Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 9
к Программе
развития здравоохранения
Санкт-Петербурга до 2020 г.
Подпрограмма 9.
"Развитие информатизации в здравоохранении"
Паспорт Подпрограммы
Ответственный исполнитель Подпрограммы: |
Комитет по здравоохранению. |
Цели Подпрограммы: |
Обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления здравоохранением для улучшения доступности и качества оказываемых медицинских услуг, лекарственного обеспечения и информированности населения |
Задачи Подпрограммы: |
Формирование единого информационного пространства в сфере здравоохранения. Информационно-аналитическая поддержка реализации программы развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Обеспечение учреждений здравоохранения каналами связи и средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Развитие регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения. Развитие телемедицинских систем. Создание единой городской системы информирования граждан. Образование в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении. |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы: |
Объем использования электронных медицинских карт в медицинских учреждениях. Оснащение учреждений здравоохранения автоматизированными рабочими местами с развернутыми на них медицинскими информационными системами. Объем электронного документооборота. Охват сотрудников учреждений здравоохранения процессами обучения работе со средствами информационно-коммуникационных технологий. Доля медицинских учреждений амбулаторного типа, осуществляющих запись на прием к врачу в электронном виде. |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы: |
2013 - 2020 годы. |
Объемы бюджетных ассигнований Подпрограммы: |
Всего: 428 708,40 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.), в том числе: За счет средств консолидированного бюджета Санкт-Петербурга - 428 708,40 тыс. руб., из них по годам: 2013 г. - 119 440,00 тыс. руб. 2014 г. - 114 310,50 тыс. руб. 2015 г. - 31 400,00 тыс. руб. 2016 г. - 31 820,00 тыс. руб. 2017 г. - 32 252,60 тыс. руб. 2018 г. - 32 698,20 тыс. руб. 2019 г. - 33 157,20 тыс. руб. 2020 г. - 33 629,90 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы: |
Повышение доступности медицинской помощи для населения за счет введения электронной записи к врачу в 100% амбулаторных учреждений. Снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения региона. Снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок. 50% населения будет получать медицинскую помощь с использованием электронных медицинских карт. Снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов. Доведение уровня электронного документооборота в здравоохранении города до 40%. Снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах и лекарственных препаратах с ограниченным сроком годности. Снижение затрат за счет внедрения лучших практик, включая телемедицинские технологии, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга. |
Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современные информационные технологии и современная медицина - два понятия, которые неразрывно связаны между собой. Сложные медицинские исследования, диагностика, как и управление здравоохранением, немыслимы без вычислительной техники.
Применению информационных технологий в медицине способствовало распространение персональных компьютеров, компьютерных сетей, что, в конечном итоге, потребовало автоматизации обработки документов в медицинских учреждениях, а также создание программных комплексов диагностики и лечения, информационно-статистических систем для обработки результатов медико-биологических исследований и т.п.
На основе информационных технологий успешно развивается и такое направление, как телемедицина. Одна из последних тенденций - использование возможностей Интернета, например проведение интерактивных конференций, лекций, онлайн- консультации, внедрение электронной медицинской карты.
Оказание медицинской помощи дистанционно позволит сократить время пребывания пациентов в стационаре путем перевода пациентов на дневной стационар или амбулаторно-поликлиническое обследование. Внедрение методов телемедицины обеспечит высококвалифицированную дифференциальную диагностику пациентов, в т.ч. в первичном звене, снизит вероятность появления ошибочных диагнозов и позволит оптимизировать схемы лечения.
Кроме того, оказание медицинским работником консультации (диагностики) удаленно, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая телемедицинские технологии, позволит в режиме реального времени оценить состояние здоровья пациента и оказать экстренную помощь в критической ситуации.
Обследование пациента на сегодняшний день не представляется возможным без использования современных диагностических аппаратов. Такая техника избавляет врача от огромного объема рутинной работы, так как ее возможности позволяют накопить и систематизировать данные исследований, точно настроить параметры исследуемой области организма пациента и сравнить полученные данные с нормальными показателями. Наличие цифрового монитора позволяет получить изображение исследуемого участка тела в нужном ракурсе, что, безусловно, намного облегчает поставить быстрее и точнее поставить диагноз. Использование современных компьютеров в медицине дает возможность получить 3D-картинку.
