Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Формы непосредственного осуществления населением местного
самоуправления и участия населения в осуществлении местного
самоуправления
Статья 9. Право граждан на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования
1. Граждане Российской Федерации, указанные в статье 4 настоящего Устава, осуществляют местное самоуправление на территории муниципального образования посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального образования.
Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления на территории муниципального образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
4. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления муниципального образования и к должностным лицам местного самоуправления муниципального образования.
5. Органы местного самоуправления муниципального образования и должностные лица местного самоуправления муниципального образования обязаны обеспечить гражданам возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданином другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, если иное не предусмотрено законом.
6. Непосредственное осуществление населением муниципального образования местного самоуправления в муниципальном образовании и участие населения в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании основываются на принципах законности, добровольности.
Статья 10. Местный референдум
1. Местный референдум проводится по вопросам местного значения по решению муниципального совета, принимаемому им по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме, избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом, а также на основании совместной инициативы, выдвинутой муниципальным советом и главой местной администрации муниципального образования.
2. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок назначения, подготовки и проведения местного референдума, принятия решений на местном референдуме определяются в соответствии с федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Санкт-Петербурга.
Статья 11. Муниципальные выборы
1. В муниципальном образовании проводятся муниципальные выборы в целях избрания депутатов муниципального совета на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2. Решение о назначении выборов депутатов муниципального совета принимает муниципальный совет не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов депутатов муниципального совета подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов депутатов муниципального совета сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
3. Если муниципальный совет не назначит выборы депутатов муниципального совета в сроки, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении выборов депутатов муниципального совета публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 2 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов.
4. В случае досрочного прекращения полномочий муниципального совета или депутатов муниципального совета, влекущего за собой неправомочность муниципального совета, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.
5. Гарантии избирательных прав граждан при проведении в муниципальном образовании муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов в муниципальном образовании определяются в соответствии с федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Санкт-Петербурга.
Статья 12. Голосование по отзыву депутата муниципального совета, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
1. Голосование по отзыву депутата муниципального совета проводится по инициативе населения муниципального образования в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ.
2. Основанием для отзыва депутата муниципального совета могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействие) указанного лица в случае их подтверждения в судебном порядке.
Основаниями для отзыва депутата муниципального совета являются:
1) неоднократный в период с 1 января по 31 декабря пропуск без уважительных причин заседаний муниципального совета действующего созыва;
2) неоднократный в период с 1 января по 31 декабря пропуск без уважительных причин заседаний комиссии (комиссий) муниципального совета действующего созыва, в состав которой (которых) входит данный депутат;
3) неоднократное в период с 1 января по 31 декабря в течение срока полномочий муниципального совета действующего созыва нарушение депутатом муниципального совета настоящего Устава;
4) неоднократное в период с 1 января по 31 декабря в течение срока полномочий муниципального совета действующего созыва нарушение депутатом муниципального совета решений местного референдума муниципального образования;
5) неоднократное в период с 1 января по 31 декабря в течение срока полномочий муниципального совета действующего созыва нарушение депутатом муниципального совета решений муниципального совета.
4. Депутату муниципального совета обеспечивается возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва, в том числе путем их размещения в печатном средстве массовой информации муниципального образования.
5. Депутат муниципального совета считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе муниципального образования.
6. В случаях, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, в целях получения согласия населения муниципального образования при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
7. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
8. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается муниципальным советом и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Санкт-Петербурга для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ.
9. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения муниципального образования на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
10. Итоги голосования по отзыву депутата муниципального совета, итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации муниципального образования, а также обнародованию способами (либо одним из способов), указанными в пункте 15 статьи 39 настоящего Устава.
Статья 13. Правотворческая инициатива граждан
1. Под правотворческой инициативой граждан (далее - правотворческая инициатива) понимается право граждан, указанных в статье 4 настоящего Устава, вносить в органы местного самоуправления муниципального образования и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования проекты муниципальных правовых актов.
2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом муниципального совета.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом муниципального совета и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3. В случае отсутствия нормативного правового акта муниципального совета, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ.
4. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления муниципального образования или должностным лицом местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления муниципального образования, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
5. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 14. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются муниципальным советом по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в муниципальном образовании непосредственно населением муниципального образования посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления местной администрацией муниципального образования. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами муниципального совета.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления муниципального образования проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления муниципального образования устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами муниципального совета.
