Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства Санкт-Петербурга
от 30 июля 2014 г. N 46-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013 - 2018 годы"
1. Общее описание
1.1. Общие положения
Основанием для разработки Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") являются:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Бюджетное послание Президента Российской Федерации от 28.06.2012 "О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах";
Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р;
Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года (Пр-3411 от 22.12.2012); поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N ДМ-П16-7975;
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282;
Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации планов мероприятий (региональных "дорожных карт") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.01.2013 N 21.
"Дорожная карта" представляет собой документ, отражающий стратегическое развитие сферы социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2018 годы.
Основная цель "дорожной карты" - обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению Санкт-Петербурга услуг в сфере социального обслуживания населения, а также внедрение современных форм и технологий работы в деятельность социальных учреждений.
Достижению данной цели будут способствовать модернизация системы социального обслуживания, основанная на совершенствовании законодательной и нормативной правовой базы; возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, добровольцев; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением, а также реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения.
1.2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, и обуславливающие их обстоятельства
Государственная социальная политика Санкт-Петербурга и его социальное развитие строятся на основании сложившейся социально-демографической ситуации.
Санкт-Петербург - крупный мегаполис в Российской Федерации. По состоянию на 01.01.2014 в Санкт-Петербурге проживало 5109,3 тыс. человек, из них более 1,2 млн. граждан пожилого возраста, 707 тыс. инвалидов.
По предварительной оценке Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 01.03.2014 составила 5140,4 тыс. человек.
Доля лиц старше трудоспособного возраста в составе населения Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. По прогнозным расчетам Федеральной службы государственной статистики в 2020 году доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга составит 28,9 процента.
Санкт-Петербург относится к городам "демографической старости".
Проблема помощи гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, является одной из насущных проблем социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.
В настоящее время в Санкт-Петербурге действует двухуровневая (городской и районный) система учреждений социального обслуживания населения в зависимости от выполняемых функций. По формам обслуживания они делятся на стационарные и нестационарные.
Действующая сеть учреждений социального обслуживания населения позволяет в течение года предоставлять социальные услуги более чем 15 процентам жителей Санкт-Петербурга (более 750 тыс. чел.).
В настоящее время в Санкт-Петербурге действуют 94 государственных учреждения социальной защиты населения, в том числе:
37 государственных учреждений, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга (далее - Комитет) (городской уровень);
57 государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга (районный уровень).
Структура сети государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга:
N |
Тип (вид) учреждений социальной защиты населения |
Количество учреждений социальной защиты населения |
1 |
2 |
3 |
1 |
Дома ветеранов войны и труда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов |
7 |
2 |
Психоневрологические интернаты |
8 |
3 |
Дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии |
4 |
4 |
Комплексные (территориальные) центры социального обслуживания населения |
19 |
5 |
Центры социальной реабилитации инвалидов, центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов |
17 |
6 |
Центры социальной помощи семье и детям |
17 |
7 |
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и приюты |
10 |
8 |
Центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2 |
9 |
Дом ночного пребывания |
1 |
10 |
Городской пункт учета граждан для лиц без определенного места жительства |
1 |
11 |
Образовательные учреждения |
2 |
12 |
Другие |
6 |
Всего |
94 |
1.2.1. Очередность на получение места в стационарных учреждениях социального обслуживания населения
По состоянию на 01.01.2014 из 37 государственных учреждений, подведомственных Комитету, 31 государственное учреждение предоставляет социальные услуги, в том числе: 18 стационарных учреждений, предназначенных для постоянного проживания и социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов, лиц без определенного места жительства.
Стационарные государственные учреждения социального обслуживания городского уровня представляют собой развитую и хорошо структурированную систему.
При этом в Санкт-Петербурге существует проблема получения мест в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
На 01.01.2014 действующая коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляет 8054 койкоместа, в том числе:
в психоневрологических интернатах - 6206 мест;
в домах-интернатах общего типа - 1057 мест;
в детских домах-интернатах - 791 место.
По состоянию на 01.01.2014 очередь граждан пожилого возраста и инвалидов на помещение в действующие стационарные учреждения социального обслуживания населения составляла 688 человек, в том числе:
в психоневрологические интернаты - 534 человека;
в дома-интернаты общего типа - 95 человек;
в детские дома-интернаты - 59 человек.
Период ожидания места в стационарном учреждении социального обслуживания населения для граждан может составлять от одного месяца до нескольких лет (в зависимости от типа учреждения).
Наибольшая очередь имеется в психоневрологические интернаты из числа граждан трудоспособного возраста, имеющих серьезные психиатрические заболевания, но физически вполне здоровых (в основном бывшие пациенты психиатрических больниц) (80 процентов - мужчины), а также в дома ветеранов из числа лиц, относящихся к льготным категориям граждан.
Реальная потребность Санкт-Петербурга в стационарных учреждениях социального обслуживания при условии соблюдения требований современных санитарных правил и гигиенических требований к устройству, содержанию, организации режима стационарных учреждений и с учетом рекомендуемых предельных величин коечной мощности учреждений дополнительно составляет:
по психоневрологическим интернатам - не менее 13 учреждений (до 300 мест в каждом);
по детским домам-интернатам - не менее 13 учреждений (до 60 мест в каждом);
по домам-интернатам общего типа - не менее одного учреждения (до 300 мест).
1.2.1.1. В целях снижения очередности в стационарные учреждения социального обслуживания принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.09.2008 N 1123 "Об Адресном перечне объектов санкт-петербургских государственных стационарных учреждений социального обслуживания, планируемых к проектированию, строительству и реконструкции в 2009 - 2016 годах" (далее - постановление N 1123), а также распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2010 N 29-рп "О Плане мероприятий по ремонту объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за государственными учреждениями социальной защиты населения, находящимися в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, на 2010 - 2012 годы".
