Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге
Информационные данные
1. Новая редакция Правил подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге (далее - Правила) разработана в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года N 103. Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге, введены в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 7.
Разработчики:
Городская межведомственная комиссия по подготовке и проведению отопительного сезона в Санкт-Петербурге, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
1. Основные термины и определения, используемые в настоящих правилах
В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:
потребитель тепловой энергии - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления;
ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя;
инженерные сети (коммуникации) - комплекс инженерных систем, прокладываемых на территории и в зданиях, используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, вентиляции, кондиционирования, телефонизации с целью обеспечения жизнедеятельности объекта;
теплопотребляющая энергоустановка (система) - тепловая энергоустановка или комплекс устройств, предназначенные для использования теплоты и теплоносителя на нужды отопления, вентиляции, кондиционирования, горячего водоснабжения и технологические нужды;
тепловая энергоустановка - энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя;
технологические нарушения - нарушения в работе систем коммунального энергоснабжения (электроснабжения; теплоснабжения) и эксплуатирующих их организаций в зависимости от характера и тяжести последствий (воздействие на персонал; отклонение параметров энергоносителя; экологическое воздействие; объем повреждения оборудования; другие факторы снижения надежности) подразделяются на аварии и инциденты;
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
внутридомовые инженерные системы - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от точки присоединения (либо границы раздела ответственности) к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;
система теплоснабжения - совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями;
режим потребления тепловой энергии - процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения;
эксплуатация - стадия жизненного цикла объекта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние);
ведущие теплоснабжающие организации Санкт-Петербурга - филиал "Невский" ОАО "ТГК-1", ГУП "ТЭК СПб", ООО "Петербургтеплоэнерго", ОАО "Теплосеть Санкт-Петербурга", ОАО "Юго-Западная ТЭЦ", ТЭЦ ОАО "НПО ЦКТИ им. И.И.Ползунова", ТЭЦ ООО "Обуховоэнерго", ЗАО "ГСР ТЭЦ", ТЭЦ ОАО "ИНТЕР РАО - Электрогенерация" филиал "Северо-Западная ТЭЦ";
ведомственные котельные - теплоисточники, осуществляющие теплоснабжение (горячее водоснабжение и отопление) потребителей (многоквартирные жилые дома и социально значимые объекты), включенные в план подготовки администрации района к отопительному сезону, находящиеся в ведении организаций независимо от их организационно-правовой формы и подведомственности, за исключением ведущих теплоснабжающих организаций Санкт-Петербурга;
подготовка к отопительному сезону и его проведение - комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых уполномоченными (исполнительными) органами государственной власти Санкт-Петербурга, ресурсоснабжающими организациями и организациями - исполнителями коммунальных услуг и потребителями тепловой энергии по формированию, согласованию и исполнению плана подготовки жилищного и нежилого фонда, объектов инженерной инфраструктуры города к предстоящему отопительному сезону, а также по эффективному взаимодействию перечисленных организаций в процессе его проведения в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений и объектов общего имущества в многоквартирных домах, а также помещениях нежилых зданий.
2. Общие положения
2.1. Настоящие Правила обязательны для:
- исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, организаций, предприятий и учреждений Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих органов и имеющих на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и здания;
- юридических лиц, независимо от объема вещных прав, осуществляющих отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов;
- строительно-монтажных, ремонтных и наладочных организаций, выполняющих строительство, монтаж, наладку и ремонт на объектах жилищно-коммунального и инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга.
2.2. Основной задачей ресурсоснабжающих организаций, осуществляющих производство коммунальных ресурсов, при подготовке и проведении отопительного сезона является обеспечение устойчивого и надежного тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и обеспечения топливом потребителей города в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга и условиями заключенных договоров.
2.3. Ответственность за подготовку и проведение отопительного сезона устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
2.4. Весь комплекс мероприятий по подготовке и проведению отопительного сезона подразделяется на этапы:
- подготовка к отопительному сезону;
- опробование систем теплоснабжения и резервных топливных хозяйств в работе;
- периодическое протапливание;
- регулярное отопление;
- прохождение зимнего максимума энергетических нагрузок;
- завершение отопительного сезона и обеспечение горячим водоснабжением (ГВС) потребителей в межотопительном периоде.
2.5. При подготовке и проведении отопительного сезона необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами.
2.6. Общий контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона в городе в целом осуществляется Городской межведомственной комиссией по подготовке и проведению отопительного сезона в Санкт-Петербурге (далее - Городская МВК).
2.7. Решения, принимаемые Городской МВК в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предприятий, организаций и учреждений Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих органов и юридических лиц, независимо от объема вещных прав, осуществляющих отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов.
