Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 24 марта 2010 г. N 191 настоящий Регламент дополнен приложением 7
Приложение 7
к Регламенту
Законодательного собрания
Ленинградской области
(в редакции постановления
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 24 марта 2010 года N 191)
Методические рекомендации
по юридико-техническому оформлению законопроектов
Настоящие Методические рекомендации разработаны на основании Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (протокол заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года N 187), и с учетом сложившейся в Ленинградской области законотворческой практики.
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение субъектами права законодательной инициативы в Законодательном собрании при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в областные законы, по подготовке перечней областных законов, подлежащих признанию утратившими силу.
Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.
Настоящие Методические рекомендации также применяются по аналогии при разработке проектов постановлений Законодательного собрания Ленинградской области.
I. Структура законопроекта
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию областного закона определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Областные законы со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание областных законов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, документах, статьях и т.д.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие областные законы, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием областного закона;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы областных законов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
4. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
Раздел II
Классификация автомобильных дорог
5. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 1. Основы статуса Ленинградской области - субъекта Российской Федерации
6. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.
Примеры:
Статья 33. Предмет регулирования настоящего областного закона
или
Статья 33
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
7. Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Пример:
Статья 33
1. .................... . (часть 1)
2. .................... . (часть 2)
8. Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой, но в исключительных случаях (если так сложилась законодательная практика регулирования данной сферы общественных отношений) могут обозначаться строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 33. Предмет регулирования настоящего областного закона
1. .................... : (часть 1)
1) ................... ; (пункт 1 части 1)
2) ................... . (пункт 2 части 1)
или
Статья 33. Предмет регулирования настоящего областного закона
1. .................. . (часть 1)
а) .................. ; (пункт "а" части 1)
б) .................. . (пункт "б" части 1)
9. Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Пример:
Статья 33. Предмет регулирования настоящего областного закона
1. ................... : (часть 1)
1) .................. ; (пункт 1 части 1)
а) .................. ; (подпункт "а" пункта 1 части 1)
б) .................. . (подпункт "б" пункта 1 части 1)
10. В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Пример:
Статья 28. Структура Законодательного собрания Ленинградской области
1. В структуру Законодательного собрания Ленинградской области входят: заседание Законодательного собрания Ленинградской области, Председатель Законодательного собрания Ленинградской области, заместители Председателя Законодательного собрания Ленинградской области, постоянные комиссии Законодательного собрания Ленинградской области, Совет собрания (совещание председателей постоянных комиссий Законодательного собрания), фракции Законодательного собрания Ленинградской области, аппарат Законодательного | ||
собрания Ленинградской области. |
(часть 1) |
|
2. Председатель Законодательного собрания Ленинградской области осуществляет свои полномочия на постоянной основе и подотчетен в своей | ||
деятельности Законодательному собранию. |
(абзац первый части 2) |
|
Председатель Законодательного собрания Ленинградской области осуществляет | ||
следующие полномочия: |
(абзац второй части 2) |
|
1) созывает очередные и внеочередные заседания Законодательного собрания | ||
Ленинградской области; |
(пункт 1 части 2) |
|
2) осуществляет руководство подготовкой заседаний Законодательного собрания | ||
Ленинградской области; |
(пункт 2 части 2) |
11. Законопроекты о внесении изменений в областные законы, а также законопроекты, содержащие перечни областных законов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие законопроекты:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Пример:
Статья 1
Внести в областной закон от ..... N ..... ".........................." следующие изменения:
1) ............................; (пункт 1)
2) ............................; (пункт 2)
3) ............................: (пункт 3)
а) ............................; (подпункт "а" пункта 3)
б) ............................; (подпункт "б" пункта 3)
4) ............................. (пункт 4)
12. Нумерация статей, глав и других структурных единиц законопроекта должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию разделов, глав, статей областного закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц областного закона.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей областного закона при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи областного закона.
Если дополнения вносятся в конец областного закона, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если областной закон дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5, статья 7, часть 2, пункт 3, подпункт "б").