Недостаточное применение современных информационных технологий все еще существенно сдерживает развитие здравоохранения. Основной целью мероприятий подпрограммы информатизации является обеспечение необходимой информационной поддержки работы системы в целом, а также граждан в части управления процессами оказания им медицинской помощи и ее непосредственного оказания.
В рамках Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 1.03.2011 г. N 240 "О Программе модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011 - 2012 годы" был выполнен большой объем работ, направленных на налаживание системы электронного взаимодействия, снижения объемов бумажного документооборота, внедрение единых стандартов информационного обмена в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Все эти меры направлены на более эффективное использование государственными медучреждениями Санкт-Петербурга своего потенциала и повышения доступности и качества оказываемых медицинских услуг.
На настоящий момент в Санкт-Петербурге успешно развивается телекоммуникационная инфраструктура системы здравоохранения. Практически все государственные медучреждения города подключены к Единой Мультисервисной Телекоммуникационной сети (ЕМТС). Это позволило сделать доступными для медучреждений города важные общегородские информационные сервисы, такие как ресурсы информационных систем, поддерживаемых Санкт-Петербургским Медицинским Информационно-Аналитическим Центром (СПБ ГБУЗ МИАЦ), ресурсы мониторингового центра Информационно-Аналитического Центра Правительства Санкт-Петербурга, ресурсы АИС "Государственного заказа Санкт-Петербурга", электронное казначейство и др. Подключение ЛПУ города к ЕМТС позволило начать работы по вводу в эксплуатацию регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения Санкт-Петербурга - решению одной из неотъемлемых задач в рамках программы модернизации.
В Санкт-Петербурге успешно ведется региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию (РС ЕРЗЛ). Во всех медицинских учреждениях города, включенных в систему обязательного медицинского страхования, обеспечена интеграция медицинских информационных систем с РС ЕРЗЛ. При обращении гражданина для получения медицинской помощи в медицинское учреждение, либо центр записи к врачу по телефону, данные о гражданине автоматически передаются в РС ЕРЗЛ для проверки наличия действующего полиса ОМС.
Во всех медицинских учреждениях, включенных в систему ОМС, установлено и функционирует программное обеспечение общегородских информационных систем взаиморасчетов по обязательному медицинскому страхованию, интегрированное с медицинскими информационными системами и регистром застрахованных лиц. Эти системы обеспечивают взаиморасчеты медицинских учреждений и страховых медицинских организаций, за оказанную в рамках территориальной программы ОМС медицинскую помощь, а также снабжает органы управления здравоохранением и обязательным медицинским страхованием необходимой медико-экономической информацией.
Вместе с тем следует отметить, что как средства ведения регистра застрахованных лиц, так и информационные системы взаиморасчетов по ОМС, требуют развития. Необходимо обеспечить в полной мере учет прикрепления граждан к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь. Организация такого учета необходима для возможности внедрения планируемого перехода на подушевое финансирование амбулаторно-поликлинических учреждений. Системы взаиморасчетов требуют более полной интеграции с медицинскими информационными системами, требуется поддержка расчетов между медицинскими организациями в условиях фондодержания.
В последние годы информационные технологии позволили систематизировать и улучшить процессы льготного лекарственного обеспечения в Санкт-Петербурге. В городе уже несколько лет функционирует общегородская АИС "Электронный медико-социальный регистр населения" (АИС МСРН). Все учреждения здравоохранения, выписывающие льготные рецепты перешли к выписке рецептов с использованием компьютерных систем и нанесением штрих-кода, позволяющего сократить время отпуска лекарственного средства населению в аптеках города. Тем не менее, существующая система не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению льготного лекарственного обеспечения. Необходима доработка существующих и внедрение новых дополнительных функций, позволяющих полностью автоматизировать и контролировать процессы планирования, закупок, выписки рецепта, отпуска, контроля и аналитической обработки информации по лекарственными средствам и изделиям медицинского назначения, отпускаемых льготным категориям граждан. Также необходимо обеспечить интеграцию функций выписки рецептов льготных категориям граждан с медицинскими информационными системами ЛПУ. Развитие и модернизация системы льготного лекарственного обеспечения с широким использованием средств информационно-коммуникационных технологий является чрезвычайно важной социальной задачей. Оперативная информация по льготному лекарственному обеспечению в городе значительно повышает доступность, качество и экономическую эффективность мероприятий в этой сфере.