2.8. Координацию подготовки и проведения отопительного сезона в административных районах Санкт-Петербурга осуществляют районные межведомственные комиссии (далее - районные МВК), действующие на основании положений о районных межведомственных комиссиях по подготовке и проведению отопительного сезона, утвержденных главами администраций районов Санкт-Петербурга и согласованных Городской МВК.
2.9. Взаимодействие организаций по вопросам энергообеспечения города осуществляется в соответствии с действующими положениями и регламентами.
2.10. Взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций с потребителями коммунальных ресурсов определяются заключенным между ними договором и действующим законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Граница ответственности между потребителем и ресурсоснабжающей организаций определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.
2.11. Потребители коммунальных ресурсов обеспечивают:
выполнение заключенных с ресурсоснабжающими организациями договоров;
надежную эксплуатацию, своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт энергопотребляющих систем и инженерных сетей, при заключении договора со специализированной организацией на техническое обслуживание и ремонт, допуск ее персонала в любое время суток;
круглосуточный допуск на территорию предприятий специалистов ресурсоснабжающих организаций для производства работ по ремонту и обслуживанию транзитных инженерных сетей, находящихся на балансе ресурсоснабжающих организаций, а также для осмотра систем энергопотребления;
беспрепятственный допуск представителей надзорных органов, Городской и районной МВК на территории и в помещения зданий для осмотра систем энергопотребления и проверки готовности объекта к отопительному сезону;
выполнение распоряжений о введении графиков ограничения потребления тепловой и электрической энергии (мощности), графиков перевода на резервные виды топлива при похолоданиях и аварийного отключения подачи природного газа, разработанных в соответствии действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
2.12. Владелец территории, обязан:
- не допускать, в пределах охранных зон инженерных сетей и сооружений возведение каких-либо построек, складирование материалов, устройства свалок, посадки деревьев, кустарников и т.п.;
- осуществлять контроль за соблюдением охранных зон инженерных сетей, обеспечивать круглосуточный доступ для обслуживания и ремонта инженерных коммуникаций, проходящих по ее территории;
- обеспечивать снос несанкционированных построек и посаженных в охранных зонах деревьев и кустарников по требованию владельца инженерных коммуникаций, за собственный счет;
- компенсировать все материальные потери, связанные с восстановлением или переносом сооружений из охранной зоны инженерных коммуникаций, а также все материальные потери, связанные с задержкой начала производства аварийных или плановых работ из-за наличия несанкционированных сооружений.
С целью контроля за соблюдением охранных зон и условий использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, ресурсоснабжающая организация осуществляет проверки (осмотр, обход зон), информацию о выявленных нарушения охранных зон для устранения направляет в организацию, ответственную за содержание территории (владельцу территории) и администрацию района.
Администрация района Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством принимает меры воздействия к владельцам территорий, допустившим возведение и устройство в охранных зонах инженерных коммуникаций несанкционированных построек, постоянных или временных предприятий торговли, парковок транспорта, рекламных щитов и т.д.
2.13. Владелец территории (объекта) и владелец подземных коммуникаций обеспечивают своевременную очистку крышек колодцев и камер от загрязнения, снега и наледи для проверки их на загазованность, постоянно поддерживают в исправном состоянии указательные знаки расположения колодцев подземных коммуникаций.
Владелец подземных коммуникаций обеспечивает наличие отверстий в крышках колодцев диаметром не менее 15-20 мм для проверки колодцев на загазованность без снятия крышек.
2.14. Земляные работы, связанные со вскрытием грунта и дорожных покрытий, должны вестись в соответствии с действующими нормативными документами.
Все работы по устранению технологических нарушений на инженерных сетях, связанные с нарушением благоустройства, ресурсоснабжающим организациям и их подрядным организациям производить с предварительным уведомлением администраций районов Санкт-Петербурга.
2.15. Капитальный ремонт, как правило, производится в летний период, по заранее составленному плану-графику, утвержденному ресурсоснабжающей организацией. Плановые работы на инженерных сетях и оборудовании могут производиться в течение всего года в соответствии с технической документацией, согласно графикам производства работ по согласованию с администрациями районов и уведомлением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, при этом должны быть приняты меры по обеспечению ресурсоснабжением потребителей в соответствии с условиями договора.
2.16. При возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных технологическими нарушениями на инженерных сооружениях и коммуникациях, общее руководство по локализации и ликвидации их возлагается на Городскую и районные комиссии по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.
2.17. Организации, ответственные за содержание территорий, на которых находятся инженерные коммуникации, исполнители коммунальных услуг, работники органов внутренних дел и Государственной инспекции безопасности дорожного движения при обнаружении технологического нарушения (вытекание горячей воды и выход пара на тепловых сетях, вытекание холодной воды на поверхность, образование провалов, утечка (запах) газа и т.п.):
- принимают меры по ограждению опасной зоны и предотвращению доступа посторонних лиц в зону технологического нарушения до прибытия аварийно-восстановительных бригад, которые должны обеспечить приезд в течение одного часа после уведомления;
- незамедлительно информируют обо всех происшествиях, связанных с повреждениями инженерных коммуникаций, соответствующие диспетчерские службы города.
