Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
Обязательное
Каркасные здания
1. Каркасные здания, возводимые на подрабатываемых территориях и на просадочных грунтах, следует, как правило, проектировать по податливым и комбинированным конструктивным схемам.
Примечание. При проектировании зданий на подрабатываемых территориях I, Iк и IIк групп предпочтение следует отдавать зданиям с металлическим каркасом.
2. Допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании проектировать каркасные здания по жестким конструктивным схемам.
3. Конструктивные решения каркасных зданий следует выбирать в зависимости от расчетных величин деформаций земной поверхности, инженерно-геологических условий площадки строительства и эксплуатационных требований к объекту.
4. Многоэтажные каркасные здания следует проектировать в виде комбинированной конструктивной и связевой систем (черт. 1 настоящего приложения).
При выборе конструктивных систем многоэтажных каркасных зданий следует отдавать предпочтение каркасам с укрупненными сетками колонн.
5. Фундаменты многоэтажных каркасных зданий, выполненных на основе связевой схемы, следует проектировать в виде перекрестных лент, сечение которых необходимо определять расчетом на воздействия неравномерных деформаций основания.
6. Шарнирные узлы сопряжений элементов многоэтажных каркасных зданий допускается выполнять с опиранием ригелей на консоли колонн через связевые прокладки-компенсаторы (черт. 2 настоящего приложения).
7. Многоэтажные каркасные здания следует рассчитывать на воздействие крена, вызванного подработкой, по деформированной схеме, если продольные силы в стойках каркаса от расчетных нагрузок составляют свыше 10% значения критической силы.
8. Расчетные схемы соответственно поперечных и продольных рам одноэтажных каркасных зданий (черт. 3, 4 настоящего приложения) следует выбирать в соответствии с табл.1 настоящего приложения.
Таблица 1
/-----------------------------------------------------------------------\
|Группы|Группы |Но- | Соединения |Дополнитель-|
|подра-|условий|мер |--------------------------------------|ные меропри-|
|баты- |строи- |чер-|колонн и ригелей |колонн и фундаментов|ятия по обе-|
|ваемых|тельст-|тежа| | |спечению |
|терри-|ва на | | | |устойчивости|
|торий |проса- | | | |здания |
| |дочных | | | | |
| |грунтах| | | | |
|-----------------------------------------------------------------------|
| А. Поперечные рамы |
| | | | | | |
|IV; |0; I; |3,a |Шарнирно-неподви-| Жесткое | - |
|IVk; |II;III;| |жное | | |
|III |IV | | | | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|II; I;|II'; |3,б | То же |Для колонн средних| - |
|IVk |III' | | |рядов - жесткое,| |
| | | | |крайних - шарнирно-| |
| | | | |неподвижное | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|II; I;|0; I; |3,в |Для группы колонн| Жесткое | - |
|IVk |I';II';| |- шарнирно-непод-| | |
| |III' | |вижное, для груп-| | |
| | | |пы колонн - шар- | | |
| | | |нирно-подвижное | | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|I; |0; I; |3,г |Шарнирно-неподви-|Для колонн средних|Установка |
|IVk; |I';II';| |жное |рядов - жесткое,|связей-рас- |
|IIIk |III' | | |крайних - шарнирно-|порок в од- |
| | | | |неподвижное |ном уровне |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|IIk; |0 |3,д | То же |Для колонн средних|То же, в |
|Ik | | | |рядов - жесткое,|двух уровнях|
| | | | |крайних - шарнирно-| |
| | | | |неподвижное | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|II; I;|I'; II'|3,e |Шарнирно-неподви-|Шарнирно-неподвижное|Установка в |
|IVk | | |жное | |средней ча- |
| | | | | |сти здания |
| | | | | |вертикальных|
| | | | | |связей между|
| | | | | |колоннами и |
| | | | | |связей-рас- |
| | | | | |порок между |
| | | | | |фундаментами|
|-----------------------------------------------------------------------|
| Б. Продольные рамы |
| | | | | | |
|IV; |0; I; |4,а |Шарнирно-неподви-| Жесткое | То же |
|IVk; |II;III;| |жное | | |
|III |IV; I' | | | | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|II; I;|0; I; |4,б | То же | " | " |
|IVk |I' | | | | |
|------+-------+----+-----------------+--------------------+------------|
|I; IIk|0; I' |4,в | " | " |Установка в |
|IIIk | | | | |средней час-|
| | | | | |ти здания |
| | | | | |вертикальных|
| | | | | |связей с |
| | | | | |применением |
| | | | | |линейно-под-|
| | | | | |вижных сое- |
| | | | | |динений, а |
| | | | | |между фунда-|
| | | | | |ментами - |
| | | | | |связей-рас- |
| | | | | |порок в двух|
| | | | | |уровнях |
\-----------------------------------------------------------------------/
Примечание. В зданиях с мостовыми кранами на подрабатываемых территориях групп Iк и частично IIк, а также просадочных грунтах групп 0, I и II целесообразно предусматривать выравнивание каркаса.
