Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. N 4
"Об утверждении Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации"
Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2009 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу
См. Примерное положение о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию, утвержденное заместителем министра образования и науки РФ 10 июля 2007 г.
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 13.01.95 N ЮЯ-П8-00944 о разработке и об утверждении Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию постановляет:
1. Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Типовое положение о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации (прилагается).
2. Ректорам (директорам) образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности до 01.09.95 разработать и утвердить по согласованию со студенческими профкомами положения о студенческом общежитии (студгородке) учебного заведения, а также правила внутреннего распорядка в общежитии.
3. Считать утратившим силу приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 31.10.86 N 682, а приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 03.09.86 N 623 не применять.
Председатель |
В.Г. Кинелев |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 1995 г.
Регистрационный N 903
Типовое положение
о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднегопрофессионального образования Российской Федерации
(утв. постановлением Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. N 4)
I. Общие положения
1. Студенческое общежитие (студенческий городок) образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации* предназначается для размещения иногородних студентов, аспирантов, докторантов, стажеров, слушателей подготовительных отделений институтов и факультетов повышения квалификации и других форм послевузовского и дополнительного профессионального образования на период обучения**.
В отдельных случаях учебные заведения вправе принять решение о размещении в общежитии студентов, постоянно проживающих в данной местности.
Иностранные граждане, принятые на обучение в учебные заведения России по межгосударственным соглашениям (контрактам), размещаются в общежитии на общих основаниях с российскими учащимися, обучающимися в данном учебном заведении.
В общежитии должны быть обеспечены необходимые условия для проживания, самостоятельных занятий и отдыха, а также проведения культурно-воспитательной и спортивно-массовой работы.
2. Студенческое общежитие находится в составе образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования*** в качестве структурного подразделения и содержится за счет бюджетных средств, выделяемых учебному заведению, платы за пользование общежитием и других внебюджетных средств, поступающих от хозяйственной и предпринимательской деятельности учебного заведения.
3. Решением администрации учебного заведения ряд студенческих общежитий может быть объединен в студенческий городок.
4. В крупных вузовских центрах приказами органов управления учебными заведениями могут быть организованы межвузовские студенческие городки, которые состоят на самостоятельном балансе или балансе одного (головного) вуза. Планирование и финансирование расходов осуществляется министерством (ведомством), в введении которого находится головной вуз (студгородок).
5. Проживание в студенческом общежитии посторонних лиц, размещение подразделений учебного заведения, а также других организаций и учреждений кроме случаев, установленных действующим законодательством или указанных в п.7 настоящего Типового положения, не допускается.
При полном обеспечении всех нуждающихся студентов местами в общежитии по установленным санитарным нормам изолированные пустующие здания, этажи, блоки могут по решению администрации и профкома студентов или другого уполномоченного студентами представительного органа**** переоборудоваться под общежития для преподавателей и сотрудников или сдаваться в аренду сторонним организациям.
6. В каждом общежитии в соответствии со строительными нормами и правилами организуются комнаты для самостоятельных занятий, комнаты отдыха, изоляторы, бытовые помещение (кухни, душевые, умывальные комнаты, туалеты и другие).
Состав и площади помещений санитарно-бытового назначения выделяются и оснащаются в соответствии с санитарными правилами устройства, оборудования и содержания общежития.
См. Санитарные правила устройства, оборудования и содержания общежитий для рабочих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ, утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 1 ноября 1988 г. N 4719
7. Помещения для предприятий общественного питания, поликлиник, здравпунктов, санаториев-профилакториев, размещенных в общежитии для обслуживания проживающих, предоставляются бесплатно с обеспечением отопления, освещения, водоснабжения и охраны; для предприятий бытового обслуживания и негосударственным организациям эти помещения предоставляются в соответствии с действующим законодательством на условиях аренды.
Решения о выделении помещений для указанных целей принимаются администрацией учебного заведения по согласованию со студсоветом общежития или другим уполномоченным студентами органом.
8. В каждом учебном заведении в соответствии с настоящим Типовым положением о студенческом общежитии с учетом конкретных условий разрабатываются положение о студенческом общежитии (студгородке), правила внутреннего распорядка в общежитии, которые утверждаются ректором (директором) учебного заведения по согласованию с профкомом студентов.
