Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Лужского
муниципального района
от 10 декабря 2013 г. N 3870
Муниципальная программа
"Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы"
20 мая 2015 г.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20 мая 2015 г. N 1430 паспорт настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района на 2014 - 2020 годы"
Наименование Программы |
"Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района на 2014 - 2020 годы" (далее - Программа) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель |
Отдел агропромышленного комплекса администрации Лужского муниципального района |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соисполнители Программы |
ГБУ ЛО "СББЖ Лужского района"; МУ "Единая служба заказчика"; комитет образования; отдел молодежной политики, спорта и культуры; отдел архитектуры и градостроительства; отдел транспорта, связи и коммунального хозяйства; сектор по жилищной политике. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники Программы |
Сельскохозяйственные предприятия; администрации городских и сельских поселений; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; индивидуальные предприниматели, занятые сельскохозяйственным производством; сельскохозяйственные потребительские кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подпрограммы Программы |
Подпрограмма "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы"; Подпрограмма "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программно-целевые инструменты Программы |
Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района на 2014 - 2020 годы": - "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы"; - "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года". |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели Программы |
- увеличение вклада агропромышленного комплекса в экономику района; - повышение конкурентоспособности продукции, производимой в агропромышленном комплексе Лужского муниципального района; - укрепление позиций организаций агропромышленного комплекса на региональном продовольственном рынке; - повышение устойчивости развития сельских территорий; - рациональное использование и воспроизводство природного потенциала района. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи Программы |
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции; - создание условий для развития малых форм хозяйствования; - создание условий для воспроизводства почвенного плодородия; - создание предпосылок для диверсификации сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; - производство продукции растениеводства; - производства продукции животноводства; - среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей; Количественные значения показателей приведены в приложении 1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Программы |
2014 - 2020 годы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем ресурсного обеспечения реализации Программы составляет 778788,5 тысяч рублей (приложение 2) в том числе на реализацию: - на реализацию подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы" - 141504 тысячи рублей. - на реализацию подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" - 637 284,5 тысячи рублей. Объем ресурсного обеспечения реализации Программы: - за счет средств бюджета Лужского муниципального района по годам составит:
- за счет субвенций из бюджета Ленинградской области по годам составит:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году по отношению к 2013 году (оценка) на15%; - увеличение уровня заработной платы в сельском хозяйстве к 2020 году на 60%; - увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему за период реализации программы в 1,5 раза. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства Лужского муниципального района на среднесрочный период 2014 - 2020 гг., финансовое обеспечение и механизм реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Сельское хозяйство района является одной из составляющих экономики района. Производством сельскохозяйственной продукции на территории района занимаются 14 сельскохозяйственных предприятий, более 40 товарных фермерских хозяйств (далее - КФХ) и 12 тысяч личных подсобных хозяйств граждан (далее - ЛПХ). На долю КФХ и ЛПХ приходится почти 66% валового сбора картофеля и 93% овощей, но основная часть продукции потребляется самими производителями, т.е. продукция не является товарной. С производством продукции животноводства ситуация совсем другая - на долю КФХ и ЛПХ приходится всего 5% валового производства молока и 10% мяса.
В сельском хозяйстве главными товаропроизводителями являются сельскохозяйственные организации, на долю которых приходится 76,4% всей продукции сельского хозяйства района, в т.ч. продукции животноводства - 92%, мяса всех видов - 90%, молока - 95%.
Доминирование в структуре сельскохозяйственной продукции крупного товарного производства позволяет агропромышленному комплексу района развиваться динамично за счет привлечения инвестиций, освоения инноваций, проведения технической и технологической модернизации производства.
С присоединением России к ВТО проблемы конкуренции для продукции агропромышленного комплекса на районном, региональном и межрегиональных продовольственных рынках обостряются в связи с упрощением доступа на них импортных продуктов питания. Низкий уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции не позволяет организациям агропромышленного комплекса без бюджетной поддержки на равных конкурировать с импортной продукцией, щедро субсидируемой зарубежными государствами.
Для решения данной проблемы требуется не только прямая государственная поддержка доходности сельскохозяйственных организаций, но и субсидирование мероприятий, позволяющих снизить издержки производства, повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции и, в конечном счете, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса района.
За годы реализации муниципальной программы был обеспечен рост продукции сельского хозяйства.
В 2008 - 2011 гг. среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составили 4,1%. Высокие темпы прироста обеспечивались, главным образом, за счет отраслей животноводства. Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 2012 год к уровню 2011 года составило 7%.
Анализ тенденций развития агропромышленного комплекса района показывает, что в сельскохозяйственных организациях, имеющих возможность применять современные технологии производства продукции растениеводства и получать эффект масштаба от концентрации производства, рост валовых сборов в 2010 - 2012 годах составил по зерновым культурам 148,8%, картофелю - 106,9%.
В скотоводстве широко внедряются информационные технологии: программа "Селэкс" освоена в 4 племенных и 7 товарных молочных хозяйствах с общим поголовьем коров 5,3 тыс. голов.
За последние годы введена реконструкция животноводческих дворов в 4 хозяйствах, введен в эксплуатацию мини комбикормовый завод.
Вместе с тем, скотоводство характеризуется невысоким уровнем доходности производства, что является одной из основных причин низких темпов роста объемов валового производства молока при значительном рыночном потенциале развития отрасли. Производство мяса крупного рогатого скота является убыточным видом хозяйственной деятельности, что делает его неконкурентоспособным на региональном рынке говядины.
Основной внутриотраслевой проблемой, сдерживающей развитие молочного скотоводства, является отставание уровня развития кормопроизводства по сравнению с темпами роста генетического продуктивного потенциала животных, что приводит к неоправданно высокой доле концентрированных кормов в структуре рациона коров в племенных и товарных хозяйствах.
Производство сельскохозяйственной продукции на основе специализации, концентрации, применения современных технологий позволяет не только достигать более высокого уровня рентабельности продукции, но и повышать ее качество, и добиваться ритмичности поставок в торговые сети. Все это в совокупности может поднять уровень конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса района, обеспечить ее закрепление на продовольственных рынках.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса района сдерживается не только наличием производственных и экономических проблем, но и отсутствием эффективных механизмов устойчивого развития сельской местности, низкими темпами строительства жилья на селе, недостаточной обеспеченностью элементами сельской инфраструктуры, плохим качеством дорог в сельской местности и другими проблемами.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Основными направлениями развития сельского хозяйства являются:
- стимулирование производства сельскохозяйственной продукции на территории района;
- сохранение в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов, обеспечивающих устойчивый рост объемов производства сельскохозяйственной продукции;
- реализация мероприятий по сохранению почвенного плодородия и повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными товаропроизводителями Лужского района;
- содействие устойчивому развитию сельских территорий.
С учетом специфики сельского хозяйства района и системы приоритетов, определенных в Госпрограмме и региональной программе, приоритетными направлениями муниципальной агарной политики будет:
- стимулирование развития животноводства;
- поддержка развития малых форм хозяйствования;
- поддержание высокого уровня занятости, роста доходов и качества жизни сельского населения.
