Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния системы образования города Шумерля, прогноз ее развития
В городе Шумерля сложилась и действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, общее, дополнительное образование детей. Позитивные изменения последнего десятилетия, затронувшие систему общего, привели к качественно новому ее состоянию, и поддерживать достигнутый уровень и предупреждать развитие негативных тенденций возможно при наличии программного продукта, обеспечивающего финансирование из разных источников комплекса мероприятий в долгосрочной перспективе.
Система дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Шумерля охватывает 10 дошкольных образовательных учреждений, 5 общеобразовательных школ, 3 учреждения дополнительного образования детей.
Численность обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях системы образования составляет:
в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - 1648 человека, из них в дошкольных учреждениях - 1608 человек.
в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 3030 человек;
в учреждениях дополнительного образования детей системы образования - 1804 человека.
В 2012-2013 учебном году в системе образования города Шумерля занято всего 360 педагогических работников, в том числе педагогическую деятельность в ДОУ осуществляют 144 педагога, в дневных общеобразовательных школах - 182; в учреждениях дополнительного образования - 34.
Система образования в целом стремится соответствовать требованиям инновационного развития республики, что находит свое отражение в обновлении нормативной и правовой базы. В настоящее время на основе федеральных стратегических документов реализуется Комплекс мер по модернизации общего образования города Шумерля в 2013 году, направленный на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; План мероприятий ("дорожная карта"), направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования в городе Шумерля (Постановление администрации города Шумерля от 30 апреля 2013 г. N 360).
В рамках реализации мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования города Шумерля заложены основы для дальнейшей модернизации системы общего образования города, направленной на обеспечение нового качества образования, приведения его в соответствие с социально-экономическими изменениями, происходящими в обществе.
Дошкольное образование
По состоянию на 31.12.2013 г. в систему дошкольного образования города Шумерля входят 10 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования. Из них функционирует 9 дошкольных образовательных учреждений и 1 общеобразовательное учреждение (МБОУ "СОШ N 6"), где в 76 группах при количестве мест 1620 (согласно нормам СанПиН), воспитывается 1648 детей в возрасте от 1,5 до 7 лет (ясли - 267 чел., сад - 1381 чел). В городе Шумерле количество детей в возрасте от рождения до 7 лет составляет 2371 чел., в том числе от 1,5 года до 6,5 лет - 1882 чел. (по данным Росстата на 01.01.2013 г.). Охват дошкольным образованием составляет 87,6% (учитывая детей от 1,5 лет). Однако сохраняется очередность в дошкольные образовательные учреждения. На конец 2012 г. зарегистрировано 208 детей от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
Увеличить численность воспитанников в ДОУ и тем самым охват дошкольным образованием по сравнению с 2012 годом не удалось, несмотря на то, что было выполнено одно из основных мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие дошкольного образования в городе Шумерля на 2012 - 2015 годы" - проведение реконструкции бывшего здания детского сада "Рябинушка", расположенного по адресу: ул. Советская, д. 18, где в период с 1991 по 2011 годы находилась начальная школа МБОУ "СОШ N 1".
Торжественное открытие нового детского сада на 190 мест - МБДОУ "Детский сад N 16 "Рябинушка" города Шумерля Чувашской Республики состоялось 15.11.2012 года. На конец года выдано 89 путевок для детей от 1,5 до 7 лет. Принять воспитанников планируется с 15.01.2014 г., с момента получения заключения о соответствии условий для осуществления деятельности по присмотру и уходу за детьми. Для того чтобы провести комплектование нового детского сада согласно возрастным группам, с родителями дошкольных образовательных учреждений была проведена разъяснительная работа по переводу воспитанников из других образовательных учреждений в д/с "Рябинушка". В результате после перевода воспитанников среднего и старшего возраста, расформирования групп, на освободившиеся места 2 детских сада (N 5, 18) планируют принять детей в возрасте от 1,5 лет в количестве 40 чел.
