Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 31 июля 2013 г. N 3-123/13
Санкт-Петербургский городской суд в составе
председательствующего судьи Витушкиной Е.А.
с участием прокурора Мищенко Е.А.
при секретаре Аскиркиной Л.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Общество 1" о признании недействующим в части распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26 декабря 2008 года,
установил:
Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ Санкт-Петербурга) от 26 декабря 2008 года N 237-р "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", утвержден перечень недвижимого имущества, являющийся Приложением к распоряжению (далее - Перечень).
ООО "Общество 1" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующим названного распоряжения в части строк N 1004, 1005 Приложения, ссылаясь на то, что здание по адресу: <адрес> (далее - Объект), включено в Перечень в нарушение Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" от 02 апреля 2008 года N 194-32 и препятствует реализации права заявителя, являющегося субъектом малого предпринимательства и арендатором этого Объекта, на его выкуп; заявитель обратился в КУГИ Санкт-Петербурга с заявлением об исключении арендуемого помещения из указанного Перечня, в чем ему было отказано.
Представитель заявителя адвокат Б. в суд явился, дополнил требования ссылкой на то, что на указанный в Перечне Объект недвижимости не зарегистрировано право государственной собственности, в связи с чем его включение в Перечень являлось незаконным (т.1 л.д.74).
Представитель КУГИ Санкт-Петербурга А. полагала заявление необоснованным, представила возражения относительно заявленных требований (л.д.83-85). При этом в судебном заседании пояснила, что включение Объекта в Перечень было осуществлено на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге"; в настоящее время, несмотря на исключение этого подпункта из названного закона, оснований для исключения Объекта из Перечня не имеется, поскольку в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2008 года N 1624 установлен исчерпывающий перечень оснований для исключения объектов из Перечня.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей признанию недействующим нормативный правовой акт в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Пунктом 10-1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга отнесено формирование, утверждение, ведение, а также установление порядка ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и(или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, а также установление условий предоставления в аренду недвижимого имущества, включенного в указанный перечень.
На основании полномочий, предоставленных указанным законом Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга приняло Постановление "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" N 1624 от 22 декабря 2008 года.
Пунктом 1 указанного Постановления утвержден порядок ведения и опубликования перечня недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Пунктом 3 Постановления на КУГИ Санкт-Петербурга возложена функция формирования, утверждения и ведения перечня перечисленного выше недвижимого имущества.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22 декабря 2008 года КУГИ Санкт-Петербурга издал распоряжение N 237-р от 26 декабря 2008 года, которым утвержден Перечень недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге. Указанное распоряжение опубликовано в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга" в N 50 (2) 31 декабря 2008 года (т.1 л.д.87-260, т.2 л.д.3-8).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят КУГИ Санкт-Петербурга в пределах предоставленных полномочий; опубликован в соответствии с п. 9 утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1624 от 22 декабря 2008 года порядка в выпуске одного из изданий, указанных в пункте 1.5 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N 173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Указанным распоряжением в Перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства, включены 2 части здания, расположенного по адресу: <адрес>: площадью <...> кв. м. на <...> этаже и площадью <...> кв. м. на цокольным этаже с заглублением более <...> кв. м. (строки 1004,1005) арендуемое заявителем на основании соглашения об уступке права и переводе долга по договору аренды от 06.03.2007 N..., с учетом договора аренды N... от 07.12.2001 года (т. 1 л.д.17-28,39-40, т.2 л.д.10,12-93).
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, формируется из числа указанных в пункте 2 статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга объектов нежилого фонда.
Из пояснений представителя КУГИ Санкт-Петербурга в судебном заседании следует, что арендуемый заявителем Объект недвижимости был включен в Перечень на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 6 указанного Закона Санкт-Петербурга, в соответствии с которым Перечень формируется, в том числе, из нежилых зданий, общая площадь которых не превышает установленное законом Санкт-Петербурга о предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства предельное значение площади арендуемого имущества.
Как следует из материалов дела, право собственности Санкт-Петербурга зарегистрировано на здание площадью <...> кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, которое было передано по договору аренды N... от 07.12.2001 года СПб ГУП "........................". В договоре аренды от 06.03.2007 года N..., заключенном с ООО "Общество 1", указан иной адрес и площадь этого объекта - здание площадью <...> кв. м., по адресу: <адрес>. Аналогичный адрес, но с указанием на площадь здания в <...> кв. м. указан в дополнительном соглашении к этому договору от 18.01.2010 года (т.1 л.д.39).
Согласно пояснениям представителя КУГИ Санкт-Петербурга в судебном заседании, здание, на которое было зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга 14.02.2002 года, было разрушено, что было зафиксировано в марте 2005 года. В ноябре 2005 года после проведения ремонтных работ восстановленному зданию присвоен новый кадастровый номер, определена площадь здания и уточнен адрес здания; в отношении здания с новыми характеристиками был заключен договор аренды от 06.03.2007 года. В Перечень было включено фактически существующее на момент его составления здание, которое по общей площади не превышало установленное законом предельное значение площади арендуемого имущества в размере <...> кв. м., при этом Объект был указан в двух строках Перечня как состоящий из двух частей, поскольку он состоит из двух этажей и с учетом индивидуальных характеристик помещений на этих этажах их учет производился отдельно, использовались различные коэффициенты при определении размера арендной платы. В здании неоднократно производились перепланировки без получения соответствующих разрешений, разрешения на реконструкцию и на ввод реконструированного объекта также не выдавалось. В ноябре 2009 года в здании зафиксированы перепланировки, в результате которых здание учтено общей площадью <...> кв. м. и было принято в эксплуатацию.
