Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение)
Долгосрочная целевая программа
"Охрана окружающей среды и природопользование
в Ленинградской области на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением Правительства Ленинградской области
от 7 июля 2011 г. N 206)
29 ноября 2011 г., 7 декабря 2012 г., 9 октября 2013 г.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 г. N 332 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды
и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы"
Полное наименование |
Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы |
Обеспечение права жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с высокой антропогенной нагрузкой |
Основные задачи Программы |
Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления Организация и проведение мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных комплексов и ландшафтов Изучение природных особенностей Ленинградской области и их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности Привлечение к участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц Повышение уровня знаний населения Ленинградской области о природе, экологической культуры, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования и воспитания Снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов Обеспечение устойчивого развития Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды Ленинградской области |
Разделы Программы |
Обращение с отходами производства и потребления Предотвращение негативного воздействия вод Мониторинг состояния окружающей среды Обеспечение экологической безопасности Обеспечение безопасного и устойчивого развития в условиях изменяющегося климата Организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов на территории Ленинградской области Обеспечение радиационной безопасности Организация наблюдений за состоянием территорий в период пожароопасности Организация экологического воспитания, образования и просвещения Организация проведения государственной экспертизы природоохранных мероприятий |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составляет 293021 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 278259 тыс. рублей, федеральный бюджет - 8072 тыс. рублей, местные бюджеты - 6690 тыс. рублей. Объем финансирования Программы по годам: 2011 год - 41272 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 41172 тыс. рублей, местные бюджеты - 100 тыс. рублей; 2012 год - 46698 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 40362 тыс. рублей, федеральный бюджет - 4036 тыс. рублей, местные бюджеты - 2300 тыс. рублей; 2013 год - 109576 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 101250 тыс. рублей, федеральный бюджет - 4036 тыс. рублей, местные бюджеты - 4290 тыс. рублей; 2014 год - 43835 тыс. рублей за счет средств областного бюджета; 2015 год - 51640 тыс. рублей за счет средств областного бюджета |
Показатели эффективности мероприятий Программы |
Бюджетная эффективность Доходы от эксплуатации полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Подпорожском районах составят 17161,0 тыс. рублей, из них: в Бокситогорском районе - 9312,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 2328,0 тыс. рублей, 2012 год - 2328,0 тыс. рублей, 2013 год - 2328,0 тыс. рублей, 2014 год - 2328,0 тыс. рублей, 2015 год - 2328,0 тыс. рублей; в Подпорожском районе - 5521,0 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 2833,0 тыс. рублей, 2015 год - 2688,0 тыс. рублей. Экономическая эффективность Предотвращенный ущерб в результате реализации природоохранных мероприятий составит 474059 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 32075 тыс. рублей, 2012 год - 73275 тыс. рублей, 2013 год - 87502 тыс. рублей, 2014 год - 106034 тыс. рублей, 2015 год - 124568 тыс. рублей. Социальная эффективность Количество жителей, дополнительно (базовое значение на 2010 год - 879,0 тыс. человек) обеспеченных оборудованными в инженерном плане местами обращения с отходами в результате введения в эксплуатацию полигонов твердых бытовых отходов в Бокситогорском и Подпорожском районах, составит: 2011 год - 18,5 тыс. человек, 2012 год - 18,5 тыс. человек, 2013 год - 54,0 тыс. человек, 2014 год - 85,7 тыс. человек, 2015 год 85,7 тыс. человек. Численность населения Ленинградской области, обеспеченного информацией о состоянии окружающей среды в местах постоянного компактного проживания: 2011 год - 565 тыс. человек, 2012 год - 565 тыс. человек, 2013 год - 565 тыс. человек, 2014 год - 565 тыс. человек, 2015 год - 565 тыс. человек. Предотвращение выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий в результате введения в эксплуатацию полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Подпорожском районах составит: 2011 год - восемь гектаров, 2012 год - восемь гектаров, 2014 год - 21,5 гектара. Предотвращение подтопления территории города Тихвина, прилегающей к реке Тихвинка, в период весеннего половодья - пять гектаров. Улучшение экологической ситуации на территории города Шлиссельбурга, прилегающей к гидросистеме "Староладожский канал - Малая Невка - река Нева": 2012 год - семь гектаров, 2013 год - семь гектаров, 2014 год - семь гектаров, 2015 год - семь гектаров. Повышение экологического образования и воспитания школьников (базовое значение на 2010 год - 1,5 тыс. человек): 2011 год - 2,8 тыс. человек, 2012 год - 3,0 тыс. человек, 2013 год - 3,2 тыс. человек, 2014 год - 3,2 тыс. человек, 2015 год - 3,7 тыс. человек |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы |
Подготовка проектно-сметной документации для строительства полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов: 2013 год - один комплект. Заключение договоров для осуществления проектов по строительству полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в рамках участия Ленинградской области в государственно-частном партнерстве: 2013 год - один договор, 2014 год - один договор. Установка весов автомобильных на полигоне твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском районе: 2011 год - один комплект. Учет и контроль за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов: 2011 год - 221 муниципальное образование, 2012 год - 221 муниципальное образование, 2013 год - 221 муниципальное образование, 2014 год - 221 муниципальное образование, 2015 год - 221 муниципальное образование. Подготовка проектной документации для предотвращения негативного воздействия вод: 2011 год - один комплект, 2013 год - один комплект. Строительство инженерных сооружений для предотвращения негативного воздействия вод: 2011 год - один объект, 2013 год - три объекта. Подготовка проектной документации для капитального ремонта гидротехнических сооружений: 2012 год - один комплект. Капитальный ремонт гидротехнических сооружений - ввод объекта: 2013 год - один объект. Оценка качества вод в восточной части Финского залива и Ладожском озере по результатам натурных наблюдений: 2011 год - 40 станций, 2012 год - 40 станций, 2013 год - 40 станций, 2014 год - 60 станций, 2015 год - 40 станций. Оценка качества вод в крупных реках Ленинградской области по результатам натурных наблюдений: 2011 год - 260 проб, 2012 год - 260 проб, 2013 год - 260 проб, 2014 год - 260 проб, 2015 год - 260 проб. Оценка качества атмосферного воздуха в населенных пунктах Ленинградской области по результатам натурных наблюдений: 2011 год - 11680 проб, 2012 год - 11680 проб, 2013 год - 11680 проб, 2014 год - 11680 проб, 2015 год - 11680 проб. Оперативная оценка качества окружающей среды в случае угрозы возникновения чрезвычайной ситуации - по обращениям местных жителей и общественных организаций: 2011 год - девять объектов, 2012 год - девять объектов, 2013 год - десять объектов, 2014 год - десять объектов, 2015 год - четырнадцать объектов. Подготовка материалов по оценке эколого-геохимического состояния территории и инвентаризации объектов с накопленным прошлым экологическим ущербом: 2011 год - три комплекта отчетных материалов, 2012 год - один комплект отчетных материалов, 2013 год - один комплект отчетных материалов, 2014 год - один комплект отчетных материалов, 2015 год - один комплект отчетных материалов. Проведение учений по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов на территории Ленинградской области: 2011 год - 100 участников, 2012 год - 50 участников, 2013 год - 100 участников, 2014 год - 50 участников, 2015 год - 100 участников. Приобретение передвижной экологической лаборатории, укомплектованной приборами и оборудованием, для проведения оперативного контроля загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почвы, в том числе приобретение комплекта химических реактивов и расходных материалов: 2013 год - одна передвижная экологическая лаборатория. Оценка состояния климата в пределах территории Ленинградской области и разработка комплекса мер по адаптации к изменениям климата: 2013 год - один комплект отчетных материалов, 2014 год - один комплект отчетных материалов, 2015 год - один комплект отчетных материалов. Получение информации о территориях, находящихся в зонах периодических подтоплений и затоплений: 2013 год - один комплект отчетных материалов, 2014 год - один комплект отчетных материалов, 2015 год - один комплект отчетных материалов. Проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон на реках: 2011 год - 11 исследованных водных объектов, 