Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета по образованию
от 07.04.2014 N 1414-р
Методические рекомендации
по системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
21 декабря 2015 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) подготовлены в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1671 "О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга" (далее - Постановление) предназначены для использования руководителями, кадровыми, юридическими и бухгалтерскими службами, представительными органами работников государственных образовательных учреждений при применении системы оплаты труда, установленной Законом Санкт-Петербурга от 5.10.2005 N 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" (далее - Закон), и носят организационно-распорядительный характер.
Методические рекомендации подготовлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Законом Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт-Петербурге" и Типовыми положениями, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации* (приложение 1 к Методическим рекомендациям).
1.2. Методические рекомендации применяются при определении размера заработной платы руководителей, специалистов и иных служащих (технических исполнителей), а также рабочих, занимающих должности (профессии) в государственных образовательных учреждениях (далее - образовательные учреждения).
1.3. Определение размеров и условий оплаты труда работников образовательных учреждений, для которых размеры и условия оплаты труда не предусмотрены Методическими рекомендациями, производится в порядке, установленном в соответствующих отраслях экономики Санкт-Петербурга.
1.4. Для целей Методических рекомендаций применяются следующие понятия и термины:
- заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера;
- базовая единица - размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений Санкт-Петербурга, устанавливается законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и подлежит ежегодной индексации на величину не менее уровня инфляции (потребительских цен);
- базовый коэффициент - относительная величина, зависящая от уровня образования и применяемая для определения базового оклада;
- базовый оклад - размер оплаты труда работника, рассчитанный как произведение базовой единицы на базовый коэффициент;
- повышающий коэффициент - относительная величина, определяющая размер повышения базового оклада;
- должностной оклад - гарантированный минимум оплаты труда работника с учетом повышающих коэффициентов, относящегося к конкретной профессионально-квалификационной группе, при соблюдении установленной трудовым законодательством Российской Федерации продолжительности рабочего времени, при выполнении работы с определенными условиями труда;
- фонд оплаты труда (далее - ФОТ) работников государственных учреждений Санкт-Петербурга формируется исходя из объемов лимитов бюджетных обязательств бюджета Санкт-Петербурга";
- ФОТ работников государственных бюджетных учреждений Санкт-Петербурга и государственных автономных учреждений Санкт-Петербурга формируется исходя из объема средств субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на возмещение нормативных затрат на оказание ими государственных услуг (выполнение работ) и средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
- ФОТ - фонд, складывающийся из фонда должностных окладов, фонда ставок рабочих и фонда надбавок и доплат;
- фонд должностных окладов (далее - ФДО) - сумма денежных средств, направляемых на оплату труда работников с учетом повышающих коэффициентов;
- фонд надбавок и доплат (далее - ФНД) - сумма денежных средств, направляемых на выплаты стимулирующего характера и компенсационного характера, а так же на оплату работ, в том числе не входящих в должностные обязанности работника;
- доплаты - дополнительные выплаты к окладам, носящие компенсационный характер за дополнительные трудозатраты работника, которые связаны с условиями труда, характером отдельных работ и качеством труда;
- надбавки - стимулирующие выплаты (дополнительные выплаты к окладам) носящие постоянный или временный характер.
1.5. Норма часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы либо продолжительность рабочего времени определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников".
1.6. Формы тарификационных списков и штатных расписаний (приложение 4 к Методическим рекомендациям).
1.7. Формирование фонда оплаты труда и рекомендации по формированию фонда надбавок и доплат (приложение 3 к Методическим рекомендациям).
1.8. Ставки почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий в образовательных учреждениях, определяются в процентном отношении к базовой единице согласно приложению 5 к Постановлению.
2. Схема расчетов должностных окладов работников
Схема для расчета должностного оклада работников образовательных учреждений, регулируется Законом и Постановлением. Размер должностного оклада зависит от величины базового оклада и размеров повышающих коэффициентов.
2.1. Базовый оклад работника и базовый коэффициент.
Базовый оклад работника является составной частью должностного оклада работника. Базовый оклад работника исчисляется по формуле:
,
где:
- размер базового оклада работника;
Б - размер базовой единицы, принимаемой для расчета должностных окладов и тарифных ставок (окладов) работников государственных учреждений, определяется в порядке, установленном статьей 5 Закона;
- базовый коэффициент - коэффициент уровня образования работника.
