Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлениюПравительства Санкт-Петербурга
от 6 апреля 2015 г. N 323
11.2. Характеристика текущего состояния сферы молодежной политики в Санкт-Петербурге
Сфера молодежной политики охватывает периоды жизнедеятельности подростков и молодежи, не затронутые сферами образования, науки и высшей школы. Она представляет собой вовлечение молодежи в развивающую деятельность, инновационные и творческие проекты, систему самоуправления, предпринимательскую деятельность, а также во взаимодействие с органами государственной власти. Результатом этой деятельности должна стать более успешная социализация и самореализация молодежи.
Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь Санкт-Петербурга обладает широким позитивным потенциалом: инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.
Вместе с тем в настоящее время в молодежной среде существует целый комплекс проблем, который сдерживает ее развитие и приводит к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала российского общества:
ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения. Общая заболеваемость подростков за последние годы увеличилась на 29,4 процента;
продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды, увеличивается число молодых людей, склонных к правонарушениям;
молодые люди не проявляют активности в стремлении заниматься предпринимательской деятельностью:
доля молодых предпринимателей не превышает 2-3 процентов от численности всей молодежи, молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;
происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха;
наблюдается невысокий уровень ответственного гражданского поведения. У значительной части молодежи отсутствуют стремление к общественной деятельности, навыки самоуправления;
снижается абсолютная численность и доля молодежи в структуре населения в связи с негативными демографическими процессами.
Также вызывает опасение тенденция уменьшения "человеческого капитала", так как молодые люди не полностью используют имеющийся у них потенциал, что в итоге может привести к замедлению социально-экономического развития Российской Федерации.
В этой связи возникла необходимость в применении качественно новых подходов к решению проблем молодежи и совершенствованию системы мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 425-62 "О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге" под молодежью понимаются граждане от 14 до 30 лет. По прогнозным значениям 2014 года ее численность оценивается в 1 111 тыс. человек, что составляет 21,77 процента от общей численности населения Санкт-Петербурга. Общий прогноз динамики проживания указанной категории населения в нашем городе имеет отрицательную тенденцию и соответствует общероссийским показателям. Так, согласно прогнозу Росстата, в 2020 году в Петербурге будет проживать 985,6 тыс. человек указанного возраста.
На федеральном уровне сфера государственной молодежной политики регулируется распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики до 2025 года" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 N 2074-р "Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года".
Государственную политику в сфере реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге осуществляет КМПВОО, который разрабатывает и реализует систему мер для успешной социализации и самореализации молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе.
В Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность три городских учреждения по делам молодежи, подведомственных КМПВОО. Каждое учреждение работает по своим направлениям и выполняет государственные задания, формируемые КМПВОО.
Одна из мер по социализации молодежи связана с вовлечением ее в трудовую и экономическую деятельность, в развитие молодежного предпринимательства. Эта работа включает в себя не только элементы занятости, но и психологической подготовки молодых людей. Большая часть работы направлена на сопровождение трудовых отрядов - студенческих сообществ, обеспечивающих сезонную и временную занятость молодежи, в основном, в летний период. В городе действует 35 трудовых отрядов общей численностью около тысячи человек. Кроме этого, проводится работа по ориентации молодежи в выборе и освоению профессий, востребованных на рынке труда.
Указанное направление молодежной политики содействует учащимся общеобразовательных школ в профессиональном самоопределении, выпускникам профессиональной школы - в профессиональном становлении, работникам предприятий и учреждений - в совершенствовании профессионального мастерства, профессионального роста. Помощь молодежи в выборе профессии также включает в себя предоставление знаний о безработице, досуге, социальных услугах. Она является важным инструментом социального регулирования, способствующим адаптации человека к тем перспективам выбора профессии, которые открываются для него с помощью профессиональной подготовки и переподготовки.
Для осуществления этой функции работает Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Центр содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи "ВЕКТОР" (далее - ГБУ "ВЕКТОР"),
ГБУ "ВЕКТОР" является методическим, исследовательским и практическим центром для реализации молодежных программ. Важным направлением работы ГБУ "ВЕКТОР" является расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути, достижении личного успеха, раскрытии творческого потенциала, формировании активной жизненной позиции. Для этого проводятся консультации по выбору профессии, выявлению личностных способностей, интересов, склонностей, формированию жизненных планов. С этой целью проводятся городские форумы, районные ярмарки профессий, лекции и экскурсии для учащейся молодежи. Общее количество молодежи Санкт-Петербурга, охваченной услугами ГБУ "ВЕКТОР", превышает 50 000 человек в год.
