Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Концепция
демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года
(одобрена постановлением Правительства Ленинградской области
от 14 марта 2014 г. N 61)
Концепция демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Планом мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 года N 367-р, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606.
Концепция представляет собой систему целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления по регулированию социально-демографического развития Ленинградской области на период до 2025 года.
В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ленинградской области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритеты воздействия на демографическую ситуацию, направления реализации активной демографической политики, а также механизм реализации основных задач, сформулированных в Концепции.
1. Анализ тенденций современного демографического развития Ленинградской области
Современное демографическое развитие Ленинградской области в значительной степени обусловлено социально-экономическими и демографическими процессами, происходившими в 1990-е годы.
В настоящее время в Ленинградской области наблюдается тенденция роста численности населения: с 2004 года население региона увеличилось на 90,6 тыс. чел., или на 5,4 проц. (ежегодно - в среднем на 9,1 тыс. чел.).
Динамика численности населения Ленинградской области приведена в таблице 1.
Таблица 1
Годы |
Численность населения на начало года, тыс. чел.(1) |
Прирост (убыль) населения за год, тыс. чел. |
Темпы прироста (убыли) населения к предыдущему году, проц. |
2004 |
1673,3 |
8,2 |
100,4 |
2005 |
1681,4 |
3,9 |
100,5 |
2006 |
1685,4 |
5,7 |
100,2 |
2007 |
1691,1 |
1,5 |
100,3 |
2008 |
1692,6 |
6,3 |
100,1 |
2009 |
1698,9 |
6,0 |
100,4 |
2010 |
1704,9 |
13,7 |
100,4 |
2011 |
1718,6 |
15,3 |
100,8 |
2012 |
1733,9 |
17,2 |
100,9 |
2013 |
1751,1 |
12,7 |
101,0 |
2014 |
1763,9 |
|
100,7 |
_______________
(1) В таблице и далее сведения о численности населения Ленинградской области с 2004 по 2013 год представлены с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Увеличение численности населения Ленинградской области обусловлено во многом увеличением миграционного прироста: в 2005 году миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 43,9 проц., в 2006 году - на 34,8 проц., в 2010 году - на 28,9 проц., в 2012 году - почти в 3 раза, в 2013 году - в 2,3 раза.
Развитие процессов естественного движения населения и миграции в Ленинградской области представлено в таблице 2.
Таблица 2
|
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Число родившихся, тыс. чел. |
12,9 |
12,9 |
13,6 |
14,3 |
15,0 |
15,0 |
14,8 |
15,6 |
15,6 |
Число умерших, тыс. чел. |
33,4 |
31,6 |
29,7 |
29,3 |
27,7 |
27,1 |
25,3 |
25,6 |
25,5 |
в том числе детей в возрасте до года, чел. |
128 |
102 |
103 |
112 |
82 |
91 |
80 |
95 |
91 |
Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел. |
-20,5 |
-18,7 |
-16,1 |
-15,0 |
-12,7 |
-12,1 |
-10,5 |
-10,0 |
-9,9 |
Миграционный прирост (убыль) населения, тыс. чел |
24,5 |
24,4 |
17,5 |
21,4 |
18,7 |
25,7 |
25,8 |
27,2 |
22,6 |
Коэффициент рождаемости, чел. на 1000 населения |
7,6 |
7,7 |
8,1 |
8,4 |
8,8 |
8,8 |
8,6 |
9,0 |
9,0 |
Коэффициент смертности, чел. на 1000 населения |
19,9 |
18,7 |
17,6 |
17,3 |
16,3 |
15,8 |
14,7 |
14,7 |
14,6 |
Коэффициент младенческой смертности, чел. на 1000 родившихся |
9,8 |
7,9 |
7,6 |
7,9 |
5,5 |
6,1 |
5,4 |
6,1 |
5,8 |
Коэффициент естественного прироста (убыли), чел. на 1000 населения |
-12,3 |
-11,0 |
-9,5 |
-8,9 |
-7,5 |
-7,0 |
-6,1 |
-5,7 |
-5,6 |
Коэффициент миграционного прироста, чел. на 1000 населения(2) |
14,6 |
14,5 |
10,4 |
12,6 |
11,0 |
15,0 |
14,9 |
15,5 |
12,9 |
Уровень замещения естественной убыли миграционным приростом, проц. |
43,9 |
34,8 |
27,3 |
9,3 |
18,1 |
29,8 |
в 2,5 раза |
в 2,8 раза |
в 2,3 раза |
_____________
(2) С 2011 года учитываются зарегистрированные по месту жительства и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
С 2005 года в Ленинградской области наблюдается тенденция увеличения числа родившихся (на 21,6 проц.), при этом общий показатель рождаемости в 2012 году достиг наиболее высокого значения за последние 13 лет, в 2013 году остался на уровне предыдущего года.