Важной составляющей доступности дошкольного образования для всех категорий граждан является размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях. На основании постановления администрации города Шумерля от 24.09.2013 г. N 788 "Об утверждении норматива по расходам за присмотр и уход за ребенком в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования" с 01.09.2013 г. утвержден размер родительской платы 45 рублей в день.
Льготами по оплате за услуги в детском саду в размере 50% от родительской платы пользуются 101 чел. (дети из многодетных семей). Дети-инвалиды 14 чел. и дети, оставшиеся без попечения родителей 16 чел. посещают детские сады бесплатно.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" продолжается выплата компенсации части родительской платы в размере 20-50-70% от родительской платы в зависимости от количества детей в семье.
Действующие ДОУ по состоянию на 31.12.2012 г.:
- "Детский сад" - 4 учреждения (МБДОУ "Д/с N 1 "Золотой ключик", МБДОУ д/с N 4 "Ладушки", МБДОУ "Д/с N 5 "Радуга", МБДОУ "Д/с N 15 "Сказка");
- "Детский сад комбинированного вида" - 3 учреждения (МБДОУ д/с N 11 "Колокольчик", МБДОУ д/с N 14 "Солнышко", МБДОУ д/с N 19 "Родничок");
- "Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития ребенка" - 1 учреждение: МБДОУ д/с N 18 "Аленушка",
- 2 дошкольные группы в составе МБОУ "СОШ N 6".
Однако в своем составе все ДОУ имеют только группы общеразвивающей направленности (в настоящее время ведется работа по приведению уставов ДОУ в соответствие с законодательством). Проблема предоставления образовательных и оздоровительных услуг детям, нуждающимся в коррекции, решается с помощью интегративного обучения в группах общеразвивающей направленности. На сегодняшний день 14 детей-инвалидов посещают ДОУ. В городе проживает 24 ребенка-инвалида от рождения до 7 лет с различными видами заболеваний.
В 5 учреждениях дошкольного образования функционируют логопедические пункты, где 229 детям с нарушением речи оказывается коррекционная помощь. Это на 26% больше по сравнению с 2012 годом. Для оказания психолого-педагогической помощи с сентября 2013 года в штатное расписание ДОУ введена должность педагога-психолога.
В условиях активного инновационного развития особую важность приобретает профессиональный уровень педагогических кадров. Воспитательно-образовательный процесс в действующих дошкольных учреждениях осуществляют 165 педагогов (на 8,5% больше по сравнению с 2012 годом). Количественный состав педагогов увеличился за счет открытия нового детского сада "Рябинушка" (с 11.11.2013 г. принято 10 педагогов). Однако, несмотря на то, что количественный состав педагогических работников увеличился, общее число специалистов с высшим образованием осталось на прежнем уровне 48%, так как 60% поступивших на работу воспитателей имеют среднее специальное образование. 3 воспитателя продолжают обучение в педагогическом вузе.
Для обеспечения качества дошкольного образования важен профессиональный уровень педагогов. Аттестовано 73% педагогов - 120 чел. (на 17,5% больше по сравнению с предыдущим годом). Из них имеют высшую категорию 13% (15 чел.), первую - 79% (95 чел.), вторую - 8% (10 чел.).
С целью повышения профессиональной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, изучения и распространения передового педагогического опыта продолжает работать городское методическое объединение по секциям: "Секция старших воспитателей", "Здоровый ребенок", "Ранний возраст", "Путене" (обучение чувашскому языку), "Современные образовательные программы и технологии", "Музыкально-художественно и эстетическое развитие", "Секция логопедов". Педагоги принимают активное участие в ГМО через разработку и внедрение авторских проектов, программ, технологий по познавательному, музыкальному, эстетическому и художественному воспитанию, физическому воспитанию и здоровому образу жизни.
