Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Порядок подготовки и оформления правовых актов администрации
3.1. Администрация на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Санкт-Петербурга издает следующие правовые акты: распоряжения, приказы.
3.1.1. Распоряжения администрации - нормативные или индивидуальные правовые акты, издаваемые по вопросам, отнесенным законодательством к компетенции администрации.
3.1.2. Приказы администрации - нормативные или индивидуальные правовые акты, издаваемые по вопросам организации работы администрации.
3.2. Проекты правовых актов администрации разрабатываются ее структурными подразделениями или государственными учреждениями, подведомственными администрации (далее - разработчик проекта), на основании поручений главы администрации, первого заместителя, заместителей главы администрации либо по собственной инициативе.
3.3. Правом направления проектов на рассмотрение главы администрации обладают заместители главы администрации в соответствии с распределением или временным возложением обязанностей, начальники структурных подразделений администрации, подчиненных непосредственно главе администрации.
3.4. Приказом администрации могут создаваться рабочие группы по подготовке проектов правовых актов с указанием ответственного разработчика. В состав рабочей группы могут входить представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, структурных подразделений администрации, депутаты органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, общественных, научно-исследовательских и других организаций.
3.5. Проект правового акта (далее - проект) должен отвечать следующим требованиям:
3.5.1. Объем проекта, как правило, не должен превышать трех листов. Каждый лист проекта и приложений к нему должен быть завизирован с обратной стороны руководителем разработчика проекта с указанием даты визирования.
Виза должна быть удостоверена печатью разработчика, кроме структурных подразделений администрации.
3.5.2. В случае если объем проекта с приложениями составляет пять и более листов, проект с приложениями должен быть прошит и пронумерован. Визирование такого проекта осуществляется на оборотной стороне последнего листа.
3.5.3. Проект должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству и удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов.
3.5.4. Структура проекта должна обеспечивать логическое развитие содержания и соответствовать предмету правового регулирования. Текст проекта может иметь вводную, распорядительную и заключительную части.
3.5.5. Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений, могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели, мотивы принятия правового акта, а также предмет правового регулирования. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
3.5.6. Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования содержащихся в нем положений. Текст проекта должен устанавливать механизм реализации содержащихся в нем положений (дозволения, запреты, санкции), быть логичным, лаконичным, ясным, точным, соответствовать действующим правилам орфографии и пунктуации.
3.5.7. В проекте должны правильно использоваться официально установленные наименования, общеизвестные термины. Текст проекта не должен быть перегружен специальными, узкопрофессиональными терминами, а также иностранной терминологией. Не допускается использование в проекте эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол).
3.5.8. Положения проекта оформляются, как правило, в виде статей или пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами. Статьи могут разделяться на части и пункты. Пункты могут разделяться на подпункты, обозначаемые арабскими цифрами.
3.5.9. Значительные по объему тексты могут разделяться на главы или разделы, имеющие нумерацию и наименование. Разделы и главы нумеруются арабскими цифрами.
3.5.10. Проекты не должны противоречить изданным ранее правовым актам или дублировать их, если при этом не изменяется или не отменяется ранее изданный акт. Проект, содержащий положения об отмене правового акта, должен содержать нормы о признании утратившими силу правовых актов и (или) отдельных положений правовых актов, изменяющих отменяемый правовой акт.
3.5.11. Если правовые акты администрации принимаются на основании, в развитие или во исполнение Конституции Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации или федеральных органов государственной власти, Устава Санкт-Петербурга, законов Санкт-Петербурга, правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга или Правительства Санкт-Петербурга, то вводная часть проекта должна содержать ссылку на соответствующий правовой акт с указанием его наименования, даты принятия и номера. При подготовке и проведении согласования такого проекта к нему должны прилагаться копии правовых актов, на которые делаются ссылки, объемом не более трех страниц. Если объем указанных копий превышает три страницы, то к проекту прилагают копии частей (глав, статей) правовых актов (с указанием вида акта, его наименования, даты принятия и номера).
