Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к распоряжению
Комитета по образованию
от 19 мая 2010 г. N 864-р
Положение
о деятельности образовательного учреждения Санкт-Петербурга
в режиме ресурсного центра по отрасли системы начального
и среднего образования
1. Общие положения
1.1. Положение определяет цель, условия, финансирование, порядок организации и направления работы ресурсных центров по отрасли в системе начального профессионального и среднего профессионального образования (далее - НПО и СПО) Санкт-Петербурга.
1.2. Положение разработано на основании:
- Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 25.12.2008 N 286-ФЗ);
- Типового положения об учреждении начального профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 14.07.2008 N 521;
- Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 N 543;
- Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.05.2008 N 577 "О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы";
- Концепции модернизации российского образования до 2010 г., объявленной приказом Министерства образования РФ от 11.02.2002 N 393;
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
- Практико-ориентированной концепции ресурсных центров в системе начального профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития профессионального образования. Министерства образования и науки РФ;
- Концептуальных положений о создании и обеспечении функционирования ресурсных центров, реализующих профессиональные образовательные программы различных уровней, разработанных Национальным фондом подготовки кадров в рамках проекта "Реформа системы образования" и национального проекта "Образование".
1.3. Под ресурсным центром по отрасли (далее - РЦ) в данном Положении понимается учреждение начального профессионального или среднего профессионального образования, на базе которого осуществляется концентрация материально-технических, кадровых, методических, информационных ресурсов, социальных связей:
- по укрупненной группе профессий по направлениям подготовки, направлениям подготовки, профессиям или нескольким укрупненным группам профессий, направлениям подготовки, профессиям (отрасли);
- по укрупненной группе специальностей по направлениям подготовки, направлениям подготовки, специальностям или нескольким укрупненным группам специальностей по направлениям подготовки, направлениям подготовки, специальностям (отрасли).
1.4. Настоящее Положение распространяется на образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга (далее - ОУ НПО и СПО).
1.5. Признание образовательного учреждения РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида образовательного учреждения и в его уставе не фиксируется.
1.6. В целях координации деятельности РЦ Комитетом по образованию назначается координатор РЦ.
2. Цели создания и принципы деятельности РЦ
2.1. Целями создания РЦ являются:
- повышение потенциала системы начального профессионального образования города за счет целевой концентрации отраслевых и межотраслевых материально-технических, педагогических, интеллектуальных, информационных и финансовых ресурсов;
- обеспечение коллективного использования ресурсов региональной сетью учреждений образования;
- повышение качества профессионального образования в региональной сети;
- расширение предоставляемых услуг качественного профессионального образования взрослому населению города;
- оптимизация финансирования ОУ НПО и СПО;
- обеспечение согласованных решений органов управления образованием, экономикой и финансами Санкт-Петербурга, объединений работодателей, ОУ НПО и СПО по подготовке квалифицированных рабочих кадров и служащих для основных отраслей экономики Санкт-Петербурга.
2.2. Основными задачами РЦ являются:
- обеспечение доступа к профессиональным образовательным ресурсам молодежи, взрослого населения и персонала образовательных учреждений;
- обслуживание и развитие сконцентрированного в ресурсных центрах комплекса ресурсов.
2.3. РЦ создаются на базе ОУ НПО или СПО, занимающих лидирующие позиции в своем направлении подготовки по организации образовательного процесса, результативности профессионального образования выпускников, совершенствованию материально-технической базы, участию в различных инновационных проектах, в том числе международных, реализации образовательных программ профессиональной подготовки взрослого населения и опережающего профессионального обучения, эффективности использования бюджетных средств.
2.4. Основополагающими принципами в деятельности РЦ являются:
- концентрация финансовых, материально-технических и образовательных ресурсов в целях их наиболее эффективного использования;
- сетевая организация обучения для расширения доступа к ресурсам всех потенциальных потребителей образовательных услуг;
- организация непрерывного профессионального образования для обеспечения возможности адаптации потребителей образовательных услуг к изменениям условий профессиональной деятельности и требований рынка труда Санкт-Петербурга;
- корпоративное использование материально-технических и других возможностей РЦ на основе договорных отношений между заинтересованными ОУ НПО и СПО.
