Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Комитета
по образованию
от 10 июня 2014 г. N 2629-р
Положение
о Городском конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 464 и определяет порядок проведения и систему оценки результатов Городского конкурса профессионального мастерства среди обучающихся государственных профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга (далее - Конкурс).
1.2. Под Конкурсом в настоящем Положении понимается соревнование среди обучающихся государственных образовательных профессиональных учреждений Санкт-Петербурга (далее - ГПОУ) по предметам профессионального цикла, учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, проводимое в течение определенного периода и завершающееся награждением победителей.
1.3. Основные цели Конкурса:
- выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО), дальнейшее совершенствование их мастерства, закрепление и углубление знаний и умений, полученных в процессе теоретического, практического и профессионального образования, стимулирование творческого роста;
- повышение престижа высококвалифицированного труда рабочих массовых профессий, специалистов среднего звена, занятых в основных секторах экономики Санкт-Петербурга, и пропаганды рабочих профессий и специальностей;
- определение качества и уровня теоретической и практической подготовки обучающихся ГПОУ, ее соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по программам среднего профессионального образования, а также по программам международного движения WorldSkills Russia;
- повышение престижа ГПОУ.
1.4. Основные задачи Конкурса:
- повышение интереса обучающихся ГПОУ к своей будущей профессии, специальности и ее социальной значимости;
- проверка способности обучающихся ГПОУ к системному действию в профессиональной ситуации, анализу и проектированию своей деятельности;
- расширение круга профессиональных умений по выбранной профессии, специальности;
- совершенствование навыков самостоятельной работы и развитие профессионально-компетентностного мышления;
- повышение ответственности обучающихся ГПОУ за выполняемую работу, способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности;
- формирование позитивного общественного мнения в отношении ГПОУ, профессий и специальностей, наиболее востребованных на рынке труда Санкт-Петербурга;
- привлечение внимания работодателей к подготовке рабочих кадров и специалистов в системе профессионального образования Санкт-Петербурга, к содействию в трудоустройстве ее выпускников;
- содействие в организации социального партнерства работодателей, их ассоциаций, профсоюзов, общественных организаций и учреждений системы профессионального образования;
- профориентация и привлечение молодежи в реальный сектор экономики;
- подготовка обучающихся ГПОУ к участию во Всероссийской олимпиаде профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
1.5. Конкурс включает в себя профильные направления, каждое из которых соответствует одной или нескольким профессиям, или специальностям СПО (далее - профильные направления).
1.6. Профильное направление Конкурса характеризуется уровнями.
Профильное направление - это укрупнённая группа профессий и специальностей среднего профессионального образования.
Уровень профильного направления - это профессия или специальность среднего профессионального образования. Например:
Профильное направление: 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ.
Уровень профильного направления - профессия СПО-15.01.25 Станочник (металлообработка).
Уровень профильного направления - специальность СПО-15.02.08 Технология машиностроения.
1.7. Конкурс проводится ежегодно Комитетом по образованию с привлечением предприятий, общественных организаций, средств массовой информации и является составной частью Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
1.8. Конкурс проводится поэтапно:
1-й этап Конкурса проводится в ГПОУ в порядке и в соответствии с распорядительным актом, издаваемым руководителем ГПОУ.
2-й этап Конкурса - городской. Сроки проведения и профессии, по которым он проводится, определяются Комитетом по образованию с изданием соответствующего акта.
1.9. Все этапы Конкурса по каждому профильному направлению проводятся ГПОУ, которые выступают в качестве организаторов этапа. Организаторы 2-го этапа определяются Комитетом по образованию.
1.10. Информация о Конкурсе и порядке участия в нем, о призерах, победителях, условиях и формах проведения является открытой и доводится до сведения всех заинтересованных лиц, публикуется на официальном сайте Комитета по образованию, сайтах ГПОУ, организаторов этапа, в средствах массовой информации.
2. Содержание этапов Конкурса
2.1. Каждый этап Конкурса по профильному направлению представляет собой соревнование, предусматривающее выполнение конкурсных заданий.
2.2. Конкурсные задания Конкурса направлены на выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки участников Конкурса (далее - участники), владение профессиональной лексикой, умения применять современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, а также на мотивацию участников к применению творческого подхода к профессиональной деятельности и высокой культуры труда.
