Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена приказом
комитета по труду и занятости
населения Ленинградской области
от 23 марта 2022 г. N 8
Региональная программа по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения
13 апреля 2022 г.
Паспорт изменен с 13 апреля 2022 г. - Приказ Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 13 апреля 2022 г. N 9
Паспорт региональной программы по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения
1. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации региональной программы
Региональная программа по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения (далее - региональная программа) направлена на обеспечение устойчивого экономического развития региона и одновременно носит социальный характер.
Общая ситуация на рынке труда Ленинградской области
В январе - марте 2022 года гражданами, обратившимися в службу занятости населения, подано 12 тыс. заявлений о предоставлении различных государственных услуг (далее - госуслуга); для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года подано 16 тыс. заявлений.
Обратились за госуслугой:
- по содействию в поиске подходящей работы - 4,7 тыс. человек (почти каждый третий, из числа граждан, подавших заявление о предоставлении госуслуг), что на 4,6 тыс. человек меньше, чем в январе - марте 2021 года (9,3 тыс. человек);
- по профессиональной ориентации - 5,7 тыс. человек.
Безработными признаны 1,9 тыс. человек, что на 2,7 тыс. человек меньше, чем в январе - марте 2021 года (4,6 тыс. человек), которым назначена социальная выплата в виде пособия по безработице.
С регистрационного учета сняты по различным причинам 4,6 тыс. человек (в январе - марте 2021 года 24,5 тыс. человек), из числа граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы, в том числе 2,7 тыс. безработных граждан (для сравнения: в январе - марте 2021 года - 20,9 тыс. человек).
При содействии службы занятости населения в январе - марте 2022 года трудоустроено на все виды работ 1,5 тыс. человек, из них: 1,1 тыс. человек (72%) - безработные граждане, 424 человека (28%) ищущие работу граждане, в том числе в период до признания их безработными, т.е. в течение нескольких дней.
В январе - марте 2022 года:
- приступили к профессиональному обучению 399 граждан, из них 277 безработных граждан и 122 работников предприятий в рамках опережающего профессионального обучения;
- пособие по безработице назначено 2921 безработному гражданину;
- эффективность трудоустройства граждан (отношение трудоустроенных граждан к ищущим работу гражданам, обратившимся в службу занятости населения) - 32%.
В настоящее время текущий спрос на рабочую силу составляет 56,6 тыс. единиц, что на 1,9 тыс. единиц больше, чем в начале 2022 года (54,7 единиц).
Вакансии представлены по 1,2 тыс. наименованиям профессий и специальностям от 2,5 тыс. работодателей, 45,5 тыс. вакансий (80%) по рабочим профессиям, 11,1 тыс. вакансий (20%) относятся к специальностям инженерно-технических работников и служащих.
Из 56,6 тыс. вакансий 34,2 тыс. вакансий получены от 26 организаций, участвующих в мероприятиях по привлечению иностранной рабочей силы.
Таким образом, из 56,6 тыс. вакансий актуальными для направления на них граждан являются только 22,5 тыс. вакансий.
Наиболее востребованные рабочие профессии:
монтажник (по монтажу стальных и железобетонных конструкций, наружных трубопроводов, технологических трубопроводов, оборудования предприятий химической и нефтяной промышленности, систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации, технологического оборудования и связанных с ним конструкций) - 10,5 тыс. вакансий;
электрогазосварщик - 8,2 тыс. вакансий;
слесарь (сантехник, по сборке металлоконструкций, по ремонту автомобиля, сборщик, аварийно-восстановительных работ и др.) - 3,1 тыс. вакансий;
водитель (автомобиля, погрузчика, автобуса) - 1,3 тыс, вакансий;
швея - 1,1 тыс. вакансий;
оператор (станков с программным управлением, производственного участка, автоматических и полуавтоматических линий станков и установок, машинного доения, окрасочно-сушильной линии и агрегата и пр.) - 1,0 тыс. вакансий.
Наибольшая потребность в кадрах наблюдается на предприятиях, относящихся к сферам: строительства, обрабатывающих производств, транспортировки и хранения, государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов.
Спрос на рабочую силу по сравнению с началом февраля текущего года сократился в следующих сферах деятельности: обрабатывающие производства - на 60 единиц; сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - на 50 единиц; деятельность профессиональная, научная и техническая - на 28 единиц.
