Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Комитета
по связи и информатизации
Ленинградской области
от 3 июня 2015 г. N 11
Методика
создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области
21 апреля 2016 г.
I. Общие положения
1. Методика создания и оценки планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области (далее - Методика) разработана в соответствии с приложением 2 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" с целью методологического обеспечения разработки и реализации планов информатизации органов исполнительной власти Ленинградской области (далее - ОИВ ЛО) в рамках реализации подпункта 3 пункта 5 постановления Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области".
II. Термины и определения
2. В Методике используются следующие термины и определения:
2.1. Показатель - параметр, характеризующий объект учета, государственную услугу, специфические и типовые полномочия ОИВ ЛО, деятельность ОИВ ЛО, относящуюся к установленной сфере ведения ОИВ ЛО.
2.2. Индикатор - это мера изменения значения показателя или значения, рассчитываемого на основании значений нескольких показателей, выраженная количественно (в процентах) и отражающая динамику достижения целей реализации мероприятия по информатизации.
2.3. Характеристика - совокупность отличительных свойств (количественных и качественных) товаров (программного и технического обеспечения (далее - ПО, ТО)), предусмотренных для реализации мероприятия по информатизации.
2.4. Документ - основание реализации мероприятий по информатизации (далее - Документ-основание) - федеральные законы, акты и поручения Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации, областные законы Ленинградской области, акты Губернатора Ленинградской области, акты Правительства Ленинградской области, акты ОИВ ЛО, предусматривающие создание, развитие, модернизацию, эксплуатацию информационных систем (далее - ИС) и (или) компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры (далее - ИКТ-инфраструктура) ОИВ ЛО.
3. Иные понятия и термины, используемые в методических рекомендациях, применяются в тех же значениях, в каких они определены в постановлении Правительства Ленинградской области от 30.12.2014 N 641 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области" и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Ленинградской области.
III. Методика формирования мероприятий по информатизации
4. Мероприятия по информатизации могут быть направлены либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию одного объекта учета. При планировании мероприятия по информатизации рекомендуется указывать совокупность взаимосвязанных работ, услуг, товаров, необходимых либо для создания, либо для развития, либо для модернизации, либо для эксплуатации объекта учета одной классификационной категории.
4.1. Мероприятие по информатизации, направленное на создание объекта учета, предполагает деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке товаров (ПО и ТО) для ИС или компонентов ИТКИ, не введенных в эксплуатацию.
4.2. Мероприятие по информатизации, направленное на развитие объекта учета, предполагает деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, закупке ПО, ТО, направленную на изменение функциональных возможностей или расширение (создание новых) функциональных характеристик компонентов ИКТ- инфраструктуры или ИС, введенных в эксплуатацию.
4.3. Мероприятие по информатизации, направленное на модернизацию объекта учета, предполагает деятельность в отношении компонентов ИКТ-инфраструктуры или введенных в эксплуатацию ИС, направленную на улучшение их показателей назначения, снижение затрат на эксплуатацию, а также обеспечение соответствия современному технологическому уровню и удобству использования ИС или компонентов ИКТ-инфраструктуры (в том числе закупка более мощных средств ТО и новых версий общесистемного ПО, а также работы по изменению архитектуры ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры, в том числе увеличение количества точек установки (тиражирование) ИС или компонентов ИКТ-инфраструктуры).
4.4. Мероприятие по информатизации, направленное на эксплуатацию объекта учета влечет за собой следующие эксплуатационные расходы:
обеспечение функционирования и поддержка работоспособности прикладного и системного ПО;
техническое обслуживание аппаратного обеспечения, включающее:
контроль технического состояния, включая аттестацию информационно-коммуникационного оборудования на соответствие требованиям безопасности;
закупка запасных частей, комплектующих, расходных материалов;
расходы по снятию с эксплуатации:
извлечение (экспорт) данных из снимаемой с эксплуатации ИС;
подготовка данных к загрузке (импорту) в следующую ИС.