Целями Программы являются:
- увеличение вклада агропромышленного комплекса в экономику района;
- повышение конкурентоспособности продукции, производимой в агропромышленном комплексе района;
- укрепление позиций организаций агропромышленного комплекса на региональном продовольственном рынке;
- повышение устойчивости развития сельских территорий;
- рациональное использование и воспроизводство природного потенциала района.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для развития малых форм хозяйствования;
- создание предпосылок для диверсификации сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
Сроки реализации Программы: 2014 - 2020 годы.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20 мая 2015 г. N 1430 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Обоснование выделения и включения в состав Программы подпрограмм и их обобщенная характеристика
Системное решение задач и достижение целей Программы осуществляется на основе выделения подпрограмм, каждая из которых содержит комплекс основных мероприятий. Данный подход позволяет агрегировать в единой системе цели, задачи и мероприятия разного уровня детализации, способствует созданию предпосылок для роста объемов производства продукции сельского хозяйства.
Совокупность подпрограмм направлена на решение производственных, экономических, социальных задач, что придает ей комплексный характер.
Структура подпрограмм отвечает принципам программно-целевого планирования развития сложных производственно-экономических систем.
Основные мероприятия Программы представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение целевых показателей Программы, повышению вклада агропромышленного комплекса в экономику района, решение социальных проблем села и развитие сельских территорий.
Подпрограммы выступают в качестве механизмов реализации Программы.
Подпрограмма "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы" включает следующие основные мероприятия:
- стимулирование производства сельскохозяйственной продукции;
- поддержка малых форм хозяйствования;
- развитие инфраструктуры садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства Лужского муниципального района на 2014 - 2020 годы"
Целевыми индикаторами данной подпрограммы являются:
- производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;
- среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).
В подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" представлены следующие основные мероприятия:
Целевыми индикаторами данной подпрограммы являются:
- ввод и приобретение жилья;
- развитие инфраструктуры сельских поселений.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20 мая 2015 г. N 1430 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета (муниципального района и сельских поселений), а также внебюджетных источников.
Общий объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы" составляет 141 504 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Лужского муниципального района составляет 125 254 тыс. рублей, за счет субвенций из бюджета Ленинградской области 16 250 тыс. руб.
Общий объем финансирования подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" составляет 637284,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 71926,7 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 511411,3 тыс. рублей;
- средства местного бюджета (муниципального района и сельских поселений) - 30046,8 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 23899,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы по источникам финансирования и направлениям расходования денежных средств приведены в приложении 2.
Предоставление средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий настоящей Программы осуществляется на основании соглашений, заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органом местного самоуправления.
5. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Эффективность реализации Программы в целом оценивается по результатам достижения установленных значений каждого из основных показателей как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Индексы производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства.
Показатели реализации подпрограмм предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений муниципальной поддержки агропромышленного комплекса.
Оценка эффективности реализации Программы производится отделом агропромышленного комплекса администрации Лужского муниципального района Ленинградской области.
Оценка эффективности реализации Программы производится по:
степени достижения целей и решения задач Программы путем сопоставления фактически достигнутых значений муниципальной Программы и их плановых значений, предусмотренных приложением 1 к Программе.
Эффективность реализации Программы определяется как соотношение интегральной оценки результативности Программы и уровня финансирования:
,
где:
- эффективность Программы в год
;
- интегральная оценка результативности Программы в год
;
- уровень финансирования Программы в год
6. Риски реализации Программы и меры по управлению рисками
При реализации Программы необходимо прогнозировать появление рисков, возникающих в сфере агропромышленного комплекса, своевременно предпринимать меры по уменьшению их негативных последствий в целях достижения целевых индикаторов и показателей Программы.
Наиболее существенные последствия для реализации Программы имеют следующие риски:
риски, возникающие в связи с мировыми экономическими процессами:
снижением цен на основные экспортные товары российской экономики - нефть, газ и др.;
колебаниями курса мировых валют и снижением валютного курса рубля, влекущего за собой рост объемов импорта по низким ценам;
волатильность цен на продовольствие на зарубежных рынках и т.п.;
риски, связанные с изменением общеэкономической ситуации в России:
усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и товары и услуги для сельского хозяйства:
опережающий рост цен на материально-технические средства, потребляемые в отрасли, на горюче-смазочные материалы, энергетические и другие ресурсы, что снижает рентабельность производства, уменьшает инвестиционный и инновационный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, осложняет переход к ресурсосберегающим технологиям и препятствует выполнению производственных и социальных показателей Программы;
риски, возникающие из-за аномальных природных явлений (поздних весенних и ранних осенних заморозков, избыточного увлажнения в период проведения уборочных работ, вымерзания, выпревания и вымокания посевов) и погодных явлений (градобитие посевов, снежные заносы, оледенение линий электропередач), следствием которых являются потери значительной части урожая и продукции выращивания в животноводстве; дополнительные издержки производства приводят к снижению доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В условиях членства России в ВТО потенциально возможными рисками и негативными последствиями для агропромышленного комплекса Лужского района являются:
невыполнение показателей Программы по росту производства и повышению эффективности;
банкротство части организаций из-за снижения рентабельности производства и уровня их конкурентоспособности;
снижение объемов инвестиций и инвестиционной привлекательности предприятий;
сокращение занятости в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности, рост уровня безработицы в сельской местности, снижение доходов и уровня жизни на селе.
Постановлением Администрации Лужского муниципального района Ленинградской области от 20 мая 2015 г. N 1430 паспорт подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы" настоящего приложения изложен в новой редакции
Паспорт муниципальной подпрограммы "Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы"
Наименование Подпрограммы |
"Развитие агропромышленного комплекса Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2020 годы" (далее - подпрограмма) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ответственный исполнитель |
Отдел агропромышленного комплекса администрации Лужского муниципального района |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Участники Подпрограммы |
Сельскохозяйственные предприятия; администрации городских и сельских поселений; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, ведущие личное подсобное хозяйство; индивидуальные предприниматели, занятые сельскохозяйственным производством; сельскохозяйственные потребительские кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели Подпрограммы |
- увеличение вклада агропромышленного комплекса в экономику района; - повышение конкурентоспособности продукции, производимой в агропромышленном комплексе Лужского муниципального района; - рациональное использование и воспроизводство природного потенциала района. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи Подпрограммы |
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции; - создание условий для развития малых форм хозяйствования; - создание условий для воспроизводства почвенного плодородия; - предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий - создание предпосылок для диверсификации сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы |
- производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий; - производство продукции растениеводства; - производства продукции животноводства; - среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей; Количественные значения показателей приведены в приложении 1. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сроки реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Общий объем ресурсного обеспечения реализации Подпрограммы составляет 141 504 тыс. руб., в т.ч. за счет средств бюджета Лужского муниципального района составляет 125 254 тыс. рублей, за счет субвенций из бюджета Ленинградской области 16 250 тыс. руб., (приложение 2) в том числе на реализацию: - мероприятий по поддержке сельскохозяйственного производства - 133 220 тыс. руб., в т.ч. за счет средств бюджета Лужского муниципального района составляет 116970 тыс. рублей, за счет субвенций из бюджета Ленинградской области 16 250 тыс. руб.; - мероприятий по развитию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений - 2 434 тыс. руб.; - предоставление грантов в форме субсидий - 2 503 тыс. руб.; - организация и проведение ярмарок, конкурсов, выставок - 3347 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации Программы: - за счет средств бюджета Лужского муниципального района по годам составит:
- за счет субвенций из бюджета Ленинградской области по годам составит:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы |
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году по отношению к 2013 году (оценка) на 15%; - увеличение уровня заработной платы в сельском хозяйстве к 2020 году на 60%; - увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему за период реализации программы в 1,5 раза. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
С присоединением России к ВТО проблемы конкуренции для продукции агропромышленного комплекса на районном, региональном и межрегиональных продовольственных рынках обостряются в связи с упрощением доступа на них импортных продуктов питания. Низкий уровень рентабельности производства сельскохозяйственной продукции не позволяет организациям агропромышленного комплекса без бюджетной поддержки на равных конкурировать с импортной продукцией, щедро субсидируемой зарубежными государствами.