Дополнительно во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Губернатора Санкт-Петербурга разработана Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Санкт-Петербурге до 2020 года, утвержденная распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 22.03.2011 N 67-р (далее - Перспективная схема).
В рамках реализации указанных нормативных документов предусмотрено:
проведение капитального ремонта зданий действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (20 зданий 16 учреждений социального обслуживания), при этом будет создано дополнительно 50 койкомест путем проведения выборочного капитального ремонта одного из учреждений;
реконструкция зданий действующих стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (14 зданий 11 учреждений), что позволит расширить коечный фонд на 810 мест;
строительство новых стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе профилированных (четыре крупных стационарных учреждения), что позволит дополнительно расширить коечный фонд еще на 720 мест;
строительство семи домов-интернатов малой вместимости (мини-пансионатов) на территориях районов Санкт-Петербурга на 350 мест и двух частных стационарных учреждений социального обслуживания населения на 330 мест.
В целях решения проблемы перенаселенности детских домов и приведения их коечной мощности в соответствие с установленными нормативами планируется строительство нового дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии (далее - ДДИ), рассчитанного на 150 койкомест, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Ушково, Советская ул., юго-восточнее пересечения с Дачной ул. Проектирование запланировано на 2015 - 2016 годы, строительство на 2017 - 2018 годы.
В 2013 году на баланс Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии N 4" (далее - ДДИ N 4) передан филиал детского санатория "Восход" по адресу: Санкт-Петербург, пос. Ушково, Приморское шоссе, д. 617. На этой новой площадке будет организовано обособленное структурное подразделение ДДИ N 4 - социальный центр мощностью на 60 койкомест.
После ввода в эксплуатацию нового ДДИ и реконструкции переданных зданий филиала детского санатория "Восход" проблема перенаселенности домов-интернатов для детей с отклонениями в умственном развитии и очередности поступления в них будет фактически решена.
Для открытия обособленного подразделения в Санкт-Петербургском государственном автономном учреждении социального обслуживания "Психоневрологический интернат N 10" (далее - ПНИ N 10) для обслуживания взрослых инвалидов с пятидневной формой обслуживания на 100 койкомест ПНИ N 10 планируется передать имущественный комплекс по адресу: Санкт-Петербург, пр. Елизарова, д. 9.
На реализацию мероприятий по пожарной безопасности в учреждениях социального обслуживания населения в 2013 году из бюджета Санкт-Петербурга выделено 63983,3 тыс. руб. За счет указанных средств выполнены первоочередные мероприятия, влияющие на безопасность людей. Произведена установка, модернизация и ремонт систем противопожарной автоматики и оборудования пожарного водопровода. Во всех учреждениях имеется необходимое количество первичных средств пожаротушения и средств защиты органов дыхания, которые регулярно проверяются и обновляются в плановом порядке. Паспорта комплексной безопасности учреждений на 2013 год разработаны в установленные сроки и направлены в Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городской мониторинговый центр".
В 2013 году в 57 учреждениях районной системы социального обслуживания населения дополнительно открыто 8 отделений по обслуживанию граждан пожилого возраста, 9 отделений социальной реабилитации, 4 отделения по обслуживанию детей.
1.2.1.2. Широко используемые в Санкт-Петербурге стационарозамещающие технологии социального обслуживания населения (такие, как услуги сиделок, "тревожная кнопка" и "социальное такси") сдерживают увеличение очередности в стационарные учреждения социального обслуживания населения.
В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает более 1,2 млн. граждан пенсионного возраста (25 процентов от общей численности населения Санкт-Петербурга). При этом доля пожилых граждан в возрасте старше 70 лет составляет более 9 процентов населения Санкт-Петербурга.
Значительная часть граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию, нуждается в адаптации к меняющимся условиям жизни, психологической, социальной и иной поддержке, в частности, в помощи в домашних делах.
Проблема помощи пожилым, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, является наиболее актуальной проблемой социального обслуживания населения Санкт-Петербурга. Развитие стационарозамещающих технологий создает условия, позволяющие сохранить возможность проживания пожилых людей или инвалидов в привычной домашней среде.
Инновационность указанных технологий заключается в применении принципов государственно-частного партнерства, предусматривающих взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с негосударственными организациями в реализации социально значимых проектов, а также проектов, направленных на развитие социального обслуживания населения. Использование инновационных технологий обеспечивает экономное, оптимальное по затратам и качеству оказание помощи населению.
1.2.1.2.1. Предоставление услуг по социально-медицинскому уходу на дому отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге (далее - услуги сиделок).
Услуги сиделок за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются в Санкт-Петербурге с 2010 года.
Услуги сиделок являются дополнительной мерой социальной поддержки и предоставляются отдельным категориям граждан, установленным Законом Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 719-166 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением услуг по социально-медицинскому уходу на дому" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 719-166).
В зависимости от потребностей граждан услуги сиделок предоставляются по 4-часовому, 8-часовому или 12-часовому модулям. Наборы услуг различаются не только по времени, но и по количеству и ассортименту предоставляемых услуг.
Услуги сиделок предоставляются организациями, прошедшими соответствующий квалификационный отбор.
В 2013 году в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 719-166 за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуги сиделок получили 1,6 тыс. человек на общую сумму 204,6 млн. руб.
1.2.1.2.2. Предоставление специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка" отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге (далее - услуги "тревожная кнопка").
"Тревожная кнопка" - это технология предоставления специализированных услуг экстренной социально-медицинской помощи различным категориям граждан посредством их экстренной связи с диспетчером путем нажатия кнопки на специальном устройстве (на браслете, на брелке) либо на мобильном телефоне.
Услуги "тревожная кнопка" за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются в Санкт-Петербурге с 2010 года.
