Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 2 декабря 2013 г. N А56-66102/2012
(По делу о признании недействующим приказа от 28.09.2012 N 115-п)
Резолютивная часть решения объявлена 25 ноября 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 2 декабря 2013 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: председательствующего Хохлова Д.В., судей: Соколовой Н.Г., Калайджяна А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Н.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградская области, третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "РКС-Энерго", 2) открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания" о признании недействующим приказа от 28.09.2012 N 115-п, при участии: от заявителя - Пчицкой Т.Ю. по доверенности от 16.11.2012 N 579-12, Целикова Д.В. по доверенности от 16.11.2012 N 580-12; от заинтересованного лица - Мельникова Н.Е. по доверенности от 22.04.2011 N 2-6-524/11-0; от третьих лиц: 1) Петуховой Е.В. по доверенности от 30.10.2013 N 261/2013, Ермакова В.Л. по доверенности от 10.12.2012 N 255/2012, 2) Стафутиной Н.С. по доверенности от 26.12.2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Ленэнерго" (далее - заявитель, ОАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействующим приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, ЛенРТК) от 28.09.2012 N 115-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 июля 2012 года N 87-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год" (далее - Приказ) как не соответствующего части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 69 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункту 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Заявитель обратился с ходатайствами об уточнении заявленных требований и просит признать недействующим пункт 1 приложения к приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.09.2012 N 115-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 июля 2012 года N 87-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год" как не соответствующего части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктам 27, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Уточнение принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением арбитражного суда от 28 января 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "РКС-Энерго" и открытое акционерное общество "Петербургская сбытовая компания".
Определением арбитражного суда от 18.02.2013 производство по делу N А56-66102/2012 приостановлено до вступления в законную силу решения по делу N А56-43723/2012. С учетом того, что основания для приостановления производства по делу отпали, суд в порядке статьи 147 АПК РФ возобновил производство по настоящему делу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявление, представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против его удовлетворения, ссылаясь на то, что оспариваемым нормативным актом не нарушены права заявителя.
Заслушав представителей участников спора, изучив материалы дела, суд установил, что приказом ЛенРТК от 13.07.2012 N 87-п установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, действующие с 01.07.2012 по 31.12.2012. Согласно пункту 1 приложения к приказу для группы "население" установлен одноставочный тариф в размере 1326,98 руб./МВт*ч (133 коп./кВт*ч).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 сентября 2012 года пункт 1 приложения к данному приказу признан недействующим со ссылкой на то, что установленный тариф на услуги по передаче электрической энергии превышает разницу между средневзвешенной ценой продажи электрической энергии населению и средневзвешенной стоимостью покупки гарантирующими поставщиками электрической энергии для населения на оптовом рынке. В этой связи ЛенРТК оспариваемым Приказом установлены новые тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, в том числе пунктом 1 приложения к Приказу установлены следующие тарифы для группы "Население":
1.1) Для населения и приравненных к нему категорий, за исключением указанных в пункте 1.2:
- одноставочный тариф в размере 1221,62 руб./МВт*ч;
- тариф, дифференцированный по зонам суток:
пиковая зона - в размере 1230,10 руб/МВт*ч;
ночная зона - в размере 26,71 руб/МВт*ч;
1.2) Для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками:
- одноставочный тариф в размере 526,71 руб./МВт*ч;
- тариф, дифференцированный по зонам суток:
пиковая зона - в размере 535,18 руб./МВт*ч;
ночная зона - в размере 26,71 руб./МВт*ч.
Полагая, что пункт 1 приложения к Приказу не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО "Ленэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По результатам рассмотрения дела суд находит заявление подлежащим удовлетворению в связи со следующим.
Действие оспариваемого приказа, установившего единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год, распространяется на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Учитывая изложенное, оспариваемый приказ необходимо отнести к числу нормативных правовых актов, в связи с чем настоящий спор рассматривается по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ЛенРТК заявлено ходатайство со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 150 АПК РФ о прекращении производства по делу в связи с тем, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. В обоснование ходатайства ЛенРТК указывает на то, что оспариваемый Приказ утратил силу, а положениями части 5 статьи 195 АПК РФ установлено, что нормативный правовой акт или его отдельные положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда. В этой связи, признание недействующим оспариваемого Приказа, по мнению ЛенРТК, не приведет к восстановлению прав ОАО "Ленэнерго" в случае, если судом будет установлено их нарушение (предположительно заявят в отзыве).
