Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Правилам присвоения (подтверждения, повышения)
квалификационных категорий руководителям
и работникам государственных учреждений
социального обслуживания населения, находящихся
в ведении исполнительных органов
государственной власти
Санкт-Петербурга
Временные методические указания
по оценке соответствия уровня квалификации работников учреждений требованиям к квалификационным категориям
1. Временные Методические указания по оценке соответствия уровня квалификации работников государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, требованиям к квалификационным категориям (далее - Методические указания) предназначены для применения экспертами (экспертом) в процессе оценки аттестационных документов и материалов, входящих в аттестационное дело, по установленной Правилами присвоения (подтверждения, повышения) квалификационных категорий руководителям и работникам государственных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, системе критериев (далее - экспертная оценка).
2. Информационную базу экспертной оценки составляет аттестационное дело работника учреждения и при необходимости данные, полученные экспертом (ами) в ходе собеседования с работником на заседании аттестационной комиссии.
3. Критерии оценки уровня квалификации работника учреждения, а также входящие в их состав показатели, представленные в таблице 1, соответствуют их описаниям в разделе 3 настоящих Правил. Кроме того, в таблице 1 дано количественное описание признаков для каждого из показателей, распределенных по трем критериям оценки уровня квалификации.
Последовательные градации уровня квалификации работника (2-я, 1-я и высшая квалификационные категории) являются порядковой шкалой степеней соответствия требованиям к квалификационной категории.
Таблица 1
Количество признаков, включенных в конкретный набор признаков по каждому критерию, в соответствии с градациями уровней квалификации работников учреждений
N критерия и показателя |
Наименование критериев и показателей для оценки уровня квалификации работника учреждения |
Градации уровней квалификации работников учреждений |
||
Соответствует 2-й категории |
Соответствует 1-й категории |
Соответствует высшей категории |
||
Количество признаков, включенных в конкретный набор | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Критерий 1. Профессиональные знания, умения, навыки (профессиональная компетентность) |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.1 |
Знание нормативных правовых актов регулирующих профессиональную деятельность и локальных правовых актов, регламентирующих выполнение должностных обязанностей, умение и навыки их применения |
|||
1.2 |
Знание основных направлений государственной и региональной политики в сфере социальной защиты населения, реализуемых целевых социальных программ, умения и навыки их применения на практике |
5 признаков |
5 признаков |
5 признаков |
1.3 |
Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственных взаимодействий, умения и навыки организации социальных услуг и содействию защите прав клиента |
6 признаков |
3 признаков |
3 признаков |
1.4 |
Знание особенностей категорий клиентов, которые являются объектом профессиональной работы, умение применять методический инструментарий |
6 признаков |
6 признаков |
4 признака |
Количество признаков для Критерия 1 (сумма значений в строках 1.1 - 1.4), |
22 признака |
19 признаков |
17 признаков |
|
2 |
Критерий 2. Деловые, в том числе личностные качества работника |
|
|
|
2.1 |
Культура труда |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.2 |
Культура мышления, устной и письменной речи |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.3 |
Культура общения и поведения |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.4 |
Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную деятельность) |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.5 |
Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения в рабочее время или в нерабочее время семинаров, учебных курсов (без выдачи документов об образовании или квалификации) и др., а также посредством самообразования. |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.6 |
Деловая активность в сфере повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования (в учреждениях, имеющих право выдачи удостоверений, свидетельств государственного образца) в рабочее или нерабочее время |
2 признака |
2 признака |
2 признака |
2.7 |
Уровень образования |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
2.8 |
Стаж работы в должности, по которой работник желает пройти аттестацию |
1 признак |
1 признак |
1 признак |
Количество признаков для Критерия 2 (сумма значений в строках 2.1. - 2.8), |
10 признаков |
10 признаков |
10 признаков |
|
3. |
Критерий 3. Результативность профессиональной деятельности работника (труда) |
|
|
|
3.1 |
Результативность в сфере практической работы с клиентом |
6 признаков |
6 признаков |
6 признаков |
3.2 |
Результативность в сфере организаторской, организационно-методической работы |
3 признака |
3 признака |
5 признаков |
3.3 |
Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества с молодыми специалистами |
2 признака |
3 признака |
4 признака |
3.4 |
Результативность в сфере научно-практических разработок или проектно-инновационной деятельности |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
3.5 |
Результативность в сфере просветительской и общепрофилактической работы |
1 признак |
1 признак |
2 признака |
Количество признаков для Критерия 3 (сумма значений в строках 3.1. - 3.5), |
13 признаков |
14 признаков |
19 признаков |
|
Количество признаков, входящих в набор для трех Критериев: |
45 |
43 |
46 |
|
Всего 3 критерия, включающих 17 показателей, в том числе 134 признака соответствия |
Для каждой из указанных градаций предусмотрен свой набор признаков для каждого критерия и показателя, состоящий из числа признаков, установленного в графах 3, 4, 5 таблицы 1.
