Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сегодня педагогические коллективы района стоят у истоков качественно нового образования, направленного на формирование культуры духовного и физического здоровья детей, подростков и молодежи. Главная цель образовательной политики муниципальной системы образования - это формирование принципиально новой качественной системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями, запросами общества.
Стратегическим документом, положившим начало модернизации всей системы образования, стала Президентская программа "Новая школа". В соответствии с ней и другими республиканскими целевыми программами реализовывались идеи последовательного увеличения ресурсов, направленных на удовлетворение потребностей образования (увеличение финансирования образовательных учреждений, развитие информатизации и др.). За последние десять лет объем бюджетного финансирования образования в районе вырос более чем в 12 раз.
Развитие системы дошкольного образования как в Чувашской Республике, так и в Шумерлинском районе направлено на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Дошкольное образование призвано обеспечить для каждого ребенка тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным в начальной школе и на последующих ступенях обучения.
В районе система дошкольного образования представлена 12 дошкольными группами при 7 общеобразовательных организациях, 1 организацией "начальная школа - детский сад". По состоянию на 1 июля 2016 года в них воспитываются 149 детей, что составляет 23,5 процент детей в возрасте от 1 до 6 лет (в республике - 79,7%), зарегистрированных на территории района, и 43,8 процента детей в возрасте от 1 до 6 лет, проживающих на территории района. Кроме того, 60 детей в возрасте от 1 до 6 лет, что составляет 17,6 процента детей, посещают дошкольные учреждения г. Шумерля. В очереди в детские сады дети не зарегистрированы.
Особого внимания требует решение вопроса обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Растет спрос на специальное дошкольное образование и услуги. В Шумерлинском районе отсутствуют дошкольные группы компенсирующего вида. Для решения этой проблемы необходимо развивать систему инклюзивного и интегративного дошкольного образования. Требуется открытие дополнительных групп для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
Не менее значима проблема повышения качества дошкольного образования. Услуги, предоставляемые дошкольными группами, не в полной мере отвечают меняющимся запросам родителей. Недооценка значения игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте и обогащения игровой среды может привести к серьезным упущениям в развитии ребенка. Необходимо усилить работу по созданию современной предметно-развивающей среды и оценки качества дошкольного образования, разработке системы сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций, при котором каждая образовательная организация выступает отдельным ресурсом для других образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста.
В районе функционируют 7 общеобразовательных организаций, в которых обучается 614 учащихся (в 2011 г. - 9 школ и 897 обучающихся соответственно). За последние пять лет количество детей в школах сократилось на 26,3 процента. Наполняемость классов составляет 9,7 чел. (по республике в сельской местности - 13,35), число обучающихся на 1 учителя - 6,4 (по республике в сельской местности - 9,3).
В Шумерлинском районе продолжается процесс оптимизации образовательной сети района, направленный на повышение доступности качественного образования, рациональное использование кадровых, материально-технических, организационно-методических ресурсов. В 2014 году реорганизовано МБОУ "Нижнекумашкинская НШ - ДС" путем присоединения его к МБОУ "Шумерлинская СОШ" в качестве структурного подразделения, в 2016 году - МБОУ "Краснооктябрьская СОШ" путем присоединения его к МБОУ "Алгашинская СОШ". Сеть образовательных учреждений позволяет охватить 100% детей услугами школьного образования.
За последние 4 года произошли заметные позитивные изменения в укреплении материально-технической базы и развитии инфраструктуры системы образования района. В настоящее время 88,8% школьных зданий имеют комфортные условия для получения качественного образования. На создание современных условий организации образовательного процесса направлено более 23 млн. рублей средств из бюджетов всех уровней. Проведены капитальные ремонты в 40% школ района. На эти цели направлено более 6 млн. рублей. В школы поставлено различное современное учебное, учебно-лабораторное оборудование на сумму 0,924 млн. рублей для оснащения кабинетов музыки, ИЗО, ОБЖ, технологии.
В МБОУ "Алгашинская СОШ", МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова" и МБОУ "Юманайская СОШ" создана современная инфраструктура школьных столовых. На модернизацию пищеблоков и закупку современного технологического оборудования, приобретение мебели для обеденных залов с 2012 года направлено 1,523 млн. рублей.
С 2011 года 8 устаревших автобусов заменены на современные. Ежедневно на 11 школьных автобусах 319 учеников (44,6% от общего количества обучающихся в районе) из 38 населенных пунктов подвозятся в школы. Все автобусы оснащены системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, тахографами, имеются карты водителей.
С 2012 года Шумерлинский район участвует в реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой создается универсальная безбарьерная среда для маломобильных групп населения. За последние 2 года на данную работу из республиканского бюджета выделено 2,353 млн. рублей. Доля базовых общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, составляет 22,22 процента.
