Решение Ленинградского областного суда
от 30 апреля 2014 г. N 3-15/2014
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е. В.,
при секретаре Михейкиной М. О.,
с участием прокурора Капсамун И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецовой Е. И. о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 26 декабря 2013 г. N 508 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы",
установил:
Кузнецова Е. И. обратилась в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта нарушен порядок, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации и областным законом Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области".
В обоснование требований указала, что является собственником помещения в многоквартирном доме <адрес>, который включён в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы. На 2014 - 2018 годы в доме запланированы работы по капитальному ремонту электрики, тепла, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, подвала, фасада, фундамента (т.1 л.д. 75, 81 об.), на 2039 - 2043 годы - по капитальному ремонту крыши (т. 2 л.д. 41 об., 78 об.).
Статьёй 8 областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" собственникам помещений в многоквартирных домах предоставлено право направить в уполномоченный правительством Ленинградской области орган исполнительной власти Ленинградской области предложения и (или) замечания по проекту региональной программы капитального ремонта в течение 14 рабочих дней со дня размещения проекта на официальном сайте уполномоченного органа.
Однако в данном областном законе не указано, какой именно орган исполнительной власти Ленинградской области является уполномоченным, а также не приведены данные официального сайта уполномоченного органа, что порождало неясность его применения.
Позднее ей стало известно, что таким уполномоченным органом является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области, но на официальном сайте этого комитета проект региональной программы капитального ремонта размещён не был, как и не был опубликован оспариваемый акт. Более того, на официальном сайте администрации Ленинградской области 10 января 2014 г. опубликована статья "Общественный совет по ЖКХ поддержал новую систему капремонта", из которой следовало, что на эту дату сформирован только проект региональной программы.
Вследствие этих нарушений она не смогла реализовать право на внесение предложений и (или) замечаний на проект региональной программы капитального ремонта и повлиять на сроки проведения работ по капитальному ремонту крыши дома.
Оспариваемый документ опубликован на официальном сайте администрации Ленинградской области 29 января 2014 г., после чего на основании ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 3 областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" собственники помещений в многоквартирном доме, который включён в региональную программу капитального ремонта, вправе в течение двух месяцев выбрать способ формирования фонда капитального ремонта.
Между тем, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области 14 февраля 2014 г. сообщил, что данное право должно быть реализовано собственниками помещений в срок до 1 марта 2014 г.
Поскольку оспариваемый акт вступил в силу со дня его подписания, а не со дня опубликования, срок для выбора способа формирования фонда капитального ремонта был сокращён до одного месяца, в связи с чем, она не успела реализовать право выбрать способ формирования фонда капитального ремонта (т. 1 л.д. 49-53).
В письменных возражениях правительство Ленинградской области указало, что оспариваемый региональный акт принят в пределах компетенции, порядок его принятия не нарушен, федеральному и областному законодательству он не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает (т. 2 л.д. 138-139).
Кузнецова Е. И. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие (т. 1 л.д. 69).
Представляющая её интересы Шохина Е. В. в судебном заседании заявление поддержала и просила его удовлетворить.
Представители правительства Ленинградской области Рустамова А. Г. и Кочорова Е.В., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения представителя заявителя Шохиной Е. В., представителей правительства Ленинградской области Рустамовой А. Г. и Кочоровой Е. В., заключение прокурора Капсамун И. С., полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с чч. 1, 2 ст. 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принятие нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, установлен областным законом Ленинградской области от 29 ноября 2013 г. N 82-оз "Об отдельных вопросах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области" (далее - областной закон от 29 ноября 2013 г. N 82-оз).
В соответствии со ст. 8 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз региональная программа капитального ремонта формируется с разбивкой по муниципальным образованиям уполномоченным органом (органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным правительством Ленинградской области) в порядке, установленном этой статьёй, и утверждается правительством Ленинградской области (ч. 1).