2012 год - шесть исследованных водных объектов, 2013 год - 14 исследованных водных объектов, 2014 год - 24 исследованных водных объекта, 2015 год - 28 исследованных водных объектов. Оценка радиационной обстановки на территории Ленинградской области с использованием автоматизированной системы контроля: 2011 год - 15 постов, 2012 год - 15 постов, 2013 год - 15 постов, 2014 год - 15 постов, 2015 год - 15 постов. Проведение инвентаризации предприятий и организаций, использующих источники ионизирующих излучений или образующих радиоактивные отходы: 2011 год - 90 объектов, 2012 год - 90 объектов, 2013 год - 90 объектов, 2014 год - 90 объектов, 2015 год - 90 объектов. Проведение постоянных наблюдений за возникновением лесных пожаров на территории Ленинградской области: 2012 год - 350 кв. километров, 2013 год - 700 кв. километров, 2014 год - 1050 кв. километров, 2015 год - 1400 кв. километров. Разработка мероприятий по обводнению осушенных болот: 2012 год - один комплект отчетных материалов, 2013 год - один комплект отчетных материалов. Проведение мероприятий по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников: 2011 год - 2,8 тыс. человек, 2012 год - 3,0 тыс. человек, 2013 год - 3,2 тыс. человек, 2014 год - 3,2 тыс. человек, 2015 год - 3,7 тыс. человек. Издание сборника "Труды школьников Ленинградской области по экологии и краеведению родного края": 2013 год - 500 экземпляров, 2014 год - 250 экземпляров. Подготовка и съемка телевизионных роликов "Экологический урок для школьников Ленинградской области": 2013 год - пять десятиминутных роликов. Ведение информационно-аналитического комплекса водопользования: 2011 год - один комплект отчетных материалов, 2012 год - один комплект отчетных материалов, 2013 год - один комплект отчетных материалов, 2014 год - один комплект отчетных материалов, 2015 год - один комплект отчетных материалов. Экспериментальное обоснование методов повышения достоверности работ по определению плотности загрязнения почв цезием - 137 населенных пунктов Ленинградской области, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: 2013 год - не менее 100 проб. Издание информационно-аналитического сборника "Состояние окружающей среды в Ленинградской области": 2012 год - 750 экземпляров, 2013 год - 750 экземпляров, 2014 год - 750 экземпляров, 2015 год - 750 экземпляров. Получение заключений государственной экспертизы на проектно-сметную и иную документацию: 2011 год - пять комплектов, 2012 год - четыре комплекта, 2013 год - два комплекта, 2014 год - три комплекта |
Основания для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"; Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"; Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения"; Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе"; Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р об утверждении водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года; постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области" |
Разработчик Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы |
Ноябрь 2010 года - февраль 2011 года |
Стоимость разработки Программы |
Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы |
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; организации, определяемые в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы |
Эглит Алексей Альфредович - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за выполнением Программы |
Управление Программой и оперативный контроль за ее реализацией осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области. Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области. Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий деятельность комитета по природным ресурсам Ленинградской области |
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Общие сведения
Ленинградская область занимает особое географическое положение: здесь проходит государственная граница Российской Федерации с Европейским союзом. Ленинградская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и граничит с двумя европейскими государствами - Финляндской Республикой и Эстонской Республикой, а также с пятью субъектами Российской Федерации - Санкт-Петербургом, Республикой Карелия, Вологодской, Новгородской и Псковской областями.
Индекс промышленного производства Ленинградской области, начиная с 2000 года, имеет положительные значения. Часть территории региона представляет собой мегаполис-агломерацию, требующую специальных подходов в реализации природоохранных мероприятий. Интенсивное развитие промышленности, транспортной инфраструктуры, развитие рекреации увеличивают антропогенную нагрузку на окружающую природную среду Ленинградской области.