В Санкт-Петербурге создан центр обработки данных (ЦОД) регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения, в котором будут сосредоточены вся информация и информационные потоки единой информационной системы здравоохранения. ЦОД также реализует интеграцию и обмен данными между региональным и федеральным сегментами системы.
В части реализации программ развития телемедицины в Санкт-Петербурге в 2012 г. реализована телемедицинская сеть "Ретинопатия недоношенных". В рамках данной сети осуществляется проведение телемедицинских консультаций новорожденных с целью оперативной диагностики ретинопатии. В настоящее время к данной сети подключены и функционируют 6 учреждений города (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 1", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская больница N 17 Св. Николая Чудотворца", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница Святой Ольги", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 22", Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Диагностический Центр N 7" (глазной) для взрослого и детского населения, Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 19 им. К.А. Раухфуса". Проводятся и другие работы по поддержке и функционированию развития телемедицинской сети Санкт-Петербурга при координации СПБ ГБУЗ МИАЦ. В рамках реализации задачи по технической, организационно-методической и информационной поддержке телемедицинской сети Санкт-Петербурга, обеспечения ее функциональной совместимости с другими сетями проводились работы по тестированию технологий, использующих IP-каналы широкополосной сети ЕМТС. Результаты показали широкие перспективы развития этого направления. В планах перспективного развития подключение учреждений, работающих с другими типами медицинских изображений, ранняя диагностика онкологических заболеваний.
По мере внедрения телекоммуникационных сетей и подключения к ним учреждений здравоохранения активно развиваются технические решения на базе современных портальных веб-технологий. Такие решения позволили сформировать и поддерживать централизованные ресурсы мониторинга работы системы здравоохранения Санкт-Петербурга. Был создан единый корпоративный портал учреждений здравоохранения города, основная цель которого - обеспечение оперативной и полной информацией всех участников системы здравоохранения города. Данный портал станет центром мониторинга и информационного обмена в сфере здравоохранения города.
В большинстве государственных медучреждений города производится электронная запись на прием к врачу. В настоящее время в городе функционирует единый портал для записи к врачу (gorzdrav.spb.ru), через который любой житель города может записаться на прием в медицинское учреждение. Портал интегрирован с федеральным фрагментом единой информационной сети здравоохранения и федеральным порталом госуслуг. К 2015 году все медицинские учреждения, ведущие амбулаторный прием, будут иметь возможность осуществлять запись на прием к врачу в электронном виде. Дополнительно в каждом районе города функционируют центры записи, где запись к врачам осуществляется через многоканальные телефоны. В 165 учреждениях города установлены информационные терминалы (инфокиоски) для записи к врачу и связи по горячей линии Комитета по здравоохранению. Все электронные средства записи к врачу обмениваются данными с медицинскими информационными системами, работающими в амбулаторных учреждениях города по единому протоколу, что позволило объединить в единую систему программные продукты, разработанные различными производителями для различных медицинских учреждений. Такой подход позволяет значительно сократить затраты на внедрение медицинских информационных систем и быстро реализовать ряд задач, предусмотренных программой модернизации, таких как электронное расписание, электронная медицинская карта, обмен информацией о лабораторных исследованиях и ряд других.
Ведутся работы по оснащению клинико-диагностических лабораторий Санкт-Петербурга современными лабораторными информационными системами. На 01.01.2013 года в 3-х из 14 межрайонных клинико-диагностических лабораторий установлены такие системы, интегрированные с медицинскими информационными системами в поликлиниках. Направления на лабораторные исследования в электронном виде поступают в клинико-диагностическую лабораторию, а результаты исследований возвращаются в направившую поликлинику. Успешно начатый процесс информатизации необходимо завершить и оснастить аналогичными системами оставшиеся 11 лабораторий города.
В 181 медучреждении города развернута и вводится в эксплуатацию система "Паспорт медицинских учреждений", предназначенная для сбора, аналитической обработки и передачи "паспортной" информации о медицинском учреждении для дальнейшего анализа, оценки эффективности использования ресурсов, принятия управленческих решений на уровне органа управления здравоохранением и планирования и передачи информации на федеральный уровень. В этих же учреждениях в дополнение к этой системе вводится в эксплуатацию модуль "Регистр медицинских и фармацевтических работников", предназначенный для сбора информации о медицинских кадрах и среднем медицинском персонале учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга, аналитической обработки информации, оценки эффективности использования кадров и принятия управленческих решений.