Для решения данной проблемы требуется не только прямая государственная поддержка доходности сельскохозяйственных организаций, но и субсидирование мероприятий, позволяющих снизить издержки производства, повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции и, в конечном счете, обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса района.
2. Цели и задачи реализации Подпрограммы
Целями Подпрограммы являются:
- увеличение вклада агропромышленного комплекса в решение задачи продовольственной безопасности Российской Федерации;
- повышение конкурентоспособности продукции, производимой в агропромышленном комплексе;
- повышение устойчивости развития сельских территорий;
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для развития малых форм хозяйствования;
- создание условий для воспроизводства почвенного плодородия;
- создание предпосылок для диверсификации сельской экономики, повышения занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
3. Основные ожидаемые конечные результаты и показатели (индикаторы) эффективности, сроки и этапы реализации Подпрограммы
В число общих показателей (индикаторов) реализации районной Подпрограммы входят:
- производство продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий;
- среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства).
Прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации Подпрограммы приведены в приложении 1 к Программе.
Объемы производства продукции сельского хозяйства в 2020 году относительно 2013 года (оценка) возрастут на 15%.
Реализация Подпрограммы позволит увеличить объемы производства к 2020 году:
зерна (в весе после доработки) - до 17,9 тыс. тонн (на 6%);
овощей - до 8,9 тыс. тонн (на 6%),
картофеля до 27,1 тыс. тонн (1,4%).
Объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в живой массе возрастут в 2020 году относительно 2013 года (оценка) с 5,8 тыс. тонн до 15,0 тыс. тонн (на 258%). Объемы производства молока увеличатся с 33,3 тыс. тонн до 38,0 тыс. тонн (на 14,1%), яиц - с 2740 тыс. штук до 2810 тыс. штук.
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) возрастет на 60% и достигнет 26904 руб. Повысится уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и продукции, производимой в АПК.
Срок реализации Подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
4. Основные мероприятия Подпрограммы
Основные мероприятия Подпрограммы представляют собой комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение показателей Подпрограммы.
Основное мероприятие "Поддержка стабилизации и развития сельскохозяйственного производства"
Особенности сельской местности района отрицательно сказываются на расширении производства картофеля и овощей в хозяйствах населения. Высокая занятость экономически активного сельского населения, высокий уровень заработной платы работников сельскохозяйственных организаций, насыщенность рынка картофелем и овощами, хорошая система снабжения ими сельских поселений оказывают отрицательное влияние на динамику производства данных продуктов в хозяйствах населения.
В 2006 - 2011 годах объемы производства картофеля в хозяйствах населения сократились на 15,5%. Данная тенденция прогнозируется и в перспективе, что может привести к сокращению производства картофеля в хозяйствах населения. Для компенсации данных потерь потребуется увеличить объемы производства картофеля в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, дополнительно расширив посевные площади.
В отношении овощей ситуация более стабильная, но тенденции заметного роста их объемов в хозяйствах населения не прослеживается.
Следовательно, достижение показателей Программы по производству картофеля и овощей может быть обеспечено за счет сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, что требует применения системы мер, стимулирующих развитие данных отраслей растениеводства в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Картофель и овощи в силу ценовых характеристик и полезных питательных свойств являются социально значимыми продуктами, особенно для населения с низким уровнем доходов.
Тенденция производства зерна в сельскохозяйственных организациях имеет устойчивую тенденцию роста. Этому в немалой степени способствовали меры бюджетной поддержки отрасли и необходимость сокращения издержек на корма в связи с ростом рыночных цен на комбикорма.
Актуальным направлением является создание прочной кормовой базы для обеспечения животноводства собственными травяными кормами. Производство кормов - важная составляющая часть всего сельскохозяйственного производства области. Около 80% посевных площадей занято кормовыми культурами. Повышение эффективности использования кормовых угодий напрямую связано с повышением их продуктивности.
Наиболее сложной отраслью является скотоводство.
Отрасль в целом с учетом всей продукции имеет рентабельность близкую к нулю, что не обеспечивает ей даже условия для простого воспроизводства. Производство молока остается малодоходным видом бизнеса, а мяса КРС - убыточным.
Следует отметить, что развитие животноводства происходит в сложной ценовой обстановке: снижаются цены производителей на животноводческую продукцию при одновременном росте цен на комбикорма, горюче-смазочные материалы, электроэнергию, газ и другие ресурсы.
В перспективе, с учетом последствий присоединения России к ВТО и тенденций сокращения объемов производства большинства видов животноводческой продукции в хозяйствах населения, рост объемов ее производства возможен за счет роста продуктивности животных при незначительном росте их поголовья в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Основное мероприятие "Содействие развития садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Лужского муниципального района"
На территории Лужского муниципального района на 1 января 2012 года осуществляют деятельность 197 садоводств, площадь земель сельскохозяйственного назначения, которую они занимают, составляет 4409 га, мелкотоварным сельскохозяйственным производством занимается около 40 тысяч человек.
Граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство за свой счет и своим трудом в интересах семьи, обеспечивают решение социально значимых проблем:
продовольственной для малообеспеченных граждан, летнего оздоровительного отдыха, занятости пенсионеров и граждан, а также частичное решение жилищной проблемы для больших семей.
Ведение садоводства, огородничества вне сферы конкурентного рынка сельскохозяйственного производства способно поддержать семью в условиях постоянно повышающихся цен на продовольствие, содержание муниципального жилья, услуги здравоохранения, образования, транспорта, связи.
Растущие затраты на содержание земельного участка могут привести к существенному сокращению числа некоммерческих объединений граждан на территории муниципальных образований района. А в случае ликвидации некоммерческих объединений граждан муниципальные образования как собственники территории будут вынуждены принять на баланс инфраструктуру садоводств.
