Уставный суд Санкт-Петербурга в составе председателя Н.Ф. Гуцан, судей О.В. Герасиной, М.В. Петрова, И.В. Тимофеева, А.В. Шевченко,
с участием представителей заявителя К.А. Манаенкова, С.А. Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П. Тетердинко,
руководствуясь положениями пункта 5 статьи 50 Устава Санкт-Петербурга, пункта "а" статьи 3, статей 30, 63, 72, 73 и 74 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Поводом к рассмотрению дела послужил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю. Бакулина, А.А. Ковалева, В.П. Ложечко, Л.Ф. Седейкиене, С.В. Трохманенко, М.А. Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга отдельные положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга".
Заслушав сообщение судьи-докладчика О.В. Герасиной, выступления представителей заявителя К.А. Манаенкова, С.А. Попова, представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П. Тетердинко, пояснения представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии О.О. Зацепы, выступление представителя прокуратуры Санкт-Петербурга О.А. Андреевой, исследовав представленные документы и иные материалы дела, Уставный суд Санкт-Петербурга
установил:
1. В Уставный суд Санкт-Петербурга 03 марта 2015 года поступил запрос группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю. Бакулина, А.А. Ковалева, В.П. Ложечко, Л.Ф. Седейкиене, С.В. Трохманенко, М.А. Шишкиной о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 303-46).
Согласно позиции заявителя, изложенной в запросе, положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62, поскольку предоставляют активное избирательное право военнослужащим и членам их семей, не проживающим на территории соответствующего муниципального образования. Положения пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не соответствуют указанным положениям Устава Санкт-Петербурга в части включения в число избирателей лиц, зарегистрированных в установленном порядке при воинской части по месту их службы.
В судебном заседании представитель заявителя С.А. Попов указал, что положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 противоречат Уставу Санкт-Петербурга как наделяющие активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных при воинской части, но не проживающих на территории муниципального образования. При этом представитель заявителя пояснил, что регистрация военнослужащих и членов их семей при воинской части не всегда может являться подтверждением того, что место жительства указанных лиц расположено на территории воинской части и, соответственно, территории муниципального образования. Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) наделяет активным избирательным правом только тех лиц, место жительства которых расположено на территории соответствующего избирательного округа. В этой связи военнослужащие и члены их семей, регистрация которых при воинской части и место их проживания совпадают, обладают активным избирательным правом в силу положений указанного федерального закона. Как свидетельствует практика проведения выборов депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, военнослужащие и члены их семей, зарегистрированные при воинской части, но не проживающие на территории соответствующего муниципального образования, участвуют в выборах на основании положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46. Представитель заявителя уточнил, что положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 также наделяют активным избирательным правом военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, но не зарегистрированных при воинской части по месту их службы и не проживающих на соответствующей территории.
В этой связи положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 оспариваются заявителем в части наделения активным избирательным правом и включения в списки избирателей всех лиц, которые не проживают постоянно или преимущественно на территории муниципального образования, независимо от наличия у них регистрации в установленном порядке при воинской части. Согласно требованиям Устава Санкт-Петербурга активным избирательным правом на муниципальных выборах в Санкт-Петербурге обладают только лица, относящиеся к населению муниципального образования, то есть постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения. Иные категории лиц, не являющиеся членами муниципального сообщества, не могут быть признаны субъектами местного самоуправления и участвовать в муниципальных выборах в качестве избирателей.
По мнению представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А.Р. Уланова, положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 полностью соответствуют Уставу Санкт-Петербурга и федеральному законодательству. Федеральный закон N 67-ФЗ относит к компетенции субъекта Российской Федерации наделение гражданина, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, активным избирательным правом на выборах представительных органов муниципальных образований (подпункт 17 статьи 2, статья 4). Следовательно, законом Санкт-Петербурга активное избирательное право на выборах в органы местного самоуправления может быть предоставлено гражданину, место жительства которого находится за пределами избирательного округа.
Представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга полагает, что Устав Санкт-Петербурга не регулирует вопросы активного избирательного права при проведении выборов в органы местного самоуправления. Соответствующее правовое регулирование относится к компетенции федерального законодателя и законодателя Санкт-Петербурга. Разрешение вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга оспариваемых заявителем положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 фактически будет означать проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга федерального закона, что так же как и проверка соответствия закона Санкт-Петербурга федеральному закону неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга. Производство по делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью рассматриваемого вопроса Уставному суду Санкт-Петербурга.
Согласно позиции представителя Губернатора Санкт-Петербурга А.П. Тетердинко оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 соответствуют Уставу Санкт-Петербурга. Предоставляя пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активное избирательное право отдельным категориям граждан, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, законодатель Санкт-Петербурга действовал в рамках полномочия, предусмотренного пунктом 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ.