9. Общее руководство работой в общежитии по укреплению и развитию материальной базы, организацией бытового обслуживания проживающих в общежитии возлагается на ректора (директора) учебного заведения или на должностное лицо, им на это уполномоченное.
10. Проживающие в общежитии и администрация учебного заведения могут заключать договор о взаимной ответственности сторон (примерная форма договора прилагается *.
II. Права и обязанности проживающих в общежитии
11. Проживающие в общежитии имеют право:
- проживать в закрепленной жилой комнате весь срок обучения в учебном заведении при условии соблюдения правил внутреннего распорядка;
- пользоваться помещениями учебного и культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем общежития;
- вносить администрации учебного заведения предложения по заключению договора о взаимной ответственности и добиваться его выполнения;
- переселяться с согласия администрации в другое жилое помещение общежития;
- избирать совет студенческого общежития (студсовет) и быть избранным в его состав;
- участвовать через студсовет в решении вопросов совершенствования жилищно-бытового обеспечения проживающих, организации воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально-бытовых условий проживающих.
12. Проживающие в общежитии обязаны:
- строго соблюдать правила внутреннего распорядка общежития, техники безопасности, пожарной безопасности;
- бережно относиться к помещениям, оборудованию и инвентарю общежития, экономно расходовать электроэнергию, газ и воду, соблюдать чистоту в жилых помещениях и местах общего пользования, ежедневно производить уборку в своих жилых комнатах (блоках);
- своевременно вносить плату в установленных размерах за проживание, пользование постельными принадлежностями и за все виды предоставляемых дополнительных услуг;
- выполнять положения заключенного с администрацией договора о взаимной ответственности;
- возмещать причиненный материальный ущерб в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором.
13. Проживающие в общежитии студенты, аспиранты и другие лица на добровольной основе привлекаются советом общежития во внеучебное время к работам по самообслуживанию, благоустройству и озеленению территории общежития, к проведению ремонта занимаемых ими жилых комнат, систематических генеральных уборок помещений общежития и закрепленной территории и другим видам работ с учетом заключенного договора с соблюдением правил охраны труда.
14. За нарушение правил проживания в общежитии к проживающим по представлению администрации общежития или решению совета общежития могут быть применены меры общественного, административного воздействия в соответствии с действующим законодательством.
Категорически запрещается появление в общежитии в нетрезвом состоянии, оскорбляющем достоинство граждан, а также хранить, употреблять и продавать наркотические вещества.
III. Обязанности администрации учебного заведения, студгородка, общежития
15. Непосредственно руководство хозяйственной деятельностью и эксплуатацией общежития, организацией быта проживающих, поддержанием в нем установленного порядка осуществляется проректором (заместителем директора) по административно-хозяйственной работе или иным работником, назначаемым ректором (директором) учебного заведения.
16. Администрация учебного заведения обязана:
- содержать помещения общежития в соответствии с установленными санитарными правилами;
- заключать с проживающими и выполнять договоры о взаимной ответственности;
- укомплектовывать общежитие мебелью, оборудованием, постельными принадлежностями и другим инвентарем по действующим Типовым нормам оборудования мебелью и другим инвентарем общежитий;
- своевременно проводить ремонт общежития, инвентаря, оборудования, содержать в надлежащем порядке закрепленную территорию и зеленые насаждения;
- обеспечить предоставление проживающим в общежитии необходимых коммунально-бытовых услуг, помещений для самостоятельных занятий и проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий;
- переселять в случае острого заболевания проживающих в общежитии с их согласия в изоляторы на основании рекомендации врачей;
- укомплектовывать штаты студгородка и общежитий в установленном порядке обслуживающим персоналом;
- содействовать Совету студенческого общежития в развитии студенческого самоуправления по вопросам самообслуживания, улучшения условий труда, быта и отдыха проживающих;
- осуществлять мероприятия по улучшению жилищных и культурно-бытовых условий в общежитии, своевременно принимать меры по реализации предложений проживающих, информировать их о принятых решениях;
- обеспечивать необходимый тепловой режим и освещенность во всех помещениях в соответствии с санитарными требованиями и правилами охраны труда;
- обеспечивать проживающих необходимым оборудованием, инвентарем, инструментом и материалами для проведения на добровольной основе работ по обслуживанию и уборке общежития и закрепленной территории.
