Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 января 2024 г. - Постановление Правительства Ленинградской области от 29 декабря 2023 г. N 986
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 14 ноября 2013 года N 404
(приложение)
Государственная программа Ленинградской области
"Развитие культуры в Ленинградской области"
11 декабря 2014 г., 20 июля, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 25 августа, 30 декабря 2016 г., 20 марта, 3, 4 августа, 29, 30 ноября, 22 декабря 2017 г., 29 июня, 29 декабря 2018 г., 20 мая, 14 октября, 6, 30 декабря 2019 г., 16 апреля, 18 мая, 5 ноября, 30 декабря 2020 г., 14, 31 мая, 26 июля, 30 августа, 10, 22 сентября, 11 октября, 8, 30 декабря 2021 г., 8 июня, 19 июля, 20 октября, 11, 22 ноября, 7, 30 декабря 2022 г., 13 июня, 6 сентября, 14 ноября, 29 декабря 2023 г., 2 декабря 2024 г.
1. Оценка текущего состояния сферы культуры Ленинградской области
Основными тенденциями развития сферы культуры Ленинградской области в последние годы являются, с одной стороны, ослабление влияния традиционной культуры на воспитание и социализацию населения, с другой стороны, поступательное улучшение ситуации с обеспеченностью жителей Ленинградской области услугами учреждений культуры, предоставлением возможностей для развития творческих способностей.
Традиционные формы инкультурации (литература, выставки, спектакли) в современном мире имеют меньшее влияние в связи с развитием и распространением интернет-технологий и связанных с ними форм досуга.
Несмотря на хроническое недофинансирование отрасли культуры в девяностые годы прошлого столетия, позже сменившееся второстепенной (периферийной) ролью культуры, государственная политика в сфере культуры остается крайне важной для функционирования государства.
Также важной тенденцией является сохранение доли населения Ленинградской области, участвующей в работе культурно-досуговых формирований (составляет не менее шести проц. занятых в клубной работе от числа всех жителей региона). Государственные и муниципальные учреждения культуры поддерживают и развивают интерес жителей региона к народному самодеятельному творчеству, развитию ремесел и народно-художественным промыслам.
Уровень фактической обеспеченности библиотеками в муниципальных образованиях Ленинградской области в 2022 году составил 63 проц. (в 2021 году - 64 проц.). Уменьшение процента обеспеченности библиотеками на один проц. по сравнению с 2021 годом обусловлено ростом численности населения Ленинградской области (с 1911,5 тыс. человек до 2023,7 тыс. человек).
Наблюдаются следующие проблемы в отношении развития библиотечного обслуживания:
отсутствие единой централизованной библиотечной сети на уровне районов (закончено создание единой библиотечной сети лишь в пяти районах Ленинградской области);
несмотря на значительное и непрерывное финансирование мероприятий по комплектованию библиотечных фондов отмечается тенденция по снижению размера общего совокупного фонда библиотек Ленинградской области (устаревание фонда происходит быстрее обновления);
отсутствие подключения библиотек к сети "Интернет" или широкополосному доступу к сети "Интернет" (по состоянию на 1 января 2023 года из имеющихся 382 библиотек отсутствует широкополосный доступ к сети "Интернет" в 156 библиотеках, в том числе отсутствует подключение к сети "Интернет" в 48 библиотеках).
Ленинградская область относится к числу наиболее богатых объектами культурного наследия регионов: на территории Ленинградской области расположено более 4,8 тысячи объектов культурного наследия всех категорий (федерального, регионального и местного значения), а также выявленных объектов культурного наследия.
Широко представлена типология объектов: большое количество объектов культурного наследия, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, религиозных памятников и усадебных комплексов, а также ряд древних фортификационных сооружений, в том числе крепостей.
Серьезной проблемой и препятствием для организации реставрационных работ является отсутствие пользователя у соответствующего объекта.
Для сохранения объектов культурного наследия и ценной исторической градостроительной среды с учетом потребностей современного развития ведется работа по включению населенных пунктов в перечень исторических поселений. На территории Ленинградской области расположено одно историческое поселение федерального значения (г. Выборг), а также три поселения наделены статусом исторических поселений регионального значения (г. Новая Ладога, г. Шлиссельбург и г. Ивангород).
