Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 7-1
к Правилам
присвоения (подтверждения, повышения)
квалификационных категорий руководителям
и работникам государственных учреждений
социального обслуживания населения,
находящихся в ведении исполнительных
органов государственной власти Санкт-Петербурга
Оценочные таблицы
с наборами признаков соответствия уровня квалификации работников учреждений, занимающих должность "специалист по социальной работе", требованиям к квалификационной категории
N |
Критерии и показатели |
Примечания |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
Критерий 1. Профессиональные знания, умения, навыки | |||||||
1.1. Знание нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную деятельность, умения и навыки их применения | |||||||
1.1.1. |
Знает и применяет федеральные и региональные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты в своей профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.1.2. |
Знает основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе. Качественно составляет документы и проекты документов (отзывы, акты, заявления, заключения, запросы и т.п.) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.1.3. |
Знает правовые основы оказания социальных услуг: права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, формы социального обслуживания, организация и порядок предоставления социальных услуг и т.п. |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.1.4. |
Применяет в работе информационно-справочные правовые системы для решения профессиональных задач |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.1.5. |
Уровень знаний позволяет консультировать коллег по вопросам качества документирования профессиональной деятельности (составление отчетов, заключений, актов, запросов и т.п.) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.1.6. |
Знает актуальные проблемы правового регулирования профессиональной деятельности |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.1.7. |
Уровень знаний позволяет выступать в качестве докладчика, лектора, консультанта по вопросам правового регулирования в сфере социальной защиты |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для первой и второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.2. Знание основных направлений федеральной и региональной политики в сфере социальной защиты населения | |||||||
1.2.1. |
Знает цели, задачи, направления и приоритеты федеральной социальной политики |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.2.2. |
Знает основные направления и приоритеты политики в сфере социальной защиты Санкт-Петербурга. |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.2.3. |
Знает модели (режимы) социальной политики |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.2.4. |
Уровень знаний позволяет выступать в качестве докладчика, лектора, консультанта по вопросам социальной политики или социальной защиты. Имеет соответствующий опыт выступлений |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для первой и второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.3. Знание социальной инфраструктуры обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, особенностей межведомственных взаимодействий, умения и навыки организации предоставления социальных услуг | |||||||
1.3.1. |
Знает особенности организации системы социального обслуживания районного и городского уровня в Санкт-Петербурге. Знает цели, задачи и функции органов и организаций социального обслуживания |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.3.2. |
Знает порядок внутриведомственного взаимодействия в сфере предоставления социальных услуг |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.3.3. |
Знает порядок межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.3.4. |
Уровень знаний позволяет оказывать консультативную помощь коллегам по вопросам межведомственного взаимодействия |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.3.5. |
Знает возможности вовлечения в социальную работу с клиентом институтов гражданского общества или привлечения ресурсов благотворителей, общественных организаций, добровольцев для оказания помощи гражданам |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.3.6. |
Знает цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами (специалистами, учреждениями и т.п.), для представления интересов граждан получателей социальных услуг и решения его социальных проблем. Применяет знания на практике. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.4. Знание особенностей категорий получателей социальных услуг, умение применять при работе с ними методический инструментарий | |||||||
1.4.1. |
Знает типы и характеристики граждан - получателей социальных услуг, типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социальные, социально-медицинские, социально-психологические, социальна-правовые) и применяет данные знания в практической работе |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.4.2. |
Знает национальные стандарты социального обслуживания и применяет их в профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.4.3. |
Знает и использует в профессиональной деятельности информационно-аналитические материалы о положении социально незащищенных категорий граждан (статьи, доклады, аналитические материалы, освещающие положение отдельных групп населения, социологические исследования и т.п.) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.4.4. |
