Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
(приложение)
Методические рекомендации
по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области
(утв. распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области
от 10 июня 2015 г. N 60)
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образованиях Ленинградской области (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях методического обеспечения процессов разработки документов стратегического планирования в муниципальных образованиях Ленинградской области во взаимосвязи с процессами стратегического планирования, осуществляемыми на федеральном уровне и на уровне Ленинградской области.
1.2. Методические рекомендации разработаны в соответствии с нормами Федерального закона от 28 июня 2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также с учетом требований Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 7 марта 2013 года N 66, Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Ленинградской области, утвержденных приказом Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 13 июня 2013 года N 15.
1.3. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
стратегическое планирование на уровне муниципального образования - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципального образования, отраслей экономики и сфер муниципального управления, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципального образования;
муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;
целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально- экономического развития;
прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития муниципальных образований;
планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации планов в сфере социально-экономического развития, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития муниципальных образований, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;
программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания;
мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования - деятельность участников стратегического планирования по комплексной оценке хода и итогов реализации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития;
система стратегического планирования - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения;
документ стратегического планирования - документированная информация, разрабатываемая, рассматриваемая и утверждаемая (одобряемая) органами местного самоуправления;
корректировка документа стратегического планирования - изменение документа стратегического планирования без изменения периода, на который разрабатывался этот документ стратегического планирования;
цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
очередной год - год, следующий за текущим годом;
отчетный год - календарный год с 1 января по 31 декабря включительно, предшествующий текущему году;
отчетный период - отчетный год и два года, предшествующие отчетному году;
среднесрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью от трех до шести лет включительно;
долгосрочный период - период, следующий за текущим годом, продолжительностью более шести лет;
стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный или долгосрочный период;
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
стратегия социально-экономического развития Ленинградской области - документ стратегического планирования, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления на региональном уровне на долгосрочный период;
план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Ленинградской области - документ стратегического планирования, определяющий комплекс мер, направленных на достижение целей и реализацию приоритетов и задач, содержащихся в стратегии, а также этапы ее реализации с указанием приоритетных для каждого из них целей, задач, показателей и их значений, которые должны быть достигнуты, а также перечня государственных программ;
прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде;
бюджетный прогноз Ленинградской области на долгосрочный период - документ стратегического и бюджетного планирования, содержащий прогноз основных характеристик областного бюджета (консолидированного бюджета Ленинградской области), показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджет (консолидированный бюджет);
прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на среднесрочный период - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития региона в среднесрочной перспективе;
государственная программа Ленинградской области - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития региона;
схема территориального планирования Ленинградской области - документ стратегического и территориального планирования, определяющий назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, региона и муниципальных образований.
1.4. К полномочиям органов местного самоуправления Ленинградской области в сфере стратегического планирования относятся:
определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и Ленинградской области;
разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления Ленинградской области;
мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления Ленинградской области;
иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
1.5. Задачами стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области являются:
определение внутренних и внешних условий и тенденций социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области, выявление возможностей и ограничений социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
определение целей социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области и приоритетов их социально-экономической политики;
определение основных показателей бюджетной системы муниципального образования Ленинградской области на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
выбор путей и способов достижения целей, обеспечивающих наибольшую эффективность использования имеющихся ресурсов;
формирование комплексов мероприятий, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области в соответствующих сферах социально-экономического развития;
определение необходимых ресурсов для достижения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
координация планируемых действий по достижению целей социально- экономического развития муниципального образования Ленинградской области между органами местного самоуправления Ленинградской области, коммерческими организациями и гражданским обществом;
научно-техническое, информационное и кадровое обеспечение стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области.
2. Целесообразность разработки документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области
2.1. К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования Ленинградской области, относятся:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области на среднесрочный или долгосрочный период;
бюджетный прогноз муниципального образования Ленинградской области на долгосрочный период;
муниципальная программа.
2.2. Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 170.1, 173, 179) и Федеральным законом N 172-ФЗ (статья 39) определено, что обязательной разработке подлежат прогноз социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочный период и муниципальные программы.
2.3. Решение о разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области, бюджетного прогноза муниципального образования Ленинградской области на долгосрочный период и прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области на долгосрочный период принимается органами местного самоуправления Ленинградской области.
2.4. Целесообразность разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области определяется следующими факторами:
необходимость определения долгосрочных стратегических целей, приоритетов и задач социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
наличие стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области способствует улучшению инвестиционной привлекательности муниципального образования Ленинградской области и качества муниципального управления;
положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области учитываются при разработке документов территориального планирования муниципального образования Ленинградской области.
Утвержденные стратегии социально-экономического развития целесообразно иметь всем муниципальным районам и городскому округу Ленинградской области.
2.5. Целесообразность разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области определяется следующими факторами:
долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области необходим для разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области;
показатели долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области используются при обосновании параметров, разрабатываемых (корректируемых) на долгосрочную перспективу документов территориального планирования - схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана городского округа (поселения) Ленинградской области.