2.3. Каждый этап Конкурса по профильным направлениям включает в себя выполнение теоретического и профессионального видов заданий.
Профессиональное задание обучающихся по профессии СПО - это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику для демонстрации определённого вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС с применением практических навыков, заключающихся в изготовлении продукта (изделия и т.д.) или выполнении работ по заданным параметрам с контролем соответствия результата существующим требованиям.
Профессиональное задание обучающихся по специальностям СПО - это содержание работы, которую необходимо выполнить участнику для демонстрации определённого вида профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС с применением теоретических знаний и практических навыков, заключающихся в проектировании, разработке, изготовлении продукта (изделия и т.д.) по заданным параметрам с практическим выполнением задания и контролем соответствия результата проектным показателям.
2.4. Содержание и уровень сложности задания должны соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам СПО с учётом основных положений профессиональных стандартов, требований работодателей к квалифицированным рабочим, служащим, специалистам среднего звена, а также программам международного движения WorldSkills Russia.
Содержание теоретического и практического заданий, в зависимости от выбранной формы участия и образовательного уровня участников Конкурса, должно быть одинаковым для всех, позволяющее сделать комплексную оценку качества и уровня профессиональной подготовленности обучающегося ГПОУ.
Предварительное содержание заданий не позднее чем за два месяца до начала Конкурса может быть оглашено ГПОУ, организатором этапа, и размещено на официальном сайте ГПОУ, организатора этапа. При этом, окончательное содержание задание может быть изменено до 30 процентов по отношению к его предварительному содержанию.
Окончательное содержание заданий оглашается в день проведения Конкурса.
Согласование окончательного содержания заданий 2-го этапа Конкурса осуществляется Оргкомитетом не позднее, чем за 10 дней до начала Конкурса.
2.5. По каждой отдельной профессии и специальности разрабатываются методические указания, являющиеся неотъемлемой частью заданий, в которые включаются критерии разработки заданий и оценки их результатов, регламентируется время проведения заданий и другие конкретные условия Конкурса, обусловленные спецификой профессии или специальности.
3. Организация проведения Конкурса по профильным направлениям
3.1. Организационное руководство 1-го этапа Конкурса осуществляют ГПОУ, методическую поддержку обеспечивают Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (далее - АППО), ГПОУ, находящиеся в ведении Комитета по образованию, в которых деятельность осуществляется в режиме ресурсного центра профессионального образования.
1-ый этап Конкурса проводится ГПОУ, принявшим решение о проведении указанного этапа, при условии реализации указанным ГПОУ программ по одной или нескольким профессиям и (или) специальностям СПО соответствующего профильного направления Конкурса.
3.2. Организационное руководство 2-го этапа Конкурса осуществляет Комитет по образованию, методическое сопровождение обеспечивает АППО, торжественное открытие и торжественную церемонию подведения итогов, а также организационное сопровождение Конкурса обеспечивает Государственное бюджетное образовательное учреждение Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга (далее - ДУМ).
3.2.1. Для организационно-методического обеспечения Конкурса создаются рабочие группы и жюри по профессиям Конкурса, а также Оргкомитет, включающие представителей Комитета по образованию, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, АППО, ДУМ, ГПОУ, работодателей, общественности.
3.2.2. Состав Оргкомитета Конкурса утверждается Комитетом по образованию не позднее, чем за два месяца до начала Конкурса.
3.2.3. Функциями Оргкомитета являются:
- определение условий и форм проведения Конкурса и его организационно-методическое и информационное обеспечение;
- подготовка предложений Комитету по образованию по перечню профессий, специальностей и компетенций, по которым целесообразно проводить 2-ой этап Конкурса на перспективу;
- внесение предложений Комитету по образованию по составу жюри по профессиям и специальностям Конкурса, по совершенствованию организационно-методического обеспечения Конкурса;
- рассмотрение конфликтных ситуаций, возникающих при подготовке и проведении Конкурса.
4. Участники Конкурса
4.1. К участию в Конкурсе допускаются обучающиеся ГПОУ в возрасте до 25 лет, имеющие российское гражданство, обучающиеся по образовательным программам по соответствующим профессиям или специальностям, а также могут участвовать в Конкурсе молодые рабочие и иностранные граждане в возрасте до 25 лет по соответствующим профессиям, специальностям или компетенции.
4.2. Во 2-м этапе Конкурса принимают участие призеры и победители 1-го этапа Конкурса.
