Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к Программе
развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 г.
Подпрограмма 9.
"Развитие информатизации в здравоохранении"
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы: |
Комитет по здравоохранению. |
Цели Подпрограммы: |
Обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления здравоохранением для улучшения доступности и качества оказываемых медицинских услуг, лекарственного обеспечения и информированности населения |
Задачи Подпрограммы: |
Формирование единого информационного пространства в сфере здравоохранения. Информационно-аналитическая поддержка реализации программы развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Обеспечение учреждений здравоохранения каналами связи и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Развитие регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения. Развитие телемедицинских систем. Создание единой городской системы информирования граждан. Образование в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы: |
Объем использования электронных медицинских карт в медицинских учреждениях. Оснащение учреждений здравоохранения автоматизированными рабочими местами с развернутыми на них медицинскими информационными системами. Объем электронного документооборота. Охват сотрудников учреждений здравоохранения процессами обучения работе со средствами информационно-коммуникационных технологий. Доля медицинских учреждений амбулаторного типа, осуществляющих запись на прием к врачу в электронном виде. |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы: |
2013 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы: |
Всего: 428 708,40 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе: За счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга - 428 708,40 тыс. руб., из них по годам: 2013 г. - 119 440,00 тыс. руб. 2014 г. - 114 310,50 тыс. руб. 2015 г. - 31 400,00 тыс. руб. 2016 г. - 31 820,00 тыс. руб. 2017 г. - 32 252,60 тыс. руб. 2018 г. - 32 698,20 тыс. руб. 2019 г. - 33 157,20 тыс. руб. 2020 г. - 33 629,90 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы: |
Повышение доступности медицинской помощи для населения за счет введения электронной записи к врачу в 100% амбулаторных учреждений. Снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения региона. Снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок. 50% населения будет получать медицинскую помощь с использованием электронных медицинских карт. Снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов. Доведение уровня электронного документооборота в здравоохранении города до 40%. Снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах и лекарственных препаратах с ограниченным сроком годности. Снижение затрат за счет внедрения лучших практик, включая телемедицинские технологии, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга. |
Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современные информационные технологии и современная медицина - два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Сложные медицинские исследования, диагностика, как и управление здравоохранением, немыслимы без вычислительной техники.
Применению информационных технологий в медицине способствовало распространение персональных компьютеров, компьютерных сетей, что, в конечном итоге, потребовало автоматизации обработки документов в медицинских учреждениях, а также создание программных комплексов диагностики и лечения, информационно-статистических систем для обработки результатов медико-биологических исследований и т.п.
На основе информационных технологий успешно развивается и такое направление, как телемедицина. Одна из последних тенденций - использование возможностей Интернета, например проведение интерактивных конференций, лекций, онлайн- консультации, внедрение электронной медицинской карты.
Оказание медицинской помощи дистанционно позволит сократить время пребывания пациентов в стационаре путем перевода пациентов на дневной стационар или амбулаторно-поликлиническое обследование. Внедрение методов телемедицины обеспечит высококвалифицированную дифференциальную диагностику пациентов, в т.ч. в первичном звене, снизит вероятность появления ошибочных диагнозов и позволит оптимизировать схемы лечения.
Кроме того, оказание медицинским работником консультации (диагностики) удаленно, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая телемедицинские технологии, позволит в режиме реального времени оценить состояние здоровья пациента и оказать экстренную помощь в критической ситуации.
Обследование пациента на сегодняшний день не представляется возможным без использования современных диагностических аппаратов. Такая техника избавляет врача от огромного объема рутинной работы, так как ее возможности позволяют накопить и систематизировать данные исследований, точно настроить параметры исследуемой области организма пациента и сравнить полученные данные с нормальными показателями. Наличие цифрового монитора позволяет получить изображение исследуемого участка тела в нужном ракурсе, что, безусловно, намного облегчает поставить быстрее и точнее поставить диагноз. Использование современных компьютеров в медицине дает возможность получить 3D-картинку.