9. При проектировании одноэтажных каркасных производственных зданий следует, как правило, применять колонны с шагом 6 и 12 м.
Каркасы с колоннами шагом крайних рядов 6 м и средних 12-18 м с применением подстропильных конструкций допускается предусматривать на подрабатываемых территориях групп IV, III и IVк и на просадочных грунтах групп I-IV, II', III'.
10. При проектировании одноэтажных каркасных зданий не следует учитывать перемещения оснований фундаментов:
вертикальные, если разность осадок фундаментов колонн при расчете на особое сочетание нагрузок не превышает значений, приведенных в СНиП 2.02.01-83 "Основания зданий и сооружений";
горизонтальные, если их значения не превышают значений предельных горизонтальных перемещений, приведенных в табл. 2 настоящего приложения.
11. В случаях, когда несущая способность колонн, опирающихся на отдельно стоящие фундаменты, недостаточна для восприятия усилий от деформаций земной поверхности, а дальнейшее усиление колонн или уменьшение длины отсеков нецелесообразно, следует предусматривать устройство между фундаментами связей-распорок в одном или двух уровнях.
Связи-распорки в двух уровнях целесообразно применять на подрабатываемых территориях групп I, Iк-IIIк и на просадочных грунтах групп I-0, а также на площадках со сложными горногеологическими условиями, рассмотренными в пп. 4.26 и 4.27.
Для уменьшения в связях-распорках усилий от воздействия сдвижения грунта следует устраивать шов скольжения по площади контакта подошвы фундамента с бетонной подготовкой.
Если перечисленные мероприятия не обеспечивают требуемой несущей способности колонн, следует изменить конструктивную схему здания или предусмотреть устройство фундаментов в виде перекрестных балочных систем, сплошных железобетонных плит и т.д.
Таблица 2
Вид каркаса |
Предельные горизонтальные перемещения оснований фундаментов |
|
в плоскости рамы |
в направле- нии связей |
|
Из железобетонных колонн сечением площадью 0,15 м2 То же, сечением площадью от 0,1 до 0,15 м2 включ. Из стальных колонн |
0,002h 0,004h 0,010h |
0,004h 0,006h 0,020h |
Примечание. За величину h принимается высота колонн первого яруса рамы.
12. Устойчивость одноэтажных каркасных зданий (отсеков) в поперечном направлении следует обеспечивать защемлением колонн в фундаментах (см. черт. 3 настоящего приложения). В продольном направлении по всем средним рядам колонн необходимо устраивать блоки жесткости с вертикальными связями между колоннами (см. черт. 4 настоящего приложения). В пределах блока жесткости фундаменты колонн необходимо связывать связями-распорками.
Допускается обеспечивать устойчивость каркасов одноэтажных зданий установкой специальных элементов жесткости (диафрагм, колонн увеличенного сечения, многоэтажных пристроек) по продольным и поперечным рядам колонн.
Для снижения усилий в вертикальных связях при неравномерных деформациях основания их следует выполнять с применением линейно-подвижных соединений, допускающих возможность перемещения колонн связевого блока при неравномерных осадках относительно связей (см. черт. 4,в настоящего приложения).
Устойчивость многоэтажных зданий в поперечном и продольном направлениях следует обеспечивать защемлением колонн в фундаментах, устройством между колоннами вертикальных связей или выполнением жестких узлов соединений ригелей с колоннами.
Вертикальные связи, обеспечивающие пространственную устойчивость здания или его отсеков, следует группировать в пространственные блоки в средней части здания (отсека). Для обеспечения совместной работы каркаса и пространственных блоков необходимо, чтобы перекрытия имели достаточную жесткость в горизонтальной плоскости.
13. Предельные длину и ширину отсека каркасного здания следует определять в зависимости от расчетных величин деформаций земной поверхности.