Например, в таблице 1 для градации, соответствующей 2-й квалификационной категории, общее количество признаков в наборе для Критерия 1 составляет 22 признака, для Критерия 2 - 10 признаков и для Критерия 3 - 13. Указанные значения в наборах признаков (22, 10, 13) являются максимальными значениями (), которые используется для экспертной оценки отдельно по каждому критерию в настоящих Методических указаниях. В таблице эти значения указаны как
,
,
соответственно.
В таблице 1 также указано количество признаков, входящих в набор для трех критериев: в Критерий 1 входят 45 признаков; в Критерий 2 - 43; в Критерий 3 - 46.
Таким образом, в указанной таблице три критерия включают 17 показателей, в том числе 134 признака соответствия.
4. В процессе индивидуальной экспертной оценки эксперт осуществляет следующие последовательные действия, указанные в таблице 2, используя для проведения и документирования экспертной оценки методический инструментарий, представленный в Приложениях 1 - 4 к Методическим указаниям.
Таблица 2
Порядок действий эксперта в процессе индивидуальной экспертной оценки
N |
Действия эксперта в процессе индивидуальной экспертной оценки |
Методический инструментарий (представленный в Приложениях 1 - 4 к настоящим Методическим указаниям), применяемый экспертом; примечания |
1 |
2 |
3 |
1 |
Проводит анализ аттестационного дела и выявляет на основе анализа фактические данные, характеризующие деловые качества, профессиональную компетентность работника учреждения, а также результативность его труда (далее - фактические данные). |
Использует представленные в Приложении 1. Оценочные таблицы с наборами признаков соответствия уровню квалификации работника учреждения требованиям к квалификационной категории. Примечание. Указанные таблицы содержат наборы признаков, соответствующих показателям и критериям. Таблицы структурированы по градациям уровня квалификации работника (2-й, 1-й и высшей квалификационным категориям). Всего в Приложении 1 содержится 10 пронумерованных оценочных таблиц. |
2 |
Оценивает каждый признак, указанный в наборе признаков, предусмотренных заявленной категорией по принципу "соответствует" - "не соответствует" выявленные фактические данные каждому признаку в наборе. |
|
3 |
Заполняет типовой бланк для экспертной оценки для каждой квалификационной категории. |
Использует представленный в приложении 2 Типовой бланк для экспертной оценки уровня квалификации работника учреждения Примечание. Указанный бланк заполняется экспертом в ходе анализа аттестационного дела или после собеседования с работником на заседании аттестационной комиссии. В приложении 2 представлен пример такого бланка для 2-й квалификационной категории с рекомендациями эксперту по заполнению бланка. |
4 |
Уточняет, в случае необходимости, значения оценок отдельных признаков (показателей, критериев) в порядке и по форме, установленным настоящим Методическими указаниями. |
Использует представленный в Приложении 3 образец формы: дополнительные вопросы эксперта к аттестуемому работнику для уточнения оценки уровня квалификации, выносимые на заседание аттестационной комиссии. Примечание. В приложении 3 дан образец формы на примере аттестации работника учреждения на присвоение 2-й квалификационной категории. При необходимости уточнения значений оценок эксперт может присутствовать на заседании аттестационной комиссии и задавать вопросы на собеседовании аттестуемому работнику. |
5 |
Осуществляет обработку данных, полученных в процессе проведения экспертной оценки. |
Использует порядок обработки данных, предусмотренный пунктом 5 настоящих Методических указаний. Примечание. В процессе применения настоящих Методических указаний способ обработки экспертных данных будет уточняться. |
6 |
Обобщает данные и оформляет экспертное заключение. |
Использует представленный в приложении 4 образец формы экспертного заключения о соответствии уровня квалификации работника учреждения требованиям к заявленной квалификационной категории. Примечание. В состав экспертного заключения в качестве приложения входит заполненный типовой бланк, оформленный надлежащим образом. |
5. Обработка данных осуществляется экспертом в следующем порядке.