КУГИ Санкт-Петербурга обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу с заявлением о регистрации прекращения государственной собственности на нежилое здание по адресу: <адрес> и регистрации права государственной собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание по адресу: <...>, в чем ему было отказано, в связи с чем КУГИ Санкт-Петербурга обратился в суд. Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2013 года по гражданскому делу N... признано право собственности Санкт-Петербурга на нежилое здание общей площадью <...> кв. м., расположенное по адресу: <адрес>., расположенное на земельном участке, находящемся в собственности Санкт-Петербурга (т.1 л.д.77-82).
При этом, как следует из выписки из Реестра собственности Санкт-Петербурга, Жилищным комитетом Санкт-Петербурга на 28.01.2010 года было учтено как объект недвижимости казны здание общежития площадью <...> кв. м. по адресу: <адрес> (т.2 л.д.11).
Таким образом, как на момент составления Перечня, так и в настоящее время, право собственности Санкт-Петербурга на Объект с указанными в Перечне характеристиками, не зарегистрировано.
Как усматривается из представленных в дело планов первичного объекта недвижимости арендуемое заявителем здание, как на момент включения его в Перечень, так и в настоящее время, не превышает установленного пунктом 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 26 ноября 2008 года N 748-137 "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" соответствующего предельного значения площади арендуемого имущества в размере <...> кв. м.
Вместе с тем следует учитывать, что подпункт "а" пункта 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32 исключен из указанного закона вступившим в силу Законом Санкт-Петербурга от 15 декабря 2010 года N 741-6 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О предоставлении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга или в муниципальной собственности в Санкт-Петербурге, субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", и Закон Санкт-Петербурга "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге".
То есть в настоящее время арендуемый заявителем Объект не соответствует установленным пунктом 2 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32 критериям объектов нежилого фонда, из которых формируется перечень имущества Санкт-Петербурга, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, указанные в части 4 настоящей статьи, не подлежит отчуждению в частную собственность, за исключением возмездного отчуждения такого имущества в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 2.1 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 N 109-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").
Нахождение арендуемого заявителем Объекта в Перечне непосредственно влияет на права заявителя, предусмотренные статьей 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которой предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества при его возмездном отчуждении из государственной собственности субъекта Российской Федерации, поскольку независимо от обстоятельств, связанных с регистрацией права собственности Санкт-Петербурга на Объект, оценкой длительности аренды заявителем Объекта с учетом изменения его характеристик, исключило возможность приобретения заявителем арендуемых помещений в собственность любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
То обстоятельство, что заявитель является субъектом малого предпринимательства в соответствии с критериями, установленными частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и имеет преимущественное право на приобретение арендуемого Объекта в установленных законом случаях, подтверждается представленными документами (т.2 л.д.94) и не оспаривалось представителем КУГИ Санкт-Петербурга в суде.
Доводы КУГИ Санкт-Петербурга о том, что права заявителя не нарушены, поскольку в соответствии с действующей редакцией Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, не могут быть приняты судом.
Поскольку осуществление такого права возможно при условии, что арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
Как следует из оспариваемого нормативного правового акта, арендуемое имущество находится в перечне менее пяти лет, то есть заявитель не может реализовать свое право на выкуп имущества в настоящее время.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что внесение изменений в Закон Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32 не предоставляет КУГИ Санкт-Петербурга права исключить Объект недвижимости из Перечня, в связи с тем, что пунктом 7 Порядка ведения и опубликования Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2008 N 1624 определен исчерпывающий перечень оснований для исключения объектов недвижимости из Перечня, не могут быть приняты судом, поскольку указанное КУГИ Санкт-Петербурга обстоятельство не свидетельствует о правомерности нахождения Объекта в Перечне после исключения из Закона Санкт-Петербурга того критерия, по которому он был включен в Перечень и о соответствии в настоящее время оспариваемой части нормативного правового акта Закону Санкт-Петербурга от 02 апреля 2008 года N 194-32.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит правому акту, имеющему большую юридическую силу, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление ООО "Общество 1" о признании недействующим в части распоряжения КУГИ Санкт-Петербурга N 237-р от 26.12.2008 года удовлетворить.
Признать недействующим Распоряжение Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга N 237-р от 26 декабря 2008 года "О перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге) и предназначенного для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге" в части утверждения строк 1004, 1005 Приложения к распоряжению со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Санкт-Петербургского городского суда |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 31 июля 2013 г. N 3-123/13
Текст решения размещен на официальном сайте Санкт-Петербургского городского суда в Internet (http://sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru)