Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Комитета по социальной политике
Санкт-Петербурга
от 17 декабря 2014 г. N 317-р
Методические рекомендации
по составлению штатного расписания в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга
1 июня 2017 г.
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по составлению штатного расписания в государственных учреждениях социального обслуживания Санкт-Петербурга (далее - Методические рекомендации) подготовлены в целях оказания методической помощи государственным учреждениям социального обслуживания Санкт-Петербурга (далее - учреждения социального обслуживания) при разработке штатного расписания с учетом организационно-технических условий выполнения технологических процессов в учреждениях социального обслуживания (технологии и методики выполнения работ (предоставление услуг).
1.2. Штатное расписание учреждения социального обслуживания (далее - штатное расписание) представляет собой организационно-распорядительный документ, утверждаемый руководителем учреждения социального обслуживания, в котором отражается структура учреждения социального обслуживания, а также содержится перечень должностей (профессий) с указанием их количества и размеров должностных окладов, тарифных ставок (окладов).
1.3. Штатное расписание составляется в соответствии с унифицированной формой штатного расписания N Т-3 (далее - Форма N Т-3), утвержденной Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление N 1)*(1).
1.4. Штатное расписание утверждается по состоянию на 1 января соответствующего года:
руководителем казенного учреждения социального обслуживания - по согласованию с исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которого находится учреждение социального обслуживания (далее - исполнительный орган);
руководителем бюджетного (автономного) учреждения социального обслуживания - самостоятельно.
1.5. В Методических рекомендациях применяются следующие термины:
штат - формализованный состав работников;
штатная единица - позиция в перечне должностей (профессий), указанных в штатном расписании;
штатная численность - количество входящих в штат работников определенной квалификации, профессии или должности;
государственное учреждение социального обслуживания - казенное, бюджетное или автономное учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
1.6. Штатное расписание содержит следующие сведения: наименование структурных подразделений и их код (графы 1 и 2 штатного расписания);
наименование должностей, профессий, специальностей (графа 3 штатного расписания);
количество штатных единиц (графа 4 штатного расписания); размер должностных окладов, тарифных ставок (окладов), ставок заработной платы (графа 5 штатного расписания);
наличие и размер надбавок (графы 6-8 штатного расписания); общая заработная плата работника в разрезе должностей, профессий, специальностей (графа 9 штатного расписания).
1.7. Лица, осуществляющие деятельность в учреждении социального обслуживания на основании договоров гражданско-правового характера, в штатном расписании не учитываются.
1.8. Штатное расписание не предусматривает внесения в него фамилий работников учреждения социального обслуживания.
1.9. Ответственность за состояние штатного расписания в учреждении социального обслуживания несет руководитель указанного учреждения.
Разработка проекта штатного расписания должна осуществляться специалистами, обладающими необходимыми знаниями и умениями, в ведении которых находятся вопросы, связанные с комплектованием кадров и кадрового учета.
Кроме того, к деятельности по разработке штатного расписания рекомендуется привлекать специалистов бухгалтерской и юридической служб учреждения социального обслуживания.
2. Рекомендуемые подходы к разработке штатного расписания
2.1. Штатное расписание рекомендуется формировать в следующем порядке.
2.1.1 В графе 1 "Структурное подразделение" указываются: наименование каждого структурного подразделения учреждения
социального обслуживания (далее - структурное подразделение). При этом под структурным подразделением понимаются как филиалы, представительства, так и отделы, отделения, участки и т.д. в соответствии с Уставом или иным локальным нормативным актом учреждения социального обслуживания, устанавливающим организационную структуру указанного учреждения.
Следует обратить внимание на то, что согласно пункту 6 статьи 31 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющих обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение.
2.1.2 Графа 2 "Код" предполагает указание номеров структурных подразделений в порядке, позволяющем установить подчиненность и структуру всего учреждения социального обслуживания. Например, если отделу (отделению) присваивается код "02", то сектору в составе отдела присваивается код "02.1".