По запасам водных ресурсов Ленинградская область является одним из самых обеспеченных регионов России. Поверхностные водные ресурсы территории формируются на площади водосбора, равной 340 тыс. кв. километров. Естественные суммарные водные ресурсы в средний по водности год составляют 100 куб. километров, а среднемноголетнее безвозвратное водопотребление водопользователями области - 0,07 куб. километра, то есть менее 0,1 процента.
К зонам повышенного экологического риска следует отнести, прежде всего, прибрежные территории. Именно здесь хозяйственная деятельность и рекреационные нагрузки оказывают максимальное влияние на состояние водной среды.
Актуальным является вопрос качества поверхностных вод. Проблемы водопользования связаны с ухудшением технического состояния основных производственных фондов водного хозяйства, в первую очередь коммунальных очистных сооружений.
В силу приграничного статуса и стратегического транспортно-логистического потенциала Ленинградской области высок удельный вес промышленных и хозяйственных объектов, отнесенных к природоохранной компетенции Российской Федерации.
Кроме того, для Ленинградской области характерно наличие природных объектов, имеющих статус федеральной собственности (акватория Финского залива, акватория Ладожского озера). Мониторинг этих объектов постоянно проводится различными федеральными структурами.
Приграничное расположение региона обусловливает необходимость выполнения природоохранных обязательств Российской Федерации по отношению к сопредельным государствам. Территория подпадает под юрисдикцию большого числа международных соглашений по проблемам защиты окружающей среды.
1.2. Состояние и тенденции изменения окружающей среды
в Ленинградской области
Экологическая обстановка в Ленинградской области в течение последних нескольких лет существенных изменений не претерпела и остается на уровне умеренно напряженной. При этом экологическая стабильность наблюдается на фоне интенсивного развития экономики и возрастания антропогенной нагрузки на окружающую среду, что свидетельствует об эффективности принимаемых в Ленинградской области мер по охране окружающей среды.
Крупных природных и техногенных аварий и катастроф в Ленинградской области за период 2007-2010 годов не произошло.
Радиационная обстановка на территории Ленинградской области также остается стабильной. Радиационный фон находится в пределах 0,01-0,32 мк3в/ч, что соответствует многолетним среднегодовым значениям природного радиационного фона. Радиационных аварий и происшествий, приведших к облучению населения, в Ленинградской области не зарегистрировано.
Аэротехногенное загрязнение в области - умеренное, носит локальный характер и в основном характерно для промышленных, горнодобывающих и перерабатывающих центров. К основным негативным тенденциям относятся увеличение вклада в загрязнение воздушной среды автотранспорта и трансграничных переносов загрязняющих веществ.
Анализ результатов наблюдений за состоянием атмосферного воздуха на стационарных постах в городах Выборге, Кингисеппе, Луге, Кириши, Волхове, Волосово и Светогорске показал, что загрязнение воздуха остается низким. Значение индекса загрязненности атмосферы (ИЗА) составляет менее 4,0.
По результатам измерений концентрации специфических примесей на границах санитарно-защитных предприятий, расположенных в указанных населенных пунктах, превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) не отмечено.
Вызывает определенное беспокойство уровень загрязнения атмосферного воздуха вдоль автотранспортных магистралей федерального значения, особенно в черте населенных пунктов.
Качество воды в большинстве поверхностных водоемов продолжает оставаться на уровне III-IV класса ("умеренно загрязненные", "загрязненные").
Наиболее неблагополучная ситуация по загрязнению поверхностных вод складывается на юго-западе области, что осложняет водоснабжение существующей и проектируемой инфраструктуры.
Уровни загрязнения почв тяжелыми металлами на обследованных территориях Ленинградской области не выходят за рамки уровней, зарегистрированных в предыдущие годы.
По суммарному показателю антропогенного воздействия на природные компоненты окружающей среды ситуация на территории Ленинградской области оценивается как стабильная и умеренно напряженная.