Правительством Ленинградской области ежегодно с 2003 года из областного бюджета выделяются средства государственной поддержки садоводческим коллективам жителей Ленинградской области на развитие дорожного хозяйства, объектов электро-, водоснабжения, на санитарные и экологические мероприятия.
В долгосрочной целевой программе "Развитие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений жителей Ленинградской области на 2012 - 2016 годы" предусмотрены финансовые средства на решение вопросов развития инженерной инфраструктуры садоводств на конкурсной основе при условии софинансирования из бюджета района и при наличии проектно-сметной документации.
Целью муниципальной Программы является оказания содействия садоводческим некоммерческим объединениям помощи в подготовке проектно-сметной документации и развития инженерной инфраструктуры за счет средств бюджетов муниципальных образований в целях улучшения социально-бытовых условий в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях жителей Лужского муниципального района.
Для достижения указанной цели необходимо продолжить развитие инженерных сетей (электроснабжения, водоснабжения), подъездных дорог к садоводческим некоммерческим объединениям граждан. Указанные задачи предполагается решать с использованием программно-целевого метода и комплексного подхода.
5. Ресурсное обеспечение и порядок финансирования Подпрограммы
Источником финансирования программных мероприятий является районный бюджет и иные внебюджетные источники (приложение 2).
Объемы финансирования Подпрограммы будут ежегодно уточняться в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на соответствующий год и устанавливаться не ниже финансирования предыдущего года с учетом коэффициентов инфляции и роста объемов сельскохозяйственной продукции.
В бюджетах городских и сельских поселений может предусматриваться софинансирование вышеизложенных мероприятий, исходя из сложившейся ситуации на местах и степени развития сельского хозяйства.
Настоящий Порядок регламентирует предоставление средств местного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке сельского хозяйства Лужского района:
выплата средств осуществляется согласно порядку финансирования, утверждаемого Постановлением Главы администрации Лужского муниципального района по методике и ставкам, согласованным с комиссией по аграрным вопросам, лесопользованию, охране окружающей среды и в пределах ассигнований, выделенных на соответствующий финансовый год.
6. Методика оценки эффективности реализации Подпрограммы
Эффективность реализации Подпрограммы в целом оценивается по результатам достижения установленных значений каждого из основных показателей как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Показатели производства продукции сельского хозяйства указывают на эффективность реализуемых мер в сфере производства соотношение оплаты труда в сельском хозяйстве на степень решения социальных проблем отрасли.
Показатели реализации мероприятий предполагают оценку интегрированного эффекта от реализации основных мероприятий или указывают на результативность наиболее существенных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы производится отделом агропромышленного комплекса комитета экономического развития и агропромышленного комплекса администрации Лужского муниципального района.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы проводится на основе оценки:
степени достижения целей и решения задач Подпрограммы путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей программы и их плановых значений, предусмотренных приложением N 1 к Программе;
степени реализации мероприятий Подпрограммы (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) на основе сопоставления ожидаемых и фактически полученных непосредственных результатов реализации основных мероприятий подпрограммы по годам на основе ежегодных планов реализации Подпрограммы.
Степень достижения целей (решения задач) Подпрограммы () определяется по формуле:
,
где - фактическое значение показателя Подпрограммы;
- плановое значение показателя Подпрограммы.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы проводится ответственным исполнителем ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным.
7. Организация управления Подпрограммой и механизм ее реализации
Подпрограмма направлена на создание условий поддержки на муниципальном уровне.
Механизм реализации Подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей конкретных мероприятий, ведущих к достижению намеченных результатов.
Исполнителями Подпрограммы являются сельскохозяйственные предприятия, КФХ и ЛПХ граждан, сельскохозяйственные потребительские кооперативы района, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения, администрации городских и сельских поселений.
Контроль за реализацией мероприятий Подпрограммы осуществляет отдел агропромышленного комплекса комитета экономического развития и агропромышленного комплекса администрации Лужского муниципального района.
Паспорт муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года"
Наименование Подпрограммы |
"Устойчивое развитие сельских территорий Лужского муниципального района Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
Основание для разработки |
распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2036-р и от 8 ноября 2012 г. N 2071-р, постановление Правительства Российской Федерации от N "Об утверждении федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" |
Участники Подпрограммы |
МУ "Единая служба заказчика"; комитет образования; отдел молодежной политики, спорта и культуры; отдел архитектуры и градостроительства; отдел транспорта, связи и коммунального хозяйства; сектор по жилищной политике; администрации городских и сельских поселений. |
Цели Подпрограммы |
- долговременное, экономически эффективное развитие сельских территорий и сохранение окружающей среды для будущих поколений; - расширение сферы занятости и доходов сельского населения на основе стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Лужского муниципального района; - содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на сельских территориях Лужского муниципального района; - создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Лужского муниципального района; - развитие гражданского общества в сельской местности, активизация участия граждан проживающих на сельских территориях Лужского муниципального района в решение вопросов местного значения; - формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни в Лужском муниципальном районе. |
Задачи Подпрограммы |
- диверсификация сельской экономики с целью повышение уровня и занятости сельского населения Лужского муниципального района; - становление благоприятной социальной среды и повышение уровня жизни сельского населения Лужского муниципального района; - закрепление на сельских территориях Лужского муниципального района молодых семей; - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; - повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений Лужского муниципального района, создание благоприятных инфраструктурных условий для развития агропромышленного комплекса; - реализация общественно значимых проектов в интересах сельских жителей Лужского муниципального района с помощью грантовой поддержки; - поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития. |
Важнейшие целевые индикаторы Подпрограммы |
- ввод (приобретение) 3502 кв. м жилья для сельских граждан, проживающих в Лужском муниципальном районе, в том числе 1275 кв. м для молодых семей и молодых специалистов; - ввод в эксплуатацию трех фельдшерско-акушерских пунктов; - ввод в эксплуатацию трех плоскостных спортивных сооружений общей площадью 3436 кв. м; - ввод в эксплуатацию одного учреждения культурно-досугового типа на 150 мест; - ввод в эксплуатацию 50 км распределительных газовых сетей; - ввод в эксплуатацию 20,9 км локальных водопроводов; - реализация одного проекта комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку; - реализация 7 проектов грантовой поддержки местных инициатив сельских граждан, проживающих в сельской местности Лужского муниципального района; - реализация 7 проектов по популяризации достижений в сельском развитии Лужского муниципального района; - создание 85 новых рабочих мест на сельских территориях Лужского муниципального района |
Сроки и этапы реализации Подпрограммы |
2014 - 2020 годы I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы. |
Объемы и источники финансирования Подпрограммы |
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 637284,5 тыс. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 71926,7 тыс. рублей; - средства областного бюджета - 511411,3 тыс. рублей; - средства местного бюджета (сельских поселений) - 30046,8 тыс. рублей; - средства внебюджетных источников - 23899,8 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы и показатели ее социально-экономической эффективности |
- улучшение жилищных условий 38 сельских семей, в том числе 15 молодых семей и молодых специалистов; - увеличение коэффициента рождаемости сельского населения Лужского муниципального района на 0,3 _ и уменьшение смертности - на 1,1 _; - увеличение охвата сельского населения муниципального района фельдшерско-акушерскими пунктами на 1950 человек; - увеличение численности сельского населения муниципального района, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями на 1750 человек; - увеличение охвата сельского населения муниципального района культурно-досуговыми учреждениями - 1010 человек; - повышение уровня газификации жилых домов (квартир) сетевым газом с 20% до 60%; - повышение увеличение уровня обеспеченности населения питьевой водой с 50% до 70%. |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного распоряжения следует читать как "N 2136-р"
1. Характеристика проблемы
1.1. Общие сведения о сельских территориях Лужского муниципального района
В состав Лужского муниципального района входят 15 муниципальных образований - 2 городских и 13 сельских поселений.
