Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 10 ноября 2017 г. - Приказ Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10 ноября 2017 г. N 42
(приложение)
Методические указания
по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области
(утв. приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
от 13 июня 2013 г. N 15)
16 июля 2014 г., 1 июля 2015 г., 10 ноября 2017 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области (далее соответственно - Методические указания, государственные программы) применяются при разработке государственных программ, корректировке государственных программ, мониторинге реализации и оценки эффективности государственных программ.
2. Методические указания подготовлены Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее - комитет экономики) и комитетом финансов Ленинградской области (далее - комитет финансов).
3. Основные понятия:
подпрограмма государственной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по целям, срокам, исполнителям и ресурсам мероприятий, выделенный исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках государственной программы;
сфера реализации государственной программы/подпрограммы - совокупность социальных и экономических процессов, оптимизируемых соответствующей государственной программой/подпрограммой;
основные параметры государственной программы/подпрограммы - цель, задачи, показатели (индикаторы), конечные результаты, сроки реализации, объемы ресурсов государственной программы/подпрограммы;
проблема социально-экономического развития - противоречие между желаемым и текущим (или ожидаемым) состоянием сферы реализации государственной программы;
цель государственной программы/подпрограммы - желаемое состояние сферы реализации государственной программы/подпрограммы;
задача государственной программы/подпрограммы - результат выполнения комплекса мероприятий, направленных на достижение цели государственной программы/подпрограммы;
мероприятие государственной программы - комплекс действий по решению соответствующей задачи;
основное мероприятие государственной программы - комплекс мероприятий, по составу определяемый ответственным исполнителем (соисполнителем) государственной программы;
показатель (индикатор) государственной программы/подпрограммы - количественная характеристика цели, задачи, мероприятия;
конечный (ожидаемый) результат государственной программы/подпрограммы - количественная и/или качественная характеристика достижения цели государственной программы/подпрограммы и выгод от ее реализации.
Иные понятия применяются в установленных нормативными правовыми актами Ленинградской области значениях.
4. Сроки реализации государственной программы устанавливаются ответственным исполнителем с учетом сроков и этапов реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области, но не менее чем на 3 года. Окончание реализации государственной программы совпадает с завершением этапа реализации стратегии.
5. Заместитель Председателя Правительства (вице-губернатор) Ленинградской области, курирующий соответствующее направление деятельности, в течение 5 рабочих дней со дня возникновения основания для разработки государственной программы определяет органы исполнительной власти, осуществляющие функции ответственных исполнителей и соисполнителей государственной программы до ее утверждения, с уведомлением комитета экономики и комитета финансов.
6. Ответственный исполнитель государственной программы обеспечивает координацию деятельности соисполнителей государственной программы, а также участников государственной программы.
7. Государственные программы разрабатываются в соответствии с принципами:
- соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области;
- полноты охвата сфер реализации государственной программы/подпрограммы и средств бюджета Ленинградской области;
- измеримости результатов;
- определения органа исполнительной власти Ленинградской области, ответственного за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
- наличия у ответственного исполнителя, соисполнителей и участников реализации государственной программы полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения цели государственной программы
- интеграции регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов;
- согласованности ответственности и полномочий ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы;
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации государственных программ, в том числе с использованием независимой оценки.
II. Структура государственной программы и состав представляемых материалов
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11. Государственная программа включает в себя подпрограммы, основные мероприятия, мероприятия, проекты.
12. Государственная программа имеет следующую структуру:
а) паспорт государственной программы
б) общую характеристику, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации государственной программы;
в) приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы;
г) цель, задачи и ожидаемые результаты государственной программы;
д) подпрограммы государственной программы;
е) приложения по форме таблиц 1 - 6а приложения 1 к Методическим указаниям.
13. С проектом государственной программы представляются:
проект постановления Правительства Ленинградской области об утверждении государственной программы;
дополнительные и обосновывающие материалы согласно разделу IV Методических указаний.
III Требования к содержанию государственной программы
14. Паспорт государственной программы разрабатывается по форме согласно приложению к Порядку.
В графе "полное наименование государственной программы" указывается полное наименование государственной программы в соответствии с Перечнем государственных программ Ленинградской области.
В графе "ответственный исполнитель государственной программы" указывается наименование органа исполнительной власти Ленинградской области, определенного Правительством Ленинградской области в качестве ответственного исполнителя государственной программы.
В графе "соисполнители государственной программы" указываются наименования органов исполнительной власти Ленинградской области, являющихся ответственными за разработку и реализацию подпрограммы (подпрограмм), входящей в состав государственной программы.
В графе "участники государственной программы" указываются наименования органов исполнительной власти Ленинградской области, участвующих в реализации одного или нескольких основных мероприятий государственной программы
В графе "подпрограммы программы" указывается перечень подпрограмм государственной программы.
В графах "цель государственной программы", "задачи государственной программы" указываются цель и задачи государственной программы, сформулированные в соответствии с требованиями Порядка и настоящих Методических указаний.
В графе "сроки реализации государственной программы" указывается год начала и окончания реализации государственной программы
В графе "финансовое обеспечение государственной программы - всего, в том числе по годам реализации" отражаются расходы на реализацию государственной программы, как за весь период ее реализации, так и в разрезе каждого года ее реализации (без указания источников финансирования)
В графе "ожидаемые результаты реализации государственной программы" приводится перечень ожидаемых результатов, требования к которым установлены настоящими Методическими указаниями.
15. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации государственной программы.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы должна содержать укрупненную оценку фактического уровня развития соответствующей сферы регионального и общегосударственного масштаба с выявлением основных факторов (как внутренних, так и внешних), обуславливающих текущее положение, а также существующих глобальных тенденций и направлений развития на период реализации государственной программы.
В качестве основных факторов и тенденций развития, могут быть, например, приведены геополитические и международные отношения, влияющие, в том числе на курсовую разницу валют, принятие санкций в отношении России и т.д., а также внутригосударственные тенденции развития (например, импортозамещение, инновационное развитие, развитие цифровой экономики и т.д.).
При необходимости в данном разделе может быть приведена общая информация о динамике ключевых показателей уровня развития сферы реализации государственной программы (на период ее реализации), подкрепляющая выявленные тенденции.
Также в рамках данного раздела должен быть сформирован перечень основных проблем соответствующей сферы, которые необходимо решить в рамках государственной программы для достижения цели и показателей (индикаторов) государственной программы.
Прогноз развития сферы реализации государственной программы должен определять динамику основных макроэкономических показателей и прогресс в решении основных проблем соответствующей сферы социально-экономического развития по итогам реализации государственной программы. При этом должны учитываться параметры прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, Ленинградской области, стратегических документов, действующих в сфере реализации государственной программы
Рекомендуемый объем данного раздела государственной программы не более 3 страниц.
16. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы.
В рамках данного раздела приводится перечень ключевых приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы, определенный на федеральном уровне и закрепленный в первую очередь следующими документами стратегического планирования Российской Федерации: Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующей отраслевой стратегией, государственной программой Российской Федерации, утвержденной в сфере реализации государственной программы.
В отдельных случаях в данном разделе могут быть отражены также цели и приоритеты государственной политики, определенные отдельными решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с указанием реквизитов соответствующих актов, документов и решений.
При необходимости перечень приоритетов и целей государственной политики может приводиться в разрезе подпрограмм государственной программы.
В рамках данного раздела следует приводить укрупненную характеристику целей и приоритетов государственной политики, избегая избыточной детализации.
Рекомендуемый объем данного раздела государственной программы не более 2 страниц.
17. Цель, задачи и ожидаемые результаты государственной программы.
В данном разделе приводятся цель, задачи, ожидаемые результаты государственной программы с кратким обоснованием их выделения.
Обоснованием может служить необходимость увязки цели, задач и ожидаемых результатов с целевыми ориентирами, установленными на федеральном уровне документами стратегического планирования, нормативными правовыми актами, поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также целевыми ориентирами, закрепленными документами стратегического планирования Ленинградской области (приводится перечисление таких документов в разрезе целей, задач и ожидаемых результатов).
В случае отражения в государственной программе цели, задач и ожидаемых результатов, не увязанных с указанными документами, приводится обоснование необходимости и целесообразности их достижения и решения в рамках государственной программы с точки зрения вклада в развитие сферы реализации государственной программы.
Для цели и задач государственной программы устанавливается связь с тенденциями федеральной государственной политики, отраженными в разделе Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы.
Задачи приводятся с указанием соответствующего ожидаемого результата, характеризующего решение задачи.
Рекомендуемый объем данного раздела государственной программы не более 3 страниц.
17.1. Цель государственной программы.
Цель государственной программы должна определять конечные результаты реализации государственной программы и соответствовать приоритетам и целям государственной политики в сфере реализации государственной программы, определяемым в стратегии социально-экономического Ленинградской области (далее - Стратегия), плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического Ленинградской области (далее - План реализации Стратегии), документах стратегического планирования Российской Федерации и Ленинградской области, исходя из положений федеральных законов, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области.
В случае, если сфера реализации государственной программы указана в качестве приоритета в Стратегии и/или План реализации Стратегии содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту целей (далее - стратегическая карта), цель государственной программы должна соответствовать соответствующей цели Стратегии и стратегической карты Плана реализации Стратегии. Допускается незначительные отклонения в формулировках цели в Стратегии, Плане реализации Стратегии и государственной программе, при этом смысл цели не должен изменяться.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Цель следует формулировать, исходя из следующих критериев:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации государственной программы);
релевантность (соответствие формулировки цели наименованию государственной программы и ожидаемым конечным результатам реализации программы).
В формулировке цели должен содержаться социальный, экономический или иной общественно-значимый и общественно-понятный эффект от реализации государственной программы.
17.2. Достижение цели обеспечивается за счет решения задач государственной программы. Сформулированные задачи должны обеспечивать достижение соответствующей цели. На достижение цели должно быть направлено несколько задач.
Наименование задачи государственной программы не может дублировать наименование цели.
В случае если План реализации Стратегии содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту, рекомендуется формировать задачи государственной программы в соответствии с целями по перспективе "Результаты для клиентов". При этом государственная программа может содержать дополнительные задачи.
В случае если сфера реализации государственной программы указана в качестве приоритета в Стратегии, но План реализации Стратегии не содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту, задачи государственной программы должны соответствовать задачам приоритета Стратегии и направлениям развития по приоритету. При этом государственная программа может содержать дополнительные задачи.