Коэффициент рождаемости вырос с 7,6 чел. на 1000 населения в 2005 году до 9,0 чел. на 1000 населения в 2013 году.
В 2004 году наметилась тенденция снижения общего коэффициента смертности населения, которая сохранилась и в последующие годы. Коэффициент смертности сократился с 19,9 чел. на 1000 населения в 2005 году до 14,6 чел. на 1000 населения в 2013 году.
На протяжении последних 20 лет уровень смертности детей первого года жизни в Ленинградской области устойчиво ниже чем в среднем по стране и один из самых низких в Северо-Западном федеральном округе.
Благодаря работе по укреплению службы детства и родовспоможения коэффициент младенческой смертности снизился по сравнению с 2005 годом в 1,7 раза и составил в 2013 году 5,8 умерших детей в возрасте до года на 1000 родившихся живыми (в среднем по России - 8,2).
С апреля 2012 года изменилась методология учета рождаемости и смертности: в органах записи актов гражданского состояния подлежат регистрации рождение и смерть новорожденных с экстремально низкой массой тела.
Сохранение уровня младенческой смертности ниже среднероссийского является одним из резервных показателей повышения рождаемости населения в Ленинградской области.
Снизился также коэффициент материнской смертности - с 38,50 умерших матерей на 100 тыс. родившихся живыми в 2006 году до 25,58 умерших матерей на 100 тыс. родившихся живыми в 2013 году.
По данным Петростата, доля детей, рожденных вторыми и более по порядку рождения, увеличилась с 37,4 проц. в 2005 году до 51,8 проц. в 2012 году, в том числе доля детей, рожденных вторыми, выросла с 29,1 проц. до 38,7 проц., а доля детей, рожденных третьими, - с 6,0 проц. до 9,8 проц.
Суммарный коэффициент рождаемости, не зависящий от возрастного состава населения, в 2012 году достиг наибольшей величины за 18 лет и составил 1,22 (в 2005 году - 1,03).
Снижение уровня смертности населения с 2005 года по 2013 год произошло за счет снижения смертности от всех основных причин, в том числе: от внешних причин (на 42,7 проц.), от болезней органов дыхания (на 34,5 проц.), болезней системы кровообращения (на 29,0 проц.), инфекционных и паразитарных болезней (на 20,7 проц.), болезней органов пищеварения (на 13,1 проц.), новообразований (на 2,4 проц.).
В результате роста рождаемости и снижения смертности сократилась естественная убыль населения: уровень естественной убыли населения составил в 2013 году 5,6 чел. на 1000 населения (в 2005 году - 12,3 чел. на 1000 населения).
Продолжительность жизни населения выросла с 62,4 лет в 2005 году до 69,8 лет в 2012 году.
В условиях естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона.
По данным Петростата, 77,2 проц. прибывших в Ленинградскую область в 2012 году составляют лица трудоспособного возраста, что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала. По состоянию на 1 января 2011 года 31,0 проц. лиц, иммигрировавших в Российскую Федерации, составляют лица с высшим образованием, 38,1 проц. - лица с незаконченным высшим и средним специальным образованием.