Пример:
Статья 2
Внести в областной закон от .......... N ......... "..................." следующие изменения:
1) дополнить статьей 15 следующего содержания:
"Статья 15. ................................
1. ......................................................................... ..
2. .......................................................";
2) часть 2 статьи 16 дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2) .............................................;";
3) пункт 3 части 4 статьи 34 дополнить подпунктом "б" следующего содержания:
"б)............................................................;".
13. Целесообразно избегать включения в законопроект примечаний к статьям, главам, разделам, частям или законопроекту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
14. Законопроекты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. Юридическая сила приложений и областного закона, к которому они относятся, одинакова.
Если к законопроекту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте законопроекта знак "N" также не указывается.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы с указанием на регистрационный номер и дату подписания областного закона, но без указания на наименование областного закона.
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Пример:
согласно приложению 8 к настоящему областному закону
Приложение 8
к областному закону
от ....... N ...........
Контрольные соотношения данных,
внесенных в протокол об итогах голосования
II. Порядок употребления ссылок
15. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые областные законы или другие нормативные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
16. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) нормативные акты. Ссылки на утратившие силу нормативные акты и проекты нормативных актов недопустимы.
17. При необходимости сделать ссылку в законопроекте на нормативный акт указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование.
Пример:
регулируются областным законом от ......... N .... "..............".
18. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
в соответствии с областным законом от ......... N .... "............" (далее - областной закон ".................").
19. Ссылки на Конституцию Российской Федерации и Устав Ленинградской области оформляются следующим образом:
Примеры:
в соответствии с частью 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации
или
в соответствии с частью 1 статьи 25 Устава Ленинградской области.
20. При ссылке на кодекс Российской Федерации дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.
Пример:
регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
21. При ссылках на конкретную статью кодекса Российской Федерации, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Пример:
в порядке, установленном статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
22. При необходимости дать ссылку не на весь нормативный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 областного закона от ......... N .... "..............".
23. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
подпункт "а" пункта 2 части 1 статьи 5
или
разделы III и IV.
24. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Пример:
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1.
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится, то есть включающий нумерацию соответствующей структурной единицы статьи.
25. Ссылки на структурные единицы одного и того же нормативного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
в соответствии с частью 1 статьи 5 настоящего областного закона или
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи.
26. В тексте законопроекта недопустимы ссылки на нормативные предписания других нормативных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
III. Внесение изменений в областные законы
27. Для приведения областных законов в соответствие с вновь принятыми федеральными конституционными законами, федеральными законами, новыми редакциями Устава Ленинградской области, изменениями действующей редакции Устава Ленинградской области, областными законами, устранения множественности правовых норм, регулирующих одни и те же вопросы, готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемыми законодательными актами путем внесения изменений в областные законы.
28. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу областного закона;
новая редакция структурной единицы областного закона;
дополнение структурной единицы статьи областного закона новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами областного закона;
приостановление действия областного закона или его структурных единиц;
продление действия областного закона или его структурных единиц.
29. Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в областные законы или их структурные единицы, не желательно. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение в Законодательное собрание Ленинградской области следует вносить самостоятельные законопроекты об областных законах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
30. Внесение изменений в областные законы оформляется самостоятельным областным законом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый областной закон, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
"Ленинградская область
Областной закон
О внесении изменений в статью 5 областного закона "Об ............." и в
областной закон "О ................"
Статья 1
Внести в статью 5 областного закона от ...... N .... "Об .................." следующие изменения:
1) ...................;
2) ....................
Статья 2
Внести в областной закон от ......... N .... "О ..............." следующие изменения:
1) ...................;
2) ...................;
3) ...................;
4) .....................
31. При одновременном внесении в областной закон изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного областного закона положения о внесении изменений и об утрате силы располагаются в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно) и оформляются отдельными пунктами соответствующей статьи.
Пример:
Статья 1
Внести в областной закон от ......... N ... "........." следующие изменения:
1) в статье 1 слова "........." заменить словами "........";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами ".........";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "........." исключить;
4) статью 4 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. .........................";
6) в статье 6 слова "........." заменить словами ".........".
