Решение Санкт-Петербургского городского суда
от 15 января 2014 г. N 3-18/14
Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
при секретаре Боренковой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Л.А. об оспаривании законности в части пунктов 3.1 и 5.12 Положения, утвержденного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных выплат на приобретение или строительство жилых помещений", действующего в редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 г. N 1280, от 08.12.2008 г. N 1526, от 17.03.2009 г. N 262, от 28.04.2009 г. N 444, от 21.10.2009 г. N 1172, от 22.09.2010 г. N 1247, от 07.10.2010 г. N 1352, и от 21.12.2011 г. N 1726, от 21.02.2012 г. N 157, от 11.10.2012 г. N 1083, 18.06.2013 г. N 420, суд
установил :
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных выплат на приобретение или строительство жилых помещений", действующего в редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 г. N 1280, от 08.12.2008 г. N 1526, от 17.03.2009 г. N 262, от 28.04.2009 г. N 444, от 21.10.2009 г. N 1172, от 22.09.2010 г. N 1247, от 07.10.2010 г. N 1352, и от 21.12.2011 г. N 1726, от 21.02.2012 г. N 157, от 11.10.2012 г. N 1083, 18.06.2013 г. N 420 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (л.д.82-199).
Положение определяет порядок и условия предоставления безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений(далее безвозмездные субсидии) гражданам, состоящим на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3.1 Положения (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 21.12.2011 N 1726) безвозмездная субсидия или денежная выплата может быть использована гражданином по его выбору: на приобретение жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате образуется отдельная квартира); на приобретение жилого помещения( квартиры, жилого дома) на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области, комнаты в коммунальной квартире, приобретаемой в дополнение к занимаемым жилым помещениям (комнатам) в данной квартире, если в результате образуется отдельная квартира (л.д. 159, 190).
Согласно п. 5.12 Положения средства с ИБЦ счета гражданина перечисляются на счет застройщика или продавца жилого помещения на основании следующих документов, предъявляемых в банк гражданином-получателем безвозмездной субсидии:
Договора о долевом участии в строительстве жилого помещения (при финансировании строительства жилого помещения) согласованного Жилищным комитетом и зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в установленном порядке;
Договора купли-продажи (при приобретении жилого помещения) согласованного Жилищным комитетом и зарегистрированного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в установленном порядке.
Заявительница А.Л.А. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с данным заявлением. После неоднократных уточнений заявительница просит признать недействующим пункт 3.1 Положения полностью и признать недействующим пункт 5.12 в части слов "согласованного Жилищным комитетом".
При этом заявительница ссылается на нарушение своих законных прав свобод на получение содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и на противоречие оспариваемых норм Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ, Гражданскому Кодексу РФ, Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", поскольку заключенный ею договор купли-продажи на часть жилой площади Жилищным комитетом не согласован и сумма субсидии продавцу не перечислена.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности Ренни О.В. полагала требования необоснованными и при этом пояснила, что заявительница вправе оспорить действия органа власти, а именно Жилищного комитета, который отказал в согласовании договора купли-продажи, в результате чего выделенная субсидия осталась не перечисленной продавцу жилого помещения с ИБЦ счета заявительницы.
Проверив материалы дела, исследовав представленные письменные доказательства, а также доводы участников процесса, заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно Свидетельства о предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга от 29 мая 2012 года, выданного Жилищным комитетом Санкт-Петербурга за А.Л.А. признано право получить безвозмездную субсидию для приобретения или строительства жилых помещений в размере 30% средней рыночной стоимости норматива жилищной обеспеченности на семью из 1 человека, общей площадью 33 кв. м, в сумме пятьсот две тысячи девятьсот двадцать рублей(л.д. 16).
Согласно п. 5 договора купли-продажи от <дата>, заключенного между А.Л.А. и М.А.А.( сестрой заявительницы) заявительница купила 1\2 доли квартиры N... в доме N... по ул. <...> Санкт-Петербурга за один миллион двести две тысячи девятьсот двадцать рублей. Эта сумма включала субсидию в размере пятьсот две тысячи девятьсот двадцать рублей, выданную жилищным комитетом Санкт-Петербурга (л.д.18 оборот). На момент заключения настоящего договора А.Л.А. уже принадлежала на основании заключенного между продавцом( М.А.А.). и покупателем (А.Л.А.) 1\2 доля квартиры N... в доме N... по <адрес> Санкт-Петербурга( п. 2 Договора л.д. 18).В результате совершенной сделки квартира перешла в собственность А.Л.А. виде отдельной квартиры.(л.д. 20).