4.5. При планировании мероприятий по информатизации рекомендуется различать классификационные категории объектов учета в соответствии с приложением 3
5. В план информатизации рекомендуется включать мероприятия по информатизации, направленные на эксплуатацию всех ИС и компонентов ИКТ- инфраструктуры, созданных ранее ОИВ ЛО, формирующим план информатизации, или прилагать к плану информатизации правовые акты ОИВ ЛО о выводе из эксплуатации созданных ранее ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
6. При планировании мероприятий по информатизации, содержащих работы и услуги по выводу ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры из эксплуатации, такие мероприятия по информатизации относят к мероприятиям по эксплуатации объекта учета.
7. Мероприятие по информатизации, направленное либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были достигнуты измеримые положительные результаты для граждан, юридических лиц и (или) для ОИВ ЛО.
IV. Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры
8. При формировании сведений об ИС и компонентах ИКТ-инфраструктуры указываются следующие классификационные категории объектов учета:
8.1. ИС обеспечения специальной деятельности (далее - ИС специальной деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации либо информационной поддержки предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, предусмотренных в федеральных законах, актах Президента Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, областных законах Ленинградской области, актах Губернатора Ленинградской области, актах Правительства Ленинградской области в качестве полномочий конкретного ОИВ ЛО, а также исполняемых им функций по государственному контролю (надзору).
8.2. ИС обеспечения типовой деятельности (далее - ИС типовой деятельности) - ИС, предназначенные для автоматизации обеспечивающей деятельности ОИВ ЛО и подведомственных учреждений в рамках исполнения ими типовых полномочий, предусмотренных нормативными правовыми актами, за исключением специфических полномочий, автоматизация или информационная поддержка которых предусмотрена ИС специальной деятельности.
8.3. Центр обработки данных (далее - ЦОД) - технологически и территориально обособленные серверные комплексы, включая рабочие станции, предназначенные для обслуживающего персонала, и технологическое оборудование, обеспечивающие функционирование серверов (стойки, источники бесперебойного питания, коммутационное оборудование и кабельные системы).
8.4. Типовые компоненты ИКТ-инфраструктуры - программно-технические комплексы и средства, выполняющие общие технологические функции, и (или) совместно используемые ИС (средства вычислительной техники, предназначенные для непосредственной работы пользователя).
8.5. Компоненты инфраструктуры электронного правительства - компоненты инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие ИС, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее - компоненты инфраструктуры электронного правительства), комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов которой определен постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
9. Каждый объект учета должен соответствовать только одной классификационной категории. Классификатор ИС и компонентов ИКТ- инфраструктуры и указания по классификации приведены в Приложении N 2 к методике.
10. ИС специального назначения и ИС типового назначения, по которым планируются мероприятия по развитию, модернизации или сопровождению, должны быть зарегистрированы в Едином реестре информационных ресурсов и информационных систем Ленинградской области в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 23.05.2006 N 156 "Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации государственных информационных ресурсов и информационных систем Ленинградской области".
Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2017 г. N 623 постановление Правительства Ленинградской области от 23 мая 2006 г. N 156 признано утратившим силу с 28 декабря 2017 г.
11. Классификация ПО и ТО, работ, услуг осуществляется в соответствии с классификаторами, приведенными в Приложении N 3 к методическим указаниям.
12. К ПО относят программы для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), необходимые для обеспечения функционирования ИС и (или) ТО. Мероприятия по приобретению ПО должны характеризоваться определенным объемом прав использования, передаваемых ОИВ ЛО или подведомственному учреждению. В зависимости от передаваемого или принадлежащего ОИВ ЛО или подведомственному учреждению объема прав использования ПО может учитываться как по числу экземпляров (в соответствии с условиями простой (неисключительной) лицензии), так и в качестве объекта исключительного права, при этом количество подлежащих использованию ОИВ ЛО или подведомственным учреждением экземпляров ПО не ограничено. Если в результате работ по созданию ПО, в том числе научно-исследовательских (далее - НИР) и опытно- конструкторских работ, ОИВ ЛО или подведомственное учреждение приобретает права использования на программы для ЭВМ, то такие работы учитываются как ПО.
