Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение)
Концепция
совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 16 декабря 2013 г. N 471)
1. Общие положения
Концепция совершенствования системы профессиональной ориентации в общеобразовательных организациях Ленинградской области на 2013 - 2020 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", федеральными законами от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 сентября 1996 года N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации".
Концепция разработана в целях систематизации мер, направленных на развитие и совершенствование системы профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области (далее - обучающиеся), способной влиять на формирование и использование трудовых ресурсов региона.
В Концепции определяются цель и задачи координации деятельности социальных партнеров на рынке труда Ленинградской области по созданию системы профориентационной работы, включающей развитие у обучающихся мотивации к познанию трудовой деятельности, выбору сферы деятельности, наиболее соответствующей личностным качествам обучающегося и потребностям рынка труда, а также адаптацию обучающихся на рабочих местах.
Органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления и организации руководствуются настоящей Концепцией при проведении профориентационной работы с обучающимися.
В Концепции определены направления решения кадровых проблем и влияния на формирование трудовых ресурсов Ленинградской области.
2. Анализ ситуации в сфере занятости молодежи
Процессы в сфере занятости населения, такие как выбор профессии поколением, вступающим в трудоспособный возраст, и подготовка кадров, относятся к числу важнейших социально-экономических задач, от которых зависит стабильность и эффективность функционирования рынка труда и развитие экономики.
Основным условием формирования оптимального рынка труда является создание сбалансированных потоков спроса и предложения рабочей силы. В настоящее время профессионально-квалификационный уровень граждан, предлагающих свою рабочую силу, не в полной мере удовлетворяет высоким требованиям современного рынка труда. Причина указанного дисбаланса связана с демографическими и социальными факторами.
Демографическая ситуация, сложившаяся в Ленинградской области к началу 2013 года, характеризуется увеличением численности населения на 8,2 проц. по сравнению с 2010 годом. Основным источником пополнения населения остается внешняя миграция. Миграционный прирост в 2012 году составил 27163 человека и компенсировал в 2,8 раза естественную убыль населения.
Основные миграционные потоки формируются за счет стран с невысоким качеством рабочей силы - Узбекистана, Таджикистана, Туркмении.
В то же время сокращение численности населения трудоспособного возраста, являющегося, как правило, высококвалифицированными и квалифицированными рабочими кадрами, определяет необходимость подготовки рабочей силы, а также обеспечения кадрами существующих и вновь вводимых производств.
Кадровые проблемы возникают как в отношении высокотехнологичных рабочих мест, требующих привлечения высококвалифицированных и квалифицированных специалистов, так и в отношении рабочих профессий, которые по содержанию и условиям труда непривлекательны для молодежи.
Организации Ленинградской области постоянно испытывают потребность в электрогазосварщиках, электромонтерах, слесарях, станочниках, квалифицированных работниках строительных профессий (каменщиках, малярах, штукатурах, плотниках, монтажниках).
Также востребованы водители различных категорий, машинисты кранов, бульдозеров, железнодорожных строительных машин.
Среди специалистов среднего уровня квалификации востребованы фельдшеры, медицинские сестры, воспитатели дошкольных образовательных организаций.
В последние годы региональная экономика испытывает растущую потребность в инженерно-технических работниках высшего уровня квалификации для отраслей строительства и промышленности, менеджерах со знанием передовых технологий и иностранных языков.
В учреждениях здравоохранения Ленинградской области отмечается недостаток врачей различных специализаций.
В 2012 году 75 профессиональных образовательных организаций Ленинградской области, в том числе высшего образования, выпустили на рынок труда более 10 тысяч специалистов всех уровней образования, из них с начальным профессиональным образованием - 19,1 проц., средним профессиональным образованием - 18,7 проц., высшим профессиональным образованием - 62,1 проц. (дневная и заочная формы обучения).
Общая численность выпускников с начальным профессиональным образованием за последние 10 лет сократилась в 3,5 раза, со средним специальным образованием осталась неизменной, с высшим образованием увеличилась почти в 3 раза.
В структуре выпускников образовательных организаций высшего образования преобладают следующие направления подготовки: экономика - 29,3 проц., управление - 26,4 проц., педагогика и психология - 15,3 проц., юриспруденция - 9,8 проц. Прочие направления подготовки составили 19,2 проц., из них для реального сектора экономики в 2012 году подготовлено около 1 проц. специалистов.
Отсутствие в профессиональных образовательных организациях современного оборудования для проведения практики не позволяет осуществлять подготовку специалистов, отвечающих требованиям инновационных производств. Одновременно удовлетворение потребности предприятий в качестве подготавливаемых квалифицированных кадров требует формирования новых отношений между работодателями и учебными заведениями.
Сложившиеся тенденции подготовки рабочих и специалистов не согласуются с потребностями современного рынка труда. Снижение доли подготовки квалифицированных рабочих происходит на фоне растущей потребности экономики Ленинградской области в рабочих кадрах.