ГБУ "ВЕКТОР" проводит методическую, исследовательскую работу, изучая сформированность профессиональных планов выпускников школ, рейтинг профессий среди школьников, ценностные ориентации учащейся молодежи в сфере трудовой деятельности, информированность о рынке труда; проводятся научно-практические конференции и семинары, направленные на дальнейшее совершенствование работы.
Деятельность по профилактике девиантного поведения в молодежной среде реализуется Санкт-Петербургским государственным бюджетным учреждением "Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодежи "КОНТАКТ" (далее - ГБУ "КОНТАКТ"),
ГБУ "КОНТАКТ" осуществляет социальное сопровождение несовершеннолетних и молодежи, направленных органами ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, районными Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также по результатам выявленных, специалистами ГБУ "КОНТАКТ", неблагополучных подростков во время массовых молодежных акций и профилактических мероприятий, проводимых в рамках программы "Социальный патруль". Деятельность ГБУ "КОНТАКТ" осуществляется в 14 районах, где работают отделы социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей. На единовременном сопровождении у специалистов находится 1220 несовершеннолетних.
В 2014 г. было осуществлено 2233 рейда "Социального патруля" в целях выявления мест, несущих потенциальную опасность вовлечения в противоправную деятельность несовершеннолетних и молодежи в условиях уличной среды, было посещено более 28 тысяч объектов, среди которых значатся рынки, торговые точки, компьютерные клубы, территории, примыкающие к школам, подвалы и чердаки, объекты железнодорожного транспорта и станций метрополитена, а также места проживания неблагополучных подростков.
С 2015 г. будет создана служба по осуществлению регламентного индивидуального социального сопровождения несовершеннолетних и молодежи Санкт-Петербурга, не достигшей возраста 19 лет, находящихся в сфере уголовного преследования, осужденных к мерам наказания, не связанным с реальным лишением свободы, вышедших из мест лишения свободы (в том числе условно досрочно освобожденных). ГБУ "КОНТАКТ" осуществляется первичная профилактика наркозависимости среди подростков и молодежи Санкт-Петербурга. Силами специалистов и волонтеров организуются циклы профилактических мероприятий на территории подростково-молодежных клубов Санкт-Петербурга, районные и городские уличные акции по первичной профилактике поведения высокой степени риска. Проводятся конференции и семинары в целях обмена опытом среди субъектов профилактики наркомании; проходит повышение квалификации специалистов, участвующих в реализации профилактических мероприятий среди несовершеннолетних и молодежи. Для выявления наиболее успешных специалистов, учреждений и районов Санкт-Петербурга в сфере профилактики, Центром ежегодно проводятся городские конкурсы антинаркотических профилактических программ и на лучшую организацию работы по профилактике правонарушений. В целом, мероприятиями ГБУ "КОНТАКТ" ежегодно охватывается порядка 35 тысяч подростков и молодежи.
На базе специального предприятия ООО "Новое поколение" (далее - Новое поколение) с 1993 г. реализуется программа социальной адаптации трудных подростков. В 2013 г. программу адаптации прошло 2200 человек, задействованных на 7 специальных площадках. За 20 лет программы социализации Нового поколения через нее прошло 22823 человека. Основным результатом этой деятельности является то, что рецидив среди воспитанников составляет менее 4 процентов за все прошедшие годы и 0,15 процента за 2013 г. В 2013 г. на базе Нового поколения функционировало 1200 постоянных специализированных рабочих мест для социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи Санкт-Петербурга в возрасте от 14 до 19 лет, склонных к совершению правонарушений, неучащихся и неработающих, 140 рабочих мест в специальных кружках ручного труда (для детей в возрасте от 9 до 14 лет) и 50 постоянных специализированных рабочих мест для социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, отбывающих наказание в Колпинской воспитательной колонии. Выполнение этих мероприятий позволило продолжить реализацию программы ресоциализации несовершеннолетних, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел или Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при АР.