Воспитательно-образовательный процесс ведется на русском языке. Организовано обучение чувашскому языку в 8 дошкольных учреждениях (22 группы), в 2-х дошкольных группах при общеобразовательном учреждении с общим охватом 520 детей (на 24% больше, чем в 2012 году).
Ведется обучение английскому языку в 1 дошкольном образовательном учреждении, в виде кружковой деятельности, где занимаются 42 ребенка.
Продолжается процесс обновления содержания дошкольного образования. Основа работы каждого дошкольного учреждения - вариативные комплексные программы. Задача дошкольных учреждений - обеспечить программно-методическое содержание ДОУ, сохраняя единое образовательное пространство детского сада. На базе МБДОУ д/с N 15, 19 продолжают работу республиканские пилотные площадки по апробации моделей духовно-нравственного воспитания детей на основе православной культуры. В течение 2013 года педагоги данных учреждений приняли участие в работе Межрегионального семинара "Программа "Социокультурные истоки" в контексте ФГТ" (г. Алатырь), во встрече по обмену опытом по теме "Основы православной культуры для детей дошкольного возраста" (г. Чебоксары), в "Рождественских встречах" (г. Чебоксары, доклад Тетеревовой Т.В., воспитателя д/с N 19, "Воспитание милосердия у детей 4-5 лет на примере православных святых"; видеофильм "Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее" - педагоги д/с N 15). На базе МБДОУ "Д/с N 15 "Сказка" состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями города Шумерля по теме: "О работе экспериментальных площадок по реализации республиканской программы по духовно-нравственному воспитанию детей". В рамках городского методического объединения были проведены 5 открытых мероприятиях для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
На базе МБДОУ "Д/с N 15 "Сказка" в режиме экспериментальной площадки ведется работа по экологическому воспитанию дошкольников. В течение 2013 года педагогические работники неоднократно презентовали опыт работы в данном эксперименте для дошкольных образовательных учреждений города: состоялось 3 открытых мероприятия, продемонстрирован видеофильм "Тайны зимней природы", опубликована статья "Создание условий для этноэкологического образования детей" в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Богатеевой З.А.
Все ДОУ - активные участники городских, республиканских и общероссийских мероприятий.
В 2013 году проведены городские мероприятия: "День защиты детей", "День дошкольного работника", "Малышиада", "Светофорик", "Воспитатель года", "Золотая семья", "Конкурс грантов главы администрации города Шумерля". В республиканском конкурсе на получение гранта Главы Чувашской Республики "Лучшее дошкольное образовательное учреждение" стал обладателем денежного поощрения в размере 200,0 тыс. руб. стал МБДОУ д/с N 11 "Колокольчик". Обладателем гранта Главы Чувашской Республики "Лучший педагогический работник дошкольного образовательного учреждения" стала Фазлуллина Е.А., учитель-логопед МБДОУ д/с N 14 "Солнышко".
Обладателем гранта главы администрации города Шумерля стал МБДОУ "Д/с N 1 "Золотой ключик" в размере 25,0 т.руб. Ежегодно педагоги ДОУ становятся обладателями гранта главы администрации города Шумерля. В 2013 году: Полевая Л.А., старший воспитатель д/с N 11 - 7,0 т.руб.; Клячкина А.В., воспитатель д/с N 19 - 5,0 т.руб.; Крылова О.Г., воспитатель д/с N 14 - 3,0 т.руб.
В дошкольных образовательных учреждениях проводится систематическая работа по выявлению и развитию творческих способностей детей. В 8 дошкольных образовательных учреждениях 856 детей занимаются в дополнительных кружках по интересам, по развитию интеллектуальных, спортивных, музыкальных и художественных способностей. Воспитанники детских садов города ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь", в региональных этапах всероссийских конкурсов, акциях и форумах: "Зеленая планета", "Мудрый совенок", "Родные края", "Мир сказок", "На крыльях таланта" и другие, муниципальных конкурсах: "Малышиада", "Светофорик", "Шумерлинские росточки", "Летите, голуби, летите!", "Новогодний серпантин".