Вследствие несоответствия отраслевого профиля подготовки кадров в образовательных организациях высшего образования квалификационным требованиям работодателей часть занятых в экономике с высоким уровнем образования выполняет работу, требующую более низкой квалификации.
Филиалы вузов, размещенные на территории Ленинградской области (28 единиц), не обеспечивают экономику современными высококвалифицированными кадрами по качеству и направлениям подготовки, усугубляя дисбаланс спроса и предложения на рынке труда.
В современных условиях, когда право на труд реализуется через личную инициативу, все более актуальной становится проблема занятости обучающихся.
По данным опроса, проведенного в школах Ленинградской области, более 35 проц. обучающихся выпускных классов не имеют сформированных планов профессионального самоопределения, не делают осознанного выбора профессии, имеют ограниченное представление о содержании профессий, потребности в них, условиях работы в организациях, возможностях трудоустройства.
Из двенадцати сфер деятельности, в которых предпочли бы работать обучающиеся, сферы промышленности и сельского хозяйства находятся на одиннадцатом и двенадцатом местах соответственно.
Обучающиеся при выборе профессии, специальности ориентируются на "престижные" специальности, в основном гуманитарной направленности, что не соответствует потребностям экономики региона и работодателей, но существенно определяет сложившуюся структуру образовательных услуг в Ленинградской области.
Отсутствие взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления не позволяет осуществлять в полной мере координацию действий при проведении профориентационной работы с обучающимися, совершенствовать нормативно-правовую базу и информационное обеспечение выбора обучающимися сферы деятельности, профессии.
Таким образом, в настоящее время возрастает роль и значение профессиональной ориентации, подготовки обучающихся к выбору профессии с целью формирования у них мотивации к труду и потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, специальности.
3. Цели, задачи и принципы реализации Концепции
Совершенствование и развитие системы профессиональной ориентации обучающихся осуществляется в целях:
обеспечения социальных гарантий свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижения сбалансированности профессиональных интересов обучающегося, его психофизиологических особенностей и возможностей рынка труда;
прогнозирования профессиональной успешности обучающихся в сфере трудовой деятельности;
содействия непрерывному росту профессионализма как важнейшему условию удовлетворенности трудом и социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного уровня благосостояния.
Основными задачами совершенствования и развития профессиональной ориентации обучающихся являются:
обучение навыкам самостоятельного конструирования карьеры, поиска и анализа информации о профессиях и рынке труда;
создание возможности для обучающихся сформировать жизненную позицию, построенную на собственных психофизиологических особенностях;
совершенствование информационного обеспечения кадровой политики Ленинградской области;
привлечение родителей и работодателей к участию в профориентационных мероприятиях;
привлечение работников с опытом карьеры в различных видах экономической деятельности для передачи знаний обучающимся.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
равноправие - каждый человек имеет равные возможности получения профориентационных услуг независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;
доступность - информация, необходимая для выбора или смены сферы деятельности, профессии, специальности и профессионального обучения, размещается в общедоступных местах, средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" независимо от времени года и социально-экономической ситуации на рынке труда;
добровольность - получение профориентационных услуг является исключительно добровольным решением каждого человека независимо от социальной группы;
конфиденциальность - доступ к информации, полученной в ходе предоставления профориентационных услуг, подлежит ограничению в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанная информация не подлежит передаче третьим лицам;
рекомендательность - профориентационные услуги носят рекомендательный характер;
непрерывность профориентационного процесса - профессиональная ориентация осуществляется постоянно и непрерывно;
гуманистичность - рекомендации по профессиональной ориентации основываются на приоритете интересов и возможностей личности.
Важнейшими составляющими профессиональной ориентации обучающихся являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом психологических особенностей и возможностей личности, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональная, производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению обучающихся, формированию у них соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Основными формами профессиональной ориентации являются:
информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа, презентация, показ видеофильмов и видеопрофессиограмм и т.д.);
психологическое консультирование с использованием бесед-интервью, опросников профессиональной мотивации и профессиональных способностей, проективных тестов, методов наблюдения; тренинговые занятия (работа в группе).
Субъектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
органы исполнительной власти Ленинградской области;
органы местного самоуправления;
образовательные организации;
работодатели;
государственные казенные учреждения Ленинградской области - центры занятости населения (далее - центры занятости населения);
государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования".
Объектами совершенствования и развития системы профессиональной ориентации являются:
обучающиеся;
воспитанники детских домов и школ-интернатов;
обучающиеся профессиональных образовательных организаций.
4. Организационно-управленческая структура системы профессиональной ориентации в Ленинградской области
Взаимодействие по вопросам профессиональной ориентации обучающихся осуществляют на региональном уровне - комитет по труду и занятости населения Ленинградской области, на муниципальном уровне - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и центры занятости населения. Центры занятости населения:
информируют и консультируют обучающихся, обратившихся в службу занятости населения в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
осуществляют профессиональное консультирование обучающихся, обратившихся в службу занятости, в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на локальном и региональном рынках труда (при необходимости с использованием различных методов диагностики);
участвуют в проведении профориентационных уроков, направленных на ознакомление с ситуацией на рынке труда и выбор востребованных профессий, для обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций;
организуют в муниципальных районах и городском округе ярмарки вакансий и учебных рабочих мест с проведением экспресс-тестирования профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся;
содействуют участию организаций в проведении профориентационной работы с обучающимися.
Образовательные организации совместно с организациями здравоохранения:
обеспечивают профориентационную направленность учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в указанной работе педагогических коллективов, родителей, специалистов соответствующих организаций;
проводят комплексную профориентационную работу в соответствии с утвержденными планами;
формируют у обучающихся сознательный подход к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями личности с учетом потребности региона в кадрах;
привлекают обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышают его роль в выборе профессии;
организуют профессиональное консультирование обучающихся, формируют профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребности региона в кадрах;
организуют дифференцированное обучение обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов и способностей;
обеспечивают органическое единство психолого-педагогической и медицинской консультации, профессионального подбора обучающихся, поступающих в профессиональные образовательные организации;
используют возможности психологических служб, организуемых в образовательных организациях, для проведения профориентационной работы.
Отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления, работодатели и заинтересованные организации в пределах своей компетенции оказывают всестороннее и комплексное содействие образовательным организациям и центрам занятости населения в проведении профориентационной работы, распространении информации о выборе профессии и проведении массовых мероприятий по профессиональной ориентации.
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования":
обеспечивает совершенствование методической базы по профессиональной ориентации обучающихся общеобразовательных организаций Ленинградской области;
повышает квалификацию специалистов общеобразовательных организаций, ответственных за организацию профориентационной работы с обучающимися;
проводит семинары и научно-практические конференции по обмену опытом работы в области профессиональной ориентации обучающихся.
Координационный комитет содействия занятости населения Ленинградской области и координационные комитеты содействия занятости населения муниципальных районов (городского округа) вырабатывают предложения по решению задач профессиональной ориентации обучающихся и взаимодействию в рамках развития профориентационной деятельности в целях реализации Концепции.
5. Направления реализации Концепции
5.1. Организационное и методическое обеспечение профориентационной работы с обучающимися
Разработка планов профориентационной работы в общеобразовательных организациях, учитывающих потребности обучающихся в профессиональном самоопределении;
подбор оптимального комплекта методических материалов (психодиагностические методики, программы, тренинги) для проведения профориентационной работы с обучающимися;
разработка методических рекомендаций по взаимодействию специалистов, ответственных за организацию профориентационной работы с обучающимися;
включение вопросов организации профессиональной ориентации обучающихся в планы заседаний координационного комитета содействия занятости населения Ленинградской области и координационных комитетов содействия занятости населения муниципальных районов (городского округа) с участием социальных партнеров рынка труда.
В целях реализации направления планируется:
закрепление в каждой общеобразовательной организации специалиста, ответственного за профориентационную работу с обучающимися и взаимодействие с заинтересованными органами и организациями;
контроль органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организации профориентационной работы в подведомственных общеобразовательных организациях;
утверждение планов профориентационной работы с обучающимися;
включение элективных курсов профориентационной направленности в программы предпрофильной подготовки и профильного обучения;
включение в систему внеурочной деятельности обучающихся 9 - 11 классов общеобразовательных организаций профориентационных экскурсий на предприятия Ленинградской области, профессиональных проб, социальных практик, мастер-классов, анкетирования и тестирования;
оборудование в образовательных организациях кабинетов профориентации;
включение в обязательства сторон Ленинградского областного трехстороннего соглашения о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства пункта об осуществлении взаимодействия сторон социального партнерства по вопросам профориентации обучающихся (организация экскурсий на предприятия, проведение встреч с лучшими в профессии, знакомство с условиями работы и социальными гарантиями, предоставляемыми предприятиями работникам, перспективами развития предприятия и т.д.).
5.2. Формирование информационного пространства рынка труда, образовательных услуг и перспективной потребности в кадрах предприятий Ленинградской области
Создание единого информационного поля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" путем формирования информационных баз;
организация взаимодействия между органами образования, службой занятости населения, отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области по вопросам формирования перспективной кадровой потребности;
расширение доступности и способов информирования обучающихся о наиболее перспективных профессиях, специальностях в различных сферах деятельности;
повышение информированности обучающихся о возможностях получения востребованных профессий, специальностей в профессиональных образовательных организациях Ленинградской области;
снижение дисбаланса между подготовкой квалифицированных кадров в профессиональных образовательных организациях и их востребованностью на предприятиях Ленинградской области.
В целях реализации направле
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.