Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации Муниципальной программы Вурнарского района Чувашской Республики "Управление общественными финансами и муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы, прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления общественными финансами в Вурнарском районе Чувашской Республики характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, концентрацией бюджетных инвестиций на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Вурнарского района Чувашской Республики.
Современная система управления муниципальными финансами в Вурнарском районе сложилась в результате проведенной работы по совершенствованию бюджетного процесса, обеспечению его прозрачности и открытости, внедрению новых технологий в формирование и исполнение бюджета Вурнарского района Чувашской Республики. Процесс реформирования на муниципальном уровне осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. В течение последних нескольких лет достигнуты следующие результаты:
обеспечена четкая регламентация процесса формирования и исполнения бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств;
осуществлен переход от годового к среднесрочному бюджету Вурнарского района Чувашской Республики на трехлетний период;
нормативно-правовыми актами установлены правила налогового регулирования, перечень местных налогов, их ставки, порядок и условия предоставления налоговых льгот;
сформированы на новой основе межбюджетные отношения, в соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными муниципальными полномочиями" Финансовый отдел администрации Вурнарского района Чувашской Республики осуществляет расчет и предоставление за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
распределение дотаций из бюджета Вурнарского района Чувашской Республики на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется по методике, основанной на объективных критериях оценки бюджетной обеспеченности и налогового потенциала поселений;
в условиях казначейского исполнения бюджета Вурнарского района Чувашской Республики обеспечена полная ликвидация просроченной кредиторской задолженности;
модернизированы системы бюджетного учета и отчетности;
обеспечена прозрачность бюджетной системы и публичность бюджетного процесса;
осуществлено поэтапное внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
На современном этапе основными направлениями дальнейшего реформирования сферы общественных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Вурнарского района Чувашской Республики, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Вурнарского района Чувашской Республики, повышение качества оказания муниципальных услуг;
формирование Дорожного фонда Вурнарского района Чувашской Республики и обеспечение эффективного использования средств, поступающих в указанный фонд.
В целях реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" на муниципальном уровне сформирована вся необходимая нормативная правовая база и, начиная с 2012 года, формирование и исполнение бюджета Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в условиях новых форм финансового обеспечения оказания муниципальных услуг, которая заключается в переходе от сметного финансирования к предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг. Формирование муниципальных заданий и установление прямой зависимости объема субсидии на исполнение муниципального задания от результатов деятельности учреждений, а также персональная ответственность руководителей учреждений за достижение плановых значений показателей муниципального задания приводит к усилению внутреннего контроля в учреждениях и, как следствие, обеспечивает повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
В результате проводимых бюджетных реформ обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной политики, достигается долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, обоснованность планирования бюджетных доходов и расходов.
Систематически ведется работа по координации действий Финансового отдела администрации Вурнарского района Чувашской Республики с Межрайонной ИФНС России N 3 по Чувашской Республике, с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов, а также усилению контроля за состоянием недоимки по налогам и сборам и принятия всех мер, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, для ее снижения.
Администрация Вурнарского района последовательно проводит курс на оптимизацию налоговых льгот.
В целях выполнения бюджетных обязательств Финансовый отдел администрации Вурнарского района Чувашской Республики регулярно проводит мониторинг поступлений в бюджет налоговых и неналоговых платежей, анализирует исполнение бюджета, обеспечивает ликвидность счета бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, что гарантирует стабильное финансирование всех расходов бюджета, своевременное и полное выполнение принятых обязательств.
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования муниципальной финансовой системы. Принятые в 2013 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля нацелены на развитие системы государственного и муниципального финансового контроля и обеспечат правовое регулирование в указанной сфере.
В целях повышения эффективности системы муниципального финансового контроля в Вурнарском районе Чувашской Республики в 2012 году создан контрольно-счетный орган.
В системе управления общественными финансами одним из ключевых инструментов является долговая политика. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета Вурнарского района Чувашской Республики, минимизации рисков невыполнения принятых обязательств при его исполнении необходимо эффективное управление муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики.
