Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Правилам присвоения (подтверждения, повышения)
квалификационных категорий руководителям
и работникам государственных учреждений
социального обслуживания населения, находящихся
в ведении исполнительных органов
государственной власти
Санкт-Петербурга
Временные методические указания
по оценке соответствия уровня квалификации работников учреждений требованиям к квалификационным категориям
1. Временные Методические указания по оценке соответствия уровня квалификации работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, требованиям к квалификационным категориям (далее - Методические указания) предназначены для применения экспертами (экспертом) в процессе оценки аттестационных документов и материалов, входящих в аттестационное дело, по установленной Правилами присвоения (подтверждения, повышения) квалификационных категорий руководителям и работникам государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, системе критериев (далее - экспертная оценка).
2. Информационную базу экспертной оценки составляет аттестационное дело работника учреждения и при необходимости данные, полученные экспертом (ами) в ходе собеседования с работником на заседании аттестационной комиссии.
3. Критерии оценки уровня квалификации работника учреждения, а также входящие в их состав показатели, представленные в таблице 1, соответствуют их описаниям в разделе 3 настоящих Правил. Кроме того, в таблице 1 дано количественное описание признаков для каждого из показателей, распределенных по трем критериям оценки уровня квалификации.
Последовательные градации уровня квалификации работника (2-я, 1-я и высшая квалификационные категории) являются порядковой шкалой степеней соответствия требованиям к квалификационной категории.
Таблица 1
Количество признаков, включенных в конкретный набор признаков по каждому критерию, в соответствии с градациями уровней квалификации работников учреждений
N критерия и показателя |
Наименование критериев и показателей для оценки уровня квалификации работника учреждения |
Градации уровней квалификации работников учреждений |
||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
||
Количество признаков, включенных в конкретный набор | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Критерий 1. Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.1 |
Знание нормативных правовых актов регулирующих профессиональную деятельность и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения |
|||
1.2 |
Знание основных направлений государственной и региональной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых социальных программ, умения и навыки их применения на практике |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.3 |
Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственных взаимодействий, умения и навыки организации социальных услуг и содействию защите прав клиента |
6 признаков |
3 признаков |
3 признаков |
1.4 |
Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий |
6 признаков |
6 признаков |
4 признака |
Количество признаков для Критерия 1 (сумма значений в строках 1.1 - 1.4), : |
22 признака |
19 признаков |
17 признаков |
|
2 |
Критерий 2. Деловые, в том числе личностные качества работника |
|
|
|
2.1 |
Культура труда |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.2 |
Культура мышления, устной и письменной речи |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.3 |
Культура общения и поведения |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.4 |
Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную деятельность) |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.5 |
Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее время или в нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и др., а также посредством самообразования. |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.6 |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или нерабочее время |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.7 |
Уровень образования |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.8 |
Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестацию |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
Количество признаков для Критерия 2 (сумма значений в строках 2.1. - 2.8), : |
10 признаков |
10 признаков |
10 признаков |
|
3. |
Критерий 3. Результативность профессиональной деятельности работника (труда) |
|
|
|
3.1 |
Результативность в сфере практической работы с клиентом |
6 признаков |
6 признаков |
6 признаков |
3.2 |
Результативность в сфере организаторской, организационно-методической работы |
3 признака |
3 признака |
5 признаков |
3.3 |
Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами |
2 признака |
3 признака |
4 признака |
3.4 |
Результативность в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
3.5 |
Результативность в сфере просветительской и общепрофилактической работы |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
Количество признаков для Критерия 3 (сумма значений в строках 3.1. - 3.5), : |
13 признаков |
14 признаков |
19 признаков |
|
Количество признаков, входящих в набор для трех Критериев: |
45 |
43 |
46 |
|
Всего 3 критерия, включающих 17 показателей, в том числе 134 признака соответствия |
Для каждой из указанных градаций предусмотрен свой набор признаков для каждого критерия и показателя, состоящий из числа признаков, установленного в графах 3, 4, 5 таблицы 1.