17. Администрация учебного заведения по согласованию с профкомом студентов и студсоветом назначает руководителя общежития (студгородка).
Директор межвузовского студгородка назначается на должность и освобождается от должности министерством (ведомством), создавшим студгородок, по представлению регионального совета ректоров вузов, согласованного с соответствующим профсоюзным органом.
18. Руководитель общежития обязан обеспечить:
- непосредственное руководство работой обслуживающего персонала общежития;
- вселение в общежитие на основании ордера, выданного учебным заведением (приложение N 1)*, паспорта и справки о состоянии здоровья;
- предоставление проживающим необходимого оборудования и инвентаря в соответствии с типовыми нормами, производить смену постельного белья согласно санитарным правилам;
- учет замечаний по содержанию общежития и предложений проживающих по улучшению жилищно-бытовых условий;
- информирование администрации учебного заведения о положении дел в общежитии;
- охрану общежития, нормальный тепловой режим и необходимое освещение всех помещений общежития;
- чистоту и порядок в общежитии и на его территории, проводить инструктаж и принимать меры к соблюдению правил внутреннего распорядка, техники безопасности и правил пожарной безопасности, проведение генеральной уборки помещений общежития и закрепленной территории.
Руководитель общежития имеет право:
- вносить предложения администрации учебного заведения по улучшению условий проживания в общежитии;
- совместно со студсоветом вносить на рассмотрение администрации учебного заведения предложения о поощрении и наложении взысканий на проживающих в общежитии;
- принимать решение о переселении проживающих по их просьбе из одной комнаты в другую;
- вносить предложения о поощрении и применении мер дисциплинарного воздействия к обслуживающему персоналу общежития.
19. Руководитель общежития совместно с советом студенческого общежития рассматривает в установленном порядке разногласия, возникающие между проживающими и обслуживающим персоналом общежития.
IV. Заселение студенческого общежития, выселение из общежития, оплата услуг
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, проживающие в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут быть выселены без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось ранее на основании закона
20. Размещение студентов производится с соблюдением установленных санитарных норм в соответствии с положением о студенческом общежитии учебного заведения, разработанным на основании настоящего Типового положения.
Распределение мест в общежитии между факультетами (отделениями) и другими структурными подразделениями учебного заведения и утверждение списка студентов, аспирантов и слушателей подготовительного отделения и других лиц на вселение в общежитие производится по совместному решению администрации, профкома студентов учебного заведения и объявляется приказом ректора (директора).
Вселение студентов, аспирантов, слушателей подготовительного отделения и других лиц осуществляется на основании ордера, выданного администрацией учебного заведения, в котором указывается номер общежития и комнаты.
Как правило, жилая комната закрепляется за проживающими на весь период обучения в учебном заведении.
При невозможности проживания в данной комнате вследствие аварии переселение проживающих из одного общежития в другое производится по совместному решению администрации и профкома студентов учебного заведения, а из одной комнаты в другую - по решению администрации и студсовета общежития.
Порядок пользования общежитием студентами и аспирантами, находящимися в академических отпусках, определяется с учетом их пожеланий администрацией учебного заведения.
21. Организация регистрационного режима в студенческом общежитии осуществляется назначенным администрацией учебного заведения для этой цели
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г. N 4 "Об утверждении Типового положения о студенческом общежитии образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июля 1995 г.
Регистрационный N 903
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления без приложений опубликован в "Российской газете" от 2 августа 1995 г., в библиотечке Российской газеты выпуск N 6, 2000 г., в газете "Российские вести", 31 августа 1995 г., N 164
Текст приложений к настоящему постановлению опубликован в журнале "ОвД. Межведомственный информационный бюллетень", 2001 г., N 21
Приказом Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2009 г. N 234 настоящее постановление признано утратившим силу