Развитие Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в условиях относительно ограниченного налогового потенциала и высокой плотности населения, что предопределяет необходимость осуществления значительных социальных расходов. Кроме того, остается высокой потребность в капитальных вложениях в социальную сферу (образование, культура, физическая культура и спорт), жилищно-коммунальное хозяйство. В связи с этим объективно существует потребность в привлечении заемных финансовых ресурсов, прежде всего для осуществления бюджетных расходов инвестиционного характера.
Долговая политика Вурнарского района Чувашской Республики направлена на активное использование механизма заимствований путем привлечения бюджетных и банковских кредитов для ускоренного развития общественной инфраструктуры (строительства школ, библиотек, спортивных комплексов, автомобильных дорог, жилья, объектов водоснабжения), что способствует развитию новых производств, укреплению доходной базы Вурнарского района.
В то же время в сфере управления общественными финансами в Вурнарском районе Чувашской Республики сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
сохранение условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов при в целом низкой мотивации органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств;
отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма.
Таким образом, управление общественными финансами в значительной степени продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами.
Сформулированные на период до 2020 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития Вурнарского района Чувашской Республики требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.
Муниципальная программа "Управление общественными финансами и муниципальным долгом Вурнарского района Чувашской Республики" на 2014 - 2020 годы имеет существенные отличия от большинства других муниципальных программ Вурнарского района. Она является "обеспечивающей", то есть ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе реализующих другие муниципальные программы, условий и механизмов их реализации.
Поэтому реализация Программы не может быть непосредственно связана с достижением определенных конечных целей долгосрочной стратегии развития Вурнарского района Чувашской Республики, обеспечивая значительный (по ряду направлений - решающий) вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом Вурнарского района Чувашской Республики осуществляется в соответствии с "Положением о порядке управления распоряжения муниципальной собственностью Вурнарского района", утвержденным Вурнарским районным Собранием депутатов Чувашской Республики от 23 апреля 2008 года.
В целях учета объектов муниципальной собственности Вурнарского района осуществляется ведение Реестра муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
В состав муниципального имущества Вурнарского района входят:
имущество, закрепленное на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Вурнарского района Чувашской Республики;
имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями Вурнарского района Чувашской Республики;
земельные участки, части земельных участков, за исключением находящихся в федеральной собственности и собственности Чувашской Республики, городского и сельских поселений, граждан, юридических лиц;
имущество, составляющее казну Вурнарского района.
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Чувашской Республики в области учета муниципального имущества, а также законодательства Российской Федерации по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений с 2011 года значительно возрос объем пообъектного учета муниципального имущества Вурнарского района и муниципального имущества в реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики.
На современном этапе приватизация муниципального имущества выступает одним из инструментов достижения целей привлечения инвестиций в модернизацию муниципальных предприятий, развития конкуренции и вовлечения имущества в хозяйственный оборот.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р утверждена государственная программа Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", в соответствии с которой к 2018 году в муниципальной собственности должно остаться только имущество, которое необходимо для исполнения муниципальных функций и полномочий, а все унитарные предприятия должны быть преобразованы в хозяйственные общества либо реорганизованы в казенные предприятия или учреждения. Для каждого объекта должна быть определена конечная цель управления: разгосударствление либо стратегическое развитие. Достижение целей управления активами предполагается путем разработки "дорожных карт".
В настоящее время в Вурнарском районе постановлением администрации Вурнарского района от 25 июня 2013 г. N 431 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Сокращение количества муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района" (далее - "дорожная карта").
Основными целями "дорожной карты" являются:
установление целей управления и мероприятий, направленных на достижение данных целей, по всем муниципальным унитарным предприятиям Вурнарского района Чувашской Республики;
однозначное определение и формирование исчерпывающего состава муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, необходимого для выполнения муниципальных функций и полномочий Вурнарского района;
эффективное отчуждение муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, востребованного в коммерческом обороте.
