Протокол совместного заседания коллегий Госстроя РФ и Государственного антимонопольного комитета РФ от 25 марта 1998 г. N 6/2
Председательствовали - Е.В.Басин, Н.Е.Фонарева
Присутствовали:
члены коллегии А.А.Бабенко, А.Ш.Шамузафаров, Н.В.Маслов,
Госстроя России С.И.Полтавцев, А.И.Терещенко, В.В.Авдеев,
В.И.Борисов, Ю.Б.Жуковский, П.К.Ишутин,
Ю.С.Лычкин, В.В.Тишенко, Л.Н.Чернышов
члены коллегии В.Е.Цапелик, А.В.Зайцев, Ю.В.Коковихин,
ГАК России К.Н.Пармененков, А.Н.Голомолзин,
Г.А.Кирюшкина, В.Г.Петрасюк,
П.Е.Торкановский, А.Г.Цыганов
руководители, заместители В.П.Абарыков, Н.А.Быков,
руководителей структурных Ю.Г.Вострокнутов, Г.П.Добжинский,
подразделений Госстроя России Ю.А.Есаулков, П.П.Золотов, Н.И.Мелентьев,
С.А.Михеев, П.М.Морозов, В.Д.Немерцев,
М.С.Потатуев, Р.М.Расул-Заде,
Э.Б.Рощупкин, О.К.Смирнов, С.А.Топкишев,
В.В.Фролов, Н.И.Фролов
руководители, заместители С.Р.Баткаев, Е.А.Бутина, В.Г.Марчуков,
руководителей структурных Т.М.Матренинская, Л.А.Малышев,
подразделений, ответственные Н.М.Ребельский, Е.С.Серебрякова,
работники ГАК России И.С.Стригулина, И.М.Фомина
от аппарата Правительства В.Н.Сорокин, Н.Т.Лопаткин, Б.Д.Моторыгин
Российской Федерации
от ЦК профсоюза рабочих А.Д.Василевский
местной промышленности и
коммунально-бытовых
предприятий Российской
Федерации
представители администраций - А.Г.Аксаков, С.А.Борисова, В.К.Булаев,
субъектов Российской Б.И.Быстров, В.А.Бобков, Г.В.Глаженков,
Федерации Л.А.Гречухина, А.Э.Джашитов,
Ю.Е.Жаболенко, В.А.Захарченко,
Л.В.Колотова, С.И.Круглик, Ю.В.Котляров,
А.Н.Лихачев, А.А.Лебедев,
В.С.Новокрещенов, В.В.Попов, И.В.Пляхин,
И.В.Савельева, Ю.П.Тыртышов, В.Г.Фомин,
И.П.Федяев,, В.М.Чикишев
представители территориальных В.В.Андреянов, О.С.Виниченко, Г.Н.Гудков,
управлений ГАК России Н.И.Гусева, Л.Б.Зеленский, А.И.Сазонов,
Р.Н.Хайруллин, В.А.Черепанов
помощник председателя А.С.Балыбердин
Госстроя России
секретарь коллегии В.И.Львов
Госстроя России
секретарь коллегии В.А.Ребров
ГАК России
Ответственные работники Госстроя России, ГАК России, руководители, заместители руководителей отраслевых акционерных обществ, КонфОПа, научно-исследовательских организаций, представители министерств и ведомств, организаций и фирм, средств массовой информации по списку.
О ходе демонополизации и развитии конкуренции на рынке
жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации
____________________________________________________________
(Чернышов, Коковихин, Акимова, Сиваев, Виниченко, Лихачев, Ященко,
Пряхин, Джашитов, Бабенко, Фонарева, Басин)
1. Отметить, что в сфере ЖКХ происходят преобразования, связанные с изменениями в структуре функционирования отрасли, ее демонополизацией, качественными и количественными изменениями в составе предприятий, организаций, работающих на рынке производства жилищно-коммунальных услуг.
В ходе приватизации и разгосударствления предприятий других отраслей экономики в муниципальную собственность передавались объекты жилищно-коммунального хозяйства. На начало текущего года в отрасли функционировало около 52,6 тыс. предприятий различных форм собственности. Доля предприятий смешанной и частной собственности составляет 73%.