По смыслу положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга наделяются все военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту в соответствующей воинской части, безотносительно к тому, зарегистрированы они по месту жительства либо по месту пребывания в этой воинской части или не зарегистрированы. Указанные в пункте 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 категории граждан пребывают преимущественно на территории соответствующих воинских частей, военных организаций и учреждений, в связи с чем участие в решении вопросов местного значения непосредственно касается их жизнедеятельности. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинской части, расположенной на территории одного муниципального образования, но зарегистрированные по месту жительства на территории другого, имеют возможность голосовать на муниципальных выборах и в том, и в другом муниципальном образовании. Пункт 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 не предоставляет активного избирательного права каким-либо дополнительным категориям граждан, а регулирует вопросы формирования и уточнения сведений об избирателях, то есть о лицах, уже обладающих активным избирательным правом в соответствии с положениями Федерального закона N 67-ФЗ и пунктом 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
По мнению представителя Губернатора Санкт-Петербурга, Устав Санкт-Петербурга не регулирует вопросы определения круга лиц, которым должно быть предоставлено или может быть предоставлено активное избирательное право на муниципальных выборах. Круг таких лиц определяется законами Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным избирательным законодательством. При этом положения пункта 2 статьи 59 и пункта 1 статьи 62 Устава Санкт-Петербурга, на которые ссылается заявитель, дословно воспроизводят нормы части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-Ф3). Заявитель фактически ставит перед Уставным судом Санкт-Петербурга вопрос о соответствии пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 положениям федерального избирательного законодательства и федерального законодательства о местном самоуправлении. Разрешение вопроса о соответствии закона Санкт-Петербурга федеральным законам не входит в компетенцию Уставного суда Санкт-Петербурга, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
Согласно позиции представителя прокуратуры Санкт-Петербурга О.А. Андреевой производство по делу подлежит прекращению ввиду его неподведомственности Уставному суду Санкт-Петербурга, поскольку оспариваемые заявителями положения Закона Санкт-Петербурга N 303-46 фактически воспроизводят нормы федерального законодательства.
Приглашенный в судебное заседание представитель Санкт-Петербургской избирательной комиссии О.О. Зацепа пояснил, что решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 июля 2014 года N 62-9 утверждены Методические рекомендации по составлению и использованию части списка избирателей, содержащих сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга. Указанные Методические рекомендации на основании положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 предусмотрели включение в списки избирателей сведений о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях, военных учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, но не проживающих на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении. В соответствии с положениями подпункта 24 пункта 2 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 29 ноября 2006 года N 587-95 "О Санкт-Петербургской избирательной комиссии" указанные Методические рекомендации носят обязательный характер для соответствующих избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов.
На основании изложенного Уставный суд Санкт-Петербурга приходит к выводу, что обнаруживается неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу Санкт-Петербурга отдельные положения пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 63 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов; только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. Уставный суд Санкт-Петербурга при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Как следует из положений преамбулы, Закон Санкт-Петербурга N 303-46 принят в целях обеспечения реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - муниципальных советов).
Положениями пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 предусмотрено, что активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов обладает гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 активным избирательным правом обладают также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа). Согласно оспариваемым заявителем положениям пункта 6 статьи 7 указанного закона Санкт-Петербурга сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Согласно пункту 1.1.1 Методических рекомендаций по составлению и использованию части списка избирателей, содержащих сведения о военнослужащих, членах их семей и иных избирателях для проведения выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, утвержденных решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 08 июля 2014 года N 62-9 (далее - Методические рекомендации), в списки избирателей включаются сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, членах их семей и иных избирателей, зарегистрированных по месту жительства на территории расположения воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования либо по адресу воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, которые расположены на территории муниципального образования. Также в списки избирателей включаются сведения о курсантах, заключивших контракт о прохождении военной службы в военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования и зачисленных приказом руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования в списки личного состава военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, расположенного на территории муниципального образования; военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, которые расположены на территории муниципального образования, зачисленных приказом командира воинской части, руководителя военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования в списки личного состава воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или вставших на учет в воинской части, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования учреждении (пункт 1.1.1 Методических рекомендаций).
Таким образом, из находящихся в системной взаимосвязи положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46, а также Методических рекомендаций, выступления представителя Губернатора Санкт-Петербурга, пояснения представителя Санкт-Петербургской избирательной комиссии следует, что правом избирать на выборах депутатов муниципальных советов обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, проживающие на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении. Кроме того, указанными законоположениями активное избирательное право на выборах депутатов муниципальных советов предоставляется не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.
2.1. Конституцией Российской Федерации установлено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (части 1 и 2 статьи 3); высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации вправе на основании принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32), избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32).
Закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации как демократического правового государства, Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статьи 1 и 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (часть 1 статьи 130); местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (часть 2 статьи 130). Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации).