32. При внесении изменений в областной закон обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, а также его наименование.
Пример:
Внести в областной закон от 24 апреля 2007 года N 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области" следующие изменения:
33. Независимо от конкретного содержания законопроекта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу областного закона, новая редакция структурной единицы областного закона, дополнение структурной единицы статьи областного закона новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение областного закона структурными единицами, наименование областного закона всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Примеры:
О внесении изменения в областной закон "................"
или
"О внесении изменений в некоторые областные законы"
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения:
Пример:
Статья 1
Внести в областной закон от.............N .... "................." следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции: "...................................";
2) часть 1 статьи 2 дополнить предложением следующего содержания: "......................................";
3) в части 2 статьи 5 слова "......................." исключить.
34. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи областного закона наименование законопроекта целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в статьи 2 и 4 областного закона "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области"
или
О внесении изменений в статью 5 областного закона "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области" и статью 14 областного закона "О государственных должностях Ленинградской области".
35. Изменения всегда вносятся только в основной областной закон. Вносить изменения в основной областной закон путем внесения изменений в изменяющий его областной закон недопустимо.
36. При внесении изменений в областные законы соответствующий текст заключается в кавычки.
37. Вносимые в областной закон изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
38. Если в областном законе осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь областной закон полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
39. При дополнении областного закона статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующую главу, раздел областного закона.
Пример: (в главе 1 имеется 14 статей)
Главу 1 областного закона от ............ N .... "................" дополнить статьей 14 следующего содержания:.
40. Внесение изменений в обобщенной форме в областной закон (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы областного закона, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью областного закона или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Примеры:
В статье 10 областного закона от ............... N .... ".............." слово "уполномоченного" заменить словом "соответствующего"
или
Статью 10 областного закона от ................. N .... "............." после слов "органа" дополнить словами "государственной власти".
41. При внесении изменения в областной закон сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в областной закон следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Примеры:
Часть 1 статьи 7 областного закона от ..............N .... "................" дополнить предложением следующего содержания: "....................."
или
В подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова "................." заменить словами ".......................".
42. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова (включая знаки препинания, если соответствующие дополнения следуют после такого знака препинания), после которых это дополнение должно находиться:
Пример:
Статью 10 после слов "государственную," дополнить словами "коммерческую".
43. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи областного закона и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
Пункт 1 статьи 1 дополнить словами "...............".
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
44. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи областного закона оформляется отдельными подпунктами соответствующего пункта статьи:
Пример:
Статья 1
Внести в областной закон от ............ N .... "............." следующие изменения:
1) в статье 2:
а) в части 1 слова ".............." заменить словами "...............";
б) часть 2 после слов "..............," дополнить словами "...............";
в) часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) ......................................................................... ...........;";
г) часть 4 дополнить предложением следующего содержания:
"................................................................... ....................";
2) второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
3) статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ......................................................................... .................".
45. При дополнении статьи областного закона частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Пример:
Статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ................................................................."
или
Часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4) ......................................................................"
или
Пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом "д" следующего содержания:
"д) .......................".
46. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы;
2) при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи областного закона, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
47. Новая редакция областного закона в целом, как правило, не допускается.
Законодатель принимает новый областной закон с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего областного закона в случаях если:
необходимо внести в областной закон изменения, требующие переработки областного закона по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в областной закон изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы.
48. Структурная единица областного закона излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы областного закона.
49. Изложение структурной единицы областного закона в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
50. При необходимости изложить только одну структурную единицу областного закона в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в статью 16 областного закона от ................. N ..... "О ..............." изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. ......................................................................... ......".
51. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего областного закона, а не является приложением к нему.
52. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126".
53. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз".
54. Если в законопроекте одновременно со статьями о внесении изменений в областные законы содержится статья с перечнем областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании законопроекта.
