Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5
Районная подпрограмма
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Урмарского района" на 2013 - 2017 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование Подпрограммы |
- |
районная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Урмарского района" на 2013 - 2017 годы |
Основания для разработки Подпрограммы |
- |
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Федеральный закон Российской Федерации от 23.07.2013 г. N 240-ФЗ "О внесении изменений в ФЗ о Фонде содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 30.04.2013 N 168 (ред. от 27.09.2013 N 397) "О республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013 - 2017 годы |
Муниципальный заказчик Подпрограммы |
- |
Администрация Урмарского района |
Основной разработчик Подпрограммы |
- |
Администрация Урмарского района |
Цель Подпрограммы |
- |
обеспечение граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу, благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства |
Задачи Подпрограммы |
- |
формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья; создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
- |
2013 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования |
- |
общий объем финансирования Подпрограммы - 173,2 млн. рублей, из них средства: Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 103,5 млн. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 59,7 млн. рублей; муниципального бюджета Урмарского района Чувашской Республики - 10,0 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели эффективности |
- |
Социальная эффективность Подпрограммы выражается в: улучшении жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде; строительстве (приобретении) для граждан, переселяемых из непригодного для проживания жилья, жилых помещений общей площадью не менее 5726,6 кв. метров. Экономическая эффективность Подпрограммы может быть выражена в: создании условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий Подпрограммы; развитии территорий поселений путем ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Результаты реализации Подпрограммы: переселение 405 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде в 2013 - 2017 годах; ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 5726,6 кв. метров |
Система организации контроля за исполнением Подпрограммы |
- |
Контроль за ходом реализации Подпрограммы осуществляет администрация Урмарского района. Администрация Урмарского района ежегодно к 15 февраля до 2013 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Подпрограммы в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. |
I. Характеристика проблем, на решение которых направлена Подпрограмма
Районная подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Урмарского района" на 2013 - 2015 годы (далее - Подпрограмма) разработана в целях обеспечения граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу, благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства РФ и ЧР.
Жилищный фонд Урмарского района по состоянию на 1 января 2013 г. составляет 101,6 тыс. кв. метров. По техническому состоянию к аварийному жилищному фонду отнесено 5,73 тыс. кв. метров, что составляет 6,5 процента от всего имеющегося жилищного фонда, где проживают 0,405 тыс. человек. В основном это здания постройки 1930 - 1985 годов с истекшим нормативным сроком эксплуатации, имеющие физический износ 60-80 процентов, не имеющие потребительской стоимости на рынке жилья. Морально и физически устаревшие и не соответствующие установленным санитарным и техническим требованиям, здания не подлежат капитальному ремонту или реконструкции, однако занимают значительные площади. Это малоэтажные дома с деревянными и шлакобетонными стенами, деревянными перекрытиями, неблагоустроенные или частично благоустроенные. Ветшание жилых зданий произошло из-за невыполнения в соответствии с техническими нормативами планово-предупредительного, текущего и капитального ремонтов вследствие недостаточного финансирования отрасли. Ситуация в муниципальном жилищном фонде ухудшилась в последние годы в связи с приемом в муниципальную собственность ведомственных жилых домов, имеющих большой физический износ. Тяжелое финансовое положение, а зачастую и банкротство организаций, передающих жилищный фонд, исключило возможность выполнения капитального ремонта домов за счет этих организаций или передачу средств на проведение необходимых работ.
Общая площадь жилых домов, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, составляет 5,73 тыс. кв. метров, где проживает 165 семей или 405 человек.
Подпрограмма позволит определить пути решения проблемы и привлечения необходимого объема финансовых ресурсов. Подпрограммный метод решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда позволит обеспечить граждан, проживающих в таких домах, доступным жильем за счет консолидации финансовых средств бюджетов всех уровней, создания условий для привлечения внебюджетных источников и способствует комплексной реконструкции микрорайонов и кварталов (модернизации и развитию, наряду со строительством жилых зданий, инженерной, социальной, культурной и бытовой инфраструктуры, опережающему проектированию застройки районов массового сноса и реконструкции).
Перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации приведен в приложении N 1.
II. Основные цели, задачи и сроки реализации Подпрограммы
Основными целями Подпрограммы являются:
обеспечение граждан, проживающих в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу, благоустроенными жилыми помещениями применительно к условиям соответствующего населенного пункта и отвечающими установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Основными задачами Подпрограммы являются:
формирование механизмов ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья;
создание условий для развития территории, на которой сосредоточен аварийный жилищный фонд.