В условиях информатизации, интеграции информации и перехода к использованию современных информационных технологий важное значение имеет развитие прикладных медицинских информационных систем. В Санкт-Петербурге на базе СПБ ГБУЗ МИАЦ уже несколько лет работает информационная система учета больных раковыми заболеваниями. Для обеспечения доступности этой информации, повышения оперативности учета и получения информации о раковых больных, снижения все еще существующего огромного объема документации на бумажных носителях, существующего в этой сфере, обеспечения достоверной статистики крайне необходимо создание полноценного популяционного ракового регистра, использующего современные компьютерные решения, который должен заменить существующую систему и интегрироваться в ЕГИСЗ. В существенной модернизации нуждается электронный диабетический регистр, в котором собирается и учитывается информация о больных сахарным диабетом. Эти и другие прикладные системы должны использоваться для оперативного получения достоверной статистической и иной информации по отдельным категориям больных, мониторинга заболеваемости с целью повышения качества предоставляемой им необходимой медицинской помощи и планирования закупок медицинских препаратов для лечения.
Несмотря на достигнутые результаты, в Санкт-Петербурге существует ряд проблем, препятствующих полномасштабному использованию всех преимуществ современных информационных технологий для полноценного информационного обеспечения системы здравоохранения в городе. Среди основных проблем можно выделить:
- стихийность развития информационных систем во многих учреждениях города или полное его отсутствие;
- недостаточная координация и разобщенность работ по информатизации и эксплуатации используемых и внедряемых систем;
- отсутствие единых согласованных стандартов представления информации, обмена данными, кодирования, систем классификации;
- проблемы совместимости различных информационных систем;
- слабая интеграция компонент регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения между собой, например, медицинских информационных систем (МИС) с лабораторными информационными системами, центральным архивом медицинских изображений (ЦАМИ), телемедицинской сетью "ретинопатия недоношенных";
- недостаночный уровень ведения и использования электронной медицинской карты (ЭМК) пациента медицинскими работниками, низкая или отсутствующая интеграция МИС с данными ЭМК, в частности, при осуществлении электронной записи к врачу;
- недостаточное взаимодействие разработчиков в части согласования стандартов обмена информацией и доступа к ней;
- дефицит квалифицированных кадров в медицинских учреждениях для поддержки и технического обеспечения информационных систем;
- недостаток квалификации врачей при использовании медицинских информационных систем и иных средств информатизации и телекоммуникации;
- недостаточная информированность населения о новых информационных возможностях, улучшающих доступность медицинских услуг, качество и скорость их оказания, а также их правах и обязанностях.
Использование современных информационных и телекоммуникационных технологий позволит существенным образом изменить организацию работы сотрудников лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, предоставит им возможность непосредственно на рабочем месте иметь доступ к необходимым информационным ресурсам и в результате сформировать новую информационно-ориентированную культуру профессиональной деятельности.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) должно обеспечивать оптимальное управление в отрасли здравоохранения Санкт-Петербурга, высокое качество предоставляемых медицинских услуг в учреждениях здравоохранения и равные права граждан на их получение.
Особое внимание следует уделить повышению информированности граждан посредством средств массовой информации, популярных интернет ресурсов, социальных сетей. С этой целью необходимо развивать новые информационные ресурсы в сети Интернет, организовывать анкетирование, средства обратной связи, более активно использовать информационные ресурсы, доступные в медучреждениях.
Необходимо также усилить работу по автоматизации сбора и обработки статистических данных и иной первичной информации, поступающей из медицинских учреждений.
Основными целями развития ИКТ в здравоохранении Санкт-Петербурга должны быть:
- создание системы электронного, в том числе, юридически значимого, документооборота в региональном масштабе. Поэтапный переход к технологии создания и ведения всей документации (включая первичную), используемой в системе здравоохранения Санкт-Петербурга, в электронном виде (переход к безбумажной технологии);
- интеграция информационных ресурсов здравоохранения Санкт-Петербурга с информационными ресурсами других ведомств в части совместного использования персональных данных и электронного обмена документами;
- создание единого информационного пространства (ЕИП) здравоохранения города. Под ЕИП подразумевается совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.
Конкретные результаты реализации запланированных мероприятий в части использования информационно-коммуникационных технологий в здравоохранении представлены ниже.
