Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
распоряжением Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 29.06.2021 N 534-р
(приложение N 1)
Концепция
обеспечения безопасности детей в Чувашской Республике на 2021 - 2026 годы
I. Общие положения
В Концепции обеспечения безопасности детей в Чувашской Республике на 2021 - 2026 годы (далее - Концепция) представлен анализ состояния системы обеспечения безопасности детей в Чувашской Республике, определены приоритетные цели и задачи в указанной сфере, сформулированы основные направления деятельности.
Разработка Концепции осуществлялась согласно:
Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Федеральному закону от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных";
Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию";
Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Закону Чувашской Республики от 24 ноября 2004 г. N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике";
Закону Чувашской Республики от 29 декабря 2005 г. N 68 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике";
Закону Чувашской Республики от 24 июля 2009 г. N 43 "О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие";
государственной программе Чувашской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 сентября 2018 г. N 385;
государственной программе Чувашской Республики "Развитие образования", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 декабря 2018 г. N 531;
государственной программе Чувашской Республики "Развитие транспортной системы Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 599.
Настоящая Концепция может являться основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования по вопросам обеспечения безопасности детей в Чувашской Республике.
II. Состояние системы обеспечения безопасности детей
2.1. Информационная безопасность детей
В настоящее время информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") становится важнейшим институтом социализации, образования и воспитания детей, замещая традиционно сложившиеся формы.
Актуальной проблемой стала необходимость обеспечения информационной безопасности детей. Во всех общеобразовательных организациях в Чувашской Республике внедрена система контентной фильтрации доступа к сети "Интернет", определены лица, ответственные за обеспечение безопасной работы обучающихся в сети "Интернет".
Ежегодно проводятся Единый урок безопасности в сети "Интернет", мероприятия проекта "Сетевичок", направленные на повышение уровня информационной грамотности детей, формирование способности противостояния негативным проявлениям в сети "Интернет", а также на повышение информированности родителей (иных законных представителей) о проблемах безопасности детей, в том числе в информационном пространстве. В общеобразовательных организациях проводятся уроки по вопросам информационной безопасности детей.
2.2. Безопасность детей на дорогах
Продолжает оставаться актуальной проблема безопасности детей на дорогах.
В 2020 году в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 4 ребенка и 242 ребенка получили травмы (в 2019 году - 9 и 250, в 2018 году - 9 и 223 соответственно). Наиболее часто причинами дорожно-транспортных происшествий являются нарушения правил дорожного движения как водителями, так и детьми, их невнимательность.
В рамках государственной программы "Развитие транспортной системы Чувашской Республики", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2018 г. N 599, органами исполнительной власти Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов реализуются мероприятия по профилактике дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно закупается оборудование для изучения правил дорожного движения (аппаратно-программные обучающие комплексы по правилам дорожного движения, мобильные автогородки), дети обеспечиваются световозвращающими элементами.
Большую роль в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий играют юные инспектора движения. В 2020/21 учебном году в образовательных организациях республики насчитывалось 308 отрядов юных инспекторов движения (в 2019/20 учебном году - 311, в 2018/19 учебном году - 305), в которых состояло более 4 тыс. обучающихся. Работа указанных отрядов ведется по нескольким направлениям: наставничество, просветительская деятельность, проектная деятельность и др. В образовательных организациях отрядами юных инспекторов движения проводятся конкурсы, соревнования, игры, оформляются уголки безопасности движения.
Наиболее активными являются отряды юных инспекторов движения МБОУ "Азимсирминская СОШ", МБОУ "Гимназия N 1" г. Мариинский Посад, МБОУ "Цивильская СОШ N 1", МБОУ "Байгуловская СОШ" Козловского района Чувашской Республики, МБОУ "Староурмарская СОШ", МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3" г. Канаш. В 2019/20 учебном году они стали участниками Межгосударственного слета юных инспекторов движения во Всероссийском детском центре "Смена", Всероссийского слета юных инспекторов движения в ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок", Всероссийского интернет-марафона "ЮИД за Победу благодарит!".
2.3. Преступность среди несовершеннолетних
Актуальной остается проблема преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
По итогам 2020 года по сравнению с 2019 годом отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 7,3% (по итогам 2019 года - увеличение на 4,9%, по итогам 2018 года - снижение на 7,9%).
Число несовершеннолетних, принимавших участие в совершении преступлений, уменьшилось на 21,9% (по итогам 2019 года - увеличение на 0,3%, по итогам 2018 года - снижение на 7,4%).
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 ноября 2007 г. N 310 "Об утверждении Правил формирования единой базы данных о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении" формируется единая база данных о выявленных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - единая база данных).
Согласно единой базе данных на конец 2020 года на учете в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состояли 1014 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2019 году - 1092, в 2018 году - 1140). В отношении несовершеннолетних органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних реализуются индивидуальные программы реабилитации.
Несмотря на сокращение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, наблюдается рост количества преступлений небольшой тяжести и тяжких преступлений, совершенных ими. Вызывает обеспокоенность рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, которые не учатся и не работают, на 16,4%.
2.4. Семейное неблагополучие
Дети, находящиеся без надзора взрослых (родителей, педагогических работников), проживающие в неблагополучных семьях, наиболее подвержены различным рискам.