Район расположен в южной части Ленинградской области. На севере граничит с Гатчинским, востоке с Тосненским, западе со Сланцевским, северо-западе с Волосовским муниципальными районами Ленинградской области, на юго-востоке - с Новгородской областью, на юге - Псковской областью. Административный центр района - город Луга является крупным транспортным узлом, расположен в 140 километрах от Санкт-Петербурга на шоссейной трассе и железной дороге, связывающей крупнейшие Северо-Западный федеральный округ с Республикой Беларусь, Украиной и странами Балтии.
Общая площадь муниципального района составляет 6006,4 кв. км.
В районе 66,1 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что достаточно для обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства. В настоящее время под посевы сельскохозяйственных культур из них используются только 26,7 тыс. га или 40,4%, что является резервом для расширения сельскохозяйственного производства, роста занятости сельского населения.
На 23,55 тыс. га земель района располагаются леса с общим запасом древесины 63678,3 тыс. куб. м, что является хорошей базой для развития сферы лесозаготовки, деревообработки и лесного хозяйства. На сегодняшний день предприятия по лесопереработке и производству пиломатериалов функционируют в 7 сельских поселениях Лужского муниципального района и производят продукции объемом около 8,5 тыс. куб. м, при этом у большинства мощности загружены лишь на половину, что является резервом для создания новых рабочих мест и фактором активизации развития сельских территорий.
На территории муниципального района имеются многочисленные особо охраняемые природные территории, наиболее значимым из них является водно-болотное угодье международного значения "Мшинская болотная система", в состав которого входят федеральный комплексный заказник "Мшинское болото" и региональный гидрологический заказник "Север Мшинского болота". Водоемы занимают 109,7 кв. км территории. В районе насчитывается около 250 рек и речек, 8 крупных озер, из которых выделяется Череменецкое озеро как самое большое (15,7 кв. км.) и живописное.
Природные богатства и разнообразный рельеф делают Лужский район привлекательным для отдыха жителей Санкт-Петербурга и других районов Ленинградской области, развития рекреационных видов деятельности и создания на этой основе новых рабочих мест. На землях Мшинского сельского поселения располагается крупный садоводческий массив, который увеличивает в дачный период численность населения на 4 тыс. человек.
1.2. Сельское население муниципального района
Численность сельского населения муниципального района по состоянию на 01.01.2013 года составила 39,25 тыс. человек, в том числе трудоспособного населения - 14,5 тыс. человек, из них на территории района трудится 14,3 тыс. человек или 98,6%. Уровень зарегистрированной безработицы в среднем по сельским поселениям района низкий. По данным Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области он составил на 01.01.2011 г. - 0,99%, 01.01. 2012 г. - 0,98%, 01.07.2013 г. - 1,14%. Связано это с тем, что сельские жители находят работу в Санкт-Петербургском мегаполисе, расположенном в транспортной доступности от г. Луга. В настоящее время 7659 сельских жителей трудятся за пределами района, в основном, в г. Санкт-Петербурге. Вместе с тем, в целом ряде сельских поселений по данным на 01.07.2013 г. уровень безработицы относительно высок: Володарское сельское поселение - 2,82%, Волошовское - 4,27%, Мшинское - 2,95%, Осьминское - 4,53%, Серебрянское - 2,42%, Ям-Тесовское - 2,81%. Не обеспечено работой 228 сельских жителей района.
Главной задачей данной программы является создание достойных бытовых условий и новых рабочих мест для сохранения трудового потенциала сельской местности района. Обезлюдение сельских территорий ведет к сокращению сельскохозяйственного производства, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На территории муниципального района наблюдается, как и в большинстве муниципальных образований Ленинградской области, процесс старения сельского населения: лица старше 60 лет составляют 25,7% от всех жителей района, при доле детей и молодых людей до 18 лет - 12,6%. В Оредежском сельском поселении население старше 60 лет составляю почти половину (47%) от его общей численности.
Возрастная структура населения муниципального района не позволяет осуществлять даже его простое воспроизводство. Коэффициент смертности (17,9_) существенно превышает коэффициент рождаемость (8,7_) сельского населения.
Все это порождает проблему обеспечения сельской экономики качественными трудовыми ресурсами, способными повысить конкурентоспособность аграрного сектора района, и которая требует незамедлительного решения.
Основная часть сельского трудоспособного населения (48%) занята в организациях не связанных с АПК, на предприятиях транспорта и связи, обрабатывающего производства, в гостиницах, кафе и торговле. В сельскохозяйственных организациях трудится 4676 чел. (32% трудоспособного населения, в бюджетной сфере - 1751 чел. (12%). В Володарском, Серебрянском, Тесовском и Ям-Тесовском сельских поселениях аграрный сектор обеспечивает работой более половины занятого населения и является преобладающим.
Размер среднемесячной заработной платы на территории сельских поселений муниципального района в 2012 году составил 16479,9 руб. на человека, в то время как в целом по району среднемесячная заработная плата за тот же период была 21231,6 рублей, а в г. Санкт-Петербурге - 32930 руб., что создает предпосылки для нарастания миграционных процессов из сельской местности.
1.3. Развитие агропромышленного комплекса муниципального района
В 2012 году в Лужском муниципальном районе на долю производства сельскохозяйственной продукции в отгрузке товаров собственного производства приходилось 7,7% от общего количества. Доля района в областных объемах производства молока составляет 7,4%, картофеля - 8,2%.
Основной отраслью специализации сельского хозяйства Лужского муниципального района является скотоводство: 13,5% поголовья крупного рогатого скота Ленинградской области находится на территории района.
Основная доля сельскохозяйственных предприятий района 13 из 17 или 76,5% осуществляют свою деятельность в области молочного животноводства. В 2012 году сельхозпредприятиями района произведено 42,1 тыс. тонн молока. Наилучшего прироста в производстве молока добились коллективы ОАО "Волошово" - +17% СПК "Оредежский" - +20%. Надой на одну фуражную корову по муниципальному району составил в среднем 6506 кг. По продуктивности на одну корову лидируют ООО "Племенной завод "Урожай"- 9318 кг, ЗАО Племенной завод "Рапти" - 9005 кг и СПК "Оредежский" - 8029 кг.
