Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям...
Стратегия
социально-экономического развития муниципального образования
1. Назначение документа
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.
Назначение Стратегии заключается в необходимости определения и формулирования долгосрочных стратегических целей, приоритетов и задач развития муниципального образования, улучшения инвестиционной привлекательности муниципального образования и качества муниципального управления. Стратегия развития является основой для разработки документов территориального планирования, муниципальных программ и плана мероприятий по реализации Стратегии.
2. Горизонт планирования
С учетом принципов и сложившейся практики стратегического планирования рекомендуется осуществлять разработку Стратегии на срок, охватывающий более 6 лет. Если в муниципальном образовании разработан или разрабатывается прогноз социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период, то Стратегия разрабатывается на срок, не превышающий периода, на который разработан (разрабатывается) долгосрочный прогноз. С учетом связи с документами территориального планирования наиболее оптимальный период действия Стратегии - 20 лет.
Таким образом, Стратегию целесообразно разрабатывать на срок, не превышающий периода, на который разработана Концепция социально-экономического развития Ленинградской области.
3. Содержание документа
В целях реализации принципа единства и целостности Стратегию рекомендуется разрабатывать на основе методологических подходов к разработке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. В связи с этим целесообразно, чтобы содержание (структура) муниципальной Стратегии было сопоставимо с содержанием (структурой) региональной стратегии социально-экономического развития.
Рекомендуется, чтобы Стратегия содержала:
оценку достигнутых результатов социально-экономического развития муниципального образования;
приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития муниципального образования;
показатели достижения целей социально-экономического развития муниципального образования, сроки и этапы реализации Стратегии;
ожидаемые результаты реализации Стратегии;
оценку финансовых и иных ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
информацию о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
иные положения, определяемые муниципальными нормативными правовыми актами.
Подробное содержание Стратегии представлено в разделе "Шаблон стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области".
4. Порядок разработки и утверждения (одобрения)
При разработке, корректировке/актуализации Стратегии рекомендуется учитывать долгосрочные приоритеты, цели и задачи социально-экономического развития Ленинградской области и Российской Федерации, а также документы стратегического планирования Ленинградской области и Российской Федерации.
Корректировку Стратегии рекомендуется производить не реже одного раза в трехлетний период, а также при кардинальном изменении внутренней и внешней среды или после достижения намеченных Стратегией целей, в случае принятия, изменения, признания утративших силу документов стратегического планирования Ленинградской области и Российской Федерации.
При необходимости к разработке, корректировке/актуализации Стратегии рекомендуется привлекать соответствующие исполнительные органы государственной власти Ленинградской области (по принадлежности курируемых вопросов) и территориальные структуры федеральных органов государственной власти.
Согласование проекта Стратегии рекомендуется проводить со всеми ответственными исполнителями, участниками и со структурными подразделениями администрации муниципального образования.
Рекомендуется организовывать рассмотрение проекта Стратегии с союзами (ассоциациями) деловых кругов, руководителями предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, научными, образовательными, консультационными, экспертными, общественными и политическими организации, компетентными представителями населения и проводить общественные обсуждения.
Общественное обсуждение проекта Стратегии рекомендуется осуществлять в форме открытого размещения документа на официальном сайте администрации муниципального образования в сети "Интернет" и/или в средствах массовой информации с указанием времени, в течение которого будет проводиться обсуждение, и обеспечением возможности комментировать, направлять предложения и замечания к размещенным проектам, а также в форме публичных слушаний.
В целях выполнения принципа единства и целостности системы стратегического планирования, порядка осуществления стратегического планирования и формирования отчетности о реализации документов стратегического планирования рекомендуется рассмотрение и согласование Стратегии в части соответствия долгосрочных приоритетов, целей и задач, горизонта планирования социально-экономического развития муниципального образования долгосрочным приоритетам, целям и задачам, горизонту планирования социально-экономического развития Ленинградской области и Российской Федерации, а также включения в муниципальные программы (планирования) мероприятий, финансируемых полностью или частично из средств областного бюджета, осуществлять с уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области.
5. Срок разработки и утверждения (одобрения)
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 172-ФЗ Стратегию необходимо разработать до 1 января 2017 года.
6. Шаблон стратегии социально-экономического развития муниципального образования Ленинградской области
Основные разделы Стратегии:
1. Стратегический анализ развития муниципального образования включает в себя следующие подразделы:
1.1. Анализ основных показателей, тенденций, проблем и диспропорций, сложившихся в социально-экономическом развитии (по данным за последние 3-5 лет), в т. ч.:
1.1.1. Основные сведения и особенности экономико-географического положения.
Приводится общая информация о муниципальном образовании - год образования, географическое положение, размер занимаемой территории, сведения о расположении муниципального образования относительно крупных городов, областных центров, соседних регионов, транспортных магистралей; перечень входящих в состав городских и сельских поселений, особые местные условия, климат, краткие исторические сведения.