В течение последних лет в Ленинградской области, так же как и в большинстве регионов России, сложилась напряженная ситуация в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, их транспортировки, размещения и утилизации. В то же время четко наметилась тенденция более эффективного обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
Устойчивое развитие береговой зоны Ленинградской области и прилегающих территорий, предусматривающее как активный промышленный рост, развитие туризма, так и сохранение окружающей среды, требует подхода, основанного на методологии комплексного управления прибрежной зоной.
Обозначилась проблема превышения рекреационной емкости лесных ландшафтов в пригородных районах, где сезонные нагрузки многократно превышают инженерно-административный потенциал служб охраны окружающей среды муниципальных образований Ленинградской области.
1.3. Использование водных ресурсов
Для снабжения населения Ленинградской области питьевой водой используются как подземные, так и поверхностные водные объекты, среди которых основными являются Ладожское озеро и река Нева.
Наибольший объем забора пресной воды для хозяйственных целей из поверхностных водных объектов приходится на города Кириши, Кировск, Сланцы, Кингисепп, а также на Выборгский, Волховский и Ломоносовский муниципальные районы. В этих районах расположены основные гидроэлектростанции, теплоэлектростанции и промышленные предприятия. Наибольший забор поверхностных вод наблюдается в бассейнах рек Волхов, Нева, Сясь. Несмотря на количественные колебания в объемах использования пресной воды в отраслях народного хозяйства, доля поверхностных вод в общем объеме забора остается практически неизменной.
По отраслям водопотребление имеет следующую структуру: энергетика - 78,0 процента, промышленность - 14,4 процента, жилищно-коммунальное хозяйство - 5,6 процента, агропромышленный и рыбохозяйственный комплекс - 2,0 процента. Среднесуточное потребление воды остается стабильным и составляет около 0,5 млн куб. метров.
Соотношение прямоточного и оборотного водоснабжения составляет около 22 процентов. Среднегодовой объем сброса сточных вод в водные объекты составляет 6,34 млрд куб. метров, из них нормативно чистых - 6,02 млрд куб. метров, или 95 процентов. Снижены валовые объемы сброса биогенных элементов и сброс неочищенных сточных вод, сброс загрязненных вод стабилизировался.
Система водоснабжения региона имеет ряд недостатков. Около 30 процентов населения Ленинградской области, проживающего в сельской местности, не имеет централизованных систем водоснабжения и водоотведения. На большинстве водопроводов при водоочистке не применяются современные методы доочистки воды, не используются дополнительные ступени осветления.
Причинами сброса недостаточно очищенных сточных вод являются неудовлетворительное санитарно-техническое состояние канализационных очистных сооружений (КОС), высокий процент изношенности и несоответствие мощности объему принимаемых сточных вод, использование малоэффективных, не отвечающих современным требованиям канализационных и очистных сооружений.
Низкое качество очистки сточных вод на КОС обусловлено гидравлической перегрузкой или работой сооружений на пределе их проектной мощности (города Бокситогорск, Волхов, Всеволожск, Гатчина, Кировск, Приозерск и др.), а также неудовлетворительным техническим состоянием оборудования КОС и канализационных сетей.
Неудовлетворительная эксплуатация КОС в значительной степени связана с несвоевременным проведением профилактических осмотров и ремонта оборудования, устранением аварийных ситуаций.
Качество подземных вод на территории Ленинградской области во многом определяется гидрогеологическими условиями. Забор воды в основном осуществляется из защищенных водоносных комплексов, за исключением территории Ижорского плато (Волосовский и Гатчинский районы, южная часть Ломоносовского района, восточная часть Кингисеппского района, северо-западная часть Сланцевского района) и значительной части Карбонового плато (Бокситогорский район). На указанных территориях проблема использования и качества подземных вод стоит особенно остро.
2. Основные итоги реализации программно-целевого метода в сфере
охраны окружающей среды, обеспечения экологической
и радиационной безопасности в Ленинградской области.