2.2. Повышающие коэффициенты.
Для установления должностного оклада (ставки заработной платы) к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты:
- коэффициент стажа;
- коэффициент специфики работы;
- коэффициент квалификации работника;
- коэффициент масштаба управления;
- коэффициент уровня управления.
2.3. Коэффициент стажа ().
Для работников, занимающих должности, относящиеся к категориям специалистов и служащих (технических исполнителей), устанавливается пять стажевых групп.
Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги архивные описи и так далее). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
Специалистам и служащим по общеотраслевым должностям учитывается общий стаж работы по занимаемой должности.
2.4. Коэффициент специфики работы ().
Коэффициент специфики работы устанавливается в соответствии с приложением 2 к Постановлению.
Конкретный перечень работников образовательного учреждения, которым устанавливаются повышающие коэффициенты - коэффициент специфики работы и коэффициент за квалификацию, устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения.
Коэффициент специфики работы может устанавливаться как сумма коэффициентов специфики работы, если работник выполняет работу, соответствующую одновременно нескольким критериям специфики работы.
Пример: для учителя русского языка и литературы, работающего в гимназии, коэффициент специфики работы устанавливается как сумма коэффициента за работу в гимназии 0,15, коэффициента за воспитательную работу 0,25 и коэффициент за применение в образовательном процессе новых технологий - коэффициент специфики составит 0.60.
2.4.1. Коэффициент специфики работы от 0,25 до 0,35 от базового оклада устанавливается пропорционально педагогической нагрузке педагогическим работникам, осуществляющим воспитательную работу в образовательных учреждениях, указанным в пунктах приложения 2 к Постановлению, за исключением пункта 8:
учителям, преподавателям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и учебного плана;
мастерам производственного обучения в профессиональных образовательных учреждениях.
Размер коэффициента специфики педагогическим работникам, осуществляющим воспитательную работу при работе на 1 ставку, не должен превышать:
- учителям (преподавателям), мастерам производственного обучения с высшим образованием - 0,25;
- учителям (преподавателям), мастерам производственного обучения с высшим образованием по квалификации "бакалавр" - 0,2679;
- учителям (преподавателям), мастерам производственного обучения со средним специальным образованием - 0,3125;
- мастерам производственного обучения с начальным профессиональным образованием - 0,3472;
- мастерам производственного обучения со средним (полным) общим образованием - 0,3495;
- мастерам производственного обучения с основным общим образованием - 0,3500.
2.4.2. Коэффициент специфики работы от 0,15 до 0,20 от базового оклада указанный в пункте 9 приложения 2 к Постановлению устанавливается в профессиональных образовательных учреждениях.
Для определения должностного оклада руководящим и педагогическим работникам, реализующим образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена со сроком обучения свыше 2 лет 10 месяцев в лицеях, колледжах, техникумах и многофункциональных центрах устанавливается повышающий коэффициент специфики работы 0,15.
К числу руководящих работников, которым устанавливается повышающий коэффициент специфики работы для определения базового оклада в размере 0,15, не относятся заместители по общим (хозяйственным и т.п.) вопросам и главные бухгалтеры.
Коэффициент специфики 0,20 устанавливается работникам государственных профессиональных образовательных учреждений имеющих структурное подразделение "интернат".
2.4.3. Для определения должностного оклада руководящим и педагогическим работникам, реализующим образовательные программы, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по отдельным предметам или направлениям в лицеях, гимназиях, устанавливается повышающий коэффициент специфики работы 0,15.
К числу руководящих работников, которым устанавливается повышающий коэффициент специфики работы, для определения базового оклада в размере 0,15 не относятся заместители по общим (хозяйственным и т.п.) вопросам и главные бухгалтеры.
2.4.4. Коэффициент специфики работы от 0,01 до 0,02 от базового оклада указанный в пункте 20 приложения 2 к Постановлению устанавливается по основному месту работы педагогическим работникам, осуществляющим подготовку к образовательному процессу в образовательных учреждениях.