Дошкольные образовательные учреждения города активно принимают участие в реализации республиканского проекта "Раннее выявление и развитие индивидуальных задатков и наклонностей детей в ДОУ". В 2013 году воспитатели дошкольных образовательных учреждений приняли участие в 2 республиканских семинарах. Варжина А.В., заведующая МБДОУ "Д/с N 1 "Золотой ключик", приняла участие в работе круглого стола на тему: "Положительные практики участия детей в работе органов местного самоуправления, развития государства и общества", который состоялся в мае 2013 года в Государственной Думе Федерального Собрания РФ в г. Москва.
Из 8 дошкольных образовательных учреждений 3 (N 5, 14, 19) в 2012-2013 учебном году вели самостоятельный бухгалтерский учет. По состоянию на 31.12.2013 г. проведена централизация бухгалтерии.
Общее образование
На 01.09.2013 г. (2012 - 3005 обучающихся) в городе функционируют 5 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 3033 учащихся. Все образовательные учреждения имеют лицензию и прошли государственную аккредитацию.
Наполняемость классов составляет 24,86 чел. (по республике в городской местности - 25,4), число учащихся на 1 учителя - 17 (по республике в городской местности - 17). Горячим питанием охвачено 89,7 процента учащихся (по республике - 93,5%).
86% учителей имеют квалификационные категории (по республике - 81,1%), из них высшую - 33,1% (по республике - 19,8%), первую - 51% (по республике - 54,8%). Доля учителей, имеющих стаж работы до 2 лет, - 4,1% (по республике - 4,1%), доля учителей в возрасте до 35 лет - 11,8%, учителей пенсионного возраста - 14,2% (по республике - 13%). Средний возраст учителя - 46 лет.
Качество образования. Результаты единого государственного экзамена: в основную волну единого государственного экзамена в 2013 году ЕГЭ по русскому языку и математике сдавали 164 выпускника 11 классов общеобразовательных школ города Шумерли. Минимальный порог по русскому языку (36 баллов) преодолели все участники. 36 человек получили за экзамен по русскому языку 80 и более баллов, из них 1 чел. - 100 баллов. Средний балл ЕГЭ по русскому языку - 68,8 (по Чувашской Республике - 66,39). В 2012 году - 69,48.
Средний балл по математике составил 58,3 (по Чувашской Республике - 54,6); в 2012 году - 52,68. Минимальный порог (24 балла) прошли все, участников, набравших 80 баллов и выше - 2.
Дополнительное образование детей
В городе Шумерля дополнительное образование - это система, способствующая разностороннему развитию детей и учащейся молодежи, обеспечивающая бесплатность, доступность абсолютного большинства основных и дополнительных образовательных услуг.
Сеть учреждений дополнительного образования детей города Шумерля составляет 3 образовательных учреждения. В них занимается свыше 1808 детей (59,4% от общего числа детей в возрасте от 6 до 18 лет).
В УДОД реализуется более 30 программ разного типа по следующим направлениям:
- художественно-эстетическое: (комплексная программа творческого развития студии "Супердетки")
- физкультурно-спортивное (секции: "Дебют", "Здоровье");
- спортивно-техническое (секции "Вертикаль", "БуМагия")
- эколого-биологическое (студия "Комнатное и декоративное цветоводство");
- военно-патриотическое (ВПК "Гусары", студия барабанщиц "НИКА", секция "Рукопашный бой")
- социально-педагогическое (студии "Лидер", "Эсперанто");
- художественно-эстетическое, которое включает: хореографию, музыкально-инструментальное и хоровое искусство, изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество.
Недостаточное бюджетное финансирование неспособно обеспечить поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования, а также организацию и проведение массовых мероприятий с детьми.