3.5.12. Распорядительная часть текста проекта обязательно должна содержать:
- конкретные задания исполнителям с указанием точных сроков их исполнения. При длительных сроках исполнения необходимо указывать промежуточные (контрольные) сроки;
- точное наименование организаций, структурных подразделений администрации -исполнителей задания. Фамилии руководителей организаций указывать не следует, должностное лицо в качестве исполнителя может быть указано только в случае, если выполнение возлагается на него лично;
- поручения о контроле исполнения правового акта или его отдельных пунктов с указанием, на кого возложен контроль.
Контроль исполнения правового акта администрации или его отдельных пунктов остается за главой администрации или возлагается на первого заместителя, заместителей главы администрации в соответствии с распределением обязанностей.
3.5.13. Заключительная часть текста проекта может содержать:
- переходные положения;
- указание о сроке вступления правового акта в силу, если такое указание необходимо:
- указание об отмене или изменении действующих правовых актов, если издаваемый правовой акт отменяет или изменяет действующий правовой акт.
3.5.14. В случае упоминания в проекте какого-либо органа или организации, не являющихся федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или исполнительными органами, к проекту должны прилагаться копии их учредительных документов, заверенные в установленном законодательством порядке.
3.5.15. В случае наличия в проекте положений о возложении обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником администрации, к проекту должно прилагаться письменное согласие данного лица или руководителя организации, где работает данное лицо. В тексте проекта после упоминания данного лица должны содержаться слова "(по согласованию)".
3.6. К тексту проекта нормативного правового акта может прилагаться подписанная руководителем или заместителем руководителя разработчика пояснительная записка, содержащая:
- обоснование необходимости разработки проекта и пояснения о состоянии законодательства в данной сфере;
- предмет, цели и основные положения проекта;
- изложение концепции проекта;
- финансово-экономическое обоснование, содержащее статистический анализ, точные расчеты и сведения об источниках финансирования реализации проекта на текущий и (или) последующие годы;
- условия реализации проекта и прогноз социально-экономических и иных последствий его реализации;
- перечень актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или разработке в связи с принятием проекта.
3.7. Ответственность за соблюдение требований законодательства Российской Федерации, законодательства Санкт-Петербурга и настоящего Регламента при подготовке проекта несет руководитель разработчика.
3.8. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, направляется первому заместителю, заместителям главы администрации в соответствии с распределением обязанностей для принятия решения о необходимости направления проекта на согласование.
В случае принятия решения о направлении проекта на согласование делается соответствующая запись в Справке о согласовании проекта, а проект не позднее следующего рабочего дня направляется на согласование.
3.9. Проект, подготовленный в соответствии с настоящим Регламентом, подлежит обязательному согласованию (рассмотрению и аналитической оценке):
- с заместителями главы администрации в соответствии с распределением обязанностей;
- с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией:
- со структурными подразделениями администрации в соответствии с их компетенцией;
- с федеральными органами государственной власти или их территориальными органами в случаях, установленных действующим законодательством;
с организациями, не являющимися структурными подразделениями администрации, в случаях, когда проект содержит упоминание о них;
- с органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, когда проект содержит упоминание о них (далее - согласующие органы или организации).
3.10. Обязанность по согласованию проекта возлагается на разработчика.
Передача проекта лицами, ответственными за разработку и согласование проекта, другим лицам для получения согласований не допускается.
3.11. Согласование проекта осуществляется путем его визирования руководителем или лицом, временно исполняющим его обязанности, согласующего структурного подразделения администрации, органа или организации, а также юрисконсультом (при наличии) в Справке о согласовании проекта, а также на оборотной стороне каждого листа текста проекта либо оборотной стороне последнего листа проекта (в случае если проект с приложениями прошит) с обязательным указанием даты визирования, имени, отчества и расшифровкой фамилии.
3.12. Справка о Согласовании проекта оформляется разработчиком проекта по форме согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту.
3.13. В целях сокращения сроков согласования возможно направление на согласование копии проекта с приложениями к нему и копии Справки о согласовании проекта, оформленных в соответствии с настоящим Регламентом.
3.14. Согласование проекта может осуществляться в процессе совещания с участием руководителей или уполномоченных представителей органов, организаций и структурных подразделений администрации, согласующих проект.
