Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
Правительства
Санкт-Петербурга
от 28 декабря 2015 г. N 84-рп
План
мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы
29 июня 2017 г.
1. Общие положения
План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы (далее - "дорожная карта") разработан во исполнение:
Конвенции о правах инвалидов;
Конституции Российской Федерации;
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";
постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2015 N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности".
"Дорожная карта" направлена на обеспечение условий доступности для инвалидов объектов, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, и предоставляемых на них услуг в соответствии с установленными полномочиями, а также оказание инвалидам при этом необходимой помощи.
Основной целью "дорожной карты" является поэтапное обеспечение для инвалидов условий доступности объектов и услуг, установленных в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в соответствующих сферах деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи и информации - с учетом потребностей отдельных категорий инвалидов: инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха, зрения, умственного развития.
"Дорожной картой" определяются:
1. Таблица повышения значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг согласно приложению N 1 к "дорожной карте".
2. Перечень мероприятий "дорожной карты" по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Санкт-Петербурге на 2016 - 2020 годы, реализуемых для достижения указанных значений, согласно приложению N 2 к "дорожной карте".
2. Текущее состояние и проблемы, сложившиеся в сфере обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов в Санкт-Петербурге
По данным автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга" (далее - АИС ЭСРН) численность инвалидов в Санкт-Петербурге по состоянию на 01.10.2015 - 667428 чел., что составляет более 15% от общей численности городского населения, в том числе по проблемам здоровья:
инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, - 15491 чел.;
инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, за исключением инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 115801 чел.;
инвалиды с нарушением слуха - 17507 чел., в том числе инвалиды I группы - 790 чел.;
инвалиды с нарушением зрения - 9599 чел., в том числе инвалиды I группы - 3235 чел.
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр" ежегодно проводятся опросы среди различных категорий инвалидов по оценке уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и отношения населения к проблемам инвалидов в Санкт-Петербурге.
По итогам опросов доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в 2013 году составила 49,9%, в 2014 году - 69,2%; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Санкт-Петербурге составила соответственно 42,6% и 63,3%.
В Санкт-Петербурге сформирован системный подход по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Вся система работы по обеспечению указанной доступности в настоящее время осуществляется по нескольким направлениям:
1. По новым объектам (строящимся либо реконструированным) - через организацию должного контроля на этапе проектирования, строительства и сдачи в эксплуатацию.
Все вновь вводимые объекты социальной инфраструктуры должны проектироваться и строиться с учетом требований свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605, который с 01.07.2015 является обязательным к исполнению в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" вносятся изменения в том числе в статью 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", предусматривающую обязанности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организаций независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам с учетом их потребностей условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, местам отдыха и предоставляемым в них услугам, которые вступают в силу с 01.07.2016.
Условия обеспечения указанной доступности в обязательном порядке вводятся с 01.07.2016 только в отношении вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт и реконструкцию объектов.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с 01.01.2016 невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
2. По действующим государственным объектам социальной инфраструктуры - паспортизация (обследование) объектов, обеспечение доступности объектов для инвалидов при проведении текущего или капитального ремонта за счет бюджетных средств. Работа по актуализации паспортов доступности объектов должна осуществляться непосредственно учреждениями, находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, информация о ее проведении должна направляться в комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при администрациях районов Санкт-Петербурга, в том числе с участием общественных организаций инвалидов, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 "Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики".
3. По действующим негосударственным объектам - через возмещение арендатору стоимости работ, связанных с обустройством средствами доступа к объектам социальной инфраструктуры для инвалидов в рамках заключенных Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга договоров аренды в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 N 387-58 "О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург".
Опыт организации работы в Санкт-Петербурге по обеспечению доступной среды жизнедеятельности формировался поэтапно.
В период с 2001 по 2005 год была реализована целевая социальная программа Санкт-Петербурга "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов" на 2001 - 2005 годы, утвержденная Законом Санкт-Петербурга от 17.10.2001 N 726-93.
В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1269 "О мерах по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования транспортом" в 2008 - 2010 годах реализовывался План мероприятий по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к государственным объектам социальной инфраструктуры.
В целях реализации основных положений Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297, в Санкт-Петербурге с 2013 года реализуется Программа "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденная распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 N 52-рп, целью которой является координация и межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти по решению проблемы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры в Санкт-Петербурге, перспективного планирования и осуществления мероприятий по созданию благоприятных условий жизнедеятельности для инвалидов на объектах социальной и транспортной инфраструктуры, информационной доступности предоставляемых услуг.
В настоящее время продолжается работа исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в установленных сферах деятельности в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, утвержденными распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 73-р (далее - Методические рекомендации), в период с 2011 года по 01.07.2015 проводилось обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для маломобильных групп населения и ввод электронного паспорта объекта социальной инфраструктуры в подсистему "Доступная среда" АИС ЭСРН, в том числе для пользования гражданами, являющимися инвалидами, через интернет-сайт: www.city4you.spb.ru.
По состоянию на 01.10.2015 Реестр приоритетных объектов социальной инфраструктуры государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, государственных учреждений, находящихся в ведении иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, негосударственных учреждений (организаций), расположенных на территориях районов Санкт-Петербурга, включает 1862 организации, имеющие 3560 объектов, прошедших обследование (анкетирование), из которых доступны для:
инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, - 665 объектов (18%);
инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 598 объектов (16%);
инвалидов с нарушением слуха - 1146 объектов (32%);
инвалидов с нарушением зрения - 242 объекта (6%);
всех категорий инвалидов - 86 объектов (2%).