В 2014 - 2015 г.г. в рамках реализации партийного проекта "Единой России" "Реконструкция спортивных залов в сельских школах" МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова", МБОУ "Алгашинская СОШ" и МБОУ "Юманайская СОШ" получили дополнительные средства в сумме 2,843 млн. рублей на ремонт спортивных залов, приобретение оборудования. В 2015-2016 учебном году для улучшения материально-технической базы школ района направлено 1,700 млн. рублей в рамках реализации мероприятий по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений в муниципальных общеобразовательных организациях (МБОУ "Шумерлинская СОШ" и МБОУ "Егоркинская СОШ").
Во всех школах района активно применяются информационные технологии, обеспечивающие современное качество образования. Сегодня в Шумерлинском районе на 1 компьютер приходится 4 учащихся. Все учителя начальных классов обеспечены автоматизированными рабочими местами, в 7 школах обновлены компьютерные классы, поставлено учебное ПО: интерактивные учебные пособия по всем основным темам, предусмотренным учебным процессом в средней и основной школе по математике, физике, биологии, химии. На это направлено 3,912 млн. рублей.
Все школы имеют сайты, подключены к интрасети "Чувашия", доступ в сеть Интернет организован через единую точку входа. В учебный процесс активно внедряются электронные журналы, дневники. С 2012 года МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова" является пилотной площадкой по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "NetSchool".
Информационные образовательные ресурсы используются для оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья. В МБОУ "Шумерлинская СОШ" поставлено оборудование для дистанционного обучения ребенка - инвалида на сумму 0,390 млн. рублей.
С целью повышения качества физико-математического образования, развития технического творчества учащихся, развития мотивации учащихся на получение инженерных специальностей в Шумерлинском районе создано 2 инженерных класса по робототехнике в МБОУ "Ходарская СОШ им. И.Н. Ульянова" и МБОУ "Егоркинская СОШ", в которые поступило оборудование на сумму 0,286 млн. рублей.
В Шумерлинском районе сформирована система поддержки талантливых детей и молодежи. Ежегодно 10 учащихся общеобразовательных организаций и 3 воспитанника МБДОУ ДОД "Саланчикская детская музыкальная школа имени В.А. Павлова" получают стипендию главы администрации Шумерлинского района в сумме 250 рублей ежемесячно. С 2010 года 49 представителей молодежи Шумерлинского района получили специальную стипендию Главы Чувашской Республики. В 2015-2016 учебном году 1 школьница стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ.
Важным показателем качества образования является итоговая аттестация выпускников. Об этом свидетельствуют результаты единого государственного экзамена. В 2016 году успешно со сдачей экзамена по русскому языку справились 100% обучающихся (по республике - 99,64%), по математике успешно сдали 100% (по республике - 98,8%). Проблемой остается качество подготовки выпускников 9 классов. Доля выпускников 9-х классов 2016 года, не сдавших экзамен по математике, - 9,45% (по республике - 7,4%).
Значительное внимание уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
С 2010 года проводятся школьный, муниципальный этапы спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры". Пилотной площадкой по реализации проекта "Содействие внедрению Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса в образовательных организациях Чувашской Республики" является МБОУ "Егоркинская СОШ". В 2012 году во все школы района поступило спортивное оборудование и комплекты лыж на сумму около 1 млн. рублей. В детско-юношеской спортивной школе МАУ ДО "Спортивная школа им. В.Н. Ярды" Шумерлинского района работают отделения легкой атлетики, футбола, велоспорта (маунтинбайка), волейбола, полиатлона, лыжных гонок. Доля школьников, занимающихся физической культурой и спортом, составляет более 41%. Все школы района участвуют в реализации социально-значимого проекта "Содействие внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательных организациях республики".
Особое внимание в Шумерлинском районе уделяется повышению заработной платы педагогических работников всех уровней образования: по сравнению с 2010 годом в целом она увеличилась в 1,7 раза.
В системе образования детей Шумерлинского района работают более 100 педагогов, 96,8 процента школьных педагогов, 91,3 процентов педагогов дошкольного образования имеют квалификационные категории. За высокий профессионализм и плодотворную деятельность по обучению и воспитанию подрастающего поколения около 60% работников системы образования района награждены почетными званиями и удостоены ведомственных наград.
В районе идет активный процесс формирования системы общественно-государственного управления образованием. Во всех образовательных организациях созданы попечительские, управляющие советы, действует совет директоров школ.
Главным источником стабильного развития как республики, так и района являются интеллектуальный потенциал и активная позиция граждан. Эффективность воспитания и его социально приемлемые результаты обеспечиваются рядом факторов политического, социального, демографического, экономического и иного характера.
Ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы. В районе ведется целенаправленная работа по военно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводятся игры "Зарница" и "Орленок", встречи ветеранов и молодежи, посвященные Победе в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, День призывника, в школах функционируют военно-патриотические кружки и секции для занятий спортивно-техническими и военно-прикладными видами спорта и др. Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принад
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.