Муниципальные образования представляют в уполномоченный орган информацию в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования Ленинградской области, содержащую сведения, указанные в п. 1 ч. 1 ст. 7 данного областного закона. Уполномоченный орган формирует проект региональной программы капитального ремонта с учётом информации, полученной от муниципальных образований (ч. 2).
Проект региональной программы капитального ремонта размещается на официальном сайте уполномоченного органа, а также направляется в адрес регионального оператора (ч. 3).
В течение 14 рабочих дней со дня размещения проекта региональной программы капитального ремонта на официальном сайте уполномоченного органа и направления указанного проекта региональному оператору муниципальные образования (в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования), региональный оператор и иные заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный орган предложения и (или) замечания по проекту региональной программы капитального ремонта в порядке, утверждённом уполномоченным органом (ч. 4).
Уполномоченный орган на основании предложений и (или) замечаний, поступивших в соответствии с ч. 4 этой статьи, формирует окончательную редакцию проекта региональной программы капитального ремонта и представляет его на утверждение в правительство Ленинградской области (ч. 5).
Согласно ч. 1 ст. 7 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз региональная программа капитального ремонта формируется на срок до 30 лет и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых домов блокированной застройки с указанием: адреса многоквартирного дома, года ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, типа многоквартирного дома, общей площади многоквартирного дома (в том числе площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме);
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в каждом многоквартирном доме, включённом в региональную программу капитального ремонта;
3) плановый год проведения капитального ремонта общего имущества в каждом многоквартирном доме, включённом в региональную программу капитального ремонта.
В соответствии с положением о комитете по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области (далее - Положение), утверждённым постановлением правительства Ленинградской области 2 октября 2012 г. N 301, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим государственное управление и реализацию полномочий субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Исходя из структуры органов исполнительной власти Ленинградской области, утверждённой постановлением губернатора Ленинградской области от 26 ноября 2013 г. N 11-пг (применявшегося по состоянию на день вступления в силу областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз), Комитет является единственным отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, к полномочиям которого правительством Ленинградской области отнесены государственное управление и реализация полномочий Ленинградской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 111-пг"
Сведения об официальном сайте Комитета в Положении о нём отсутствуют.
Согласно ч. 3 ст. 3, ст.ст. 34, 40 закона Ленинградской области от 27 октября 1994 г. N 6-оз "Устав Ленинградской области" отраслевые, территориальные и иные органы исполнительной власти Ленинградской области входят в состав администрации Ленинградской области и образуют состав органов государственной власти Ленинградской области.
В ч. 2 ст. 3 "официальные сайты государственных органов Ленинградской области" областного закона Ленинградской области от 11 июля 2011 г. N 52-оз "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти Ленинградской области и иных государственных органов Ленинградской области" указано, что информация о деятельности отраслевых и иных органов исполнительной власти Ленинградской области размещается в сети Интернет на сайте www.lenobl.ru.
Информация о деятельности Комитета размещена на главной странице в разделе "органы власти" официального интернет-портала www.lenobl.ru и позволяет перейти на официальный сайт Комитета www.transport.lenobl.ru, что заявителем не оспаривается.
Наряду с этим, суд отмечает, что на сайте www.lenobl.ru размещена информация о структуре органов государственной власти Ленинградской области.
Таким образом, довод заявителя о том, что ему и другим заинтересованным лицам не была доступна информация об уполномоченном правительством Ленинградской области органе исполнительной власти Ленинградской области и его официальном сайте, подтверждения не нашёл.
Согласно выписке статистики по размещению информации в Интернете на сайте www.transport.lenobl.ru проект региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы опубликован на официальном сайте Комитета 3 декабря 2013 г. (т. 2 л.д. 163-164).