3. Функции РЦ
3.1. Образовательные функции:
- создание учебных полигонов для освоения учащимися НПО и СПО современных производственных технологий;
- организация сетевого взаимодействия ОУ НПО и СПО по обучению соответствующим профессиям НПО и специальностям СПО; обеспечение диверсификации форм реализуемого профессионального образования с учетом возможностей заинтересованных ОУ НПО и СПО;
- организация начального профессионального и среднего профессионального образования и профессиональной подготовки различных возрастных групп граждан по новым и сложным профессиям, видам деятельности с учетом потребностей работодателей и возможностей заинтересованных ОУ НПО и СПО;
- повышение профессиональной квалификации работников ОУ НПО и СПО;
- организация итоговой аттестации выпускников ОУ НПО и СПО на основе создания единых независимых аттестационных комиссий из числа работников ОУ НПО и СПО, а также работников предприятий.
3.2. Методические функции:
- изучение и обобщение инновационного опыта подготовки квалифицированных рабочих кадров и служащих по направлениям подготовки;
- участие в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, квалификационных видов деятельности по профессиям основных отраслей экономики города;
- участие в разработке регионального компонента содержания начального профессионального и среднего профессионального образования, соответствующей ему учебно-программной документации с активным привлечением социальных партнеров, в том числе потенциальных работодателей;
- разработка примерной учебно-программной документации профессиональной подготовки и опережающего профессионального обучения;
- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий;
- разработка и внедрение новых методик диагностики качества обученности выпускников ОУ НПО и СПО с учетом требований работодателей;
- создание системы независимой сертификации выпускников ОУ НПО и СПО;
- участие в разработке и апробация новых механизмов финансирования ОУ НПО и СПО;
- участие в экспертизе новых учебников, учебных пособий, методических материалов, образовательных технологий, тренажеров, технических средств обучения и др.;
- разработка содержания, организация и методическое сопровождение отраслевых конкурсов профессионального мастерства;
- организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;
- организация консультационной деятельности по всем вопросам функционирования ресурсного центра;
- участие в инновационных образовательных проектах.
3.3. Информационные функции:
- обеспечение потребителей образовательных услуг соответствующими статистическими и информационными материалами;
- формирование электронной библиотеки современной технической и педагогической литературы; депозитарии мультимедийных продуктов;
- использование возможностей информационных технологий для информирования населения о возможностях и деятельности системы НПО Санкт-Петербурга;
- реализация системы профориентационных мероприятий в интересах набора обучающихся на профессии НПО и специальности СПО отраслевой и межотраслевой направленности.
3.4. Маркетинговые функции:
- участие в маркетинговых исследованиях рынка трудовых ресурсов Санкт-Петербурга, рынка образовательных услуг и образовательных потребностей населения;
- участие в диагностике количественных и качественных потребностей в квалифицированных рабочих и служащих, осуществляемой объединениями работодателей и соответствующими органами государственной исполнительной власти.
4. Условия и порядок перевода ОУ НПО и СПО в режим РЦ
4.1. Перевод ОУ НПО и СПО в режим РЦ осуществляется при наличии:
- разработанной и реализуемой инновационной образовательной программы, направленной на повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов (далее - инновационная образовательная программа);
- кадрового состава и материально-технической базы, соответствующих реализации инновационной образовательной программы;
- согласования с учредителем (или субъектом, которому делегированы его полномочия);
- согласования с Рабочей группой по реализации мероприятий Программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы (далее - Рабочая группа).
4.2. Порядок перевода ОУ НПО и СПО в режим РЦ
4.2.1. Образовательное учреждение подает заявку (в соответствии с п. 4.3. настоящего Положения) с обоснованием перевода в режим РЦ в отдел начального и среднего профессионального образования Комитета по образованию в соответствии со сроками подачи заявок, устанавливаемыми ежегодно информационно-методическим письмом Комитета по образованию.