13. К ТО относят персональные компьютеры, серверы, вычислительные комплексы, иную аппаратуру и оборудование, необходимые для функционирования ИС. Встроенное ПО технических средств (программы, записанные в постоянное запоминающее устройство или в перезаписываемое постоянное запоминающее устройство оборудования и не предназначенные для исполнения отдельно от него) отдельно не учитывается. Допускается учитывать как ТО программно-аппаратные комплексы, если ПО, входящее в их состав, поставляется на условиях использования совместно с конкретной единицей ТО.
14. К прочим видам обеспечения относят работы и услуги, результатами которых не является передача ОИВ ЛО или подведомственному учреждению ПО и ТО, в том числе проектирование ИС, обучение персонала, услуги по ремонту и регламентному обслуживанию ТО, ведению баз данных.
15. К облачным вычислениям (или облачным технологиям) относятся услуги по обслуживанию потребностей в ИС и (или) компонентах ИКТ-инфраструктуры. Является формой аренды, при которой предоставляется доступ к объекту аренды по каналам связи, в том числе общедоступным.
16. Если ПО и ТО используются одновременно несколькими ИС и не входят в состав ЦОД, то они учитываются в составе типовых компонентов ИКТ- инфраструктуры.
17. Если ИС вместо отдельных средств ПО и ТО использует компонент ИКТ- инфраструктуры, то в составе этой ИС должен указываться компонент ИКТ- инфраструктуры, используемый данной ИС. Сведения об использовании ресурсов определенного компонента ИКТ-инфраструктуры различными ИС вносятся в электронный паспорт этого компонента ИКТ-инфраструктуры автоматически на основании данных, внесенных в электронные паспорта соответствующих ИС.
18. Автоматизированные рабочие места (далее - АРМ), не входящие в состав определенной ИС или не относящиеся к определенному ЦОД, относят к объекту учета соответствующей классификационной категории типовых компонентов ИКТ- инфраструктуры. В электронный паспорт данного объекта учета включают сведения о входящих в состав АРМ средств ПО, ТО, а также связанных с их поставкой, модернизацией и эксплуатацией работ и услуг. Сведения о специализированных программных средствах - клиентских приложениях, используемых непосредственно на рабочих местах пользователей, указываются в составе соответствующей ИС, а не в составе АРМ. Сведения о каналах связи, локальных сетях, периферийном оборудовании коллективного использования (в том числе сетевых принтерах, сканерах) относятся к классификационным категориям объекта учета аналогично.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
V. Методика использования индикаторов и показателей
18. Мероприятие по информатизации, направленное либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были достигнуты цели мероприятия по информатизации, степень достижения целей мероприятия определяется набором показателей и соответствующих им индикаторов.
19. Планируемый положительный результат реализации мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется определять плановыми значениями показателей и соответствующих им индикаторов:
19.1. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС специальной деятельности, плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов должны быть определены для каждой государственной услуги (функции) или специфического полномочия, на автоматизацию (информатизацию) которых направлено мероприятие по информатизации.
19.2. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС типовой деятельности, плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов должны быть определены для типовых полномочий, на автоматизацию (информатизацию) которых направлено мероприятие по информатизации.
19.3. Для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию компонента ИКТ-инфраструктуры, должны быть определены плановые значения показателей и соответствующих им индикаторов, характеризующие компонент ИКТ-инфраструктуры.