Обоснование целесообразности принятия Программы
2.1. Обращение с отходами
К концу 2010 года местами размещения отходов, оборудованными в инженерном плане, обеспечены дополнительно около 259 тыс. человек (базовое значение - 620 тыс. человек).
В Ленинградской области функционирует база данных о балансовом обороте твердых бытовых отходов и осуществляется мониторинг мест размещения отходов. Создана и функционирует система мониторинга исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере обращения с отходами. Ее наличие позволяет оперативно выявлять и реагировать на все случаи нарушения законодательства в сфере обращения с отходами. Как следствие официальный объем оборота отходов в Ленинградской области увеличился на 25 процентов. В результате эколого-радиометрических исследований установлено, что по радиационному фактору риска территории обследованных свалок не представляют опасности.
В Ломоносовском и Подпорожском муниципальных районах, Сосновоборском городском округе (всего 170 тыс. жителей) выбраны земельные участки для размещения современных полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов, проведены инженерно-изыскательские работы. В Подпорожском муниципальном районе разработана проектно-сметная документация для строительства.
Также разработана проектно-сметная документация для строительства полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Лужском муниципальном районе.
Выполнены инженерно-экологические изыскания для разработки проектно-сметной документации для реконструкции полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Тихвинском муниципальном районе.
Завершено строительство полигонов твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Волховском муниципальных районах.
Обследованы несанкционированные места размещения опасных отходов на территории Ленинградской области. Проведена натурная оценка тридцати объектов, расположенных в Волосовском, Волховском, Всеволожском, Кировском, Лодейнопольском, Лужском и Подпорожском муниципальных районах. На шести объектах проведен инструментальный контроль оказываемого воздействия на окружающую среду: выполнены радиоэкологические исследования, исследование состояния почв, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.
2.2. Мониторинг окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности
На основных реках Ленинградской области осуществляется контроль качества воды. Создана возможность информационного обеспечения при реагировании на жалобы населения, связанные с загрязнением поверхностных водоемов. Восстановлено регулярное наблюдение за качеством воды в восточной части Финского залива и Ладожском озере в пределах территории Ленинградской области.
Регулярные наблюдения за изменением качества атмосферного воздуха в селитебной зоне осуществляются в восьми городах (Волосово, Волхов, Тихвин, Выборг, Кириши, Луга, Сланцы, Кингисепп) и 14 муниципальных районах (около 411 тыс. жителей Ленинградской области).
Завершены работы по выявлению и паспортизации источников потенциальной опасности для побережья Финского залива, рек Луга, Волхов, Ижора.
Введена в действие информационно-аналитическая система "Охрана окружающей среды", позволяющая в режиме реального времени с помощью космофотоснимков отслеживать очаги возгораний в лесных массивах Ленинградской области.
2.3. Обеспечение радиационной безопасности
В целях реализации государственных полномочий в сфере обеспечения радиационной безопасности и использования атомной энергии выполнены следующие основные организационные мероприятия:
поддержка и техническое обслуживание автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО) на территории Ленинградской области;
комплексное радиоэкологическое обследование 29 населенных пунктов, расположенных на территории радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;
оценка влияния радоноопасности в населенных пунктах (город Всеволожск, город Кингисепп), расположенных в зоне повышенного проявления естественной радиоактивности, с учетом перспективного жилищного строительства и природопользования;
обеспечение функционирования регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (СГУК РВ и РАО);
ежегодная системная оценка обеспечения радиационной безопасности в организациях Ленинградской области, использующих источники ионизирующего излучения. Оценка основана на анализе критериев, предусмотренных Федеральным законом "О радиационной безопасности населения".
Проведена работа по радиационно-гигиенической паспортизации организаций и территории Ленинградской области. Ряд радиационно опасных объектов, расположенных на территории Ленинградской области (город Сосновый Бор, город Гатчина, поселок Кузьмоловский), включен в федеральную целевую программу "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2007 года N 484-р.
Осуществлен контроль за основными составляющими компонентами облучения человека, в числе которых природные источники, источники, используемые в медицинских целях (как для пациентов, так и для персонала), а также источники, используемые в промышленных целях.
