Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Комитета по образованию
от 13 июля 2015 г. N 03-20-2881/15-0-0
Инструктивно-методическое письмо
"Об организации обучения на дому по основным общеобразовательным программам обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов"
1. Общие положения.
1.1. Для детей-инвалидов, инвалидов и детей, нуждающихся в длительном лечении, которые не могут посещать образовательные организации (далее - обучающиеся на дому), с согласия их родителей (законных представителей) организуется обучение на дому по основным общеобразовательным программам (далее - обучение на дому).
1.2. Для организации обучения на дому совершеннолетним обучающимся на дому (его представителем) или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося на дому (далее - заявители) представляются в образовательную организацию заявление об организации обучения на дому (далее - заявление) по форме согласно приложению 1 и заключение медицинской организации.
1.3. Зачисление обучающегося на дому в образовательную организацию осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для приема и перевода граждан в образовательные организации (приказ Минобрнауки от 22.01.2014 N 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", приказ Минобрнауки от 12.03.2014 N 177 "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности").
2. Организация обучения на дому.
2.1. Для обучающихся на дому рекомендовано с учетом интересов всех участников образовательных отношений организовать обучение на дому при зачислении в образовательную организацию, ближайшую к месту жительства.
2.2. Для обучающихся на дому устанавливается пятидневная учебная неделя.
2.3. Обучающиеся на дому учитываются в контингенте образовательной организации, осуществляющей обучение на дому.
2.4. Образовательная организация в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления принимает решение об организации обучения на дому.
Решение об организации обучения на дому оформляется распорядительным актом образовательной организации (далее - распорядительный акт) согласно приложению 2, с которым должны быть ознакомлены под подпись заявители и педагогические работники, осуществляющие обучение на дому.
2.5. В случае отсутствия условий для организации обучения на дому по месту жительства или месту пребывания в Санкт-Петербурге заявитель подает заявление в образовательную организацию об организации обучения в учебных помещениях образовательной организации с указанием причин.
2.6. Учебная деятельность при обучении на дому осуществляется в соответствии с основными общеобразовательными программами образовательной организации, включающими индивидуальный учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
2.7. Рабочие программы по всем учебным предметам индивидуального учебного плана корректируются педагогическими работниками с учетом индивидуальных особенностей обучающегося на дому.
2.8. Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся на дому осуществляется в соответствии с положением образовательной организации о проведении промежуточной аттестации обучающихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости и отражается в рабочих программах по всем учебным предметам индивидуального учебного плана.
2.9. Заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации составляется индивидуальный учебный план обучающегося на дому на основе учебного плана образовательной организации (с обязательным включением всех учебных предметов учебного плана, минимума контрольных и практических работ, форм и сроков проведения промежуточной аттестации) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося на дому, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и медицинскими рекомендациями, согласовывается с заявителем и утверждается руководителем образовательной организации.
2.10. На основании заявления заявителя обучающийся на дому может изучать учебные предметы самостоятельно с обязательным прохождением промежуточной аттестации в соответствии с положением образовательной организации о проведении промежуточной аттестации обучающихся.
2.11. Заместителем руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации составляется календарный учебный график, в том числе расписание учебных занятий с учетом мнения обучающегося на дому и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на дому. Расписание учебных занятий согласовывается с заявителем и утверждается руководителем образовательной организации.
2.12. Образовательная организация на основании заявления, поданного заявителем, предоставляет возможность участия обучающегося на дому во внеурочной деятельности, а также при отсутствии медицинских противопоказаний во внеучебных мероприятиях образовательной организации.
Расписание занятий внеурочной деятельности и внеучебных мероприятий обучающегося на дому составляется в соответствии с расписанием внеурочной деятельности и графиком внеучебных мероприятий класса с учетом индивидуальных особенностей обучающегося на дому и состоянием его здоровья.
2.13. Заместителем руководителя образовательной организации обеспечивается ведение журнала учета проведенных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося на дому, в котором педагогические работники записывают дату и тему учебного занятия, количество часов, домашнее задание, выставляют текущие и итоговые отметки, заявители ставят подпись о проведении учебных занятий и занятий внеурочной деятельности. Указанный журнал хранится в образовательной организации.
2.14. Заместителем руководителя образовательной организации регулярно осуществляется контроль за своевременным проведением учебных занятий и занятий внеурочной деятельности на дому, выполнением рабочих программ по учебным предметам и методикой обучения, ведением журнала учета проведенных учебных занятий и занятий внеурочной деятельности.
2.15. Для информирования обучающегося на дому и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на дому заявитель обеспечивает ведение дневника, в котором педагогические работники записывают тему учебного занятия, количество часов, домашнее задание, выставляют текущие и итоговые отметки.