В Ленинградской области функционируют 36 государственных музеев.
В 2022 году количество физических посещений государственных музеев Ленинградской области составило 1,38 млн человек. По сравнению с 2021 годом указанный показатель в 2022 году увеличился на 79,34 проц.
Большое количество музеев Ленинградской области располагается в объектах культурного наследия и на территориях исторических усадебных комплексов в связи с их значимой исторической и культурной ценностью.
Уровень фактической обеспеченности клубами и учреждениями клубного типа в муниципальных образованиях Ленинградской области в 2022 году составил 71,2 проц. В регионе осталось несколько поселений, где отсутствуют здания для осуществления культурно-досуговой деятельности.
Проводимые на территории Ленинградской области фестивали, конкурсы и другие культурно-массовые мероприятия несут не только культурно-воспитательное значение, но и активизируют творческую деятельность самодеятельных коллективов. В 2022 году число посещений культурных мероприятий составило 19,9 млн человек. К 2030 году число посещений организаций культуры должно составить 40 млн человек.
В 2022 году на территории Ленинградской области зарегистрировано 72 детские школы искусств, из которых 58 учреждений находятся в ведомственной принадлежности органов местного самоуправления в области культуры и 14 учреждений - в ведомственной принадлежности органов местного самоуправления в области образования.
Одной из важнейших составляющих современной региональной культурной жизни является деятельность театров и концертных организаций. Профессиональное искусство в Ленинградской области представлено пятью государственными театрами и двумя оркестрами. В 2022 году театры и концертные организации региона осуществили 2114 показов спектаклей и концертов, которые посетили 427,3 тыс. человек. Зрителю были представлены 21 новая постановка и 60 новых концертных программ. Театрально-концертные учреждения выполняют образовательные, воспитательные, досуговые функции в обществе, способствуют формированию нравственно-эстетических основ, духовных потребностей и ценностных ориентиров. Наряду с созданием и показом театральных постановок и концертных программ важными составляющими их основной деятельности являются организация фестивалей и других мероприятий художественно-творческого характера, участие в крупных социально значимых культурных акциях.
В Ленинградской области зарегистрировано два учреждения, деятельность которых связана с оказанием услуг в сфере культуры на территории парков: ГБУК ЛО "Парковое агентство" (г. Гатчина) и МАУК "Сосновоборский парк культуры и отдыха" (г. Сосновый Бор). В 2022 году указанными учреждениями проведено 438 культурно-массовых мероприятий, которые посетило 70,9 тыс. человек.
Государственная региональная политика в сфере культуры в целом успешна, но есть ряд существенных ограничений: нехватка финансирования, материально-технического оснащения и кадрового потенциала, отток населения в крупные городские поселения.
Недостаточное развитие инфраструктуры учреждений культуры создает риски для потери агропромышленного потенциала, оттока населения Ленинградской области в регионы, имеющие более высокое качество "среды обитания".
Усилия Ленинградской области в сфере культурной политики синхронизированы с федеральными инициативами с учетом специфики региона и направлены на улучшение качества жизни населения, создание условий, способствующих всестороннему духовному развитию личности, повышению качества человеческого капитала, являющегося основным ресурсом социально-экономического развития Ленинградской области в долгосрочной перспективе.
Раздел 2 изменен с 2 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2024 г. N 844
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области"
Приоритеты и цели государственной культурной политики Российской Федерации, определенные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики":
укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение единого культурного пространства страны, обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия;
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам;
обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации;
повышение роли Российской Федерации в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
Национальные цели и стратегические задачи в сфере культуры, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года":
укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации;
реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности.
Приоритет по защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти определен указами Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
Целью Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 года N 608-р, является создание условий для устойчивого развития библиотечной сети страны, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на свободный доступ к информации, их приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также на творческую самореализацию.