4.2.2. На основе представленной заявки эксперты Совета по образовательной политике при Комитете по образованию (далее - Совет при КО) оценивают целесообразность перевода образовательного учреждения в режим РЦ; экспертиза проводится в соответствии с порядком, определенным Положением об общественной экспертизе инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга, утвержденным данным распоряжением.
4.2.3. При положительном заключении экспертов Совет при КО вносит предложение в Комитет по образованию о целесообразности перевода образовательного учреждения в режим РЦ на период реализации инновационной образовательной программы; проект распоряжения о переводе образовательного учреждения в режим ресурсного центра готовит координатор ОУ - ресурсных центров в течение месяца со дня утверждения заявки Советом при КО.
4.2.4. В случае отрицательного заключения Совета при КО инициатору заявки направляется обоснованный ответ, в котором указываются причины отказа.
4.3. 3аявка на ведение деятельности ОУ НПО и СПО в режиме ресурсного центра должна содержать:
4.3.1. Полное название образовательного учреждения, представляющего заявку, по уставу.
4.3.2. ФИО руководителя образовательного учреждения, представляющего заявку.
4.3.3.Сведения о сроках действия лицензии и аккредитации образовательного учреждения, представляющего заявку.
4.3.4. Контактную информацию об образовательном учреждении, представляющем заявку (адрес, телефоны, факс, е-mail, адрес сайта).
4.3.5. Отметку о согласовании с учредителем (или субъектом, которому делегированы его полномочия) и с Рабочей группой.
4.3.6. Инновационную образовательную программу по форме, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году для проведения конкурсного отбора государственных ОУ НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы, для осуществления государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.
5. Организация работы РЦ
5.1. Деятельность РЦ осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы РЦ, согласованным с Комитетом по образованию.
5.2. Непосредственное руководство РЦ осуществляет руководитель образовательного учреждения, на базе которого он создан.
5.3. Координация деятельности профильных образовательных учреждений, использующих материально-технические и другие ресурсы РЦ, осуществляется в пределах, установленных законодательными и нормативными актами в сфере образования.
5.4. Финансовые и иные взаимоотношения РЦ и других образовательных учреждений осуществляются на договорной основе.
5.5. Форма корпоративного использования и управления ресурсами РЦ согласовывается всеми заинтересованными образовательными учреждениями и фиксируется соответствующим договором.
5.6. РЦ представляет на независимую экспертизу (промежуточную и заключительную) Совета при КО аналитическую справку о результатах инновационной деятельности по форме, утвержденной настоящим распоряжением, согласованную с Рабочей группой.
6. Финансирование РЦ
6.1. Финансовая деятельность образовательного учреждения в режиме РЦ может осуществляться за счет смешанного целевого финансирования (федеральных, региональных бюджетных средств, а также внебюджетные средства предприятий, региона).
6.2. В образовательном учреждении, реализующем функции РЦ, могут вводиться дополнительные ставки в соответствии с п.13.1 Приложения N 14 к Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2007 N 255 "О Методике определения штатной численности работников государственных образовательных учреждений, непосредственно подчиненных Комитету по образованию, и государственных образовательных учреждений, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга" (с изменениями на 28 декабря 2009 года). Основанием для введения дополнительных ставок является распоряжение Комитета по образованию о деятельности образовательного учреждения в режиме РЦ.
7. Прекращение деятельности РЦ
7.1. Деятельность РЦ может быть прекращена до истечения установленного срока в случае:
- ненадлежащего исполнения инновационной образовательной программы (выполнение менее 2/3 объема работ, указанных в разделе 2 инновационной образовательной программы);
- нарушения сроков представления отчетности;
- по другим обоснованным причинам.
7.2. Основанием для прекращения деятельности РЦ является распоряжение Комитета по образованию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.