Решение Ленинградского областного суда
от 14 ноября 2014 г. N 3-52/2014
Санкт-Петербург 14 ноября 2014 г.
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Шадриной Е.В.,
при секретаре Михейкиной М.О.,
с участием прокурора Кичаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Синявинское" об оспаривании областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2004 г. N 100-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" в части,
установил:
18 ноября 2004 г. законодательным собранием Ленинградской области принят областной закон N 100-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе", который 29 ноября 2004 г. подписан губернатором Ленинградской области, официально опубликован в печатном издании "Вестник правительства Ленинградской области" 20 декабря 2004 г., N 40, и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
В настоящее время указанный акт действует в редакции областного закона Ленинградской области от 6 мая 2010 г. N 17-оз.
Статьёй 1 закона области установлены границы и наделены статусом городских поселений ряд муниципальных образований, в их числе - Синявинское городское поселение.
На основании статьи 3 данное поселение включено в состав Кировского муниципального района.
В составе Синявинского городского поселения указан городской посёлок Синявино (приложение 13 к закону области).
В приложении 7 к областному закону приведено картографическое описание границ Синявинского городского поселения.
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Синявинское" обратилось в суд с заявлением о признании названного акта противоречащим федеральному законодательству в части наделения муниципального образования Синявинское городское поселение статусом городского поселения и установления границ Синявинского городского поселения посредством включения в его состав территорий Синявино-1 и Синявино-2 с наделением населённого пункта Синявино статусом городского посёлка, ссылаясь на то, что в состав территории этого муниципального образования входят два исторически сложившихся населённых пункта - Синявино-1 и Синявино-2. В соответствии с терминами и понятиями, приведёнными в областном законе Ленинградской области от 15 июня 2010 г. N 32-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения", фактически Синявино-1 является селом, а Синявино-2 - деревней. Объединение этих населённых пунктов в один (городской посёлок Синявино) необоснованно, т. к. расстояние между ними составляет более 9 км и исключает возможность пешеходной доступности жителей туда и обратно в течение рабочего дня. Наделение населённого пункта Синявино статусом городского посёлка неправомерно, поскольку на территории обоих исторически сложившихся населённых пунктов отсутствуют развитые объекты инфраструктуры, развёрнутая сфера обслуживания и промышленное производство, смешанная застройка, тем самым не соблюдаются требования указанного областного закона, которым разрешены вопросы административно-территориального устройства. В Синявино-2 в основном расположены одноэтажные застройки с приусадебными участками, на которых население занимается сельским хозяйством, отсутствуют газ, отопление, канализация. Численность населения Синявино-2 составляет не более 300 человек. Общество зарегистрировано в посёлке Синявино-2 и на той же территории расположен земельный участок, площадью 10,6 га, принадлежащий ему на праве бессрочного постоянного пользования, а потому осуществлённое в областном законе правовое регулирование, в результате которого Синявино-1 и Синявино-2 преобразованы в городской посёлок Синявино в составе муниципального образования Синявинское городское поселение, нарушает его права, поскольку приводит к увеличению размера земельного налога и кадастровой стоимости земельного участка.
Законодательное собрание Ленинградской области и губернатор Ленинградской области в письменных возражениях указали, что областной закон в оспариваемой части принят в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных органам государственной власти Ленинградской области полномочий, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В судебном заседании представители ОАО "Синявинское" Олонин Е.И. и Александрова Т.А., уточнив требования, просили признать недействующей статью 1 оспариваемого документа в части наделения муниципального образования Синявинское городское поселение статусом городского поселения.