В 2013 году по сравнению с 2012 годом миграционный прирост сократился на 16,8 проц. за счет международной миграции (сократилась на 38,9 проц.), доля которой в общеобластном миграционном приросте составила 38,3 проц. Миграционный прирост в пределах России увеличился на 7,3 проц.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года среднегодовая численность населения Ленинградской области, рассчитанная на основе динамики демографических процессов с учетом мероприятий по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, в 2015 году составит 1794,5 тыс. чел., к 2025 году - 2028,9 тыс. чел., ожидаемая продолжительность жизни населения Ленинградской области к 2025 году увеличится до 75,8 лет.
2. Ограничения и последствия демографического развития Ленинградской области к 2025 году
В перспективе основными следствиями суженного воспроизводства и старения населения Ленинградской области станут:
сохранение естественной убыли населения;
дальнейшие потери населения трудоспособного возраста;
уменьшение численности подростков и молодежи в возрасте 16 - 25 лет, как следствие, снижение объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных организациях и профессиональных учебных заведениях;
сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов. Темпы прироста новой рабочей силы будут недостаточными для замещения дополнительных рабочих мест;
дальнейшее развитие тенденции старения населения и снижение мобильности трудовых ресурсов;
рост демографической нагрузки на трудоспособное население, прежде всего, лицами старше трудоспособного возраста, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;
дальнейшее увеличение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы в результате роста числа лиц, выбывающих за пределы трудоспособного возраста, и сокращения численности населения трудоспособного возраста.
3. Цели, задачи и приоритеты демографического развития Ленинградской области
С учетом сложившейся демографической ситуации и перспективных задач в сфере социально-экономического развития основной целью демографического развития Ленинградской области является снижение темпов естественной убыли населения и постепенное формирование предпосылок к естественному приросту населения и последующему демографическому росту.
Основными задачами демографического развития Ленинградской области являются:
повышение рождаемости и укрепление института семьи, возрождение и распространение ее духовно-нравственных ценностей;
снижение предотвратимой и преждевременной смертности населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности от болезней социального характера, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения, в том числе продолжительности активной жизни, улучшение состояния здоровья населения;
дальнейшее сокращение уровня материнской и младенческой смертности, повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов;
снижение естественной убыли населения;
регулирование миграционных потоков в целях обеспечения социально-экономического комплекса региона кадрами необходимых профессий и уровня квалификации, а также миграционного замещения естественной убыли населения.
Достижение основных задач демографического развития Ленинградской области в период до 2025 года предполагает проведение активной и сбалансированной социально-демографической политики и реализацию мероприятий Концепции, запланированных по каждому из приоритетных направлений демографического развития.
Важным условием оздоровления демографической ситуации и эффективного решения задач социально-демографического развития является необходимость улучшения основных параметров качества жизни населения на основе согласованных действий органов исполнительной власти всех уровней, негосударственных структур и общественных организаций.
Приоритетными направлениями демографического развития Ленинградской области являются:
1) в сфере повышения рождаемости и укрепления института семьи: повышение социального статуса молодых семей, создание благоприятных условий для вступления в брак и активной жизнедеятельности семьи с несколькими детьми, самостоятельного стабильного функционирования молодых семей;
усиление материальной поддержки семей при рождении и воспитании детей;
укрепление учреждений родовспоможения и улучшение оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов и диспансерного наблюдения детей в течение первого года жизни;
повышение доступности и эффективности лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий;
создание условий для обеспечения доступности и качества услуг дошкольных образовательных организаций и возвращения матерей к активной трудовой деятельности;
повышение занятости женщин, имеющих малолетних детей, их профессиональная подготовка и переподготовка;
стимулирование устройства на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семей;
обеспечение адресной и эффективной социальной поддержки молодых семей и семей с детьми, в том числе оказание государственной социальной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на основе социального контракта;
сохранение и улучшение репродуктивного здоровья населения, в первую очередь подростков, формирующих репродуктивный потенциал населения;
содействие закреплению молодых семей, в том числе молодых специалистов, в населенных пунктах Ленинградской области, рациональное использование их репродуктивного и трудового потенциала;
изменение общественных установок населения - повышение ценности семьи и детей (через средства массовой информации, организацию подготовки молодых людей к семейной жизни).
