Положение
о предоставлении гражданам Российской Федерации предусмотренных в федеральном бюджете средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства жилья при реализации федеральной целевой программы "Свой дом"
(утв. Минфином РФ, Минэкономики РФ 27 января 1997 г. N 7-07-01-65)
Согласно письму Минюста РФ от 3 февраля 1997 г. N 07-02-38-97 настоящему Положению отказано в регистрации в Минюсте РФ (информация опубликована в газете "Экономика и жизнь", 1997 г., N 7)
1. Настоящее Положение разработано на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом" (далее программа) и определяет условия предоставления из федерального бюджета средств на возвратной, платной и срочной основе для ускоренного решения жилищной проблемы граждан.
2. Распределение между субъектами Российской Федерации средств из федерального бюджета на возвратной, платной и срочной основе для финансирования малоэтажного индивидуального жилищного строительства осуществляет Министерство экономики Российской Федерации при согласовании с Министерством строительства Российской Федерации в пределах лимитов государственных инвестиций, финансируемых в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете" на соответствующий год.
Обоснование на получение средств из федерального бюджета для осуществления финансирования программы строительства или приобретения индивидуального жилья представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство экономики Российской Федерации и рассматривается при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Выделение средств производится Министерством финансов Российской Федерации, в первую очередь, тем субъектам Российской Федерации, которые имеют опыт реализации аналогичных региональных программ.
3. Очередность предоставления гражданам права на участие в программе определяется решениями органов местной администрации, исходя из следующих критериев:
- граждане должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- бюджетные средства на возвратной основе выдаются гражданам на период, который не выходит за пределы трудоспособного возраста;
- в программе участвуют граждане, обладающие возможностью осуществить возврат долгосрочного кредита, а также первоначальным объемом средств для оплаты части стоимости жилья, превышающего размер кредита.
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют на конкурсной основе отбор строительных организаций, заказчиков и других участников программы, имеющих опыт строительства жилья с использованием внебюджетных источников финансирования: выпуска ценных бумаг, привлечения средств населения и других источников. Функцию заказчика может выполнять генеральный менеджер программы, уполномоченный органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень организаций, участвующих в реализации программы, включая строительные, инвестиционно-строительные и прочие, направляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации и Министерство строительства Российской Федерации.
5. Условия предоставления бюджетных средств на возвратной основе устанавливаются в договорах, заключаемых между участвующими сторонами. В зависимости от выбранного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации порядка прохождения средств и схемы первоначального накопления части стоимости жилья гражданами, участвующими в программе, сторонами договора могут быть граждане, строительные и кредитные организации, финансовые учреждения и администрации (местные и субъектов Российской Федерации).
6. Договоры заключаются на перечисление средств из федерального бюджета, на строительство жилья или его приобретение и на возврат полученных бюджетных средств, включая уплату процента за пользование этими средствами. В указанных договорах должны быть установлены: сроки их действия, сумма перечисляемых средств, порядок и гарантии их возврата, процентная ставка за пользование средствами в период действия договора, а также ответственность сторон. Договоры заключаются:
на федеральном уровне - между Министерством финансов Российской Федерации, действующим от имени Правительства Российской Федерации, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - заемщиками средств. Допускается заключение трехсторонних договоров при включении в качестве стороны генерального менеджера.
на региональном уровне - между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, генеральным менеджером и иными организациями.
на местном уровне - между гражданами, участвующими в программе, и органами местного самоуправления при приобретении жилья или между гражданами и генеральным менеджером программы с регистрацией договоров в органах местного самоуправления при строительстве жилья.
Порядок возврата средств, полученных из федерального бюджета, и уплаты процентов гражданами за пользование ими определяется в договоре между гражданином и органом местного самоуправления, который перечисляет средства органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
До полного погашения задолженности по полученным бюджетным средствам граждане либо пользуются жильем на праве найма, либо оформляют договор залога. Информация о заключенных договорах направляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации.
7. Период пользования средствами федерального бюджета устанавливается для всех участников программы в пределах от 10 до 25 лет с учетом ограничений пункта 3 настоящего Положения. Процентная ставка за пользование средствами для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не может превышать 1/8 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Платежи за пользование бюджетными средствами, включающими основную часть долга и проценты, вносятся не реже одного раза в три месяца, начиная со второго года после получения средств.