В результате проведенной приватизации жилья произошли изменения в структуре собственников жилищного фонда, сформировался рынок жилья. Доля частного жилого фонда с 33% в 1990 году увеличилась до 55% в 1997 году.
За истекший период Госстроем России совместно с другими министерствами и ведомствами принято более 100 нормативно-правовых документов, регламентирующих разграничение прав владения, управления и распоряжения собственностью, создания новых структур управления объектами ЖКХ, регулирования и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.
На местах продолжается формирование служб заказчиков (на начало года их более 1 тыс.), Государственных жилищных инспекций, органов лицензирования.
В рамках мер по антимонопольному регулированию деятельности локальных монополистов проведен финансовый и технологический аудит коммунальных тарифов в г.г.Санкт-Петербурге, Челябинске, Самаре, Тобольске и др. Экспертиза тарифов показала, насколько велики финансовые и технологические резервы отрасли.
Завышение тарифов за счет необоснованного включения затрат составляет по разным оценкам от 30 до 40%.
Доля жилищного фонда, обслуживаемого на договорной основе, по России на превышает 25%. В Красноярском крае эта величина составляет 4,8%, в Ставропольском крае - 9%, в республике Кабардино-Балкария договорные взаимоотношения отсутствуют, в то же время в г.Москве - 100%, в г.Новочеркасске - 78%, г.Нижнем Новгороде - 45%.
Уровень обслуживаемого на конкурсной основе жилищного фонда невысокий и составляет по России около 5 процентов.
В то же время активизировались процессы формирования товариществ собственников жилья, в целом по стране их насчитывается около 2,8 тыс. Необходим анализ и принятие определенных мер в ускоренном формировании данной категории собственников жилья.
Доля управляемого ТСЖ жилищного фонда по России не превышает 3%, но положительный опыт их работы в 1997 году (товарищества "Коммунальник" г.Рязань, "Уют" г.Тюмень, "ТСЖ-106" г.Тверь и др.) является ярким примером реализации Программы демонополизации и развития конкуренции. Контроль за предоставляемыми услугами предприятиями естественных локальных монополий, конкурсный отбор подрядчиков, внедрение ресурсосберегающих технологий, самостоятельность в управлении домовладениями и принимаемых решениях по улучшению среды обитания делают реальную экономическую отдачу ощущаемой населением, проживающим в ТСЖ.
Расширяется практика привлечения на рынок ЖКУ организаций малого и частного бизнеса, в том числе на специфичные объекты ЖКХ сельских поселений и малых муниципальных образований. Так, в Липецкой области 6 предприятий малого бизнеса заключили подряд по обслуживанию сельских объектов водоснабжения и в двух сельских районах на конкурсной основе им переданы функции управления и обслуживания жилищного фонда. В республиках Дагестан и Коми предприятия малого бизнеса имеют высокое качество работы.
По имеющейся в Госстрое России информации, Минобороны России, Минсельхозпрода России, МПС России, Минатом России, имеющие в своем ведении объекты ЖКХ, осуществляют меры по демонополизации и развитию конкуренции с учетом имеющейся специфики.
Осуществляются мероприятия по подготовке и передаче в установленном порядке объектов ЖКХ в муниципальную собственность, на отдельные виды работ привлекаются подрядные организации на конкурсной основе.
Минобороны России в результате конкурсного отбора поставщиков на закупку твердого топлива только в 1998 году сэкономило около 166,0 млн.рублей бюджетных средств.
По данным территориальных органов ГАК России и Госжилинспекции Госстроя России, качество жилищно-коммунального обслуживания потребителей еще не соответствует требуемому уровню. В ряде субъектов Российской Федерации (республики Алтай, Карелия, Вологодская, Ростовская области и др.) органы Госжилинспекции не созданы, не востребованы их функции по контролю за качеством услуг и формированием конкурентной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве.
2. Государственной жилищно-коммунальной инспекции Госстроя России (Э.Б.Рощупкину):
совместно с территориальными жилищными инспекциями активизировать осуществление контрольных функций за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих стандартам качества, использованием и сохранностью жилого фонда независимо от его принадлежности;
совместно с ГАК России разработать примерное соглашение о взаимодействии на местах Госжилинспекций и территориальных управлений.