Допускается незначительные отклонения в формулировках задач в Стратегии, Плане реализации Стратегии и государственной программе, при этом смысл задач не должен изменяться.
17.3. Ожидаемые результаты реализации государственной программы указываются в виде качественных и количественных характеристик основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений, отражающих эффект, вызванный реализацией государственной программы) с описанием конкретных завершенных событий (явлений, фактов), позволяющих однозначно оценить результаты реализации государственной программы, а также значений показателей (индикаторов) на последний год реализации государственной программы, их динамику. При этом формулировка ожидаемых результатов должна отражать прогресс в достижении целей и решении задач государственной программы.
В качестве ожидаемых результатов могут указываться значения показателей (индикаторов) на дату завершения государственной программы либо накопительным итогом за весь период реализации. Для отражения динамики приводится также количественная характеристика на период до начала реализации государственной программы.
Количество ожидаемых результатов должно соответствовать количеству задач государственной программы.
В случае если План реализации Стратегии содержит соответствующую сфере реализации государственной программы стратегическую карту, рекомендуется указывать в качестве ожидаемых результатов государственной программы показатели и их значения (на период реализации государственной программы) по перспективе "Результаты для клиентов". При этом государственная программа может содержать дополнительные ожидаемые результаты.
В тексте государственной программы должна быть отражена взаимосвязь задач государственной программы и целей (задач) стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе. Связь целей, задач и ожидаемых результатов государственной программы с целями (задачами) стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе, отражается в приложении к государственной программе (Таблица 1 приложения).
18. Подпрограммы государственной программы. Исходя из сложности и масштабности решаемых задач в составе государственной программы выделяются подпрограммы. Решение одной задачи государственной программы обеспечивается реализацией одной подпрограммы, не направленной на решение иных задач государственной программы. Решение задачи государственной программы должно являться целью реализации соответствующей ей подпрограммы, за исключением подпрограмм, направленных на обеспечение реализации государственной программы
При формировании набора подпрограмм государственной программы следует учитывать следующие критерии:
- целевая направленность - подпрограмма должна быть направлена на достижение цели государственной программы, способствовать решению одной задачи государственной программы и быть направлена на достижение одного ожидаемого результата реализации государственной программы (за исключением подпрограммы по обеспечению реализации государственной программы)
- масштаб - при формировании системы подпрограмм необходимо обеспечивать сопоставимость подпрограмм по объему финансового обеспечения и (или) влиянию на достижение цели реализации государственной программы;
- требования к минимальному набору подпрограмм - в составе государственной программы не может быть менее двух подпрограмм, предусматривающих финансовое обеспечение. Государственная программа не может состоять из трех подпрограмм, если в составе государственной программы предусмотрена подпрограмма, направленная на обеспечение реализации государственной программы.
Подпрограммы государственной программы содержат:
а) паспорт подпрограммы (разрабатывается аналогично паспорту государственной программы, за исключением граф "соисполнитель" и "подпрограммы государственной программы", которые в паспорте подпрограммы отсутствуют);
б) обоснование целей, задач и ожидаемых результатов подпрограммы (приводится аналогично требованиям к обоснованию целей, задач и ожидаемых результатов государственной программы).
В случае если План реализации Стратегии содержит стратегическую карту, соответствующую сфере реализации государственной программы, задачи подпрограммы формируются в соответствии с целями стратегических карт по перспективам "Внутренние изменения", "Ресурсы", "Управление" Плана реализации Стратегии (по целям, соответствующим сфере реализации подпрограммы). Задачи подпрограммы должны охватывать все цели (задачи) указанных перспектив стратегической карты в части, соответствующей подпрограмме государственной программы.
В случае если План реализации Стратегии содержит стратегическую карту, соответствующую сфере реализации подпрограммы, цель подпрограммы (и, соответственно, одна из задач государственной программы) должна соответствовать цели стратегической карты Плана реализации Стратегии; задачи подпрограммы рекомендуется указывать в соответствии с целями по перспективе "Результаты для клиентов" стратегической карты; в качестве ожидаемых результатов подпрограммы рекомендуется указывать показатели и их значения (на период реализации государственной программы) по перспективе "Результаты для клиентов".
Наиболее важные ожидаемые результаты подпрограммы могут являться ожидаемыми результатами государственной программы.
В любом из указанных случаев подпрограмма может содержать дополнительные задачи и ожидаемые результаты.
В тексте подпрограммы должна быть отражена взаимосвязь цели и задач подпрограммы и целей (задач) стратегической карты целей по сфере, соответствующей подпрограмме государственной программы.
в) характеристика основных мероприятий подпрограммы.
В данном разделе приводится краткое описание содержания состава и механизмов реализации (предоставление субсидий, субвенций иных межбюджетных трансфертов) основных мероприятий на весь период реализации государственной программы. С учетом данного раздела формируются сводный детальный план реализации государственной программы, содержащий полный перечень мероприятий основного мероприятия с указанием сроков и объемов финансового обеспечения. Дублирование мероприятий детального плана в данном разделе не рекомендуется при этом необходимо придерживаться принципа содержательного соответствия.
г) сведения об участии органов местного самоуправления юридических и физических лиц.
Данный раздел формируется в случае, если реализация подпрограммы предполагает участие органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (в том числе в мероприятиях, не требующих финансового обеспечения). Сведения могут приводиться как обобщенно (например, в реализации мероприятий подпрограммы принимают участие органы местного самоуправления организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства), так и с указанием конкретных физических и юридических лиц, органов местного самоуправления (например, в реализации мероприятий подпрограммы принимает участие государственное казенное учреждение Ленинградской области "Агентство экономического развития Ленинградской области").
Сведения рекомендуется отражать в разрезе основных мероприятий подпрограммы с указанием характера участия органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Рекомендуемый объем данного раздела подпрограммы не более 2 страниц.
В случае, если подпрограмма не предполагает участия органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, раздел не выделяется. При необходимости раздел может быть объединен с разделом характеристика основных мероприятий подпрограммы.
18.1. Государственная программа может включать подпрограмму, которая направлена на обеспечение реализации государственной программы (далее - обеспечивающая подпрограмма), разрабатываемую с учетом положений настоящих Методических указаний. К обеспечивающей подпрограмме предъявляются требования, аналогичные требованиям к другим подпрограммам государственной программы.
В обеспечивающей подпрограмме отражаются цель и задачи, направленные на обеспечение эффективного управления, в том числе на исполнение государственных функций, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы.
Задачи обеспечивающей подпрограммы, могут включать внедрение новых управленческих механизмов в сфере реализации государственной программы.
Для достижения цели (решения задач) обеспечивающей подпрограммы формируются основные мероприятия, в состав которых включаются:
информационное обеспечение, мониторинг и оценка эффективности хода реализации государственной программы в целом;
проведение научных исследований и иных работ, результаты которых используются для достижения целей и решения задач не менее двух других подпрограмм государственной программы;
оценка качества сферы реализации государственной программы;
управление сферой реализации государственной программы;
кадровое обеспечение сферы реализации государственной программы;
иные мероприятия, направленные изменение сферы реализации нескольких подпрограмм государственной программы.
18.2. Мероприятия государственной программы.
Состав основных мероприятий должен обеспечивать достижение цели и решение задач государственной программы.
Выделение основных мероприятий в структуре государственной программы осуществляется в целях обеспечения эффективного управления реализацией государственной программы. Масштаб основного мероприятия должен обеспечивать возможность контроля выполнения государственной программы, но не усложнять систему мониторинга и отчетности. Наименования основных мероприятий не должны дублировать наименования цели и задач подпрограммы.
В рамках основного мероприятия могут объединяться различные по характеру мероприятия (осуществление инвестиций, закупка товаров, работ, услуг, оказание государственных услуг (выполнение работ), разработка мер нормативно-правового регулирования, научное обеспечение, представление межбюджетных трансфертов и другие). Основное мероприятие рекомендуется ориентировать на решение конкретной задачи подпрограммы. Одну задачу могут решать несколько основных мероприятий, но не допускается формирование основных мероприятий, подчиненных более чем одной задаче подпрограммы государственной программы (за исключением основных мероприятий, направленных на нормативно-правовое, организационное и научно-методическое обеспечение).
Подпрограмма государственной программы должна включать в себя не менее двух основных мероприятий.
Основное мероприятие представляет собой группу конкретных мероприятий, имеющих общую целевую направленность. Основные мероприятия необходимо формировать с учетом возможности отражения в их наименованиях целевых статей расходов бюджета Ленинградской области.
В составе одного основного мероприятия рекомендуется выделять не менее двух мероприятий.
Наименование основного мероприятия должно быть лаконичным и ясным, не должно содержать:
указаний на цель, задачи и индикаторы государственной программы (подпрограмм государственной программы), а также описание путей, средств и методов их достижения;
наименований областных законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатора Ленинградской области, Правительства Ленинградской области;
указаний на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики;
указаний на виды и формы государственной поддержки (субсидии юридическим лицам), формы межбюджетных трансфертов.
Формулировки мероприятий, включаемых в состав основного мероприятия должны отражать действия, осуществляемые участниками государственной программы и (или) осуществляемые при их содействии. Не допускается формулировать мероприятия в виде задач или направлений достижения цели, например, повышение эффективности, оптимизация, улучшение условий, создание условий.
Для построения логичной структуры и осуществления последовательной детализации бюджетных ассигнований по соответствующим кодам целевой статьи расходов бюджета Ленинградской области в качестве основных мероприятий не следует выделять позиции, обособляемые в виде отдельных направлений расходов классификации расходов бюджетов. Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования основных мероприятий и направлений расходов. На уровне направления расходов обособляются бюджетные ассигнования на исполнение каждого публичного нормативного обязательства (предоставление межбюджетного трансферта, взноса в уставный капитал и т.д.).
При формировании основных мероприятий, включающих мероприятия, предусматривающие осуществление указанных расходов, необходимо учитывать следующее.
В случае наличия мероприятий, направленных на осуществление выплат по публичным нормативным обязательствам, содержание основного мероприятия не должно отражать мероприятие по осуществлению конкретной выплаты. Указанные основные мероприятия следует формировать руководствуясь принципом агрегации мероприятий, содержащих конкретные выплаты, либо по видам выплат (например, пособия, компенсация, другие социальные выплаты), либо по укрупненным категориям их получателей (например, конкретное указание категорий граждан, инвалиды, дети-сироты и дети, иные категории получателей).