Пример:
Областной закон"О внесении изменений в областной закон "............" и признании утратившими силу некоторых областных законов"
IV. Перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу
55. Для приведения областных законов в соответствие с вновь принятым областным законом и устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым областным законом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
56. В перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) областные законы, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам областной закон, так и все областные законы, которыми в текст основного областного закона ранее вносились изменения;
2) областные законы, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь областной закон, а только его отдельные структурные единицы. При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица областного закона, так и все областные законы, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения;
3) в исключительных случаях законодательные акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).
Признание утратившими силу областных законов без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех областных законов (их структурных единиц), которыми в разное время в основной областной закон вносились изменения, не допускается.
(Примеры см. ниже.)
57. Перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей (частью статьи) в законопроекте, а также может быть самостоятельным законопроектом. В случае если перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу включается в текст законопроекта, он оформляется отдельной, последней статьей либо последней частью последней статьи.
(Примеры см. ниже.)
58. При включении каждого областного закона в перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование областного закона.
(Примеры см. ниже.)
59. Каждый областной закон включается в перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции. Областные законы, содержащиеся в таком перечне, имеют порядковую нумерацию.
(Примеры см. ниже.)
60. Областные законы в перечне областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). При этом областные законы об изменении признаваемого утратившим силу основного областного закона располагаются в хронологическом порядке следом за соответствующим основным областным законом, признаваемым утратившим силу.
Примеры:
Статья 40. Признание утратившими силу отдельных областных законов
Со дня вступления настоящего областного закона в силу признать утратившими силу:
1) областной закон от ......... 2005 года N .... "Об установлении .........";
2) областной закон от ......... 2006 года N .... "О внесении изменения в статью 22 областного закона "Об установлении ...............";
3) областной закон от ......... 2007 года N .... "О внесении изменений в областной закон "Об установлении ....................";
4) статью 5 областного закона от ........... 2006 года N .... "О признании ...............";
5) областной закон от .............2009 года N .... "О внесении изменения в статью 5 областного закона "О признании ...............";
6) статью 7 областного закона от ............ 2008 года N .... "О мерах............" в части сроков ...............
или
Статья 40. Вступление в силу настоящего областного закона
1. Настоящий областной закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Признать утратившими силу:
1) областной закон от ..............2005 года N .... "Об установлении ........................";
2) областной закон от .............. 2006 года N .... "О внесении изменения в статью 22 областного закона "Об установлении ...............";
3) статью 5 областного закона от ........... 2006 года N .... "О признании ..............";
4) статью 7 областного закона от ............2008 года N .... "О мерах............" в части сроков ...............
61. Перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был упущен ни один областной закон, противоречащий новому областному закону, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один областной закон или его часть, сохраняющие свое значение.
62. В перечни областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только областные законы, которые действовали до принятия нового областного закона, но также областные законы, которые ранее фактически утратили силу либо поглощены последующими областными законами, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
63. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт или подлежащая признанию утратившей силу статья содержит указание на приложение, которое соответственно должно также утратить силу, то в перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
64. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения 1 к областному закону от .......... N .... ".................................".
65. При необходимости установить в одном перечне областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых областные законы признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
Пример:
Статья 40. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Ленинградской области
1. Со дня вступления настоящего областного закона в силу признать утратившими силу:
1) областной закон от ......... 2005 года N .... "Об установлении ....................";
2) областной закон от .........2006 года N .... "О внесении изменения в статью 22 областного закона "Об установлении ...............".
2. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего областного закона признать утратившими силу:
1) статью 5 областного закона от ........... 2006 года N .... "О признании ................";
2) областной закон от .............2009 года N .... "О внесении изменения в статью 5 областного закона "О признании ...............".
3. С 1 января 2010 года признать утратившим силу статью 7 областного закона от ............ 2008 года N .... "О мерах............" в части сроков ...............
66. В перечни областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются областные законы (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Областные законы (нормы) временного характера в перечень областных законов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек.
67. Если областной закон еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
V. Порядок применения настоящих Методических рекомендаций
68. Законопроекты, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями.
69. На областные законы, которые были приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Методических рекомендаций.
70. В отношении ранее принятых областных законов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Методических рекомендаций, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Методическими рекомендациями структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих областных законов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц областных законов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных областных законах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.