Целями Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года N 678-р (далее - Концепция), являются создание условий для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. В рамках Концепции определено, что к 2024 году 100 проц. детских школ искусств должны находиться в ведение органов местного самоуправления в области культуры и 80 проц. обучающихся детских школ искусства должны бесплатно посещать предпрофессиональные программы в области искусств. Указанные цели направлены на сохранение уникальной исторически сложившейся в России трехуровневой системы образования в сфере культуры и искусства (детская школа искусств, училище и творческий вуз).
Согласно Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденной областным законом от 8 августа 2016 года N 76-оз, целью направления "Комфортные поселения" является повышение качества среды проживания во всех населенных пунктах Ленинградской области, в том числе за счет развития культурно-досуговой инфраструктуры, а среди задач направления "Туризм" предусмотрены реализация комплекса мер по внедрению цифровых технологий в сфере культуры, повышение качественного уровня событийных мероприятий, увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, создание и поддержка государственных музеев Ленинградской области.
Раздел 3 изменен с 2 декабря 2024 г. - Постановление Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2024 г. N 844
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы Ленинградской области "Развитие культуры в Ленинградской области" (далее - государственная программа) оказывает влияние на достижение национальной цели Российской Федерации "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
Реализация мероприятий государственной программы оказывает влияние на достижение следующих целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры":
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года (к 2030 году - до 4,5 млрд посещений);
к концу 2024 года в рамках национального проекта "Культура" будет реализовано 9,7 тыс. творческих инициатив и проектов, количество граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, составит 387,4 тыс. человек, в культурно-просветительских программах примут участие 440 тыс. школьников;
к концу 2030 года ожидается увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры до 300 млн обращений;
к концу 2030 года планируется повысить уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации организациями культуры до 85 проц. нормативного уровня обеспеченности, увеличить долю зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 90 проц. в общем количестве зданий таких учреждений;
к концу 2030 года доля объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в удовлетворительном состоянии, составит не менее 86,75 процента.
Раздел 4 изменен с 1 января 2025 г. - Постановление Правительства Ленинградской области от 2 декабря 2024 г. N 844
4. Цели государственной программы и способы их достижения
Целями государственной программы являются:
увеличение числа посещений культурных мероприятий до 41,64 млн посещений к концу 2030 года;
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и собственности Ленинградской области, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности и в собственности Ленинградской области до 87,1 проц. к концу 2030 года.
Достижение целей государственной программы будет обеспечено следующими способами:
повышение качества библиотечного обслуживания населения, комплектование книжных фондов государственных и муниципальных библиотек;
проведение мероприятий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия;
повышение качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры путем создания новых театральных постановок и концертных программ, проведения фестивалей профессионального искусства, развития и благоустройства ландшафтных парковых территорий;
государственная поддержка муниципальных учреждений культуры;
сохранение и привлечение на работу в отрасли квалифицированных специалистов путем организации мероприятий по повышению квалификации работников, обеспечение стабильной заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений культуры на уровне средней заработной платы по региону;
укрепление материально-технической базы учреждений культуры и развитие сети организаций культуры путем проведения капитального ремонта и реконструкции объектов культуры, строительства новых современных объектов.
В рамках государственной программы предусмотрено предоставление субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на государственную поддержку отрасли культуры в муниципальных образованиях Ленинградской области приведен в приложении 1.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на софинансирование дополнительных расходов местных бюджетов на сохранение целевых показателей повышения оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" приведен в приложении 2.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на капитальный ремонт объектов культуры городских поселений, муниципальных районов, муниципального и городского округов Ленинградской области приведен в приложении 3.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных районов, городских поселений, муниципального и городского округов Ленинградской области, а также сельских поселений Ленинградской области, на территории которых расположены населенные пункты с численностью населения свыше 12 тыс. человек, на строительство, реконструкцию и приобретение объектов культуры Ленинградской области приведен в приложении 4.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области, находящихся в собственности муниципальных образований Ленинградской области приведен в приложении 5.
Порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам муниципальных образований Ленинградской области на развитие сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности приведен в приложении 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.