Для эффективной работы системы дополнительного образования необходимы современные организационные формы, целенаправленное ресурсное обеспечение, включающее все основные механизмы: нормативно-правовую базу, кадры, финансы, материальные ресурсы, чёткое определение стратегии развития системы дополнительного образования и направлений педагогической работы, исходя из интересов детей, семьи и общества.
Отдых и оздоровление
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по обеспечению защиты прав и законных интересов детей и подростков.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков очень важная составляющая социального благополучия горожан. Задача муниципалитета - обеспечение необходимых условий для нормального содержательного отдыха детей, позволяющего организовать их свободное время. Необходимо использовать все возможности для укрепления здоровья детей, наполнить каникулярное время содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию.
В настоящее время в городе функционирует один загородный оздоровительный лагерь с общим количеством мест 102 в смену.
Ежегодно в летнее время на базе образовательных учреждений работают оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, загородный оздоровительно-образовательный лагерь "Соснячок" с общим охватом примерно 2500 школьников в возрасте от 6,5 до 15 лет (летним отдыхом было охвачено: в 2012 году - 2396 школьников, 80%; в 2013 году - 2478 школьников, 82,4%). Деятельность оздоровительных лагерей создает условия для предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности, а также грамотных действий в чрезвычайных ситуациях.
По организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в летний период 2013 года были разработаны профильные программы следующих направлений: исследовательское, патриотическое, техническое, краеведческое, спортивное.
Для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, формируются группы социального сопровождения. Большая роль отводится занятости детей в спортивных секциях и кружках различной направленности. В связи с организацией отдыха и занятости детей, находящихся в социально-опасном положении в 2013 году было предоставлено 118 льготных путевок в пришкольные оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, загородный оздоровительно-образовательный лагерь "Соснячок" за счет финансирования муниципальной целевой программы "Организация отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков города Шумерли на 2013 - 2015 годы" (в 2012 году - 80 льготных путевок).
Проблему трудоустройства подростков решают экологические и трудовые отряды. В летний период 2013 года КУ "Центр занятости населения г. Шумерли Чувашской Республики" Государственная служба занятости Чувашской Республики временно трудоустроено 130 человек, в 2012 год - 55 человек (за счет средств местного бюджета).
В то же время выявлены следующие проблемы:
1. Слабая материально-техническая база детского загородного оздоровительного лагеря "Соснячок".
2. Неполный охват детей школьного возраста.
3. Отсутствие круглогодичного детского оздоровительного лагеря.
4. Невозможность выезда преобладающего большинства детей на отдых и оздоровление за пределы республики.
В связи с этим необходимо предусмотреть:
1. Организацию отдыха и оздоровления детей и подростков города Шумерля с особыми образовательными потребностями, профильных смен для детей и подростков.
2. Укрепление материально-технической базы, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, в том числе проведение капитальных и текущих ремонтов зданий и сооружений, приобретение технологического оборудования.
3. Нормативное правовое, кадровое и программно-методическое сопровождение отдыха и оздоровления детей, в том числе изготовление полиграфической продукции, включающей нормативные и педагогические аспекты учреждения отдыха и оздоровления, проведение конкурсов и фестивалей, направленных на развитие оздоровительных программ, организацию обучающих семинаров, курсов повышения квалификации для сотрудников оздоровительных лагерей.
Органы опеки и попечительства
На начало 2013 года на учете в органе опеки и попечительства состояло 104 подопечных. В течение года общее количество детей переданных в семьи составило 53 человека из них: 41 ребенок передан в семью из интернатных учреждений, находящихся на территории города Шумерля (37 - из КОУ ЧР "Шумерлинский детский дом "Ёлочка", 4 - КС(К)ОУ "Шумерлинская коррекционная школа-интернат, 1 - поступил из Алатырского Дома ребенка, 1 - из Вурнарского района, 2 - переданы под временную опеку, 6 - переданы под опеку на территории города, 2 - в приемную семью, 40 детей выбыли в другие муниципальные образования, в связи с устройством в замещающие семьи.