В Методических рекомендациях определены функции комиссий по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при администрациях районов Санкт-Петербурга, рассматривающих вопросы создания доступной среды жизнедеятельности на территории соответствующего района Санкт-Петербурга, а также порядок их взаимодействия с общественной инспекцией инвалидов, в состав которой входят 19 инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, созданной в целях общественного контроля за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов при Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении "Центр технических средств реабилитации, доступности городской среды, физической культуры инвалидов и хранения архивных документов", находящемся в ведении Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга.
За 2014 - 2015 годы указанными комиссиями проведено 117 заседаний, рассмотрено 477 вопросов, принято 940 решений, проведено 1846 проверок и обследований объектов.
В целях осуществления координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.06.2009 N 639 утверждено Положение о Комиссии при Правительстве Санкт-Петербурга по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - Комиссия), являющейся совещательным органом при Правительстве Санкт-Петербурга, основной задачей которой является информирование общественных объединений инвалидов о проделанной исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга работе в части, касающейся формирования беспрепятственного доступа для инвалидов в установленных сферах. В состав Комиссии входят представители общественных организаций инвалидов Санкт-Петербурга и координатор общественной инспекции инвалидов.
В Санкт-Петербурге действует Координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, утвержденный распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 14.08.1997 N 867-р, в состав которого входят представители наиболее крупных организаций инвалидов Санкт-Петербурга, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, федеральных структур, предоставляющих государственные услуги для инвалидов, координатор общественной инспекции инвалидов.
В 2014 - 2015 годах проведено 4 заседания указанного Координационного совета и Комиссии, на которых рассматривались 17 вопросов, в том числе о ходе реализации исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий Программы "Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге" на 2013 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербург от 23.07.2013 N 52-рп.
Таким образом, в Санкт-Петербурге предоставлена возможность общественным объединениям инвалидов активно участвовать в решении проблем людей с инвалидностью.
В Санкт-Петербурге решение проблемы доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры нашли отражение в отдельных законах Санкт-Петербурга и государственных программах Санкт-Петербурга.
"Дорожной картой" предусматривается решение следующих основных проблем:
наличие значительного количества частично или полностью недоступных для инвалидов объектов или помещений, в которых им предоставляются услуги;
наличие фактов разработки технических заданий, согласования проектно-сметной документации и заключения договоров о строительстве (актов о приемке) новых зданий, осуществлении капитального ремонта (реконструкции) существующих объектов, закупке новых транспортных средств, использующихся для оказания услуг инвалидам, не соответствующих требованиям об обеспечении их доступности для инвалидов, установленных в части 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениям свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
наличие существующих объектов, которые невозможно до их реконструкции и (или) капитального ремонта полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов и на которых собственниками объектов не принимаются предусмотренные в части 4 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо меры по предоставлению услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме;
невозможность обустройства многоквартирных жилых домов средствами доступа для инвалидов в рамках капитального ремонта в связи с отсутствием решения собрания собственников помещений многоквартирного дома об их установке;
неполная оснащенность значительного количества объектов приспособлениями, средствами и источниками информации в доступной форме, необходимыми для получения инвалидами услуг наравне с другими лицами;
значительное количество сотрудников исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, предоставляющих услуги инвалидам, не прошедших инструктирование или обучение по вопросам, связанным с обеспечением доступности учреждений, предоставляющих услуги, и оказанием при этом помощи инвалидам, и не владеющих необходимыми для этого знаниями и навыками;
отсутствие актуализированных паспортов доступности многих объектов социальной инфраструктуры в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001), утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 605.
3. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты"
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
1. Обеспечение инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга на объектах социальной инфраструктуры, находящихся в их ведении, в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, труда и занятости:
условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, местам отдыха и предоставляемым в них услугам;
условий для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом городского, пригородного, междугородного сообщения, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
условий индивидуальной мобильности инвалидов и возможности самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов, сменные кресла-коляски, адаптированные лифты, поручни, пандусы, подъемные платформы (аппарели), доступные входные группы, доступные санитарно-гигиенические помещения);
сопровождения инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказания им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;
надлежащего размещения оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;
дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуска сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
допуска на объекты собаки-проводника при наличии у инвалида документа, подтверждающего ее специальное обучение;
оказания сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами.
2. Осуществление инструктирования или обучения специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в установленных сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626, работы по обеспечению доступности объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности должны проводиться с учетом состояния доступности следующих шести основных структурно-функциональных зон и элементов, которые определяются для каждой категории инвалидов с учетом имеющихся нарушений функций организма, а также условий доступности путей движения к объекту (от остановки транспорта):
территория, прилегающая к зданию (участок), - вход (выходы) на территорию, путь (пути) движения на территории, лестница (наружная), пандус (наружный), автостоянка и парковка;
вход (выходы) в здание - лестница (наружная), пандус (наружный), входная площадка (перед дверью), дверь (входная), тамбур;
путь (пути) движения внутри здания (в том числе пути эвакуации) - коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон), лестница (внутри здания), пандус (внутри здания), лифт пассажирский (или подъемник), дверь, пути эвакуации (в том числе зоны безопасности);
зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);
санитарно-гигиенические помещения - туалетная комната, душевая (ванная) комната, бытовая комната (гардеробная);
система информации и связи (на всех зонах) - визуальные средства, акустические средства, тактильные средства.
4. Сроки и этапы реализации "дорожной карты"
Реализация мероприятий "дорожной карты" рассчитана на 5 лет с 2016 по 2020 годы и включает три этапа:
первый этап - 2016 год;
второй этап - 2017 - 2019 годы;
третий этап - 2020 год.
Первый этап - анализ состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, обеспечение работ по актуализации паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры для формирования актуальной карты доступности Санкт-Петербурга.
Второй этап - осуществление мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга и государственными программами Санкт-Петербурга.
Третий этап - анализ результатов формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге с учетом проведенных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий в рамках реализации государственных программ Санкт-Петербурга и достижения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.