Для пациентов:
- повышение качества оказания медицинской помощи и обработки медицинских данных, в значительной степени за счет сокращения числа врачебных и управленческих ошибок:
- ликвидация проблемы нечитаемых почерков и низкокачественных копий медицинских документов;
- контроль над полнотой проводимых медицинских манипуляций и исследований, за соблюдением стандартов исследований и лечения;
- значительное уменьшение вероятности потерь данных;
- накопление персонифицированных данных о каждом пациенте для оценки в динамике его состояния в целях мониторинга здоровья;
- исключение дублирования информации; сокращение необоснованного повторного проведения исследований и вмешательств;
- поддержка принятия врачебных решений; в том числе по конкретным нозологическим формам с целью как повышения качества диагностики заболеваний, так и оценки эффективности лечения.
- предоставление гражданам доступа к личным медицинским данным в соответствии с действующим законодательством и электронными административными регламентами;
- оказание населению информационных услуг в области охраны здоровья в соответствии с установленными электронными административными регламентами.
Для медицинских учреждений:
- увеличение объема услуг, выполненных учреждением здравоохранения Санкт-Петербурга, за счет повышения производительности труда персонала;
- сокращение времени, затрачиваемого персоналом на ведение документации;
- возможность получения достоверных статистических данных на основе обработки первичной информации, представленной в электронном виде;
- возможность контроля основных аспектов работы персонала медицинского учреждения и сложных процессов;
- минимизация количества учетных и отчетных форм на уровне учреждений здравоохранения за счет преимущественной обработки первичных данных в электронном виде вне учреждений здравоохранения;
- планирование и контроль профилактических осмотров и диспансеризации во взаимосвязи с системой социально-гигиенического мониторинга;
- компьютерная поддержка принятия врачебных и управленческих решений;
- обеспечение персонифицированного учета медицинских услуг и расхода ресурсов.
Для органа управления здравоохранением Санкт-Петербурга:
- сокращение времени, затрачиваемого персоналом на ведение документов;
- компьютерная поддержка принятия управленческих решений;
- повышение достоверности и объективности в оценке качества деятельности органа управления здравоохранением Санкт-Петербурга;
- централизованное ведение нормативно-справочной информации, необходимой для функционирования системы здравоохранения Санкт-Петербурга;
- возможность автоматизированного получения достоверных статистических данных на основе обработки первичной информации, представленной в электронном виде;
- обоснование распределения финансовых и кадровых ресурсов на решение наиболее актуальных для здоровья населения Санкт-Петербурга задач.
Обоснование приоритетных направлений для организации и проведения лечебно-профилактических мероприятий в Санкт-Петербурге, в том числе по организации и проведению мониторинга по конкретным нозологическим формам.
На реализацию мероприятий по внедрению современных информационных систем в здравоохранение будут влиять следующие риски:
- неактуальность планирования, запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
- недостаточная проработка, запаздывание формирования нормативно-правовой базы для проведения мароприятий;
- недостаточная гибкость и слабая адаптируемость мероприятий к изменению мировых тенденций развития информационных технологий в здравоохранении, внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
- недостаточная координация, а как следствие, дублирование и несогласованность выполнения работ в по внедрению современных информационных технологий в здравоохранение;
- различие во взглядах и расстановке приоритетов в области развития и использования современных информационных технологий в здравоохранении со стороны медицинского сообщества и специалистов по информационным технологиям;
Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой информатизации, позволит решить целый ряд социально-экономических задач по следующим направлениям:
- повышение качества обслуживания и удовлетворенности пациентов;
- повышение эффективности учета оказанной медицинской помощи;
- проведение анализа оказываемой медицинской помощи;
- повышение качества планирования потребностей в медицинской помощи и медицинских ресурсах;
- совершенствование структуры управления, повышения оперативности взаимодействия органов управления здравоохранением, учреждений и организаций отрасли, субъектов системы здравоохранения;
- повышение качества управленческой деятельности на основе повышения оперативности и достоверности представления информации для всех уровней управления в рамках сложившейся системы информационного взаимодействия элементов иерархической структуры здравоохранения;
- снижение трудоемкости работы медицинского персонала за счет сокращения потерь рабочего времени на выполнение работ по сбору, систематизации, подготовке и оформлению информационно-справочных и отчетно-статистических документов;
- повышение квалификации сотрудников за счет обеспечения комфортных условий для повышения образования, профессионального уровня и проведения научно-исследовательских работ по созданию и внедрению новых медицинских технологий;
- повышение качества управления бюджетными средствами в части расходов на здравоохранение области, действенного контроля за рациональным и целевым их использованием;
- снижение количества ошибочных назначений из-за ошибок при оформлении и некорректного представления данных.