В целях профилактики гибели и травматизма детей, защиты их прав и законных интересов ведется учет семей, находящихся в социально опасном положении. Согласно единой базе данных по состоянию на конец 2020 года на учете в районных (городских) комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят 1167 семей, которые находятся в социально опасном положении (в 2019 году - 1252, в 2018 году - 1283). В них проживают 2452 несовершеннолетних ребенка (в 2019 году - 2570, в 2018 году - 2564).
Несмотря на уменьшение количества семей, находящихся в социально опасном положении, создание благоприятных условий жизни для детей остается одной из приоритетных задач.
Так, в 2020 году 6 детей погибли при выпадении из окон (в 2019 году - 5, в 2018 году - 4), травмы при выпадении из окон получили 23 ребенка (в 2019 году - 21, в 2018 году - 39).
По итогам 2020 года при пожарах погибло 3 детей (в 2019 году - 3, в 2018 году - 0), от поражения электрическим током - 2 детей (в 2019 году - 1, в 2018 году - 0).
В летний период имеются случаи гибели детей на воде. В 2020 году утонуло 2 детей (в 2019 году - 2, в 2018 году - 5).
В Чувашской Республике организована работа мобильной бригады срочной психолого-педагогической помощи детям и их родителям. Мобильная бригада проводит срочные мероприятия с несовершеннолетними и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, при состояниях, угрожающих их жизни или здоровью. В 2020 году осуществлено около 7 подобных выездов, которыми охвачено более 349 человек (в 2019 году - 14 выездов, охвачено 786 человек; в 2018 году - 25 выездов, охвачено 737 человек).
В целях оказания экстренной психологической помощи круглосуточно функционирует детский телефон доверия на базе БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей" Минобразования Чувашии и БУ "Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Минтруда Чувашии с единым общероссийским номером 8-800-2000-122. Звонки на этот номер осуществляются бесплатно и анонимно. В 2020 году на линию детского телефона доверия поступило 14725 обращений (в 2019 году - 12600, в 2018 году - 14456). Всем позвонившим оказывается квалифицированная психологическая помощь.
В рамках регионального проекта Чувашской Республики "Поддержка семей, имеющих детей" с 2019 года реализуется проект "Родители 3.0". Мероприятия проекта "Родители 3.0" включают в себя очные, дистанционные и выездные консультации, внедрение автоматизированной информационной системы "Родители 3.0" с возможностью записи на прием за получением услуг и оценки полученных услуг, улучшение материально-технического оснащения консультационных пунктов, а также повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (иным законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи оказываются на 33 консультационных площадках и в 212 консультационных пунктах, действующих на территории Чувашской Республики. В 2020 году оказано около 107 тыс. услуг родителям (иным законным представителям), гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
2.5. Подростковый суицид
На территории Чувашской Республики в 2020 году зафиксировано 7 фактов оконченных суицидов среди несовершеннолетних (в 2019 году - 5, в 2018 году - 8).
По итогам проведенного анализа выявлено, что самоубийства совершены при наличии не одной, а нескольких причин. Факторами, влияющими на совершение суицида, являются ссора с близким человеком, его смерть, непонимание со стороны окружающих, проблемы в учебе, неразделенное чувство любви к противоположному полу, наличие психического расстройства личности и иные факторы.
На территории Чувашской Республики в 2020 году зафиксировано 65 попыток суицида среди несовершеннолетних (в 2019 году - 64, в 2018 году - 62).
2.6. Преступления в отношении несовершеннолетних
По данным МВД по Чувашской Республике, в 2020 году зарегистрировано 904 (в 2019 году - 973, в 2018 году - 1006) преступления, совершенные в отношении несовершеннолетних.
Остается актуальной проблема предупреждения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних. В 2020 году совершено 99 преступлений (в 2019 году - 66, в 2018 году - 81), в том числе по:
статье 131 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) (изнасилование) - 6 (в 2019 году - 7, в 2018 году - 7);
статье 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера) - 27 (в 2019 году - 18, в 2018 году - 23);
статье 133 УК РФ (понуждение к действиям сексуального характера) - 1 (в 2019 году - 1, в 2018 году - 0);
статье 134 УК РФ (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) - 52 (в 2019 году - 29, в 2018 году - 29);
статье 135 УК РФ (развратные действия) - 13 (в 2019 году - 11, в 2018 году - 22).
III. Цель и задачи Концепции
Целью Концепции является создание единого подхода к решению вопросов комплексной безопасности детей в Чувашской Республике.
Основные задачи:
формирование системы защиты детей от информации, негативно влияющей на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие;
реализация мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечение безопасности детей на дорогах;
обеспечение доступности организаций дополнительного образования детей, организаций отдыха детей и их оздоровления;
обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуальной помощи семьям, оказываемой на межведомственной основе;
привлечение родителей (иных законных представителей) к воспитанию и развитию у детей навыков безопасного поведения в повседневной жизни;
укрепление психического здоровья детей, оказание профилактической помощи родителям (иным законным представителям) по проблеме подросткового суицида;
формирование у детей культуры безопасного поведения, в том числе при пожарах, на водных объектах, в местах отдыха и массового пребывания детей;
совершенствование воспитательной работы в образовательных организациях.