По состоянию на 1 октября 2013 г. в муниципальной собственности Вурнарского района насчитывается 409 объектов недвижимости.
В хозяйственное ведение муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района передан 1 объект недвижимости.
Из общего количества объектов, учтенных в Реестре муниципального имущества Вурнарского района Чувашской Республики, 264 объекта недвижимого имущества (64,5 процентов) закреплено на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями Вурнарского района.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики автономным и бюджетным учреждениям Вурнарского района Чувашской Республики наряду с муниципальными унитарными предприятиями Вурнарского района, с 2011 года предоставлено право самостоятельной передачи в аренду закрепленного муниципального имущества Вурнарского района по согласованию с собственником и, соответственно, право получения доходов в виде арендной платы. По состоянию на 1 ноября 2013 г. бюджетными учреждениями Вурнарского района передано в аренду 62,17 тыс. кв.м площадей с годовым размером арендной платы 1,16 млн. рублей.
Казну Вурнарского района Чувашской Республики составляют 118 объектов недвижимого имущества.
На имущество, составляющее казну Вурнарского района, заключено 12 договоров аренды объектов общей площадью 62,17 тыс. кв.м, в соответствии с которыми ежегодно подлежит перечислению в бюджет Вурнарского района Чувашской Республики 1,16 млн. рублей.
Общая сумма доходов бюджета Вурнарского района от сдачи в аренду муниципального имущества Вурнарского района на 1 ноября 2013 г. составила 2,29 млн. рублей, что в 3,1 раза больше, чем в аналогичном периоде 2012 года (0,73 млн. рублей).
По состоянию на 1 ноября 2013 г. в реестре муниципального имущества Вурнарского района учтено 85 земельных участков муниципальной собственности Вурнарского района общей площадью 222,3 га. Все земельные участки активно вовлекаются в хозяйственный оборот.
Земельные участки муниципальной собственности Вурнарского района площадью 67,9 га используются юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования для осуществления соответствующих видов деятельности.
В настоящее время заключено 68 договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района, в соответствии с которыми в аренду передано 68 земельных участков площадью 856,37 га. От аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района, в бюджет Вурнарского района на 1 ноября 2013 г. поступило 815,80 тыс. рублей.
Вопросы эффективности управления, целевого использования и сохранности объектов муниципального имущества Вурнарского района, переданного муниципальным учреждениям Вурнарского района и муниципальным унитарным предприятиям Вурнарского района, являются приоритетными в области имущественных и земельных отношений.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" проведены мероприятия по созданию единого государственного кадастра недвижимости, являющегося систематизированным сводом сведений об объектах недвижимости - земельных участках и объектах капитального строительства. Создание государственного кадастра недвижимости рассматривается в качестве меры, позволяющей обеспечить внедрение налога на недвижимость.
Посланием Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. предусмотрено, что для укрепления собственной налоговой базы регионов надо предоставить им право перейти к налогообложению недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости, причем начиная уже с 2014 года.
Несмотря на положительную динамику отдельных показателей эффективности деятельности в области управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, пока еще рано утверждать, что сделано все возможное для эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Реализация поставленных в программе целей и задач требует эффективного механизма реализации мероприятий в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью Вурнарского района.
Реализация мероприятий носит межотраслевой и межведомственный характер и направлена на развитие мероприятий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, что позволит проводить единую государственную политику в этой области.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
отсутствие достоверной информации о муниципальном имуществе Вурнарского района Чувашской Республики;
отсутствие контроля за эффективным использованием муниципального имущества Вурнарского района;
неэффективное использование объектов основных средств и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Вурнарского района.
При отсутствии программы, являющейся одним из основных инструментов реализуемой на территории Вурнарского района Чувашской Республики политики в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом Вурнарского района, все указанные противоречия, возникающие между органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника муниципальных унитарных предприятий Вурнарского района, муниципальных учреждений Вурнарского района, а также прямо либо косвенно касающиеся имущества казны Вурнарского района, не будут устранены, а поставленные задачи не найдут своего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.