Согласно ответа первого заместителя председателя жилищного комитета Санкт-Петербурга от 21.08.12 г жилищный комитет отказал согласовать перечисление средств безвозмездной субсидии для приобретения по данному договору 1\2 доли в квартире, так как приобретение долей в отдельной квартире не предусмотрено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 N 312 в действующей редакции на 2013 г. (л.д. 17, 159, 190).
Заявительница, полагая действия жилищного комитета незаконными, приняла для себя решение оспорить законность указанного нормативного правового акта. При этом заявительница ссылается на то, что пункт 3.1 Положения является неопределенным и по своему содержанию противоречит п. 3.2 этого же Положения, что и позволило органу государственной власти, в лице жилищного комитета, отказать в перечислении субсидии. В связи с чем, предлагает свои формулировки данного пункта Положения в развитие защиты своих прав, поскольку полагает, что п. 3.1 Положения позволяет должностным лицам неоднозначное толкование принятой нормы. Кроме того, полагает, что указанная норма принята в противоречие с Законом Санкт-Петербурга от 28 июля 2004 N 409-61 " О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", а также Федеральному закону от 27.07.2010 N 210-ФЗ " Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", ст.ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ, Гражданскому Кодексу РФ, Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ " О противодействии коррупции", Федеральному закону от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
Также, заявительница просит, признать пункт 5.12 Положения недействующим, в части слов "согласованного Жилищным комитетом", так как действующее законодательство не предусматривает согласования органа, предоставившего субсидию.
Доводы заявительницы, изложенные ею в судебном заседании, а также в неоднократных письменных уточнениях суд полагает необоснованными.
В целях реализации Федерального закона "О ветеранах", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" и Закона Санкт-Петербурга от 06.04.2011 N 180-47 "О порядке предоставления жилых помещений и единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам" указанным в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 и абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (в редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 11.10.201 N 1083 л.д. 193) субъектом Российской Федерации принят нормативный правовой акт - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 г. N 312, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений".
Нормативный правовой акт включен в реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и официально опубликован в Вестнике Администрации Санкт-Петербурга N 5/2006.
Согласно п. "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со статьей 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (в редакции от 28.12.2013) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Положения Жилищного кодекса РФ предусматривают полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, согласно п. 2 статьи 2 органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В силу положений п. 9 статьи 19 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
Основные начала правового регулирования жилищных отношений в Санкт-Петербурге установлены Законом Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 (в редакции от 11.12.2013 г.) "О жилищной политике Санкт-Петербурга", целями которого является в том числе создание социально-экономических, правовых и организационно-технических условий для реализации жилищных прав граждан, обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, развитие системы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
Статьей 15 указанного закона предусмотрено, в том числе, оказание содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан.
Согласно статьи 20 данного закона гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга.
В рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены субсидии из бюджета Санкт-Петербурга или приобретение жилья, субсидии при получении ипотечных кредитов, иные субсидии в рамках целевых программ Санкт-Петербурга.
В целях реализации вышеперечисленных требований как федерального законодательства, так и законодательства Санкт-Петербурга, в Санкт-Петербурге был принят Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищный условий граждан", в соответствии с которым субъект РФ использует имеющиеся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовые и материальные ресурсы при обеспечении граждан жилыми помещениями, в том числе и путем предоставления субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство и приобретение жилья (статья 2).
Согласно п. 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 07.07.2004 года "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан" под содействием Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан в целях настоящего Закона Санкт-Петербурга понимается использование имеющихся в распоряжении Санкт-Петербурга финансовых и материальных ресурсов при обеспечении граждан жилыми помещениями, за исключением предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования и специального жилищного фонда, а также мер по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище при реализации федеральных целевых программ.
В силу п. 1 ст. 2 Закона одной из форм оказания содействия в улучшении жилищных условий является предоставление субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона основанием для оказания содействия гражданам в улучшении жилищных условий в одной из установленных законами Санкт-Петербурга форм содействия является выбор соответствующей формы содействия гражданами, принятыми на учет.
Выбор форм содействия производится гражданами самостоятельно. Граждане, принятые на жилищный учет, предоставляют в уполномоченный орган заявления с указанием выбранных ими форм содействия и сведений, необходимых для определения размера оказания содействия.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона решение об оказании содействия в форме, выбранной гражданами, нуждающимися в содействии в улучшении жилищных условий, принимаются уполномоченным органом и служат непосредственным основанием для предоставления субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, продажи целевым назначением жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, оказания содействия в иных, установленных законами Санкт-Петербурга формами.
Системный анализ выше приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что оспариваемое Постановление Правительства принято Правительством Санкт-Петербурга в пределах его компетенции и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта.
Основания полагать пункт 3.1 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений противоречащим вышеперечисленным нормативным правовым актам отсутствуют, поскольку указанная норма соответствует действующему законодательству.