Настоящая Подпрограмма реализуется в 2013 - 2017 годах.
III. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий включает нормативно правовое и методологическое обеспечение программы, механизмы использования земельных участков, освободившихся в результате сноса аварийных зданий.
Перечень основных мероприятий по реализации Подпрограммы приведен в приложении N 2.
3.1. Мероприятия, направленные на нормативное правовое и методологическое обеспечение Подпрограммы
Мероприятия данного подраздела по реализации Подпрограммы определяют основные положения при переселении граждан из непригодного для постоянного проживания жилья и организационные мероприятия, обеспечивающие достижение программных целей, а также нормативные правовые акты, принимаемые на муниципальном уровне.
3.1.1. В настоящее время на территории Урмарского района реализуются следующие федеральные, республиканские и районные целевые программы, призванные обеспечить граждан пригодным для проживания жильем:
Республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Чувашской Республике на период до 2013 года", утвержденная постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335 (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.04.2013 г. N 151);
Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2008 г. N 1996-р (с изменениями от 17.12.2010 г. N 1050);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050
Республиканская программа "О дополнительных мерах по государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" утвержденная Указом Президента Чувашской Республики от 03.10.2011 г. N 87.
Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории непригодных для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Процент физического износа жилых зданий, отнесенных к ветхим, устанавливает методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда, утвержденное приказом Госстроя Российской Федерации МДК 2-04.2004. К аварийным отнесены здания с физическим износом свыше 65% для деревянных домов и свыше 70% для каменных домов.
Администрация Урмарского района ежегодно уточняет и формирует перечни жилых домов, признанных непригодными для проживания, и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в рамках данной Подпрограммы.
Аварийные жилые дома или близкие по техническому состоянию к аварийным могут расселяться в следующем порядке:
в первую очередь жилые дома (жилые помещения), грозящие обвалом и подлежащие сносу;
во вторую очередь все другие аварийные дома в порядке очередности, исходя из величины физического износа зданий;
в третью очередь дома, находящиеся на планируемых к застройке земельных участках с компактным расположением аварийного жилья.
Под многоквартирными домами понимается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Жилые дома, предоставляемые под расселение, в соответствии с требованиями по улучшению условий проживания населения и решением социальных задач по долговечности должны иметь соответствующие эксплуатационные качества при установленной системе технического обслуживания и ремонтов, прогнозируемый срок долговечности, в течение которого целесообразно их техническое обслуживание и ремонт для поддержания безопасных условий проживания людей.
Целесообразно проведение подготовительных мероприятий по переселению граждан - заключение предварительных соглашений с собственниками жилых помещений в домах, подлежащих сносу, о предоставлении (в виде иного жилого помещения или согласованной выкупной цены в денежном выражении), до объявления аукциона на земельный участок или на право заключения договора о развитии застроенной территории.
При принятии решения о строительстве (приобретении) жилых помещений для расселения аварийных жилых домов администрация Урмарского района будет использовать проекты стандартного типа, в том числе учитывающие возможность изменения внутренней планировки квартир. Приобретение жилищного фонда для переселения граждан, проживающих в аварийных жилых зданиях, на вторичном рынке жилья допускается только в жилых домах, имеющих износ не более 40 процентов. Стоимость жилья должна быть минимальной при соблюдении определенных действующим законодательством гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья. При заключении муниципальных контрактов с застройщиками будет оговариваться планировка (поэтажное расположение квартир), площадь и номера (условные) квартир, предоставляемых гражданам, переселяемых из аварийного жилья. Экономически наиболее эффективным является предоставление жилья взамен сносимого в строящихся жилых домах с высокой степенью строительной готовности.
Юридические вопросы переселения граждан из аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного и гражданского законодательства.
Жилые помещения предоставляются гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в соответствии с действующим законодательством. Жилые помещения, отвечающие установленным санитарным, техническим и иным требованиям, приобретенные (построенные) в рамках Подпрограммы предоставляются:
нанимателям, переселяемым из жилых помещений, признанных непригодными для проживания;
собственникам, переселяемым из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
3.1.2. На районном уровне предусматривается разработка и принятие правила (порядка) предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в жилищном фонде, признанном непригодным для постоянного проживания или подлежащим сносу.
Размещение муниципального заказа на предоставление жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, проводится на конкурсной основе.
