Межведомственный совет отмечает, что Госстроем России во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится целенаправленная работа по формированию и реализации государственной научно-технической политики в области строительства, архитектуры, градостроительства, промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального хозяйства.
Основой этой работы являются Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике", указы Президента Российской Федерации "О стратегии перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", "О доктрине развития российской науки", утвержденные Правительством Российской Федерации "Приоритетные направления развития науки и техники" и "Критические технологии федерального уровня".
Вопросы научно-технического развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства находят отражение в Программах действий Госстроя России, планах работы коллегии и Научно-технического совета, Генеральном соглашении о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Их реализация осуществляется через Приоритетные направления научно-технического развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, утверждаемые коллегией Госстроя России.
В результате проведенных структурных преобразований удалось сохранить основное ядро научного потенциала в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, адаптировать его к эффективной работе в рыночных условиях.
По состоянию на 01.01.98 научно-технический потенциал составляет 95 научно-исследовательских организаций, входящих в систему Госстроя России, в том числе 25 организаций государственной формы собственности, 70 - акционерные общества. Функционируют 2 отраслевых академии (РААСН, АКХ им.К.Д.Памфилова), 2 Государственных научных центра Российской Федерации ("Строительство" и "НИИВОДГЕО"), сформированы 24 научно-исследовательских и научно-технических центров по отдельным проблемам.
Создается сеть инжиниринговых центров по нововведениям в строительном комплексе.
50 ведущих в отрасли институтов наделены головными функциями по основным направлениям научных исследований и разработок.
Численность научных работников составляет 20 тыс.чел., в том числе 190 докторов и 1350 кандидатов наук.
Организована работа по государственной аккредитации научных организаций, выполняющих НИОКР.
Дальнейшее реформирование научно-исследовательского комплекса в строительной и жилищно-коммунальной сфере осуществляется на основе концепции, подготовленной Госстроем России в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией реформирования российской науки на период 1998-2000 годы.
Несмотря на постоянное сокращение финансирования за счет ассигнований из федерального бюджета, объемы исследований и разработок удается сохранить на сравнительно высоком уровне за счет привлечения средств субъектов Российской Федерации, инвесторов, предприятий и организаций. Удельный вес средств, привлекаемых научно-исследовательскими организациями по договорам с субъектами хозяйственной деятельности, в 1997 году возрос по сравнению с 1995 годом более чем в 1,5 раза.
В 1995-1997 годах выполнен значительный объем научно-исследовательских работ, связанных с проведением реформы в строительстве и ЖКХ, осуществлялось научно-техническое обеспечение реализации федеральных целевых программ "Жилище", "Свой дом", "Каспий", "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация малых и средних городов России" и других. Новый этап в развитии жилищного строительства характеризуется повышением требований к теплозащите и эффективному использованию энергоресурсов, основные направления реализации которых предусмотрены программой "Энергосбережение в строительстве". Проводится работа по решению комплекса градостроительных вопросов в рамках других программ ("Оздоровление Волги", "Золотое кольцо России").
На основе компьютерной технологии созданы высокопроизводительные программно-методические комплексы САПР.
Внедрен ряд эффективных технологий и средств механизации строительных работ для массового монолитного строительства, новых прогрессивных видов инженерных систем и оборудования.
Важным направлением является разработка российских норм, правил и стандартов по строительству с ориентацией на ресурсо- и энергосбережение, снижение материалоемкости строительства. Введены в действие 16 новых СНиПов и 20 Сводов правил, около 120 государственных стандартов.
Целенаправленная работа проводится по созданию условий для выпуска высококачественных конкурентоспособных строительных материалов и изделий, по защите строительного рынка от недобросовестных отечественных и иностранных поставщиков продукции низкого качества, не отвечающей требованиям российских норм и стандартов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации вводится обязательная сертификация строительных материалов, изделий и конструкций.
Ведутся работы по структурной перестройке производственной базы жилищного строительства.
В целях создания условий для наиболее эффективного использования информационных ресурсов и максимального приближения экономической, научно-технической, нормативно-правовой информации к участникам инвестиционно-строительной деятельности создана Объединенная система информации в строительстве (ОСИС).