Услуги "тревожная кнопка" предоставляются отдельным категориям граждан, установленным Законом Санкт-Петербурга от 08.12.2010 N 721-167 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по финансированию расходов, связанных с предоставлением специализированных услуг экстренной помощи "тревожная кнопка" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 721-167).
Услуги "тревожная кнопка" оказываются организациями, прошедшими соответствующий квалификационный отбор, и реализуются посредством стационарной и мобильной технологии связи.
Действующая в Санкт-Петербурге услуга "тревожная кнопка" дешевле зарубежных аналогов.
В 2013 году в соответствии с Законом Санкт-Петербурга N 721-167 за счет средств бюджета Санкт-Петербурга услуги "тревожная кнопка" получили 11,6 тыс. человек на общую сумму 71,4 млн. руб.
1.2.1.2.3. Предоставление специального транспортного обслуживания отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге (далее - "социальное такси").
К современным технологиям социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, разработанным и активно внедряемым в Санкт-Петербурге, следует отнести "социальное такси".
"Социальное такси" также является одной из дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленной Законом Санкт-Петербурга от 05.07.2006 N 397-60 "О специальном транспортном обслуживании отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 397-60).
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга дополнительные меры социальной поддержки "социальное такси" в 2013 году получили 51,1 тыс. человек. Среднее количество поездок на одного получателя услуг в год - 12,4.
В 2013 году из бюджета Санкт-Петербурга на эти цели израсходовано 354,2 млн. руб., "социальное такси" осуществлялось 70 транспортными организациями, прошедшими квалификационный отбор в Комитете по транспорту.
1.2.2. Укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания населения
По состоянию на 01.01.2014 в государственной системе социальной защиты населения Санкт-Петербурга штатная численность работников составила 22120,5 единиц, укомплектованность кадрами - 77,8 процента. Данные представлены в таблице.
N |
Государственные учреждения социальной защиты населения Санкт-Петербурга |
Штатная численность, ед. |
Фактическая численность, чел. |
Укомплектованность кадрами, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Государственные учреждения, подведомственные Комитету, в том числе: |
9283,0 |
6373 |
68,7 |
1.1 |
В стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов |
7399,75 |
4912 |
66,4 |
2 |
Государственные учреждения социального обслуживания населения, подведомственные администрациям районов Санкт-Петербурга |
12837,5 |
10842 |
84,5 |
Всего |
22120,5 |
17215 |
77,8 |
1.2.2.1. Стационарные учреждения социального обслуживания населения, подведомственные Комитету. На сегодняшний день показатель укомплектованности кадрами государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, подведомственных Комитету составляет 66,4 процента.
Укомплектованность кадрами государственных стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, подведомственных Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга
Год |
Штатная численность, ед. |
Фактическая численность, чел. |
Укомплектованность кадрами, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
2005 |
7199,7 |
4328 |
60,1 |
2006 |
7201,7 |
4464 |
62,0 |
2007 |
7032,0 |
4394 |
62,5 |
2008 |
7103,2 |
4413 |
62,1 |
2009 |
7026,3 |
4597 |
65,4 |
2010 |
7183,5 |
4769 |
66,4 |
2011 |
7385,0 |
4881 |
66,0 |
2012 |
7396,0 |
4895 |
66,2 |
2013 |
7399,75 |
4912 |
66,4 |
1.2.2.2. Учреждения социального обслуживания населения, подведомственные администрациям районов Санкт-Петербурга.
По состоянию на 01.01.2014 система государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, включает 57 учреждений, в том числе:
19 комплексных центров социального обслуживания населения;
15 центров социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов;
15 центров социальной помощи семье и детям;
7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних;
1 дом ночного пребывания.
В 2014 году в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 N 1103 "О переименовании, изменении целей и предмета деятельности санкт-петербургских государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 16 стационарных учреждений будут переданы из системы образования в систему социальной защиты населения. Целью деятельности указанных учреждений является социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, значительно превышает укомплектованность стационарных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных Комитету.
Укомплектованность кадрами государственных учреждений социального обслуживания населения, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, в 2013 году
Тип (вид) учреждений социального обслуживания населения |
Штатная численность, ед. |
Фактическая численность, чел. |
Укомплектованность кадрами, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
Комплексные центры социального обслуживания населения |
8972,0 |
7795 |
86,9 |
Центры социальной реабилитации инвалидов |
1376,0 |
1127 |
81,9 |
Центры социальной помощи семье и детям |
1765,0 |
1211 |
68,6 |
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних |
710,5 |
695 |
97,9 |
Дом ночного пребывания |
14,0 |
14 |
100,0 |
Всего |
12837,5 |
10842 |
84,4 |
1.2.3. Уровень оплаты труда работников сферы социального обслуживания населения
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области средняя номинальная заработная плата работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга, за 2013 год составила 37594,1 руб.
Среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга за 2013 год составила 26677,2 руб. или 71 процент от средней заработной платы работников, занятых в экономике Санкт-Петербурга.
За период 2008 - 2013 годов среднемесячная заработная плата работников государственных учреждений социальной защиты населения Санкт-Петербурга увеличилась более чем в 2 раза.
Среднемесячная заработная плата социальных работников, занятых в государственных учреждениях различных отраслей социальной сферы в Санкт-Петербурге, в 2013 году составила 20789,4 руб., в том числе в учреждениях социального обслуживания населения - 20659,7 руб.
Значения показателей повышения среднемесячной заработной платы, установленных "дорожной картой" и фактически достигнутых в 2013 году, по категориям работников приведены в таблице 1.