IV. Механизмы реализации Концепции
4.1. Совершенствование нормативно-правового регулирования системы обеспечения безопасности детей
Совершенствование нормативно-правового регулирования системы обеспечения безопасности детей предусматривает:
разработку нормативных правовых актов по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в сфере обеспечения безопасности детей;
подготовку при необходимости предложений о внесении изменений в законодательство Чувашской Республики в части нормативно-правового регулирования системы обеспечения безопасности детей;
осуществление мониторинга соответствия нормативно-правового регулирования системы обеспечения безопасности детей в Чувашской Республике законодательству Российской Федерации.
4.2. Развитие кадрового потенциала системы обеспечения безопасности детей
БУ ЧР ДПО "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии осуществляет повышение квалификации и переподготовку педагогических работников, выявляет и распространяет лучшие педагогические практики в сфере воспитания, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, формирует банк данных лучших практик и технологий воспитания и социализации.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция появления новых форм девиантного поведения обучающихся, новых способов их травмирования, распространения негативной информации через сеть "Интернет".
У педагогических работников имеется возможность одними из первых заметить изменения в поведении подростка, изменения его настроения, привычек, уровня тревожности. В связи с этим будет организовано обучение работников образовательных организаций, в чьи должностные обязанности входят воспитание, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Будут также разработаны информационные буклеты о признаках отклоняющегося поведения обучающихся.
4.3. Информационно-методическое обеспечение системы обеспечения безопасности детей
Важнейшим условием решения задач по обеспечению безопасности детей является целенаправленная профилактическая и просветительская работа с обучающимися и их родителями (иными законными представителями), которая включает:
проведение разъяснительной работы с родителями (иными законными представителями) о возможных последствиях неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию и воспитанию детей;
повышение информированности родителей (иных законных представителей) о проблемах безопасности детей, в том числе в информационном пространстве;
разработка и размещение социальных видеороликов по вопросам безопасности детей в средствах массовой информации, социальной рекламы - на щитах, стендах, электронных табло.
4.4. Обеспечение безопасной инфраструктуры для детей
Особого внимания требует инфраструктура для детей, которая представляет собой систему объектов, созданных в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления детей.
Безопасность объектов инфраструктуры для детей - это условия сохранения их жизни и здоровья. Она может быть достигнута системой мер профилактического, информационного и организационного характера, предусматривающих:
мониторинг укомплектованности образовательных организаций информационно-наглядными материалами по вопросам обеспечения безопасности детей, их обновление;
размещение на стендах многоквартирных домов памяток по профилактике выпадения детей из окон;
установку средств безопасности на окнах многоквартирных домов;
оборудование мест зимнего и летнего отдыха детей.
4.5. Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности детей
В рамках реализации Концепции будет скоординирована деятельность всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, направленная на обеспечение системного решения проблем безопасности детей и включающая следующие мероприятия:
организация работы мобильной бригады срочной психолого-педагогической помощи детям и их родителям (иным законным представителям), в том числе детям, пострадавшим от насилия и жестокого обращения;
патрулирование мест организованного отдыха детей вблизи водных объектов на предмет соблюдения правил безопасности;
выявление семей с детьми, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, включая неисправное состояние систем электроснабжения и печного отопления.
Одной из наиболее перспективных форм профилактической работы является обеспечение доступности организаций дополнительного образования детей, организаций физкультурно-спортивной направленности, что позволит обеспечить занятость несовершеннолетних.
V. Этапы реализации Концепции. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции предусмотрена в два этапа:
I этап: 2021 - 2022 годы;
II этап: 2023 - 2026 годы.
На I этапе реализации Концепции (2021 - 2022 годы) планируется:
принятие организационных решений по обеспечению выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции;
внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты Чувашской Республики, обеспечивающие реализацию Концепции;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами, в том числе с использованием дистанционных технологий, до 77 процентов;
охват 40 процентов педагогических работников, ответственных за воспитание обучающихся, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, курсами повышения квалификации;
снижение уровня смертности детей от внешних причин.
На II этапе реализации Концепции (2023 - 2026 годы) планируется:
продолжение выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции;
обеспечение совершенствования нормативных правовых актов Чувашской Республики по реализации Концепции с учетом правоприменительной практики;
увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами, в том числе с использованием дистанционных технологий, до 80 процентов;
охват 60 процентов педагогических работников, ответственных за воспитание обучающихся, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, курсами повышения квалификации;
снижение уровня смертности детей от внешних причин.
В результате реализации Концепции в Чувашской Республике:
у родителей (иных законных представителей) будут сформированы необходимые знания в области обеспечения безопасности детей;
будет сформирована система своевременной подготовки педагогов к работе с детьми, имеющими новые формы девиантного поведения, ознакомления с новыми способами травмирования детей, распространения негативной информации через сеть "Интернет";
будут заложены основы для формирования у населения Чувашской Республики навыков безопасного поведения посредством соблюдения правил дорожного движения, организации полезного досуга, защиты персональных данных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.