Поголовье крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях муниципального района составило 22,6 тыс. голов, поголовье коров - 5,9 тыс. голов. В 2011 - 2012 гг. за счет собственного поголовья ОАО "Волошово" увеличило поголовье коров на 92 головы.
Производство мяса (в живой массе) в 2012 году в хозяйствах всех категорий составило 5770 тонн. Среднесуточный привес КРС по району - 745 г., свиней - 289 г. ОАО "Рассвет", находящееся на территории Рютеньского сельского поселения, является единственным в Ленинградской области комплексом по доращиванию и откорму молодняка крупного рогатого скота, который производит 16% мяса КРС от областного объема. На предприятии получен самый высокий среднесуточный привес молодняка крупного рогатого скота- 843 грамма.
В четырех сельскохозяйственных организациях трех сельских поселений муниципального района планируется реализация в 2014 - 2020 годах инвестиционных проектов:
- в ООО "Агрохолдинг "Приозерный" (д. Милодеж Ям-Тесовского сельского поселения) осуществляется строительство свиноводческого комплекса по откорму свиней на 18 тыс. голов единовременного содержания. Стоимость проекта 960 млн. рублей. Для работников предприятия планируется комплексная и компактная застройка 52 коттеджей, под которые отведен участок площадью 20 га в п. Приозерный.
- на территории Тесовского сельского поселения предприятие ООО "Рюрик-Агро" реализует инвестиционный проект: первая очередь - строительство зерносушильного комплекса в д. Каменные Поляны, вторая - строительство свиноводческого комплекса на 98 тыс. свиней. Освоен и введен в сельскохозяйственный оборот земельный участок площадью 1500 га под посев зерновых культур. Планируемый объем инвестиций - 1,3 млрд. рублей.
- в ООО "Труд" и ООО УК "Рубеж" (Осьминское сельское поселение) включены в отраслевую программу "Развитие птицеводческих семейных ферм" по строительству мини-ферм по производству мяса индейки. Начато строительство первой очереди - три птичника по 7-9 тыс. голов индейки.
Следует отметить, что четыре сельскохозяйственных организации (ООО "Шереметьево", ООО "Сатис", ОАО "Новый мир", ЗАО "Скреблово") находятся в тяжелом финансовом положении и вынуждены снижать поголовье коров.
Слабо развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства:
из 384 зарегистрированных КФХ на сегодняшний день осуществляют свою деятельность только 13, из которых шесть расположены в Заклинском сельском поселении, три - в Ям-Тесовском, два - в Володарском и по одному в Серебрянском и Тесовском сельских поселениях, характеризующихся более высоким уровнем безработицы.
1.4 Характеристика жилищного фонда
Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Больше половины площади жилищного фонда на сельских территориях Лужского муниципального района, как и по все Ленинградской области, приходится на многоквартирные дома (54,0%), в них проживает 23,1 тыс. человека или 68,4% сельского населения. Средняя обеспеченность жильем в многоквартирных домах составила 24 кв. м. на человека, в индивидуальном жилищном фонде данный показатель в два раза выше - около 51 кв. м.
Благоустройство жилищного фонда в сельской местности уступает по качеству благоустройству жилья в городах. Только 84,6% квартир в многоквартирных домах подключено к централизованному водоснабжению. Общая доступность сельского населения к централизованному водоснабжению составляет 60,8% населения от общей численности, к горячему водоснабжению - 38,3%. Наихудшее положение с централизованным водоснабжением в Серебрянском, Мшинском и Оредежском сельских поселениях, там данный показатель составляет соответственно 18,9%, 39,9% и 40,9% от всех жителей данных поселений. Обеспечено канализацией 64,7% всей площади жилищного фонда, централизованным отоплением - 49,3% .
К сетевому газоснабжению подключен жилищный фонд в 3 поселениях района: Толмачевском городском, Заклинском и Торковичском сельских поселениях. Только 5280 или 13,5% сельских жителей пользуются в быту сетевым газом. Наилучшее положение в Заклинском сельском поселении, там доля таких селян составляет 52,5% от общего числа жителей поселения - это связано с особенностями географического расположения газопроводов.
На 01.01.2013 года в многоквартирных домах Дзержинского и Торковичского сельских поселений зарегистрировано аварийное и ветхое жилье, на долю которого, соответственно, приходится 2,3% и 0,8% от общей площади жилого фонда.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала сельских территорий.
1.5. Состояние объектов социальной инфраструктуры
По состоянию на 01.01.2013 г. в сельских поселениях Лужского муниципального района функционировало:
- 15 общеобразовательных школ, в которых обучалось около 1,7 тыс. учащихся;
- 15 детских дошкольных учреждений на 1,268 тыс. мест, которые посещает 0,8 тыс. детей. Заполняемость дошкольных учреждений составляет 63 ребенка на 100 мест;
- 24 фельдшерско-акушерских пункта, которые в Мшинском, Оредежском, Тесовском и Торковичском сельских поселениях находятся в ветхом состоянии;
- 19 учреждений культурно-досугового типа, одно их которых в Володарском сельском поселении находится в аварийном состоянии и не функционирует;
- 18 спортивных сооружений общей площадью 1298 кв. м, средняя обеспеченность по району составляет 3,3 кв. м. спортивных сооружений на 100 сельских жителей.
Почти все объекты (96%) социальной сферы на сельских территориях Лужского муниципального района обеспечены отоплением, из них 6% отапливаются от собственного источника. К центральному водопроводу и канализации подключены, соответственно, 98% и 94% данных объектов. К сетевому газу из всех объектов подключен единственный сельский дом культуры в д. Пехенец Мшинского сельского поселения.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности применяя комплексный подход. Его эффективность для устойчивого развития сельских территорий во взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года".
Лужский муниципальный район уже имеет положительный опыт реализации проекта комплексной компактной застройки, который начал осуществляться в 2011 году в Дзержинском сельском поселении. За период с 2011 по 2013 годы общий объем финансирования проекта составил 36,7 млн. рублей.
1.6. Газоснабжение
На сельских территориях Лужского муниципального района проложены 35,13 км межпоселковых газопроводов, 40,5 тыс. км уличной газовой сети. Износ уличной газовой сети составляет 80%.
К системе сетевого газоснабжения жилищный фонд сельских территорий Лужского муниципального района подключен только в 3 из 14 сельских поселений. Сетевым газом обеспечены 66,9% многоэтажных квартир, к индивидуальным жилым домам газ не подведен на всей территории района.
Только 1% объектов социальной сферы сельской местности муниципального района подключены к сетевому газопроводу и 6% обеспечиваются баллонным газом.