Статья 15. Публичные слушания
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования муниципальным советом, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения муниципального образования, муниципального совета или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения муниципального образования или муниципального совета, назначаются муниципальным советом, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования.
3. На публичные слушания в обязательном порядке выносятся:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, кроме случаев, когда изменения в устав муниципального образования вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе муниципального образования вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами муниципального совета и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Статья 16. Собрание граждан
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения муниципального образования о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования и должностных лиц местного самоуправления муниципального образования, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения муниципального образования, муниципального совета, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан, проводимое по инициативе муниципального совета или главы муниципального образования, назначается соответственно муниципальным советом или главой муниципального образования.
4. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения муниципального образования, назначается муниципальным советом.
5. Для реализации инициативы населения муниципального образования о проведении собрания граждан создается инициативная группа жителей муниципального образования численностью не менее 10 человек.
Инициативная группа жителей муниципального образования должна направить в муниципальный совет письменное обращение, содержащее предложение о проведении собрания граждан (далее - обращение инициативной группы).
В обращении инициативной группы должны быть указаны цели проведения собрания граждан, место, время проведения и примерное количество его участников.
Обращение инициативной группы подлежит рассмотрению на ближайшем заседании муниципального совета. По результатам рассмотрения обращения инициативной группы муниципальный совет принимает решение о назначении собрания граждан либо об отказе в назначении собрания граждан. Инициативная группа жителей муниципального образования, направившая в муниципальный совет обращение инициативной группы, официально в письменной форме извещается главой муниципального образования о дате, времени и месте рассмотрения муниципальным советом обращения инициативной группы, о принятом муниципальным советом решении о назначении собрания граждан либо об отказе в назначении собрания граждан.
6. В назначении собрания граждан может быть отказано в одном из следующих случаев:
а) цель (цели) проведения собрания граждан, указанная (указанные) в обращении инициативной группы, не соответствует (не соответствуют) целям проведения собрания граждан, указанным в пункте 1 настоящей статьи;
б) нарушен установленный настоящим Уставом порядок выдвижения инициативы проведения собрания граждан.
7. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
8. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления муниципального образования и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления муниципального образования и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования.
9. Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
10. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления муниципального образования и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
11. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Федеральным законом N 131-ФЗ, нормативными правовыми актами муниципального совета, уставом территориального общественного самоуправления.
12. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации муниципального образования в течение 20 дней после дня установления итогов собрания граждан, а также обнародованию в этот же срок способами (либо одним из способов), указанными в пункте 15 статьи 39 настоящего Устава.
Статья 17. Конференция граждан (собрание делегатов)
1. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального совета, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется нормативными правовыми актами муниципального совета, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликовании в печатном средстве массовой информации муниципального образования в течение 20 дней после дня установления итогов конференции граждан (собрания делегатов), а также обнародованию в этот же срок способами (либо одним из способов), указанными в пункте 15 статьи 39 настоящего Устава.
Статья 18. Опрос граждан
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения муниципального образования и его учета при принятии решений органами местного самоуправления муниципального образования и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования, а также органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) муниципального совета или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Санкт-Петербурга - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативными правовыми актами муниципального совета.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается муниципальным советом. В нормативном правовом акте муниципального совета о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения путем опубликования информации о предстоящем проведении опроса граждан в печатном средстве массовой информации муниципального образования, а также путем обнародования указанной в настоящем пункте информации способами (либо одним из способов), указанными в пункте 15 статьи 39 настоящего Устава.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления муниципального образования;
2) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Статья 19. Обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления
1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального образования и должностным лицам местного самоуправления муниципального образования.
2. Рассмотрение обращений граждан осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним законами Санкт-Петербурга.
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления муниципального образования несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными статьями 10 - 19 настоящего Устава формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления в муниципальном образовании и участия населения в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в муниципальном образовании в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Санкт-Петербурга.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования и должностные лица местного самоуправления муниципального образования обязаны содействовать населению муниципального образования в непосредственном осуществлении населением муниципального образования местного самоуправления и участии населения муниципального образования в осуществлении местного самоуправления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.