Деформационные швы между отсеками следует проектировать в виде парных рам или шарнирно-подвижного опирания пролетных конструкций и перекрывать их компенсаторами с заделкой эластичным заполнителем (пороизолом, поролоном, макропористой резиной и т.п.).
14. Для покрытий одноэтажных каркасных зданий следует, как правило, применять наиболее простые статически определимые конструкции.
15. Целесообразность применения неразрезных систем покрытий следует в каждом случае обосновывать статическим расчетом на неравномерные деформации основания.
16. Применение в качестве покрытий складчатых, тонкостенных пространственных конструкций (сводов-оболочек) и т.п. должно быть обосновано статическим расчетом с учетом воздействия неравномерных деформаций основания, динамических воздействий технологического оборудования, подвесных или мостовых кранов, необходимости (в отдельных случаях) выравнивания здания и других факторов.
17. Для защиты покрытий каркасных зданий от попадания воды при повреждениях кровли вследствие неравномерных деформаций основания в местах примыкания перекрытия к торцовым и продольным (при внутреннем водостоке) стенам следует устраивать в местах примыкания покрытий соседних пролетов компенсаторы (с теплоизоляцией на деформационных швах), а также проклеивать места установки компенсаторов и швы между плитами покрытия внутри гидроизоляционного ковра дополнительными полосами рубероида шириной 1 м.
18. В качестве ограждающих конструкций для каркасных зданий следует применять унифицированные крупноразмерные стеновые панели, обеспечивая их податливое крепление к элементам каркаса здания таким образом, чтобы нагрузки на ограждающие конструкции от деформирования каркаса были минимальными или совсем исключались.
Стеновые ограждающие конструкции следует закреплять в двух углах по горизонтали шарнирно-подвижно, а в двух других - шарнирно-неподвижно. Допускаемую разность осадок смежных колонн здания следует определять по формуле
где - величина зазора между стеновыми панелями;
l - расстояние между осями смежных колонн;
- высота стеновой панели.
19. При применении самонесущих каменных стен следует предусматривать их разрезку у колонн каркаса здания с опиранием на рандбалки и креплением к элементам каркаса. Внутренние стены, проходящие по осям каркаса здания, следует крепить к колоннам гибкими анкерами и предусматривать зазоры не менее 50 мм в местах примыкания к наружным стенам, плитам и ригелям и в местах пересечения их технологическими и санитарно-техническими трубопроводами.
20. Жесткие полы по грунту (бетонные, ксилолитовые и др.) необходимо проектировать с разрезкой их на карты со сторонами не более 6 м. Ширину шва между картами следует определять по формуле (4) п. 4.31 и формуле (1) рекомендуемого приложения 1, в которых за величину и L следует принимать расстояние между центрами смежных карт в рассматриваемом направлении. Швы между картами следует заделывать эластичным заполнителем (битумной мастикой, пороизоловым жгутом и др.). Допускается использовать бетонный армированный пол в качестве связей-распорок. В этом случае его не следует разрезать на карты.
21. Стены лестничных клеток допускается использовать в качестве блоков жесткости, обеспечивающих пространственную устойчивость здания (отсека).
Размеры проемов в перекрытиях под оборудование и коммуникации следует назначать с учетом их возможных взаимных смещений в горизонтальной плоскости. Необходимо предусматривать возможность рихтовки оборудования в процессе подработки.
22. В производственных зданиях в качестве подъемно-транспортных средств следует отдавать предпочтение подвесному и напольному подъемно-транспортному оборудованию.
Для обеспечения нормальной работы кранов следует предусматривать возможность рихтовки подкрановых конструкций, регулировки подвесок.
23. В зданиях с мостовыми кранами следует применять разрезные подкрановые балки.
В местах разделения здания на отсеки следует предусматривать консольное опирание подкрановых балок или устройство специальных балок-компенсаторов, деформационную способность которых следует определять в зависимости от ожидаемой величины деформационного шва.
24. Габариты приближения кранов к элементам здания необходимо назначать с учетом возможных рихтовок крановых путей. Допускается увеличение высоты надкрановой части колонны или применение металлических подкрановых балок с пониженной опорной частью.
25. Величина наклона подкранового пути мостовых кранов, вызванного деформациями земной поверхности, не должна превышать следующие предельные значения:
в поперечном направлении ;
" продольном " .
Необходимую степень рихтовки путей и габариты приближения кранов следует определять исходя из расчетных деформаций земной поверхности и предельных значений наклонов подкрановых путей.
После окончания активной стадии сдвижения земной поверхности подкрановые пути должны быть отрихтованы в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.