Таблица 1 | ||||
N |
Наименование категории работников учреждений социального обслуживания населения |
Целевой показатель размера среднемесячной заработной платы на 2013 год, руб. |
Достигнутый показатель среднемесячной заработной платы за 2013 год, руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Социальные работники |
18553,0 |
20659,7 |
|
2 |
Преподаватели и мастера производственного обучения |
27979,78 |
32787,8 |
|
3 |
Врачи |
47221,0 |
48330,0 |
|
4 |
Средний медицинский персонал |
27510,0 |
31132,1 |
|
5 |
Младший медицинский персонал |
18230,0 |
22102,2 |
|
6 |
Педагогические работники |
27287,0 |
30010,0 |
Темп роста среднемесячной заработной платы в 2013 году относительно 2012 года в разрезе категорий работников в государственных учреждениях социального обслуживания населения составил:
для социальных работников - 124,1%;
для преподавателей и мастеров производственного обучения - 130,2%;
для врачей - 162,3%;
для среднего медицинского персонала - 140,9%;
для младшего медицинского персонала - 144,9%;
для педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - 122,2%.
С 01.01.2006 в Санкт-Петербурге действует система оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, которая регулируется Законом Санкт-Петербурга от 05.10.2005 N 531-74 "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Санкт-Петербурга" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга".
В целях повышения оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения, в первую очередь увеличения заработной платы основного персонала, проводилась индексация фондов оплаты труда за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения, совершенствование системы оплаты труда и нормативной правовой базы.
В 2013 году в целях совершенствования нормативной правовой базы Санкт-Петербурга в сфере оплаты труда принят Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 448-81 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2013 N 811 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 811).
В рамках реализации постановления N 811 издано распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.11.2013 N 355-р "Об утверждении Порядка определения коэффициента специфики работы в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга" и распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 16.12.2013 N 398-р внесены изменения в Методические рекомендации по организации оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге между Правительством Санкт-Петербурга, общественной организацией Межрегиональным Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединением организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация профсоюзов", региональным объединением работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга" было заключено Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2013 год (далее - Соглашение).
Согласно Соглашению минимальная заработная плата в Санкт-Петербурге на 2013 год установлена в размере 8326 рублей.
Таким образом, среднемесячная заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения за 2013 год выше установленной на 2013 год минимальной заработной платы в Санкт-Петербурге в 3,2 раза.
Динамика роста среднемесячной заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения за период 2008 - 2013 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2 | ||||||
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Среднемесячная заработная плата работников учреждений социального обслуживания населения (в целом по отрасли "социальная защита населения"), руб. |
12518,4 |
14486,6 |
16059,4 |
18465,8 |
21674,6 |
26677,2 |
Индекс роста (в процентах к предыдущему периоду времени) |
120,6 |
115,7 |
108,6 |
115,0 |
117,4 |
123,1 |
В течение 2008 - 2013 годов заработная плата руководителей учреждений социального обслуживания населения всех уровней увеличилась в среднем в 1,9 раза, заработная плата работников основного персонала учреждений социального обслуживания населения - в 2,1-3,5 раза.
Размеры повышения среднемесячной заработной платы работников основного персонала учреждений социального обслуживания населения за период 2008 - 2013 годов представлены в таблице 3.
Таблица 3 | ||
Наименование категории работников |
Размер повышения среднемесячной заработной платы за период 2008 - 2013 годов, раз |
|
Врачи |
3,5 |
|
Социальные работники |
2,2 |
|
Средний медицинский персонал |
2,4 |
|
Младший медицинский персонал |
2,1 |
|
Педагогический персонал |
2,2 |
|
Увеличение заработной платы работников основного персонала учреждений социального обслуживания населения в среднем за период 2008 - 2013 годов |
2,1 |
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовано обеспечить к 2018 году предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения в размере не более 40 процентов, а также предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
В 2013 году доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга составила 40 процентов, предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников учреждения социального обслуживания населения составил от 1,5 до 7. При этом в целом по отрасли "социальная защита населения" указанный показатель составил 3,5.
Численность основного персонала (врачи, средний и младший медицинский персонал, педагоги, социальные работники и специалисты по социальной работе) составляет 15058,25 штатных единиц или 68,1 процентов от общей штатной численности работников учреждений социального обслуживания населения.
Структура кадрового состава работников учреждений социального обслуживания населения по категориям персонала представлена в таблице 4.
Таблица 4 | ||
Наименование категории персонала |
Количество штатных единиц |
Удельный вес в общей штатной численности работников, % |
Социальные работники |
5263,25 |
23,8 |
Специалисты по социальной работе |
1808,75 |
8,2 |
Врачи |
231,50 |
1,0 |
Средний медицинский персонал |
2395,75 |
10,8 |
Младший медицинский персонал, в том числе младшие медицинские сестры |
3323,00 |
15,0 |
Педагогический персонал |
2036,00 |
9,2 |
Итого основной персонал |
15058,25 |
68,1 |
Рабочие (за исключением младших медицинских сестер) |
2488,75 |
11,3 |
Руководители, в том числе руководители структурных подразделений, оказывающие социальные услуги |
2128,50 |
9,6 |
Другие категории работников (прочие специалисты и служащие) |
2445,00 |
11,0 |
Всего |
22120,50 |
100,0 |
За период 2007 - 2010 годов были проведены мероприятия по оптимизации штатной численности учреждений социального обслуживания населения.
Например, в 2009 году штатная численность работников учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении Комитета, сокращена на 280 штатных единиц или на 3,2 процента (таблица 5).