Недостаточное применение современных информационных технологий все еще существенно сдерживает развитие здравоохранения. Основной целью мероприятий подпрограммы информатизации является обеспечение необходимой информационной поддержки работы системы в целом, а также граждан в части управления процессами оказания им медицинской помощи и ее непосредственного оказания.
В рамках Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 1.03.2011 г. N 240 "О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011 - 2012 годы" был выполнен большой объем работ, направленных на налаживание системы электронного взаимодействия, снижения объемов бумажного документооборота, внедрение единых стандартов информационного обмена в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Все эти меры направлены на более эффективное использование государственными медучреждениями Санкт-Петербурга своего потенциала и повышения доступности и качества оказываемых медицинских услуг.
На настоящий момент в Санкт-Петербурге успешно развивается телекоммуникационная инфраструктура системы здравоохранения. Практически все государственные медучреждения города подключены к Единой Мультисервисной Телекоммуникационной сети (ЕМТС). Это позволило сделать доступными для медучреждений города важные общегородские информационные сервисы, такие как ресурсы информационных систем, поддерживаемых Санкт-Петербургским Медицинским Информационно-Аналитическим Центром (СПБ ГБУЗ МИАЦ), ресурсы мониторингового центра Информационно-Аналитического Центра Правительства Санкт-Петербурга, ресурсы АИС "Государственного заказа Санкт-Петербурга", электронное казначейство и др. Подключение ЛПУ города к ЕМТС позволило начать работы по вводу в эксплуатацию регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения Санкт-Петербурга - решению одной из неотъемлемых задач в рамках программы модернизации.
В Санкт-Петербурге успешно ведется региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию (РС ЕРЗЛ). Во всех медицинских учреждениях города, включенных в систему обязательного медицинского страхования, обеспечена интеграция медицинских информационных систем с РС ЕРЗЛ. При обращении гражданина для получения медицинской помощи в медицинское учреждение, либо центр записи к врачу по телефону, данные о гражданине автоматически передаются в РС ЕРЗЛ для проверки наличия действующего полиса ОМС.
Во всех медицинских учреждениях, включенных в систему ОМС, установлено и функционирует программное обеспечение общегородских информационных систем взаиморасчетов по обязательному медицинскому страхованию, интегрированное с медицинскими информационными системами и регистром застрахованных лиц. Эти системы обеспечивают взаиморасчеты медицинских учреждений и страховых медицинских организаций, за оказанную в рамках территориальной программы ОМС медицинскую помощь, а также снабжает органы управления здравоохранением и обязательным медицинским страхованием необходимой медико-экономической информацией.
Вместе с тем следует отметить, что как средства ведения регистра застрахованных лиц, так и информационные системы взаиморасчетов по ОМС, требуют развития. Необходимо обеспечить в полной мере учет прикрепления граждан к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Организация такого учета необходима для возможности внедрения планируемого перехода на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений. Системы взаиморасчетов требуют более полной интеграции с медицинскими информационными системами, требуется поддержка расчетов между медицинскими организациями в условиях фондодержания.
В последние годы информационные технологии позволили систематизировать и улучшить процессы льготного лекарственного обеспечения в Санкт-Петербурге. В городе уже несколько лет функционирует общегородская АИС "Электронный медико-социальный регистр населения" (АИС МСРН). Все учреждения здравоохранения, выписывающие льготные рецепты перешли к выписке рецептов с использованием компьютерных систем и нанесением штрих-кода, позволяющего сократить время отпуска лекарственного средства населению в аптеках города. Тем не менее, существующая система не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению льготного лекарственного обеспечения. Необходима доработка существующих и внедрение новых дополнительных функций, позволяющих полностью автоматизировать и контролировать процессы планирования, закупок, выписки рецепта, отпуска, контроля и аналитической обработки информации по лекарственными средствам и изделиям медицинского назначения, отпускаемых льготным категориям граждан. Также необходимо обеспечить интеграцию функций выписки рецептов льготных категориям граждан с медицинскими информационными системами ЛПУ. Развитие и модернизация системы льготного лекарственного обеспечения с широким использованием средств информационно-коммуникационных технологий является чрезвычайно важной социальной задачей. Оперативная информация по льготному лекарственному обеспечению в городе значительно повышает доступность, качество и экономическую эффективность мероприятий в этой сфере.