2.18. Во всех подъездах жилых домов владельцами зданий, управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК должны быть оформлены таблички с указанием адресов и номеров телефонов для сообщения о технологических нарушениях работы систем инженерного обеспечения.
2.19. В целях формирования сводного плана подготовки Санкт-Петербурга к отопительному сезону:
2.19.1. Все организации, имеющие резервные топливные хозяйства, представляют до 1 апреля в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в чьем ведении находятся или на территории района которого они расположены, планы по созданию нормативных запасов топлива по каждому виду топлива в натуральном выражении, с учетом создания запаса основного и резервного видов топлива к 1 октября текущего года по форме согласно приложению N 3;
2.19.2. Все организации (в том числе управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК), владеющие на праве собственности или ином праве источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов, расположенные на территории района, представляют до 1 апреля в администрацию района планы подготовки к отопительному сезону;
2.19.3. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в ведении которых находятся предприятия и организации, имеющие резервные топливные хозяйства, в том числе и администрации района Санкт-Петербурга на территории которых они расположены, представляют до 10 апреля в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению планы по запасам топлива (по каждому виду топлива в натуральном выражении) по подведомственным организациям и организациям, с учетом создания максимального запаса топлива к началу отопительного сезона (на 1 октября), по форме согласно приложению N 3, с разбивкой по организациям;
2.19.4. Администрации районов по форме согласно приложению N 5, а другие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, имеющие на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, в обслуживании источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов, в произвольной форме представляют до 10 апреля в секретариат Городской МВК сводные планы подготовки районов и своих хозяйств к отопительному сезону, а также в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению запланированные в бюджете объемы потребляемых энергоресурсов;
2.19.5. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга и ведущие ресурсоснабжающие организации представляют в секретариат Городской МВК до 10 апреля справки по предварительным результатам прохождения отопительного сезона с указанием выявленных недостатков и конкретные предложения по их устранению.
2.20. Отчеты по выполнению планов подготовки к отопительному сезону представляют:
2.20.1. Организации, указанные в п. 2.19.2, в администрации районов Санкт-Петербурга - не позднее 1 июля, 1 августа, 15 августа и 1 сентября;
2.20.2. Администрации районов Санкт-Петербурга по форме согласно приложению N 6 в секретариат Городской МВК, другие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, имеющие на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники энергоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и осуществляющие отпуск, транспортировку или потребление энергоресурсов и ведущие энергоснабжающие организации по произвольной форме в секретариат Городской МВК не позднее 3 июля, 3 августа, 18 августа и 3 сентября;
2.20.3. Все организации, указанные в п. 2.19.1, о выполнении заданий по созданию запасов топлива не позднее 2 числа отчетного месяца в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в чьем ведении находятся или на территории района которого они расположены по форме согласно приложению N 4;
2.20.4. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, указанные в п. 2.19.3, о выполнении заданий по созданию запасов топлива подведомственными организациями и организациями, находящихся на территории района, не позднее 3 числа после окончания отчетного срока в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению по форме согласно приложению N 4.
2.21. В случае невыполнения организацией плана подготовки к отопительному сезону к отчету прилагается справка с указанием причин невыполнения плана.
2.22. Ресурсоснабжающие организации в случае выявления у потребителей нарушений, влияющих на безопасную эксплуатацию инженерного оборудования и качество предоставляемых коммунальных услуг, для принятия мер направляют информацию в администрации районов Санкт-Петербурга, по жилищному фонду дополнительно направляют информацию в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.
2.23. Владелец или арендатор встроенных нежилых помещений (подвалов, чердаков, мансард и др.), по которым проходят инженерные коммуникации обязан обеспечить беспрепятственный доступ специалистам ресурсоснабжающих организаций незамедлительно, но не позднее одного часа от времени, указанного в телефонограмме вызова организации, проводящей аварийно-восстановительные работы, и за счет собственных средств выполнить работы по выделению зоны для прохода и обеспечению свободного доступа для выполнения ремонта, технического обслуживания и осмотра инженерных сооружений и систем энергопотребления. Владелец обязан следить за гидроизоляцией и вентиляцией подвальных помещений, работой придомовой дренажной системы и выполнять за свой счет мероприятия, исключающие попадание воды в подвальные помещения зданий.
Работы по оборудованию встроенных нежилых помещений, по которым проходят инженерные коммуникации, выполняются по техническим условиям владельца здания, согласованным с ресурсоснабжающей организацией.
