Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
о порядке рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан, содержащих сведения о коррупции
(утв. распоряжением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности от 20 октября 2015 г. N 256-р)
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации о порядке рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан, содержащих сведения о коррупции (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях:
систематизации и совершенствования работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее - исполнительные органы) с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции;
улучшения взаимодействия исполнительных органов с гражданами и институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции.
Методические рекомендации предлагают единый порядок организации рассмотрения исполнительными органами обращений граждан, содержащих сведения о коррупции (далее - обращения о коррупции).
1.2. Методические рекомендации подготовлены с учетом положений:
Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон):
Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";
Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 N 100 (далее - Регламент Правительства Санкт-Петербурга);
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 156 "Об особенностях рассмотрения исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга обращений граждан о коррупции" (далее - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 156);
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.12.2009 N 1448 "О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге";
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 16.09.2015 N 825 "О мерах по оптимизации работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции";
Административного регламента Комитета но вопросам законности, правопорядка и безопасности исполнения государственной функции по проведению анализа работы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с обращениями граждан, содержащими сведения о коррупции, утвержденного распоряжением Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Комитет) от 17.11.2010 N 256-р.
1.3. Рассмотрение обращений граждан о коррупции, поступивших в исполнительный орган, в том числе по информационным системам общего пользования, осуществляется должностными лицами исполнительных органов в порядке, установленном Федеральным законом.
Решением руководителя либо правовым актом исполнительного органа могут быть определены (назначены) заместитель руководителя исполнительного органа и конкретные должностные лица структурных подразделений исполнительного органа, ответственные за работу и непосредственно осуществляющие работу с обращениями граждан о коррупции,
Должностные лица, осуществляющие рассмотрение обращений о коррупции, обязаны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений, в том числе персональных данных лиц, направивших обращения о коррупции. Использование и распространение информации о персональных данных, ставшей известной в связи с рассмотрением обращений о коррупции, без согласия граждан не допускается.
Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Регистрация и предварительный анализ обращений
2.1. Все обращения граждан, поступившие в исполнительный орган, регистрируются структурным подразделением. осуществляющим ведение делопроизводства и документооборота в исполнительном органе (далее - служба делопроизводства), в порядке, установленном регламентами и инструкциями по делопроизводству исполнительных органов.
Государственный гражданский служащий Санкт-Петербурга (далее - гражданский служащий) либо работник службы делопроизводства, в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) производящий регистрацию обращений, осуществляет первичный анализ обращения па предмет выявления в нем информации о коррупционных проявлениях.
В случае, если, исходя из содержания обращения или но иным причинам, гражданский служащий (работник) службы делопроизводства не имеет возможности самостоятельно определить наличие в обращении признаков коррупции, указанный сотрудник обращается за устной консультацией:
к начальнику (специалистам) юридического (правового) подразделения (юрисконсульту);
к начальнику (специалистам) подразделения но вопросам государственной службы и кадров (должностному лицу кадровой службы исполнительного органа, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) либо должностному лицу, ответственному за ведение кадровой работы в исполнительном органе (в случае отсутствия кадровой службы);
к начальнику (специалистам) подразделения по вопросам законности, правопорядка и безопасности (в администрациях районов Санкт-Петербурга).
Окончательное решение о наличии в обращении признаков коррупции (в случае наличия разногласий) принимается заместителем руководителя исполнительного органа, организующим деятельность но реализации антикоррупционной политики в исполнительном органе, с учетом мнения юридического (правовою) подразделения (юрисконсульта).
2.2. При анализе поступившего обращения с целью выявления в нем признаков коррупции должностные лица исполнительного органа могут руководствоваться:
2.2.1. Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (определение коррупции).
2.2.2. Статьей 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (определение конфликта интересов на государственной и муниципальной службе).
2.2.3. Частью 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (случаи утраты доверия к гражданскому служащему).
2.2.4. Действующим Перечнем N 23 преступлений коррупционной направленности, утвержденным соответствующим совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При анализе обращений, исходя из их содержания, также следует определять, не нарушены ли гражданскими служащими иные ограничения и запреты и исполнены ли ими обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами.