20. Рекомендуется планируемый результат реализации мероприятий по информатизации определять плановыми значениями показателей, а индикаторы не формировать, если:
оказание государственной услуги (выполнение специфических полномочий) не осуществлялось до момента формирования мероприятия по информатизации, направленного либо на создание, либо на развитие ИС специальной деятельности, предназначенной для автоматизации исполнения данной государственной услуги (реализации специфических полномочий);
мероприятие по информатизации направлено на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
21. Показатели и соответствующие им индикаторы (при наличии) должны быть определены для каждого года планового периода, в котором запланированы мероприятия по информатизации.
22. Мероприятие по информатизации, направленное на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры, рекомендуется планировать таким образом, чтобы в результате его реализации были сохранены свойства ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры на уровне, достигнутом в результате реализации мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
23. Возможные показатели и соответствующие им индикаторы для мероприятий по информатизации, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры, приведены в приложении N 1 к методике. ОИВ ЛО при формировании мероприятий по информатизации рекомендуется либо использовать индикаторы и показатели из приложения N 1 к методике, либо самостоятельно определить показатели и индикаторы, используя правила раздела V методики.
VI. Методика формирования показателей и индикаторов
24. Примерный перечень показателей и соответствующих им индикаторов, приведенный в приложении N 1 к методике, не является исчерпывающим, ОИВ ЛО вправе самостоятельно разработать дополнительные показатели и индикаторы. При разработке показателей и индикаторов целесообразно руководствоваться следующими правилами их формирования:
формулировка показателя должна быть однозначной, значение показателя должно быть измеримым и допускать возможность проверки в том числе внешними по отношению к ОИВ ЛО организациями;
формулировка индикатора должна быть однозначной и отражать положительный результат реализации мероприятия по информатизации;
алгоритм расчета плановых значений индикатора должен быть основан на значениях соответствующих индикатору показателей.
VII. Методика формирования перечня работ, услуг, товаров
25. При планировании мероприятия по информатизации рекомендуется указывать полный перечень работ, услуг и товаров, необходимых для его реализации.
Приказом Комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 21 апреля 2016 г. N 5 в пункт 26 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного приказа и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
26. Формирование перечня работ, услуг, товаров рекомендуется осуществлять по следующим правилам:
В рамках реализации одного мероприятия по информатизации может быть запланировано выполнение нескольких работ, услуг, закупка нескольких товаров.
Начало и окончание закупки товаров, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по информатизации, планируется в очередном финансовом году.
Для каждой работы, услуги, товара указывается перечень направлений расходования бюджетных средств по видам и типам затрат, за счет которых осуществляются расходы на проведение мероприятий по информатизации (далее - направления расходования средств), в соответствии с Перечнем расходов областного бюджета Ленинградской области, отнесенных к сфере информационно-коммуникационных технологий (далее Перечень расходов на ИКТ), утвержденным приказом Комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 03 июня 2015 N 10 "Об утверждении перечня расходов областного бюджета Ленинградской области, отнесенных к сфере информационно-коммуникационных технологий" по следующим правилам:
для каждой работы (услуги) указывается один вид затрат и один или несколько типов затрат. Виды и типы затрат для работ (услуг) выбираются из пунктов 1, 3 - 11 направлений расходования средств.
для каждого товара указываются один вид затрат и один тип затрат. Виды и типы затрат указываются для товаров из пункта 2 направлений расходования средств.
27. Для каждого товара рекомендуется указывать значения количественных характеристик товара (ПО и ТО) и единицы их измерения. Указанные при планировании мероприятия по информатизации работы, услуги и товары должны соответствовать ранее указанным сведениям о мероприятии по информатизации и быть направлены либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию объекта учета.
VIII. Методика заполнения плана информатизации
Раздел 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации"
28. Для заполнения раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации" приводится следующий набор сведений:
28.1. "N п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг. Поле является обязательным для заполнения.
28.2. "Наименование мероприятия, работы или услуги, год исполнения" - указывается наименования мероприятий, работ или услуг по информатизации и год исполнения. Поле является обязательным для заполнения.