Для реализации указанных приоритетных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется:
разработка и внедрение механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей (пособий в связи с рождением и воспитанием детей), включая регулярную индексацию их размеров с учетом инфляции, а также дифференциацию размеров в зависимости от очередности рождения;
реализация дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления материнского (семейного) капитала, расширение рынка образовательных услуг и масштабов строительства доступного жилья для семей с детьми;
совершенствование механизмов дополнительной поддержки отдельных категорий семей, в первую очередь молодых семей, неполных семей с детьми, многодетных семей, семей, потерявших кормильца, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей-инвалидов, в том числе формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми;
создание системы комплексной государственной поддержки молодежи, в том числе молодых семей, учащейся молодежи и молодых специалистов, в обеспечении жильем и улучшении жилищных условий, профессиональной подготовке и эффективной занятости;
реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, предоставление молодым семьям при рождении ребенка дополнительных безвозмездных субсидий на компенсацию части затрат, произведенных на приобретение или строительство жилья, и на погашение части кредита (займа), дифференциация мер поддержки при приобретении (строительстве) жилья в зависимости от рождения детей и числа детей в семье;
создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь молодых семей, за счет расширения строительства доступного жилья и объектов социальной инфраструктуры, отвечающих потребностям семей с детьми, многодетных семей;
разработка системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в улучшении жилищных условий, многодетных семей, граждан, принявших на воспитание детей-сирот;
развитие системы адресной социальной поддержки отдельных категорий семей по оплате жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение потребности семей с детьми в услугах дошкольного образования на основе развития государственных и частных дошкольных образовательных организаций и повышения доступности и качества их услуг, стимулирование развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
повышение доступности и качества услуг дошкольного образования для всех слоев населения путем сокращения очереди при устройстве детей в дошкольные образовательные организации, развития гибких форм предоставления услуг по уходу и присмотру за детьми в зависимости от их возраста, установления оптимального размера родительской платы с адресной поддержкой малоимущего населения, обеспечения компенсации родителям части платы за содержание ребенка в дошкольной образовательной организации, осуществляющей в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, разработка и реализация программ строительства новых и реконструкция действующих дошкольных образовательных организаций;
совершенствование регионального законодательства, направленного на развитие системы оказания социальных услуг семьям с детьми, в том числе семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям с детьми-инвалидами;
укрепление и развитие региональной инфраструктуры социального и медицинского обслуживания семьи и детей (перинатальных центров, центров и кабинетов (служб) планирования семьи, социальных служб для молодежи, специализированных учреждений социальной реабилитации детей и подростков);
реализация комплекса мер по снижению числа преждевременных прерываний беременности (абортов);
разработка и внедрение системы паспортизации социально значимых категорий семей для реализации адресной семейной политики;
расширение и совершенствование различных форм социального обслуживания семей (натуральная помощь, услуги социальных служб, консультирование);
организация деятельности клубов молодой семьи и передвижного областного клуба молодой семьи в муниципальных образованиях в целях оказания информационной, юридической, психолого-педагогической помощи молодым семьям;
обеспечение поддержки проектов и мероприятий по работе с молодыми семьями в муниципальных образованиях;
разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, взаимодействие с общественными и благотворительными организациями;
подготовка и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, реализация мероприятий по повышению общественного статуса замещающих семей;
постепенное повышение размера денежных выплат на содержание детей-сирот в семьях опекунов и приемных семьях и оплаты труда приемных родителей;
предоставление однократно благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным;
обеспечение конкурентоспособного образования, трудоустройства и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их успешной интеграции в общество;
реализация мер по повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства, включая профилактику социального сиротства, в том числе путем подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
разработка и реализация комплекса мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, в том числе путем расширения использования гибких форм занятости (надомный труд, частичная занятость), организации собственного дела, обеспечения летнего отдыха детей, организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