Знает и применяет технологии социальной работы с различными категориями граждан |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.4.5. |
Знает и применяет в профессиональной деятельности технологии социальной рекламы или другие технологии социального маркетинга с целью формирования спроса и обеспечения адекватного предложения социальных услуг. Умеет анализировать клиентскую среду учреждения социального обслуживания. |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
1.4.6. |
Умеет работать с автоматизированными информационными системами, вести учет в системах учета клиентов или социальных услуг |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
1.4.7. |
Уровень знаний позволяет консультировать коллег по вопросам работы в автоматизированных информационных системах (например, АИС ЭСРН), системах учета клиентов и социальных услуг |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
Критерий 2. Деловые, в том числе личностные качества | |||||||
2.1. Культура труда | |||||||
2.1.1. |
Умеет работать с применением рациональных приемов, современной техники и технологии; рационально организовать рабочее место; взаимодействовать с коллегами по работе; бережно относиться к оборудованию, энергии и пр. |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.1.2. |
Использует основные методы и средства получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в сети Интернет |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.2. Культура мышления, речи и письма | |||||||
2.2.1. |
Умеет точно формулировать задачи (проблемы); выбирать оптимальные методы (пути) их решения; получать обоснованные, логически непротиворечивые выводы; применять полученные выводы в практике профессиональной деятельности; убеждать и аргументировать свою позицию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью; осуществлять правильный отбор языковых средств; ориентировать речь на собеседника; правильно использовать языковые средства речи; не допускать грамматических, синтаксических, стилистических, пунктуационных ошибок |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.3. Культура общения и поведения | |||||||
2.3.1. |
Соблюдает требования Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.4. Самооценка (умение анализировать, критически и требовательно оценивать собственную профессиональную деятельность) | |||||||
2.4.1. |
Умеет давать собственную оценку профессиональной деятельности; оценивать собственную профессиональную деятельность в ретроспективе; оценивать отношение других людей к себе и своей профессиональной деятельности |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.5. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством посещения конференций, семинаров и т.п. (без выдачи документов об образовании), а также посредством самообразования | |||||||
2.5.1. |
Принимает участие в семинарах, конференциях, круглых столах и других методических мероприятиях по профилю профессиональной деятельности |
Для второй квалификационной категории не менее 2 мероприятий; для первой квалификационной категории не менее 5 мероприятий; для высшей квалификационной категории не менее 7 мероприятий |
|||||
2.6. Деловая активность в сфере повышения квалификации посредством освоения программ дополнительного профессионального образования (с выдачей документа об окончании; в организациях, имеющих лицензию на реализацию программ дополнительного профессионального образования) | |||||||
2.6.1. |
Освоение работником учреждения программ повышения квалификации (при этом каждая освоенная работников программа повышения квалификации не может быть меньше 16 часов) |
Не менее 72 часов для второй и первой квалификационной категории, не менее 104 часов для высшей квалификационной категории В течение 5 лет, предшествующих аттестации |
|||||
2.7. Поощрения и взыскания | |||||||
2.7.1. |
Не имеет административных взысканий, обоснованных жалоб от получателей услуг |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.7.2. |
Имеет грамоты, благодарности, благодарственные письма руководства учреждений, органов власти |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.7.3. |
Имеет благодарственные письма, отзывы от получателей услуг, общественных и коммерческих организаций, государственных учреждений |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
2.8. Дополнительные признаки | |||||||
2.8.1. |
Имеет ведомственные награды за успехи в профессиональной деятельности или награжден премией Правительства Санкт-Петербурга или Правительства Российской Федерации (вне зависимости от года получения) |
Признак является дополнительным для всех категорий |
|||||
2.8.2. |
Общественная активность работника учреждения: принимает участие в качестве эксперта в проведении аттестационной экспертизы, участвует в работе аттестационных комиссий, экспертных групп, жюри конкурсов и т.п. |
Признак является дополнительным для всех категорий |
|||||
2.8.3. |
Имеет ученую степень "кандидат наук" или "доктор наук" по направлению подготовки кадров высшей квалификации "социологические науки" |
Признак является дополнительным для всех категорий |
|||||
Критерий 3. Результативность профессиональной деятельности работника (труда) | |||||||
3.1. Результативность в сфере практической работы с получателями социальных услуг | |||||||
3.1.1. |
Имеет стабильные положительные результаты в работе при решении профессиональных задач |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.1.2. |
Ведет учет предоставленных социальных услуг в соответствии с установленными требованиями, качественно составляет и оформляет отчетную документацию |