Таблица 5 | |||
Тип (вид) учреждения социального обслуживания населения |
Количество сокращенных штатных единиц |
Сокращение штатной численности, % |
|
1 |
2 |
3 |
|
Дома ветеранов войны и труда, дома-интернаты для престарелых и инвалидов |
12,5 |
1,4 |
|
Психоневрологические интернаты |
207,5 |
4,3 |
|
Дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии |
18 |
1,3 |
|
Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и приюты |
35 |
10,0 |
|
Центры социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы |
2,5 |
3,2 |
|
Другие учреждения социального обслуживания населения |
4,5 |
0,4 |
|
Всего |
280 |
3,2 |
В стационарных учреждениях социального обслуживания населения по-прежнему сохраняется проблема нехватки кадров, имеется значительное количество вакантных ставок (около 20 процентов), обусловленное спецификой работы - круглосуточным обслуживанием психически больных людей, инвалидов, тяжелых лежачих больных, лиц, освободившихся из мест лишения свободы (в том числе с открытой формой туберкулеза), граждан пожилого возраста, детей и взрослых, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также наличием в отдельных учреждениях (отделениях) вредных и тяжелых условий труда.
В настоящее время обслуживание граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания населения, обеспечивается путем совмещения работниками должностей (профессий), увеличения объема выполняемых работ (услуг), расширения зоны обслуживания.
Специфика работы и невысокий уровень оплаты труда в учреждениях социального обслуживания населения (по сравнению с оплатой труда работников других отраслей бюджетной сферы) приводит не только к оттоку кадров из системы социальной защиты населения, но и к высокому уровню внутреннего совместительства (составляет от 1,0 до 1,26).
С учетом произведенной оптимизации сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения, а также высокого уровня совместительства в учреждениях социального обслуживания населения ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы за счет снижения штатной численности являются минимальными.
В 2013 году организованы мероприятия по проведению обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. На эти цели из бюджета Санкт-Петербурга выделено 1216,0 тыс. руб. В целом по системе социальной защиты населения в 2013 году повысили квалификацию 2598 человек.
Продолжена работа по формированию кадрового резерва управленческих кадров для замещения руководящих должностей в учреждениях социальной сферы. Для включения в резерв кадров в 2013 году одобрено 6 кандидатур.
В рамках поэтапного введения "эффективного контракта" заключены трудовые договоры с руководителями государственных учреждений, подведомственных Комитету и администрациям районов Санкт-Петербурга, в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 N 329.
Установлен предельный размер уровня соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников подведомственных учреждений Комитета в размере не более 8 раз.
Распоряжением Комитета от 16.12.2013 N 398-р утверждена предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого персонала учреждений социальной защиты населения в размере, не превышающем 40 процентов в общем фонде оплаты труда учреждений.
В целях подготовки комплексных предложений по повышению качества и доступности услуг в социальной сфере, ориентированных на эффективное удовлетворение запросов и потребностей населения, в 2013 году проведены мониторинги:
кадрового обеспечения системы социального обслуживания населения;
социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания населения (далее - учреждения) и государственными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Комитета, в части, касающейся определения социальных услуг, не востребованных населением;
структуры сети учреждений;
обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях: ведение паспортов безопасности; принятие мер по устранению вскрытых недостатков; анализ расходов бюджета Санкт-Петербурга на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния в учреждениях.
1.2.4. Ветхость и аварийность зданий стационарных учреждений социального обслуживания населения
Каждое стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой комплекс зданий для проживания и имеет свое хозяйство, включающее в себя сложные инженерные коммуникации системы водоснабжения и канализации, прачечные, складские и хозяйственные постройки. Общая площадь зданий стационарных учреждений социального обслуживания населения составляет 281,1 тыс. кв.м.
Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов расположены в зданиях, датированных годами постройки с 1936 по 2008.
Стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, располагающихся в ветхих зданиях или зданиях, находящихся в аварийном состоянии, в Санкт-Петербурге нет.
При этом большое количество зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов требует капитального ремонта или реконструкции.
Ежегодно на улучшение материально-технического обеспечения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и улучшение технического состояния зданий предусматриваются значительные средства из бюджета Санкт-Петербурга, позволяющие обеспечить устойчивое функционирование данных учреждений и повышение качества социального обслуживания граждан в данных учреждениях.
Расходы бюджета Санкт-Петербурга на содержание и развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
тыс. руб. | |||||
Год |
Текущее содержание |
Капитальный |
Мероприятия по |
Всего |
|
|
Всего |
в том числе оборудование |
ремонт |
пожарной безопасности |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2008 |
1937831,3 |
70525,4 |
254505,2 |
78853,2 |
2271189,7 |
2009 |
2082580,7 |
34696,1 |
168924,5 |
55716,7 |
2307221,9 |
2010 |
2260123,4 |
14065,4 |
207292,3 |
57918,8 |
2525334,5 |
2011 |
2172705,5 |
36209,1 |
343568,3 |
59035,2 |
2575309,0 |
2012 |
2702580,3 |
116154,5 |
455550,6 |
61111,1 |
3219242,0 |
2013 |
3828631,0 |
82337,3 |
337698,0 |
63983,3 |
4625284,6 |
ВСЕГО |
14984452,2 |
353987,8 |
1767538,9 |
376618,3 |
17523581,7 |
В 2011 - 2020 годах капитальному ремонту подлежат 20 зданий 16 учреждений социального обслуживания населения.
В целях повышения антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием граждан всеми стационарными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов разработаны Паспорта безопасности данных объектов.
1.2.5. Развитие рынка негосударственных услуг
Инфраструктура государственных учреждений, оказывающих социальное обслуживание населения Санкт-Петербурга, включает в себя 80 учреждений различных типов, в том числе:
78 государственных бюджетных учреждений;
одно государственное автономное учреждение;
одно государственное казенное учреждение.
Кроме государственных учреждений социальные услуги населению оказывают социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СО НКО), в том числе благотворительные организации и добровольцы.