реализация мероприятий по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства детей, в том числе:
расширение практики получения образования детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, в образовательных интернатных организациях, а также их временного семейного устройства, содействие развитию семейных воспитательных групп учреждений социального обслуживания населения;
оказание социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских, социально-правовых услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях социального обслуживания населения;
развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечение внедрения в учреждениях социального обслуживания населения моделей социального, психолого-педагогического сопровождения молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
внедрение технологий социально-психологического сопровождения и поддержки несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, в том числе условно осужденных, отбывших срок наказания в исправительно-воспитательных учреждениях;
внедрение в работу органов исполнительной власти и правоохранительных органов современных технологий профилактики правонарушений, защиты прав детей, социальной реабилитации и последующей интеграции в общество несовершеннолетних правонарушителей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие кризисных служб помощи подросткам по выходу из трудной жизненной ситуации (социальные гостиницы, телефоны доверия, общественные приемные);
разработка и внедрение технологий работы с молодыми семьями в целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних;
совершенствование работы по профилактике отказов от новорожденных, социальному и медико-психологическому сопровождению беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
организация и развитие служб "Домашняя няня" и "Мобильная бригада" в учреждениях социального обслуживания населения для оказания социальной поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов;
развитие службы социального такси для семей, имеющих детей-инвалидов (детей с ограниченными возможностями), проживающих в отдаленных сельских районах;
реализация информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на изменение установок семьи на рождение детей, поддержку нравственных ценностей института семьи, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
создание системы морального поощрения многодетных семей;
поддержка деятельности негосударственных некоммерческих организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей, развитие волонтерского движения;
пропаганда опыта и поощрение предприятий и организаций, активно реализующих программы социальной поддержки работников, имеющих детей;
2) в сфере улучшения состояния здоровья населения и снижения смертности:
укрепление здоровья детей, подростков и молодежи за счет развития физической культуры и спорта, проведения мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, борьбу с курением, алкоголизмом и наркоманией, организацию досуга детей, подростков и молодежи и т.д.;
создание условий для снижения смертности населения от внешних причин (дорожно-транспортные происшествия, производственный и бытовой травматизм, алкогольные и прочие отравления), а также от болезней системы кровообращения и новообразований;
стабилизация и снижение младенческой, детской и материнской смертности;
снижение смертности трудоспособного населения за счет профилактики травматизма, отравлений и инфекционных заболеваний, раннего выявления болезней системы кровообращения, новообразований;
охрана и укрепление здоровья населения, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни; популяризация полноценного и здорового питания;
повышение качества жизни пожилых людей и инвалидов путем создания необходимых условий для максимального использования их потенциала, продления периода социальной активности;
снижение числа смертельных и тяжелых несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний;
усиление борьбы с болезнями социального характера;
сокращение уровня смертности от самоубийств. Для реализации указанных приоритетных направлений в среднесрочной и долгосрочной перспективе планируется:
развитие трехуровневой системы организации медицинской помощи при реализации государственной программы развития здравоохранения Ленинградской области;
повышение доступности и совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи путем развития новых эффективных методов лечения в государственных учреждениях здравоохранения Ленинградской области и привлечения к работе в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области федеральных специализированных медицинских учреждений;
улучшение материально-технической базы путем строительства и реконструкции учреждений здравоохранения, проведения капитального ремонта учреждений здравоохранения, оснащения их медицинским оборудованием в соответствии с Порядками оказания медицинской помощи;
развитие первичной медико-санитарной помощи, повышение ее доступности, в том числе сельским жителям;
совершенствование оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации путем дооснащения подразделений скорой помощи санитарным транспортом с полным комплектом табельного оборудования и его постоянного обновления в соответствии с установленными сроками эксплуатации, модернизации диспетчерской службы скорой помощи и создания центральной диспетчерской в составе ситуационного центра системы здравоохранения Ленинградской области;