Рекомендуемая последовательность включения в штатное расписание структурных подразделений учреждения социального обслуживания представлена в приложении N 1.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июня 2017 г. N 334-р в подпункт 2.1.3 пункта 2.1 настоящего приложения внесены изменения
2.1.3 Графа 3 предусматривает указание должностей (профессий) работников, а также разряда, класса, категории, квалификации работников учреждения социального обслуживания.
При заполнении графы 3 штатного расписания следует исходить из того, что наименование должностей (профессий) работников учреждения должны соответствовать трудовой функции (работе), выполняемой работником. Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовая функция представляет собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работы. В данной графе указывается также разряд, класс (категория) квалификации. Под квалификацией понимается уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению работы по конкретной должности (профессии), определенной разрядом, классом или категорией квалификации.
Квалификация рабочих определяется тарифным разрядом, а в отдельных случаях классом. Квалификация специалистов может характеризоваться квалификационной категорией. Согласно части второй статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с указанной статьей ТК РФ, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций.
Наименования должностей (профессий) включаются в штатное расписание в соответствии с наименованиями должностей (профессий), предусмотренными квалификационными справочниками, профессиональными стандартами, утвержденными в установленном порядке*(2).
Применение профессиональных стандартов в учреждениях социального обслуживания регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности", нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, локальными нормативными актами.
Рекомендуется применять также другие нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
2.1.4 Количество штатных единиц (графа 4) указывается в соответствии с Методикой определения штатной численности работников государственных учреждений, находящихся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2007 N 40 (далее - Методика).
Наряду с Методикой при определении штатной численности учреждения социального обслуживания могут применять типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, утвержденные в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также нормы труда, устанавливаемые в конкретных учреждениях социального обслуживания, в случаях, когда отсутствуют межотраслевые и отраслевые нормы труда либо при создании в учреждении социального обслуживания более прогрессивных организационно-технических условий труда, чем предусматривают указанные нормы труда (далее - местные нормы труда).
Местные нормы труда утверждаются руководителем учреждения социального обслуживания с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо по согласованию с ним. Местные нормы труда вводятся в порядке, предусмотренном статьей 162 ТК РФ.
В штатное расписание рекомендуется включать также вакантные должности (профессии), которые не будут заняты после утверждения штатного расписания.
2.1.5 По отдельным должностям (профессиям) допускается включать в штатное расписание неполное количество штатных единиц, указываемое в соответствующих долях:
цифры 0,13-0,37 округляются до 0,25 цифры 0,36-0,62 округляются до 0,50 цифры 0,63-0,87 округляются до 0,75 цифры свыше 0,87 округляются до 1,0
2.1.6 В графе 5 указывается должностной оклад, тарифная ставка (оклад) либо ставка заработной платы. При этом устанавливаются:
должностной оклад - руководителям, специалистам и служащим учреждения социального обслуживания;
ставка заработной платы - педагогическим работникам учреждениям социального обслуживания;
тарифная ставка (оклад) - рабочим учреждения социального обслуживания. Должностной оклад, тарифная ставка (оклад) или ставка заработной платы устанавливается в размерах, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1679 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты Санкт-Петербурга", а также с учетом нормативных актов и методических материалов Комитета, действующих на день утверждения штатного расписания.
В форме N Т-3 графа 5 излагается в следующей редакции: "Должностной оклад, тарифная ставка (оклад), ставка заработной платы, руб.".
2.1.7 Графы 6, 7, 8 "Надбавки, руб." заполняются исходя из принятой в учреждении социального обслуживания системы оплаты труда. Если величина надбавки меняется в зависимости от результатов труда работников, то возможно не указывать ее в штатном расписании, а в графе 10 сделать ссылку на нормативный акт, которым предусмотрена указанная выплата.
2.1.8 Графа 9 "Всего в месяц, руб." заполняется в том случае, когда все составные части заработной платы работника учреждения социального обслуживания (гр. 5, гр. 6, 7, 8) указаны только в рублях. В противном случае в графе 9 ставится прочерк, а в примечании (графа 10 штатного расписания) приводится ссылка на соответствующий нормативный акт.