1.7. Водоснабжение
По состоянию на 01.01.2013 года распределительная система водоснабжения сельских поселений Лужского муниципального района включает в себя:
- 182 км поселковых водопроводных сетей, из которых 19,6% нуждаются в замене;
- 10 км напорных водоводов в Торковичском сельском поселении, износ которых составил 78%;
- 38 водонапорных башен;
- 33 насосные станции;
- 166 уличных водоразборов (будок, колонок, кранов), обеспечивающих водой 40,7% сельского населения.
Централизованное водоснабжение имеют все объекты социальной сферы, кроме амбулатории в п. Мшинская.
В период 2014 - 2020 годов необходимо поднять уровень обеспечения сельского населения питьевой водой с 50% до 70%.
2. Основные цели и задачи Подпрограммы
Основной целью Подпрограммы является долговременное, экономически эффективное развитие сельских территорий Лужского муниципального района при обеспечении повышения уровня и качества жизни населения и сохранении окружающей среды для будущих поколений, которое предполагает
- расширение сферы занятости и доходов сельского населения на основе стимулирования инвестиционной активности в агропромышленном комплексе Лужского муниципального района;
- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на сельских территориях Лужского муниципального района;
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности Лужского муниципального района;
- развитие гражданского общества в сельской местности, активизация участия граждан проживающих на сельских территориях Лужского муниципального района в решение вопросов местного значения;
- формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни в Лужском муниципальном районе.
Для достижения поставленных целей предусматривается решение следующих задач, направленных на улучшение социально-экономической и демографической ситуации в сельской местности Лужского муниципального района:
- диверсификация сельской экономики с целью повышение уровня занятости сельского населения;
- закрепление на сельских территориях молодых семей;
- удовлетворение потребностей проживающего на сельских территориях Лужского муниципального района населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
- становление благоприятной социальной среды и повышение уровня жизни сельского населения Лужского муниципального района;
- повышение инициативности сельского населения Лужского муниципального района и привлечение его к реализации общественно значимых проектов с помощью грантовой поддержки;
- поощрение и популяризация достижений в развитии сельских территорий Муниципального района.
Решение основных задач Подпрограммы предполагает:
- развитие сельского туризма, несельскохозяйственной деятельности (в сферах сельской торговли, народных промыслов и ремесел, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод и др.), отраслей сельского хозяйства не представленных или слабо представленных в крупномасштабном производстве (пчеловодство, кролиководство, товарное коневодство и др.);
- активизацию культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
- совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов в соответствии с потребностями предприятий и организаций области;
- создание условий по повышению инициативности сельских жителей.
Подпрограмма реализуется в два этапа:
I этап - 2013 - 2017 годы;
II этап - 2018 - 2020 годы.
Достижение целей и задач Подпрограммы предусматривается осуществлять с учетом:
а) размещения объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с генеральными планами сельских поселений Лужского муниципального района;
б) преимущественного обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере АПК;
в) использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий Подпрограммы, включая средства населения и организаций.
Для оценки достижения поставленных целей и задач предусмотрена система целевых индикаторов и показателей.
Значения целевых индикаторов и показателей по годам реализации Подпрограммы приведены в приложении 1.
Мероприятия Подпрограммы
В рамках Подпрограммы планируется осуществить комплекс долгосрочных мероприятий, разработанных на основе анализа современного состояния сельских территорий Лужского муниципального района и определения потребности в объектах социальной сферы в сельской местности.
Достижение целей и реализация задачи Подпрограммы обеспечивается посредством следующих основных мероприятий:
1. Основное мероприятие "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов"
Целями мероприятия являются:
удовлетворение потребностей сельских жителей в благоустроенном жилье, отвечающем особенностям сельского образа жизни;
сокращение числа семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности;
привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности;
сокращение числа молодых семей и молодых специалистов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельской местности.
Целевые индикаторы основного мероприятия:
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Количество сельских семей, улучшивших жилищные условия, ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
Количество молодых семей и молодых специалистов, улучшивших жилищные условия, ед. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
Улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов на селе, предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат из федерального, областного и муниципальных бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности, использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного кредитования и материнского капитала, привлечения средств граждан, проживающих в сельской местности.
Реализация мероприятия позволит 38 сельским семьям, в том числе 15 молодым семьям и семьям молодых специалистов улучшить свои жилищные условия.
2. Основное мероприятие "Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры"
Целями мероприятия являются:
создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности Лужского муниципального района;
повышение уровня и качества жизни сельского населения, комфортных условий жизнедеятельности на сельских территориях.
Целевые индикаторы основного мероприятия:
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Коэффициент рождаемости сельского населения (число родившихся на 1000 сельских жителей), чел. |
8,7 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
8,9 |
8,9 |
9,0 |
Коэффициент смертности сельского населения (число умерших на 1000 сельских жителей), чел. |
17,9 |
17,5 |
17,4 |
17,2 |
17,0 |
17,0 |
16,8 |
Прирост сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами (нарастающим итогом), чел. |
650 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1950 |
Прирост сельского населения, обеспеченного плоскостными спортивными сооружениями (нарастающим итогом), чел. |
- |
490 |
980 |
980 |
980 |
980 |
1750 |
Прирост сельского населения, обеспеченного учреждениями культурно-досугового типа (нарастающим итогом), чел. |
- |
1010 |
1010 |
1010 |
1010 |
1010 |
1010 |
Уровень газификации жилищного фонда сельских поселений, % |
20 |
30 |
40 |
40 |
43 |
50 |
60 |
Уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой, % |
50 |
54 |
67 |
67 |
70 |
70 |
70 |
Основное мероприятие "Комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры" предполагает реализацию следующих мероприятий:
Мероприятие 2.1. "Развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов в сельской местности"
В рамках данного мероприятия предусматривается строительство трех фельдшерско-акушерских пунктов в Торковичском, Скребловском и Оредежском сельских поселениях, обеспечение жильем медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.
Выполнение мероприятия позволит расширить доступ населения к услугам учреждений здравоохранения, обеспечить жильем медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, снизить заболеваемость сельского населения, сократить потери рабочего времени в связи с заболеваемостью и снизить расходы средств Фонда социального страхования РФ на оплату больничных листов.
Прирост сельского населения, обеспеченного фельдшерско-акушерскими пунктами или офисами врачей общей практики, за 2014 - 2020 годы составит 1950 человек.
Мероприятие 2.2. "Развитие сети плоскостных сооружений в сельской местности"
Реализация мероприятия включает в себя введение в эксплуатацию 3436 кв. метров новых площадей плоскостных спортивных сооружений в сельской местности, в том числе на первом этапе реализации подпрограммы 1936 кв. метров и 1500 кв. метров - в 2018 - 2020 годах. В сельской местности появятся три спортивных сооружения плоскостного типа.
Реализация мероприятия позволит дополнительно привлечь к наиболее популярным видам спорта 1750 человек из числа сельской молодежи, приобщить их к здоровому образу жизни.