2.24. Порядок введения графиков и перечень организаций, подлежащих ограничению потребления электрической энергии (мощности), переводу на резервные виды топлива при похолоданиях и аварийному отключению подачи природного газа, определяются действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
2.25. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют контроль за подготовкой и проведением отопительного сезона в подведомственных организациях и учреждениях.
2.26. При возникновении технологических нарушений на системах тепло-, электро-, газо- и водоснабжения и энергопотребления исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, ресурсоснабжающие организации и потребители коммунальных услуг осуществляют взаимодействие и координацию действий в соответствии с утвержденным Городской МВК Планом действий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций при возникновении технологических нарушений на инженерных сетях, Положением о взаимодействии (приложение N 1) и Регламентом предоставления оперативной информации (приложение N 2).
2.27. Администрации районов Санкт-Петербурга в автоматизированной информационной системе "Подготовка к отопительному сезону" осуществляют формирование:
- сводного плана подготовки района к отопительному сезону и отчета о его выполнении;
- планов и отчетов по запасам топлива, подготовке резервных топливных хозяйств к отопительному сезону по котельным, за исключением теплоисточников ведущих теплоснабжающих организаций Санкт-Петербурга.
Администрации районов Санкт-Петербурга через подсистему подготовки к отопительному сезону (АС Жилищный надзор) территориально-отраслевой региональной информационной системы согласовывают адресные перечни объектов жилищного фонда районов Санкт-Петербурга, включаемых в план подготовки к отопительному сезону с Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга.
2.28. С целью приведения в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга Городская МВК вносит соответствующие изменения и дополнения в настоящие Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге.
3. Подготовка к отопительному сезону
3.1. Подготовка к отопительному сезону включает:
- проведение анализа прошедшего отопительного сезона, разработка и выполнение мероприятий по устранению выявленных неисправностей и нарушений;
- издание приказа (распоряжения) об итогах прошедшего отопительного сезона с утверждением плана мероприятий по подготовке к новому отопительному сезону;
- заключение договоров с подрядными организациями, решение вопросов финансирования и материально-технического обеспечения необходимого для подготовки и проведения отопительного сезона;
- выполнение необходимых мероприятий и работ по строительству, реконструкции, ремонту на объектах энергоснабжения и энергопотребления;
- подготовку топливных резервных хозяйств, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, противопожарных средств защиты и создание запланированных запасов топлива.
3.2. Работы на источниках теплоснабжения для обеспечения нужд отопления должны быть завершены в осенне-зимний период до 1 сентября.
3.3. Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива должны быть завершены к 1 октября.
3.4. Все организации, имеющие топливные хозяйства (мазутное и дизельное топливо), представляют в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению акты готовности и технического опробования топливного хозяйства в срок до 5 октября по форме согласно приложению N 7 и N 8.
3.5. В соответствии с нормативно-технической документацией тепловые сети должны подвергаться:
- наружному осмотру, гидравлическим испытаниям на прочность и плотность или иным методам неразрушающего контроля трубопроводов;
- испытаниям на максимальную температуру теплоносителя;
- испытаниям на тепловые и гидравлические потери.
Испытания проводятся по разработанной программе и соблюдением правил безопасности.
3.6. Теплоснабжающие организации разрабатывают графики планового профилактического ремонта теплоисточников, гидравлических и температурных испытаний тепловых сетей в межотопительном периоде по форме согласно приложению N 9, согласовывают их с администрациями районов Санкт-Петербурга и Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению в срок до 30 марта. Согласованные графики теплоснабжающие организации направляют в Жилищный комитет и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
3.7. Отключение горячего водоснабжения потребителей в связи планово-профилактическим ремонтом на теплоисточниках и испытаниями тепловых сетей в межотопительном периоде не должно превышать 14 суток.
Возможность увеличения срока планово-профилактических работ рассматривается Городской МВК после согласования с администрацией района Санкт-Петербурга.
3.8. Системы централизованного горячего водоснабжения и сети систем теплоснабжения при вводе в эксплуатацию и после капитального ремонта подлежат гидропневматической промывке с последующей дезинфекцией.
Тепловые сети после проведения работ по устранению технологического нарушения должны подвергаться гидравлической промывке.
Промывка считается законченной, когда цветность воды в пробах, отобранных в присутствии представителей абонента и теплоснабжающей организации, соответствует цветности исходной воды.
Промывку и дезинфекцию сетей, контроль качества этих операций обеспечивают эксплуатационные службы или строительно-монтажные организации (на вновь строящихся объектах).
3.9. Потребители тепловой энергии (владельцы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, исполнители коммунальных услуг) в срок до 30 апреля согласовывают с теплоснабжающими организациями графики предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность. Согласованные графики теплоснабжающие организации для осуществления контроля представляют в администрации районов Санкт-Петербурга. Испытание оборудования установок и систем теплопотребления (вентиляции, горячего водоснабжения и отопления) на плотность и прочность производится после их промывки персоналом потребителя тепловой энергии с обязательным присутствием представителя теплоснабжающей организации с оформлением акта.