Согласно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации публично-территориальной самоорганизации населения по месту жительства, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования; территории, на которых осуществляется местное самоуправление, образуют пространственные пределы муниципальной власти как публичной власти народа в Российской Федерации и одновременно - территориальную сферу реализации права на осуществление местного самоуправления (Постановления от 02 апреля 2002 года N 7-П, от 29 марта 2011 года N 2-П, от 24 декабря 2012 года N 32-П, от 01 декабря 2015 года N 30-П; Определения от 10 апреля 2002 года N 92-0, от 06 марта 2008 года N 214-О-П).
По смыслу конституционного регулирования права населения на осуществление местного самоуправления, круг лиц, участвующих в местном самоуправлении, в том числе путем выборов в органы местного самоуправления, должен определяться с учетом природы местного самоуправления как особого вида публичной власти, смысл которого заключается в защите прав и интересов жителей конкретной территории. Это означает, что местное самоуправление должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего муниципального образования, дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории муниципального образования предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения. Иные категории лиц, не являясь членами муниципального сообщества, не могут быть признаны субъектами местного самоуправления (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06 ноября 1998 года N 151-0, от 27 мая 2004 года N 180-0).
2.2. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина (пункт "б" части 1 статьи 72), а также установление общих принципов организации местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Как предусмотрено положениями Федерального закона N 131-ФЗ, местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения (часть 1 статьи 10); структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34); представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах (часть 2 статьи 35). Согласно положениям части 3 статьи 23 Федерального закона N 131-Ф3 гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ, указанным федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Данный федеральный закон имеет прямое действие и подлежит применению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ гражданин участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 1 статьи 3); право избирать имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет (пункт 1 статьи 4); избирателем, т.е. гражданином, обладающим активным избирательным правом, является совершеннолетний гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа (подпункт 18 статьи 2; пункт 4 статьи 4); гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, включается в список избирателей только на одном избирательном участке (пункт 10 статьи 17).
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 08 декабря 2011 года N 1794-0-0, приведенные законоположения применительно к участию граждан в выборах в органы местного самоуправления означают, что каждый гражданин, проживающий на территории, где проводятся такие выборы, признается избирателем и имеет право проголосовать на них в том избирательном округе, где расположено место его жительства, и только на одном из избирательных участков, образованных в данном округе. Такое законодательное регулирование активного избирательного права обусловлено, в частности, необходимостью обеспечения устойчивой взаимосвязи избираемых органов муниципальной власти с населением соответствующего публично-правового образования и способствует ответственному волеизъявлению избирателей на выборах.
Закрепляя основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел такой способ идентификации граждан в качестве избирателей применительно к соответствующей территории, как установление факта их места жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факта временного пребывания) на соответствующей территории.
Так, согласно положениям пункта 2 статьи 16 и пункта 4 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания) на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. При этом факт нахождения места жительства (в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания) гражданина на территории соответствующего участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотрена положениями статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации N 5242-1). Согласно положениям Закона Российской Федерации N 5242-1 территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть первая статьи 3); органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (статья 4).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей. При этом отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Определение от 08 декабря 2011 года N 1794-0-0).
Согласно положениям пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Указанная особенность регистрации военнослужащих и членов их семей также предусмотрена Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила) на основании положений Закона Российской Федерации N 5242-1. В соответствии с пунктом 23 Правил регистрация военнослужащих осуществляется по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); при этом военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Положениями пункта 3 статьи 16 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация (учет) избирателей - военнослужащих, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части; основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части. Согласно положениям пункта 6 статьи 17 указанного федерального закона сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования военнослужащие и члены их семей, как проживающие на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения, так и не проживающие на соответствующей территории, но зарегистрированные в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении, обладают активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов в силу положений федерального законодательства. Оспариваемые заявителем положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 в этой части по существу воспроизводят нормативные предписания, закрепленные в Федеральном законе N 67-ФЗ, и не осуществляют собственного правового регулирования.
Разрешение вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46, предусматривающих участие в выборах депутатов муниципальных советов в качестве избирателей военнослужащих и членов их семей, не проживающих на территории воинской части, военной организации, военного учреждения, но зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении, фактически означало бы проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений федерального закона, что неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга. Следовательно, производство по настоящему делу в указанной части подлежит прекращению.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ составление списков избирателей осуществляется избирательными комиссиями в целях реализации прав избирателей. Оспариваемые заявителем положения пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 содержат гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, состоящие в установленном порядке формирования и уточнения сведений о лицах, являющихся избирателями, и по существу буквально воспроизводят нормы пункта 6 статьи 17 Федерального закона N 67-ФЗ, не осуществляя при этом собственного правового регулирования.