В общей численности безработных граждан, состоявших на учете в службе занятости населения в марте 2022 года (3762 человека):
осуществлявших трудовую деятельность - 3597 человек (95,6%), из них: по причинам прекращения трудовой деятельности:
уволенные по собственному желанию - 2561 человек (71,2%); уволенные в связи с ликвидацией организации, либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем - 393 человека (10,9%); уволенные с региональной службы - 28 человек (0,8%). по профессионально-квалификационному составу: работавшие по профессии рабочего - 1645 человек (45,7%); работавшие на должности служащего - 1952 человека (54,3%).
Из 3762 безработных граждан: по образованию:
высшее образование - 1415 человек (37,6%);
среднее проф. образование - 1277 человек (33,9%);
среднее общее образование - 575 человек (15,3%);
основное общее образование - 448 человека (11,9%);
не имеющие основного общего образования - 47 человек (1,2%).
На текущий момент уровень регистрируемой безработицы в Ленинградской области имеет значение 0,4%.
Ситуация с неполной занятостью работников предприятий
В структуре безработных, уволенных с предприятий в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников - 9% от всех граждан, осуществлявших трудовую деятельность и признанных безработными (18 человек).
По данным мониторинга сокращения численности работников либо ликвидации предприятий проводят/планируют увольнение в ближайшее время 58 предприятий.
Количество работников, предполагаемых к увольнению - 1996 человек, в том числе:
- ЧУЗ "Больница "РЖД-Медицина" г. Волхов, Волховский район - 23 чел.;
- ООО "Выборгская лесопромышленная корпорация", п. Советский, Выборгский район - 632 чел.;
- ООО "Новые Коммунальные Технологии", п. Усть-Луга, Кингисеппский район -710 чел.;
- Кингисеппский филиал АО "Норд Стрим 2 АГ", дер. Ханике, Кингисеппский район - 29 чел.;
- ООО "Киришиавтокомп", г. Кириши, Киришский район - 17 чел.;
- АО "КО "Любимый край", г. Отрадное, Кировский район - 129 чел.;
- ООО "ПО "Русско-Высоцкая птицефабрика", с. Русско-Высоцкое, Ломоносовский район - 134 чел.;
- ООО "МПЗ Русско-Высоцкая птицефабрика" с. Русско-Высоцкое, Ломоносовский район - 192 чел.;
- ФГА ОУДПО "Тихвинский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства", г. Тихвин, Тихвинский район - 16 чел.
В режиме неполного рабочего времени и временной приостановки работы (простое) находятся 26 предприятий Ленинградской области.
В результате:
- общая численность работников, работающих неполное рабочее время, составила 790 человек, в том числе: МБУК "Волховский городской культурно-информационный центр имени А.С. Пушкина", г. Волхов - 39 чел.;
ОАО "Объединенные электротехнические заводы", г. Гатчина - 285 чел.;
ООО "Шнейдер Электрик Завод ЭлектроМоноблок", г. Коммунар - 46 чел.; ПАО "Сбербанк России", г. Луга - 91 чел.; ООО "Лидер", г. Приозерск - 176 чел.; ООО "Трасстрой", г. Тихвин - 33 чел.; и др.;
- общая численность работников, находящихся в простое, составила 2077 человек, в том числе: ООО "ИУРА КОРПОРЕИШН РУС", г. Ивангород - 854 чел.; ООО "Дж. Дж. Уитли Дистиллери", г. Кингисепп - 146 чел.;
ООО "ДРБ Рус", гп им. Свердлова - 32 чел.; ООО "МВ Кингисепп", г. Кингисепп - 168 чел.; ООО "СпецСтройМаш", г. Тихвин - 71 чел.; ООО "ИКЕА Индастри Тихвин", г. Тихвин - 842 чел. и др.
Численность работников, находящихся на временной удаленной работе в связи с введением ограничительных мероприятий (карантина) - 3173 человека.
2. Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации региональной программы
Приоритеты региональной политики в сфере реализации региональной программы сформированы на основе положений федеральных и региональных документов, в том числе:
федерального (регионального) проекта "Содействие занятости";
государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298;
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановления Правительства Российской Федерации от 18 марта 2022 года N 409 "О реализации в 2022 году отдельных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда";
плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренный на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года.