В целях снижения уровня облучения населения от природных источников излучения проводится комплекс мероприятий:
радиационный контроль территорий на стадии размещения любых объектов строительства;
радиационный контроль питьевой воды и источников питьевого водоснабжения;
контроль за используемыми строительными материалами, минеральным сырьем с повышенным содержанием природных радионуклидов;
радиационный контроль после завершения строительства/реконструкции жилых домов и общественных зданий с проведением обязательного контроля мощности экспозиционной дозы внешнего гамма-излучения и среднегодовых значений эквивалентной равновесной объемной активности радона.
Радиационных аварий и происшествий, приведших к облучению населения, в Ленинградской области не зарегистрировано.
Наиболее важными вопросами обеспечения радиационной безопасности в Ленинградской области, решение которых требует особого внимания, являются совершенствование системы обращения с радиоактивными отходами и обеспечение длительного и безопасного хранения отработавшего ядерного топлива.
3. Цель, задачи и принципы реализации Программы
Целью Программы является обеспечение права жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Основными задачами Программы являются:
организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
предотвращение экологически вредной деятельности, предупреждение аварий и катастроф;
обеспечение устойчивого развития Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения;
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
изучение региональных природных и социально-экономических особенностей Ленинградской области и их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
привлечение к участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
повышение уровня знаний населения области о природе, экологической культуры, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования, воспитания;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды Ленинградской области.
При реализации Программы должны быть учтены следующие принципы:
обеспечение выполнения мероприятий, являющихся прямыми полномочиями органов государственной власти Ленинградской области и соответствующих первоочередным задачам в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности региона;
реализация природоохранных мероприятий местного значения при условии долевого финансирования за счет средств муниципальных образований;
стимулирование деятельности организаций муниципальной инфраструктуры в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обращения с отходами путем включения реализуемых ими мероприятий в Программу;
своевременная корректировка Программы с учетом оценки результатов ее реализации и регулярного мониторинга состояния окружающей среды;
развитие международного сотрудничества в сфере реализации экологических программ и использования природоохранных технологий.
4. Основные мероприятия Программы
Мероприятия Программы объединены в десять разделов в соответствии с их содержанием и направленностью:
"Обращение с отходами производства и потребления",
"Предотвращение негативного воздействия вод",
"Мониторинг состояния окружающей среды",
"Обеспечение экологической безопасности",
"Обеспечение безопасного и устойчивого развития в условиях изменяющегося климата",
"Организация и проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов на территории Ленинградской области",
"Обеспечение радиационной безопасности",
"Организация наблюдений за состоянием территорий в период пожароопасности",
"Организация экологического воспитания, образования и просвещения",
"Организация проведения государственной экспертизы природоохранных мероприятий".
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" приведен в приложении 1 к Программе.
5. Обоснование мероприятий Программы
При разработке комплекса мероприятий Программы учтены следующие факторы:
возможность сбора и анализа имеющейся информации о состоянии территории и вероятности выявления на ней загрязнения без проведения дополнительных работ (исследований);
фактическое наличие информации о территориях, загрязнении природных сред, размещении отходов, производственных авариях, поступлении в окружающую среду вредных веществ;
необходимость реализации неотложных мероприятий по защите окружающей среды и здоровья населения;
минимизация негативного воздействия на окружающую среду и население;
экономическая эффективность природоохранных мероприятий;
комплексность мероприятий, затрагивающих не только вопросы охраны окружающей среды, здоровья населения, но и инженерно-технические, архитектурные, планировочные и другие вопросы;
выбор оптимального с экологической и экономической точек зрения мероприятия путем сравнения всех возможных вариантов (сценариев);
оценка применимости выбранного мероприятия путем проведения дополнительных исследований и опытно-методических работ;
выбор мероприятий с учетом специфики Ленинградской области;
уменьшение объемов образования отходов и внедрение максимального вторичного использования образующихся отходов (сепарация отходов по типам, определение класса опасности образующихся отходов);
оценка расходов на проведение мероприятий.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 9 октября 2013 г. N 332 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Финансирование Программы. Управление и контроль
за реализацией Программы
Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составляет 293021 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 278259 тыс. рублей,
федеральный бюджет - 8072 тыс. рублей,
местные бюджеты - 6690 тыс. рублей.