Разрешение Уставным судом Санкт-Петербурга вопроса о соответствии Уставу Санкт-Петербурга данных положений Закона Санкт-Петербурга N 303-46, фактически означало бы проверку соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений федерального закона, что неподведомственно Уставному суду Санкт-Петербурга. Следовательно, производство по настоящему делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга оспариваемых положений пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 также подлежит прекращению.
С учетом изложенного, предметом рассмотрения Уставного суда Санкт-Петербурга по настоящему делу являются положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 в части, наделяющей активным избирательным правом на выборах депутатов муниципальных советов, не проживающих на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.
3. Устав Санкт-Петербурга имеет прямое действие и высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Санкт-Петербурга (статья 5). Являясь актом учредительного характера, Устав Санкт-Петербурга образует основу законодательства и иного правотворчества по вопросам исключительного ведения Санкт-Петербурга, а также служит основой законодательства Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга наряду с федеральными законами без ущерба для верховенства последних.
Уставом Санкт-Петербурга предусмотрено, что источником власти Санкт-Петербурга являются жители Санкт-Петербурга, осуществляющие свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 4, статья 66); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление в Санкт-Петербурге посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (статья 60).
Отражая и развивая конституционное понимание местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливая особенности организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге, Устав Санкт-Петербурга, в частности, предусмотрел, что местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга исходя из интересов населения соответствующих внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (пункт 1 статьи 59); внутригородским муниципальным образованием Санкт-Петербурга является часть территории Санкт-Петербурга, в границах которой местное самоуправление в Санкт-Петербурге осуществляется населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге (пункт 2 статьи 59); органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге - избираемые непосредственно населением внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга и (или) образуемые представительным органом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1 статьи 62).
Из приведенных нормативных положений следует, что Уставом Санкт-Петербурга гарантируется осуществление местного самоуправления как публично-территориальной самоорганизации населения по месту жительства, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения. Соответственно, смысл местного самоуправления как особого вида публичной власти заключается в защите прав и интересов жителей конкретного внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга.
Это означает, что местное самоуправление в Санкт-Петербурге должно обеспечивать права и законные интересы именно тех граждан, чье постоянное или преимущественное проживание на территории соответствующего внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга дает основание для отнесения их к населению данного муниципального образования. Именно постоянное или преимущественное проживание гражданина на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга предполагает его причастность, как члена муниципального сообщества, к вопросам местного значения, обеспечивает устойчивую взаимосвязь населения соответствующего публично-правового образования и избираемых органов муниципальной власти.
Законодатель Санкт-Петербурга, осуществляя правовое регулирование соответствующих общественных отношений, обязан гарантировать осуществление права населения на местное самоуправление в соответствии с уставной природой местного самоуправления. Соответственно, круг лиц, участвующих в местном самоуправлении путем выборов депутатов муниципальных советов, должен определяться с учетом закрепленной Уставом Санкт-Петербурга природы местного самоуправления.
Предоставление законом Санкт-Петербурга права формирования муниципальных советов лицам, не проживающим и не зарегистрированным на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа в установленном порядке, искажает правовую природу местного самоуправления и не гарантирует реализацию в Санкт-Петербурге права населения на осуществление местного самоуправления.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 в части предоставления активного избирательного права на выборах депутатов муниципальных советов не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, не соответствуют Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пунктов 1 и 2 статьи 59, пункта 1 статьи 62.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 5, 6, 61 - 64, 67, 68 и 75, а также положениями статей 37 и 58 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", Уставный суд Санкт-Петербурга
постановил:
1. Признать положения пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" в части предоставления активного избирательного права на выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга не проживающим на территории расположения воинской части, военной организации, военного учреждения и не зарегистрированным в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, не соответствующими Уставу Санкт-Петербурга, его положениям пунктов 1 и 2 статьи 59, пункта 1 статьи 62.
2. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", предусматривающих участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в качестве избирателей военнослужащих и членов их семей, не проживающих на территории воинской части, военной организации, военного учреждения, но зарегистрированных в установленном порядке при воинской части, военной организации, военном учреждении, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа.
3. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Санкт-Петербурга положений пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", предусматривающих, что сведения об избирателях- военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
4. Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
5. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в газете "Санкт-Петербургские ведомости" в течение 14 дней после его провозглашения.
Председатель Уставного суда Санкт-Петербурга |
Н.Ф. Гуцан |
Судьи Уставного суда Санкт-Петербурга |
О.В. Герасина |
|
М.В. Петров |
|
И.В. Тимофеев |
|
А.В. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Санкт-Петербурга от 23 декабря 2015 г. N 007/15-П "По делу о соответствии Уставу Санкт-Петербурга отдельных положений пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" по запросу группы депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга В.Ю. Бакулина, А.А. Ковалева, В.П. Ложечко, Л.Ф. Седейкиене, С.В. Трохманенко, М.А. Шишкиной"
Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно после его провозглашения
Текст постановления официально опубликован не был