За отчетный год снято 13 детей находившихся на воспитании в семье: 8 детей по достижению совершеннолетия, 2 - помещены в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение, 1 - поступил в учреждение на полное государственное обучение, 2 - по временной опеке возвращены в семью, 40 детей в связи с устройством в семью из интернатного учреждения.
В 2013 году под безвозмездную форму опеки передано 48 детей, 3 ребенка устроены под возмездную форму опеки, из них 5 детей-инвалидов, (1 из КОУ ЧР "Шумерлинский детский дом "Ёлочка", 4 - КС(К)ОУ "Шумерлинская коррекционная школа-интернат, 40 детей выбыли в другие муниципальные образования.
Одним из наиболее важных и сложных вопросов в области защиты прав и законных интересов детей остается защита имущественных, в том числе жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном направлении поводится систематическая работа с гражданами, детьми и лицами из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
До граждан в ходе "круглых столов", на единых информационных днях, индивидуальных консультациях доводятся нормы действующего законодательства в отношении несовершеннолетних и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 16.01.2014 года в журнал учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по городу Шумерля в список включены 45 человек.
В 2013 году поступило 6 заявлений по родительским спорами в вопросах воспитания детей (ст.ст. 65, 66, 67 Семейного кодекса РФ), по которым сектором по опеке и попечительству определен порядок участия родителей, бабушек и дедушек в воспитании детей, по всем делам вынесено судебное решение.
Специалисты сектора по опеке и попечительству администрации города Шумерля приняли участие в 112 судебных заседаниях по рассмотрению 39 дел, из них:
- 7 дел по лишению родительских прав,
- 6 исковых заявлений от родителей,
- 14 по жилищным спорам,
- 4 по родительским спорам,
Сектором по опеке и попечительству принято 170 правовых актов:
- 54 об установлении опеки (попечительства);
- 4 по изменению фамилии;
- 3 о направлении в государственное учреждение;
- 102 по жилищным сделкам (о закреплении права пользования жилым помещением или права собственности на жилое помещение, приватизация, купля-продажа, дарение, мена, ипотека);
За 2013 год проведено обследование жилищно-бытовых условий 306 семей, из них:
- 32 по запросам судов (акты представлены в суд);
- 7 по запросам других организаций (интернатов, школ, медицинских учреждений и др.);
- 246 опекаемых (подопечных);
- 13 при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей;
- 8 в отношении граждан, желающих принять ребенка в свою семью.
В настоящее время в городе работа по профилактике социального сиротства, и выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации ведется совместно со всеми субъектами профилактики. В качестве объектов профилактической работы рассматриваются не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, или препятствующей их воспитанию.
Орган опеки и попечительства администрации города Шумерля взаимодействует со всеми действующими учреждениями (организациями), независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющими, в соответствии с законодательством, определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семье и детям: учреждения образования, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения, Отдела внутренних дел по городу Шумерля и Шумерлинскому району и другие учреждения города.
В городе Шумерля имеется единый банк данных (неблагополучных семей), их количество на 31 декабря 2013 года составляет 29 семей, в которых воспитывается 44 ребенка.
Работа с семьями является приоритетной для всех субъектов профилактики. За отчетный период проведено 17 профилактических рейдов по 97 семьям, находящиеся в социально-опасном положении, в том числе включая неблагополучные семьи. По каждому посещению составляются акты обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних. По фактам недолжного исполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей составлены протокола.
В целях реализации действующего законодательства в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Шумерля организована работа по активному информированию населения по устройству в семью детей из данной категории.
На официальном сайте администрации города Шумерля имеется раздел "Опека и попечительство", в котором размещена информация (презентация) о формах жизнеустройства детей и последующих мерах государственной поддержки семей.