4.3. ГПОУ не позднее, чем за 5 дней до начала 2-го этапа Конкурса, направляют организатору 2-го этапа Конкурса заявку по форме, приведённой в приложении N 1 к настоящему Положению.
4.4. Обучающиеся участвуют в каждом этапе Конкурса добровольно.
4.5. Участник должен иметь при себе:
- студенческий билет;
- документ, удостоверяющий личность;
- справку с места учёбы за подписью руководителя ГПОУ, заверенную печатью указанного ГПОУ;
- медицинскую справку (при необходимости).
4.6. Участник должен иметь при себе спецодежду (при необходимости). Наличие на спецодежде символики ГПОУ не допускается.
5. Организационная структура для проведения Конкурса
5.1. Для проведения этапа Конкурса создаётся рабочая группа, экспертная группа, жюри, апелляционная комиссия.
5.2. Рабочая группа осуществляет организационное и методическое обеспечение проведения этапа Конкурса по профильному направлению, в том числе проверку полномочий участников и шифровку участников.
Рабочая группа 1-го этапа формируется ГПОУ, организатором этапа, рабочая группа 2-го этапа - Комитетом по образованию.
5.3. Экспертная группа разрабатывает задания, методику и критерии оценивания результатов выполнения заданий. Задания разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования с учётом основных положений профессиональных стандартов и требований работодателей.
Экспертная группа формируется ГПОУ, организатором этапа, из числа руководящих и педагогических работников ГПОУ, реализующих образовательные программы соответствующего профиля, представителей отраслевых ресурсных центров, представителей работодателей, профессиональных ассоциаций, бизнес-сообществ.
5.4. Для оценки знаний, умений и навыков участников Конкурса утверждается состав жюри по профессиям и специальностям Конкурса ГПОУ, организатором этапа. В состав жюри включаются высококвалифицированные рабочие и специалисты предприятий Санкт-Петербурга, представители АППО, работники ГПОУ.
Функции жюри:
- оценка уровня теоретической подготовки, практических работ в пределах, установленных Конкурсными заданиями;
- контроль выполнения участниками Конкурса технологических операций и приемов;
- контроль соблюдения норм и правил охраны труда и техники безопасности;
- оценка творческого подхода к выполнению заданий;
- определение победителей и призеров Конкурса, а также конкурсантов, показавших высокие результаты при выполнении отдельного задания, но не ставших победителями и призерами.
5.5. Апелляционная комиссия рассматривает апелляционные заявления участников о несогласии с оценкой результатов выполнения заданий (далее - апелляций), поданные не позднее двух часов после объявления результатов.
Апелляционная комиссия 1-го и 2-го этапов Конкурса формируется ГПОУ, организаторами Конкурса, в состав которой входят представители ГПОУ, организатора этапа, иные квалифицированные специалисты и эксперты по профилям Конкурса.
6. Проведение этапов Конкурса
6.1. Продолжительность 2-го этапа Конкурса составляет 3 календарных дня.
6.2. Организатор этапа Конкурса обеспечивает информационное сопровождение деятельности этапа Конкурса (наличие информации в сети Интернет, публикаций в местной и региональной прессе, сюжетов на телеканалах).
6.3. ГПОУ, организатор 2-го этапа, размещает на своём официальном сайте:
- не позднее чем, за две недели до начала проведения 2-го этапа Конкурса предварительное содержание задания по конкретной профессии/специальности, раскрывая его общую характеристику, методические рекомендации, критерии оценки, технические средства, профессиональное оборудование и прикладные компьютерные программы, которые будут использоваться при проведении этапа; - не позднее 3 дней после проведения 2-го этапа Конкурса сводную ведомость оценок участников.
6.4. Участники 2-го этапа Конкурса проходят регистрацию в соответствии с заявками, поступившими от ГПОУ.
6.5. В день начала 2-го этапа конкурса проводится шифровка и жеребьёвка участников, а также организационно-ознакомительные мероприятия, включающие в себя:
- инструктаж по технике безопасности и охране труда;
- ознакомление с рабочими местами и техническим оснащением (оборудование, инструментами и т.п.);
- ознакомление с содержанием задания Конкурса.
6.6. Ответственное лицо ГПОУ, являющегося организатором 2-го этапа Конкурса по профильному направлению, назначенное руководителем указанного ГПОУ, обеспечивает контроль за соблюдением участниками норм и правил техники безопасности и охраны труда.