2.3. В ходе проведения анализа необходимо обращать внимание на следующее:
а) если в обращении заявитель указывает на какие-либо противоправные решения, действия (проявления в деятельности) тех или иных лиц (органов, организаций), не называя их коррупционными, однако, эти действия имеют признаки коррупции, обращение должно считаться содержащим сведения о коррупции;
б) если в обращении заявитель прямо указывает на то, что решения, действия (бездействие) тех или иных лиц (органов, организаций) являются, по его мнению, коррупционными, однако они таковыми не являются (исходя из вышеперечисленных критериев), то обращение должно считаться не содержащим сведения о коррупции. При этом после рассмотрения обращения в ответе заявителю разъясняется, что определение коррупции содержится в статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
2.4. В случае, если при первичном анализе обращения в нем выявлены признаки коррупции, обращение регистрируется службой делопроизводства с индексом тематического классификатора вопросов "19.2".
При регистрации обращений о коррупции, поступивших из Комитета со специальной линии "Нет коррупции!", делается соответствующая отметка.
Обращения, поступившие со специальной линии "Нет коррупции!", но не содержащие признаков коррупции, как обращения о коррупции не учитываются.
По решению руководителя исполнительного органа в службе делопроизводства может быть организована дополнительная регистрация обращений о коррупции, например, в отдельном журнале.
2.5. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 156 и Регламентом Правительства Санкт-Петербурга:
а) исполнительные органы и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга направляют в Комитет копии обращений граждан о коррупции, поступивших непосредственно в исполнительные органы (в том числе на личном приеме), а также из Управления по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга. Копии обращений о коррупции направляются в Комитет в порядке, установленном Регламентом Правительства Саша-Петербурга и регламентами иных исполнительных органов, в лечение двух рабочих дней со дня регистрации указанных обращений. Обращения о коррупции, поступившие по электронной почте, направляются в Комитет в распечатанном виде.
б) Управление по работе с обращениями граждан Администрации Губернатора Санкт-Петербурга направляет в Комитет копии заявлений граждан, содержащих сведения о коррупции, поступивших на личных приемах граждан в приемной Правительства Санкт-Петербурга, в течение двух рабочих дней со дня регистрации указанных заявлений.
3. Организация рассмотрения обращений о коррупции
3.1. Зарегистрированное обращение о коррупции передается на рассмотрение руководителю (уполномоченному заместителю руководителя) исполнительного органа, который вправе принять одно из следующих решений:
о рассмотрении обращения непосредственно в исполнительном органе;
о направлении обращения на дальнейшее рассмотрение в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
иное решение в соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона.
3.2. Обращение о коррупции передается на рассмотрение в кадровую службу исполнительного органа должностному лицу, ответственному за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (либо должностному лицу, ответственному за ведение кадровой работы в исполнительном органе), в случаях, когда в обращении содержатся сведения:
а) о несоблюдении гражданским служащим исполнительного органа ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, неисполнении им обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими федеральными законами;
б) о недостоверности и неполноте сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданским служащим исполнительного органа (руководителем организации, подведомственной исполнительному органу) в соответствии с действующим законодательством;
в) об иных фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданским служащим исполнительного органа (руководителем организации, подведомственной исполнительному органу) по его вине возложенных на него служебных (трудовых) обязанностей.
В других случаях обращения о коррупции передаются для организации рассмотрения заместителям руководителей либо начальникам (должностным лицам) структурных подразделений исполнительного органа в соответствии с их компетенцией.
Если в обращении указывается на коррупционные проявления в деятельности подведомственного государственного учреждения (государственного унитарного предприятия) Санкт-Петербурга, либо конкретных работников организации обращение передается на рассмотрение заместителю руководителя (начальнику структурного подразделения) исполнительного органа, координирующему и контролирующему деятельность соответствующей подведомственной организации.
Копии поступивших обращений о коррупции передаются для учета:
в администрациях районов Санкт-Петербурга - в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
в других исполнительных органах - в структурное подразделение исполнительного органа, уполномоченное по реализации антикоррупционной политики,
3.3. Обращение о коррупции, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию исполнительного органа, направляется в порядке, предусмотренном регламентом исполнительного органа, в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращения о коррупции в деятельности руководителя исполнительного органа в зависимости от их содержания направляются для организации их рассмотрения:
либо в Комитет государственной службы и кадровой политики Администрации Губернатора Санкт-Петербурга (в случае, если в обращении содержатся сведения о нарушениях действующего законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции),
либо вице-губернатору Санкт-Петербурга, координирующему и контролирующему деятельность исполнительного органа.
О переадресации обращения уведомляется гражданин, направивший обращение, а также информируется Комитет.
