Решение Ленинградского областного суда
от 15 апреля 2013 г. N 3-24/2013
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Чигаркиной Е.Н.,
при секретаре - Поспеловой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинградской области о признании противоречащим закону полностью и недействующим постановления Правительства Ленинградской области от 22 сентября 2009 года N 293 "Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области",
установил:
прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением, в котором просит признать противоречащим закону полностью и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293 "Об утверждении порядка учета и исчислении величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области". Прокурор полагает, что оспариваемое постановление принято Правительством Ленинградской области с превышением полномочий, так как порядок расчета среднедушевого дохода семьи, включая виды доходов, подлежащие учету при определении названного дохода установлены в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи". В указанной сфере регулирования полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены ст. 5 Федерального закона от 17.06.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Использование порядка расчета среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), отличного от порядка, установленного Федеральным законом N 44-ФЗ, противоречит федеральному законодательству и приводит к ущемлению прав и свобод граждан в указанной сфере правоотношений.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. просит заявление прокурора удовлетворить по изложенным в нем основаниям, отметив, что из анализа федеральных норм следует, что Правительство Ленинградской области не обладало полномочиями по вопросу установления порядка учета и исчислении величины среднедушевого дохода семьи в целях оказания мер социальной поддержки.
В письменном возражении представитель Правительства Ленинградской области Кочорова Е.В. просит в удовлетворении заявления прокурора отказать, указав, что обжалуемое постановление принято в целях реализации областного закона от 01.12.2004 N 103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области" и в соответствии с действующим федеральным законодательством.
В судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Кочорова Е.В. считает, что в удовлетворении требований прокурора надлежит отказать, так как в заявлении прокурор ссылается на федеральное законодательство, регулирующее порядок оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям. Порядок предоставления пособия на ребенка (в том числе ежемесячного пособия) урегулирован иным федеральным законодательством, а именно Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьей 3 которого и предусмотрено право органов власти субъекта Российской Федерации на установление порядка назначения и выплаты ежемесячного пособия. Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Ленинградской области в пределах имеющихся полномочий, доводы прокурора необоснованны.
Изучив материалы дела, заслушав участвующего в деле прокурора Чигаркину Е.Н., а также представителя Правительства Ленинградской области Кочорову Е.В., исследовав и оценив представленные доказательства согласно ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
22 сентября 2009 года принято постановление Правительства Ленинградской области N 293 "Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области", пунктом 1 которого утвержден прилагаемый Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области. Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 218 в названное выше постановление внесены изменения.
Постановление Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293 опубликовано в официальном издании Ленинградской области - в "Вестнике Правительства Ленинградской области" N 57, 28.10.2009, и вступило в силу. Постановление Правительства Ленинградской области от 19.08.2010 N 218 опубликовано в официальном издании Ленинградской области - в "Вестнике Правительства Ленинградской области" 17.09.2010 и вступило в силу.
В преамбуле постановления Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293 "Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области" отражено, что оно принято в целях реализации областного закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области".
Согласно пункту 1 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области, настоящий Порядок устанавливает правила определения величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области (далее - среднедушевой доход), в соответствии с областным законом от 01.12.2004 N 103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей в Ленинградской области", исходя из состава семьи и доходов ее членов. Названный Порядок состоит из нескольких пунктов (имеющих деление на подпункты), а именно: общие положения(1), состав семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода(2), виды дохода семьи, учитываемого при исчислении величины среднедушевого дохода(3), виды дохода семьи, не учитываемого при исчислении величины среднедушевого дохода(4), исчисление дохода семьи для определения величины среднедушевого дохода(5), исчисление величины среднедушевого дохода семьи (6).
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации действует федеральный закон.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно ст. 3 названного федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственного пособия. Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Областным законом Ленинградской области от 01.12.2004 N 103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области" установлены меры социальной поддержки семей, имеющих детей, в Ленинградской области.
В силу ст. 2-1 названного областного закона Ленинградской области от 01.12.2004 N 103-оз одним из видов социальной поддержки является ежемесячное пособие на ребенка. Статьями 4 и 5 областного закона определены круг лиц, имеющих право на получение указанного ежемесячного пособия на ребенка и размеры указанного пособия (в зависимости от возраста ребенка и других параметров). В ст. 7 областного закона Ленинградской области от 01.12.2004 N 103-оз отражено, что порядок предоставления пособий, предусмотренных настоящим областным законом, утверждается Правительством Ленинградской области.
Согласно ст.ст. 2, 3, 35, 39 Устава Ленинградской области Правительство Ленинградской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области; Правительство правомочно принимать нормативные правовые акты в виде постановлений.
Из пояснительной записки к проекту обжалуемого постановления следует, что его принятие обусловлено изменениями, внесенными в Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление принято Правительством Ленинградской области в соответствии с требованиями ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 4, 5, 7 областного закона Ленинградской области от 01.12.2004 N 103-оз "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Ленинградской области" и в пределах своей компетенции, установленной Уставом Ленинградской области.
Ссылка прокурора на то, что обжалуемое постановление принято Правительством Ленинградской области с превышением своих полномочий, как следует из приведенных прокурором норм Федеральных законов от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" является необоснованным.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293 утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области, а приведенными выше федеральными законами урегулирован не порядок предоставления ежемесячного пособия на ребенка, а порядок и процедура оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, что относится к разным сферам правового регулирования.
Оспариваемое постановление Правительства Ленинградской области не содержит норм, касающихся вопросов оказания государственной социальной помощи на основании федеральных законов от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Поэтому довод прокурора о том, что использование порядка расчета среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области, отличного от порядка, установленного Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ, незаконен в силу приведенных выше федеральных норм, является по существу необоснованным, сделанным без учета того обстоятельства, что порядок и процедура выплаты ежемесячного пособия ребенка регулируется иными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Доводы прокурора, по существу основаны на неверном толковании норм федерального законодательства без учета характера правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовом актом.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленного прокурором требования надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении заявления прокурора Ленинградской области о признании противоречащим закону полностью и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановления Правительства Ленинградской области от 22.09.2009 N 293 "Об утверждении порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка семьям, проживающим в Ленинградской области", отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Е.Е. Морозкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 15 апреля 2013 г. N 3-24/2013
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда в Internet (http://oblsud.lo.sudrf.ru)