Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 22 августа 2012 г. N 3-143/12
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Надеиной И. Ю., Надеина А. Г., Надеина С. А. об оспаривании части 8 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 16.10.2002 N 487-53 "О транспортном налоге"
установил:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании части 8 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге", как не соответствующей Налоговому кодексу РФ (в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ) и признании ее недействующей с 01 января 2011 года, ссылаясь на противоречие с указанной даты установленных оспариваемой нормой ставок транспортного налога ставкам, установленным частью 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В обоснование требований указали на то, что изменения величин налоговых ставок по категориям транспортных средств, установленных частью 1 статьи 361 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2010 N 307-ФЗ, должны были повлечь изменения в оспариваемой норме Закона Санкт-Петербурга, принятие нового закона.
Заявители в судебное заседание явились, уточнили свои требования, просили признать несоответствующей НК РФ и недействующей с 01 января 2011 года часть 8 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" в части установления налоговых ставок на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт), свыше 250 л.с. (свыше 183,90 кВт).
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по доверенности Лыжова Н.А. и представитель Губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Бакаева Л.Н. в судебное заседание явились, полагали заявление необоснованным, представили возражения относительно заявленных требований (л.д.32-37).
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей, заявление подлежащим отклонению, суд находит требования заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
В силу положений пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в указанных в названной норме размерах.
12 сентября 2007 года принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга, 26 сентября 2007 года подписан Губернатором Санкт-Петербурга Закон Санкт-Петербурга N 416-81 "О внесении изменений в законы Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" и "О налоговых льготах", опубликованный 08.10.2007 года в "Информационном бюллетене Администрации Санкт-Петербурга" N 40.
Указанным Законом Санкт-Петербурга статья 2 Закона Санкт-Петербурга от 16 октября 2002 года N 487-53 "О транспортном налоге" дополнена частью 8, устанавливающей налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга с 01 января 2010 года в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. - 24,00 рубля, свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 35,00 рублей, свыше 250 л.с. - 150,00 рублей.
В период принятия оспариваемой нормы статья 361 НК РФ действовала в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года N 108-ФЗ, устанавливающего налоговые ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. - 5 рублей, свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 7 рублей, свыше 250 л.с. - 30 л.с., с правом субъектов Российской Федерации увеличить (уменьшить) их, но не более чем в 5 раз. Принимая оспариваемый закон Санкт-Петербург, как субъект Российской Федерации, воспользовался своим правом на увеличение установленных НК РФ ставок в пять раз.
В редакции Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 282-ФЗ статья 361 НК РФ предусматривала право субъекта Российской Федерации на десятикратное увеличение (уменьшение) ставок транспортного налога, однако в тот период Санкт-Петербург таким правом не воспользовался, оставив ставки транспортного налога на прежнем уровне.
В редакции Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 307-ФЗ статья 361 НК РФ изложена в новой редакции - налоговые ставки для легковых автомобилей снижены вдвое и установлены для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. - 2,5 рубля, свыше 100 до 150 л.с. - 3,5 рубля, свыше 250 л.с. - 15 рублей; при этом не затронуто право субъекта Российской Федерации на увеличение налоговых ставок до десяти раз.
После внесения указанных изменений в НК РФ, установленные оспариваемым Законом Санкт-Петербурга ставки транспортного налога остались на прежнем уровне. То есть действующие в настоящее время ставки транспортного налога в Санкт-Петербурге находятся в пределах допустимого десятикратного превышения ставок, установленных НК РФ, в связи с чем доводы заявителей о несоответствии оспариваемого Закона Санкт-Петербурга положениям статьи 361 НК РФ, являются необоснованными.
Являются несостоятельными и доводы заявителей о том, что с 01 января 2011 года не могут применяться установленные оспариваемой нормой ставки транспортного налога, поскольку органами государственной власти Санкт-Петербурга не принят соответствующий закон об увеличении ставок транспортного налога, более чем в пять раз. По смыслу статей 356, 361 НК РФ вводя транспортный налог, законодательные органы субъекта Российской Федерацию определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. Оспариваемым Законом Санкт-Петербурга с 01 января 2010 года определены размеры налоговых ставок, которые до настоящего времени находятся в пределах допустимого превышения налоговых ставок, установленных статьей 361 НК РФ, в связи с чем у Санкт-Петербурга отсутствовала обязанность по принятию нового закона, устанавливающего ставки транспортного налога, а доводы заявителей о несоответствии оспариваемого акта Налоговому кодексу Российской Федерации по основаниям, указанным в подпунктах 3 и 9 пункта 1 статьи 6 НК РФ, являются необоснованными.
Письмо Минфина России от 03.12.2009 N 03-05-06-04/401, на которое ссылаются заявители, также не свидетельствует о противоречии оспариваемого Закона Санкт-Петербурга Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку указанное письмо является разъяснением в связи с обращением по конкретному вопросу, не является нормативным правовым актом и не касается вопросов введения в действие Федерального закона от 27 ноября 2010 N 307-ФЗ, в связи с принятием которого заявители оспаривают отдельные положения Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге".
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Надеиной И.Ю., Надеину А.Г., Надеину С.А. в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта - отказать
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца.
Судья Санкт-Петербургского городского суда |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2012 г. N 3-143/12
Текст решения официально опубликован не был