Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Комитета по образованию
от 20.01.2014 N 37-р
Модель
Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования
12 мая 2014 г., 1 июня 2015 г.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 12 мая 2014 г. N 2071-р в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Введение
Санкт-Петербургская региональная система оценки качества образования (далее - СПб РСОКО) формировалась в 2000-х годах на основании:
- Концепции модернизации российского образования до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р);
- Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803);
- Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством Российской Федерации от 09.12.2004);
- Письма Рособрнадзора от 16.05.2005 N 01-203/08-01;
- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005 - 2010 гг.".
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 4 декабря 2007 года N 1535 была одобрена Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008 - 2010 годы и план мероприятий по ее реализации. Программа выполнена к 2011 году. СПб РСОКО начала функционировать в штатном режиме.
В начале 2010-х годов в связи с осуществлением национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", развитием Общероссийской системы оценки качества образования, изменением законодательства сложились условия для модернизации СПб РСОКО.
В начале 2010-х годов в Санкт-Петербурге актуализировалась необходимость:
- уточнения принципов организации процедур оценки качества образования в рамках СПб РСОКО;
- пересмотра оснований выбора показателей (критериев) СПб РСОКО;
- разработки алгоритмов управленческих действий и создания методических рекомендаций по результатам реализации СПб РСОКО;
- формулировки задач развития независимой системы оценки качества образования как части СПб РСОКО.
Настоящая модель СПб РСОКО разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" (утверждена приказом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. Пр-271);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
- Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы (постановления Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 и от 20 декабря 2011 г. N 1034);
- Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 N 286 "О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги";
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 N 487 "Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013 - 2015 годы";
- Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357);
- Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897);
- Федеральным государственным стандартом среднего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413);
- Приказом "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" (приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. N 209);
распоряжение "О процедуре аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Санкт-Петербурга" (распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2011 N 411-р);
Распоряжением Комитета по образованию Санкт Петербурга от 3 декабря 2014 г. N 5488-р распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 18 марта 2011 г. N 411-р признано утратившим силу
- Концепцией и планом мероприятий общероссийской системы оценки качества общего образования (ОСОКОО) на 2014 - 2016 годы (проект);
- Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге".
II. Общие принципы системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге
Система оценки качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях, в деятельности образовательной системы Санкт-Петербурга на региональном и районном уровнях.
Общие принципы системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге определены на основе положений общероссийской системы оценки качества общего образования с учетом региональных особенностей и тенденций развития российской образовательной системы:
Основные принципы оценки качества образования в 2005 - 2007 годах |
Потребность обновления системы оценки качества образования в 2010-х годах |
Ориентация на требования внешних пользователей |
Открытость и информационная безопасность данных |
Учет потребностей системы образования |
|
Минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования |
Снижение роли личностной оценки за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ |
Инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию) |
Информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности |
Оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности) |
Переход к системе мониторинговых исследований |
Иерархичность системы показателей |
Организация аналитической деятельности по результатам оценки качества |
Сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами |
|
Соблюдение морально-этических норм в отборе критериев (показателей) |
|
Сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной экспертизы качества |
Увеличение роли независимой системы оценки качества, педагогической экспертизы |
III. Основные понятия в системе оценки качества образования
3.1. Понятие "качество образования", используемое как основа модели СПб РСОКО, закреплено Федеральным Законом N 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (статья 2, п. 29).
3.2. СПб РСОКО - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования:
- требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, общего и среднего профессионального образования;
- образовательным потребностям участников образовательного процесса в образовательных организациях Санкт-Петербурга через получение полной, достоверной информации и последующей внешней и внутренней оценки.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 3.3 настоящего приложения внесены изменения
3.3. Цель СПб РСОКО - получение и распространение субъектами СПб РСОКО достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования и причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы принятия управленческих решений.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
3.4. Задачи СПб РСОКО изменчивы во времени в виду влияния социально-экономического факторов и устанавливаются Положением о СПб РСОКО. Структура и содержание СПб РСОКО определяется исходя из настоящей модели, подходов его измерению и оценке качества образования. Оценка осуществляется на уровнях общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; на уровне профессионального образования: среднее профессиональное образование; по подвиду дополнительного образования: дополнительное образование детей и включает независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу.
3.5. Комитет по образованию обеспечивает информационное, методическое и техническое сопровождение СПб РСОКО, а также формирование и развитие экспертного сообщества.
3.6. В основу СПб РСОКО положены принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации;
- открытости и информационной безопасности;
- учета текущих и перспективных потребностей системы образования;
- ориентации на требования внешних пользователей;
- информатизации процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- иерархичности системы показателей;
- инструментальности и технологичности показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- перехода к системе мониторинговых исследований;
- сопоставимости системы показателей с международными аналогами;
- единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на всех уровнях системы образования;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
- сочетания процедур профессиональной (ведомственной) оценки с независимой оценкой качества;
- обоснованное повышение роли независимой системы оценки качества и педагогической экспертизы.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 1 июня 2015 г. N 2648-р в пункт 3.7 настоящего приложения внесены изменения
3.7. Функции СПб РСОКО:
- сбор данных о состоянии систем общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга;
- отбор показателей (критериев) оценки качества общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, обработка и анализ получаемых о них данных;
- интерпретация результатов анализа данных для выработки решений, способствующих повышению качества образования и эффективности управления в системах общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования;
- информирование потребителей и групп потребителей о качестве образования;
- развитие независимой системы оценки качества, педагогической экспертизы и самооценки в системах общего образования, дополнительного образования детей и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга.
IV. Основные элементы и процедуры системы оценки качества образования
4.1. Модель системы оценки качества образования в Санкт-Петербурге строится на трех уровнях СПб РСОКО: региональный, районный и уровень образовательной организации.
4.2. Функции управления качеством образования на каждом уровне СПб РСОКО имеют особенности, обусловленные целями и задачами СПб РСОКО.
4.2.1. Региональный уровень СПб РСОКО:
а) Формирование единого образовательного пространства:
- разработка и совершенствование нормативной базы;
- деятельность по лицензированию и аккредитации образовательной деятельности;
- мониторинг качества образовательной и педагогической деятельности;
- аттестация педагогических работников, руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций;
- повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций.
б) Анализ состояния образования, инновационных процессов, потребностей региона в образовании.
в) Стимулирование образовательной и педагогической деятельности:
- организация олимпиад, конкурсов, соревнований обучающихся;
- организация профессиональных конкурсов для педагогических и руководящих работников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.