Ожидаемый социально-экономический эффект от создания и внедрения региональной системы информатизации здравоохранения включает:
- снижение смертности, инвалидности и осложнений, связанных с медицинскими ошибками, низким уровнем оперативности, полноты и достоверности информации о состоянии здоровья пациентов и имеющихся ресурсах в системе здравоохранения региона;
- снижение дополнительных затрат на лечение несвоевременно диагностированных заболеваний, затрат, связанных с низким уровнем оперативности предоставления медицинской помощи по причине отсутствия необходимой информации, исправлением последствий медицинских ошибок, выплат по инвалидности, а также затрат, связанных с компенсационными выплатами в результате медицинских ошибок;
- повышение трудового потенциала жителей Санкт-Петербурга за счет снижения временной и постоянной потери трудоспособности населения в результате заболеваний;
- снижение стоимости медицинской помощи за счет сокращения количества излишних лабораторных исследований и их дублирования, перехода на использование цифровых технологий при проведении радиологических исследований, снижения затрат времени медицинского персонала на поиск и доступ к необходимой информации о пациенте, работу с трудночитаемыми бумажными медицинскими документами, подготовку учетных и отчетных документов, за счет повышения эффективности медико-экономической экспертизы и иных механизмов финансового контроля;
- снижение затрат на лекарственное обеспечение за счет повышения точности планирования потребности в дорогостоящих лекарственных препаратах и лекарственных препаратах с ограниченным сроком годности;
- повышение качества и доступности медицинского обслуживания, лекарственного обеспечения и обеспечения населения изделиями медицинского назначения за счет внедрения лучших практик, стандартизации и повышения точности планирования и распределения необходимых объемов медицинской помощи и ресурсов в системе здравоохранения, а также перехода на преимущественно одноканальное финансирование медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования;
- снижение затрат за счет внедрения лучших практик, стандартизации, централизации и сокращения дублирования компонентов вычислительной и телекоммуникационной инфраструктуры в рамках единого информационного пространства в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга.
Мероприятие 9.1. Формирование единого информационного пространства в сфере здравоохранения
В рамках данного мероприятия должны быть решены следующие задачи:
- разработка и утверждение региональных нормативных актов, регламентирующих и стимулирующих использование электронного документооборота в здравоохранении Санкт-Петербурга;
- разработка региональных протоколов, конкретизирующих особенности информационного обмена и использования ИКТ в здравоохранении Санкт-Петербурга на основе установленных федеральных требований, в том числе обеспечивающих информационную совместимость медицинских информационных систем, эксплуатируемых в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга, с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения, единую систему актуализации и распространения предоставления нормативно-справочной информации;
- создание и внедрение системы электронного, в том числе юридически значимого документооборота; поэтапный переход к технологии создания и ведения, по меньшей мере, 50% от всей документации, используемой в системе здравоохранения Санкт-Петербурга, в электронном виде;
- развитие и модернизация информационных систем ведения специализированных регистров по отдельным нозологиям и категориям граждан, их интеграция в региональный фрагмент единой государственной информационной системы здравоохранения, интеграция с региональным сегментом единого регистра застрахованных лиц;
- создание единого информационного портала системы здравоохранения города для обеспечения системы оперативного мониторинга, аналитической обработки информации и решения задач управления здравоохранением города;
- развитие взаимодействия информационных ресурсов здравоохранения Санкт-Петербурга с информационными ресурсами других ведомств.
Мероприятие 9.2. Информационно-аналитическая поддержка программы развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года
В рамках данного мероприятия должна быть решена задача создания информационно-аналитической системы, с применением алгоритмов аналитической обработки информации для управления в здравоохранении. Будет обеспечена информационно-технологическая поддержка решения задач прогнозирования и планирования расходов на оказание медицинской помощи, а также контроля соблюдения государственных гарантий по объему и качеству ее предоставления, создание и внедрение информационно-аналитических систем мониторинга, анализа затрат и тарификации медицинских услуг.