Протокол совещания, подписанный всеми лицами, участвующими в совещании, или его копия, заверенная разработчиком проекта, приобщается к Справке о согласовании проекта, о чем в последней делается соответствующая запись.
3.15. Срок рассмотрения проекта в согласующих организациях не должен превышать пяти рабочих дней. День поступления проекта в согласующий орган или организацию и день согласования проекта указываются в соответствующей графе Справки о согласовании проекта.
3.16. При наличии значительных по объему замечаний согласование оформляется в виде отдельного письма на бланке согласующего органа или организации, кроме структурных подразделений администрации, с изложением замечаний, предложений, текста изменений, дополнений либо предложений об исключении отдельных положений проекта, о чем делается отметка в Справке о согласовании проекта.
3.17. Срок действия визы согласующей организации составляет не более 6 месяцев с даты визирования до представления в общий отдел администрации. Если на момент представления проекта в общий отдел администрации истек срок действия визы согласующей организации, проект должен быть вновь согласован с соответствующей организацией.
3.18. Ответственность за соблюдение требований настоящего Регламента при согласовании проекта несет руководитель согласующего органа или организации.
3.19. Полученные при согласовании проекта замечания и предложения учитываются разработчиком.
3.20. В случае согласия с представленными замечаниями разработчик вносит в проект соответствующие изменения. Измененный текст проекта подлежит повторному визированию, а также повторному согласованию в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом, за исключением случаев внесения изменений редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки).
3.21. Если разработчик не согласен с представленными замечаниями, он готовит мотивированное заключение и лист разногласий в произвольной форме с указанием замечаний, с которыми он не согласен.
3.22. При наличии замечаний по проекту разработчик должен в двухнедельный срок после получения всех замечаний обеспечить проведение обсуждения проекта с заинтересованными органами и организациями в целях выработки взаимоприемлемого решения.
3.23. В случае если в срок, указанный в п. 3.22 настоящего Регламента, замечания не будут устранены, проект направляется разработчиком для разрешения разногласий заместителю главы администрации, направившему проект на согласование.
3.24. Рассмотрение и урегулирование разногласий производится на совещании у заместителя главы администрации, направившего проект на согласование (далее -согласительное совещание).
Согласительное совещание проводится не позднее 7 дней со дня поступления проекта лицу, направившему проект на согласование, с участием органов и организаций, имеющих замечания по проекту.
Решение, принятое на согласительном совещании, оформляется протоколом. К протоколу согласительного совещания прилагаются лист разногласий в произвольной форме и мотивированное заключение разработчика проекта.
Протокол согласительного совещания, подписанный лицом, направившим проект на согласование, с приложением проекта, согласованного на согласительном совещании, приобщается к Справке о согласовании проекта. Протокол с проектом должен быть сшит, пронумерован и завизирован на оборотной стороне последнего листа лицом, направившим проект на согласование.
В случае если разногласия по проекту не были разрешены на согласительном совещании, они разрешаются главой администрации на основании заключения юридического отдела администрации.
3.25. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, должен быть завизирован:
- руководителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя, или заместителем руководителя разработчика проекта;
- руководителем или лицом, исполняющим обязанности руководителя, или заместителями руководителей согласующих организаций, а также юрисконсультом согласующей организации (при наличии);
- лицом, вносящим проект на рассмотрение главы администрации (заместителем главы);
- начальником общего отдела администрации или лицом, исполняющим обязанности начальника отдела.
3.26. Подготовка проектов правовых актов администрации, имеющих нормативный характер, планируется разработчиками с учетом сроков, необходимых для проведения антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами после размещения проекта в сети Интернет (14 дней).
3.27. Проект, разработанный и согласованный в соответствии с настоящим Регламентом, передается разработчиком проекта в юридический отдел администрации.
3.28. Проект, разработанный или согласованный с нарушениями настоящего Регламента, не подлежит рассмотрению юридическим отделом администрации и возвращается разработчику проекта для устранения нарушений.
3.29. Юридический отдел администрации осуществляет:
- юридическую экспертизу проекта на предмет его соответствия законодательству, требованиям юридической техники;
- лингвистическую экспертизу проекта на предмет соответствия его текста нормам современного русского языка;
- антикоррупционную экспертизу проекта нормативного правового акта на предмет выявления коррупциогенных факторов.