Примеры формирования основных мероприятий:
осуществление ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по выплатам в разрезе категорий граждан);
предоставление гражданам единовременных пособий (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по вилам пособий);
оказание мер поддержки (в рамках данного основного мероприятия выделяются мероприятия по вилам поддержки и категориям получателей).
При наличии мероприятий, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов, такие мероприятия следует группировать в основное мероприятие по целевому назначению предоставления финансовой поддержки. При этом наименование основного мероприятия не должно характеризовать формы межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты).
Например, такого рода основные мероприятия могут быть сформулированы как государственная поддержка определенной сферы деятельности.
Мероприятия по предоставлению субсидий организациям следует группировать по целевому назначению предоставления финансовой поддержки, аналогично мероприятиям, по предоставлению межбюджетных трансфертов.
Мероприятия, предусматривающие предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, следует относить к соответствующему основному мероприятию в зависимости от функционального назначения объекта капитальных вложений.
Расходы на строительство и реконструкцию конкретных объектов адресной инвестиционной программы должны быть объединены между собой либо включены в основные мероприятия исходя из целевого назначения этих объектов.
В случае осуществления мероприятий по предоставлению взносов в уставный капитал (уставный фонд) обществ (предприятий, учреждений, организаций) мероприятия следует агрегировать по признаку цели инвестирования или сфере деятельности общества. Кроме того, наименование основного мероприятия не должно содержать наименования предприятия, указание на его месторасположение и иные специфические характеристики. Указанные требования следует применять и к иным формам государственной поддержки организаций (без указания в наименовании основного мероприятия вида такой поддержки).
Например, государственная поддержка организаций в целях технического перевооружения производственной базы, поддержка научно-производственных предприятий определенной сферы.
При этом целесообразно объединять в основные мероприятия меры государственной поддержки как между собой, так и с иными расходами аналогичной целевой направленности.
При наличии в Плане реализации Стратегии стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе или подпрограмме государственной программы, основные мероприятия формируются с учетом целей (задач) стратегической карты. Основные мероприятия государственной программы или подпрограммы должны обеспечивать достижение целей (задач) стратегической карты.
18.3. Приоритетный проект включается в государственную программу в качестве основного мероприятия. Наименование основного мероприятия должно соответствовать наименованию приоритетного проекта.
В отдельных случаях при условиях масштабности приоритетного проекта по рекомендации организационного штаба Совета по улучшению инвестиционного климата и проектному управлению в Ленинградской области проект может быть включен в государственную программу в качестве подпрограммы. Наименование подпрограммы должно соответствовать наименованию приоритетного проекта.
В случае, если в состав приоритетного проекта включены основные мероприятия (мероприятия) нескольких государственных программ, в каждую государственную программу включается информация о реализации соответствующего основного мероприятия (мероприятия) в составе приоритетного проекта.
Программа проектов - комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости, включается в качестве основного мероприятия.
Отраслевой проект может включаться в государственную программу в качестве основного мероприятия либо мероприятия по решению ответственного исполнителя государственной программы.
19. Приложения к государственной программе
19.1. Перечень основных мероприятий государственной программы формируется в соответствии с таблицей 1 приложения 1 к Методическим указаниям.
В данном приложении приводится полный перечень основных мероприятий государственной программы с указанием взаимосвязи с показателями и задачами подпрограммы, а также сведения о взаимосвязи подпрограмм с задачами и показателями государственной программы.
Для подпрограмм устанавливается связь с задачами и показателями уровня государственной программы.
Для основных мероприятий и проектов устанавливается связь с задачами и показателями уровня подпрограммы.
В случае если План реализации Стратегии содержит стратегическую карту, соответствующую сфере реализации государственной программы (подпрограммы), дополнительно приводятся сведения о взаимосвязи основных мероприятий государственной программы с целями (задачами) стратегической карты.
19.2. Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы приводятся в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к Методическим указаниям
Показатели (индикаторы) государственной программы характеризуют успешность реализации государственной программы.
Показатели государственной программы должны включать показатели, установленные стратегией социально-экономического развития Ленинградской области, планом реализации стратегии, включать показатели прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области.
При наличии в плане реализации стратегии стратегической карты по сфере, соответствующей государственной программе или подпрограмме государственной программы, показатели государственной программы или подпрограммы должны включать все показатели стратегической карты. Исключение могут составлять показатели стратегической карты, являющиеся ожидаемыми результатами государственной программы (подпрограммы).
Показатели государственной программы должны включать показатели оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные указом Президента Российской Федерации от 21.08.2012 N 1199, показатели, установленные указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 602, 606, соответствующие сфере реализации государственной программы и учитывать значения, установленные Перечнем показателей мониторинга хода исполнения на территории Ленинградской области поручений, содержащихся в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 601, 606, планируемых к достижению значений по установленным указами целевым показателям, и органов исполнительной власти Ленинградской области, ответственных за достижение показателей, утвержденный распоряжением Губернатора Ленинградской области от 27 октября 2014 года N 793-рг.
Государственные программы в области промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, социальной сферы должны включать показатели и мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Все цели, задачи государственной программы и ее подпрограмм должны быть обеспечены показателями. Для каждой задачи рекомендуется выделять не более 2-х показателей.