Для всех квалификационных категорий. |
|||||
3.1.3. |
Проводит качественный и количественный анализ личной работы с клиентами, оценивает результативность собственной профессиональной деятельности и планирует меры по ее улучшению |
Для всех квалификационных категорий. |
|||||
3.1.4. |
Имеет успешный опыт предоставления социальных услуг в сложных случаях, встречающихся в профессиональной деятельности |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.1.5. |
Имеет практический опыт консультативной работы с клиентами |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.1.7. |
Качественно составляет и оформляет документацию в соответствии с современными требованиями к отчетности, периодичности предоставления документации |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.1.8. |
Осуществляет текущее планирование работы с клиентом и оперативное прогнозирование результативности работы с ним, отслеживает динамику состояния ситуации клиента в процессе работы, своевременно корректирует программу работы с клиентом |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.1.9. |
Использует диагностические методы, выявляет обстоятельства возникновения трудной жизненной ситуации путем организации обследований, мониторинга условий жизнедеятельности граждан, определения причин, способных привести их в положение, представляющее опасность для жизни и здоровья и т.п. |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.1.10. |
Проводит анализ и обобщение опыта практической работы с клиентами путем использования данных выборочных социологических опросов, анализа статистической отчетности и т.п. Имеет опыт выступлений или публикации по данному вопросу |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.2. Результативность в сфере организаторской, организационно-методической, информационной и общепрофилактической работы | |||||||
3.2.1. |
Принимает участие в работе комиссионных органов в рамках учреждения или в масштабах более крупной организационной единицы (консилиум, методический совет или соединение и др.) или в межведомственных органах (КДН и ЗП, городские, районные или муниципальные комиссии и др., имеющие отношение к целям деятельности учреждения) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.2.2. |
Участвует в разработке методических материалов для специалистов. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.2.3. |
Участвует в разработке информационных справочных или просветительских, общепрофилактических материалов по вопросам социального обслуживания |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.2.4. |
Принимает участие в мероприятиях для клиентов (клубные формы общения, праздники, дни открытых дверей и т.п.) |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.2.5. |
Выполняет координационные функции или планирует, составляет программы мероприятий для клиентов (клубные формы общения, праздники, дни открытых дверей и т.п.) |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.2.6. |
Имеет опыт организации или проведения методических мероприятий для специалистов (рабочие совещания, тематические лекции, методические объединения и т.п.). Выполняет координационные функции или планирует, составляет программу мероприятия и т.п. |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.2.7. |
Участвует в просветительской и общепрофилактической работе по своему направлению профессиональной деятельности, проявляет инициативу в организации мероприятий данной направленности по отдельным социально значимым темам, готовит публикации или выступления в СМИ, интернет-публикации |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной 1 категории признак является дополнительным |
|||||
3.3. Результативность в сфере передачи профессионального опыта, знаний, профессионального обучения, наставничества | |||||||
3.3.1. |
Имеет опыт выступлений перед профессиональной аудиторией (на методических семинарах, совещаниях в рамках работы методических объединений и т.п.) с представлением своего опыта практической работы или по проблемным вопросам профессиональной деятельности |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.3.2. |
Изучает передовой российский и зарубежный опыт социальной работы. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.3.3. |
Принимает участие в методических мероприятиях для специалистов (методические объединения, семинары и т.п.) |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.3.4. |
Проводит наставническую работу с практикантами, молодыми специалистами в учреждении или работу с добровольцами |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.4. Результативность сфере научно-практической работы | |||||||
3.4.1. |
Изучает и использует в практической работе научно-методические материалы и лучший отечественный и зарубежный опыт в сфере социальной работы |
Для всех квалификационных категорий |
|||||
3.4.2. |
Имеет опыт выступлений по вопросам профессиональной деятельности, представления опыта своей работы на научно-практических конференциях (интернет-конференциях), круглых столах и т.п. |
Применяется для первой и высшей квалификационной категории. Для второй квалификационной категории признак является дополнительным |
|||||
3.4.3. |
Имеет научные или научно-практические публикации по вопросам профессиональной деятельности (статьи в периодических изданиях, монографии и т.п.) |
Применяется для высшей квалификационной категории. Для второй и первой квалификационной категории признак является дополнительным |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.