3.30. Срок рассмотрения юридическим отделом администрации правового акта, не носящего нормативный характер - 5 рабочих дней.
Срок рассмотрения юридическим отделом администрации нормативного правового акта с учетом сроков проведения независимой антикоррупционной экспертизы -15 рабочих дней.
Антикоррупционная экспертиза проекта нормативного правового акта проводится в соответствии с Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2009 N 681.
Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется юридическим отделом администрации в порядке, определенном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп "О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга" (далее распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп) и настоящим Регламентом.
Отчеты о результатах деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы один раз в полугодие представляются администрацией в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга по форме и в порядке, утвержденным Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности по согласованию с Юридическим комитетом Администрации Губернатора Санкт-Петербурга.
3.31. Срок рассмотрения проекта юридическим отделом администрации может быть продлен по решению начальника юридического отдела администрации до десяти рабочих дней (б случае необходимости дополнительной юридической экспертизы), а также до пятнадцати рабочих дней (в случае необходимости осуществления комплексной юридической экспертизы, анализа и изучения дополнительных материалов, относящихся к проекту, проведения лингвистической экспертизы, в том числе, если объем текста проекта составляет десять и более листов).
3.32. Юридический отдел администрации готовит письменное заключение, если в результате проведенной юридической, лингвистической экспертиз проекта будут установлены следующие нарушения:
- нарушение настоящего Регламента при разработке или согласовании проекта;
- несоответствие проекта законодательству;
- несоответствие проекта требованиям юридической техники:
- несоответствие проекта нормам современного русского языка;
- необходимость внесения значительных редакционно-технических правок (составляющих более десяти процентов количества печатных знаков текста).
Юридический отдел администрации составляет письменное экспертное заключение о результатах антикоррупционной экспертизы (далее - экспертное заключение), если в результате проведенной антикоррупционной экспертизы в проекте нормативного правового акта будут выявлены коррупциогенные факторы.
3.33. Заключение о признании проекта правового акта имеющим нормативный характер выносится начальником (специалистом) юридического отдела администрации, о чем на указанном проекте делается соответствующая отметка в день поступления указанного проекта на рассмотрение в юридический отдел администрации:
- в отношении правовых актов администрации - в день вынесения заключения юридическим отделом администрации о признании проекта правового акта администрации имеющим нормативный характер:
- в отношении проекта закона Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга - в день направления проекта на согласование в соответствии с Регламентом Правительства Санкт-Петербурга.
Решение о размещении проекта нормативного правового акта на официальном сайте администрации в сети Интернет оформляется в виде служебной записки и в день принятия вместе с проектом правового акта в бумажном и электронном виде направляется в пресс-службу администрации.
Размещение проекта на официальном сайте администрации в сети Интернет в разделе "Проекты нормативных правовых актов" осуществляет пресс-служба администрации в день вынесения заключения юридическим отделом администрации о признании проекта правового акта имеющим нормативный характер.
При размещении проекта нормативного правового акта пресс-служба администрации указывает даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта.
Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 14 дней.
После окончания установленного срока проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта проект удаляется с официального сайта пресс-службой администрации.
Учет организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов осуществляется начальником (специалистом) юридического отдела администрации в соответствии с распределением должностных обязанностей в порядке, установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп.
Экспертные заключения на законы Санкт-Петербурга, постановления, распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга. постановления. распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, нормативные правовые акты администрации, поступившие в исполнительные органы, в течение двух рабочих дней направляются в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга,
Поступившие в администрацию экспертные заключения на нормативные правовые акты других исполнительных органов в течение двух рабочих дней направляются в исполнительные органы, принявшие соответствующие нормативные правовые акты.
Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, поступившие в администрацию, после регистрации общим отделом администрации в порядке и сроки, установленные настоящим Регламентом для регистрации служебных документов, подлежат передаче в течение одного рабочего дня разработчику и в юридический отдел администрации для учета.
Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта подлежат рассмотрению разработчиком проекта совместно с юридическим отделом администрации в порядке и сроки, установленные распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп и распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.10.2013 N 76-рп.