3.10. В случае невыполнения потребителями тепловой энергии предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность в соответствии с согласованным графиком, теплоснабжающие организации для принятия мер направляют информацию в администрации районов Санкт-Петербурга.
Включение систем теплопотребления и подключение к отоплению зданий без акта предъявления и испытания оборудования установок и систем теплопотребления на плотность и прочность, оформленного потребителем тепловой энергии и теплоснабжающей организацией, не допускается.
3.11. Потребители тепловой энергии (владельцы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, исполнители коммунальных услуг) при подготовке к отопительному сезону проводят следующие мероприятия:
после завершения отопительного сезона обследование технического состояния зданий, инженерного оборудования и коммуникаций;
работы по профилактике и ремонту внутридомовых систем, вводов и внутриквартальных сетей, которые предусматривают:
- необходимые работы по проведению профилактических мероприятий и устранению неисправностей и повреждений. Ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок определяет необходимый объем ремонта для содержания в исправном и работоспособном состоянии оборудование систем центрального отопления, вентиляции и горячего водоснабжения зданий;
- механическую чистку или химическую промывку подогревателей;
- косметический ремонт помещений тепловых пунктов;
- ревизию или замену запорной арматуры теплопотребляющей установки или теплового ввода;
- промывку систем центрального отопления гидравлическим способом ежегодно и гидропневматическим способом 1 раз в 2 года (приложение N 10);
- промывку внутриквартальных сетей и вводов, находящихся на балансе абонента;
- опрессовку домовых систем, элеваторных узлов и внутриквартальных сетей, находящихся на балансе потребителя, на давление в соответствии с нормативно-технической документацией;
- изготовление и установку диафрагм и сопел по расчетам, представленным теплоснабжающими организациями, с учетом результатов наладки в прошедшем отопительном сезоне. Установку выполняет потребитель тепла под контролем теплоснабжающей организации;
- утепление дверей, лестничных клеток, чердаков, подвалов, внутренней разводки, восстановление замков на дверях помещений тепловых пунктов, чердаков, водомерных узлов;
- создание нормального температурно-влажностного режима чердачных и подвальных помещений;
- утепление помещений водомерных узлов на водопроводных вводах;
- установку в соответствии с технической документацией в центральных тепловых пунктах, элеваторных узлах и тепловых пунктах, находящихся на балансе потребителя, контрольно-измерительных приборов и приборов регулирования и учета отпуска тепла, выполнение работ, указанных в предписаниях надзорных органов, а также работ, предусмотренных условиями заключенных договоров теплоснабжения;
- необходимые мероприятия по приведению электроустановок, находящихся на балансе потребителя, в соответствие с требованиями нормативных документов.
Ответственность за организацию работ и подготовку к отопительному сезону здания, систем теплопотребления, тепловых сетей, находящихся на балансе потребителя, выполнение требований правил техники безопасности несет владелец объекта (управляющая организация или назначенная в установленном порядке эксплуатирующая организация).
3.12. После подготовки систем отопления производится ее консервация заполнением сетевой водой с отключением от внешней сети, при необходимости - с установкой заглушек.
3.13. Техническая готовность систем теплопотребления зданий должна быть обеспечена к 1 сентября.
3.14. Готовность зданий к эксплуатации в отопительном сезоне подтверждается паспортами готовности (приложение N 19), которые оформляются администрацией района до 15 сентября на основании акта проверки готовности (приложение N 18).
Для организации контроля за подготовкой к отопительному сезону администрация района направляет:
- информацию о ходе оформления паспортов готовности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых организаций в секретариат Городской МВК;
- информацию об оформлении паспортов готовности жилищного фонда в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и Жилищный комитет;
- перечни зданий (жилищного фонда), на которые не оформлены паспорта готовности на 16 сентября в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга.
3.15. Порядок оценки готовности к отопительному сезону субъектов электроэнергетики, администраций районов Санкт-Петербурга, потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга указан в приложение N 16 настоящих Правил.
3.16. Вновь присоединяемые и реконструируемые теплопотребляющие установки потребителей должны соответствовать техническим условиям на подключение, выполнены в соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с теплоснабжающей организацией.
До пуска тепловых установок и тепловых сетей в эксплуатацию заказчик совместно с подрядной организацией проводит предусмотренные проектной документацией испытания, наладку и промывку в присутствии представителя теплоснабжающей организации.
3.17. Подготовку к отопительному сезону тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию специализированными организациями, обеспечивают строительные организации. Все необходимые врезки в инженерные коммуникации должны быть выполнены до 1 октября.