Объем финансирования Программы по годам:
2011 год - 41272 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 41172 тыс. рублей, местные бюджеты - 100 тыс. рублей;
2012 год - 46698 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 40362 тыс. рублей, федеральный бюджет - 4036 тыс. рублей, местные бюджеты - 2300 тыс. рублей;
2013 год - 109576 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 101250 тыс. рублей, федеральный бюджет - 4036 тыс. рублей, местные бюджеты - 4290 тыс. рублей;
2014 год - 43835 тыс. рублей за счет средств областного бюджета;
2015 год - 51640 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
По мероприятиям, предусмотренным пунктами 1.4 и 2.2 Плана мероприятий долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2012-2015 годы", предоставление средств областного бюджета осуществляется в форме субсидий бюджетам муниципальных образований в порядке, определенном в приложениях 8 и 9 к Программе.
Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы", Адресная программа капитальных вложений долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы", Перечень объектов долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы", Информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" и Перечень целевых индикаторов долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" приведены в приложениях 2-6 к Программе.
Финансовые затраты на обеспечение мероприятий Программы на 2011-2013 годы определены областным законом от 23 декабря 2010 года N 84-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
Управление Программой и оперативный контроль за ее реализацией осуществляет комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий деятельность комитета по природным ресурсам Ленинградской области.
7. Оценка социальной, экономической и бюджетной
эффективности Программы
Доход от эксплуатации полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском муниципальном районе составит 11640,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 2328,0 тыс. рублей, 2012 год - 2328,0 тыс. рублей, 2013 год - 2328,0 тыс. рублей, 2014 год - 2328,0 тыс. рублей, 2015 год - 2328,0 тыс. рублей.
Предотвращенный ущерб в результате реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды и природопользование в Ленинградской области на 2011-2015 годы" приведен в приложении 7 к Программе. Размер предотвращенного ущерба составит 492589 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 32075 тыс. рублей, 2012 год - 50605 тыс. рублей, 2013 год - 69145 тыс. рублей, 2014 год - 161117 тыс. рублей, 2015 год - 179647 тыс. рублей.
Количество жителей, дополнительно (базовое значение на 2010 год - 879,0 тыс. человек) обеспеченных оборудованным в инженерном плане местом обращения с отходами в результате введения в эксплуатацию полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском муниципальном районе, составит: 2011 год - 18,5 тыс. человек, 2012 год - 18,5 тыс. человек, 2013 год - 54,0 тыс. человек, 2014 год - 54,0 тыс. человек, 2015 год - 54,0 тыс. человек.
В 2011-2015 годах численность населения Ленинградской области, обеспеченного информацией о состоянии окружающей среды в местах постоянного компактного проживания, составит 565 тыс. человек ежегодно.
Введение в эксплуатацию полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском муниципальном районе в 2011 году позволит предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота восьми гектаров угодий.
Реализация мероприятий Программы также позволит:
предотвратить подтопление пяти гектаров территории города Тихвина, прилегающей к реке Тихвинка, в период весеннего половодья;
улучшить экологическую ситуацию на территории города Шлиссельбурга, прилегающей к гидросистеме "Староладожский канал - Малая Невка - река Нева": 2012-2015 годы - семь гектаров ежегодно;
повысить уровень экологического образования и воспитания школьников (базовое значение на 2010 год - 1,5 тыс. человек): 2011 год - 2,8 тыс. человек, 2012 год - 3,0 тыс. человек, 2013 год - 3,2 тыс. человек, 2014 год - 3,2 тыс. человек, 2015 год - 3,7 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.