Вместе с тем в условиях снижения инновационной активности и нестабильности финансирования уровень и масштабы внедрения научных разработок и новых технологий недостаточны для обеспечения качественных изменений в строительной деятельности и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Не сокращается продолжительность сооружения объектов и всего инвестиционного цикла, медленно обновляется строительная техника и повышается организационно-технический уровень производства. Многие здания и сооружения по-прежнему возводятся из тяжелых и материалоемких конструкций, что приводит к большим материальным и эксплуатационным расходам.
Передовые отечественные и зарубежные достижения, прогрессивные проектные и конструктивные решения, ресурсоэнергосберегающие технологии не в полной мере находят отражение в проектах. По этой причине значительная часть проектной документации возвращается на доработку органами Государственной экспертизы.
Значительное количество российских строительных организаций и предприятий строительных материалов не выдерживают конкуренции с зарубежными фирмами.
Все это требует активизации работы на всех уровнях по ускорению внедрения новейших научно-технических достижений и технологий в практику строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реализации "Приоритетных направлений и новых технологий научно-технического развития строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на 1998-2000 годы", утвержденных коллегией Госстроя России.
Межведомственный совет по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства постановляет:
1. Считать важнейшей задачей Госстроя России, администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых акционерных обществ, концернов, корпораций, союзов, научно-исследовательских, проектных, изыскательских и строительных организаций, предприятий строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства, территориальных органов архитектуры и градостроительства ускорение внедрения научно-технических достижений в строительство и жилищно-коммунальную сферу, создание необходимых условий для перевода отрасли на новый ресурсоэнергосберегающий уровень базовых технологий в целях устойчивого развития и экологической безопасности территорий Российской Федерации и повышения конкурентоспособности строительной продукции на отечественном и зарубежном рынках.
2. Руководителям и специалистам строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, Российской академии архитектуры и строительных наук, Академии жилищно-коммунального хозяйства им.К.Д.Памфилова, ГНЦ РФ "Строительство" и "НИИВОДГЕО", ведущих научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций сосредоточить усилия ученых, проектировщиков и специалистов на следующих основных направлениях научно-технического развития строительного и жилищно-коммунального комплексов.
В области жилищной политики:
реализация мер, предусмотренных новым этапом Государственной целевой программы "Жилище", Федеральной целевой программой "Свой дом", Президентской программой "Государственные жилищные сертификаты", в том числе по расширению нормативно-правовой и научно-методологической базы, научно-техническому обеспечению развития жилищного строительства, разработке и мониторингу основных показателей и критериев, определяющих безопасность и долговечность жилого фонда, развитию жилой среды, благоприятной для жизнедеятельности человека, созданию информационной системы по формированию, учету и технической инвентаризации объектов недвижимости в жилищной сфере, а также строящихся жилых домов.
В области реформирования жилищно-коммунальной сферы:
совершенствование правовой базы, прогрессивных технико-экономических нормативов и соответствующих тарифов, стандартизации и ценообразования, развитие малого предпринимательства в жилищно-коммунальном хозяйстве, повышение уровня организационно-технических решений по проблемам энергоресурсосбережения, кадрового и информационного обеспечения реформы ЖКХ;
освоение новых экономичных и экологически безопасных видов коммунальной техники, оборудования и технологий, оснащение производителей и потребителей энергоресурсов и воды приборами контроля, учета и регулирования;
внедрение методов и технических средств повышения надежности и устойчивости работы объектов ЖКХ, особенно в осенне-зимний период;
разработка и освоение новых технологий, сооружений и оборудования для более глубокой очистки питьевой воды.
В области градостроительной политики:
реализация Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, нового Градостроительного кодекса, создание единой системы градостроительного и земельного кадастров;
разработка и принятие долгосрочной программы развития территорий России на основе градостроительной или градоустроительной доктрины России, инструментом реализации которой должны стать архитектура к строительство;
обеспечение в городах приоритета градостроительного подхода, усиление роли генплана как основы стратегии устойчивого развития территорий.
В области научно-технической политики:
обеспечение необходимых условий для сохранения и развития наиболее активной части отраслевого научно-технического потенциала, его социально-экономическая ориентация и использование для осуществления перевода строительства и жилищно-коммунального хозяйства на новый ресурсоэнергосберегающий технологический уклад; повышение эффективности производства и конкурентоспособности строительной продукции и услуг на основе использования базовых наукоемких технологий и материалов; совершенствование системы подготовки научных кадров; укрепление взаимодействия с региональным научно-техническим потенциалом; организация системы прогнозно-аналитической работы в строительном и жилищно-коммунальном комплексах.