Относительно требований заявительницы о признании недействующим п. 5.12 Положения в части слов "согласованного Жилищным комитетом" суд полагает необходимым отметить следующее.
Принимая на себя в соответствии с компетенцией и возможностью бюджета Санкт-Петербурга расходных обязательств, на выделение субсидий для улучшения жилищных условий граждан, Правительство Санкт-Петербурга обоснованно исходит из того, что данное содействие предоставляется исключительно в целях улучшения жилищных условий нуждающегося в содействии, что прямо предусмотрено статьей 17 Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан". Иное использование содействия и расходов бюджета Санкт-Петербурга является нецелевым использованием бюджета Санкт-Петербурга и влечет правовые последствия для возврата ненадлежащим образом использованных бюджетных средств.
Представляется объективно обусловленным право субъекта РФ Санкт-Петербурга принять меры, направленные на предотвращение нецелевого использования выделенных средств - субсидий.
Реализация данных мер возложена на Жилищный комитет Санкт-Петербурга в виде согласования договора купли-продажи.
Причем, следует отметить, что в соответствии с п.п. 5.9, 5.10, 5.12 Положения, гражданин, получивший свидетельство, обращается в банк, привлеченный Жилищным комитетом в установленном порядке к работе со средствами бюджета Санкт-Петербурга, для открытия именного блокированного целевого счета, на который перечисляются выделенные средства безвозмездной субсидии или денежной выплаты. Именно Жилищный комитет после получения уведомления банка об открытии ИБЦ счета направляет в Комитет финансов Санкт-Петербурга сводный реестр поручений на оплату расходов, связанных с предоставлением безвозмездной субсидии. Комитет финансов в свою очередь перечисляет в установленном порядке средства на ИБЦ счет гражданина, указанный в поручении.
Средства с ИБЦ счета гражданина перечисляются на счет продавца жилого помещения на основании документов, предъявляемых в банк гражданином-получателем безвозмездной субсидии или денежной выплаты.
Таким образом, представляется объективно обоснованным предусмотренное "согласование Жилищным комитетом" договора купли-продажи, как формы контроля за целевым использованием субсидий на улучшение жилищных условий, что согласуется с требованиями части 2 статьи 17 Закона Санкт-Петербурга N 409-61 " О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Принимая во внимание, что указанные субсидии выделяются из бюджета Санкт-Петербурга, именно субъект имеет право предусмотреть условия контроля и предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
В компетенции Правительства Санкт-Петербурга возложить указанные функции на исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, орган который согласно Положения о Жилищном комитете, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 175 от 30.12.2003 г. и действующего в редакции с изменениями на 2013 г. осуществляет проведение государственной жилищной политики, обеспечивает в пределах компетенции Комитета выполнение федеральных целевых программ (п. 3.1.20), в реализации которых участвует Санкт-Петербург, а также целевых программ Санкт-Петербурга,как орган принимающий решения о предоставлении в установленном порядке субсидии (социальные выплаты) для приобретения или строительства жилых помещений за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств федерального бюджета гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий (п. 3.3.21) и как орган, осуществляющий общее руководство деятельностью государственных организаций, участвующих в реализации целевых программ Санкт-Петербурга по содействию в улучшении жилищных условий граждан, а также координацию деятельности организаций, учредителем которых является Санкт-Петербург, осуществляющий деятельность в данной сфере (п. 3.3.28).Таким образом, согласование договора купли-продажи является объективно необходимым фактором контроля за расходованием бюджетных средств субъекта и исключением злоупотреблений и нецелевых расходов.
На основании изложенного, суд полагает доводы заявителя ошибочными, основанными на неправильном толковании перечисленных заявителем норм законодательства и ссылок на нормативные акты в общем контексте, не регулирующие рассматриваемые правоотношения.
Суд не усматривает обоснованности доводов заявителя и полагает требования не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление А.Л.А. об оспаривании законности в части пунктов 3.1 и 5.12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 марта 2006 года N 312 "О порядке и условиях предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и порядке предоставления единовременных выплат на приобретение или строительство жилых помещений", действующего в редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 г. N 1280, от 08.12.2008 г. N 1526, от 17.03.2009 г. N 262, от 28.04.2009 г. N 444, от 21.10.2009 г. N 1172, от 22.09.2010 г. N 1247, от 07.10.2010 г. N 1352, и от 21.12.2011 г. N 1726, от 21.02.2012 г. N 157, от 11.10.2012 г. N 1083, 18.06.2013 г. N 420 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Т. А. Гунько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 15 января 2014 г. N 3-18/14
Текст решения официально опубликован не был