3. Управлению реформирования ЖКХ Госстроя России (Л.Н.Чернышову) в месячный срок подготовить предложения по регулированию тарифов на услуги ЖКХ, включая процедуру представления, согласования и утверждения цен и тарифов на услуги естественных локальных монополий на локальных товарных рынках.
4. Управлению реформирования ЖКХ Госстроя России (Л.Н.Чернышову), Департаменту ЖКХ Госстроя России (В.В.Авдееву) в месячный срок представить в Минэкономики России предложения о порядке расчета величины оказываемых населению платных услуг (Раздел "Объем реализации жилищно-коммунальных услуг").
5. Управлению по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи ГАК России (А.Н.Голомолзину), Управлению реформирования ЖКХ Госстроя России (Л.Н.Чернышову) в IV квартале 1998 года совместно с заинтересованными органами исполнительной власти, в том числе органами регулирования естественных монополий, определить перечень нормативных и правовых актов, подлежащих разработке в связи с необходимостью упорядочения регулирования деятельности естественных монополий в сфере ЖКХ и подготовкой законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях".
6. Управлениям ГАК России:
по демонополизации, контролю за ограничительными соглашениями и антимонопольному контролю в агропромышленном, химическом и лесном комплексах (Т.Н.Гусаровой);
госдоклада, реестра и информационных технологий (И.Н.Задирако);
по защите от недобросовестной конкуренции и антимонопольному контролю в сфере товарного обращения, платных услуг и контролю за рекламной деятельностью (В.Г.Петрасюку);
по ограничительной деловой практике и антимонопольному контролю в топливно-энергетическом комплексе, транспорте и связи (А.Н.Голомолзину),
подразделениям Госстроя России:
Управлению реформирования ЖКХ (Л.Н.Чернышову), Департаменту ЖКХ (В.В.Авдееву)
в IV квартале 1998 года разработать предложения по организации мониторинга процессов демонополизации и развития конкуренции в жилищно-коммунальной сфере и влияния конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на уровень цен, качество обслуживания, надежность и экологическую безопасность оказываемых услуг.
7. Управлению по защите прав потребителей ГАК России (С.Р.Баткаеву) совместно с Госжилинспекцией Госстроя России (Э.Б.Рощупкиным) один раз за полугодие обеспечить проведение анализа, обобщение правоприменительной практики и представление информации о нарушениях законодательства "О защите прав потребителей" в сфере предоставления коммунальных услуг.
8. Управлению реформирования ЖКХ Госстроя России (Л.Н.Чернышову), Госжилинспекции Госстроя России (Э.Б.Рощупкину) совместно с Госкомстатом России, ГАК России обеспечить подведение раз в полгода итогов мониторинга происходящих в жилищно-коммунальной сфере преобразований, связанных с проведением демонополизации и формированием конкурентной среды.
9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:
принять действенные меры по снижению тарифов на жилищно-коммунальные услуги за счет исключения необоснованных затрат, включаемых в структуру себестоимости и мер по энергоресурсосбережению;
совместно с территориальными органами ГАК России и Госжилинспекции Госстроя России ускорить создание постоянно действующих конкурсных комиссий по организации подбора подрядчиков на различные виды работ и обеспечить их независимость;
расширить полномочия региональных энергетических комиссий в части контроля ценообразования органами местного самоуправления на услуги водопроводно-канализационного, жилищного хозяйства, теплоснабжающих организаций с целью формирования общей методологии их обоснования для определенных экономических районов;
проводить дальнейшее разгосударствление предприятий, занятых в сфере эксплуатации, ремонта жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры;
предусмотреть в региональных программах выполнение в 1998 году федеральных параметров проведения демонополизации и формирования конкурентной среды. Доведение доли государственного и муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 60%; охват договорами на производство и оказание ЖКУ - до 100%;
10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя Председателя Госстроя России Терещенко А.И. и заместителя Председателя ГАК России Коковихина Ю.В.
Министр Российской Федерации - |
Е.В.Басин |
Председатель ГАК России |
Н.Е.Фонарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протокол совместного заседания коллегий Госстроя РФ и ГАК РФ от 25 марта 1998 г. N 6/2
Текст протокола официально опубликован не был