5.1. После оценки всех признаков из набора признаков, соответствующего заявленной квалификационной категории по трем критериям (критерии 1, 2, 3 в таблице 3), и заполнения бланка для экспертной оценки по каждому критерию, определяется оценка "К", по следующей формуле:
,
где
F - функция оценки критерия, w - весовые коэффициенты, которые определяются, опираясь на субъективные оценки экспертов по ограниченной обучающей выборке.
В настоящих методических указаниях используется временный упрощенный вариант, когда под F понимается простое суммирование значений признаков, а весовые коэффициенты принимаются равные единице.
5.2. Ниже представлен временный (упрощенный) вариант обработки данных, применяемый для экспертного оценивания.*
5.2.1. Оценка К определяется как суммарное количество признаков по отдельному критерию, которые получили положительную оценку (т.е. значение оценки признаков - "соответствует") для каждого критерия (,
,
).
5.2.2. Далее это значение нормируется на и приводится к значению, заданному в процентах, по следующей формуле:
,
где
- максимальное количество признаков, которое предусмотрено конкретным набором признаков для критерия.
5.2.3. По каждому критерию количество признаков (из соответствующего набора признаков), которые получили положительную оценку ("соответствует"), проводится сравнение с установленными настоящими Методическими указаниями пороговыми значениями (,
,
) по отдельным критериям оценки соответствия.
5.2.4. Полученные значения оценок по критериям сопоставляется с решающим правилом, согласно которому все указанные значения оценок по каждому критерию должны превышать или быть равными объявленному пороговому значению, установленного в отдельности для каждого критерия.
Таким образом, решающим правилом для системы критериев, является выражение:
5.2.5. В настоящих Методических указаниях устанавливается пороговое значение, составляющее 80% от максимального количества в наборе признаков для каждого критерия (т.е. ). Указанное решающее правило применяется при оценивании всех квалификационных категорий (2-й, 1-й и высшей квалификационных категорий).
Таким образом, для принятия экспертом решения о соответствии работника учреждения заявленной категории, необходимо чтобы суммарное количество установленных в оценочных таблицах признаков соответствия по каждому критерию превышало или было равно 80% относительно общего их числа в наборе признаков, относящихся к каждому критерию в отдельности. Если хотя бы одно значение оценки по отдельному критерию ниже порогового значения, то экспертом принимается решение о несоответствии уровня квалификации работника учреждения требованиям к заявленной квалификационной категории.
* В процессе применения настоящих Методических указаний способ обработки экспертных данных будет уточняться (в части модели способа обработки F, решения задачи определения весовых коэффициентов признаков в системе критериев, а также возможности учета замещения или компенсации отдельных признаков). Возможным организационным вариантом может быть централизованный способ обработки данных.
6. Тогд
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.