3.4. В случае, когда обращение о коррупции является анонимным, но содержит сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном: деянии коррупционной направленности, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем:
а) если анонимное обращение содержит сведения о преступлении (административном правонарушении), обращение направляется для дальнейшего рассмотрения в компетентный правоохранительный (иной государственный) орган;
б) если анонимное обращение содержит сведения об ином противоправном деянии, обращение (в зависимости от изложенных в нем сведений) рассматривается непосредственно в исполнительном органе в пределах его полномочий, либо направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
О направлении анонимного обращения па рассмотрение в компетентный государственный орган информируется Комитет.
3.5. В случае, если в соответствии с запретом направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется, невозможно направление обращения о коррупции на рассмотрение в орган (должностному лицу), в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
3.6. При организации рассмотрения обращений о коррупции для обеспечения полноты и качества рассмотрения обращений по предложению должностного лица исполнительного органа, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, руководителем исполнительного органа (представителем нанимателя) в случае необходимости могут быть назначены:
служебная проверка в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации":
проверка в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17.03.2010 N 160-51 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга, и соблюдения государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга требований к служебному поведению";
проверка в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 29.05.2013 N 343-59 "О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга".
Также руководителем исполнительного органа может быть принято решение об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего.
3.7. В процессе рассмотрения обращений о коррупции с целью установления факта наличия (отсутствия) признаков коррупционных проявлений целесообразно:
выяснять, действительно ли лицо, от которого поступило обращение, направляло такое обращение;
производить опрос заявителя (по возможности в письменной форме) по существу фактов, изложенных в обращении, с целью их уточнения и получения дополнительной информации;
проводить беседы с гражданскими служащими и работниками исполнительного органа (работниками организаций, подведомственных исполнительному органу) по фактам, изложенным в обращении;
исследовать необходимые документы (в том числе финансовые и кадровые) и материалы;
при необходимости назначать и проводить проверки (ревизии) деятельности государственных учреждений (государственных унитарных предприятий) Санкт-Петербурга, подведомственных исполнительным органам.
При рассмотрении обращений необходимо строго соблюдать требования действующего законодательства, проявлять вежливость и тактичность, внимательно изучать и анализировать имеющиеся документы и материалы с целью исключения случаев незаконного обвинения гражданских служащих и работников в коррупционных правонарушениях.
Одновременно следует исключить случаи сокрытия имеющих (имевших) место коррупционных правонарушений и непривлечения виновных лиц к юридической ответственности.
4. Заключительные положения
4.1. По результатам рассмотрения обращения о коррупции направляется ответ гражданину, направившему обращение.
В ответе необходимо указать:
результаты рассмотрения обращения;
принятые меры (в случае полного либо частичного подтверждения фактов, изложенных в обращении);
разъяснения действующего законодательства по существу вопросов, поднятых в обращении (при необходимости).
В случае, если обращение являлось анонимным, ответ на обращение не дается. Результаты рассмотрения обращения отражаются в служебной записке на имя руководителя (заместителя руководителя) исполнительного органа.
4.2. Исполнительные органы и структурные подразделения Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, рассматривавшие обращения, направляют в Комитет:
копии письменных ответов на обращения о коррупции - одновременно с ответом заявителю;
информацию о рассмотрении анонимных обращений о коррупции, а также информацию о рассмотрении обращений, ответ на которые по объективным причинам (например, неполное указание адреса заявителя) направить не представляется возможным, - в течение двух рабочих дней после окончания рассмотрения указанных обращений. Комитет информируется о результатах рассмотрения таких обращений путем направления исполнительным органом (структурным подразделением) соответствующего информационного письма либо копии служебной записки о результатах рассмотрения обращения.
4.3. Копии ответов заявителям (служебных записок, писем в Комитет) передаются в структурное подразделение исполнительного органа, уполномоченное по реализации антикоррупционной политики (в администрации района Санкт-Петербурга - в отдел по вопросам законности, правопорядка и безопасности).
4.4. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2009 N 156 исполнительные органы учитывают результаты рассмотрения обращений граждан о коррупции:
при планировании мероприятий по противодействию коррупции в исполнительных органах, подведомственных государственных учреждениях (государственных унитарных предприятиях) Санкт-Петербурга;
при формировании сведений по показателям антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге (в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.12.2009 N 1448 "О Порядке проведения антикоррупционного мониторинга в Санкт-Петербурге").
4.5. Администрации районов Санкт-Петербурга не реже одного раза в полугодие размешают информацию о результатах рассмотрения обращений о коррупции на своих веб-страницах официального сайта Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет ".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 20 октября 2015 г. N 256-р "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.