Реализация мероприятий, связанных с ликвидацией (сносом) аварийного жилья и строительством (приобретением) жилья для граждан, наиболее эффективна при условии обеспечения равноценного подхода к переселению граждан независимо от формы собственности жилого помещения.
3.2. Разработка механизмов оптимального использования земельных участков, освободившихся в результате сноса аварийных зданий.
В зависимости от объемов жилищного строительства и ликвидации аварийного жилищного фонда расселение домов осуществляется отселением из отдельных зданий, техническое состояние которых является критическим.
Одним из направлений в части обновления жилищного фонда являются последовательный снос старого жилищного фонда, возведение на его месте новых зданий, отвечающих по благоустроенности, комфортности проживания установленным требованиям, с переселением в них жильцов из снесенных домов или предоставлением им вторичного жилья.
Одновременно с расселением из домов администрацией Урмарского района должны быть решены задачи по демонтажу (разборке) зданий и переработке (утилизации) конструкций и материалов.
IV. Ресурсное обеспечение Подпрограммы
4.1. Средства, направляемые на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, имеют целевое назначение и не могут быть использованы администрацией Урмарского района на иные цели. Подпрограмма может быть реализована при условии финансирования в полном объеме бюджетами всех уровней и с привлечением внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Подпрограммы предусматривается за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета, а также внебюджетных средств.
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы составляет 173,2 млн. рублей, в том числе средства:
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 103,5 млн. рублей; республиканского бюджета Чувашской Республики - 59,7 млн. рублей; муниципальный бюджет Урмарского района Чувашской Республики - 10,0 млн. рублей.
В ходе реализации Подпрограммы объемы ее финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом возможностей местного бюджета, внебюджетных источников.
Сумма затрат на выполнение мероприятий Подпрограммы определена из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на первый квартал 2013 года в сумме 28400 рублей, установленной Минрегионразвития России.
Стоимость одного квадратного метра строительства (приобретения) общей площади жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда ежегодно уточняется с учетом изменения рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальным образованиям.
Объем финансирования Подпрограммы приведен в приложении N 3.
V. Механизм реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Муниципальным заказчиком Подпрограммы является администрация Урмарского района Чувашской Республики.
Администрация Урмарского района разрабатывает следующие документы:
районную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, перечень жилых домов, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, в том числе многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
предоставление письменных обязательств администрации Урмарского района по финансированию районной программы, включая внебюджетные источники;
наличие местных правил (порядка, положения) предоставления жилых помещений по основаниям сноса, признания жилых помещений непригодными для проживания для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
утвержденный администрацией Урмарского района список граждан, предполагаемых к переселению, с указанием адреса и физического износа сносимого жилья и адреса предоставляемого жилья взамен сносимого на планируемый год;
акты обследования помещений;
заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, о признании многоквартирного дома аварийным или ветхим;
положительное заключение экспертизы проектно-сметной документации или письмо администрации Урмарского района о том, что проектно-сметная документация находится на рассмотрении в Управлении государственной экспертизы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (с приложением копии документа, подтверждающего принятие ее на экспертизу);
наличие утвержденной проектно-сметной документации на объект;
договор аренды земельного участка под строительство, решение администрации Урмарского района о предоставлении земельного участка под строительство или итоговый протокол о проведении аукциона на земельный участок под строительство.
При заявленном способе переселения граждан из аварийного жилищного фонда как приобретение жилых помещений администрацией Урмарского района предоставляется письменное подтверждение наличия на рынке вторичного жилья на территории Урмарского района жилых помещений для приобретения в планируемом году.
Администрация Урмарского района разрабатывает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции, организует работу по реализации и финансированию мероприятий Подпрограммы.
Администрация Урмарского района ежегодно к 15 февраля до 2013 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Подпрограммы в Минстрой Чувашии.
VI. Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы и показатели ее эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой, обеспечит создание благоприятных условий для наращивания объемов жилищного строительства.
Социальная эффективность Подпрограммы:
улучшении жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде;
строительстве (приобретении) для граждан, переселяемых из непригодного для проживания жилья, жилых помещений общей площадью не менее 5726,6 кв. метров.
Экономическая эффективность Подпрограммы:
создании условий для привлечения внебюджетных средств на финансирование мероприятий Подпрограммы;
развитии территорий поселений путем ликвидации аварийного жилищного фонда.
Ожидаемыми результатами реализации Подпрограммы к 2017 году станут:
переселение 405 граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде в 2013 - 2017 годах;
ликвидация (снос) аварийного жилищного фонда общей площадью 5726,6 кв. метров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.