В целях привлечения СО НКО и добровольцев к оказанию социальных услуг населению в Санкт-Петербурге установлены все формы государственной поддержки, предусмотренные федеральным законодательством, а именно:
субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию социально значимых проектов и программ;
субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на компенсацию оплаты коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, вывоза бытовых и других отходов, снабжения электрической и тепловой энергией, абонентной платы за телефон, радио, коллективную телевизионную антенну);
передача во владение и (или) в пользование некоммерческим организациям государственного имущества;
поддержка в иных формах, предусмотренных законодательством.
Основными нормативными документами, определяющими направления государственной политики в области поддержки СО НКО, являются:
Закон Санкт-Петербурга от 23.03.2011 N 153-41 "О поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге";
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2011 N 1451 "О мерах по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге" (далее - постановление N 1451);
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 N 1375 "Об основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки добровольчества на период до 2015 года";
распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 N 36-рп "О Программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013 - 2014 годы".
Согласно постановлению N 1451 Комитет является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по поддержке СО НКО (далее - уполномоченный орган).
За счет средств бюджета Санкт-Петербурга СО НКО предоставляются субсидии на возмещение затрат по реализации социальных заказов и выполнению общественно полезных программ (на конкурсной основе и по отдельным целевым статьям).
Финансовая поддержка СО НКО, оказываемая за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путем предоставления субсидий на конкурсной основе, а также по отдельным целевым статьям, предусмотренным в ведомственной структуре расходов бюджета Санкт-Петербурга, является эффективным инструментом решения актуальных задач социально-экономического развития.
В 2013 году уполномоченным органом предоставлены субсидии:
на конкурсной основе 123 СО НКО на общую сумму 424911,9 тыс. руб. Указанными СО НКО реализовано 130 проектов (программ) в области социального обслуживания населения, оказано 1007325 услуг, обслужено 707137 человек, привлечено 15060 добровольцев;
по отдельным целевым статьям 73 СО НКО на общую сумму 213608,9 тыс. руб. Указанными СО НКО реализовано 73 проекта (программы) в области социального обслуживания населения, оказано 505754 услуги, обслужено 218097 человек, привлечено 233 добровольца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
С 2012 года Санкт-Петербург участвует в конкурсном отборе на предоставление указанных субсидий и по его результатам признается одним из победителей.
В 2013 году Санкт-Петербург получил максимальный среди субъектов Российской Федерации размер субсидии из федерального бюджета - 44,8 млн. руб.
Указанные средства предоставлены на конкурсной основе 86 СО НКО. Со всеми СО НКО Комитетом заключены договоры. По итогам 2013 года средства указанной субсидии из федерального бюджета освоены полностью.
Объем услуг, оказанных на территории Санкт-Петербурга СО НКО, взаимодействующими с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, за последние 4 года увеличился в 2,5 раза.
В 2010 году СО НКО было оказано 483377 услуг, в 2011 году - 708040 услуг, в 2012 году - более 1220000 услуг, в 2013 году - 1511107 услуг.
По прогнозным расчетам с учетом реализации Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге на 2013 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 14.05.2013 N 36-рп, количество услуг, оказанных СО НКО, увеличится на 10 процентов.
Прогнозируемый прирост количества СО НКО, поддерживаемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в 2013 - 2014 годах составляет 10-15 процентов.
Во исполнение Закона Санкт-Петербурга от 30.04.1997 N 76-24 "О государственной поддержке общественных объединений ветеранов войны и труда, узников фашистских концлагерей, инвалидов и жертв политических репрессий Санкт-Петербурга" в 2013 году:
80 СО НКО освобождены от арендной платы за пользование находящимися в собственности Санкт-Петербурга объектами нежилого фонда площадью не более 100 кв. м на общественное объединение в границах территории одного района Санкт-Петербурга (общая площадь помещений, освобожденных от арендной платы составила 8312,1 кв. м);
80 общественным организациям ветеранов и инвалидов предоставлены субсидии на оплату коммунальных услуг и абонентную плату за телефон на сумму 4532,4 тыс. руб.
В соответствии с Порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и ведении реестра социально ориентированных некоммерческих организаций-получателей поддержки, оказываемой исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, и хранении представленных указанными организациями документов, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2012 N 44-рп, в 2012 году сформирован реестр СО НКО, включающий сведения об организациях-получателях помощи исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с 2011 года.
За 2011 год указанный реестр содержит информацию о 193 СО НКО, за 2012 год - 223 СО НКО, за 2013 год - 505 СО НКО.
Реестр СО НКО опубликован на информационном портале Правительства Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru.
В 2013 году продолжена работа по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2012 N 1375 "Об основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере поддержки добровольчества на период до 2015 года".
Комитетом совместно с Центром поддержки добровольческих инициатив, действующим на базе подведомственного Комитету Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Центр международных гуманитарных связей", обеспечена информационная, консультационная и методическая поддержка в области добровольчества 93 государственным и негосударственным некоммерческим организациям.
В 2013 году проведены 222 общественно полезные добровольческие акции с участием 8200 добровольцев. Акции поддержали 174 негосударственные и государственные организации социальной сферы. Благополучателями стали 21769 человек.
1.2.6. Контроль качества социального обслуживания населения
Контроль качества социального обслуживания населения Санкт-Петербурга осуществляется через создание и внедрение стандартов, нормативов и норм социального обслуживания населения, а также путем создания независимой системы оценки качества работы государственных учреждений и внедрения критериев оценки эффективности деятельности государственных учреждений, руководителей и специалистов.
1.2.6.1. С 2006 года в Санкт-Петербурге ведется работа по созданию системы стандартов социального обслуживания населения.
Основанием для этой работы стало принятие Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006 - 2010 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 559 (далее - Концепция развития).
Концепция развития определила шесть стратегических направлений развития отрасли на ближайшие пять лет, одним из которых является реформирование механизма бюджетного планирования расходов на оплату социальных услуг.