В области проектирования:
обеспечение соответствия проектных решений современным достижениям науки, техники и передового опыта, гарантирующих высокий уровень безопасности и эксплуатационную надежность строящихся зданий и сооружений, отвечающих повышенным запросам инвесторов, особенно предназначенных для социально защищаемых групп населения; развитие архитектурно-строительной типологии; создание, совершенствование и внедрение в практику программных продуктов для различных расчетов, конструирования и формирования проектной документации.
В области промышленности строительных материалов, изделий и конструкций:
реализация комплекса мер, предусмотренных подпрограммой "Структурная перестройка производственной базы строительства на 1998-2000 годы", обеспечивающих освоение прогрессивных технологий, производство новых, экологически чистых, высокопрочных долговечных материалов и изделий на основе разработки и применения биотехнологий, компьютерных технологий создания искусственных строительных конгломератов, пластмасс, композитов, безцементных вяжущих, керамических и стеклянных материалов, антикоррозийных покрытий; сочетание протекционистских и рыночных мер в отношении отечественных производителей.
В области энергоресурсосбережения в строительстве, промышленности строительных материалов и ЖКХ:
применение эффективных градостроительных и архитектурно-планировочных решений, гибких домостроительных систем, слоистых конструкций и экологически чистых теплоизоляционных материалов, инженерных систем и оборудования нового поколения, металлопластиковых труб, стальных и керамических труб с двусторонним эмалевым покрытием; внедрение контрольно-измерительных приборов и техники, в том числе интегральных радиосистем для контроля потребления газа, воды и тепла, а также автоматизированных систем диспетчерского контроля и управления тепловодоснабжением групп зданий; развитие и использование возможностей малой и нетрадиционной энергетики (ветрогенераторы, солнечные бойлеры и т.п.).
В области защиты территорий Российской Федерации от природных и техногенных явлений, катастроф:
проведение мониторинга опасных природно-техногенных процессов, анализ и оценка природного и техногенного риска при строительстве в зонах землетрясений, вулкано-цунами-воздействий, оползневых и карстовых явлений, подтоплений, в случаях аварий, взрывов, пожаров, загрязнений территорий от выбросов и отходов промышленных предприятий и систем жизнеобеспечения городов;
обоснование инвестиций и выбор проектных решений, обеспечивающих устойчивое экологически безопасное строительное освоение территорий, эксплуатационную безопасность зданий и сооружений; проведение независимой экспертизы;
реализация мер, предусматриваемых федеральными программами, направленными на обеспечение сейсмобезопасности регионов с высокой сейсмичностью.
В области нормативной базы в строительстве, промышленности строительных материалов и ЖКХ:
ускорение формирования Системы нормативных документов в строительстве, отвечающих современному уровню ресурсоэнергосбережения, увязка их с международными стандартами, строительными нормами и национальными стандартами развитых стран; обновление и замена нормативно-технической документации в соответствии с новейшими результатами научных исследований, а также потребностями регионов; обеспечение полной компьютеризации строительных норм и правил; обеспечение рационального использования и защиты интеллектуальной собственности; активизация работ по развитию метрологии в строительстве и ЖКХ.
В области экономики строительства:
обеспечение выбора экономической стратегии в строительном комплексе и ЖКХ в конкретных условиях продвижения к рыночной экономике, совершенствование правовой и нормативной базы экономического регулирования вопросов научно-технического развития строительства и ЖКХ, финансирования НИОКР из альтернативных источников, в том числе за счет включения в сметы на строительство расходов на НИОКР.
В области информатизации в строительстве и ЖКХ:
обеспечение эксплуатации Объединенной системы информации в строительном комплексе и ЖКХ (ОСИС) на базе использования передовых информационных и телекоммуникационных технологий, в первую очередь сети Интернет; государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях сохранившихся и вновь создаваемых научно-информационных структур (отделов, бюро, центров и т.п.), основными задачами которых должно быть выявление потребностей и доведение до руководителей отрасли, предприятий, организаций информации о новейших разработках.
В области специальных видов строительства:
разработка и освоение новых технологий, оборудования и материалов для их изготовления, монтажа и ремонта мостов, путепроводов, пространственных конструкций и оболочек, тоннелей, метрополитенов, трубопроводных систем и резервуарных конструкций, обеспечивающих дальнейшее повышение их качества, надежности и сокращения сроков выполнения работ.