Суд отказывает в удовлетворении ходатайства ЛенРТК о прекращении производства по делу по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ во взаимосвязи со статьей 192 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами. Данное разъяснение содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Прекращение производства по делу об оспаривании нормативного правового акта, который не действует на момент рассмотрения спора, возможно лишь в случае, если заявитель не представил надлежащих доказательств того, что данный нормативный акт нарушает его права и законные интересы.
В силу положений статьи 424 ГК РФ ОАО "Ленэнерго" обязано применять тариф, рассчитанный регулирующим органом, если тариф не был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2011 N 145 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами" требование о возмещении вреда, причиненного в результате издания нормативного правового акта государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующего закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, может быть удовлетворено в случае, если такой нормативный правовой акт признан недействующим по решению суда общей юрисдикции, арбитражного суда.
С учетом изложенного, в целях обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации права на судебную защиту, суд рассматривает заявленный спор по существу.
Третьи лица в своих отзывах ссылаются на то, что нарушенные права ОАО "Ленэнерго" были восстановлены во внесудебном порядке до обращения в суд с настоящим заявлением приказом Комитета от 30.10.2012 N 126-п "О внесении изменений в Приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28 сентября 2012 года N 115-П "О внесении изменений в Приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 июля 2012 года N 87-П "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год". В обоснование данного довода третьи лица указывают на то, что приказ N 126-п от 30.10.2012 вносит изменения в приказ N 115-п только в части приложения, содержащего сведения о единых (котловых) тарифах на передачу электрической энергии, при этом срок действия единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии указан в пункте 2 приказа N 87-п, согласно которому тарифы действуют с 01.07.2012 по 31.12.2012.
Суд не может согласиться с данной позицией третьих лиц по следующим основаниям.
Федеральная служба по тарифам направила в адрес Комитета письмо от 23.10.2013 N 4-9872, в котором потребовала внести изменения в приложение к приказу N 115-п в связи с допущенными нарушениями законодательства, которые выражались в необоснованной дифференциации тарифов на передачу электрической энергии для населения по зонам суток, а также в завышении отдельных тарифов, установленных для группы "прочие потребители" по сравнению с предельными тарифами, установленными приказом ФСТ России от 06.12.2012 N 328-э/4 (л.д.27-28).
Во исполнение данного письма Комитетом был издан приказ N 126-п.
Согласно пункту 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
С учетом изложенного, тарифы для населения, указанные в приложении к приказу N 126-п должны применяться при расчетах за услуги по передаче электрической энергии с момента вступления в силу приказа N 87-п лишь в случае признания пункта 1 приложения к приказу N 115-п недействующим по решению суда.
В статье 6 Закона об электроэнергетике указаны общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в числе которых обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике предусматривается, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов). В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.
Следовательно, оспариваемый Приказ утвержден ЛенРТК в пределах полномочий, предоставленных ему Законом об электроэнергетике, а также Основами ценообразования. В рамках настоящего дела ОАО "Ленэнерго" не оспаривает полномочия ЛенРТК по изданию оспариваемого Приказа.
В соответствии с пунктом 3 Основ ценообразования, а также с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ. Допускается только дифференциация по группам (категориям), указанным в пункте 27 данных Методических указаний.
В указанном пункте в группе "население" возможно выделение категории "населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками". При этом, возможность дифференциации тарифов по зонам суток не предусмотрена.
Таким образом, пункты 1.1.2 и 1.2.2 приложения к Приказу, устанавливающие тарифы, дифференцированные по зонам суток, противоречат пунктам 27, 49 Методических указаний, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Согласно пункту 27 Методических рекомендаций в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
При этом, в соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, до 30 июня 2012 года при оплате электроэнергии, использованной на указанные цели, к тарифам на электрическую энергию применяется понижающий коэффициент 0,7.
С 1 июля 2012 года в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Вместе с тем, наряду с данными Основами ценообразования до 22.07.2013 продолжало действовать постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", в соответствии с пунктом 2 которого к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
В рассматриваемом случае пункт 71 Основ ценообразования изменяет по отношению к действующему постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 порядок применения понижающего коэффициента к категории "население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками" и устанавливает правило, согласно которому понижающий коэффициент 0,7 по отношению к вышеуказанной категории потребителей применяется до 30 июня 2012 года; с 1 июля 2012 года в зависимости от региональных особенностей и социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к тарифам на электрическую энергию для указанных потребителей применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.
Понижающие коэффициенты, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444, в отношении категории потребителей "население, проживающее в сельских населенных пунктах" Основами ценообразования не пересматривались.
В этой связи суд, вопреки доводам заявителя, приходит к выводу об отсутствии коллизии вышеуказанных нормативных актов и считает обоснованной дифференциацию тарифа по данным категориям населения.