2.6. Помимо документов стратегического планирования на муниципальном уровне могут разрабатываться и реализовываться концептуальные, стратегические и иные программно-плановые документы социально-экономического развития, отраслевые концепции и стратегии, а также иные программно-плановые документы.
Необходимость разработки некоторых из перечисленных документов определяется положениями федерального законодательства. Решения по их разработке принимают органы местного самоуправления Ленинградской области, исходя из принципов законности и целесообразности.
2.7. Разработка документов стратегического планирования муниципальных образований Ленинградской области осуществляется в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
3. Участники стратегического планирования на муниципальном уровне
3.1. Участниками стратегического планирования на муниципальном уровне являются органы местного самоуправления Ленинградской области, а также муниципальные организации Ленинградской области в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами.
3.2. Основными участниками процесса разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области являются: местная администрация, представительный орган местного самоуправления, союзы (ассоциации) деловых кругов, наиболее крупные предприятия и организации муниципального образования, научные, образовательные, консультационные, экспертные, общественные и политические организации, компетентные представители населения. При необходимости к разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области могут привлекаться соответствующие исполнительные органы государственной власти Ленинградской области (по принадлежности курируемых вопросов) и территориальные структуры федеральных органов государственной власти.
3.3. Участниками процесса разработки плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области являются органы местного самоуправления Ленинградской области и другие организации Ленинградской области. При необходимости к разработке плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области могут привлекаться соответствующие заинтересованные органы государственной власти Ленинградской области, территориальные структуры федеральных органов государственной власти, которые будут участвовать в его последующей реализации.
3.4. Участниками процесса разработки прогнозов социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области на долгосрочный и/или среднесрочный период являются: соответствующие структурные подразделения местной администрации, а при необходимости исполнительные органы государственной власти Ленинградской области (по принадлежности курируемых вопросов), соответствующие территориальные структуры федеральных органов государственной власти, а также научные, образовательные, консультационные и экспертные организации.
3.5. Участниками разработки муниципальной программы являются структурные подразделения местной администрации и/или иные распорядители (получатели) средств муниципальной программы, участвующие в реализации одного или нескольких основных мероприятий подпрограммы и/или представители заказчика подпрограмм, входящих в состав муниципальных программ, не являющиеся соисполнителями.
3.6. К разработке документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
4. Рабочая группа по разработке, корректировке документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области
4.1. В целях организации межведомственного взаимодействия при разработке, корректировке документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области может быть создана рабочая группа по стратегическому планированию.
4.2. Рабочая группа по стратегическому планированию является совещательным органом. Решения рабочей группы по стратегическому планированию должны оформляться протоколом и являться обязательными для исполнения ответственными исполнителями, соисполнителями разработки, корректировки документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области.
4.3. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы по стратегическому планированию осуществляется органами местного самоуправления Ленинградской области.
4.4. Задачами рабочей группы по стратегическому планированию являются сбор, рассмотрение предложений по разработке, корректировке документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области и выработка согласованной позиции органов местного самоуправления Ленинградской области.
5. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области
5.1. Проекты документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области должны выноситься на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации и Ленинградской области.
5.2. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области проводится с привлечением к участию в нем представителей профессиональных и социальных групп муниципального образования Ленинградской области, в том числе лиц, права и законные интересы которых затрагивает или может затронуть решение, проект которого выносится на общественное обсуждение.
5.4. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области осуществляется в форме их размещения на официальном сайте органа местного самоуправления, ответственного за разработку документа стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области, на официальном сайте администрации муниципального образования Ленинградской области, на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также путем проведения очного общественного обсуждения (публичных слушаний).
5.5. Общественное обсуждение проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области проводится публично и открыто. Извещение о проведении общественных обсуждений подлежит размещению в средствах массовой информации с указанием электронного адреса в сети "Интернет", дат начала и окончания приема предложений, официального адреса электронной почты, по которому направляются в электронной форме замечания и предложения представителей общественности, контактного лица, которое фиксирует поступающие замечания и предложения и дает необходимые пояснения, даты, времени и месте проведения очных общественных обсуждений (публичных слушаний).
5.6. Сроки общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области начинаются со дня размещения проекта на официальном сайте администрации муниципального образования Ленинградской области и составляют не менее 10 календарных дней.
5.7. Информация, полученная в ходе общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области, носит рекомендательный характер. Ответственный исполнитель анализирует замечания и/или предложения, поступившие в рамках общественного обсуждения, принимает решение о целесообразности, обоснованности и возможности их учета, и в случае необходимости осуществляет доработку проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области.
5.8. Итоги (протокол) общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области подлежат размещению на официальном сайте администрации муниципального образования Ленинградской области и должны быть доступны на нем в течение пяти рабочих дней со дня их размещения.
6. Государственная регистрация, опубликование и хранение документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области
6.1. Документы стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре документов стратегического планирования в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации и Правительством Ленинградской области, с учетом требований законодательства Российской Федерации и Ленинградской области.
6.2. Нормативные правовые акты, принятые в целях утверждения документов стратегического планирования муниципального образования Ленинградской области, публикуются в печатных средствах массовой информации, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в электрон
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.