Например, в таблице 1 для градации, соответствующей 2-й квалификационной категории, общее количество признаков в наборе для Критерия 1 составляет 22 признака, для Критерия 2 - 10 признаков и для Критерия 3 - 13. Указанные значения в наборах признаков (22, 10, 13) являются максимальными значениями (), которые используется для экспертной оценки отдельно по каждому критерию в настоящих Методических указаниях. В таблице эти значения указаны как , , соответственно.
В таблице 1 также указано количество признаков, входящих в набор для трех критериев: в Критерий 1 входят 45 признаков; в Критерий 2 - 43; в Критерий 3 - 46.
Таким образом, в указанной таблице три критерия включают 17 показателей, в том числе 134 признака соответствия.
4. В процессе индивидуальной экспертной оценки эксперт осуществляет следующие последовательные действия, указанные в таблице 2, используя для проведения и документирования экспертной оценки методический инструментарий, представленный в Приложениях 1 - 4 к Методическим указаниям.
Таблица 2
Порядок действий эксперта в процессе индивидуальной экспертной оценки
N |
Действия эксперта в процессе индивидуальной экспертной оценки |
Методический инструментарий (представленный в Приложениях 1 - 4 к настоящим Методическим указаниям), применяемый экспертом; примечания |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проводит анализ аттестационного дела и выявляет на основе анализа фактические данные, характеризующие деловые качества, профессиональную компетентность работника учреждения, а также результативность его труда (далее - фактические данные). |
Использует представленные в Приложении 1. Оценочные таблицы с наборами признаков соответствия уровню квалификации работника учреждения требованиям к квалификационной категории. Примечание. Указанные таблицы содержат наборы признаков, соответствующих показателям и критериям. Таблицы структурированы по градациям уровня квалификации работника (2-й, 1-й и высшей квалификационным категориям). Всего в Приложении 1 содержится 10 пронумерованных оценочных таблиц. |
2 |
Оценивает каждый признак, указанный в наборе признаков, предусмотренных заявленной категорией по принципу "соответствует" - "не соответствует" выявленные фактические данные каждому признаку в наборе. |
|
3 |
Заполняет типовой бланк для экспертной оценки для каждой квалификационной категории. |
Использует представленный в приложении 2 Типовой бланк для экспертной оценки уровня квалификации работника учреждения Примечание. Указанный бланк заполняется экспертом в ходе анализа аттестационного дела или после собеседования с работником на заседании аттестационной комиссии. В приложении 2 представлен пример такого бланка для 2-й квалификационной категории с рекомендациями эксперту по заполнению бланка. |
4 |
Уточняет, в случае необходимости, значения оценок отдельных признаков (показателей, критериев) в порядке и по форме, установленным настоящим Методическими указаниями. |
Использует представленный в Приложении 3 образец формы: дополнительные вопросы эксперта к аттестуемому работнику для уточнения оценки уровня квалификации, выносимые на заседание аттестационной комиссии. Примечание. В приложении 3 дан образец формы на примере аттестации работника учреждения на присвоение 2-й квалификационной категории. При необходимости уточнения значений оценок эксперт может присутствовать на заседании аттестационной комиссии и задавать вопросы на собеседовании аттестуемому работнику. |
5 |
Осуществляет обработку данных, полученных в процессе проведения экспертной оценки. |
Использует порядок обработки данных, предусмотренный пунктом 5 настоящих Методических указаний. Примечание. В процессе применения настоящих Методических указаний способ обработки экспертных данных будет уточняться. |
6 |
Обобщает данные и оформляет экспертное заключение. |
Использует представленный в приложении 4 образец формы экспертного заключения о соответствии уровня квалификации работника учреждения требованиям к заявленной квалификационной категории. Примечание. В состав экспертного заключения в качестве приложения входит заполненный типовой бланк, оформленный надлежащим образом. |
5. Обработка данных осуществляется экспертом в следующем порядке.