От требований в части признания недействующим областного закона в части установления границ Синявинского городского поселения посредством включения в его состав территорий Синявино-1 и Синявино-2 с наделением населённого пункта Синявино статусом городского посёлка заявитель отказался, в связи с чем, определением суда от 14 ноября 2014 г. производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель законодательного собрания Ленинградской области Михайлов М.А. и представитель губернатора Ленинградской области Рустамова А.Г., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Синявинское" Олонина Е.И., Александрову Т.А., возражения представителя законодательного собрания Ленинградской области Михайлова М.А. и представителя губернатора Ленинградской области Рустамову А.Г., заключение прокурора Кичаевой О.А., полагавшей, что в удовлетворении заявления должно быть отказано, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Конституцией Российской Федерацией, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование вопросов определения границ муниципальных образований в установленном порядке пунктом 36 части 1 статьи 26.3 названного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями данного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают в соответствии с требованиями этого Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
При утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 приведённой статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания (часть 3 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 11 того же Федерального закона законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие и изменяющие границы поселений, должны содержать перечень населённых пунктов, входящих в состав территорий этих поселений.
Из преамбулы оспариваемого закона области усматривается, что он принят в целях организации местного самоуправления на территории Ленинградской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Как видно из областного закона Ленинградской области от 9 апреля 1998 г. N 5-оз "Об установлении границ муниципального образования - города Шлиссельбурга" и областного закона Ленинградской области от 27 июля 1998 г. N 19-оз "Об установлении границ муниципального образования Кировский район Ленинградской области", утративших силу со дня вступления в силу оспариваемого акта, на момент вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ на территории Кировского административного района Ленинградской области самостоятельными муниципальными образованиями являлись город Шлиссельбург и Кировский район Ленинградской области.
Муниципальное образование Синявинское городское поселение является вновь образованным муниципальным образованием на основании пункта 1 части 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, а потому вопрос об установлении его границ и наделении его статусом городского поселения является исключительным полномочием законодательного органа Ленинградской области.
По данным Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утверждённого постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413, как в первоначальной, так и в действующей редакции, на момент принятия оспариваемого областного закона на территории Кировского административного района Ленинградской области населённые пункты Синявино-1 и Синявино-2 отсутствовали, населённый пункт Синявино имел статус посёлка городского типа (коды 41, 41 225 563).
Согласно пункту 2 статьи 4 устава муниципального образования Кировский район Ленинградской области в границы данного муниципального образования входили города - Кировск, Отрадное, посёлки - Мга, Павлово, Назия, Синявино, Приладожский и административно подчинённые им населённые пункты - Берёзовская, Лезьенская, Путиловская, Суховская и Шумская волости.
Из устава муниципального образования Синявинское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области следует, что в составе территории поселения находится один населённый пункт - городской посёлок Синявино.
Следовательно, областным законодателем обоснованно в составе территории Синявинского городского поселения указан только городской посёлок Синявино.
Поскольку спорные территории (Синявино-1 и Синявино-2) на момент принятия рассматриваемого акта не являлись населёнными пунктами, доказательства их существования отсутствуют, суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что правовое регулирование в законе области осуществлено без учёта того, что территорию городского посёлка Синявино составляют два исторически сложившихся населённых пункта Синявино-1 и Синявино-2.
Доводы заявителя о том, что городской посёлок Синявино не отвечает требованиям, предъявляемым к городскому посёлку областным законом Ленинградской области от 15 июня 2010 г. N 32-оз "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения", в основу удовлетворения требований положены быть не могут, поскольку данный областной закон имеет иной предмет регулирования, не связанный с организацией местного самоуправления. Кроме того, при рассмотрении дел в порядке нормоконтроля суд проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части на соответствие федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а не на соответствие нормативному правовому акту такого же уровня.
Таким образом, сравнительный анализ закона области в оспариваемой части с действующим законодательством Российской Федерации позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемое правовое регулирование не противоречит федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, осуществлено законодательным органом Ленинградской области в соответствии с компетенцией, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не противоречит федеральным законам, ОАО "Синявинское" в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
открытому акционерному обществу "Синявинское" в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 1 областного закона Ленинградской области от 29 ноября 2004 г. N 100-оз "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Кировский муниципальный район и муниципальных образований в его составе" в части наделения муниципального образования "Синявинское городское поселение" статусом городского поселения отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.
Судья подпись |
Е. В. Шадрина |
Решение принято в окончательной форме 19 ноября 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 14 ноября 2014 г. N 3-52/2014
Текст решения размещен на официальном сайте Ленинградского областного суда (http://oblsud.lo.sudrf.ru)