Мероприятие 9.3. Обеспечение учреждений здравоохранения каналами связи и средствами ИКТ
В рамках данного мероприятия должны быть решены следующие задачи:
- обеспечение каналами связи Единой Мультисервисной Телекоммуникационной сети исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (ЕМТС) и автоматизированными рабочими местами по меньшей мере 50% рабочих мест сотрудников учреждений здравоохранения, связанных с вводом, обработкой и обменом информацией.
- включение в табель оснащения лечебно-профилактических учреждений Санкт-Петербурга (ЛПУ) требований по оснащению средствами вычислительной техники, локальными вычислительными сетями, каналами подключения к (ЕМТС), общесистемным и специализированным прикладным программным обеспечением.
- создание в составе единого информационного портала органа управления здравоохранением Санкт-Петербурга системы мониторинга оснащенности учреждений здравоохранения средствами ИКТ.
Мероприятие 9.4. Развитие регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения
Мероприятия по развитию регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения будут включать в себя:
- расширение использования электронной медицинской карты пациента, в том числе:
- расширение охвата граждан, у которых ведется электронная медицинская карта. Будут обеспечены приоритетное ведение ЭМК у детей, передача электронных выписок из стационаров в поликлиники;
- расширение перечня ЛПУ, в которых ведется электронная медицинская карта;
- широкое внедрение шаблонов электронных историй болезни пациента.
- развитие системы электронной записи на прием к врачу, в том числе:
- подключение оставшихся ЛПУ к системе;
- расширение функциональных возможностей системы (формирование листов ожидания, отмена записи, работа с базами данных застрахованных граждан и прикрепленных пациентов, запись с учетом полученных направлений).
- интеграция медицинских информационных систем с региональными информационными системами в сфере обязательного медицинского страхования;
- развитие лабораторных информационных систем, их интеграции с медицинскими информационными системами, подключение оставшихся ЛПУ к системе.
Мероприятие 9.5. Развитие телемедицинских систем
В рамках развития телемедицинских систем должны быть решены следующие задачи:
- расширение перечня ЛПУ, в которых обеспечены прием, хранение и обмен телемедицинскими данными результатов радиологических мамографических исследований и протоколов медицинских заключений об исследованиях в рамках программы ранней диагностики онкологических заболеваний, информации о лабораторных исследованиях.
- развитие телемедицинской сети ретинопатии недоношенных. Обеспечение возможности проведения телемедицинских консультаций новорожденных в целях оперативной диагностики ретинопатии во всех учреждениях, оказывающих медицинскую помощь новорожденным.
Мероприятие 9.6. Создание единой городской системы информирования граждан
В рамках данного мероприятия будет создана единая система информирования граждан, которая обеспечит, в том числе:
- оперативное получение в удобной для граждан форме разнообразной справочной информации, в том числе практической, необходимой в конкретных случаях;
- обратную связь с гражданами и информационное взаимодействие с гражданами при планировании и осуществлении диспансеризации;
- интеграция системы информирования граждан с порталом государственных услуг.
все доступные гражданам электронные сервисы будут реализованы с использованием машиночитаемых идентификаторов пациентов, таких как универсальная электронная карта и электронный полис обязательного медицинского страхования (включая выбор медицинского учреждения, врача и страховой медицинской организации).
Создание подобной системы позволит повысить доступность, улучшить качество медицинского обслуживания граждан.
Мероприятие 9.7. Образование в сфере применения ИКТ в здравоохранении
Основными задачами образования в сфере применения ИКТ в здравоохранении станут:
- организация последипломного образования и повышения квалификации медицинских специалистов в сфере ИКТ. Включение курсов по ИКТ в программу последипломного образования;
- разработка совместно с ведущими ВУЗами Санкт-Петербурга комплексной программы "ИКТ в медицинском образовании", предусматривающей в том числе пересмотр и дополнение существующих программ обучения медицинской информатике;
- дополнение квалификационных требований к основным медицинским специальностям положениями об овладении ИКТ;
- создание системы аттестации и повышения квалификации для специалистов по ИКТ, работающих в сфере здравоохранения Санкт-Петербурга;
- создание не базе СПБ ГБУЗ МИАЦ учебного класса для проведения на регулярной основе практического обучения для сотрудников ЛПУ работе со средствами ИКТ, модулями регионального фрагмента единой государственной информационной системы здравоохранения города Санкт-Петербург, медицинских информационных и региональных прикладных систем;
- развитие и широкое внедрение технологий дистанционного образования с использованием ИКТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.