3.18. Организация-поставщик природного газа, газораспределительная организация разрабатывают графики перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях, утверждают их в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению за 25 суток до наступления квартала, на который они рассчитаны, и за 15 суток направляют на предприятия, задействованные в графиках.
4. Опробование систем теплоснабжения
4.1. С целью проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей к началу периодического протапливания и выявления скрытых дефектов проводится опробование систем теплоснабжения. Графики опробования разрабатываются теплоснабжающими организациями и согласовываются до 1 сентября с администрациями районов Санкт-Петербурга, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и газораспределительной организацией.
4.2. Теплоснабжающие организации до 5 сентября направляют согласованные графики в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению и информируют владельцев тепловых сетей и теплопотребляющих установок, исполнителей коммунальных услуг о сроках проведения опробования систем теплоснабжения.
4.3. Опробование систем теплоснабжения от ТЭЦ и котельных производится теплоснабжающей организацией по специальной программе (инструкции), согласованной с администрацией района Санкт-Петербурга.
В ходе опробования систем теплоснабжения производится замена консерванта и постановка всей системы теплоснабжения и теплопотребления под давление.
Циркуляция теплоносителя в период опробования осуществляется через элеваторные узлы или первичные контуры теплообменников (подключение систем теплопотребления зданий не допускается).
4.4. Выявленные в процессе опробования замечания и неисправности на системах теплоснабжения и теплопотребления должны быть устранены до начала периодического протапливания.
4.5. Включение на циркуляцию систем теплопотребления производится после выхода распоряжения о периодическом протапливании и подтверждения потребителем тепловой энергии о готовности систем теплопотребления к приему теплоносителя.
5. Периодическое протапливание
5.1. С учетом установившихся пониженных среднесуточных температур наружного воздуха и других неблагоприятных погодных факторов распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению объявляется периодическое протапливание, при котором допускается ограничение отпуска тепла и перерывы в теплоснабжении.
Временной период работы систем теплоснабжения в режиме периодического протапливания должен составлять не менее 5 календарных дней.
5.2. После выхода распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению о периодическом протапливании теплоснабжающие организации направляют графики включения источников теплоснабжения в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", газораспределительную организацию, Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга и Жилищный комитет.
5.3. В первоочередном порядке подключаются к отоплению детские, лечебные, школьные учреждения, ПТУ, дома для престарелых и инвалидов, жилые здания.
5.4. Для оперативного контроля за ходом подключения зданий к источникам теплоснабжения, ежедневно, до подключения всех зданий, в секретариат Городской МВК и Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга представляют справки:
- администрации районов Санкт-Петербурга по форме согласно приложению N 20;
- теплоснабжающие организации по форме согласно приложению N 21.
5.5. В течение 5 суток, после включения потребителей, теплоснабжающие организации и владельцы тепловых сетей проводят первичную регулировку оборудования и тепловых сетей, а владельцы зданий - регулировку внутридомовых систем и оборудования.
5.6. В ходе периодического протапливания проводится опробование резервных топливных хозяйств в работе.
5.7. Выявленные в процессе периодического протапливания замечания и неисправности на системах теплоснабжения и теплопотребления должны быть устранены до начала регулярного отопления.
5.8. В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при условии уведомления потребителя в порядке, установленном пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
6. Регулярное отопление
6.1. Регулярное отопление объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +8°С и ниже в течение 5 суток или при неблагоприятном прогнозе о резком понижении температуры наружного воздуха распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
6.2. Для анализа работы, своевременного выявления и устранения нарушений режимов теплоснабжения потребитель ежедневно по рабочим дням представляет информацию о параметрах в контрольных точках, согласованных с теплоснабжающими организациями, в участки и районы тепловой сети.
6.3. После выхода распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению о начале регулярного отопления теплоснабжающие организации совместно с потребителями тепловой энергии (владельцами тепловых сетей и теплопотребляющих установок, исполнителями коммунальных услуг) производят окончательную регулировку систем теплоснабжения и теплопотребления. При необходимости теплоснабжающая организация производит перерасчет сопел и диафрагм. Работы по замене проводятся персоналом потребителя под контролем представителей теплоснабжающих организаций.
6.4. В ходе отопительного сезона системы тепло-, водо-, электро- и газоснабжения работают в одном из следующих режимов:
нормальном - при среднесуточных температурах наружного воздуха до -15°С;
усиленном - при среднесуточных температурах наружного воздуха от -15°С до -26°С;
внерасчетном - при среднесуточных температурах наружного воздуха ниже -26°С.
При необходимости, усиленный режим может быть объявлен распоряжениями Комитета по энергетике и инженерному обеспечению и Жилищного комитета для всех исполнительных органов государственной власти и организаций Санкт-Петербурга, действующих в сфере ведения этих комитетов.