Например, пункт |
|
Положения об оплате и стимулировании труда |
|||
работников |
|
. |
|||
|
(наименование учреждения социального обслуживания) |
2.1.9 Графа 10 штатного расписания заполняется в случае необходимости. Например, в графе 10 можно указать, что должностные оклады устанавливаются руководителям, специалистам и служащим, а ставка заработной платы - педагогическим работникам за ___ часов учебной (преподавательской) или воспитательской работы в соответствии с нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2.1.10 В штатном расписании учреждения социального обслуживания вакантные должности указываются по их базовому наименованию, например, экономист, инженер, бухгалтер.
Наименование должностей, занятых работниками, определяется исходя из соответствия их квалификации и присвоенной в установленном порядке квалификационной категории (тарифного разряда, класса).
2.1.11 По графам "Номер документа" и "Дата" указывается порядковый номер штатного расписания и дата его составления.
При этом первичному штатному расписанию рекомендуется присвоить N 1, а в дальнейшем применять сквозную нумерацию.
Дата составления указывается текущая. В отдельных случаях (например, при сокращении численности (штатов) дата составления и время, с которого штатное расписание вводится в действие, различаются.
По строке "На период" указывается период действия штатного расписания, а также дата его ввода в действие.
Штатное расписание подписывается руководителем кадровой службы учреждения либо иным работником, в должностные обязанности которого входят вопросы, связанные с комплектованием и учетом кадров, и главным бухгалтером учреждения, а также заверяется оттиском печати учреждения.
Гриф утверждения документа содержит реквизиты приказа, которым утверждено штатное расписание, и количество штатных единиц учреждения социального обслуживания.
2.2. Для согласования исполнительным органом штатного расписания казенного учреждения социального обслуживания к штатному расписанию прикладывается пояснительная записка, отражающая следующую информацию:
2.2.1 Количество штатных единиц по категориям должностей (профессий).
2.2.2 Информация о количестве занятых ставок, физических лиц и вакансиям (вакантным ставкам) по соответствующим должностям (профессиям).
2.2.3 Коэффициент укомплектованности, в том числе:
в целом по учреждению социального обслуживания;
основным персоналом;
административно-управленческим персоналом;
вспомогательным (обслуживающим) персоналом учреждения социального обслуживания.
2.2.4 Размер фонда оплаты труда в соответствии со штатным расписанием.
2.3. Штатное расписание и пояснительная записка казенного учреждения в течение пяти календарных дней после подписания и утверждения должностными лицами, предусмотренными пунктом 2.1.11 настоящих Методических рекомендаций, направляется в исполнительный орган на предмет установления соответствия штатного расписания квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, нормативным правовым актам органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также методическим документам Комитета.
Если в процессе рассмотрения штатного расписания исполнительным органом будут обнаружены недостатки и (или) нарушения, то об этих фактах сообщается руководителю учреждения социального обслуживания в письменной форме.
Бюджетные и автономные учреждения направляют штатные расписания в исполнительный орган в порядке информации.
3. Порядок внесения изменений в штатное расписание
3.1. Изменения в штатное расписание вносятся в следующих случаях:
исключение из штатного расписания вакантных должностей (профессий);
сокращение численности (штатов) работников учреждения социального обслуживания;
замена должностей (профессий);
изменение размеров должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы (условий оплаты труда);
дополнение штатного расписания новыми должностями и/или профессиями либо структурными подразделениями в связи с увеличением государственного задания;
переименование должности (профессии) или структурного подразделения.
Указанные изменения вносятся в штатное расписание путем издания приказа учреждения социального обслуживания о внесении соответствующих изменений (далее - Приказ).
3.1.1 Исключение из штатного расписания вакантных должностей (профессий) или структурных подразделений в связи с организационными изменениями в работе учреждения социального обслуживания.
Исключение из штатного расписания вакантных должностей (профессий) производится на основании приказа руководителя учреждения социального обслуживания или уполномоченного лица. В этом случае уведомление работников учреждения социального обслуживания не осуществляется.
