Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением
Правительства
Ленинградской области
от 30 сентября 2021 г. N 626
(приложение)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ленинградской области (далее - региональный контроль).
1.2. Предметом регионального контроля является:
соблюдение организациями лицензионных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионных требований к производству, поставкам, хранению и розничной продаже произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции);
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, обязательных требований к фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе сведений об обороте алкогольной продукции лицами, осуществляющими ее розничную продажу, за исключением требований, установленных техническими регламентами;
соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами обязательных требований к декларированию объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, объема собранного винограда для производства винодельческой продукции.
При осуществлении регионального контроля юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели и их уполномоченные представители являются контролируемыми лицами (далее - контролируемые лица).
1.3. Региональный контроль на территории Ленинградской области осуществляет Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области (далее - Комитет) в пределах своей компетенции в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ, и в соответствии с настоящим Положением.
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального контроля (далее - должностные лица), являются:
заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель Комитета;
заместитель председателя Комитета, курирующий работу структурных подразделений Комитета, на которые возложены функции по организации и осуществлению регионального контроля (далее - заместитель председателя Комитета);
руководители структурных подразделений Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий;
работники структурных подразделений Комитета, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному контролю, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - председатель Комитета;
заместитель председателя Комитета.
1.6. Должностные лица, осуществляющие региональный контроль, при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий выполняют обязанности и пользуются правами, установленными статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также следующими правами:
1) выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения (далее - обязательные требования);
2) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований;
3) направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением обязательных требований.
1.7. Объектами регионального контроля (далее - объект контроля) являются:
деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим данную деятельность, действия (бездействие);
результаты деятельности контролируемых лиц в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, к которым предъявляются обязательные требования;
здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы и другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, и к которым предъявляются обязательные требования.
1.8. Комитет в рамках регионального контроля обеспечивает учет объектов контроля в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ и настоящим Положением.
Учет объектов контроля осуществляется Комитетом с использованием государственных информационных систем.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля в целях их учета Комитет использует информацию, представляемую ему в соответствии с нормативными правовыми актами, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, размещенную в личном кабинете Комитета на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также общедоступную информацию.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля
2.1. Региональный контроль осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
Комитет обеспечивает организацию постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Комитет в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении регионального контроля относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения к категориям риска.
2.2.1. Объект контроля относится к следующим категориям риска при наличии хотя бы одного из условий:
1) к категории значительного риска:
наличие в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, решения об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
наличие в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, двух и более вступивших в законную силу постановлений о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области розничной продажи алкогольной продукции;
2) к категории среднего риска:
наличие в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, решения о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания за нарушения, не влекущие аннулирование указанной лицензии;
наличие в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю за совершение административного правонарушения в области розничной продажи алкогольной продукции;
поступление в Комитет двух и более обращений (жалоб) о нарушении обязательных требований, информация о которых подтвердилась;
3) к категории умеренного риска:
наличие в течение трех лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, выданного контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции, которое не было отменено;
осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объекте, расположенном в многоквартирном доме;
осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по одному месту осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;
4) к категории низкого риска:
отсутствие обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2.2.1 настоящего Положения.
2.2.2. При наличии критериев, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект контроля к более высокой категории риска.
2.2.3. В соответствии с пунктом 5 статьи 23.1 Федерального закона N 171-ФЗ плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
2.3. Решение об отнесении объекта контроля к определенной категории риска утверждается правовым актом Комитета ежегодно до 1 августа текущего года для применения в следующем календарном году.
При отсутствии решения об отнесении объекта контроля к определенной категории риска, объект контроля считается отнесенным к категории низкого риска.
При наличии сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска, ставших известными после принятия решения об отнесении объектов контроля к определенной категории риска, Комитетом принимается решение об изменении категории риска. Решение об изменении категории риска принимается не позднее 10 дней со дня получения Комитетом таких сведений.
2.4. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Комитет применяет индикаторы риска нарушения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с приложением к настоящему Положению.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В целях стимулирования добросовестного соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований, создания условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышения информированности о способах их соблюдения Комитет осуществляет профилактические мероприятия в соответствии с программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики).
Программа профилактики разрабатывается и утверждается в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
3.2. При осуществлении регионального контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
3.3. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, ежегодно утверждается заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения.
3.4. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований составляется в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151.
3.4.1. Контролируемым лицом, получившим предостережение, могут быть направлены возражения на бумажном носителе почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо иными указанными в предостережении способами в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
3.4.2. Возражение должно содержать:
а) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, сведения о месте нахождения, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
б) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
в) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
При этом контролируемое лицо вправе приложить к возражению документы, подтверждающие обоснованность такого возражения, или их заверенные копии.
В случае отсутствия в возражении одного из указанных в настоящем пункте условий возражение возвращается заявителю без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.
3.4.3. Комитет рассматривает поступившие возражения на предостережение и по итогам их рассмотрения направляет ответ контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений.
По результатам рассмотрения возражения Комитет принимает одно из следующих решений:
а) удовлетворяет возражение в форме отмены объявленного предостережения;
б) отказывает в удовлетворении возражения.
3.4.4. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 3.4.3 настоящего Положения, контролируемому лицу, подавшему возражение, в письменной форме и по его желанию в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения.