Основными приоритетами региональной политики в сфере реализации региональной программы являются:
осуществление эффективного регулирования процессов на рынке труда в условиях санкций;
реализация мероприятий активной политики занятости;
повышение эффективности использования трудовых ресурсов на основе создания условий для сохранения занятости ищущих работу граждан через организацию их переобучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки с учетом ситуации на рынке труда;
субсидирование переобучения работников промышленных Предприятий при изменении функциональных обязанностей (технологического процесса);
распространение на категорию работников, находящихся под риском увольнения, государственных услуг в сфере занятости.
3. Основные мероприятия региональной программы
Региональная программа представляет собой комплекс организационных мероприятий, направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ленинградской области в 2022 году, включающий в себя:
- информирование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, о возможности и условиях участия в региональной программе;
- предоставление промышленным предприятиям, подавшим сведения на единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" об установлении неполного рабочего времени, о простое, временной приостановке работ, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятиях по высвобождению работников, субсидий на реализацию мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников промышленных предприятий Ленинградской области, находящихся под риском увольнения;
- содействие в трудоустройстве работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения и прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование в рамках региональной программы.
В рамках информирования работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, о возможностях и условиях участия в региональной программе:
организуется взаимодействие с работодателями промышленных предприятий, имеющих риск высвобождения работников;
проводятся круглые столы, ярмарки, информационные семинары;
разрабатываются информационные буклеты, флайеры, листовки;
размещается информационный контент в социальных сетях, средствах массовой информации, на официальных сайтах органов исполнительной власти.
В рамках предоставления субсидий промышленным предприятиям, имеющим работников, находящихся под риском увольнения, подавшим сведения на единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России" об установлении неполного рабочего времени, о простое, временной приостановке работ, предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, мероприятий по высвобождению работников, осуществляется:
организация и проведение отбора промышленных предприятий в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Ленинградской области;
заключение соглашений о предоставлении субсидии между государственным казенным учреждением "Центр занятости населения Ленинградской области" и победителями отбора;
непосредственное предоставление субсидии.
Целью предоставления субсидии является организация обучения работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, которое включает в себя возмещение работодателям фактически понесенных либо финансовое обеспечение планируемых затрат в форме авансирования расходов в объеме 100 процентов на обучение работников, находящихся под риском увольнения.
Промышленные предприятия, имеющие право на получение субсидии, определяются в соответствии с разделами и классами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) согласно приложению 1 к региональной программе.
Профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, находящихся под риском увольнения должно быть проведено по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, включенным в перечень профессий (специальностей) для обучения работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, согласно приложению 2 к региональной программе.
Источником финансового обеспечения субсидии являются средства областного бюджета Ленинградской области и средства иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительством Ленинградской области.
В рамках содействия в трудоустройстве работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения и прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, государственные учреждения службы занятости населения Ленинградской области организуют:
взаимодействие с промышленными предприятиями, организовавшими или планирующими организовать профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование своих работников, находящихся под риском увольнения (получателями субсидии);
взаимодействие с организациями, имеющими потребность в рабочей силе в соответствии с перечнем профессий (специальностей), по которым работники высвобождаются и/или проходят обучение, по вопросам предоставления государственных услуг (сервисов) органами службы занятости по содействию в подборе необходимых работников, в том числе из числа работников, прошедших или проходящих обучение;
проведение для работодателей отбора и предварительной оценки конкретных соискателей на вакансии (на постоянные и временные рабочие места) из числа работников, проходящих или прошедших обучение;
проведение собеседований работодателей с соискателями на имеющиеся вакансии, сопровождение собеседований;
другие дополнительные мероприятия, которые могут содействовать трудоустройству работодателями высвобожденных работников промышленных предприятий.
Для работников, находящихся под риском увольнения, проходящих или прошедших обучение, проводится информирование о наличии свободных рабочих мест и вакансиях, размещенных на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России"; о реализуемых инвестиционных проектах и возможности трудоустройства граждан в связи с реализацией данных инвестиционных проектов. Также предоставляются государственные услуги по психологической поддержке и социальной адаптации на рынке труда с целью ускорения трудоустройства работников, прошедших обучение, на новые рабочие места, повышения вероятности закрепления на новом рабочем месте, сокращения сроков профессиональной адаптации к новым условиям труда.
Для работодателей и работников организуются круглые столы, выездные консультационные пункты на предприятиях, специальные открытые мероприятия для граждан ("День карьеры", "День открытых дверей", ярмарки вакансий и т.д.), где они могут узнать об услугах и возможностях органов службы занятости.
Показателем эффективности реализации региональной программы является доля занятых по истечении 3 месяцев после завершения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования из числа граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, не менее 85%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.