В Санкт-Петербурге создан центр обработки данных (ЦОД) регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения, в котором будут сосредоточены вся информация и информационные потоки единой информационной системы здравоохранения. ЦОД также реализует интеграцию и обмен данными между региональным и федеральным сегментами системы.
В части реализации программ развития телемедицины в Санкт-Петербурге в 2012 г. реализована телемедицинская сеть "Ретинопатия недоношенных". В рамках данной сети осуществляется проведение телемедицинских консультаций новорожденных с целью оперативной диагностики ретинопатии. В настоящее время к данной сети подключены и функционируют 6 учреждений города (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 1", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская больница N 17 Св. Николая Чудотворца", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница Святой Ольги", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 22", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Диагностический Центр N 7" (глазной) для взрослого и детского населения, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 19 им. К.А. Раухфуса". Проводятся и другие работы по поддержке и функционированию развития телемедицинской сети Санкт-Петербурга при координации СПБ ГБУЗ МИАЦ. В рамках реализации задачи по технической, организационно-методической и информационной поддержке телемедицинской сети Санкт-Петербурга, обеспечения ее функциональной совместимости с другими сетями проводились работы по тестированию технологий, использующих IP-каналы широкополосной сети ЕМТС. Результаты показали широкие перспективы развития этого направления. В планах перспективного развития подключение учреждений, работающих с другими типами медицинских изображений, ранняя диагностика онкологических заболеваний.
По мере внедрения телекоммуникационных сетей и подключения к ним учреждений здравоохранения активно развиваются технические решения на базе современных портальных веб-технологий. Такие решения позволили сформировать и поддерживать централизованные ресурсы мониторинга работы системы здравоохранения Санкт-Петербурга. Был создан единый корпоративный портал учреждений здравоохранения города, основная цель которого - обеспечение оперативной и полной информацией всех участников системы здравоохранения города. Данный портал станет центром мониторинга и информационного обмена в сфере здравоохранения города.
В большинстве государственных медучреждений города производится электронная запись на прием к врачу. В настоящее время в городе функционирует единый портал для записи к врачу (gorzdrav.spb.ru), через который любой житель города может записаться на прием в медицинское учреждение. Портал интегрирован с федеральным фрагментом единой информационной сети здравоохранения и федеральным порталом госуслуг. К 2015 году все медицинские учреждения, ведущие амбулаторный прием, будут иметь возможность осуществлять запись на прием к врачу в электронном виде. Дополнительно в каждом районе города функционируют центры записи, где запись к врачам осуществляется через многоканальные телефоны. В 165 учреждениях города установлены информационные терминалы (инфокиоски) для записи к врачу и связи по горячей линии Комитета по здравоохранению. Все электронные средства записи к врачу обмениваются данными с медицинскими информационными системами, работающими в амбулаторных учреждениях города по единому протоколу, что позволило объединить в единую систему программные продукты, разработанные различными производителями для различных медицинских учреждений. Такой подход позволяет значительно сократить затраты на внедрение медицинских информационных систем и быстро реализовать ряд задач, предусмотренных программой модернизации, таких как электронное расписание, электронная медицинская карта, обмен информацией о лабораторных исследованиях и ряд других.
Ведутся работы по оснащению клинико-диагностических лабораторий Санкт-Петербурга современными лабораторными информационными системами. На 01.01.2013 года в 3-х из 14 межрайонных клинико-диагностических лабораторий установлены такие системы, интегрированные с медицинскими информационными системами в поликлиниках. Направления на лабораторные исследования в электронном виде поступают в клинико-диагностическую лабораторию, а результаты исследований возвращаются в направившую поликлинику. Успешно начатый процесс информатизации необходимо завершить и оснастить аналогичными системами оставшиеся 11 лабораторий города.