6.5. Во время отопительного сезона ресурсоснабжающие организации обязаны:
обеспечивать энергоснабжением потребителей в соответствии с условиями заключенных договоров (теплоснабжающими организациями должны быть обеспечены параметры теплоносителя в соответствии с температурным графиком и гидравлическим режимом работы системы теплоснабжения);
осуществлять постоянный контроль за состоянием инженерных сетей и оборудования, находящихся на своем балансе;
немедленно оповещать администрации районов, оперативного дежурного КЭиИО и аварийно-диспетчерские службы потребителей (жилищно-эксплуатационных организаций) о технологических нарушениях, отключениях и ограничениях в энергоснабжении, ухудшении качества горячей воды с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения;
обеспечивать оперативное прибытие аварийно-восстановительных бригад на место для локализации и ликвидации технологического нарушения на оборудовании или инженерных сетях не позднее одного часа после уведомления, при нарушениях от установленных режимов энергоснабжения - в течение 1 суток после получения информации от потребителя;
производить работы по ликвидации технологических нарушений на инженерных сетях в кратчайшие сроки (нормативные сроки ликвидации неисправностей в приложениях N 22, 23, 24).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления потребителям коммунальной услуги и порядок изменения размера платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими продолжительность указаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
6.6. Во время прохождения отопительного сезона потребители тепловой энергии (владельцы тепловых сетей и теплопотребляющих установок, исполнители коммунальных услуг) обязаны:
организовать работу по приему жалоб и обращений граждан, принимать меры к оперативному устранению имеющихся недостатков;
выполнять оперативные указания ресурсоснабжающих организаций в отношении режимов энергопотребления;
не допускать самовольных (без разрешения теплоснабжающих организаций) врезок, снятий или рассверловок диафрагм и сопел, постановок систем на проток и т.д.;
обеспечивать равномерный прогрев всех нагревательных приборов;
обеспечивать регулирование температуры горячей воды в системах горячего водоснабжения в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
оповещать население о причинах и длительности отключения или ограничения энергоснабжения, в том числе объявлениями на подъездах домов;
принимать незамедлительные меры по локализации и ликвидации технологических нарушений на инженерных сетях и оборудовании, в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, и обеспечивать устранение технологических нарушений на внутридомовых системах теплопотребления в нормативные сроки (приложения N 25, 26, 27);
обеспечить оперативный приезд специалистов на подведомственные объекты, попадающие в зону отключения при технологическом нарушении, но не позднее одного часа с момента оповещения;
при прекращении циркуляции сетевой воды в период отрицательных температур наружного воздуха, обеспечивать периодическую замену теплоносителя в системах отопления, не допуская снижения температуры в них ниже 30°С. Решение о необходимости дренирования теплоносителя из систем, должен принимать ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплопотребляющих установок и тепловых сетей, с предварительным уведомлением теплоснабжающей организации и по согласованию с администрацией района. Порядок опорожнения, а также допускаемая длительность отключения систем отопления без дренирования теплоносителя в зависимости от степени утепленности, аккумулирующей способности и конструкции отапливаемых зданий, должны быть определены инструкцией по эксплуатации с учетом местных условий (график продолжительности остывания зданий при отключении теплоснабжения (приложение N 28);
при выполнении отключения систем отопления дома или отдельных стояков зданий, подключенных через центральные тепловые пункты, заблаговременно уведомить теплоснабжающую организацию с указанием времени отключения и последующего включения;
проводить энергосберегающие мероприятия под руководством ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
6.7. Владельцы объектов и организации, имеющие свои инженерно-коммуникационные системы или находящиеся в зоне производства аварийно-восстановительных работ, обязаны оперативно обеспечить начало ремонтных работ, но не позднее одного часа от времени, указанного в телефонограмме вызова организации, проводящей аварийно-восстановительные работы.
6.8. Газораспределительная организация при необходимости вводит в действие ограничение подачи газа в соответствии с графиком оперативного регулирования.
6.9. Коммунально-бытовые и промышленные потребители обязаны:
- поддерживать резервные топливные хозяйства в работоспособном состоянии и готовности к эксплуатации в соответствии с установленным топливным режимом;
- соблюдать выполнение режимно-регулировочных мероприятий по сокращению потребления газа в соответствии с графиком оперативного регулирования;
- соблюдать выполнение режимно-регулировочных мероприятий по рациональному использованию питьевой воды.
7. Прохождение зимнего максимума
7.1. Зимний максимум определяется периодом среднемесячных отрицательных температур наружного воздуха.
7.2. До 1 ноября должен быть закончен ремонт оборудования, обеспечивающего прохождение зимнего максимума, устранены замечания и дефекты, выявленные с начала отопительного сезона, выполнена регулировка тепловых сетей и комплексное опробование систем, обеспечивающих работу оборудования на резервном топливе.