5.1. После оценки всех признаков из набора признаков, соответствующего заявленной квалификационной категории по трем критериям (критерии 1, 2, 3 в таблице 3), и заполнения бланка для экспертной оценки по каждому критерию, определяется оценка "К", по следующей формуле:
,
где
F - функция оценки критерия, w - весовые коэффициенты, которые определяются, опираясь на субъективные оценки экспертов по ограниченной обучающей выборке.
В настоящих методических указаниях используется временный упрощенный вариант, когда под F понимается простое суммирование значений признаков, а весовые коэффициенты принимаются равные единице.
5.2. Ниже представлен временный (упрощенный) вариант обработки данных, применяемый для экспертного оценивания.*
5.2.1. Оценка К определяется как суммарное количество признаков по отдельному критерию, которые получили положительную оценку (т.е. значение оценки признаков - "соответствует") для каждого критерия (, , ).
5.2.2. Далее это значение нормируется на и приводится к значению, заданному в процентах, по следующей формуле:
,
где
- максимальное количество признаков, которое предусмотрено конкретным набором признаков для критерия.
5.2.3. По каждому критерию количество признаков (из соответствующего набора признаков), которые получили положительную оценку ("соответствует"), проводится сравнение с установленными настоящими Методическими указаниями пороговыми значениями (, , ) по отдельным критериям оценки соответствия.
5.2.4. Полученные значения оценок по критериям сопоставляется с решающим правилом, согласно которому все указанные значения оценок по каждому критерию должны превышать или быть равными объявленному пороговому значению, установленного в отдельности для каждого критерия.
Таким образом, решающим правилом для системы критериев, является выражение:
5.2.5. В настоящих Методических указаниях устанавливается пороговое значение, составляющее 80% от максимального количества в наборе признаков для каждого критерия (т.е. ). Указанное решающее правило применяется при оценивании всех квалификационных категорий (2-й, 1-й и высшей квалификационных категорий).
Таким образом, для принятия экспертом решения о соответствии работника учреждения заявленной категории, необходимо чтобы суммарное количество установленных в оценочных таблицах признаков соответствия по каждому критерию превышало или было равно 80% относительно общего их числа в наборе признаков, относящихся к каждому критерию в отдельности. Если хотя бы одно значение оценки по отдельному критерию ниже порогового значения, то экспертом принимается решение о несоответствии уровня квалификации работника учреждения требованиям к заявленной квалификационной категории.
* В процессе применения настоящих Методических указаний способ обработки экспертных данных будет уточняться (в части модели способа обработки F, решения задачи определения весовых коэффициентов признаков в системе критериев, а также возможности учета замещения или компенсации отдельных признаков). Возможным организационным вариантом может быть централизованный способ обработки данных.
6. Тогда, когда аттестационное дело оценивается двумя или большим количеством экспертов, рекомендуется следующие методические подходы к получению общей оценки.
6.1. В случае, когда число экспертов составляет два человека, им рекомендуется принять согласованную оценку (при недостижении согласованной оценки по конкретному критерию). При категорическом несогласии одного из экспертов решение принимается аттестационной комиссией с обязательным заслушиванием экспертов на заседании.
6.2. В случае, когда число экспертов составляет более двух человек, им рекомендуется принять либо согласованную оценку, либо по оспариваемому критерию рассчитать среднее значение. Если в состав экспертной группы входит:
нечетное количество экспертов, то экспертной группой принимается средняя медианная оценка (рассчитывается центральная величина);
четное количество экспертов, то экспертной группой принимается среднеарифметическое значение оценок по критерию.
При категорическом несогласии эксперта(ов) решение принимается аттестационной комиссией с обязательным заслушиванием на заседании аттестационной комиссии эксперта(ов), который выразил несогласие с оценками других экспертов по конкретному критерию.
В таблице 3 приведен пример случая для трех экспертов и расчета средней медианной оценки.