2.16. Общие сведения об обучающемся на дому, данные о результатах промежуточной и (или) итоговой аттестации вносятся в классный журнал соответствующего класса.
2.17. Образовательная организация предоставляет обучающимся на дому бесплатно в пользование на время обучения на дому учебники, учебные пособия а также учебно-методические материалы в соответствии с утвержденным руководителем образовательной организации списком учебных и методических пособий, обеспечивающих преподавание учебных предметов.
2.18. По заявлению, поданному заявителем, при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером обучение на дому может быть организовано с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в соответствии с Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденных приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2.
2.19. Образовательная организация:
осуществляет перевод обучающегося на дому в следующий класс по решению педагогического совета на основании результатов промежуточной аттестации;
допускает обучающегося на дому, не имеющего академической задолженности и в полном объеме выполнившего индивидуальный учебный план, к государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе;
обучающемуся на дому, успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, выдает документ об образовании (аттестат об основном общем образовании или аттестат о среднем общем образовании).
2.20. Образовательная организация имеет право требовать от обучающегося на дому и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на дому соблюдения Устава, Правил внутреннего распорядка, Правил для обучающихся и иных локальных актов образовательной организации, регламентирующих ее деятельность.
2.21. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на дому: обеспечивают условия для организации образовательного процесса, включая
организацию рабочего места обучающегося и педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий и наличие необходимых канцелярских принадлежностей;
обеспечивают выполнение обучающимся учебных заданий педагогических работников и предоставление их педагогическим работникам;
обеспечивают выполнение обучающимся Устава, Правил внутреннего распорядка, Правил для обучающихся и иных локальных актов образовательной организации, регламентирующих ее деятельность;
своевременно предоставляют образовательной организации необходимые документы, а также сообщают об изменении состоянии здоровья обучающегося.
2.22. Обучающийся на дому:
выполняет учебные задания педагогических работников и предоставляет их педагогическим работникам;
выполняет Устав, Правила внутреннего распорядка образовательной организации, Правила для обучающихся и иные локальные акты образовательной организации, регламентирующие ее деятельность;
пользуется академическими правами обучающихся.
3. Финансовое обеспечение обучения на дому.
3.1. При определении учебной нагрузки обучающимся на дому необходимо руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательных организациях, а также методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по организации обучения на дому детей- инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий от 10.12.2012 N 07-832.
3.2. Примерный учебный план для обучающихся на дому составляется в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 (далее - ФБУП-2004);
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (для VI-XI (XII) классов);
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 N 1897 (далее - ФГОС основного общего образования) (для V классов образовательных организаций, а также для VI-VII классов образовательных организаций, участвующих в апробации ФГОС основного общего образования в 2015/2016 учебном году);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015;
распоряжением Комитета по образованию от 06.05.2015 N 2158-р "О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году";
распоряжением Комитета по образованию от 13.05.2015 N 2328-р "О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год".
Примерный недельный учебный план начального общего образования (пятидневная учебная неделя)
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
|||
|
по классам |
|
|||
I |
II |
III |
IV |
||
Филология |
Русский язык Литературное чтение |
22 |
21,5 |
21,5 |
21,5 |
Иностранный язык |
|
1 |
1 |
1 |
|
Математика и информатика |
Математика |
3 |
2,5 |
2,5 |
2 |
Обществознание и естествознание (Окружающий мир) |
Окружающий мир |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Основы религиозных культур и светской этики |
Основы религиозных культур и светской этики |
|
|
|
0,5 |
Искусство |
Музыка и ИЗО Технология Физическая культура |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Технология |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Физическая культура |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Обязательная нагрузка обучающегося |
10 |
10 |
10 |
10 |
|
Часы самостоятельной работы обучающегося |
11 |
13 |
13 |
13 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при |
21 |
23 |
23 |
23 |
|
пятидневной учебной неделе |
Примерный недельный учебный план основного общего образования, обеспечивающий введение в действие и реализацию ФГОС основного общего образования
Предметные области |
Учебные предметы |
Количество часов в неделю |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
||
Обязательная часть | ||||||
Филология |
Русский язык |
2 |
2 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Литература |
1,5 |
1,5 |
1 |
1 |
1 |
|
Иностранный язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Математика и информатика |
Математика |
2 |
2 |
|
|
|
Алгебра |
|
|
1,5 |
1,5 |
1,5 |
|
Геометрия |
|
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Информатика |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Общественно-научные предметы |
История |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Обществознание |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
География |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
Естественнонаучные предметы |
Физика |
|
|
1 |
1 |
1 |
Химия |
|
|
|
1 |
1 |
|