Мероприятие 2.3. "Развитие сети учреждений культурно-досуговой деятельности в сельской местности"
Реализация мероприятия предусматривает:
реконструкцию и капитальный ремонт учреждений и объектов культуры;
строительство и ввод в эксплуатацию дома культуры на 150 посадочных мест.
Выполнение мероприятия позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельской местности и приобщить население к культурно-историческому наследию. Прирост сельского населения, обеспеченного вновь введенными в эксплуатацию учреждениями культурно-досугового типа, составит 1010 человек.
Мероприятие 2.4. "Развитие газификации в сельской местности"
По данному мероприятию предусматривается ввод в действие распределительных газовых сетей в Торковичском и Оредежском сельских поселениях протяженностью 50 км.
Выполнение мероприятия позволит повысить уровень снабжения сетевым и природным газом сельского населения, создать комфортные условия труда, улучшить экологическую обстановку, повысить уровень газификации до 60 процентов.
Мероприятие 2.5. "Развитие водоснабжения в сельской местности"
Мероприятие направлено на:
повышение качества услуг водоснабжения и снижение потери водопроводной воды;
строительство артезианских скважин в Оредежском сельском поселении;
ввод в действие 20,9 км локальных водопроводных сетей.
Выполнение мероприятия позволит обеспечить сельское население качественной питьевой водой до 70 процентов.
Мероприятие 2.6. "Реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную застройку в сельской местности"
Целями мероприятия являются:
повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности;
рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечить благоустройство сельского населенного пункта в рамках пилотного проекта;
повысить уровень архитектурно-планировочного решения массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры.
Реализация проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку будет осуществляться в 2014 - 2016 годах, в том числе:
2014 год - изготовление проектно-сметной документации;
2015 год - строительство объектов электроснабжения (ВЛ-0,4 кВ - 1500 м.);
газоснабжения (газопровода низкого давления - 1500 м.);
водоснабжения (строительство водозабора и водопровода - 1500 м.);
2016 год - строительство (реконструкция) детского сада;
строительство (реконструкция) 2000 км. уличных дорог и тротуаров;
озеленение 10000 кв. метров улиц и площадей
3. Основное мероприятие "Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности"
Поддержку местных инициатив планируется осуществлять в целях:
активизации участия сельского населения в решении вопросов местного значения;
развития на селе институтов гражданского общества в рамках повышения общественной оценки сельскохозяйственного труда;
консолидации сельских жителей в решении вопросов благоустройства населенных пунктов и улучшения природной среды обитания, участия в разработке планов их перспективного развития и формирования благоприятного социально-психологического климата на селе.
Поддержку местных инициатив предполагается осуществлять путем предоставления грантов сельским поселениям в форме субсидий из областного бюджета на реализацию проектов, отобранных на конкурсной основе.
Проекты, предлагаемые сельскими поселениями для участия в конкурсе на получение грантов, могут разрабатываться по следующим направлениям:
создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;
благоустройство сельских поселений (прокладка дорог и тротуаров, озеленение, освещение, строительство мостов, устройство колодцев и др.);
сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;
поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.
Предполагается реализация в 2014 - 2020 годах семи проектов на получение грантов для поддержки местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Реализация мероприятия позволит повысить активность сельских жителей в решении вопросов местного значения.
4. Основное мероприятие "Поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий"
Данное мероприятие реализуется с целью:
повышения инвестиционной привлекательности сельских территорий и формирования предпосылок для создания дополнительных рабочих мест;
повышения уровня миграционной привлекательности сельских территорий Лужского муниципального района, в том числе для специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий сельского хозяйства и других отраслей сельской экономики;
формирование в обществе уважительного отношения к труду в сельской местности и сельским жителям;
общественное признание необходимости развития сельских территорий в общенациональных интересах.
В рамках указанных мероприятий предусматриваются:
участие в областном конкурсе информационно-просветительских проектов по сельской тематике;
реализация молодежного проекта по сохранению культурно-исторического наследия села и повышению информированности населения о возможностях самореализации на сельских территориях;
участие в областных соревнованиях по традиционным для народов, населяющих Ленинградскую область, видам спорта;
организация и проведение выставок, отражающих новаторские подходы к развитию сельской местности;
проведение смотров-конкурсов коллективов народного творчества и художественной самодеятельности.
В рамках данного мероприятия предусматривается организация участия муниципального района в аналогичных всероссийских и областных мероприятиях, предусмотренных в ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" и подпрограмме "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" Государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области на период до 2020 года".
Объемы и источники финансирования Подпрограммы
Подпрограмма реализуется за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета (муниципального района и сельских поселений), а также внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Подпрограммы составляет 637284,5 тыс. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета - 71926,7 тыс. рублей;
- средства областного бюджета - 511411,3 тыс. рублей;
- средства местного бюджета (сельских поселений) - 30046,8 тыс. рублей;
- средства внебюджетных источников - 23899,8 тыс. рублей.
Объемы финансирования Подпрограммы по источникам финансирования и направлениям расходования денежных средств приведены в приложении 2.
Предоставление средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий настоящей Подпрограммы осуществляется на основании соглашений, заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с органом местного самоуправления.
Орган местного самоуправления ежегодно в сроки, установленные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляет, по рекомендуемой субъектом Российской Федерации форме, заявку на реализацию мероприятий настоящей Подпрограммы для включения (отбора) их в Программу, осуществляемую органом исполнительной субъекта Российской Федерации.
Механизм реализации Подпрограммы
Администрация Лужского муниципального района:
- несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделенных на реализацию мероприятий Подпрограммы;
- разрабатывает и принимает на уровне муниципального образования нормативные документы, необходимые для эффективной реализации мероприятий Подпрограммы;
- обеспечивает своевременную подготовку проектной документации на строительство (реконструкцию) объектов социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемое в рамках реализации Подпрограммы;
- вносит предложения по уточнению затрат по мероприятиям Подпрограммы на очередной финансовый год;
- заключает соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий на софинансирование мероприятий Подпрограммы;
- осуществляет ведение ежеквартальной отчетности о реализации мероприятий Подпрограммы;
- осуществляет подготовку информации о ходе реализации мероприятий Подпрограммы;
- организует размещение на официальном сайте муниципального заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о ходе и результатах реализации мероприятий Подпрограммы.
Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации Подпрограммы
Использование комплексного подхода к повышению уровня комфортности проживания в сельских поселениях Лужского муниципального района будет способствовать созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в агропромышленном секторе экономики района, созданию новых рабочих мест, расширению налогооблагаемой базы местного бюджета.
Подпрограмма носит социально ориентированный характер. Приоритетными направлениями ее реализации являются комплексное обустройство сельских поселений и содействие улучшению жилищных условий сельского населения района.
В совокупности указанные мероприятия направлены на облегчение условий труда и быта сельского населения и наряду с другими мерами содействия улучшению демографической ситуации способствуют увеличению продолжительности жизни и рождаемости в муниципальном образовании.
Оценка эффективности реализации Подпрограммы производится путем сравнения фактически достигнутых значений целевых индикаторов и показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых индикаторов и показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.