развитие выездных форм оказания медицинской помощи жителям, малонаселенных районов и малочисленных поселений;
проведение профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
развитие стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи с созданием "социальных гостиниц" при учреждениях здравоохранения;
внедрение в практику работы учреждений здравоохранения новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации больных, в том числе с использованием эндоскопической техники;
внедрение новых форм работы (телекоммуникационная и селекторная связь, автоматизированные экспертные системы и другие), развитие информатизации в здравоохранении Ленинградской области;
совершенствование профилактической работы при оказании медицинской помощи;
осуществление мероприятий организационного характера, направленных:
на разработку и реализацию специальных программ по снижению смертности и улучшению демографической ситуации методами медицинского воздействия;
совершенствование профилактики, организации противотуберкулезной помощи населению, включая обеспечение противотуберкулезными лекарственными препаратами, обеспечение доступной специализированной фтизиатрической помощи, предупреждение распространения лекарственно-устойчивых форм туберкулеза;
совершенствование мероприятий, направленных на профилактику, выявление, лечение и противодействие распространению ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С, туберкулеза среди населения, борьбу с вертикальной передачей ВИЧ-инфекции от матери к плоду;
совершенствование системы оказания медицинской помощи пациентам с наркологическими заболеваниями, в том числе имеющими коморбидную патологию (ВИЧ-инфекция, гепатиты В и С, психическая патология), формирование комплексного подхода к диагностическому обследованию и лечению пациентов с наркологической патологией, включая медико-социальную реабилитацию;
совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями путем дополнительной организации региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений для лечения острого коронарного синдрома и острого нарушения мозгового кровообращения, организации и оснащения блоков интенсивной терапии кардиологического профиля во всех центральных районных больницах, совершенствования работы доврачебных кабинетов по раннему выявлению факторов риска болезней системы кровообращения;
повышение доступности и совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями путем создания единого современного онкологического центра Ленинградской области и совершенствования работы онкологических кабинетов в центральных районных больницах;
совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях путем увеличения количества травмоцентров II уровня, оснащенных современными операционными отделениями и оборудованием для противошоковых мероприятий, дальнейшего развития службы санитарной авиации, увеличения количества реанимобилей в травмоцентрах II уровня, укрепления и развития территориального центра медицины катастроф;
совершенствование офтальмологической помощи населению путем оснащения межрайонных офтальмологических хирургических центров современным медицинским оборудованием и организации их работы в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
обеспечение контроля за соблюдением законодательства в области охраны материнства и детства;
совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам, организации дистанционного консультативного центра для мониторинга состояния беременных группы риска и новорожденных в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
организация и обеспечение работы системы выхаживания недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела при рождении путем дооснащения учреждений родовспоможения и детства медицинским оборудованием, подготовки высококвалифицированных кадров, развития телекоммуникационных технологий;
совершенствование системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка путем оснащения современным диагностическим медицинским оборудованием учреждений родовспоможения II уровня, медико-генетической консультации, проведения неонатального скрининга на наследственные и врожденные заболевания и организации аудиологического скрининга детей первого года жизни;
развитие специализированной медицинской помощи детям, строительство новой областной детской больницы с консультативно-диагностическим центром, совершенствование неонатальной хирургии;
организация создания регионального регистра детей с редкими заболеваниями и адресного финансирования лечения таких детей за счет средств федерального бюджета, а также обеспечение детей с орфанными заболеваниями специальным лечением и питанием;
совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях, путем обеспечения потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов;
обеспечение выплаты ежемесячных компенсаций на полноценное питание беременным женщинам, кормящим матерям и детям в возрасте до трех лет;
развитие службы крови Ленинградской области путем обеспечения потребности медицинских организаций в качественных компонентах донорской крови и усиления пропаганды донорства крови и ее компонентов;