Предельная величина бюджетных средств, предоставляемых гражданам на возвратной основе, устанавливается в размере не более 70% стоимости общей площади жилья по социальной норме с учетом сложившейся средней стоимости одного квадратного метра в данном регионе на момент заключения договора о предоставлении бюджетных средств. При этом величина заемных средств в каждом конкретном случае может определяться в договоре по следующей форме с учетом пункта 3 настоящего Положения:
Одна треть совокупного месячного дохода семьи
----------------------------------------------------- х 0,7 (в процентах)
Половина средней стоимости 1 кв. метра жилья в регионе
8. Механизм накопления первоначального объема средств может определяться генеральным менеджером программы, кредитной организацией или финансовым учреждением, участвующими в реализации программы.
При строительстве жилья с привлечением генерального менеджера граждане вносят собственные средства на бюджетный счет, открываемый генеральному менеджеру в кредитной организации, или выкупают ценные бумаги, выпускаемые генеральным менеджером, до накопления требуемой величины.
9. В зависимости от условий договора, заключаемого между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации, средства на финансирование данной программы перечисляются территориальными органами федерального казначейства через счета по учету средств федерального бюджета, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при их отсутствии - через кредитные организации, уполномоченные Правительственной комиссией по вопросам финансовой и кредитно-денежной политики.
При финансировании строительства индивидуального жилья через органы федерального казначейства расходование средств осуществляется на основании полученных по реестрам Главного управления федерального казначейства Минфина России сумм путем их перечисления на бюджетные счета 120-новые органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (или при их согласии на счет генерального менеджера). В этом случае все расчеты по возврату средств федерального бюджета гражданами и уплате процентов за пользование ими осуществляются через территориальные органы федерального казначейства.
В субъектах Российской Федерации, где органам федерального казначейства предоставлено право перечисления средств для финансирования расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами, в пределах сумм поступивших доходов на соответствующей территории, органы федерального казначейства осуществляют перечисление средств на бюджетные счета органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с доведенными Главным управлением федерального казначейства Минфина России реестрами по перечислению бюджетных средств и в пределах сумм, поступивших на балансовый счет 100, открытый в РКЦ (ГРКЦ) Росцентробанка на территориях субъектов Российской Федерации на лицевой счет 99 балансового счета 120 с одновременным отражением на лицевом счете 95 балансового счета 100, открытый соответствующему органу федерального казначейства.
Учет операций, связанных с предоставлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации средств из федерального бюджета на возвратной основе, ведется в соответствии с "Порядком отражения в бухгалтерском учете операций по финансированию целевых программ и расходов федерального бюджета на возвратной основе", утвержденным 09.09.96 Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
10. Граждане вправе самостоятельно подобрать готовое жилье или начать строительство своими силами. В первом случае органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют оплату приобретения жилья. Во втором случае правовые отношения регулируются согласно пункту 6 настоящего Положения. Контроль за целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств осуществляется органами федерального казначейства и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
11. Средства федерального бюджета могут быть предоставлены на реконструкцию жилого помещения. Решение в этом случае принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исходя из его экономической и социальной целесообразности. Финансирование осуществляется на условиях, предусмотренных настоящим Положением.
12. Возврат гражданами средств федерального бюджета и уплата процентов за пользование ими производится согласно срокам, устанавливаемым в договорах, через территориальные органы федерального казначейства или кредитные организации в доход федерального бюджета.
13. Гарантом возврата выданных гражданам из федерального бюджета средств на жилищное строительство выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Типовое соглашение между участвующими в программе сторонами, включающее график возврата бюджетных средств, разрабатывается Министерством финансов Российской Федерации.
14. Отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации 2 раза в год - не позднее 20 июля и не позднее 20 января года следующего за отчетным.
Форма отчета дана в приложении N 1.
Министр финансов |
А.Я.Лившиц |
Министр экономики |
Е.Г.Ясин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение определяет условия предоставления из федерального бюджета средств на возвратной, платной и срочной основе для ускоренного решения жилищной проблемы граждан.
Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации предусмотренных в федеральном бюджете средств на возвратной, платной и срочной основе для строительства жилья при реализации федеральной целевой программы "Свой дом" (утв. Минфином РФ, Минэкономики РФ 27 января 1997 г. N 7-07-01-65)
Текст положения официально опубликован не был
Согласно письму Минюста РФ от 3 февраля 1997 г. N 07-02-38-97 настоящему Положению отказано в регистрации в Минюсте РФ (информация опубликована в газете "Экономика и жизнь", 1997 г., N 7)