При отсутствии заключений независимых экспертов проект нормативного правового акта направляется общим отделом администрации для внесения на рассмотрение и подпись главе администрации.
3.34. Проект с заключением юридического отдела администрации, оформленным на отдельном листе либо в соответствующей графе Справки о согласовании, либо с экспертным заключением возвращается разработчику проекта.
3.35. После устранения указанных в заключении либо экспертном заключении недостатков проект вновь направляется в юридический отдел администрации с возобновлением сроков рассмотрения, предусмотренных пунктами 3.30 и 3.31 настоящего Регламента.
3.36. Если в результате проведенных правовой и антикоррупционной экспертиз, в том числе независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта, в проекте не выявлено противоречий законодательству, коррупциогенных факторов (в отношении нормативных правовых актов), начальник юридического отдела администрации визирует проект.
3.37. В случае выявления незначительных недостатков редакционно-технического характера (опечатки, грамматические ошибки) проект может быть завизирован начальником юридического отдела администрации.
При внесении несущественных изменений редакционно-технического характера проект после перепечатки вторично не визируется.
Проект может быть завизирован начальником юридического отдела администрации с заключением юридического отдела администрации.
3.38. После визирования проекта начальником юридического отдела администрации внесение в проект каких-либо изменений не допускается, кроме случаев, предусмотренных п. 3.40 настоящего Регламента.
3.39. Завизированный начальником юридического отдела администрации проект правового акта вместе со Справкой о согласовании и электронной версией проекта передается разработчиком в общий отдел администрации для изготовления эталонного экземпляра, внесения на рассмотрение и подпись главе администрации.
3.40. Ответственный работник общего отдела администрации проверяет соблюдение требований положений о делопроизводстве при разработке проекта, в том числе:
- отсутствие опечаток, грамматических ошибок:
- правильность использования наименований органов и организаций, должностных лиц, упомянутых в проекте;
- сроки исполнения заданий:
- наличие приложений, указанных в тексте;
- наличие указания о контроле;
- наличие всех необходимых согласований;
- наличие документов, ссылки на которые приведены в тексте правовых актов, соблюдение порядка урегулирования разногласий по проекту.
3.41. Эталонные экземпляры распоряжений и приказов, за исключением распоряжений о предоставлении государственных услуг в социальной сфере, подписываются главой администрации или должностным лицом, исполняющим его обязанности.
Распоряжения о предоставлении государственных услуг в социальной сфере подписываются заместителем главы администрации, курирующим сферу социальной и демографической политики Санкт-Петербурга, социальной защиты населения.
3.42. После подписания правовых актов главой администрации общий отдел администрации осуществляет присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылку актов, в том числе в электронном виде.
Рассылка осуществляется в соответствии со списком рассылки, который определяется разработчиком при подготовке проекта правового акта, в соответствии с установленным перечнем официальной рассылки правовых актов администрации.
Проекты правовых актов, подготавливаемые отделом по вопросам государственной службы и кадров администрации, а также сектором по мобилизационной подготовке администрации (далее - отдел/сектор), передаются указанным отделом/сектором на рассмотрение и подпись главе администрации непосредственно.
После подписания вышеуказанных правовых актов главой администрации присвоение номера, проставление даты, тиражирование и рассылка актов осуществляется непосредственно отделом/сектором.
3.43. В течение 2-х рабочих дней после издания нормативного правового акта администрации, специалист юридического отдела в соответствии с распределением должностных обязанностей направляет его копию по техническим каналам связи в электронном виде в Юридический комитет Администрации Губернатора Санкт-Петербурга для включения в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга и проведения правовой экспертизы и официального опубликования.
Принятые нормативные правовые акты размещаются пресс-службой на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.44. Подготовка и представление на рассмотрение Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга проектов правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга, а также проектов правовых актов о внесении изменений в действующие правовые акты Губернатора Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга осуществляются в соответствии с требованиями Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства от 16.12.2003 N 100 и распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 17.08.2012 N 48-рп.
3.45. Официальное опубликование правовых актов администрации осуществляется в порядке, установленном Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2010 N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга" и Правительством Санкт-Петербурга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.