Размер коэффициента специфики педагогическим работникам, осуществляющим подготовку к образовательному процессу при работе на 1 ставку, не должен превышать:
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений с высшим образованием - 0,01;
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений с высшим образованием по квалификации "бакалавр" - 0,01;
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений со средним специальным образованием - 0,012;
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений с начальным профессиональным образованием - 0,012;
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений со средним (полным) общим образованием - 0,013;
- педагогическим работникам государственных образовательных учреждений с основным общим образованием - 0,013.
2.5. Коэффициент квалификации работника ().
Коэффициент квалификации определяется на основании аттестации педагогических и руководящих работников, проводимой в соответствии с приказом Минобрнауки Российской Федерации от 24.03.2010 N 209 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", на основании дипломов (доктор, кандидат наук) и на основании удостоверений о присвоении почетных званий СССР и Российской Федерации (народный, заслуженный), и на основании удостоверений к ведомственным знакам отличия в труде, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации (Отличник просвещения РСФСР, Отличник народного просвещения, Отличник профессионально-технического образования РСФСР, Отличник профессионально-технического образования СССР, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации). Размер коэффициента устанавливается в соответствии с пунктом 2.3 приложения 1 к Постановлению.
Коэффициент квалификации устанавливается путем суммирования коэффициента за квалификационную категорию с коэффициентом за ученую степень, коэффициентом за почетное звание Российской Федерации, СССР, или коэффициентом за ведомственный знак отличия в труде, или коэффициентом за почетное спортивное звание Российской Федерации, СССР в соответствии со статьей 3 Закона.
Квалификационные категории по оплате труда специалистов группы "прочие специалисты", указанные в приложении 1 к Методике определения штатной численности работников учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 N 255 "О Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга", устанавливаются руководителем образовательного учреждения согласно характеристикам соответствующих должностей. При этом учитываются степень самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственность за принимаемые решения, отношение к работе, эффективность и качество труда, а также профессиональные знания, опыт практической деятельности, определяемый стажем работы по специальности.
Внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда может применяться в случае, если оно предусмотрено требованиями к квалификации в характеристиках должностей специалистов утвержденными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". В случае применения внутридолжностного квалификационного категорирования по оплате труда библиотекарей необходимо руководствоваться требованиями к квалификации, утвержденными в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.03.2011 N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии".
Работникам, имеющим ученую степень доктор наук и кандидат наук, повышающий коэффициент квалификации для определения базового оклада устанавливается по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).
2.6. Должностной оклад работника категории "руководитель".
Уровень управления ( |
Должности |
Руководители 1-го уровня |
Руководитель (директор, начальник, заведующий) образовательного учреждения |
Руководители 2-го уровня |
Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) образовательного учреждения; главные бухгалтер и др. |
Руководители 3-го уровня |
Руководители структурных подразделений (заведующие структурным подразделением (консультационным (консультативным) пунктом, практикой, логопедическим пунктом, отделением, отделом, направлением, сектором, лабораторией, курсами, библиотекой, столовой, бухгалтерией и хозяйством); заместитель главного бухгалтера, старший мастер |
Исчисляется по формуле:
,
где:
- размер должностного оклада руководителя;
- величина базового оклада;
- коэффициент специфики работы;
- коэффициент квалификации работника;
- коэффициент масштаба управления;
Размер коэффициента () устанавливается в соответствии с приложением 3 к Постановлению и приложением к Методическим рекомендациям.
- коэффициент уровня управления.
Размер коэффициента устанавливается в соответствии с приложением 2 к Постановлению.
2.7. Должностной оклад работника категории "специалист" исчисляется по формуле:
,
где:
- размер должностного оклада специалиста;
- величина базового оклада;
- коэффициент стажа (общий трудовой или по специальности);
- коэффициент специфики работы;
- коэффициент квалификации.
2.8. Должностной оклад работника категории "Служащий" исчисляется по формуле:
,
где:
- размер должностного оклада служащего;
- величина базового оклада**;
- коэффициент стажа (общий трудовой или по специальности);
- коэффициент специфики работы;
- коэффициент квалификации.
2.9. Оплата труда работников, отнесенных к профессиям рабочих
2.9.1. Порядок присвоения рабочим квалификационного разряда или его повышения определен в общих положениях Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 (далее - Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих).