3.4.5. Повторное направление возражения по тем же основаниям не допускается. Поступившее в Комитет возражение по тем же основаниям подлежит оставлению без рассмотрения, о чем контролируемое лицо уведомляется посредством направления соответствующего уведомления на адрес электронной почты или иным доступным и соответствующим требованиям законодательства способом.
3.5. Консультирование контролируемых лиц и их представителей проводится по обращениям контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора).
3.5.1. Должностные лица Комитета проводят консультирование по следующим вопросам:
а) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля, внесенных в них изменений, а также положений о сроках и порядке вступления их в силу;
б) наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований; соблюдение обязательных требований, последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
в) о необходимых организационных и (или) технических мероприятиях, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения обязательных требований;
г) особенности осуществления регионального контроля.
3.5.2. Консультирование осуществляется по телефону, посредством видеоконференцсвязи либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
3.5.3. Консультирование в письменной форме осуществляется в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в следующих случаях:
1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования;
2) за время консультирования предоставить ответ на поставленные вопросы невозможно;
3) ответ на поставленные вопросы требует дополнительного запроса сведений от иных органов власти или лиц.
3.5.4. Если поставленные в ходе консультирования вопросы не относятся к региональному контролю, даются необходимые разъяснения по обращению в соответствующие органы государственной власти или к соответствующим должностным лицам.
3.5.5. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Комитета письменного разъяснения, подписанного заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета (заместителем председателя Комитета), без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
3.6. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии с планом проведения профилактических визитов, утвержденным заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета.
Обязательный профилактический визит может быть проведен по обращению контролируемого лица с заявлением о необходимости проведения профилактического визита.
3.6.1. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
3.6.2. По результатам обязательного профилактического визита должностным лицом Комитета, его проводившим, составляется акт по форме, утвержденной правовым актом Комитета.
Акт составляется не позднее двух рабочих дней со дня проведения обязательного профилактического визита в двух экземплярах.
К акту прилагаются связанные с результатами профилактического визита материалы и документы или их копии (при наличии).
Один экземпляр акта обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу.
4. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
4.1. Региональный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка;
д) контрольная закупка;
е) инспекционный визит.
4.2. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами Комитета в порядке, предусмотренном главой 13 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.3. Контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 4.1 настоящего Положения, проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом на основании заданий должностных лиц Комитета, указанных в пункте 1.5 настоящего Положения (далее - задания).
Порядок оформления заданий, а также порядок оформления результатов контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом, в том числе форма акта, устанавливаются правовым актом Комитета.
4.4. Оценка соблюдения лицензионных требований контролируемыми лицами, имеющими лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 171-ФЗ, и в соответствии с настоящим Положением.
4.5. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, Комитетом принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое подписывается заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета (заместителем председателя Комитета).
Решение Комитета о проведении контрольного (надзорного) мероприятия разрабатывается в соответствии с типовой формой решения о проведении соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151.
Информация о контрольных (надзорных) мероприятиях размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
4.6. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в подпунктах "а", "б", "г" - "е" пункта 4.1 настоящего Положения, в целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностными лицами Комитета могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись.
4.6.1. В обязательном порядке фото- и видеофиксация доказательств нарушения обязательных требований осуществляется в следующих случаях:
при проведении осмотра в ходе выездной проверки в отсутствие контролируемого лица;
при проведении выездной проверки, в ходе которой осуществлялись препятствия в ее проведении и совершении контрольных (надзорных) действий.
4.6.2. Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. При осуществлении аудио- и видеозаписи в начале и конце записи должностным лицом делается уведомление о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
4.7. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Комитет документально подтвержденную информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Комитетом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя.
4.8. В ходе проведения документарной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.9. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
При проведении инструментального обследования должностное лицо использует специальное оборудование и технические приборы, соответствующие требованиям статьи 82 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе измерительные приборы и приборы определения подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок.
Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
4.10. В ходе проведения контрольной закупки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
эксперимент.
4.10.1. Эксперимент заключается в использовании тест-ситуации: контрольного (надзорного) действия по созданию должностным лицом ситуации, в ходе которой возможно оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований.
Эксперимент проводится должностным лицом Комитета по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его обособленных подразделений) непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
4.11. В ходе инспекционного визита осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
4.12. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
Акт составляется в соответствии с типовой формой акта проведения соответствующего контрольного (надзорного) мероприятия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 года N 151.
5. Досудебный порядок подачи жалобы
5.1. Обжалование решений Комитета (его должностных лиц), действий (бездействия) должностных лиц Комитета осуществляется в досудебном порядке в соответствии с положениями статей 40 - 43 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.2. Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Комитета рассматривается заместителем председателя Комитета.
Жалоба на решение Комитета, действия (бездействие) заместителя председателя Комитета рассматривается заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета.
5.3. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью истребования документов и материалов, проведения исследований, экспертиз, расследований, срок рассмотрения жалобы может быть продлен заместителем Председателя Правительства Ленинградской области - председателем Комитета (заместителем председателя Комитета) не более чем на 20 рабочих дней.
5.4. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с пунктом 5.2 настоящего Положения, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) Портала государственных и муниципальных услуг Ленинградской области с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
5.5. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 43 Федерального закона N 248-ФЗ, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.