28.3. "Результат предыдущих периодов" - указываются показатели и индикаторы предыдущих периодов мероприятий по информатизации. Заполняется с учетом раздела V Методика использования индикаторов и показателей. Поле является обязательным для заполнения, если мероприятие по информатизации направлено на развитие, на модернизацию или на эксплуатацию объекта учета.
28.4. "Ожидаемый результат" - указываются показатели и индикаторы мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период. Заполняется с учетом раздела V Методика использования индикаторов и показателей. Поле является обязательным для заполнения.
28.5. "Областной бюджет" - указываются сумма мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период в тыс. рублей из средств областного бюджета и код бюджетной классификации. Поле является обязательным для заполнения.
28.6. "иные источники финансирования" - указывается сумма мероприятий по информатизации на текущий финансовый год и плановый период в тыс. рублей из иных (отличных от областного бюджета) источников финансирования и расшифровка этих источников. Поле является обязательным для заполнения при финансировании мероприятий из иных (отличных от областного бюджета) источников финансирования.
Раздел 2 "Примерные спецификации оборудования, программного обеспечения по мероприятиям"
29. Для заполнения раздела 2 "Примерные спецификации оборудования, программного обеспечения по мероприятиям" приводится следующий набор сведений:
29.1. "N п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 2 "Примерные спецификации оборудования, программного обеспечения по мероприятиям" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг в соответствии с порядковым номером раздела 1.
29.2. "Наименование мероприятия, работы или услуги" - указывается наименования мероприятий, работ или услуг по информатизации из Раздела 1 "Сведения о планируемых мероприятиях и работах (услугах) по информатизации".
29.3. "Наименование оборудования, программного обеспечения, а также работ, услуг" - указывается наименования объектов мероприятий по информатизации с указанием их классификации и спецификации. Заполняется с учетом раздела VIII Методика классификации ИС и компонентов ИКТ-инфраструктуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "раздела IV"
29.4. "Оборудование, лицензии программного обеспечения, работы, услуги" - указывается количество объектов мероприятий по информатизации и стоимость.
Раздел 3 "Цели и задачи мероприятия"
30. Для заполнения раздела 3 "Цели и задачи мероприятия" приводится следующий набор сведений:
30.1. "N п/п" - указывается порядковый номер строки раздела 3 "Цели и задачи мероприятия" с учетом уровня вложенности подчиненных планируемым мероприятиям по информатизации работ и услуг в соответствии с порядковым номером раздела 1.
30.2. "Приоритеты, цели":
30.2.1. "Наименование" - указывается наименование приоритетов и (или) целей, на достижение которых направлены мероприятия.
30.2.2. "наименование, номер и дата правового акта (с указанием пункта, статьи)" - указываются правовые акты, определяющие приоритеты и (или) цели.
30.3. "Функции ОИВ ЛО":
30.3.1. "Наименование" - указывается наименование функций ОИВ ЛО, на автоматизацию которых направлены мероприятия.
30.3.2. "наименование, номер и дата нормативного правового акта (с указанием пункта, статьи)" - указываются правовые акты определяющие функции ОИВ ЛО.
IX Методика оценки планов информатизации
31. Планы информатизации оцениваются на соответствие объемных и качественных характеристик выполняемых работ, оказываемых услуг, предусмотренных для реализации мероприятий по информатизации установленным исполнительным органом плановым показателям этих мероприятий, направленных либо на создание, либо на развитие, либо на модернизацию, либо на эксплуатацию ИС или компонента ИКТ-инфраструктуры.
32. Эффективность мероприятий Планов информатизации определяется исходя из конечной цели реализации этих мероприятий.
33. Целесообразность финансирования мероприятий по информатизации в объемах предусмотренных бюджетом Ленинградской области определяется исходя из соответствия расходов характеристикам объектов учета, а также соответствия Перечню расходов на ИКТ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.