Методическое сопровождение деятельности учреждений по делам молодежи, находящихся в ведении АР, осуществляется государственным бюджетным учреждением "Дом молодежи Санкт-Петербурга", находящимся в ведении КМПВОО. Через методическую работу осуществляется внедрение практик работы с молодежным активом Санкт-Петербурга, со студенческими сообществами и сообществами работающей молодежи, активами добровольческих движений города.
Государственное бюджетное учреждение "Дом молодежи Санкт-Петербурга" организует работу по проведению городских массовых и просветительских мероприятий. Проводит информационно-аналитическую работу в рамках проведения молодежной политики, работу по восстановлению и увековечению памяти погибших защитников Родины, исследование современного положения молодежной политики в Санкт-Петербурге и перспектив ее развития. На базе указанного учреждения реализуется проект добровольческого агентства "Добросайт.рф".
Постепенная социализация и самореализация молодежи осуществляется со школьного возраста с помощью созданной системы учреждений по делам молодежи. В настоящее время в Санкт-Петербурге осуществляют свою деятельность 28 районных учреждений по делам молодежи, в том числе и 10 районных Домов молодежи. В состав государственных учреждений подростково-молодежных центров (далее - ПМЦ) и Домов молодежи, находящихся в ведении АР, входят 325 подростково-молодежных клубов, которые реализуют на своих территориях все направления молодежной политики. На их базе работает 4023 кружка, студии, секции различной направленности и 355 мест свободного общения. В ведении ПМЦ находится 56 уличных площадок для работы с молодежью (комбинированные, спортивные, для занятий экстремальными видами спорта).
В настоящий момент в учреждениях по делам молодежи работает около 4000 человек, из них больше половины - это специалисты по работе с молодежью и педагогический персонал. Общее число молодых петербуржцев, охваченных услугами учреждений в 2013 году, составило более 210 тыс. человек.
АР и подведомственные им учреждения по делам молодежи проводят разноплановые по наполнению мероприятия, которые охватывают широкий спектр интересов подрастающего поколения. К ним относятся фестивали, фотокроссы и велопробеги, конкурсы, квесты, направленные на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, акции против наркотиков, тематические дискотеки, слеты добровольческих активов, мероприятия по продвижению молодых лидеров, выставки, акции за здоровый образ жизни, выездные семинары-тренинги студенческого актива района и многие другие.
Недостаточность финансирования учреждений по делам молодежи, находящихся в ведении АР, не позволяет быстрыми темпами, отвечающими современным условиям, осуществлять внедрение новых инновационных форм работы с молодежью в Санкт-Петербурге.
Основным отличием учреждений молодежной политики работающих по месту жительства должна стать многопрофильность, выраженная в способности быстрого переоснащения под новые формы досуга в зависимости от потребностей современной молодежи.
Объектами молодежной политики являются объекты, необходимые для реализации основных направлений молодежной политики по месту жительства:
подростково-молодежные клубы (организация первичной профилактики правонарушений и асоциального поведения в молодежной среде через формирование системы социально-ориентированного досуга);
районные дома молодежи (деятельность направлена на развитие творческого потенциала молодежи и социальной активности молодежи);
объекты по профилактике асоциального поведения в молодежной среде; уличные площадки для организации досуга молодежи Санкт-Петербурга (многофункциональные площадки с возможностью использования в летнее и зимнее время, площадки для занятия экстремальными видами спорта).
Одной из проблем на сегодняшний день является невозможность оптимизации размещения подростково-молодежных клубов и районных домов молодежи в районах Санкт-Петербурга, на территории которых ведется интенсивное жилищное строительство. Требуется разработка и выполнение нормативов обеспеченности объектами молодежной политики в районах с недостаточной развитой инфраструктурой. Нужна модернизация существующих объектов системы молодежной политики и развитие необходимой для их обслуживания инфраструктуры с увеличением занимаемых ими площадей. Требуется реконструкция Домов молодежи в Петроградском районе по адресу: Б.Монетная ул., д. ЗБ, в Выборгском районе по адресу: Б.Сампсониевский пр., д. 37 литера А.
В то же время, учреждения по делам молодежи несут на себе значительную социальную ответственность в части создания условий по организации социально ориентированного досуга для молодежи Санкт-Петербурга. Более 84 процентов услуг оказывается на бесплатной основе.