Учреждению социального обслуживания исключение вакантных должностей (профессий) не рекомендуется проводить одновременно с уведомлением работников о сокращении численности или штата.
3.1.2 Внесение изменений в штатное расписание при сокращении численности или штата работников учреждения социального обслуживания осуществляется в следующем порядке:
издается приказ учреждения социального обслуживания об исключении из штатного расписания определенных штатных единиц либо об утверждении нового штатного расписания. При определении даты введения в действие нового штатного расписания или внесения в него изменений необходимо руководствоваться частью 2 статьи 180 ТК РФ, в соответствии с которой работники учреждения социального обслуживания должны быть предупреждены о предстоящем сокращении не менее чем за два месяца;
издается приказ учреждения об утверждении комплекса мероприятий по сокращению численности (штата) работников учреждения социального обслуживания;
осуществляется выдача работникам учреждения, подлежащих сокращению, персональных уведомлений о сокращении должности (профессии), занимаемой работником.
Таким образом, дата введения в действие изменений или нового штатного расписания не может наступать ранее чем через два месяца после издания приказа учреждения социального обслуживания о внесении изменений в штатное расписание или утверждении нового штатного расписания.
3.1.3 Замена должностей (профессий) в штатном расписании.
Решение о замене должностей и/или профессий (далее - замена должностей (профессий) предполагает включение в штатное расписание по решению руководителя учреждения социального обслуживания новых должностей (профессий), не предусмотренных Методикой или нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти.
Замена должностей (профессий) допускается при соблюдении следующих условий:
наличие должностных инструкций работников, занимающих вновь вводимые должности (профессии);
экономическое обоснование целесообразности замены должностей (профессий);
порядок перераспределения должностных обязанностей персонала с учетом замены должностей*(3).
Замена должностей предусматривает оформление "Ведомости замены должностей" согласно Приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (далее - Ведомость).
В Ведомости указываются наименование должностей (профессий) работников, подлежащих замене, а также наименование вновь вводимых должностей (профессий).
3.1.4 Изменение размеров должностного оклада, тарифной ставки (оклада), ставки заработной платы (условий оплаты труда).
В соответствии со статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда относятся к условиям, обязательным для включения в трудовой договор (далее - условия, определенные сторонами трудового договора).
Изменения условий, определенных сторонами трудового договора, допускается только в соответствии с порядком, установленным статьями 72 и 74 ТК РФ.
После наступления юридических фактов, являющихся основаниями для изменения оплаты труда работника учреждения социального обслуживания, в штатное расписание вносятся соответствующие изменения, оформленные одним из способов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящих Методических рекомендаций.
3.1.5 Изменения, направленные на дополнение штатного расписания новыми должностями и/или профессиями либо структурным подразделением (структурными подразделениями).
Изменения, направленные на включение в штатное расписание новых должностей (профессий) либо новых структурных подразделений, осуществляется путем издания соответствующего приказа учреждения социального обслуживания (далее - Приказ) о вводе новых штатных единиц или структурных подразделений (структурного подразделения).
Дата введения новой должности не может совпадать с датой издания приказа, то есть должность вводится позже даты издания приказа. Например, дата издания Приказа - 01.11.2014, а должность вводится 15.11.2014.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июня 2017 г. N 334-р подпункт 3.1.6 пункта 3.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.1.6 Изменение наименования должности (профессии) работника учреждения социального обслуживания, а также переименование должности указанного работника.
В случае применения профессиональных стандартов в некоторых случаях предусматривается изменение наименования должности работника учреждения социального обслуживания.
Изменение наименования должности работника влечет за собой:
а) внесение изменений в трудовой договор работника учреждения социального обслуживания путем заключения с ним Соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора (статья 72 ТК РФ);
б) внесение изменений в должностную инструкцию указанного работника.
Правила внесения изменений в должностную инструкцию указанного работника содержатся в пункте 3.4.4 Методических рекомендаций по организации работы, связанной с разработкой планов по организации применения профессиональных стандартов в государственных учреждениях социальной защиты Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 21.11.2016 N 361-р.