2.9.2. Тарификация рабочих учреждений осуществляется на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений в соответствии с приложением 2 к Закону:
Разряды оплаты труда |
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Тарифный коэффициент |
1,12 |
1,15 |
1,20 |
1,26 |
1,29 |
1,33 |
1,43 |
Ставки, определенные на основе тарифной сетки рабочих, являются гарантиями минимальных уровней оплаты труда рабочих при соблюдении определенным законодательством продолжительности рабочего времени и выполнения объема работ (норм труда), обусловленных трудовым договором. Ставка рабочих определяется путем умножения базовой единицы на соответствующий тарифный коэффициент.
Профессии рабочих учреждений тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1-го по 6-й разряд тарифной сетки по оплате труда рабочих образовательных учреждений в соответствии со статьей 4 Закона.
2.9.3. Высококвалифицированным рабочим учреждений, занятых на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарификационные ставки (оклады) исходя из 7-го и 8-го разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений в соответствии со статьей 4 Закона.
2.9.4. Установление доплат и надбавок работникам из числа рабочих осуществляется на общих основаниях с другими категориями работников.
Действие настоящего пункта было приостановлено до 31 декабря 2015 г.
2.9.5. Размер тарифной ставки (оклада) рабочих образовательных учреждений, занятых на работах с особыми условиями труда, определяется путем суммирования тарифной ставки (оклада), определяемой на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений, и произведения базовой единицы на коэффициент специфики работы, указанный в приложении 6 к Постановлению.
Размер тарифной ставки (оклада) рабочих образовательных учреждений, имеющих почетные звания Российской Федерации, СССР или ведомственные знаки отличия в труде, а также занятых на работах с особыми условиями труда, определяется путем суммирования тарифной ставки (оклада), определяемой на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений, и произведений базовой единицы на повышающие коэффициенты квалификации, указанный в приложении 7 к Постановлению. При этом в случае наличия у рабочего образовательного учреждения почетного звания Российской Федерации, СССР и ведомственного знака отличия в труде применяется один из коэффициентов со статьей 4 Закона.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 декабря 2015 г. N 5919-р пункт 2.9 настоящего приложения дополнен подпунктом 2.9.6
2.9.6. Размер тарифной ставки (оклада) рабочих образовательных учреждений, имеющих почетные звания Российской Федерации, СССР или ведомственные знаки отличия в труде, а также занятых на работах с особыми условиями труда, определяется путем суммирования тарифной ставки (оклада), определяемой на основе тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных учреждений Санкт-Петербурга и произведений базовой единицы на коэффициент специфики работы рабочих образовательных учреждений, установленной в пункте 2.9.7 распоряжения, и на коэффициент квалификации, указанный в приложении N 7 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1671 "О системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга" (далее - постановление).
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 декабря 2015 г. N 5919-р пункт 2.9 настоящего приложения дополнен подпунктом 2.9.7
2.9.7. Размер коэффициента специфики работы рабочих образовательных учреждений составляет 0,20, за исключением рабочих государственных учреждений образования с группами, классами воспитанников (учащихся) с диагнозом ВИЧ, для которых размер коэффициента специфики составляет 0,3.
2.10. Должностные оклады (ставки заработной платы) работников, с которыми в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, заключен трудовой договор о работе по совместительству, устанавливаются в размерах, предусмотренных для аналогичных категорий работников, для которых данное учреждение является местом основной работы.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 декабря 2015 г. N 5919-р настоящее приложение дополнено пунктом 2.11
2.11. Процент повышения размера тарифной ставки (оклада) рабочих образовательных учреждений за квалификацию устанавливается руководителем образовательного учреждения с учетом мнения представительного органа работников образовательного учреждения согласно приложению N 7 постановления.
Распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21 декабря 2015 г. N 5919-р настоящее приложение дополнено пунктом 2.12
2.12. Положения пунктов 2.9.6, 2.9.7 и 2.11 распоряжения действуют до 31 декабря 2015 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 15 августа 2015 года.
* Типовые положения продолжают действовать, но только в той части, в которой они не противоречат Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актом Российской Федерации, в частности порядкам организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности по соответствующему виду образованию, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации.
** При исчислении базового оклада коэффициент уровня образования устанавливается в соответствии с требованиями по конкретной должности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.