Во исполнение Концепции развития был принят Закон Санкт-Петербурга от 30.01.2008 N 42-10 "О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга", который установил:
принципы формирования и применения государственных стандартов, а также порядок их установления;
две группы стандартов социального обслуживания (стандарты социальных услуг и стандарты учреждений социального обслуживания);
перечень социальных групп населения Санкт-Петербурга, имеющих право на получение социальных услуг (24 социальные группы);
перечень стандартов социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга (64 стандарта).
Целью создания системы государственных стандартов социального обслуживания является:
обеспечение гражданина социальными услугами надлежащего качества, количества и ассортимента в соответствии с его потребностями;
реализация равных прав граждан в получении социальных услуг.
Принято постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.07.2008 N 875 "Об отдельных мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О государственных стандартах социального обслуживания населения Санкт-Петербурга" (далее - постановление N 875), которое утвердило:
реестр социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга;
стандарты социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга (64 стандарта);
нормативы обеспеченности стандартов социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга (рациональные наборы социальных услуг) (54 норматива).
Стандарты социальных услуг имеют натуральные показатели: наборы разных видов социальных услуг, предоставляемых гражданам конкретной социальной группы, в определенной форме обслуживания, а также количество каждой услуги, оказываемое за год.
Вместе с тем принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-Ф3), согласно которому все государственные учреждения подразделяются на три типа: автономные, бюджетные и казенные и должны осуществлять свою деятельность на основании государственных заданий.
Во исполнение Федерального закона N 83-Ф3 в Санкт-Петербурге в 2011 году принят ряд нормативных правовых актов, основным из которых является постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий" (далее - постановление N 63).
Утвержденные постановлением N 875 стандарты социальных услуг послужили основанием по формированию государственных заданий на предоставление государственных услуг, а также планированию и учету предоставляемых услуг в рамках реализации постановления N 63.
С 2012 года для всех типов учреждений были сформированы государственные задания на оказание государственных услуг на основании ведомственных перечней государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями.
В свою очередь, ведомственные перечни государственных услуг формировались на основании Отраслевого перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 15.04.2011 N 84-р (далее - Отраслевой перечень), содержащего информацию о наименовании государственных услуг, категориях потребителей и форме оказания данных услуг.
В качестве государственных услуг в Отраслевом перечне взяты рациональные наборы социальных услуг, предоставляемых различным социальным группам населения в определенной форме обслуживания.
С 2012 года финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется:
для государственных казенных учреждений - на основании бюджетной сметы;
для государственных автономных и бюджетных учреждений - путем предоставления субсидий.
Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - КЭРППТ) распоряжением от 26.04.2012 N 489-р были утверждены нормативы финансовых затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными автономными и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Распоряжением КЭРППТ от 27.11.2012 N 1673-р утверждены аналогичные нормативы финансовых затрат на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, с учетом которых государственные бюджетные и автономные учреждения сформировали государственные задания на 2013 год.
Предпринятые на сегодняшний день действия позволяют:
обеспечить информированность граждан о гарантируемых им социальных услугах;
обеспечить реализацию равных прав граждан в получении социальных услуг;
формировать государственные задания на оказание государственными учреждениями социальных услуг населению;
повысить качество обслуживания.
Нормативно-целевая схема планирования расходов берет за основу социальную услугу. Оплата деятельности организаций, предоставляющих социальные услуги населению, осуществляется исходя из объема и качества предоставленных услуг, то есть по конечному результату деятельности, а не по характеру и интенсивности функционирования организаций.
Реформирование механизма бюджетного планирования расходов на оплату социальных услуг позволит более эффективно осуществлять управление отраслью социальной защиты населения, а также привлекать к предоставлению социальных услуг негосударственные организации.
1.2.6.2. В 2013 году организована работа по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге.
В рамках данной деятельности создан Общественный совет по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге (далее - Общественный совет).
Состав Общественного совета и Положение о нем утверждены распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 26.11.2013 N 364-р "Об Общественном совете по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения".
В целях осуществления организационно-методического сопровождения деятельности Общественного совета Комитетом подготовлены проекты следующих основополагающих документов, определяющих деятельность Общественного совета:
порядок проведения независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения, в 2013 году;
перечень критериев независимой оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере социального обслуживания населения;
перечень государственных учреждений для проведения независимой оценки качества их работы.
Указанные документы были утверждены 11.12.2013 на заседании Общественного совета. В 2013 году представителями Общественного совета проведена независимая оценка качества работы 10 государственных учреждений социального обслуживания населения.
1.2.6.3. Разработаны показатели эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения, их руководителей и работников, утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 389-р.
1.2.7. Совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания населения
В 2013 году определена стратегия действия по созданию региональных нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), вступающего в действие с 01.01.2015.
В целях приведения правовых актов Санкт-Петербурга в сфере социального обслуживания населения в соответствие с Федеральным законом N 442-ФЗ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, предусмотрена разработка нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в соответствии с Планом-графиком подготовки нормативных правовых актов Санкт-Петербурга в целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", утвержденным 20.02.2014 председателем Комитета.
С 2013 года осуществлялась разработка государственной программы Санкт-Петербурга "Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге" на 2015 - 2020 годы (далее - государственная программа) с учетом положений постановления Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации".
В состав государственной программы входит шесть подпрограмм:
"Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан";
"Модернизация и развитие социального обслуживания населения";
"Совершенствование социальной поддержки семьи и детей";
"Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций";
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге";
"Развитие садоводческих и дачных некоммерческих объединений жителей Санкт-Петербурга".