Вместе с тем, суд соглашается с позицией заявителя о том, что подпункт 1.2.1 Приложения к Приказу подлежит признанию недействующим, поскольку тарифная ставка, установленная для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в размере 526,71 руб./МВт*ч, учитывает понижающий коэффициент 0,43 (относительно базовой ставки, указанной в пункте 1.1 приложения к Приказу, в размере 1221,62 руб./МВт*ч), что является прямым нарушением пункта 71 Основ ценообразования, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.98 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и пункта 27 Методических указаний.
Проверив законность подпункта 1.1.1 Приложения к Приказу, которым установлен одноставочный тариф для населения в размере 1221,62 руб./МВт*ч, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого приказа в данной части недействующим в связи со следующим.
В обоснование заявления по данному эпизоду ОАО "Ленэнерго" ссылается на то, что, исходя из определенных ЛенРТК расходов, необходимая валовая выручка ОАО "Ленэнерго" на 2 полугодие 2012 года составляет 6701 млн. руб. (л.д.19-20). Согласно расчетам, направленным ЛенРТК в ФСТ России по системе ЕИАС и заверенным цифровой подписью, сбор указанной выручки во II полугодии 2012 года обеспечивает тариф для населения в размере 1326,98 руб./МВт*, (л.д.21, строка 17 расчета), а не 1221,62 руб./МВт*ч. При этом частью 2 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике при государственном регулировании цен (тарифов) должен соблюдаться, в том числе принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов), из чего, по мнению ОАО "Ленэнерго" следует, что тариф для населения не может быть установлен ниже 1326,98 руб./МВт*ч.
Суд находит данную позицию ошибочной по следующим основаниям.
Порядок расчета котловых тарифов на услуги по передаче электроэнергии по региональным электрическим сетям определен разделом 8 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 с учетом последующих изменений (далее - Методические указания).
Пункт 47 раздела 8 Методических указаний предусматривает, что определение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) каждой сетевой организации производится на основании экономически обоснованных расходов сетевых компаний и суммы прибыли, относимой на передачу электроэнергии.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний система единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии для всех групп потребителей должна обеспечивать суммарное НВВ всех сетевых компаний. При этом раздел 8 Методических указаний предусматривает формулы для расчета котловых тарифов на основании НВВ только для тех групп потребителей, тарифы для которых дифференцируются по уровням напряжения.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, далее - Основы ценообразования) тарифы на услуги по передаче электроэнергии для населения утверждаются без дифференциации по уровням напряжения. Следовательно, производить их расчет в порядке, указанном в разделе 8 Методических указаний, не допускается. При этом формул для расчета указанных тарифов Методические указания, а также иные нормативные акты в области ценообразования не содержат.
Вместе с тем, согласно пункту 10 Методических указаний регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимой и (или) приобретаемой гарантирующим поставщиком, энергоснабжающей организацией, энергосбытовой организацией, к числу потребителей которой относится население, на оптовом и розничном рынках по регулируемым тарифам (ценам). Затраты гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций на приобретение электрической энергии включают расходы, связанные с оплатой мощности на оптовом рынке;
сумма тарифов на услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию, за исключением услуг по передаче электрической энергии;
сбытовая надбавка гарантирующего поставщика;
стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) - в случае, если электрическая энергия (мощность) поставляется на основании договора энергоснабжения.
Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ) от 06.10.2011 N 240-э/5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей на 2012 год" в отношении Ленинградской области с 01.07.2012 установлен максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, поставляемую населению, в размере 275 коп./кВтч с НДС (233 коп./кВтч без НДС).
Приказом ЛенРТК от 16.12.2011 N 186-п утверждена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии - ОАО "ПСК" для тарифной группы "население" и приравненной к ней категории потребителей с 01.07.2012 в размере 0,07782, что составляет 7 коп./кВтч.
Приказом ЛенРТК от 16.12.2011 N 188-п утверждена сбытовая надбавка гарантирующего поставщика электрической энергии - ООО "PКC-энерго" для тарифной группы "население" и приравненной к ней категории потребителей с 01.07.2012 в размере 0,11791, что составляет 10 коп./кВтч.
Приказом ФСТ от 29.11.2011 N 302-э/3 утверждена стоимость услуг коммерческого оператора (услуги, оказываемые ОАО "АТС" субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности)), стоимость которых на второе полугодие 2012 утверждена в размере 0,750 руб./МВт (0,075 коп./кВтч.).
Приказом ФСТ от 15.12.2011 N 353-э/2 на второе полугодие 2012 года для Ленинградской области индикативная цена на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей составляет 549,75 руб./МВт*,, а индикативная цена на мощность для данной категории потребителей - 195688,84 руб./МВт. в месяц.