В 181 медучреждении города развернута и вводится в эксплуатацию система "Паспорт медицинских учреждений", предназначенная для сбора, аналитической обработки и передачи "паспортной" информации о медицинском учреждении для дальнейшего анализа, оценки эффективности использования ресурсов, принятия управленческих решений на уровне органа управления здравоохранением и планирования и передачи информации на федеральный уровень. В этих же учреждениях в дополнение к этой системе вводится в эксплуатацию модуль "Регистр медицинских и фармацевтических работников", предназначенный для сбора информации о медицинских кадрах и среднем медицинском персонале учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, аналитической обработки информации, оценки эффективности использования кадров и принятия управленческих решений.
В условиях информатизации, интеграции информации и перехода к использованию современных информационных технологий важное значение имеет развитие прикладных медицинских информационных систем. В Санкт-Петербурге на базе СПБ ГБУЗ МИАЦ уже несколько лет работает информационная система учета больных раковыми заболеваниями. Для обеспечения доступности этой информации, повышения оперативности учета и получения информации о раковых больных, снижения все еще существующего огромного объема документации на бумажных носителях, существующего в этой сфере, обеспечения достоверной статистики крайне необходимо создание полноценного популяционного ракового регистра, использующего современные компьютерные решения, который должен заменить существующую систему и интегрироваться в ЕГИСЗ. В существенной модернизации нуждается электронный диабетический регистр, в котором собирается и учитывается информация о больных сахарным диабетом. Эти и другие прикладные системы должны использоваться для оперативного получения достоверной статистической и иной информации по отдельным категориям больных, мониторинга заболеваемости с целью повышения качества предоставляемой им необходимой медицинской помощи и планирования закупок медицинских препаратов для лечения.
Несмотря на достигнутые результаты, в Санкт-Петербурге существует ряд проблем, препятствующих полномасштабному использованию всех преимуществ современных информационных технологий для полноценного информационного обеспечения системы здравоохранения в городе. Среди основных проблем можно выделить:
- стихийность развития информационных систем во многих учреждениях города или полное его отсутствие;
- недостаточная координация и разобщенность работ по информатизации и эксплуатации используемых и внедряемых систем;
- отсутствие единых согласованных стандартов представления информации, обмена данными, кодирования, систем классификации;
- проблемы совместимости различных информационных систем;
- слабая интеграция компонент регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения между собой, например, медицинских информационных систем (МИС) с лабораторными информационными системами, центральным архивом медицинских изображений (ЦАМИ), телемедицинской сетью "ретинопатия недоношенных";
- недостаночный уровень ведения и использования электронной медицинской карты (ЭМК) пациента медицинскими работниками, низкая или отсутствующая интеграция МИС с данными ЭМК, в частности, при осуществлении электронной записи к врачу;
- недостаточное взаимодействие разработчиков в части согласования стандартов обмена информацией и доступа к ней;
- дефицит квалифицированных кадров в медицинских учреждениях для поддержки и технического обеспечения информационных систем;
- недостаток квалификации врачей при использовании медицинских информационных систем и иных средств информатизации и телекоммуникации;
- недостаточная информированность населения о новых информационных возможностях, улучшающих доступность медицинских услуг, качество и скорость их оказания, а также их правах и обязанностях.
Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий позволит существенным образом изменить организацию работы сотрудников лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, предоставит им возможность непосредственно на рабочем месте иметь доступ к необходимым информационным ресурсам и в результате сформировать новую информационно-ориентированную культуру профессиональной деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) должно обеспечивать оптимальное управление в отрасли здравоохранения Санкт-Петербурга, высокое качество предоставляемых медицинских услуг в учреждениях здравоохранения и равные права граждан на их получение.
Особое внимание следует уделить повышению информированности граждан посредством средств массовой информации, популярных интернет ресурсов, социальных сетей. С этой целью необходимо развивать новые информационные ресурсы в сети Интернет, организовывать анкетирование, средства обратной связи, более активно использовать информационные ресурсы, доступные в медучреждениях.
Необходимо также усилить работу по автоматизации сбора и обработки статистических данных и иной первичной информации, поступающей из медицинских учреждений.