1.3. Цели реализации "дорожной карты"
Целями реализации "дорожной карты" являются:
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
оптимизация структуры и штатной численности учреждений социального обслуживания населения путем проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Санкт-Петербурге;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги населению.
1.4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе результатов проведения детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в данной сфере;
подготовка новой законодательной и нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения в Санкт-Петербурге;
доведение уровня оплаты труда социальных работников в 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы в Санкт-Петербурге;
оптимизация структуры сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения на основе сокращения отделений учреждений социального обслуживания населения, не соответствующих стандартам социального обслуживания, объемам и качеству предоставляемых услуг;
перевода ряда обеспечивающих функций и услуг, предоставляемых в сфере социального обслуживания населения, на условия аутсорсинга и привлечения сторонних организаций;
реализация Перспективной схемы с увеличением коечного фонда до 2430 мест;
разработка концепции реструктуризации (разукрупнения) стационарных учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга;
разработка и реализация отраслевой схемы развития и размещения объектов социального обслуживания населения на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 года с перспективой до 2025 года;
укрепление материально-технической базы стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания населения;
развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому;
привлечение негосударственных организаций, в том числе СО НКО, благотворителей, добровольцев, а также коммерческих организаций к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.
1.5. Контрольные показатели реализации "дорожной карты"
1.6. Показатели повышения средней заработной платы работников учреждений социального обслуживания населения
2. Перечень мероприятий
Примечания:
1. При реализации мероприятий, предусмотренных в пунктах 1.1.1, 1.1.3, 1.1.4; 1.1.6, 1.2, 1.3, 3.1, 3.2, 3.4, 4.1, 6.1.2 и 6.8 раздела 2 "дорожной карты", исполнитель, указанный первым в графе "Ответственный исполнитель", организует работу соисполнителей по выполнению мероприятий и является ответственным за подготовку информационных материалов в Минтруд России.
2. При реализации мероприятий, предусмотренных в пунктах 1.1.2, 3.5, 4.8, 4.14, 5.3, 5.5, 5.6, 6.1.3, 6.1.6 и 6.11 раздела 2 "дорожной карты", исполнитель, указанный первым в графе "Ответственный исполнитель", является основным исполнителем, координирует деятельность соисполнителей и организует работу по выполнению мероприятий. Соисполнители представляют информацию о результатах выполнения мероприятия основному исполнителю.
3. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 2.2 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется основным исполнителем, указанным первым в графе "Ответственный исполнитель", на основании предложений, представленных соисполнителями в его адрес.
4. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 6.3 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется после принятия закона Санкт-Петербурга, предусматривающего порядок и условия осуществления контроля за соблюдением учреждениями социального обслуживания населения требований, установленных в статье 159 Трудового кодекса Российской Федерации.
5. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 3.3 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется каждым исполнителем, указанным в графе "Ответственный исполнитель", самостоятельно с учетом комплекса мер, разрабатываемого Министерством здравоохранения Российской Федерации и Минтрудом России.
6. Реализация мероприятий, предусмотренных в пунктах 4.2 и 4.13 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется в порядке, установленном в правовых актах Правительства Санкт-Петербурга, указанных в пунктах 4.2 и 4.13 раздела 2 "дорожной карты" соответственно.
7. Мероприятия, предусмотренные в пунктах 4.4, 4.10, 6.2-6.7, 6.9 раздела 2 "дорожной карты", реализуются каждым исполнителем, указанным в графе "Ответственный исполнитель", самостоятельно в рамках своих полномочий.
8. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 4.6 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется путем представления необходимой информации КСП в адрес КЭПСП и последующего согласования КФ нормативов подушевого финансирования социальных услуг, предоставляемых в учреждениях социального обслуживания населения.
9. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 4.7 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется КСП и АР самостоятельно в рамках своих полномочий с учетом согласованных КЭПСП нормативных затрат на оказание социальных услуг.
10. Реализация мероприятий, предусмотренных в пунктах 4.3, 4.11, 4.12, 5.4, 6.1.1 и 6.10 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется каждым исполнителем, указанным в графе "Ответственный исполнитель", самостоятельно. Соисполнители представляют информацию о результатах выполнения мероприятия основному исполнителю.
11. Реализация мероприятий, предусмотренных в пунктах 4.9.1-4.9.3 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется в порядке, установленном в законах Санкт-Петербурга, устанавливающих указанные в пунктах 4.9.1-4.9.3 раздела 2 "дорожной карты" меры социальной поддержки, и принятых в соответствии с ними правовых актах Правительства Санкт-Петербурга.
12. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 6.1.4 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется исполнителем, указанным первым в графе "Ответственный исполнитель", в соответствии с механизмом, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2008 N 122 "О мерах по составлению проекта бюджета Санкт-Петербурга и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий".
13. Реализация мероприятия, предусмотренного в пункте 6.1.5 раздела 2 "дорожной карты", осуществляется исполнителем, указанным первым в графе "Ответственный исполнитель", с последующим согласованием КФ.
Принятые сокращения раздела 2 "дорожной карты":
АР - администрации районов Санкт-Петербурга
КВЗПБ - Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности
КВС - Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга
КЗАГС - Комитет по делам записи актов гражданского состояния
КЗ - Комитет по здравоохранению
КИС - Комитет по информатизации и связи
КК - Комитет по культуре Санкт-Петербурга
КМПВОО - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
КНВШ - Комитет по науке и высшей школе КО - Комитет по образованию
КПВСМИ - Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
КРИОГВ - Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга
КС - Комитет по строительству
КСП - Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга КТ - Комитет по транспорту
КТЗН - Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
КФ - Комитет финансов Санкт-Петербурга
КФКС - Комитет по физической культуре и спорту
КЭПСП - Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Минтруд России - Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
УСП - Управление социального питания
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30 июля 2014 г. N 46-рп "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.