1.1.2. Наличие природных ресурсов, экологическая ситуация.
При оценке природных ресурсов учитываются:
земельные ресурсы (в т. ч. резервы земель, земли пригодные для строительства, развития сельского хозяйства);
водные ресурсы (текущая и перспективная оценка водных объектов и их использования, качество водных ресурсов);
минерально-сырьевые ресурсы (имеющиеся полезные ископаемые (рудные, нерудные), их потенциальные и используемые запасы, возможность использования в строительстве, промышленности, для нужд народных промыслов и др.;
рекреационные ресурсы (наличие исторических памятников международного, федерального и местного значения;
ландшафтно-рекреационные комплексы федерального и местного значения).
Также приводятся оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, почвы; вопросы складирования и переработки твердых бытовых и промышленных отходов.
1.1.3. Население и трудовые ресурсы, уровень жизни.
Анализ демографической ситуации проводится с целью выявления тенденций изменения численности населения, факторов, определяющих эти изменения и проблем, требующих решения. Показатели: динамика численности населения; возрастная и половая структура; доля населения в трудоспособном возрасте; общий уровень рождаемости; уровень смертности; уровень детской смертности; естественный прирост населения; миграционный отток и приток, основные направления миграционных потоков; плотность населения.
Анализ рынка труда и рабочей силы проводится для определения состояния занятости: обеспечение рабочими местами, соответствие спроса и предложения рабочей силы по образовательному и профессионально-квалификационному составу, уровень безработицы.
Анализ уровня жизни населения может быть выполнен на основании данных о доходах, в том числе уровня заработной платы, дифференциации населения по уровню доходов, в том числе ниже прожиточного минимума. Значения показателей рекомендуется приводить в сопоставлении с соответствующими данными по России и области.
1.1.4. Реальный сектор экономики (тенденции в развитии ключевых отраслей экономики, включая промышленность, строительство, сельское хозяйство и другие отрасли; развитие малого бизнеса, состояние деловой инфраструктуры).
Анализ экономики выполняется с целью определения места муниципального образования в экономике региона; наметившихся тенденций, изменений в хозяйственной специализации, выявления конкурентных преимуществ отраслей (крупных субъектов) экономики, выявления ключевых проблем, препятствующих экономическому росту. Также анализируется состояние инвестиционной деятельности (динамика ввода основных фондов в отраслевом разрезе и по видам собственности, источники инвестиций).
Учитывается состояние деловой инфраструктуры: наличие и масштабы финансово-кредитных учреждений (банки, инвестиционные фонды, финансовые компании и т. д.), юридических, страховых, рекламных, маркетинговых компаний; консалтинговых фирм; наличие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Также необходимо выполнить анализ хозяйственного климата, под которым понимается комплекс экономических и административных условий для хозяйственной деятельности, включающий условия входа на рынок, налоговый и инвестиционный климат, доступность квалифицированной рабочей силы и т. п.
1.1.5. Коммунальное хозяйство и инфраструктура (структура и состояние жилого фонда, обеспеченность жильем, система тепло и водоснабжения, энергетика, транспорт и т. д.).
Приводится характеристика типов жилья (ветхость, благоустроенность и т. д.);
состояние рынка жилья, развитие ипотечного кредитования;
потребность в улучшении жилищных условий;
развитие системы жилищно-коммунального обслуживания.
Анализируется обеспеченность жильем, темпы жилищного строительства.
Также приводятся данные в разрезе объектов инфраструктуры: водоснабжение (источники, проектная мощность водозаборных сооружений, протяженность сетей), очистные сооружения (мощность, степень износа протяженность сети), источники электрической и тепловой энергии (наличие и специализация котельных, протяженность сетей), выявляются критические узлы в системе жизнеобеспечения муниципального образования.
1.1.6. Транспорт и связь.
Описывается система транспортного сообщения, в т. ч. внешнего - связь с крупными городами и районами области или соседними регионами; наличие на территории собственных транспортных узлов; крупные грузовые и пассажирские транспортные предприятия (количество и марки подвижного состава, пассажиро- и грузооборот). Анализируется состояние дорог и объектов транспортной инфраструктуры, приводится прогноз исчерпания пропускной мощности с учетом роста нагрузки.
Указывается количество предприятий связи общего пользования; виды услуг, предоставляемых предприятиями связи: почтовая связь, сотовая телефонная и т. д.
Выявляются узкие места, потребность в модернизации телекоммуникационной инфраструктуры.
1.1.7. Тенденции в развитии отраслей социальной сферы и гражданского общества.