В холле здания администрации города Шумерля размещен стенд "Папа + Мама + Я = Семья". Регулярно ведется информирование населения по СМИ (местное телевидение канал "Новая реальность", размещаются публикации на страницах Шумерлинской общественно-политической газеты "Вперед").
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Шумерля
На профилактическом учете состоит 36 несовершеннолетних, из них: 24 учащихся средних образовательных школ; 9 студентов техникумов; 2 КС(К)ОУ "Шумерлинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат"; 1 нигде не работает, не учится.
В течение года поставлены на профилактический учет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав 29 подростков, сняты - 11 подростков.
На сегодняшний день на профилактическом учете состоит 29 неблагополучных семей, где воспитываются 44 несовершеннолетних. Из них вновь выявлено и поставлено на учет - 11 неблагополучных семей, в которых проживает 18 несовершеннолетних детей. Данные семьи состоят на учете за злоупотребление спиртными напитками, за отсутствие постоянного места жительства, за проживание в антисанитарных условиях, за уклонение родителей от обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних. Родители этих детей в основном не имеют постоянного места работы. С ними проводятся профилактические беседы воспитательного характера, даются рекомендации по воспитанию и созданию благополучных социально-психологических условий проживания ребенка в семье. Осуществляется мониторинг мотивов и причин совершения преступлений каждым подростком, организуется профилактическая работа с взрослыми членами неблагополучных семей. Профилактическая работа с семьями организуется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации. Информация о климате какой-либо семьи поступает в КДН и ЗП от разных субъектов профилактики: из детских садов, школ, ПДН МО МВД России "Шумерлинский", КУ "Шумерлинский комплексный центр социального обслуживания населения", БУ "Шумерлинская городская детская больница", а также от жителей города, которым не безразлична судьба детей, проживающих в данных семьях. Вся полученная информация проверяется. В 2013 году снято с учета 22 семьи, в отношении 1 семьи было применено лишение родительских прав за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей, еще в 6 семьях лишение родительских прав применено в отношении одного из родителей.
Всего в ходе заседаний КДН и ЗП было рассмотрено 180 административных протоколов.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних", Закона ЧР "Об общественных воспитателях несовершеннолетних" в целях реализации конституционных норм по защите семьи и детства, содействия осуществлению эффективной социальной политики в области предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации города Шумерля, совместно с органами и учреждениями, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится целенаправленная работа по установлению, закреплению и работе общественных воспитателей.
Деятельность общественных воспитателей несовершеннолетних осуществляют 36 человек (из них: 6 - депутатов представителей органов местного самоуправления, 29 - педагогов, 1 - представителя органов и учреждений системы профилактики), которые закреплены постановлениями, принятыми на заседаниях КДН и ЗП. Общественные воспитатели закрепляются для оказания необходимой помощи в воспитании и защите прав несовершеннолетних, которые ведут индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений (всего разработано 37 индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних). Отчеты общественных воспитателей о проделанной профилактической работе с несовершеннолетним ежеквартально заслушиваются на заседаниях комиссии. Замена общественного воспитателя происходит на заседании комиссии по причине изменения места учебы или жительства несовершеннолетнего. В результате проводимой общественными воспитателями индивидуально-профилактической работы 2 несовершеннолетним оказано содействие в трудоустройстве, у 39 подростков отсутствовал рецидив правонарушений.
Приоритетным направлением в работе комиссии является предупреждение причин, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям. В целях предупреждения безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних согласно плану работы КДН и ЗП во вторую и четвертую пятницу каждого месяца мобильные группы, в которые входят представители КДН и ЗП, сектора опеки и попечительства, отдела образования, ПДН МО МВД России "Шумерлинский", ДНД, БУ "ШГКЦСОН", встречаются с подростками, состоящими на учете; принимают участие в проведении профилактических операций "Дети и семья", "Подросток" (3 этапа: июнь, июль, август), акции "Полиция и дети" (2 этапа: февраль - март, сентябрь - октябрь) и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.