Данное обстоятельство подтверждается также и тем, что 3 декабря 2013 г. Комитетом главам администраций муниципальных образований Ленинградской области направлено предложение в срок до 23 декабря 2013 г. организовать работу по доведению, в том числе населения, информации о размещении проекта региональной программы капитального ремонта и сформировать поступившие предложения и замечания по указанному проекту по соответствующему адресу электронной почты. В нём же сообщается, что проект региональной программы капитального ремонта Комитетом подготовлен и 3 декабря 2013 г. размещён на сайте Комитета http://transport.lenobl.ru в разделе "программы/целевые программы" (т. 2 л.д.165).
Довод заявителя о том, что 10 января 2014 г. на официальном сайте Комитета опубликована статья "Общественный совет по ЖКХ поддержал новую систему капремонта" (т. 1 л.д. 37-38), содержание которой позволяло сделать вывод, что по состоянию на эту дату сформирован только проект региональной программы капитального ремонта, суд находит несостоятельным, поскольку данная статья не является источником права.
Из проекта постановления правительства Ленинградской области "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы" (т. 2 л.д. 166) усматривается, что данный проект согласован и представлен на подписание губернатору Ленинградской области не ранее истечения 14 рабочих дней, исчисляемых со дня размещения проекта региональной программы капитального ремонта на официальном сайте Комитета, установленных для направления в Комитет муниципальными образованиями, региональным оператором и иными заинтересованными лицами предложений и (или) замечаний по проекту региональной программы капитального ремонта и их учёта Комитетом при формировании окончательной редакции проекта региональной программы капитального ремонта.
В соответствии со ст. 8 областного закона Ленинградской области от 11 декабря 2007 г. N 174-оз "О правовых актах Ленинградской области" правовой акт Ленинградской области считается официально опубликованным, если он был опубликован в полном объёме в любом из официальных периодических печатных изданий Ленинградской области либо размещён (опубликован) в полном объёме на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (ч. 1).
Датой официального опубликования правового акта Ленинградской области считается дата выхода в свет очередного номера выпуска официального периодического печатного издания Ленинградской области, в котором этот правовой акт Ленинградской области был впервые опубликован в полном объёме, либо дата первого размещения (опубликования) правового акта Ленинградской области на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). Если для официального опубликования правового акта Ленинградской области требуется несколько выпусков одного официального периодического печатного издания Ленинградской области, датой его официального опубликования считается дата выхода в свет последнего номера выпуска официального периодического печатного издания Ленинградской области, в котором была завершена публикация этого правового акта Ленинградской области в полном объёме (ч. 2).
Официальными периодическими печатными изданиями Ленинградской области являются печатные издания "Вестник законодательного собрания Ленинградской области", "Вестник правительства Ленинградской области" и газета "Вести" (ч. 4).
Тексты правовых актов Ленинградской области, которые были опубликованы и (или) размещены на открытых для свободного доступа официальных сайтах органов государственной власти Ленинградской области в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе сети Интернет, считаются официальными (абз. 6 ч. 6).
Постановление правительства Ленинградской области от 26 декабря 2013 г. N 508 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы" опубликовано 30 декабря 2013 г. в выпусках печатного издания "Вестник правительства Ленинградской области" N 54 (2) и N 54 (3) (т. 2 л.д.140-148), а также 29 января 2014 г. в Интернете на официальном сайте администрации Ленинградской области www.lenobl.ru (за исключением приложения к региональной программе "перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту").
В судебном заседании обозревались указанные выпуски "Вестника правительства Ленинградской области", содержание которых подтверждает, что в данном печатном издании оспариваемый нормативный акт опубликован в полном объёме.
Следовательно, датой официального опубликования нормативного акта является 30 декабря 2013 г.
Дополнительно то обстоятельство, что оспариваемый документ опубликован 30 декабря 2013 г. в печатном издании "Вестник правительства Ленинградской области", подтверждается письмом Комитета главам администраций муниципальных образований Ленинградской области от 31 декабря 2013 г. с рекомендациями организовать среди собственников помещений многоквартирных домов процесс по проведению очных и (или) заочных собраний по выбору способа формирования фонда капитального ремонта. В том же письме указывается, что 26 декабря 2013 г. постановлением правительства Ленинградской области N 508 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы. Текст постановления опубликован 30 декабря 2013 г. в журнале "Вестник правительства Ленинградской области" в выпусках 54 (2, 3) (т. 2 л.д 167).