Таблица 3
Пример сводной экспертной оценки уровня квалификации работника по всем критериям
N критерия |
Наименование критерия |
Значения оценок Эксперта N 1 |
Значения оценок Эксперта N 2 |
Значения оценок Эксперта N 3 |
Общее значение оценки по критериям (медианная оценка) и результат* |
в процентах | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
1 |
Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность |
75 |
80 |
90 |
80 |
2 |
Деловые, в том числе личностные качества работника |
95 |
90 |
80 |
90 |
3 |
Результативность профессиональной деятельности работника (труда) |
75 |
75 |
80 |
75 |
Результат экспертной оценки (обобщение по трем критериям): |
не соответствует |
||||
| |||||
* Графа 5 исчисляется в следующем порядке: 1) В каждой строке значения оценок экспертов ранжируются, т.е. упорядочиваются по возрастанию оценок. Например, результат ранжирования для Критерия N 2: 80 (Значение оценки Эксперта N 3 в графе 5); 90 (Значение оценки Эксперта N 2 в графе 4); 95 (Значение оценки Эксперта N 1 в графе 3). 2) Расчет общего значения оценки по Критерию N 2 осуществляется по формуле медианной средней: (N+l)/2; где N - число экспертов. Следовательно, общее значение оценки по Критерию 2 составляет 90 (%). Аналогично рассчитываются оценки для остальных критериев. 3) Результат экспертной оценки (обобщение по трем Критериям для указанного примера будет оценка "не соответствует", т.к. один из критериев (Критерий N 3) не достигает порогового значения 80%. |
7. При проведении экспертной оценки может возникнуть ситуация, когда эксперты (эксперт) по результатам анализа аттестационного дела не могут установить значение оценки по конкретному признаку. В этом случае экспертам (эксперту) необходимо участвовать в собеседовании с работником учреждения, проводимом аттестационной комиссией. Рекомендуется следующий порядок действий эксперта (экспертов).
7.1. По каждому признаку, входящему в набор признаков и содержащему неопределенность экспертом (экспертами) формулируется дополнительный вопрос или вопросы к аттестуемому работнику для уточнения оценки уровня квалификации (далее - дополнительный вопрос (вопросы) по форме согласно Приложению 3 к настоящим Методическим указаниям (далее - форма).
7.2. Заполненная форма подписывается экспертом (экспертами), согласуется с председателем экспертной группы (при ее наличии) и не позднее, чем за 10 календарных дней до дня заседания аттестационной комиссии направляется (передается) секретарю.
8. Секретарь аттестационной комиссии приобщает форму к листу собеседования и в установленном порядке приглашает эксперта (экспертов) на заседание аттестационной комиссии.
9. Результатом работы эксперта (экспертной группы) является экспертное заключение, оформленное по форме согласно Приложению N 4 к настоящим Методическим указаниям.
9.1. Экспертное заключение (далее - заключение) составляется на каждого аттестуемого работника учреждения и оформляется в письменном виде, подписывается членами экспертной группы, передается (направляется) секретарю аттестационной комиссии и утверждается председателем аттестационной комиссии.
9.1. Заключение должно содержать выводы эксперта (экспертной группы) о соответствии (несоответствии) аттестационных документов и материалов критериям, установленным настоящими Методическими указаниями и мнение эксперта (экспертной группы) о соответствии квалификации работника учреждения заявленной квалификационной категории.
9.3. Заключение направляется секретарем экспертной группы (экспертом) в аттестационную комиссию не позднее, чем за семь календарных дней до начала аттестации работника.
9.4. В случае, предусмотренным пунктом 7 настоящих Методических указаний, эксперт (экспертная группа) формирует заключение либо на том же заседании аттестационной комиссии, либо направляет заключение секретарю аттестационной комиссии в течение двух дней после заседания аттестационной комиссии.
Приложения
1. Оценочные таблицы с наборами признаков соответствия уровню квалификации работника учреждения требованиям к квалификационной категории.
2. Типовой бланк для экспертной оценки уровня квалификации работника (на примере аттестации работника учреждения на присвоение 2-й квалификационной категории).
3. Образец формы. Дополнительные вопросы эксперта к аттестуемому работнику для уточнения оценки уровня квалификации, выносимые на заседание аттестационной комиссии (на примере аттестации работника учреждения на присвоение 2-й квалификационной категории).
4. Примерная форма экспертного заключения.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.