Работодатель вправе также переименовать наименование должности в связи с изменением действующих нормативных актов*(4).
При переименовании должности работника учреждения социального обслуживания необходимо получить его согласие.
В случае отказа указанного работника необходимо руководствоваться статьей 74 ТК РФ.
3.2. Утверждение нового штатного расписания с одновременным признанием утратившим силу ранее действующего штатного расписания рекомендуется предусмотреть в следующих случаях:
действующее штатное расписание необходимо переработать по существу;
при изменении содержания всех граф и/или строк действующего штатного расписания либо сохраняют значение лишь отдельные графы и/или строки действующего штатного расписания;
имеет место изменение действующего законодательства;
при многочисленных изменениях штатного расписания в течение календарного года.
3.3. В течение семи календарных дней штатное расписание и Приказ либо новая редакция штатного расписания направляются учреждением социального обслуживания в исполнительный орган.
Примерная форма приказа представлена в Приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Исполнительный орган рассматривает штатное расписание казенного учреждения социального обслуживания в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящих Методических рекомендаций.
Штатное расписание бюджетного (автономного) учреждения социального обслуживания направляется в исполнительный орган в порядке информации.
4. Порядок рассмотрения исполнительным органом штатного расписания казенного учреждения социального обслуживания
4.1. Казенное учреждение социального обслуживания не позднее 25 числа последнего месяца текущего года направляет в исполнительный орган проект штатного расписания (далее - Проект) и пояснительную записку к нему.
4.2. Исполнительный орган рассматривает штатное расписание казенного учреждения на предмет:
4.2.1 Соответствия количества штатных единиц, указанных в Проекте, примерной штатной численности работников учреждения, определенной в соответствии с Методикой;
4.2.2 Соответствия наименования должностей (профессий) работников казенного учреждения наименованиям должностей (профессий), установленных квалификационными справочниками;
4.2.3 Соответствия размера должностных окладов, тарифных ставок (окладов), установленных в штатном расписании, размерам должностных окладов, тарифных ставок (окладов), предусмотренных нормативными правовыми актами, а также и методическими документами Комитета.
4.2.4 Обоснованности замены должностей (профессий).
4.2.5 Соответствия количества должностей (профессий), указанное в Проекте, количеству должностей (профессий), предусмотренным тарификационным списком казенного учреждения.
4.3. Если в процессе рассмотрения Проекта исполнительным органом обнаружены недостатки и (или) нарушения действующего законодательства, то Проект возвращается на доработку.
4.4. Кадровая служба казенного учреждения социального обслуживания в сроки, определенные Планово-экономическим управлением, устраняет недостатки и (или) нарушения в Проекте, после чего повторно направляет Проект в Планово-экономическое управление.
4.5. Доработанный Проект утверждается в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, и предоставляется в Планово-экономическое управление в течение семи календарных дней со дня его утверждения.
5. Заключительные положения
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июня 2017 г. N 334-р пункт 5.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
5.1. В соответствии с подпунктом 71 пункта 1.2 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 N 558, штатные расписания организаций, изменения к ним по месту разработки и/или утверждения имеют постоянный срок хранения.
5.2. Другие документы (проекты штатного расписания, переписка, предложения и др.) согласно ст. 33 Перечня имеют срок хранения три года после утверждения штатного расписания.
Распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 1 июня 2017 г. N 334-р в примечания настоящего приложения внесены изменения
_____________
*(1) В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов, утвержденные Постановлением N 1, не являются обязательными к применению. Вместе с тем Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга полагает, что форма Т-3 должна применяться в учреждениях социального обслуживания.
*(2) Например, в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н; Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678.
*(3) Замена должностей руководителей, специалистов и служащих, предоставляющих социально-медицинские и социально-педагогические услуги, согласуются с исполнительным органом.
*(4) Например, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.05.2013 N 205 "О внесении изменений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37", исключена должность "инженер по охране труда", а Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (в редакции от 17 мая 2012 г.), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.05.2012 N 559н, введена позиция "специалист по охране труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.