Из оспариваемого постановления правительства области следует, что им утверждена прилагаемая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы (п. 1). Согласно п. 3 постановления оно вступает в силу со дня подписания.
Указанная региональная программа капитального ремонта включает в себя паспорт региональной программы и перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту.
В паспорте региональной программы указаны:
полное наименование программы;
основания для разработки программы;
периоды реализации программы;
цель программы;
задачи программы;
исполнители программы;
источники финансирования программы;
ожидаемые результаты программы;
содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами;
цель, задачи, сроки и этапы реализации программы;
система мероприятий программы;
ресурсное обеспечение программы;
управление программой, контроль за её реализацией и порядок отчётности;
информационное и методическое обеспечение программы (т. 1 л.д. 72-74).
Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Ленинградской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту, содержит сведения об адресе многоквартирного дома, общей площади дома, годе постройки дома, количестве этажей дома, видах работ по капитальному ремонту общего имущества и плановом годе их проведения в каждом доме (т. 1 л.д. 75 - т. 2 л.д. 137).
Требованиям ч. 2 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 7 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы соответствует.
В соответствии с чч. 3, 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, указанных в ч. 3 данной статьи. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утверждённой в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В чч. 2, 3 ст. 3 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение двух месяцев после официального опубликования утверждённой региональной программы капитального ремонта, в которую включён многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 14 рабочих дней с момента истечения установленного срока принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого многоквартирного дома на счёте специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области.
Доводы заявителя о том, что он не успел избрать способ формирования фонда капитального ремонта, не означают, что оспариваемым актом нарушены его права.
Согласно ч. 1 ст. 173 Жилищного кодекса Российской Федерации способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменён в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, заявитель не лишён возможности в любое время инициировать принятие общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта.
В то же время, суд обращает внимание на то, что вопросы определения способа формирования фонда капитального ремонта, оспариваемый акт не регулирует, а потому не может повлечь нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доводы заявителя о том, что он не смог принять участие в формировании окончательной редакции проекта региональной программы, вследствие чего капитальный ремонт крыши многоквартирного дома запланирован на 2039 - 2043 годы, суд находит неубедительными.
В соответствии с ч. 5 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
В ч. 6 ст. 7 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации по мере необходимости, но не реже чем один раз в год.
Таким образом, региональная программа капитального ремонта может быть пересмотрена по мере необходимости и более чем один раз в год.
Пунктом 2 ч. 7 ст. 8 областного закона от 29 ноября 2013 г. N 82-оз установлено, что одним из оснований для актуализации региональной программы капитального ремонта может являться решение собственников помещений в многоквартирном доме о переносе сроков, изменения перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включённом в региональную программу капитального ремонта.
В связи с этим, оспариваемый документ не препятствует заявителю предложить собственникам помещений многоквартирного дома принять решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту крыши дома и представить его для решения вопроса об актуализации региональной программы капитального ремонта.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Ленинградской области как высшим исполнительным органом государственной власти Ленинградской области в пределах полномочий, федеральному и областному законодательству не противоречит, порядок его принятия нарушен не был, прав и законных интересов заявителя он не нарушает.
По изложенным основаниям заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 251 - 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Кузнецовой Е. И. в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления правительства Ленинградской области от 26 декабря 2013 г. N 508 "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ленинградской области, на 2014 - 2043 годы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья подпись |
Е. В. Шадрина |
Решение принято в окончательной форме 5 мая 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 30 апреля 2014 г. N 3-15/2014
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда (http://oblsud.lo.sudrf.ru)