В качестве наименования показателя (индикатора) используется лаконичное и понятное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Формулировки показателей (индикаторов) государственной программы ее подпрограмм не могут дублироваться между собой.
Для обеспечения преемственности приоритетов, определенных в федеральных стратегических документах, в состав целевых индикаторов и показателей государственной программы рекомендуется включать показатели федеральных приоритетных проектов и иных плановых документов, которые реализуются в соответствующей сфере на территории Ленинградской области (показатели, определенные для Ленинградской области в документах федерального уровня). При этом в силу специфики сферы реализации государственной программы, различий в пределах ведения и полномочиях Российской Федерации и субъекта Российской Федерации допускается включение аналогичных или схожих показателей.
Используемые показатели (индикаторы) должны соответствовать следующим требованиям:
адекватность (способность характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи программы/подпрограммы с исключением возможности улучшения значений показателя при ухудшении реального положения дел;
измеримость (возможность количественной оценки);
объективность (ограничение возможностей искажения результатов реализации государственной программы/подпрограммы;
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе мониторинга государственной программы/подпрограммы;
однозначность (единство понимания существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, с ограничением применения излишне сложных показателей (индикаторов) и показателей (индикаторов), не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (минимизация затрат на получение отчетных данных за счет преимущественного использования существующих процедур сбора информации);
сопоставимость (возможность сравнения оценок прогресса в различные периоды, при реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также используемых в международной практике);
своевременность и регулярность (строго определенная периодичность и соразмерность временного лага между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год), следует использовать показатели, отчетная информация по которым может быть представлена не позднее даты направления ответственным исполнителем уточненной информации о достигнутых значениях показателей (индикаторов) государственной программы по итогам года в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области).
Показатели (индикаторы) должны иметь запланированные по годам количественные значения, измеряемые или рассчитываемые по утвержденным методикам, отвечать требованиям Порядка.
Не допускается использовать интервальные значения показателей (запланированные значения показателей не должны содержать слов "не более" "не менее", "более", "менее").
Для отчетного периода указываются плановые и фактические значения показателей (индикаторов); для текущего года и планового периода - плановые значения показателей (индикаторов).
Для подпрограмм государственной программы, показателей государственной программы и подпрограмм государственной программы определяются удельные веса, характеризующие значимость подпрограммы и показателя.
Сумма удельных весов показателей подпрограммы должна быть равна единице.
Сумма удельных весов показателей государственной программы равна единице.
Сумма удельных весов подпрограмм государственной программы должна быть равна единице.
При включении в государственную программу информации о значениях показателей в разрезе муниципальных образований сведения представляются по форме таблицы 3 приложения 1 к Методическим указаниям.
19.3. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета показателей (индикаторов) государственной программы приводятся по форме таблиц 4, 4а приложения 1 к Методическим указаниям.
Для показателей, разрабатываемых в рамках Федерального плана статистического наблюдения приводятся сведения по форме таблицы 4.
Для остальных показателей приводятся сведения по форме таблицы 4а.
19.4. Сведения об основных мерах правового регулирования, направленных на достижение цели и (или) ожидаемых результатов государственной программы с указанием основных правовых новаций, способствующих достижению целей, решению задач государственной программы (подпрограммы) и сроков принятия необходимых правовых актов приводятся в соответствии с таблицей 5 приложения 1 к Методическим указаниям.
В таблице 5 отражаются только вновь принимаемые правовые акты, правовые акты о внесении изменений в существующие в таблицу 5 не включаются.
19.5. План реализации государственной программы формируется в соответствии с таблицей 6 приложения 1 к Методическим указаниям и содержит сведения о запланированных основных мероприятиях, проектах, сроках их реализации, финансовом обеспечении государственной программы.
В качестве источников финансового обеспечения государственной программы Ленинградской области отражаются расходы:
федерального бюджета - в части планируемых объемов межбюджетных трансфертов областному бюджету, а также расходов на мероприятия финансируемых напрямую из федерального бюджета;
областного бюджета - в части планируемых ассигнований областного бюджета на реализацию мероприятий;
местных бюджетов - в части планируемых (прогнозируемых) объемов софинансирования мероприятий, для осуществления которых предоставляются субсидии областного бюджета;
прочих источников - в части финансирования за счет средств физических и юридических лиц мероприятий, реализуемых при финансовом или организационном участии органов исполнительной власти Ленинградской области.
Средства на предоставление межбюджетных трансфертов предусматриваются в плане реализации государственной программы в разрезе форм и направлений их предоставления.
Средства на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов государственной и муниципальной собственности предусматриваются в плане реализации государственной программы в разрезе основных мероприятий (групп объектов).
Перечень объектов, строительство, реконструкция и модернизация которых предусмотрены в рамках государственной программы (подпрограммы), формируется ответственным исполнителем на весь период реализации государственной программы (подпрограммы) по форме согласно таблице 13 приложения к настоящим Методическим указаниям и утверждается отдельным постановлением Правительства Ленинградской области.
Объем расходов областного бюджета на реализацию государственной программы на очередной год и плановый период утверждается законом об областном бюджете по соответствующей каждой государственной программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области об утверждении государственной программы. После утверждения областного бюджета (внесения изменений в областной бюджет) государственные программы должны быть приведены в соответствие с областным бюджетом в сроки, установленные бюджетным законодательством.