7.3. На базе районных МВК создаются постоянно действующие группы по оперативному принятию мер для обеспечения устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства района.
7.4. С объявлением усиленного режима:
- уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников ресурсоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организаций и других потребителей, при необходимости с привлечением арендаторов;
- приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады ресурсоснабжающих и жилищно-коммунальных организаций;
- персоналом потребителя организуются периодический обход и контроль работы систем энергоснабжения и состояния утепленности зданий;
- на источниках энергоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
7.5. С объявлением внерасчетного режима в дополнение к п. 7.4:
- во всех ресурсоснабжающих, жилищно-эксплуатационных организациях и предприятиях вводится круглосуточное дежурство лиц из руководящего состава;
- по распоряжению главы администрации района на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях.
7.6. Необходимые мероприятия и действия персонала ресурсоснабжающих организаций и исполнителей коммунальных услуг (управляющих организаций, в том числе ТСЖ, ЖК, ЖСК) при усиленном и внерасчетном режимах должны быть указаны в местных инструкциях.
8. Завершение отопительного сезона и обеспечение горячим водоснабжением потребителей в межотопительном периоде
8.1. Прекращение регулярного отопления и переход на периодическое протапливание объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +8°С и выше в течение 5 суток или при прогнозе о резком повышении температуры наружного воздуха распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
8.2. Во время периодического протапливания:
- на источниках тепла с открытой системой теплоснабжения осуществляется максимально возможное сокращение циркуляции и обеспечивается надежное горячее водоснабжение в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- при повышении среднесуточной температуры наружного воздуха до +10°С и выше в течение 2 суток потребители (абоненты) по согласованию с теплоснабжающей организацией обеспечивают ограничение в подаче теплоносителя в системы отопления.
В случаях неблагоприятных погодных факторов системы отопления зданий, подлежат включению от теплоисточников в заданных режимах.
8.3. Окончание отопительного сезона объявляется при установившейся среднесуточной температуре наружного воздуха +10°С и выше в течение 3 суток, с учетом метеорологического прогноза, или при прогнозе о резком повышении температуры наружного воздуха по распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
8.4. После окончания отопительного сезона:
- потребители коммунальных ресурсов обязаны отключить систему центрального отопления задвижками (при необходимости - установкой заглушек), выполнить осушение и вентиляцию водо-водяных подогревателей теплопотребляющих установок. Системы теплопотребления перед отключением должны быть заполнены сетевой водой;
- теплоснабжающие организации и потребители обеспечивают работу систем горячего водоснабжения по летней схеме.
8.5. В период проведения летних планово-профилактических работ теплоснабжающие и эксплуатирующие организации обеспечивают:
горячее водоснабжение потребителей по утвержденной схеме работы оборудования источников тепла и тепловых сетей;
заполнение систем теплоснабжения и теплопотребления сетевой водой и циркуляцию горячей воды в системе;
температуру горячей воды в местах водоразбора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Перерывы в подаче горячей воды на время, необходимое для ремонта установок ГВС на источниках теплоснабжения, подготовки элеваторных узлов и внутридомовых систем не могут быть больше установленных и согласованных с администрациями районов сроков (графиков).
8.6. Для контроля за режимами ГВС в межотопительном периоде теплоснабжающие организации представляют до 1 мая в Комитет по энергетике и инженерному обеспечению графики режимов работы источников тепла.
8.7. Районные межведомственные комиссии по подготовке и проведению отопительного сезона осуществляют контроль за обеспечением горячим водоснабжением потребителей и соблюдением теплоснабжающими и эксплуатирующими организациями согласованных сроков перерыва в подаче горячей воды на время проведения планово-профилактических работ на системах теплоснабжения и теплопотребления.
8.8. По результатам весеннего осмотра здания выявленные неисправности и замечания владельцем (управляющей организацией или назначенной в установленном порядке эксплуатирующей организацией) заносятся в акт готовности зданий к предстоящему отопительному сезону в раздел II. "Результаты эксплуатации в прошедшем отопительном сезоне" (приложение N 15).
8.9. В течение десяти дней после выхода распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению об окончании отопительного сезона системы теплоснабжения и теплопотребления в случае неблагоприятных погодных условий должны быть готовы к возобновлению теплоснабжения потребителей по распоряжению Комитета по энергетике и инженерному обеспечению.
8.10. В межотопительном периоде отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей должны осуществляться на основании договора теплоснабжения, заключаемого между потребителем тепловой энергии и теплоснабжающей организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
9. Ответственность
Ответственность ресурсоснабжающих организаций и потребителей коммунальных ресурсов определяется в соответствии с действующими условиями договоров и законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Санкт-Петербурге (введены в действие протоколом заседания Правительства Санкт-Петербурга от 4 июня 2014 г. N 7)
Текст Правил официально опубликован не был