3. Одобрить в основном проект Концепции реформирования научно-технической сферы строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, доработать его с участием РААСН, АКХ им.К.Д.Памфилова, Государственных научных центров "Строительство" и "НИИВОДГЕО", ведущих институтов, ВНИИНТПИ с учетом высказанных при обсуждении замечаний и предложений и представить для утверждения в установленном порядке.
Включить в Концепцию следующие положения:
по созданию Ассоциации научных организаций, формированию структур нового типа - Национально-технологического центра федерального уровня, учебных центров по внедрению базовых технологий федерального и регионального уровней, организации демонстрационно-информационного научно-учебного центра архитектурно-строительных отечественных и зарубежных инноваций (Академпарка) при РААСН;
по разработке нормативно-правовой базы формирования Фонда технологического развития и содействия разработке новых машин и оборудования, развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере в строительстве и ЖКХ, в том числе за счет средств на амортизацию;
по разработке механизмов рационального управления основными и нематериальными активами в научной сфере, сочетающего меры государственного регулирования и частной инициативы в научно-технической деятельности.
4. Научно-исследовательским организациям, выполняющим исследования и разработки в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить проведение в 1998 году государственной аккредитации научных организаций в соответствии с приказом Госстроя России от 03.12.97 N 17-125.
5. Одобрить инициативу администраций Калужской, Новосибирской, Брянской, Вологодской, Сахалинской, Кировской областей, Республик Карелия, Татарстан, Мордовия, Чувашской Республики, г.Санкт-Петербурга, корпорации "Росагропромстрой", Минобразования России, других организаций и ведомств по их участию в создании Объединенной системы информации в строительстве (ОСИС).
Поддержать предложение Администрации Самарской области об использовании информационной системы строительного комплекса области для пилотной отработки принципов взаимодействия баз и банков данных в рамках единого информационного пространства "Госстрой России - регионы".
6. Госстрою России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, производителей строительной продукции, ведущих научно-исследовательских и проектно-изыскательских организаций и научно-технических обществ (РОИС, РНТОстроителей, Союз строителей, Союз архитекторов, Союз работников ЖКХ и др.):
разработать в 1998 году отраслевую программу государственной поддержки инновационного предпринимательства в строительном комплексе и жилищно-коммунальной сфере, предусмотрев нормативно-правовое, научно-методическое, организационное, кадровое, информационное и финансовое обеспечение инновационной деятельности;
подготовить предложения:
для направления в Правительство Российской Федерации о введении льготного налогообложения научных организаций, их опытных производств, а также предприятий, участвующих в реализации федеральных научно-технических программ и осваивающих новую технику, прогрессивные технологии и продукцию;
по созданию Отраслевого банка эффективных технологий (ОБЭТ), предусмотрев в них организацию работ по сбору, инвентаризации и оценке результатов НИОКР, обеспечивающих создание прогрессивных технологий и энергоресурсосбережение.
7. В целях использования альтернативных внебюджетных источников финансирования и экономического стимулирования развития научно-технического потенциала отрасли согласиться с предложением Академии инвестиций и экономики строительства (АИНЭС), другими заинтересованными организациями о подготовке предложений по активизации деятельности Отраслевого внебюджетного фонда НИОКР.
8. Госстрою России с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отраслевых органов, производителей строительной продукции принять меры по ускорению формирования Системы нормативных документов в строительстве, обязательной регистрации и согласования территориальных нормативных документов, привлечению внебюджетных источников финансирования разработки СНиПов и ГОСТов, их сближению с международными стандартами, строительными нормами и национальными стандартами развитых стран, повышению эффективности работы системы сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, развертыванию работ по развитию метрологических служб.
9. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предприятиям строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, коммерческим банкам, страховым компаниям, другим заинтересованным организациям в целях повышения престижа ученых и специалистов отрасли шире привлекать их к разработке и реализации региональных программ и крупных проектов, а также научно-техническому сопровождению строительства уникальных объектов, организовывать проведение различных конкурсов и других мероприятий для поощрения коллективов и специалистов, внесших наибольший вклад в разработку, освоение производства, внедрение современной техники и новейших технологий, давших значительный экономический и социальный эффект.