Сведения о фактических расходах (для отчетного периода) в соответствии с пунктом 3.12 Порядка отражаются в государственной программе по форме таблицы 6а приложения 1 к Методическим указаниям.
IV. Дополнительные и обосновывающие материалы
20. Обоснование состава целевых индикаторов и показателей государственной программы включает описание связи выбранного целевого индикатора (показателя) с соответствующими или аналогичными показателями стратегических документов федерального и регионального уровней.
По каждому целевому индикатору и показателю приводится описание того, в какой степени деятельность, осуществляемая ответственным исполнителем, соисполнителями и участниками в ходе реализации государственной программы, влияет на возможность достижения прогнозных значений целевых индикаторов (показателей).
Кроме того, приводится обоснование предлагаемого набора целевых показателей (индикаторов) для характеристики достижения цели и решения задач государственной программы (подпрограмм государственной программы).
В составе обоснования значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы приводятся расчеты (иные сведения) подтверждающие объективность установленных плановых значений.
21. Обоснование расходов на реализацию государственной программы приводится для средств местных бюджетов, прочих источников, федерального бюджета приводится на весь период реализации государственной программы. Для средств областного бюджета, межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - для срока реализации, выходящего за пределы текущего года и планового периода.
Обоснование расходов приводится по каждому основному мероприятию
При обосновании расходов используются актуальные индексы, рекомендованные Министерством экономического развития РФ в составе прогноза социально-экономического развития.
Планируемые расходы на реализацию государственной программы по всем источникам финансирования (за исключением областного бюджета) должны быть подтверждены соответствующими документами (например, соглашениями с органами местного самоуправления, федеральными органами исполнительной власти, инвесторами, государственными корпорациями и др.), а при невозможности - обоснованиями механизма их привлечения.
Принятие федеральных правовых актов, предусматривающих выделение средств федерального бюджета Ленинградской области, является основанием для включения данных средств в соответствующую государственную программу.
22. Сведения о выпадающих доходах областного бюджета от предоставления налоговых льгот по региональным налогам и установления Ленинградской областью льготных ставок по федеральным налогам, зачисляемым в областной бюджет в случае установления на территории Ленинградской области налоговых льгот по региональным налогам или пониженных налоговых ставок по федеральным налогам, зачисляемым в областной бюджет, способствующих достижению цели государственной программы, приводятся по форме таблицы 7 настоящих Методических указаний.
V. Сводный детальный план и детальный план реализации государственной программы
23. В целях обеспечения эффективного мониторинга и контроля реализации мероприятий государственной программы органы исполнительной власти Ленинградской области - участники и соисполнители государственной программы разрабатывают детальные планы реализации государственной программы на очередной финансовый год в части реализуемых мероприятий (далее - детальный план); орган исполнительной власти Ленинградской области, являющийся ответственным исполнителем государственной программы, также разрабатывает детальный план в части непосредственно реализуемых им мероприятий.
Ответственный исполнитель государственной программы в соответствии с проектами детальных планов формирует сводный детальный план реализации государственной программы на очередной финансовый год (далее - сводный детальный план), содержащий полный перечень мероприятий государственной программы, реализуемых всеми участниками. Участники государственной программы, не являющиеся ГРБС, до направления проекта детального плана ответственному исполнителю согласовывают его с органом исполнительной власти Ленинградской области, являющимся ГРБС по мероприятиям участника.
В детальном плане и в сводном детальном плане по каждому мероприятию приводятся сведения об участнике, сроках начала и окончания реализации, объемах бюджетных ассигнований (на очередной финансовый год и весь период реализации государственной программы) и ожидаемых результатах на очередной финансовый год согласно таблицам 8 и 8а) приложения к настоящим Методическим указаниям.
Проекты отражаются в детальном плане одной строкой без выделения мероприятий в составе проекта.
Сводный детальный план направляется ответственным исполнителем на согласование в комитет экономики и в комитет финансов Ленинградской области в печатном и электронном виде (в формате excel).
Сводный детальный план, согласованный с комитетом экономики и комитетом финансов, утверждается руководителем органа исполнительной власти Ленинградской области - ответственного исполнителя государственной программы и в течение 2 рабочих дней направляется соисполнителям и участникам государственной программы.
Утвержденный сводный детальный план направляется в комитет экономики в электронном виде в формате pdf (с реквизитами утверждения) и в формате excel.
Детальный план утверждается правовым актом органа исполнительной власти Ленинградской области - участника, соисполнителя, ответственного исполнителя государственной программы в течение 12 рабочих дней после утверждения сводного детального плана.
Сводный детальный план и детальные планы реализации государственной программы на очередной финансовый год должны быть утверждены до начала очередного финансового года.
Ответственный исполнитель, соисполнители и участники государственной программы обеспечивают соответствие детальных планов и сводного детального плана.
Внесение изменений в детальный план и сводный детальный план осуществляется в порядке, аналогичном их утверждению, с обоснованием причин внесения изменений.
Внесение изменений в детальный план без корректировки сводного детального плана не допускается.
При внесении изменений в областной закон об областном бюджете Ленинградской области, затрагивающих финансовые параметры мероприятий государственных программ, содержащиеся в детальных планах и сводном детальном плане, но не требующих корректировки государственной программы, ответственный исполнитель в течение 5 рабочих дней с даты принятия Законодательным собранием изменений в областной закон об областном бюджете Ленинградской области направляет на согласование в комитет экономики соответствующие изменения в сводный детальный план с представлением копии в комитет финансов. После согласования сводного детального плана комитетом экономики ответственный исполнитель направляет сводный детальный план на согласование в комитет финансов.