6.7. В случае нарушения правил организации и проведения 2-го этапа Конкурса, грубого нарушения технологии выполнения работ, правил техники безопасности и охраны труда участник может быть дисквалифицирован. При выполнении заданий не допускается использование участниками дополнительных материалов, электронных книг, мобильных телефонов и т.п.
6.8. Для выполнения практического задания Конкурса всем его участникам предоставляются равноценно оборудованные места.
6.9. Результаты выполнения заданий 2-го этапа Конкурса по профильным направлениям оцениваются жюри.
Каждый член жюри заполняет ведомость оценок выполнения теоретического и профессионального заданий (по формам, приведённым в приложении N 2 и 3 к настоящему Положению). На основе указанных ведомостей формируется сводная ведомость (по форме, приведённой в приложении N 4 к настоящему Положению), в которую заносятся итоговые оценки.
6.10. В течение 2-х часов после объявления результатов Конкурса участник может подать апелляцию в апелляционную комиссию.
Рассмотрение апелляции проводиться в течение 2-х часов после завершения установленного срока приёма апелляции. При рассмотрении апелляции апелляционная комиссия принимает решение о сохранении оценки, выставленной жюри по результатам этапа конкурса, либо о повышении указанной оценки, либо о понижении указанной оценки (в случае обнаружения ошибок, не выявленных жюри). Решение апелляционной комиссии является окончательным.
6.11. После завершения рассмотрения апелляции жюри объявляет окончательные результаты (с учётом изменений оценок, вынесенных апелляционной комиссией) с указанием победителя и призёров этапа Конкурса.
6.12. По итогам этапа Конкурса составляется протокол жюри (по форме, приведённой в приложении N 5 к настоящему Положению) с указанием победителя и призёров. Протокол подписывается председателем жюри, членами жюри и руководителем ГПОУ, являющегося организатором этапа, и заверяется печатью указанного ГПОУ.
6.13. Результаты проведения этапа Конкурса по профильным направлениям оформляются актом (по форме, приведённой в приложении N 6 к настоящему Положению).
7. Оценивание результатов выполнения заданий, определение результатов этапа Конкурса
7.1. Минимальное и максимальное количество баллов оценки определяется в методических указаниях в зависимости от специфики профессии/специальности, по которой проводится этап Конкурс, в том числе отдельно для теоретического задания и профессионального задания.
7.2. Победитель и призёры этапа Конкурса определяются по лучшим показателям (баллам) выполнения конкурсных заданий. При равенстве показателей предпочтение отдаётся участнику, имеющему лучший результат за выполнение профессионального задания.
7.3. Окончательные результаты этапа Конкурса (с учётом изменения оценок, внесённых апелляционной комиссией) ранжируются по убыванию суммарного количества баллов (за теоретическое и профессиональное задания), после чего из ранжированного перечня выделяются 3 наибольших результата, отличных друг от друга, - первый, второй и третий результаты.
7.4. Участник, имеющий первый результат, является победителем этапа Конкурса по профессиям и специальностям СПО. Победителю этапа Конкурса присуждается первое место.
7.5. Участники, имеющие второй и третий результат, являются призёрами этапа Конкурса по профессиям и специальностям СПО. Призёру, имеющему второй результат, присуждается второе место, призёру, имеющему третий результат, - третье место.
7.6. Участникам, оказавшим высокие результаты выполнения отдельного задания, при условии выполнения всех заданий могут устанавливаться дополнительные поощрения. Организатор этапа может также устанавливать иные дополнительные поощрения для участников (в соответствии с творческим подходом к выполнению задания, проявлением высокой культуры и т.д.).
7.7. По результатам 2-го этапа Конкурса Оргкомитет принимает решение о направлении победителей и призёров для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по профессиям и специальностям среднего профессионального образования.
7.8. Результаты 2-го этапа Конкурса могут учитываться обучающимися ГПОУ, занявшим призовые места, при аттестации по профессии/специальности.
7.9. Результаты 2-го этапа Конкурса могут учитываться при очередной аттестации преподавателей и мастеров производственного обучения, подготовивших победителей и призеров Конкурса.
8. Финансовое обеспечение проведения Конкурса
8.1. Финансирование 2-го этапа Конкурса осуществляется с учетом выделенных бюджетных и привлеченных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.