10. Рекомендовать Минобразования России совместно с Госстроем России, отраслевыми объединениями, организациями, предприятиями, фирмами всех форм собственности организовать конкурс дипломных работ выпускников строительных вузов, установив порядок, согласно которому каждой работе, представленной на конкурс, дается оценка и отзыв ведущих институтов и фирм, а авторы лучших дипломных работ должны получать от фирм-спонсоров рекомендательные письма-свидетельства успешного начала их самостоятельной профессиональной деятельности.
11. Госстрою России, отраслевым академиям, научно-исследовательским институтам, общественным научно-техническим организациям, высшим строительным учебным заведениям продолжить формирование и ведение информационного банка данных об ученых (Регистра кадров высшей квалификации), авторах патентов, изобретений, выдающихся проектов с характеристикой их деятельности и потенциала, обеспечить гарантированный доступ к указанной информации заинтересованных организаций и специалистов.
12. Госстрою России с участием Миннауки России, Минфина России, МИД России подготовить предложения по обеспечению участия российских ученых и специалистов в работе различных международных правительственных и неправительственных научных, научно-технических и общественных организаций и обществ в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также участия России в международных научно-технических программах и проектах, что будет способствовать вхождению строительной науки в мировое научно-техническое сообщество.
13. Поручить Госстрою России с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций подготовить для направления в Правительство Российской Федерации предложения:
по совершенствованию законодательства о недвижимости, ускорению принятия федерального закона об ипотеке;
В настоящее время действует Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
по созданию Межведомственной комиссии по защите территорий Российской Федерации от опасных природно-техногенных процессов для координации деятельности различных ведомств по решению этой проблемы.
14. Межведомственный совет призывает руководителей администраций субъектов Российской Федерации, отраслевых объединений, предприятий, организаций всех форм собственности принять активное участие в целенаправленном проведении государственной научно-технической политики в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; содействовать реализации мер по активизации инновационной деятельности, функционированию Объединенной системы информации в строительном комплексе и ЖКХ; принять меры по долевому участию в финансировании разработки первоочередных нормативно-технических документов; оказывать помощь и поддержку действующим, создавать новые информационные органы для проведения в регионах информационно-пропагандистской работы и их использования при проработке инвестиционных проектов.
15. Руководителям общественных научно-технических организаций развернуть работу по реализации стратегии научно-технического прогресса в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве, повышению конкурентоспособности строительной продукции и услуг, внедрению прогрессивных технологий и техники, передового опыта, обучению, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров.
16. В целях кадрового обеспечения научно-технического прогресса в строительстве и интеграции вузовской науки рекомендовать РААСН совместно с МГСУ, МАРХИ, МИКХиС и ЦМИПКС с привлечением научных и проектных организаций, имеющих аспирантуры, подготовить проект межотраслевой программы послевузовского образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров высшей квалификации в архитектурно-строительном деле и градостроительстве.
17. Придавая важное значение вопросам, обсуждавшимся на пленарном заседании и секциях, считать необходимым издать сборник "О приоритетных направлениях научно-технического прогресса и внедрении новых эффективных технологий, материалов и конструкций в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации. Материалы 10-го заседания Межведомственного совета по вопросам строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, г.Красногорск Московской области, 19-20 мая 1998 г.". Поручить Госстрою России с участием РААСН подготовить и издать указанный сборник.
18. Отмечая особую роль капитального строительства в осуществлении структурной перестройки экономики, развитии социальной базы общества, обеспечении выхода из экономического кризиса, Межведомственный совет обращается к Правительству Российской Федерации, руководству Министерства по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с просьбой при формировании организационной структуры и в практической деятельности обеспечить преемственность, сохранить и совершенствовать сложившуюся систему сотрудничества и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и отраслевыми структурами, как основы укрепления и стабилизации работы строительного комплекса, дальнейшего развития архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В связи с истечением срока действия Генерального соглашения о взаимодействии Госстроя России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, считать целесообразным уточнить его содержание с учетом дополнительных функций и направлений, возложенных на новое Министерство и внести этот документ на очередное заседание Межведомственного совета для подписания.
И.о. Председателя Межведомственного совета
по вопросам архитектуры, строительства и
жилищно-коммунального хозяйства,
Первый заместитель Председателя |
А.А.Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Межведомственного совета по вопросам архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 20 мая 1998 г. N 1 "О приоритетных направлениях научно-технического прогресса и внедрении новых эффективных технологий, материалов и конструкций в строительном комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации" (г. Красногорск Московской области)
Текст постановления официально опубликован не был