При вступлении в силу нормативного правового акта, вносящего изменения в государственную программу, ответственный исполнитель государственной программы направляет на согласование в комитет экономики и комитет финансов измененную редакцию сводного детального плана реализации государственной программы.
Объемы финансирования мероприятий государственной программы, указанные в детальном плане реализации государственной программы, должны соответствовать государственной программе, за исключением случаев, указанных в пункте 3.13 Порядка.
Если изменения в государственную программу не вносятся в соответствии с пунктом 3.13 Порядка, объемы финансирования мероприятий государственной программы в детальном плане устанавливаются в соответствии с законом об областном бюджете и (или) бюджетной росписью.
VI. Мониторинг реализации государственной программы
24. Мониторинг реализации государственной программы ориентирован на раннее предупреждение проблем и отклонений хода реализации государственной программы от запланированного и осуществляется по форме согласно таблице 9 приложения к настоящим Методическим указаниям. По итогам года мониторинг осуществляется в соответствии с требованиями раздела VII настоящих Методических указаний.
25. Объектом мониторинга являются сведения о финансировании и объемах выполненных работ по государственной программе на отчетную дату, а также реализация сводного детального плана в части ожидаемых результатов реализации мероприятий.
26. Участники и соисполнители государственной программы в пределах своей компетенции ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по итогам года - до 25 января года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю информацию о реализации государственной программы.
Ответственный исполнитель формирует отчет о реализации государственной программы и с пояснительной запиской об основных достигнутых результатах представляет его в комитет экономики в соответствии с пунктом 5.9 Порядка в печатном и электронном виде (таблица 9 представляется в формате excel).
27. По отдельным запросам ответственный исполнитель, соисполнители и участники государственной программы представляют дополнительную информацию о ходе реализации государственной программы.
28. При выявлении по результатам мониторинга реализации государственных программ существенных отклонений фактических результатов от плановых параметров (фактическое финансирование за счет средств областного бюджета менее 30% по итогам полугодия, менее 50% по итогам 9 месяцев отчетного года) на заседании экспертного совета при Губернаторе Ленинградской области по реализации государственных программ и приоритетных проектов Ленинградской области заслушивается информация ответственного исполнителя и соисполнителей государственной программы о ходе реализации государственной программы и причинах выявленных отклонений.
VII. Подготовка годовых отчетов и докладов о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы
29. Годовой отчет о ходе реализации государственной программы (далее - годовой отчет) формируется ответственным исполнителем с учетом информации, полученной от соисполнителей и участников государственной программы, и представляется в соответствии с Порядком.
30. Годовой отчет содержит следующие сведения:
- об объемах финансирования и выполнения государственной программы в разрезе основных мероприятий и мероприятий по всем источникам финансирования;
- конкретные результаты государственной программы за отчетный год;
- оценка выполнения мероприятий государственной программы;
- информация о территориальной структуре финансирования государственной программы согласно таблице 12 приложения 1 к Методическим указаниям;
- информация о выполнении целевых показателей (индикаторов) государственной программы согласно таблицам 10 - 11 приложения 1 к Методическим указаниям;
- сведения о причинах невыполнения запланированных мероприятий
оценка ответственным исполнителем реализации государственной программы.
31. В случае отклонений от плановой динамики реализации государственной программы в годовой отчет включаются информация о причинах отклонений и предложения по дальнейшей реализации государственной программы и их обоснование.
32. Готовой отчет представляется в составе таблиц по форме таблиц 9 - 12 и пояснительной записки.
33. Доклад ответственного исполнителя о ходе реализации государственной программы (далее - Доклад) формируется в целях обеспечения Правительства Ленинградской области актуальной информацией и должен иметь следующую структуру:
- результаты реализации и ожидаемые итоги реализации государственной программы на конец года (иной отчетный период);
- использование бюджетных и иных средств на реализацию государственной программы;
- предложения по дальнейшей реализации государственной программы.
34. Использование бюджетных и иных средств на реализацию государственной программы характеризуется следующими сведениями:
запланированные объемы бюджетных и иных средств на текущий год; фактические расходы на отчетную дату; выполнение работ;
при необходимости предложения по корректировке объема средств бюджета Ленинградской области с оценкой их планируемого влияния на эффективность реализации государственной программы.
35. Годовой отчет и Доклад подписываются руководителем органа исполнительной власти Ленинградской области - ответственного исполнителя по государственной программе.
VIII. Завершение реализации государственной программы
36. При завершении срока реализации государственной программы ответственный исполнитель совместно с соисполнителями и участниками государственной программы готовит проект постановления Правительства Ленинградской области об итогах выполнения государственной программы (далее - проект) в соответствии с пунктом 5.19 Порядка.
37. Проект включает информацию об освоении запланированных объемов финансирования государственной программы, в том числе в разрезе источников финансирования и лет реализации, достижении запланированных результатов оценке эффективности государственной программы, в случае невыполнения запланированных параметров - объяснение соответствующих причин.
38. Согласование проекта осуществляется в порядке, определенном пунктом 5.19 Порядка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.