году еще 3 торговых комплекса. Ежегодно проводится ярмарка "Дары осени" по реализации сельскохозяйственной продукции с размещением торговых площадок в разных районах города.
Реализуется комплекс мер, направленных на сдерживание роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. В еженедельном режиме проводится мониторинг цен на социально значимые продукты питания в предприятиях розничной торговли города. Вопрос о недопущении необоснованного завышения цен на продовольственные товары в 2012 г. рассмотрен на более чем 5 семинарах и совещаниях с руководителями организаций потребительского рынка.
В рамках реализации положений Указа Главы Чувашской Республики от 07 февраля 2012 года N 19 "О мерах по совершенствованию защиты прав потребителей в Чувашской Республике" в 2012 г. в СМИ города размещено более 10 выступлений и публикаций, связанных с ситуацией на потребительском рынке, более 20 - в сети Интернет.
Анализ состояния и тенденций развития потребительского рынка и сферы услуг в городе Шумерля позволяет обозначить основные проблемы этого сектора экономики, решение которых требует применения программных методов.
Недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
Отсутствие среднесрочных отраслевых схем размещения объектов торговли, общественного питания, оптовой торговли сдерживает комплексное развитие инфраструктуры объектов потребительского рынка.
Необходимо решать вопросы по размещению объектов сферы услуг, борьбе с контрафактной продукцией, регулированию оборота алкогольной продукции.
Сложившийся в настоящее время в городе Шумерля рынок услуг характеризуется недостаточным уровнем их качества, наличием диспропорций в развитии отдельных видов, ориентированных в основном на потребителей с невысокими доходами.
Несовершенство статистического учета и отсутствие законодательной базы для учета вновь открываемых объектов не позволяют в полной мере производить анализ развития сферы потребительского рынка в городе и Чувашской Республике в целом.
Реализация мероприятий подпрограммы в сфере потребительского рынка позволит решить обозначенные проблемы в сфере потребительского рынка и услуг.
В основе подпрограммы лежат положения, ориентированные на улучшение обслуживания населения города Шумерли путем создания условий для обеспечения доступности и качества розничной торговли, оказываемых населению платных услуг, в том числе общественного питания и бытового обслуживания.
Годовой оборот розничной торговли (с учетом всех каналов реализации) к 2020 году увеличится по сравнению с 2012 годом в 1,4 раза на душу населения. Обеспеченность населения торговыми площадями составит в среднем по городу более 700 кв. метров на 1 тыс. жителей. Каждый район города должен быть в обязательном порядке обеспечен объектом торговли. В жилых массивах городов планируются формирование специальных торговых зон, расширение сети магазинов так называемой шаговой доступности.
Развитие рынка платных услуг тесным образом связано с потребностями и платежеспособным спросом населения. В связи с этим расширение сферы услуг в первую очередь зависит от взаимодействия администрации города Шумерля и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере услуг.
Программное решение существующих проблем позволит обеспечить качественно новый, более цивилизованный облик потребительского рынка и сферы услуг, будет способствовать поддержанию высоких темпов их развития, увеличению предложения товаров и услуг, позволит создать новые рабочие места, обеспечить значительную часть поступлений в бюджеты различных уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.