организация регионального ревматологического и пульмонологического центров, их оснащение и организация работы в соответствии с утвержденными порядками и стандартами оказания медицинской помощи;
совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения, повышение уровня выявления, качества диагностики, лечения и профилактики психических и поведенческих расстройств, повышение качества социальной, психологической и трудовой реабилитации пациентов;
реализация в общеобразовательных организациях профилактических программ, направленных на недопущение употребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
сокращение уровня смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий за счет:
обеспечения правопорядка и безопасности дорожного движения, повышения качества дорожной инфраструктуры, улучшения организации дорожного движения;
обеспечения своевременности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в соответствии со стандартами скорой медицинской помощи;
усиления контроля за алкоголизацией водителей автотранспортных средств и повышения качества экспертизы опьянения;
развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям;
реализация правовых, социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, профилактических, реабилитационных и иных мер в целях улучшения условий и охраны труда работников, снижения производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом, и профессиональной заболеваемости среди работников предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе:
разработка и внедрение моделей выявления на ранней стадии вредных факторов воздействия производственной среды в наиболее проблемных с позиции условий труда сферах экономики;
совершенствование государственного управления охраной труда; повышение охвата и качества периодических профилактических осмотров работающего населения, в том числе при поступлении на работу, в целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
развитие системы социального партнерства в сфере охраны труда, внедрение работодателями систем управления охраной труда в организациях;
организация работы Ленинградской областной межведомственной комиссии по охране труда;
организация взаимодействия по вопросам охраны труда на основе двусторонних соглашений с администрациями муниципальных образований и отраслевыми объединениями работодателей;
организация проведения дней охраны труда в муниципальных образованиях;
проведение семинаров-совещаний по актуальным вопросам охраны труда, состояния и совершенствования организации работы по проведению аттестации рабочих мест в организациях Ленинградской области;
организация методической помощи организациям по вопросам внедрения современных систем управления охраной труда;
методическое сопровождение внедрения методики оценки экономических затрат и потерь, связанных с несчастными случаями на производстве в организациях;
организация обучения по охране труда руководителей и специалистов субъектов малого бизнеса;
дальнейшее совершенствование комплекса организационно-экономических, медико-профилактических, спортивно-оздоровительных, пропагандистско-просветительных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодежи, в том числе:
развитие сети детских оздоровительных и лечебно-профилактических учреждений;
повышение охвата молодежи физической культурой и спортом, организация досуга;
организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков;
пропаганда здорового образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
проведение массовых спортивных мероприятий и соревнований; развитие сети объектов спортивной инфраструктуры, в том числе общедоступных спортивных сооружений (спортивных комплексов и спортивных площадок, стадионов), укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений физкультуры и спорта, детско-юношеских спортивных школ, обеспечение безопасного и эффективного функционирования спортивных объектов;
формирование системы воспитания и подготовки детей, подростков и молодежи к семейной жизни;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в общеобразовательных организациях;
оказание поддержки отдельным категориям семей с детьми в организации семейного отдыха и санаторно-курортного лечения, расширение и обеспечение доступности для семей, имеющих детей, образовательных услуг (в том числе услуг дошкольных образовательных организаций) и услуг летних оздоровительных лагерей;
организация качественного горячего питания школьников и студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Ленинградской области, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей;
введение в образовательные программы общеобразовательных организаций обязательных разделов, направленных на формирование понятия о ценности здоровья и здорового образа жизни;
обеспечение реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе образовательных организаций всех типов;
организация отдыха и досуга различных категорий населения;
развитие сети учреждений культуры, укрепление материально-технической базы сети досуговых учреждений культуры;
развитие системы социального обслуживания населения, направленной на максимальное продление возможностей гра
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 14 марта 2014 г. N 61 "О Концепции демографического развития Ленинградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.