С учетом утвержденных ФСТ балансов электрической энергии и мощности для заявителей (Приказ ФСТ от 29.11.2011 N 301-э/2) данные индикативные цены дают средневзвешенную цену покупки:
- для ООО "РКС-энерго" - 102 коп./кВтч,
- для ОАО "ПСК" - 103 коп./кВтч.
Таким образом, разница между средневзвешенной ценой продажи электрической энергии населению и средневзвешенной стоимостью покупки энергосбытовыми организациями электроэнергии для населения на оптовом рынке электрической энергии составляет:
- для ООО "РКС-энерго" - 131 коп. за кВтч (233 коп./кВтч - 102 коп./кВтч),
- для ОАО "ПСК" - 130 коп.за кВтч (233 коп./кВтч - 103 коп./кВтч).
При этом расчет произведен исходя из предельного тарифа, установленного ФСТ для продажи электроэнергии населению (233 коп./кВтч без учета НДС), выше которого тариф для населения не может быть установлен.
Соответственно, размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области для населения не может быть выше размера 1300 руб./МВтч, т.е. 130 коп./кВтч.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2013 по делу N А56-43723/2012.
Вместе с тем, приказом Комитета от 09.12.2011 N 176-п были установлены тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на второе полугодие 2012 года, дифференцированные по восьми тарифным группам (категориям).
Средневзвешенная цена продажи электрической энергии населению с учетом установленных Комитетом в приказе от 09.12.2011 N 176-п конкретных уровней тарифов для различных групп (категорий) населения составила согласно расчетам третьих лиц, приложенных к их отзывам:
- для ООО "РСК-энерго" - 208 коп./кВтч;
- для ОАО "ПСК" - 178 коп./кВтч.
Таким образом, разница между средневзвешенной ценой продажи электрической энергии и средневзвешенной стоимостью покупки указанными организациями электроэнергии для населения на оптовом рынке электрической энергии фактически составляет:
- для ООО "РСК-энерго" - 106 коп./кВтч (208 коп./кВтч - 102 коп./кВтч);
- для ОАО "ПСК" - 75 коп./ кВтч (178 коп./кВтч - 103 коп./кВтч).
Таким образом, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для населения во втором полугодии 2012 года с учетом применения в Ленинградской области механизма перекрестного субсидирования, пункта 10 Методических указаний, пункта 65 Основ ценообразования и принимая во внимание установленные приказами Комитета от 16.12.2011 N 188-п, N 186-п сбытовые надбавки гарантирующего поставщика, должны были быть установлены в таком размере, чтобы средневзвешенные тарифы находились в пределах следующих значений:
- для ООО "РКС-энерго" - 96 коп./кВтч (106 коп./кВтч - 10 коп./кВтч);
- для ОАО "ПСК" - 68 коп./ кВтч (75 коп./кВтч - 7 коп./кВтч).
Кроме того, признание недействующими только зонных тарифов на услуги по передаче электроэнергии для населения приводит к существенному росту средневзвешенной стоимости услуг на передачу электроэнергии для населения, что в свою очередь приводит к нарушению требования пункта 10 Методических указаний, в соответствии с которым конечный тариф для населения должен соответствовать сумме входящих в указанный тариф слагаемых.
С учетом изложенного, исключение из приложения к приказу N 115-п котловых тарифов для населения, дифференцированных по зонам суток, влечет за собой экономическую необоснованность величины всех тарифов на услуги по передаче для населения, установленных в пункте 1 приложения к приказу N 115-п.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим организациями уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей. Заявителем при подаче настоящего заявления уплачена госпошлина в размере 4000 рублей. С учетом изложенного, государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю как ошибочно уплаченная.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлине относятся на сторон пропорционально размеру удовлетворенных требований. В связи с тем, что требования заявителя удовлетворены, расходы по госпошлине в размере 2000 рублей подлежат взысканию с Комитета в пользу ОАО "Ленэнерго".
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействующим пункт 1 приложения к Приказу Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28.09.2012 N 115-п "О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 13 июля 2012 года N 87-п "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям на территории Ленинградской области на 2012 год" как не соответствующего части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пунктам 27, 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Взыскать с Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в пользу акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" 2000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить акционерному обществу энергетики и электрификации "Ленэнерго" 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 5946 от 31.10.2013.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в течение месяца в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Хохлов |
Судьи |
Н.Г. Соколова А.А. Калайджян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 2 декабря 2013 г. N А56-66102/2012
Текст решения официально опубликован не был