Основными целями развития ИКТ в здравоохранении Санкт-Петербурга должны быть:
- создание системы электронного, в том числе, юридически значимого, документооборота в региональном масштабе. Поэтапный переход к технологии создания и ведения всей документации (включая первичную), используемой в системе здравоохранения Санкт-Петербурга, в электронном виде (переход к безбумажной технологии);
- интеграция информационных ресурсов здравоохранения Санкт-Петербурга с информационными ресурсами других ведомств в части совместного использования персональных данных и электронного обмена документами;
- создание единого информационного пространства (ЕИП) здравоохранения города. Под ЕИП подразумевается совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Конкретные результаты реализации запланированных мероприятий в части использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении представлены ниже.
Для пациентов:
- повышение качества оказания медицинской помощи и обработки медицинских данных, в значительной степени за счет сокращения числа врачебных и управленческих ошибок:
- ликвидация проблемы нечитаемых почерков и низкокачественных копий медицинских документов;
- контроль над полнотой проводимых медицинских манипуляций и исследований, за соблюдением стандартов исследований и лечения;
- значительное уменьшение вероятности потерь данных;
- накопление персонифицированных данных о каждом пациенте для оценки в динамике его состояния в целях мониторинга здоровья;
- исключение дублирования информации; сокращение необоснованного повторного проведения исследований и вмешательств;
- поддержка принятия врачебных решений; в том числе по конкретным нозологическим формам с целью как повышения качества диагностики заболеваний, так и оценки эффективности лечения.
- предоставление гражданам доступа к личным медицинским данным в соответствии с действующим законодательством и электронными административными регламентами;
- оказание населению информационных услуг в области охраны здоровья в соответствии с установленными электронными административными регламентами.
Для медицинских учреждений:
- увеличение объема услуг, выполненных учреждением здравоохранения Санкт-Петербурга, за счет повышения производительности труда персонала;
- сокращение времени, затрачиваемого персоналом на ведение документации;
- возможность получения достоверных статистических данных на основе обработки первичной информации, представленной в электронном виде;
- возможность контроля основных аспектов работы персонала медицинского учреждения и сложных процессов;
- минимизация количества учетных и отчетных форм на уровне учреждений здравоохранения за счет преимущественной обработки первичных данных в электронном виде вне учреждений здравоохранения;
- планирование и контроль профилактических осмотров и диспансеризации во взаимосвязи с системой социально-гигиенического мониторинга;
- компьютерная поддержка принятия врачебных и управленческих решений;
- обеспечение персонифицированного учета медицинских услуг и расхода ресурсов.
Для органа управления здравоохранением Санкт-Петербурга:
- сокращение времени, затрачиваемого персоналом на ведение документов;
- компьютерная поддержка принятия управленческих решений;
- повышение достоверности и объективности в оценке качества деятельности органа управления здравоохранением Санкт-Петербурга;
- централизованное ведение нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования системы здравоохранения Санкт-Петербурга;
- возможность автоматизированного получения достоверных статистических данных на основе обработки первичной информации, представленной в электронном виде;
- обоснование распределения финансовых и кадровых ресурсов на решение наиболее актуальных для здоровья населения Санкт-Петербурга задач.
Обоснование приоритетных направлений для организации и проведения лечебно-профилактических мероприятий в Санкт-Петербурге, в том числе по организации и проведению мониторинга по конкретным нозологическим формам.
На реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение будут влиять следующие риски:
- неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
- недостаточная проработка, запаздывание формирования нормативно-правовой базы для проведения мароприятий;
- недостаточная гибкость и слабая адаптируемость мероприятий к изменению мировых тенденций развития информационных технологий в здравоохранении, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
- недостаточная координация, а как следствие, дублирование и несогласованность выполнения работ в по внедрению современных информационных технологий в здравоохранение;
- различие во взглядах и расстановке приоритетов в области развития и использования современных информационных технологий в здравоохранении со стороны медицинского сообщества и специалистов по информационным технологиям;
Реализация мероприятий, предусмотренных
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.