Целью проведения анализа является выявление диспропорций в развитии социальной сферы муниципального образования, обоснование и определение направлений развития. Эффективность функционирования социальной сферы может оцениваться как количественными, характеризующими состояние материально-технической базы социальной сферы, так и качественными показателями. При наличии соответствующих данных целесообразно использовать показатели, характеризующие степень удовлетворения потребностей населения в количестве и качестве услуг, предоставляемых социальной сферой. Выделяются параграфы: образование, здравоохранение, социальная защита, культура, спорт. Анализируется активность организаций гражданского общества, в т. ч. волонтерских и других некоммерческих организаций.
1.1.8. Муниципальное управление.
Описывается система муниципального управления, указываются особенности межбюджетных отношений, в т. ч. особенности перераспределения полномочий между уровнями бюджетной системы (если имеют место), динамика доходов и расходов местного бюджета. Приводятся сведения о муниципальной собственности (земля, здания, предприятия), в т. ч. затраты на содержание и получаемый доход, анализируются результаты политики местных органов власти в области управления собственностью.
1.1.9. Ресурсная обеспеченность.
Приводится информации о доле земель, занятых жилой и общественно-деловой застройкой; доле земель, не вовлеченных в градостроительную или иную деятельность; указывается наличие свободных земельных участков, пригодных для строительства; помещений, пригодных для вовлечения хозяйственную деятельность. Приводятся объемы и динамика инвестиционной деятельности в разрезе источников средств, сведения о реализуемых инвестиционных проектах, возможностях участия в федеральных и региональных целевых программах.
Также приводятся сведения об избытке (дефиците) мощности энерго- и ресурсоснабжающих организаций. На основе приведенной информации делаются выводы относительно обеспеченности муниципального образования территориальными, топливно-энергетическими, финансово-инвестиционными ресурсами, включая средства местного бюджета.
1.2. Анализ внешней среды.
Под внешней средой понимается комплекс факторов, не зависящих от действий местных властей и бизнеса условия, но оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования.
В разделе приводится анализ и прогноз развития внешних условий (в их числе мировые, европейские, российские и региональные тенденции; социально, экономические, технологически и политические факторы), оказывающих наиболее значимое влияние на развитие муниципального образования. В том числе проводится анализ влияния государственной политики (федерального и регионального уровней) на социально-экономическое развитие муниципального образования.
1.3. Формирование основных выводов в соответствии с принципами SWOT-анализа, с:
а) выделением сильных и слабых сторон муниципального образования (по форме согласно таблице 1),
б) выделением внешних возможностей и угроз (по форме согласно таблице 2),
в) анализом того как сочетаются сильные и слабые стороны с внешними возможностями и угрозами, включая определение возможных точек роста (по форме согласно таблице 3).
1.4. Сравнение и выбор стратегических альтернатив.
Необходимо привести развернутое описание возможных сценариев развития муниципального образования (стратегических альтернатив).
Формулируются критерии выбора (например, влияние сценария на занятость, доходы и расходы местного бюджета, экологическую ситуацию и т. д.) и проводится сравнительный анализ стратегические альтернатив (по форме согласно таблицам 4 и 5).
2. Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития муниципального образования.
В разделе приводится:
а) обоснование выбора базового сценария развития муниципального образования;
б) фиксируются миссия и главная цель социально-экономического развития муниципального образования.
Миссия представляет собой краткую формулировку роли муниципального образования во внешней среде, В миссии раскрываются смысл и предназначение существования муниципального образования, а также может раскрываться картина желаемого будущего, которая должна быть достигнута посредством реализации Стратегии.
в) формулируются приоритеты и задачи социально-экономической политики в разрезе основных направлений (социальная сфера, экономика и предпринимательство, коммунальное хозяйство и т. д.).
г) проводится сопоставление целей развития муниципального образования с целями и задачами, изложенными в стратегии региона (по форме согласно таблице 6).
Данный пункт не означает, что цели и задачи стратегии муниципального образования должны копировать цели и задачи стратегии субъекта федерации, существенные расхождения должны быть обоснованы и снабжены комментариями.
д) определяются целевые показатели и их значения, отражающие ожидаемые результаты реализации Стратегии (значения целевых показателей фиксируются на момент разработки Стратегии - достигнутый уровень, и далее устанавливаются на срок действия Стратегии с выделением промежуточных значений, в увязке с принятым циклом бюджетного планирования) (по форме согласно таблице 7).
3. Механизмы реализации Стратегии.
В разделе: определяются сроки и этапы реализации Стратегии, дается оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии, приводится перечень муниципальных программ.
Также указываются органы ответственные за реализацию Стратегии, описывается процедура мониторинга хода реализации Стратегии.
7. Формы и пояснительная информация
Таблица 1 - Рекомендуемая форма
подведения итогов анализа
внутренней среды (анализ
сильных и слабых сторон
муниципального образования)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.