В городе сформирована система поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций на осуществление проектов, фестивалей и конкурсов в сфере молодежной политики. В течение календарного года организуется до 70 массовых молодежных мероприятий, в которых принимает участие свыше 125 тысяч человек. Ежегодно проходят массовые праздники для молодежи: День Первокурсника, Татьянин день, Молодежная волна, День российского студенчества, День молодежи, поддерживается движение КВН. Осуществляется поддержка талантливой молодежи.
Ежегодно по направлению выявления и поддержки молодежных инициатив в КМПВОО обращается более 2100 молодых людей за консультациями и более 240 - за поддержкой в реализации молодежных проектов.
Учитывая демографические вызовы современности, прогнозное сокращение численности трудоспособного населения, новым направлением для КМПВОО становится карьерное развитие молодежи: в 2013 году стартовали новые проекты - "Форум молодых инноваторов", карьерный форум "Поколение Z и Y. Вызовы современности", "Фестиваль робототехники", совместно с научным сообществом разработаны три среднесрочные концепции: развития профориентации в Санкт-Петербурге, студенческого самоуправления, механизмов поддержки студенческих трудовых отрядов (до 2018 г.). В данный момент концепции находятся на стадии апробации.
Ежегодно в сфере международного и межрегионального сотрудничества организуются выезды более 2000 молодых людей на мероприятия в другие регионы и страны, включая проекты "Селигер" и "Балт-Артек", реализуются мероприятия с участием молодежных делегаций из других регионов Российской Федерации и иностранных государств.
В сфере молодежной политики активно развивается система самоуправления. В 2012 г. постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 30.08.2012 N 58-пг была образована Молодежная коллегия Санкт-Петербурга, только в 2013 г. реализовавшая десятки общегородских проектов, нацеленных на развитие Санкт-Петербурга и поддержку граждан, проживающих в Санкт-Петербурге. Кроме этого, продолжают развиваться другие органы молодежного самоуправления: Студенческий совет Санкт-Петербурга и Совет работающей молодежи.
В 2013 г. стартовала программа развития добровольчества. Создана система добровольческого агентства "Добросайт.рф", в которой зарегистрировано более 2,4 тысячи добровольцев и более сотни мероприятий, в которых они приняли участие. Всего в Петербурге сегодня насчитывается до 10000 волонтеров и их сторонников. В 2013 г. прошел Второй молодежный добровольческий форум, который собрал несколько сотен участников - лидеров волонтерских движений, в том числе представителей 21 международной делегации.
Тем не менее, согласно данным социологических опросов, 53 процента опрошенных граждан от 16 до 29 лет оценивают отрицательно качество мероприятий по государственной поддержке молодежи. 37 процентов опрошенных называли нужными и полезными программы профилактики правонарушений и наркомании и 24 процента обозначили важность программ молодежной занятости. Развлекательные и общественные функции для молодежи являются менее значимыми. Так, организация творческих и молодежных мероприятий важна для 18 процентов опрошенных, деятельность ПМЦ занимает 13 процентов респондентов (4).
Реализация мероприятий Подпрограммы 1 нацелена на внедрение новых практик работы с целевой аудиторией, отклик на запросы молодежи Санкт-Петербурга и содействие ее реализации.
Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 N 355, развитие указанных направлений работы с молодежью позволит добиться значительных результатов: согласно прогнозам Стратегии доля учащейся молодежи, охваченной услугами оказания помощи в выборе профессии, составит 80 процентов от общего количества учащейся молодежи. Доля социально сопровождаемых несовершеннолетних и молодежи, состоящих на учете в Управлении по делам несовершеннолетних ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, составит 90 процентов от общего числа состоящих на учете.
Кроме того, реализация вышеуказанных мероприятий окажет непосредственное влияние на состояние сопряженных с молодежной политикой сфер и будет способствовать созданию условий, влияющих на снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, развитию интернационального и патриотического воспитания граждан, развитию добровольческой (волонтерской) деятельности.
________________
(4) Портрет петербургской молодежи: процессы и тенденции в молодежной среде. СПб. Агентство Социальной Информации Санкт-Петербург. 2013.
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 6 апреля 2015 г. N 323 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.