Биология |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Музыка |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
Искусство |
Изобразительное искусство |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
Технология |
Технология |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,25 |
|
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности |
Основы безопасности жизнедеятельности |
|
|
|
0,25 |
0,5 |
Физическая культура |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Итого: |
10,5 |
10,5 |
10,5 |
12 |
11,5 |
Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной учебной неделе |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1 |
1,5 |
|
Обязательная нагрузка обучающегося |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
|
Часы самостоятельной работы обучающегося |
17 |
18 |
20 |
20 |
20 |
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
Примерный недельный учебный план основного общего образования на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования
Учебные предметы |
Количество часов в неделю по классам |
||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
|
Русский язык |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0,5 |
0,5 |
Литература |
1,5 |
1,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
2 |
2 |
Иностранный язык |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Математика |
3 |
2,5 |
2,5 |
2 |
2 |
|
|
Информатика и ИКТ |
|
|
|
0,5 |
0,5 |
3 |
3,5 |
История |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,5 |
1 |
Обществознание (включая |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
экономику и право) |
|
|
|
|
|
|
|
Природоведение |
1 |
|
|
|
|
|
|
География |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Биология |
|
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
Физика |
|
|
1 |
1 |
1 |
|
|
Химия |
|
|
|
1 |
1 |
|
|
Естествознание |
|
|
|
|
|
3 |
3 |
Искусство (Музыка и ИЗО, МХК) |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Технология |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
|
|
Физическая культура |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
|
Г 0,5 |
0,5 |
Основы безопасности жизнедеятельности |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,25 |
0,5 |
0,25 |
0,25 |
Региональный компонент и компонент образовательной организации |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Обязательная учебная нагрузка |
12 |
12 |
12 |
13 |
13 |
14 |
14 |
Часы самостоятельной работы обучающегося |
17 |
18 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Максимально допустимая учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе |
29 |
30 |
32 |
33 |
33 |
34 |
34 |
3.3. Обязательными учебными предметами по выбору обучающихся на дому из компонента образовательной организации в IX- XI классах являются элективные учебные предметы.
3.4. Часы, отведенные в VI-VII классах на изучение учебного предмета "Искусство (Музыка и ИЗО)", рекомендуется проводить отдельно. В VIII-IX классах также рекомендован к изучению интегрированный курс "Искусство" (34 часа в год). Допускается изучение отдельных учебных предметов "Изобразительное искусство" и "Музыка". В V - IX классах замена учебного предмета "Искусство" учебным предметом "Мировая художественная культура" не допускается. В X - XI классах изучение предмета "Мировая художественная культура" является обязательным при реализации учебного плана универсального (непрофильного) обучения.
3.5. Изучение естественнонаучных предметов в X-XI классах может быть обеспечено как интегрированным учебным предметом "Естествознание", так и отдельными учебными предметами "Физика", "Химия", "Биология" в соответствии с учебным планом образовательной организации.
3.6. В образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, обеспечивающие углубленное изучение предметов, предметных областей, при составлении индивидуального учебного плана необходимо учитывать профиль обучения и особенности образовательных программ образовательной организации, обеспечивающих углубленное изучение учебных предметов, предметных областей.
3.7. Расчет общего количества часов на выполнение индивидуального учебного плана осуществляется в зависимости от срока обучения на дому (в соответствии с распорядительным актом образовательной организации). Если обучение на дому осуществляется в течение всего учебного года, общее количество часов индивидуального учебного плана должно соответствовать общему количеству часов, установленному за год (класс) обучения.
3.8. При распределении часов регионального компонента и компонента образовательной организации (части, формируемой участниками образовательных отношений) рекомендуется учитывать мнение обучающегося на дому, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося на дому.
Организация учебных занятий в рамках регионального компонента и компонента образовательной организации (части, формируемой участниками образовательных отношений) возможна в малых группах (до 4-х человек) по согласованию с заявителем для решения задач формирования коммуникативных навыков и социальной адаптации обучающихся.
3.9. Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому определяется в соответствии с рабочей программой по учебному предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному учебному предмету, на усвоение межпредметных связей.
3.10. Выбор вариантов проведения учебных занятий, самостоятельной работы определяется образовательной организацией в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся на дому, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций медицинской организации и отсутствия противопоказаний для занятий в группе.
3.11. В случае болезни педагогического работника (не позже, чем через 3 рабочих дня) заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе образовательной организации производит замещение учебных занятий с обучающимся на дому с целью выполнения индивидуального учебного плана.
3.12. В случае болезни обучающегося на дому педагогический работник с целью выполнения индивидуального учебного плана проводит пропущенные учебные занятия в дополнительное время по согласованию с заявителем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.